Или во уксусе претворшееся кислостию, никакоже да имать бытии», а заканчивается первая часть «Известия» грозным увещанием «аще служити кто дерзнет тако просто, или помрачен от многаго пиянства мало что весть, еже деет, не токмо святотатским грехом смертно согрешит, но и тайна тела и крове Христа Бога нашего никакоже совершится ». В следующем разделе « како подобает служителю предуготовляти себе к достойному служению божественной литургии » говорится о правильности поставления иерея, каноничности его служения и препятствиях к достойному совершению Литургии. « От мирского несвященного, но простого человека, такожде и от клирика, и от дьякона и иподьякона, кроме правильного иерея, тайна святые евхаристии никогдаже освятится ». 6 правило Гангрского собора 15  таковых подвергает проклятию. « Аще убо в клятве, во отлучении же и запрещении связан сый обретается, всяко да не дерзает служити литургии, дóндеже от связавшего его имущаго власть прощен и разрешен будет совершенно. Ибо кто не разрешен священнодействовати дерзнет, святотатства грех исполнит, и сновым, и повинен телу и крови Господни: богоубийца бо копно с неверными иудеи Христа убившими будет, и в суд себе и во осуждение пречистым тайнам причастится ». Это постановление «Известия» вторит 28 Апостольскому правилу 16  и 4 правилу Антиохийского собора 17 , лишающему права священнодействовать лиц, находящихся под клятвою, запрещенных или отлученных. « Препинает же к достойному служению, и пречистых таин причащению, и сие зело: аще кого иерей или диякон уничижил есть, оскорбил же, или онеправдовал, и весть, яко той гневается и скорбит на него, или аще сам иерей и диакон онеправдован, или оскорблен сый от кого, гневается и скорбит, да не дерзнет литургисати: но шед прежде, по Господню повелению, да смирится с братом своим, и тако да литургисает ». Основываясь на заповеди Спасителя ( Мф.5:23-24 ), предписание совпадает с «Поучением святительским новопоставленному священнику» святителя Василия Великого . Мира со всеми требует от священника и 124 статья Номоканона.

http://azbyka.ru/istorija-i-soderzhanie-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Тайная вечеря. Тинторетто. 1592 Великий четверг 96 мин., 04.03.2024 Содержание Какого числа Великий четверг в 2024 году?  Великий четверг в 2024 году 2 мая. Великий Четверг – один из ключевых дней Страстной недели, именно в этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Дату празднования Великого Четверга легко отсчитать от даты Пасхи. В этом году она выпадает на 5 мая, а значит Великий Четверг – на 2 мая. В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, последнюю трапезу Иисуса Христа с учениками перед Его страданиями и смертью. Вот уже на протяжении более двух тысяч лет мы прославляем это Таинство, дарующее нам Великую Радость и Вечную Жизнь. Но в то же время в этот день мы вспоминаем о человеческой подлости, предательстве Иуды, о страданиях Христа и начале Его восхождения на Голгофу. Все это отражается в богослужебных текстах Великого Четверга.  Службы Великого Четверга Утреня Великого Четверга должна совершаться ночью, и по традиции ее служат вечером Великой Среды. Утром Великого Четверга служат вечерню и Литургию святителя Василия Великого. Вечером в четверг – утреню Великой Пятницы с чтением Двенадцати Страстных Евангелий. Последование службы Великого четверга Богословско-литургическое время Великого четверга В службах Великого Четверга отражаются события, непосредственно предшествовавшие аресту Иисуса Христа и Его Распятию. Мы вспоминаем о Тайной вечере, во время которой Господь омыл ноги своим ученикам, о предательстве Иуды, о молении в Гефсиманском саду, прославляем бесконечное самоотвержение Христа, выражаем благоговение перед Таинством Причащения Тела и Крови Христовых. Утреня Великого Четверга по традиции совершается вечером в среду. Служба начинается не с традиционного песнопения «Се Жених грядет в полунощи», а с тропаря «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся…». В нем прославляется смирение Иисуса Христа, который не смущался омывать ноги своим ученикам, но также говорится о вероломстве и предательстве Иуды. Проводится троекратное каждение храма, а затем читается история о Тайной Вечере из Евангелия. Совершаются Часы – первый, третий, шестой и девятый. Во время службы звучит проникновенный канон, называемый по первой строке ирмоса «Сеченое сечется». В нем объясняется значение Тайной вечери и изображается духовный союз Господа Иисуса Христа с Его учениками. Читается кондак «Хлеб прием в руце предатель», в котором говорится о предательстве Иуды.

