Это литургическое почитание Священного Писания имеет единственную цель – внушить верующим, что оно содержит в себе саму Истину Откровения, которой Церковь обладает именно в данной, письменной форме. В этой связи важно отметить, что каково бы ни было значение Предания, как бы ни понималась неизменность Церкви в Истине, ее непогрешимость, христианская Церковь никогда не добавляла к Священному Писанию своих собственных вероучительных определений. Основанное на апостольской керигме, оно заключает в себе, наряду с богодухновенными Писаниями евреев, письменное свидетельство только тех, кто своими глазами видел воскресшего Христа и мог записать для Церкви самые слова Учителя, верно истолковывая Его учение. Церкви надлежало только определить «канон», а не составлять богодухновенные Писания, потому что она никогда не верила в некое «продолжающееся откровение», а знала лишь один-единственный исторический акт, совершенный Богом однажды и навсегда во Христе. Авторитет Писаний в том, что они составлены очевидцами Христа. Церковь может только подтвердить их подлинность водительством Духа Святого, обетованного самим Господом Иисусом; она не может создавать их. Подлинность эту следует, разумеется, понимать скорее в широком смысле как относящуюся к содержанию, но не обязательно к форме текстов. Так, Евангелия от Марка и от Луки с самого начала считались входящими в канон, хотя они не были написаны членами круга Двенадцати; содержание же их керигмы традиционно приписывалось свидетельству Петра и Павла. Ориген и другие ранние христиане, сомневавшиеся в том, что Павел действительно был автором Послания к Евреям, не имели в виду исключения его из канона, так как не сомневались в том, что авторитет Павла распространяется на это Послание в смысле более широком, чем непосредственное авторство. С другой стороны, никто никогда не предлагал, чтобы в канон было включено что-либо, кроме апостольских писаний; именно по этому общему принципу и не были приняты в канон Писания «Пастырь» Ермы и «Послание Варнавы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

А.Б. Ковалев Приложения Приложение 1. Типы и виды древней литургии Схемы классификации литургических типов, приведенные в научном труде Арх. Киприана (Керна) «Евхаристия» 62–64] 1) схема протоиерея Мальцева А. Литургии Восточные Б. Литургии Западные 1. Александрийские 1. Галликанско-мозарабские 2. Месопотамские 2. Миланская 3. Иерусалимско-антиохииские 3. Римская 4. Карфагенская Б. Литургии Западные 1. Иерусалимско-антиохииские а) греческого типа 2. Александрииские 1. Галльская 3. Месопотамские 2. Испано-готская 3. Галликанская 4. Мозарабская 5. Миланская б) западного типа или missa romana 3) схема Л. Дюшена 1 . Литургии Сирииские 2 . Литургии Александрийские 3 . Литургия Римская 4 . Литургия Галликанская 4) схема Каоболя 1 . Литургия Римская 2 . Литургия Миланская 3 . Литургия Галликанская 4 . Литургия Мозарабская 5 . Литургия Кельтская Примечание Киприана (Керна) . Это деление литургий только западных < > скорее по признакам филологическим, чем обрядовым. Что касается восточных типов < > все может быть сведено к двум группам: 1 . Сирийская, к которой относятся и Иерусалимская и Антиохийская литургии, 2 . Египетская или Александрииская. 5) схема Баумштарка делящая все известные евхаристические молитвы на две группы (по принципу последования евхаристических молитв). В первую группу входят Галликанская и восточные, кроме Александрийской Несторианской и древне Маронитской. < > Во вторую группу входят Александрийская, Коптская, Св. Кирилла, Абиссинская, Несторианская и древне Маронитская. 6) схема Рахмани 1 . Литургии Византийско Армянские 2 . Литургии Халдео месопотамские 3 . Литургии Александрийско-эфиопские, к которым причислена и Римская месса, как родственная Александрийской 7) схема Бпайтмаиа, которую дополняет И.А. Карабинов . А. Литургии Сирийские 1 . Литургия CA VIII (Апостольских постановлений в 8 книгах) 2 . Литургия апостола Иакова в греческой и сирийской редакции. Б. Литургии Египетские 1 . Литургия апостола Марка 2 . ЛитургияСв Кирилла Александрийского 3 . Литургия эфиопская св апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

