Завязалась даже литературная полемика: иезуиты отстаивали новый календарь, православные писали против него и защищали старый календарь, и это продолжалось еще очень долго. Для характеристики тогдашних отношений между православными и латинянами можно указать еще на два случая. В 1579 г., декабря 15, король писал к двум владыкам, Луцкому и Владимирскому, что, по дошедшим до него сведениям, попы греческой веры вмешиваются в справы Луцкого бискупства и по обрядам своего закона крестят детей католиков, совершают им браки, дают разводы, напутствуют Святыми Тайнами умирающих латинян, а умерших погребают, отчего происходит великое смущение в народе. И потому приказывал, чтобы впредь в епархиях Луцкой и Владимирской православные священники не совершали ничего подобного для исповедников римской веры, а за нарушение этого приказа угрожал тому и другому владыке штрафом в десять тысяч коп грошей литовских. В 1584 г. ксендзы викарии главного костела луцкого заявили жалобу в городской ратуше, что четвертого генваря, когда они начали служить в своем костеле Божию мшу, явились пред дверьми костела бурмистры, радцы и лавники города Луцка (которые в жалобе поименованы), их помощники и весьма многие другие их соумышленники, с великим шумом и криком, начали поносить срамными словами духовных особ и всех слуг костельных, грозили всех их схватить и избить, а самый храм разрушить и что, не довольствуясь этим, похваляются еще и на будущее время делать такие же нападения на костел и на ксендзов. Важно здесь то, что подобные действия против латинян совершала не простая чернь, а позволяли себе некоторые даже из представителей городской власти, бурмистры, радцы и лавники, конечно, не римской веры. Вообще, во дни митрополита Онисифора борьба между латинянами и православными обнаружилась в таком виде, в каком не обнаруживалась доселе. Православные начали противодействовать латинянам не одним терпением, не одними протестами пред властями и жалобами королю, но и теми же оружиями, какие употреблялись самими латинянами: их школам противопоставляли свои школы, их братствам – свои братства, их сочинениям – свои сочинения, их посягательствам и притеснениям в спорах о календаре – свои посягательства и притеснения, где могли. К изумлению, во всей этой борьбе, касавшейся непосредственно веры и Церкви, не принимали почти никакого участия Западнорусские архипастыри. Пусть будет справедливо, что сами они по своей малообразованности, не способны были охранять и защищать свое духовное стадо мечом слова Божия, но они имели немало материальных средств, чтобы заводить школы для приготовления образованных пастырей Церкви, приглашать и содержать ученых мужей, издавать готовые сочинения, направленные против латинства. Правда, и архипастыри наши, начиная с митрополита, не всегда были недеятельными, и они имели свои заботы и нередко даже вели своего рода борьбу, но из-за чего? Из-за своих личных интересов, а не интересов Церкви, из-за своих прав имущественных и судебных.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Дети вписных братий и особенно сироты, обучались даром, на коште Братском 375 . Вообще же членам Братств вменялось в особенную обязанность – заботиться и подавать возможную помощь тем детям, которые не имеют достатка, а между тем желают учиться священному писанию 376 . Число обучавшихся‚ по всей вероятности, было не малое, по крайней мере, в школах Братств ставропигиальных. Самое заведение училищ обществом частных людей показывает, что православные не чуждались тогда наук, не бегали их, как чего-то еретического, напротив, сознавали нужду в просвещении и смотрели на него с выгодной стороны; a при таком расположении умов естественно можно предположить, что родители с охотою отдавали детей своих в школы. Кроме того, непрестанное увеличение членов Братств для попечения, между прочим, о школах, дает право заключать, что количество воспитанников бывало иногда довольно велико. Для обучения детей, Братства содержали в своем распоряжении ученых людей духовных и светских, способных к этой должности, равно как и к проповеданию Слова Божия 377 . Что же касается до более частных сторон устройства Братских училищ, или школ, то довольно верное понятие об этом можем составить на основании сохранившегося до нас краткого устава православного училища Луцкого, которое было основано в 1620 году. Ибо все тогдашние православные школы, будучи заводимы по одному и тому же образцу – по образцу средних школ, существовавших в Польше и других странах Европы, принимали, без сомнения, тот же самый училищный устав. Кроме того, школа Луцкая, учрежденная по благословению Константинопольского патриарха Кирилла и вместе митрополита Иова, всего вероятнее, заимствовала этот устав у Киевской, а Киевская получала у школы Львовской первых учителей, а с ними, конечно, и её устройство. Тоже самое должно сказать и о школе Виленской, первыми, учителями в коей были воспитанники также школы Львовской. Наконец известно, что все Братства устроялись одинаковым образом, по образцу Братств Львовского и Виленского, а потому не могли различаться между собою и в устройстве своих школ, по крайней мере, до значительной степени.