http://foma.ru/velikij-chetverg.html

Несмотря на критическое замечание Ф.М. Достоевского в его статье “Смятенный вид” о том, что Лесков в финале поспешил разъяснить чудо, всё же и рассказчика, и героев, и читателей не оставляет впечатление, что они стали “сопричастниками”, “дивозрителями” (1, 410) утверждения Высшего Промысла, победы провиденциального начала. Объективную, непредвзятую точку зрения на святочное чудо сформулировал Лесков устами героя “Запечатленного Ангела”: “всяк как верит, так и да судит, а для нас всё равно, какими путями Господь человека взыщет и из какого сосуда напоит, лишь бы взыскал и жажду единодушия его с Отечеством утолил” (1, 456). Уместно вспомнить рассуждение святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, о двух путях и двух путеводителях: “На пути гладком и покатом путеводитель обманчив; а на пути негладком и крутом путеводителем добрый Ангел, и он через многотрудность добродетели ведёт следующих за ним к блаженному концу…” По собственному предсказанию, “не преполовя дня” (1, 456), принял “блаженный конец” старик Марой, увидевший свечение и славу “церковного Ангела” (1, 454); ещё ранее почил с миром отрок Левонтий, перед смертью по благословению старца Памвы узнавший, “какова господствующей Церкви благодать” (1, 431). “Этот Левонтий годами был сущий отрок но великотелесен, добр сердцем, богочтитель с детства своего и послушлив и благонравен Лучшего сомудренника и содеятеля и желать нельзя было” (1, 418 – 419). Образ героя проецируется на оглашаемые главы Евангелия на Литургии в память Василия Великого, предшествующей приобщению героев к Церкви. Речь идёт об отроческих годах Иисуса: “Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём” (Лк. 2: 40). В связи с образом отрока также по-новому осмысливается привычный в святочном рассказе мотив ребёнка-сироты. С рыданиями поёт Левонтий духовную песнь – плач библейского Иосифа, проданного братьями в рабство: “Кому повем печаль мою, Кого призову ко рыданию Продаша мя мои братия! ” (1, 430). Этот духовный стих, по слову отрока, “таинственно надо понимать” и “с преобразованием” (1, 431).        

http://bogoslov.ru/article/4895712

Несмотря на критическое замечание Ф.М. Достоевского в его статье «Смятенный вид» о том, что Лесков в финале поспешил разъяснить чудо, всё же и рассказчика, и героев, и читателей не оставляет впечатление, что они стали «сопричастниками», «дивозрителями» (1, 410) утверждения Высшего Промысла, победы провиденциального начала. Объективную, непредвзятую точку зрения на святочное чудо сформулировал Лесков устами героя«Запечатленного Ангела»: «всяк как верит, так и да судит, а для нас всё равно, какими путями Господь человека взыщет и из какого сосуда напоит, лишь бы взыскал и жажду единодушия его с Отечеством утолил» (1, 456). Уместно вспомнить рассуждение святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, о двух путях и двух путеводителях: «На пути гладком и покатом путеводитель обманчив; а на пути негладком и крутом путеводителем добрый Ангел, и он через многотрудность добродетели ведёт следующих за ним к блаженному концу...» По собственному предсказанию, «не преполовя дня» (1, 456), принял «блаженный конец» старик Марой, увидевший свечение и славу «церковного Ангела» (1, 454); ещё ранее почил с миром отрок Левонтий, перед смертью по благословению старца Памвы узнавший, «какова господствующей Церкви благодать» (1, 431). «Этот Левонтий годами был сущий отрок но великотелесен, добр сердцем, богочтитель с детства своего и послушлив и благонравен Лучшего сомудренника и содеятеля и желать нельзя было» (1, 418 - 419). Образ героя проецируется на оглашаемые главы Евангелия на литургии в память Василия Великого, предшествующей приобщению героев к Церкви. Речь идёт об отроческих годах Иисуса: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём» (Лк. 2: 40). В связи с образом отрока также по-новому осмысливается привычный в святочном рассказе мотив ребёнка-сироты. С рыданиями поёт Левонтий духовную песнь - плач библейского Иосифа, проданного братьями в рабство: «Кому повем печаль мою, Кого призову ко рыданию Продаша мя мои братия! « (1, 430). Этот духовный стих, по слову отрока, «таинственно надо понимать» и «с преобразованием» (1, 431).     