МАРКА АРХИЕПИСКОПА ЕФЕССКОГО СОЧИНЕНИЕ О ТОМ, ЧТО НЕ ТОЛЬКО ПРОИЗНОШЕНИЕМ СЛОВ СПАСИТЕЛЯ ОСВЯЩАЮТСЯ БОЖЕСТВЕННЫЕ ДАРЫ, НО (ИМЕННО) ПОСЛЕДУЮЩИМИ ЗА СИМ МОЛИТВОЙ И БЛАГОСЛОВЕНИЕМ СВЯШЕННИКА, СИЛОЮ СВЯТАГО ДУХА. 1. Восприяв изложение Таинства Литургии от священных Апостолов и от наследовавших их Учителей Церкви, ни у кого из них мы не нашли, чтобы словами Господними, и только ими, освящался и совершался Дар Евхаристии и пресуществлялся в самые Тело и Кровь Владыки; но у всех согласно эти слова (Спасителя) приводятся описательно и являются как бы предисловием, ради памяти о совершавшемся тогда событии, и они как бы «влагают» силу предлежащим Дарам для пресуществления и последующих за сим молитвы и благословения священника, чтобы тем действием уже пресуществить Дары в самый Первообраз – Владычни Тело и Кровь. И сами эти чинопоследования свидетельствуют, что они, – созвучны тому, чего мы держимся, и содержат в себе самый принцип. 2. Ибо, вот, в записанной Климентом Литургии священных Апостолов, после того, как приводятся чудеса и дела Господни) еще же и говорится о Страсти и Воскресении и Восшествии на небо, так положено читать: «Поминающе, убо, яже (Христос) о нас претерпе, благодарим Тя, Боже Вседержителю, не яко есми должни, но яко есть мощно нам, и заповедь Его исполняем. В нощь бо в нюже предаяше Себе, прияв хлеб во святые Своя и непорочные руки и воззрев к Тебе, Богу Своему и Отцу, и преломив, даде учеником Своим, глаголя: – Приимите от него, ядите: сие есть Тело Мое за, многи раздробляемое во оставление грехов. – Подобне и чашу, растворив от вина и воды, и освятив, даде им, глаголя: – «Пиите от нее вси. Сия есть Кровь Моя за многи изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. – Поминающе, убо, Страсть. Его и (Смерть и Воскресение и на небеса Восшествие и будущее Его второе Пришествие, в оньже приидет судити живые и мертвые и воздати коемуждо по делом его, приносим Ти, Царю и Богу, по заповеди Его, хлеб сей и чашу сию, благодаряще Тя о сем, яко удостоил еси нас предстати пред Тобою и священнодействовати Ти; и молим Тя, да милостивно призриши на предлежащие Дары сия пред Тобою, Ты – не имущий ни в чесом потребу, – и да благоволиши о сих, в честь Христа Твоего, и ниспослеши Святаго Твоего Духа на Жертву сию, Свидетеля Страстей Господа Иисуса, яко да явит хлеб сей – Телом Христа Твоего; и чашу сию – Кровию Христа Твоего» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Труды по литургике, патрологии, русской церковной истории и археологии Древнехристианская практика причащения Св. Таин 162 По изображению евангелистов Матфея, Марка и Луки, Господь Иисус Христос на Тайной Вечери так сподобил св. апостолов вкусить Своего Тела и Крови: «Когда они ели (по Матфею и Марку), Иисус взял хлеб, благословил, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф. 26:26 ; Мк. 14:22 ; Лк. 22:19 ). – «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все» ( Мф. 22 ст.), или, как повествует св. Лука, – приимите ее (чашу) и разделите между собою ( Лк. 17 ст.) и пили от нее все ( Мк. 23 ст.). Из этого повествования евангелистов открывается, во-первых, что апостолы вкусили Тела и Крови Господа во время трапезы и, можно думать, по окончании еды, так как вслед за причащением последовало благодарение и выход апостолов из горницы ( Мф. 30 ст.; Мк. 26 ст.). Во-вторых, Господь взял хлеб, а не хлебы, и после благословения и преломления стал Сам раздавать (εδδου – Мф.) его ученикам. В-третьих, Господь взял чашу (одну) и после благодарения подал (δωκεν – Мф. и Мк.) апостолам и велел ее разделить (διαμερσατε) – между собою (Лк.). Из глагольных форм «δωκε» и «διαμερσατε» можно заключить, что Господь уже не Сам каждому апостолу давал пить из чаши, как это было сделано с Телом, а вообще передал чашу апостолам и велел им самим разделить ее между собою. В-четвертых, наконец, Господь причастил апостолов в горнице, нарочито пред этим приготовленной и убранной ( Мк. 15 ст.; Лк. 12 ст.). На основании некоторых указаний книги Деяний и посланий ап. Павла мы удостоверяемся, что и причащение первых христиан весьма походило на причащение апостолов Иисусом Христом. Прежде всего, хлеб евхаристический после благословения преломлялся – отсюда – самое таинство причащения Тела и Крови Господа называлось «преломлением хлеба» ( Деян. 2:42, 46; 20 :7 и 11; Кор. 10:17). Все причащались от одного хлеба и чаши (Кор. 10:17). Преломляли хлеб по домам в горницах ( Деян. 2:46; 20:8 ). Наконец, преломление хлеба соединялось с вечерею и причащение происходило после еды (Кор. 11:21 и 34). Но такое соединение уже во времена св. апостола Павла вызывало много злоупотреблений среди коринфских христиан, за что и обличает их апостол. Самое вкушение пищи пред причащением ап. Павел, однако, не считает явлением необычным, он заботится только о водворении благочиния на вечерях Господних и ради этого благочиния, советует голодным дома подкрепляться пищею, прежде чем идти на преломление хлеба (Кор. 11:20–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ, СВЕЧА ПЕРЕД ЕВАНГЕЛИЕМ, ГОРНЕЕ МЕСТО На чтение Евангелия дьякон испрашивает благословение у священника словами: Благо слови, владыко, благовестителя святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста (имя рек), ( τον εναγγελιστην τον αγιου αποξολου και εναγγελιστην). «Благослови меня быть благовестителем и огласить присутствующих благовествованием из книги такого-то апостола и евангелиста». Священник, преподавая дьякону благословение, говорит: Бог молитвами святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествующему силою многою во исполнение Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа . «Да вложит в твои благовествующие уста глагол, облеченный великой силою, чтобы во всеуслышание благовествовать Евангелие возлюбленного Сына Своего и т.