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Львов был связан и с др. крупным центром Вост. Европы - столицей Великого княжества Литовского Вильно, где в 80-х гг. XVI в. было основано Виленское православное Свято-Духовское братство , к-рое уделяло большое внимание обучению пению. Именно здесь были созданы первые в Вост. Европе иезуитские академия и ун-т (1579), где учились многие выдающиеся деятели культуры Украины и России, такие как Симеон Полоцкий , Н. П. Дилецкий и др. Киев как муз. центр выдвинулся позднее - в 30-х гг. XVII в., при митр. Петре (Могиле) , к-рый сыграл важную роль в развитии образования на Украине в целом: он открывал школы, был основателем коллегиума, впосл. получившего название Киево-Могилянский. При нем возникло Богоявленское Киевское братство (1615), также культивировавшее по образцу Львовского братства многоголосное пение. В разнообразных документах 1-й трети XVII в. можно встретить много упоминаний о наличии в братствах и школах нот партесных произведений, о количестве певчих. Напр., в расходной книге Острожской школы (ок. 1621) указываются певчие партесного многоголосия с распределением по партиям (2 баса, 6 (иногда 8) теноров, 2 старших альта, старший дискант и др.- Острозька akaдeмiя. 2011. С. 384). В «Описи документов, книг и разных вещей» Луцкого братства (1627) указаны тетради с партесными произведениями на 2, 6 и 8 голосов (ПККДА. 1898. Т. 1. С. 121). 8- и 12-голосные сочинения упоминаются в приходо-расходных книгах Львовского братства (1637) (АрхЮЗР. 1904. Ч. 1. Т. 11. С. 351). В 30-40-х гг. XVII в. партесное многоголосие появляется в Москве: в город приезжали певцы из юго-зап. земель (белорусы и украинцы). Внедрение партесного многоголосия, поддержанное царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, совпало по времени с книжной справой и церковной реформой, которые раскололи рус. общество на реформаторов и приверженцев древнего благочестия (старообрядцев) (подробнее о вхождении партесного пения в музыкальную культуру России см.: Герасимова-Персидская. 1994). Впервые на Руси возникла письменная полемика между сторонниками противоположных взглядов на церковное пение, из чего можно заключить, что старообрядцы с большой чуткостью и пониманием определили особенности нового пения, характеризующие его концертный тип. Так, выражение «приплясные стихи» (см.: Рогов. 1973. С. 161) указывает, с одной стороны, на постоянный метр («стихи»), а с другой - на специфические ритмические формулы, к-рые действительно встречаются в партесном К. («приплясные»). Определение «гутков наигрыши» (см.: Там же. С. 163) подчеркивает общий инструментальный характер звучания.

http://pravenc.ru/text/2057176.html

побратимств и жертвенных пиршеств, эти элементы в дохристианское время не могли объединиться в гильдии и братчины (в смысле союзов), появление которых относится лишь ко времени после введения христианства у германцев и славян. Второй взгляд не возбуждает подобных недоумений. О правдоподобности его говорит уже то обстоятельство, что он изобретен не Вильдой или каким-нибудь другим ученым в XIX столетии, но современен учреждению гильдии и братств и был разделяем самими учредителями. В начале некоторых гильдейских статутов приводится, например, следующее соображение, как мотив к составлению гильдий: «пророк Давид сказал в псалмах: как хорошо и приятно, когда братия живут вместе и единодушно», или: «поскольку Бог есть любовь, и кто пребывает в любви, тот пребывает в Боге и Бог в нем», – посему мы, такие-то, постановивши основать гильдию, и пр. 24 . Кирилл, патриарх Константинопольский, в грамоте на устроение луцкого братства, данной 1623 г., писал, что братство – это «не новое какое-либо установление, но поистине древнейшее, с самого начала учрежденное при апостолах, когда у всех было сердце едино и душа едина " 25. Та же мысль, в той или иной форме, приводится в других грамотах и актах, как побуждение к основанию братств в Западной России.