http://pravoslavie.ru/93091.html

Это произведение включено в состав его аскетических творений потому, что Василий Великий , изложив всё это, присовокупил к этому нравственные правила. 5. О вере. Он выражает очень важную мысль, что будет говорить только о том, чему он научен богодухновенным Писанием, остерегаясь тех наименований и тех изречений, которые буквально не содержатся в СП, хотя часто мысль о них и заключена в нем. Он излагает учение Священного Писания об Отце, Сыне и Святом Духе и во второй части труда он исполняет своё обещание изложить нравственное учение, которое он собирается осуществить в виде кратких правил из того, что запрещено и одобрено в НЗ с точным указанием на места СП, чтооы читатель мог найти в Библии подтверждение на каждое правило. Не только в этом трактате, но и в литургической практике, особенно в евхаристических молитвах он придерживается Священного Писания. Евхаристические молитвы сплошь состоят из Слова Божия, я видел попытки сделать сноски после каждой фразы сделать сноски на СП, где эти фразы содержатся буквально. 6. 80 нравственных правил. Это воплощение намерения Василия Великого изложить нравственные правила. Они подразделяются на главы. Они изложены на языке Священного Писания. Они определяют как всю христианскую жизнь, так и применительно к тому месту жизни человека, которую занимает человек в обществе. Здесь даны правила жизни для проповедников Евангелия, для предстоятелей Церквей, для людей, живущих в супружестве, для овдовевших, для дев, для родителей, воинов. 7. Правила, пространно изложенные. По своей структуре это вопросы и ответы – 55 правил. Его вопрошают монахи, и Василий Великий отвечает им. Это сжато изложенные рассуждения святителя относительно наиболее важных вопросов религиозной жизни человека. Из предисловия видно, что он находится в пустынном месте, окруженный людьми, которые поставили перед своей жизнью основную цель – жить благочестиво, и они хотели узнать всё необходимое для этого, и ответы Василия Великого составили 55 пространно изложенных правил, в которых заключаются и законы о монашеской жизни, и учение о нравственном совершенстве. Изложены они без определенного плана, кажется, что св. Василий Великий отвечает на вопросы, которые ему спонтанно задают окружающие его люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