д». Слова этого священнического благословения заимствованы из 67-го псалма, стих 12-й и 13-й. В словах дьякона: от Марка (или другого) святаго Евангелия чтение – святым именуется, как это видно из греческого текста 43 , Евангелие , а не евангелист, т.е. чтение святого Евангелия по такому-то евангелисту. Чтение Евангелия и Апостола на распев основывается на древнем обычае 44 . Желательно, чтобы у нас восстановился древний обычай предлагать это чтение, обратившись лицом к народу, а не к алтарю. На Востоке этот обычай соблюдается и сегодня. Перед Евангелием во время чтения горит свеча в знак духовной радости, проливаемой в сердце евангельскими обетованиями, наставлениями и повествованиями, и в знак того, что Евангелие, как и все Божественное Откровение, есть светильник нашим ногам и свет нашим стезям, столь потребный нам в земном странствовании, чтобы не ходить нам во тьме неведения истины, заблуждений и грехов. При чтении Апостола и Евангелия священник занимает место позади престола, вблизи горнего места, обратившись лицом к народу. Горнее место, или седалище (не во всех, впрочем, храмах устрояемое), изображает собой Небесную кафедру Самого Господа ИисусаХриста, с ее высоты преподающего нам Свое Божественное учение. Поэтому, приближаясь к горнему месту, священник в ответ на предложение дьякона благословить сей престол , т.е. воздать ему славу и честь, соответствующую его таинственному знаменованию, славословит Христа, восседающего на Своей Небесной кафедре: благословен еси на престоле Царствия Твоего, Седяй на Херувимех, всегда, ныне и присно и во веки веков . Судя по этому значению знаменования горнего места, понятно, для чего священник при чтении Апостола и Евангелия становится вблизи горнего места, обратившись лицом к народу. Этим он показывает, что, подобно апостолам, он есть ближайший споспешник и служитель Иисуса Христа в распространении Его учения, содержащегося в Апостоле и Евангелии. Еще нагляднее выражается это значение священника в том, что он во время чтения Апостола даже садится возле горнего места, как разделяющий с апостолами власть проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЕГОРИ [англ. Gregory] Каспар Рене (6.11.1846, Филадельфия, США - 1.04.1917, Нёшатель-сюр-Эн, Франция), протестант, специалист по греч. палеографии, текстолог НЗ. Окончил Пенсильванский ун-т (1864) и Принстонскую теологическую семинарию (1870), где одним из его учителей был библеист Ч. Ходж . В 1873 г. продолжил образование в Лейпцигском ун-те, слушал лекции К. Тишендорфа и был недолгое время его ассистентом. Принял герм. подданство, с 1884 г. приват-доцент, с 1889 г. экстраординарный, а с 1891 г. ординарный профессор кафедры НЗ Лейпцигского ун-та. Совершил 4 длительные поездки для работы с рукописями НЗ в книгохранилищах Европы (в т. ч. в С.-Петербурге, Москве и Киеве) и мон-рей Ближ. Востока. Внес вклад в папирологию и кодикологию (см. Текстология библейская ), в частности открыл принцип брошюровки пергаменных кодексов: на развороте книги должны быть либо 2 внешние поверхности, либо 2 внутренние, более светлые. Опубликовал сначала по-английски обширные и хорошо упорядоченные текстологические дополнения к изданию НЗ, осуществленному Тишендорфом (Novum Testamentum Graece. Ed. 8. Lipsiae, 1869-1872. Vol. 3: Prolegomena/Scrip. C. R. Gregory. Lipsiae, 1884-1894. 3 Pt.). В процессе работы над расширенным нем. изданием Г. разработал новую систему обозначения рукописей НЗ. В отличие от системы И. Я. Веттштейна , где унциальные рукописи обозначались заглавными буквами, минускульные - араб. цифрами, Г. ввел особые обозначения для папирусов - готическую букву ¸ с номером в верхнем регистре, для лекционариев (литургических сборников, содержащих фрагменты Свящ. Писания для чтения в определенные дни) - букву l, для минускульных рукописей - араб. цифры, для унциальных рукописей - араб. цифры с нулем впереди и т. д. Эта система, впервые примененная в нем. изд. «Textkritik des Neuen Testaments» (Lpz., 1900-1909. Bd. 1-3) и более подробно описанная в монографии «Греческие рукописи Нового Завета» (Die griechischen Handschriften des Neuen Testaments. Lpz., 1908), используется текстологами НЗ и в наст. время. Соглашаясь с выводами совр. ему критиков текста НЗ (позднее происхождение пространного окончания Евангелия от Марка (Мк 16. 9-20) и перикопы о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин 7. 53 - 8. 11)), Г. выше, чем др. исследователи, оценил греч. богослужебные Евангелия и Апостолы. Ему принадлежит научно-популярное введение в изучение НЗ с обоснованием состава его канона и порядка размещения в нем новозаветных книг (Einleitung in das Neue Testament. Lpz., 1909).