· Если сами учредители сознаются, что при учреждении гильдий и братств ими руководила идея христианской любви и братского единения; то мы не имеем права отрицать это и ставить происхождение союзов вне всякой зависимости от христианства. Остается только неуясненным сам процесс возникновения этих союзов, а именно, каков был исторический ход развития христианской идеи братской любви и соединения ее с германо-славянским обычаем пиршеств. Оставляя в стороне древнехристианские агапы, рано вышедшие из употребления, мы полагаем, что переходною ступенью в развитии этой идеи (разумеем ее обнаружение), до соединения ее с обычаем пиршеств, было монастырское общежитие, с которым скоро познакомились германцы и славяне после принятия ими христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл; † 1646, черниговский Елецкий мон-рь (совр. Украина)), архим., униат. (первоначально православный) проповедник, издатель. Биография О происхождении, месте и времени рождения К. ничего не известно. Возможно, род Ставровецких происходит из с. Ставров Луцкого повета (ныне Млыновского р-на Ровненской обл., Украина); в документах Ставровецкие почти не упоминаются. По-видимому, К. окончил острожскую школу, хотя, учитывая его хорошее знакомство с католич. богословием, исследователи не исключают его обучение в католич. школе; К. В. Харлампович считал, что К. посещал кафедральную школу при львовском римско-католич. соборе. Не позднее 1589 г. Ставровецкий начал преподавать в школе Львовского братства , будучи «учен в науце писма и языка елинска и словенска» (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 10. 44). 31 окт. 1589 г. в Тарнополе (ныне Тернополь), на совещании 5 западнорус. епископов под председательством К-польского патриарха Иеремии II (Траноса), «дидаскал Кирилл» произнес на греч. языке речь в защиту Львовского братства (ПККДА. К., 1898. Т. 3. 8). Вероятно, именно благодаря усилиям учителя из Львова спор тогда решился в пользу братства. Львовский еп. Гедеон (Балабан) , хотя и подписался под постановлением совещания, продолжал нападения на братство. 1 янв. 1590 г. сторонники еп. Гедеона устроили драку в братской школе, при этом «дидаскалу Кириллу» пытались вырвать бороду. По предположению М. С. Возняка, с этого времени за К. закрепилось прозвище Безбородый. В янв. 1591 г. для разрешения конфликта между епископом и братством во Львов прибыл Киевский и Галицкий митр. Михаил (Рагоза) , К его приезду в братской школе было подготовлено приветственное стихотворение «Просфонима» на греч. и слав. языках, напечатанное в братской типографии; по мнению Возняка, его автором был Ставровецкий. 24 янв. во Львове митр. Михаил благословил «дидаскала Кирилла на проповеданье и благовествование Слова Божиего» как во Львове, так и в др. городах, где ему случится быть, с ведома и благословения местных настоятелей (АЗР. Т. 4. 27); той же грамотой благословение на аналогичную деятельность было дано дидаскалу Стефану Зизанию (см. в ст. Зизании ).

http://pravenc.ru/text/1840351.html

Руководимые любовию к ближним, Братства повсюду учреждали больницы, богадельни, странноприимные домы, церкви, монастыри, школы и типографии,– а потом всеми мерами заботились о том, чтобы поддержать, улучшить и обеспечить все сии благодетельные учреждения. И так как дело это касалось всех братий, то и было предметом постоянных рассуждений на Братских собраниях 135 . Посему-то в уставе Луцкого Братства говорится, что «когда будут (братия) сходиться, то в своем собрании должны заботиться и рассуждать о всяком благе ближних своих» 136 . «Братия», предписывается уставом Могилёвского Братства, «должны прилежать к недельным сходкам для совещания о благочестии и церковном благолепии» 137 . Кроме того, в Братских собраниях старшие братья ежегодно давали отчет в управлении имуществом, представляли всему Братству реестры приходов и расходов и выдавали прибыль. Здесь же производился выбор новых старших братчиков и распределение их по должностям 138 , а также выбор игуменов и священников к Братским монастырям и церквам 139 . Наконец, в присутствии всех братий производилась выдача денег на разные нужды 140 . В 1685 году Львовское Братство постановило в своем собрании, что, если нужно произвести постройку или сделать подарок из Братских сумм, то для сего не довольно согласия нескольких членов, а необходимо отбирать голоса всех 141 . 3) Дела относительно охранения прав всего южно-русского народа и поддержания Веры православной Бедственные обстоятельства, в коих находились, во времена Унии, народ южно-русский и Вера православная, требовали постоянных и продолжительных совещаний; потому что не проходило дня когда бы фанатизм врагов не изобретал новых средств к угнетению русского народа, твердо стоявшего за православие. И как все, что только имело отношение к Вере православной и южнорусскому народу, находило для себя опору в Братствах 142 ; то сии последние, в своих собраниях, должны были всячески заботиться о том, как бы противодействовать Унии, как бы предупредить то или другое бедствие, грозившее гибелью Вере православной, как бы уничтожить несчастие уже постигшее южно-русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