И скоро шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых, и се варяет вы в Галилеи: тамо Его узрите, се рех вам. И изшедше скоро от гроба, со страхом и радостию велиею, текосте возвестити учеником Его, якоже идясте возвестити учеником Его, и се Иисус срете я, глаголя: радуйтеся. Оне же приступльше, ястеся за нозе Его и поклонистеся Ему. Тогда глагола има Иисус: не бойтеся, идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят. Идущема же има, се неции от кустодиа пришедше во град, возвестиша архиереом вся бывшая. И собравшеся со старцы, совет сотвориша, сребреники довольны даша воином, глаголюще: рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его, нам спящим. И аще сие услышано будет у игемона, мы утолим его и вас безпечальны сотворим. Они же приемше сребреники, сотвориша, якоже научени быша. И промчеся слово сие во иудеех, даже до сего дне. Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его поклонишася Ему: ови же усумнешася. И приступль Иисус рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. И се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века. Аминь. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. И по чину Божественная литургия Великаго Василия. Вместо же Херувимския песни поется настоящий тропарь, глас 8: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоят со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Вместо Достойно поется ирмос 9-й песни канона Великой Субботы: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия. Причастен, глас 4: Воста яко спя Господь, и воскресе, спасаяй нас. Аллилуиа. (Трижды.) И обычный отпуст: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. После отпуста совершается благословение хлебов и вина. ← Последование часов Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но потому-то нужен был Дух спасительный, Дух Утешитель! …Но это было лишь началом «ниспадения» моего. А грехи где? После всенощной я дочитал правило еще сносно. Но утром на другой день проспал дольше нужного, и канон с молитвами ко причащению прочитал грешно – торопливо, и на службе литургии не чувствовал подъема до самой почти вечерни… На брата монаха раздражался. Любви не имел. Где же тут до торжества?! Даже Евангелие почти не слышал… Вчера на всенощной мне не хотелось о грехах и молиться: так было радостно, пасхоподобно. А ныне не хотелось радоваться: грехи опять стали всплывать… И так мучительно, явно! И особенно мучит, когда нет любви… это разъедало сердце в день Царства любви. Контраст получается: как должно? – и что есть? …Нищий на Царском пиру. Калека на званом пиршестве во Дворце славы. …Но я думаю, Господь и это допустил для лучшего уяснения смысла праздника. Однако вечеря брачная идет. Служба продолжается. Вечерние молитвы Началась вечерня: после литургии – 9-й час – «Откровение». Об этом писал я раньше: это было в ином году. …Зачитал, наконец, прекрасные молитвы святителя Василия Великого , на коленях. …Вот тут я и понимаю: почему – «на коленях». Да нам ли, грешникам, не падать на колени? Ведь и у нас есть свой больной, слепой и плачущий безнадежно-тоскливо, беспомощно-жалостно ребенок – душа наша… Как не упасть пред Спасающим?.. Пережитое мною – вчера и ныне – подготовило меня опытно. И легко так и естественно сталось на «землю», – с «небесной» высоты вчерашнего торжества. И стал я читать не спеша, как проситель, подробно все выкладывающий «Господину» – Господу свои многочисленные нужды. Без восторга, а ровно, спокойно… С верою! Ибо к кому же иному обращусь? Врачей больше нет! И с упованием я произносил слова славословия. Без пафоса, – а просто. И мне хотелось долго говорить Господу. И впервые за всю жизнь мне малыми показались такие длинные молитвы! Не «выговорил» нищеты своей… Но на душе стало спокойнее: выплакался немного (невидимо, без слез, – тихо стонала душа).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вторая часть доклада будет посвящена изложению понятия о Священном Предании Церкви. Здесь я хотел бы сказать о том, что православное богословие рассматривает как живой источник, постоянно действующую первооснову Предания, а именно о литургической жизни Церкви и молитвенном опыте христианина. В контексте этого литургического опыта будет представлена попытка сформулировать понятие «богословия», точнее, напомнить о том, как осознавало и осознает данное понятие живое Предание Церкви. Третья, заключительная часть доклада посвящена академическому богословию. Вопрос о взаимоотношении Предания и современных научных методов будет представлен не в контексте хорошо известной дилеммы «Афины или Иерусалим», противопоставляющей выводы науки Преданию Церкви. Имеет смысл исследовать не столько то, чем сегодня является академическая наука, сколько то, какой она должна бы быть или могла бы быть. В конце концов, это поможет с большей ясностью обозначить пути, по которым, я надеюсь, научное богословие будет развиваться в XXI веке. § 1. Божественное Откровение как мировоззрение. Мир Священного Предания Церкви — это, прежде всего, уникальное и универсальное мировоззрение. В истории европейской цивилизации оно пришло на смену мифологической и философской космологии эллинистической эпохи. Хронологически этот переход совпадает с периодом христианских апологетов и завершается созданием христианской цивилизации, вошедшей в историю под именем «Византии». Многовековая история Восточной Римской империи — это время, когда мировоззрение, основанное на Предании Церкви, было господствующим, никакой серьезной конфронтации с наукой и научным богословием не было. Ярким примером синтеза Предания и науки является творчество святителя Василия Великого, сочетавшего абсолютную приверженность Церкви и ее Преданию с утонченной эллинистической образованностью. Будучи иерархом Церкви, он получил прекрасное по тем временам образование в Афинской Академии. В своих проповедях и научно-богословских трактатах он раскрывал различные стороны церковного Предания, при этом нередко апеллируя к античной учености. Помимо целого ряда фундаментальных трактатов на богословские, экзегетические и нравственные темы, святителю Василию приписывают создание литургии, которая до сих пор совершается в Православной Церкви в особо торжественные дни. Анафора этой литургии представляет собой свод всех основополагающих догматов Церкви, изложенных четко и последовательно, как в Символе веры, и преломленных через литургический опыт Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3648570.ht...