http://pravenc.ru/text/166427.html

В день святого Марка в Венеции совершена Божественная литургия .В тот же день состоялось православное богослужение у Туринской плащаницы. В процессе подготовки богослужения к венецианскому приходу присоединилось множество приходов и паломнических групп. Общее число молящихся на воскресной утрене составило более полутора тысяч. 8 мая, в день памяти апостола и евангелиста Марка, в Венеции состоялось торжественное православное богослужение. Крипта древней базилики во имя святого евангелиста не могла вместить всех желающих помолиться в этот день у его мощей, поэтому Божественная литургия совершалась в близлежащей церкви во имя Иоанна Предтечи (San Giovanni in Bragora), хранящую мощи святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, сообщает пресс-служба прихода святых жен-мироносиц в Венеции. Возглавил богослужение секретарь управляющего итальянскими приходами Русской Православной Церкви игумен Филипп (Васильцев), приехавший с группой паломников Свято-Екатерининского прихода в Риме. Среди шестнадцати сослуживших священников были гости из Италии, России и Украины. После отпуста Литургии духовенство и миряне проследовали крестным ходом к древней базилике святого Марка, где поклонились его святым мощам, хранящимся тут с 828 года. У мощей святого Марка к крестному ходу присоединилась съемочная группа, работающая над фильмом о святителе Николае, часть мощей которого почивает в Венеции. Герой России, бывший командир отряда космонавтов полковник Ю.В. Лончаков, трижды побывавший в космических экспедициях, вручил священнику Алексию Ястребову икону святителя Николая, которая побывала на орбите Земли. В тот же день паломники из Венеции отправились в Турин, где к ним присоединились еще около тысячи паломников, съехавшихся из разных концов Западной Европы, России, Украины, Грузии и Прибалтики, чтобы совершить православное богослужение у Туринской плащаницы. В процессе подготовки богослужения к венецианскому приходу присоединилось множество приходов и паломнических групп. Общее число молящихся на воскресной утрене составило более полутора тысяч.

http://pravmir.ru/v-venecii-i-turine-pro...