О богословско-пастырских курсах, преподавателях и слушателях. 3. О журнале «Епархиальные ведомости». 4. О воссоединении униатов с православием . 5. О конкретных нуждах епархии, требующих содействия уполномоченного Совета на месте и, в частности, моего. 6. О епархиальной свечной мастерской и лавке. По всем вопросам была установлена полная конкретная договорённость, и в частности: а) Поскольку определённого устава от патриархии по созданию «братства» нет, а устав бывшего Луцкого братства не подходит в I настоящих условиях, – остановиться на так называемом миссионерском комитете под председательством епископа (фактически уже созданном им до встречи со мной). Однако следует отметить, что до встречи со мной епископ Николай Чуфаровский определял задачу этого миссионерского комитета как борьбу, главным образом, с сектантством, которое по Волынско-Ровенской области имеет большое распространение. Я подсказал епископу, что положение в настоящее время диктует направить главный миссионерский удар по католицизму, т. е. Ватикану, его агентуре, его тенденциях. В связи с этим мы остановились на выпуске вместо журнала «Епархиальные ведомости» соответствующих листовок (миссионерского характера). Это и потому ещё, что для журнала в настоящее время нет на месте полиграфической базы. Главным образом, нет бумаги. б) В отношении открытия богословско-пастырских курсов у нас установлена полная договорённость. Во-первых, начатый ремонт необходимых помещений следует форсировать, чтобы с 1 сентября нормально начать работу на курсах. Во-вторых, констатировать, что местные условия в этом отношении благоприятны: в строительном материале недостатка не встречается; местные власти идут во всём навстречу. Подбор преподавательского состава и слушателей производится. Подано до пятидесяти заявлений желающих поступить на богословско-пастырские курсы, из которых отобрано тридцать человек (списки прилагаются). Епископ Николай Чуфаровский выдвинул предложение о создании при богословско-пастырских курсах краткосрочных курсов (на 7–8 месяцев) повышения квалификации псаломщиков).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако путь к достижению этого уровня лежал через усвоение и заимствование некоторых методов и принципов, свойственных католическо-протестантскому образованию и пению. По свидетельству современника: «римляне начаша прельщати верных органными гудении в костелах своих, а ревнители православия ничемъ инымъ восспятиша ихъ и паки обратиша к соборней церкви, токмо многоголосными составлении мусикийскими». Другими словами, для ослабления соблазна, исходящего от католической музыки, ревнители православия вынуждены были сделать православное пение столь же роскошным и соблазнительным, как и соблазняющая их католическая музыка. Для этого была проведена «операция», которую можно охарактеризовать как прививку западного музыкального начала к телу православного богослужебного пения, в результате которой на свет появился некий новый плод, некий гибрид музыки и богослужебного пения, ибо партесное пение и есть такой гибрид, возникший от «скрещивания» западной музыкальной системы с православной певческой системой. Острое ощущение невозможности совмещения музыки и богослужебного пения, столь характерное для великорусского православного сознания, было в значительной мере притуплено у носителей православия западных областей, очевидно, из-за их частых и тесных контактов с инославным населением, и именно это послужило причиной вступления на путь духовного компромисса, которым и являлось партесное пение. Становление и развитие партесного пения происходило в хорах, создаваемых при православных братствах и братских школах, организованных во многих городах юго-западной России. Так, известно, что еще в 1604 г. у Львовского братства был свой хор, состоящий из учеников братской школы, обучающихся партесному пению. В библиотеке Луцкого братства в 1627 г. хранились партесные партитуры, считающиеся уже старыми: «церковных партесных пятиголосных, старых, нотъ – двое, партесных шестиголосных нотъ – трое, партесные ноты, старые осмиголосные». Эта запись свидетельствует о приличном стаже партесной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