И если те люди, которые пришли с самого начала, раньше имели возможность общаться со священником, то у вновь приходящих такой возможности не будет, потому что есть масса людей, которые давно исповедуются, и отказать им в исповеди почти невозможно, а вновь приходящим остается не так много. И это очень жалко. Наверное, не хватает священнослужителей. Было бы больше опытных священников — появилась бы возможность у людей поисповедоваться, пообщаться со священнослужителем, более активно регулировать свою внутреннюю жизнь. Вспоминаю традиции Оптиной пустыни, где монахи и послушники причащались только постами, если почаще, то когда старец благословил. Но уровень внутренней жизни там был высокий; там было откровение помыслов, было внутреннее делание, была Иисусова молитва. Это давало людям возможность достигать высот внутренней жизни. Мне кажется, наша жизнь гораздо глубже и гораздо шире и одно дело, например, московский приход, другое — сельский. Жизнь многообразна, и мы сейчас настолько в разных условиях, что, наверное, Господь нас в них ставит. Полезно было бы, я думаю, чтобы священноначалие и духовенство совместно разрабатывали какие-то рекомендации в помощь христианину, как, например, когда-то выходили пособия по тематике “недоумен­ные вопросы”. Протоиерей Владислав Свешников Оказывается, все более или менее одинаково представляют церковную практику и ее соотношение с желательными нормами, и я сделаю только несколько замечаний. Хочу выразить ощущение счастья по поводу того, что наконец-то хоть в какой-то степени в нашей церковной жизни появился дискуссионный элемент. Он почти отсутствовал; а между тем в нашей церковной и даже литургической жизни есть моменты, требующие дискуссии, но ставшие между тем недискуссионными. Например, все учившиеся священники знают, что в литургии святителя Василия Великого …преложив Духом Твоим Святым совершенно абсурдно, неуместно. Все знают, что слова елицы яко просвещении изыдите и потом приступите иже ко просвещению нелепы. Патриарх Никон делал перевод литургии с Венецианского служебника, откуда у нас так и осталось на века милость мира, в то время как во всех греческих служебниках милость, мир.

http://pravmir.ru/kruglyiy-stol-podgotov...

5. С XII века в богослужебных книгах также получает распространение молитва ДоникП1. В рукописях Псалтири, Часослова и Евхология старше XII века она (пока?) не выявлена, хотя она уже имеется в правиле Никиты Стифата. Существует очевидная связь между этой молитвой и молитвой перед «Отче наш» из Литургии святителя Василия Великого (а в одной из рукописей литургийная молитва приведена в первозданном виде). 6. Все перечисленные в пунктах 2–4 молитвы впоследствии составили ядро молитв перед Причащением, сохраняющееся и в современных изданиях. 7. После Причащения рукописи XI–XII веков чаще всего содержат одну или несколько из молитв ДоникБ2, ДоникБ4, ДоникБ6 (в современных изданиях цикла Благодарственных молитв по Святом Причащении все они отсутствуют; этот факт резко контрастирует с историей молитв перед Причащением, резюмированной в пункте 6). 8. С XII века – возможно, в одном комплексе с молитвой ДоникП1, – получает широкое распространение еще одна благодарственная молитва, ДоникБ1, хорошо известная и в наши дни. 9. Уже в XI веке имели место первые попытки скомбинировать молитвы до и после Причащения из разных традиций, в отдельных случаях к молитвам могут быть добавлены псалмы, гимнография (тропари), поучительные стихи. В следующей статье настоящего цикла читатели смогут познакомиться с тем, как в XIII–XIV веках произойдет рождение полноценного Последования ко Святому Причащению.  Подчеркивая  личный  характер этих молитв, произносимых от первого лица, мы специально противопоставляем их соответствующим молитвам самой Литургии, затрагивающим тему Причащения: молитве перед «Отче наш» и благодарственной молитве (последняя должна читаться после возгласа диакона «Прости приимше…», но в современных русских изданиях по определенным причинам помещена между причащением духовенства и мирян, см.:  Taft R. F.  The Communion, Thanksgiving, and Concluding Rites. (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom, vol. VI). Roma, 2008. (=Orientalia Christiana Analecta; 281.) P. 492–493), – которые произносятся не частным причастником от своего лица, а предстоятелем – от лица всего народа – и которые восходят, соответственно, к IV веку (молитва перед «Отче наш», см.:  Taft R. F.  The Precommunion Rites. (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom, vol. V.) Roma, 2000. (=Orientalia Christiana Analecta; 261.) P. 103–113) и к доникейской эпохе (благодарственная молитва Литургии, см.:  Taft.  The Communion… P. 454 ff.;  Желтов М.С.   Благодарственные молитвы после Причащения  //Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 299–301).

http://pravoslavie.ru/82496.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010