Патриарх Алексий рукоположил архимандрита Марка во епископа 14 января 2004 г. 14 января, в день празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого, Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя, сообщает «Седмица.Ru». За литургией предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Марка (Головкова) во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Наречение архимандрита Марка во епископа состоялось накануне, 13 января, в храме во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Свято-Даниловом монастыре. Патриарху сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископы Калужский и Боровский Климент, Истринский Арсений, Корсунский Иннокентий, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Балтийский Серафим, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин. Вручая новохиротонисанному владыке архиерейский жезл, Патриарх Алексий обратился к епископу Марку с напутственным словом: «Преосвященный епископ Марк, возлюбленный о Господе брат и сопричастник тайнодейственной благодати! Неисповедимые пути Промысла Божия привели тебя к апостольскому служению в Церкви Христовой, Господь призвал тебя к высшей степени священства – к епископству. Ты принял великий Дар и сам дал великие обеты. Ты обещал Господу пред лицом всей Церкви со страхом Божиим совершать свое пастырское служение и жизнь свою положить на то, чтобы по образу Пастыреначальника Христа пасти вверенных тебе чад церковных и быть на деле достойным преемником по благодати святых и духоносных Отцов и святителей Церкви. Идя на зов Божий, с трепетом проразумевай сколь велико, ответственно, многотрудно и сложно епископское служение. Какую нужно иметь мудрость и силу, кротость и воздержание, чистоту и смиренномудрие, чтобы сочетать справедливую строгость с милосердием и снисхождением к пастве! Какой ответ несет епископ за вверенные ему души пред Богом!».

http://pravoslavie.ru/8652.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРДОН [греч. Κρδων; лат. Cerdo], еп. Александрийский (98-108/9), 4-й после ап. Марка . В «Хронике» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской, а также в армянской редакции этого произведения Самуила Анийского и в лат. переводе блж. Иеронима Стридонского указывается, что К. занимал кафедру 11 лет. Все источники сходятся в том, что он был поставлен на кафедру в правление имп. Нервы (96 - нач. 98). Однако относительно времени вступления на кафедру его преемника еп. Прима имеется расхождение между армянской и латинской редакциями. Согласно последней, это произошло в 9-й год правления имп. Траяна, согласно армянской редакции - в 11-й год. Блж. Иероним считает годы, когда Траян был у власти, с его самостоятельного правления в 98 г., в то время как армянский переводчик начинает отсчет с 97 г., когда Траян был провозглашен соправителем Нервы. Нечеткость датировок присутствует и у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. III 21; IV 1): он пишет о вступлении К. на кафедру в 1-й год правления Траяна, а время его кончины определяет ок. 12-го года. В «Истории Александрийских патриархов» К. назван 4-м предстоятелем, человеком целомудренным и смиренным; сообщается, что он умер в 9-й год правления Траяна, 21-го числа месяца паоне. Из этой хронологии выбивается византийский хронист VIII в. Георгий Синкелл († между 811 и 813), который сокращает епископство К. до 10 лет. Принципиально иную хронологию в «Анналах» дает Евтихий , патриарх Александрийский (X в.),- с 1-го по 15-й год правления имп. Домициана, т. е. с 81 по 96 г. В апокрифических «Деяниях ап. Марка» (BHG, N 1035; BHL, N 5276) упоминается, что К. был крещен этим апостолом и позже рукоположен в одного из первых александрийских пресвитеров (ActaSS. Apr. T. 3. Col. 348, XLVI). В арабоязычном копт. Александрийском Синаксаре, возникновение к-рого традиционно связывается с именем Михаила, еп. Атриба и Малиджа (XIII в.), память К. отмечена под 21 паоне (15 июня). В заметке о К. также указывается, что он занимал кафедру 11 лет, восхваляются его добродетели, он назван подражателем Христа, и приводятся вышеупомянутые сведения из апокрифических «Деяний ап. Марка». Те же сведения имеются в эфиопской редакции Александрийского Синаксаря, где память К. находится под соответствующим числом (21 санэ). Тем не менее К. не почитается как святой в совр. Коптской Церкви, т. к. его имя отсутствует в коптских литургических синаксарях и минологиях. По неизвестным причинам в более подробном календаре Абу-ль-Бараката память К. помещена под 11 паоне (5 июня).

http://pravenc.ru/text/1684217.html

Статистика Марк, ап. Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 - 52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12). Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12). После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь. Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13). Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62 - 63). Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 5 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

http://lib.cerkov.ru/authors/74

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010