униатские. Но православным нетрудно было уразуметь намерение униатов . Последние могли примириться с ними и соединиться под властию будущего Русского патриарха, без сомнения, только с условием, если он сам подчинится папе, т. е. примет унию. Следовательно, если бы православные согласились учредить у себя самостоятельное патриаршество, в таком случае униатам вместе с латинянами или польскому правительству оставалось бы только позаботиться, чтобы на кафедру патриаршую возведен был человек, тайно расположенный к унии. И неудивительно, если пред тем временем, как король вздумал разослать свои листы с предложением православным избрать себе своего патриарха вместо Константинопольского, папа прислал воеводе волынскому свою грамоту (от 10 июля 1636 г.), в которой восхвалял его старание привести к унии Киевского митрополита Петра Могилу и Луцкого епископа Афанасия Пузину и еще обещал прислать воеводе чрез своего нунция в Польше надежного человека для более верного успеха . Может быть, Петру Могиле предлагали тогда и патриаршество. Но все старания папистов оказались напрасными . Могила исполнил волю короля: разослал листы его православным братствам, в том числе и Львовскому (от 26 октября 1636 г.), пред наступлением приближавшегося сейма и советовал внимательно обсудить дело для блага Церкви и бедствующего народа. Но в то же время наказывал братствам, чтобы послами на этот сейм, на котором православным предлежало совещаться с униатами по вопросу о патриаршестве, избраны были люди, наиболее известные своею ревностию к православию,— знак, что Могила понимал затеи униатов и вовсе не думал им подчиниться . Проект о патриаршестве окончился ничем . Впрочем, хотя не удалась эта последняя мера, которою король рассчитывал совершенно примирить униатов с православными, а прежние свои «Статьи» примирения он признал недостаточными для цели, но эти «статьи», утвержденные королевскою властию и сеймовою конституциею, имели весьма важное значение для православных. Этими «Статьями» признана законность существования православной Церкви в государстве со всеми ее учреждениями, возвращены православным их древние права, дарованы четыре, а с митрополитскою — пять епархий; в этих «статьях» православные находили новую, твердую опору для своей защиты.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Возникнув из духа Евангельской любви, Братства стремились проявить эту любовь во всех своих действиях, во всех учреждениях, и потому получили сначала по преимуществу, характер обществ человеколюбивых и назывались Братствами любви и Братствами милосердия. В последствии же времени, когда в юго-западной России возникло гонение на Веру православную, когда Польские короли и римское духовенство стали открыто стремиться к истреблению православия, Братства, не теряя характера обществ человеколюбивых и не оставляя дел милосердия, вызваны были к деятельности другой, более высокой, более важной, – к защите и охранению Веры православной, и получили характер обществ, по преимуществу, религиозно-православных. Отделение первое. Цель Братств, как общин человеколюбивых, и средства к достижению цели Соединенные взаимною крепкою любовию, – любовию, «которая», как говорится в грамоте патриарха Иеремии на основание Львовского Братства, «требует проразумевать и пещись благоразумно о призрении и потребностях благочестивых единоверных братий» 267 , Братства имели цель высокую: дела милосердия или вообще служения страждущему человечеству. Из Братских пожертвований или вкладов составлялась казна 268 , которая употреблялась на воспитание сирот, на прокормление старых и больных, на призрение странников, на пособие вдовам, на вспомоществование девицам, на защиту обидимым, на вспомоществование несчастным, пострадавшим от пожара и наводнения, на выкуп пленных, на прокормление нуждающихся во время голода, на одеяние и погребение умиравших в бедности, на возобновление опустевших церквей и монастырей 269 . По этому в Братских уставах находится особое предписание об употреблении Братского имущества: «взнос денежных сумм», говорится в уставе Луцкого Братства, «ни на что иное не должен быть обращаем, как только на исправление церкви и ея поддержание, да на милостыню людям в разных случаях, особенно находящимся в Братстве, и на призрение убогих, и на содержание сирот, и на устроение школы, и на погребение странных и убогих, и на творение милостыни и повиновении за ктиторов и за других, находящихся в Братстве. А распоряжаться тем они (т.е. старшие братчики) должны так, как бы око Божие всегда обращенное на себя видели, вспоминая и о строгом приговоре, который в оном первейшем Братстве при Апостолах постиг Ананию с Сапфирою, что утаили в пользу свою часть не общественных денег, а собственного имущества, и как страшно за то наказаны были» 270 . Словом все, относящееся ко благу ближних, было предметом постоянной заботливости братий и предметом постоянных рассуждений на Братских сходках 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010