Ибо Ты, Христе, приносящий (Дары) и приносимый (Дар), принимающий и раздающий (Дары), 100 и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцом, и с пресвятым и благим, и животворящим Твоим Духом ныне и во век, и во веки веков! Аминь. Херувимская песнь Варианты изложения с глаголом «приимем» и «сопроводить» 1) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образующе и животворящей Троице трисвятую песнь 101 с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем с ангельскими, невидимо копиеносными чинми. Аллилуя. 2) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образующе и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 3) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образ являюще   и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем в сонмах невидимо копиеносных ангелов. Аллилуя. 4) О вы, что херувимов (таинственно, символически, мистически, духовно)  образ являете и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспеваете, – всякое ныне житейское (да) отложим попечение! Ибо днесь Царя всех примем в сонмах невидимо копьеносных ангелов. Алллилуя. 5) Мы все, херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно)  образующе и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 6) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно)  образ являюще и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 7) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно)   образующее и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего в сонмах невидимо копиеносных ангелов. Аллилуя. Просительная ектения Первая

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но к чему все длинный, извилистый путь? И разве это безразлично? . Да, позволяю себе сказать, действительно этот оклеветанный, гонимый, истерзанный, прямо вколоченный в гроб, – действительно Златоуст должен был окончить общение свое с земным миром такою лебединою песнею, которую он воспел Всемогущему. Ему представлялся соблазн великой славы языческой, но, чувствуя в себе призванье к еще более великому и славному, он преодолел этот соблазн. Отдавшись хр. богомыслию и жизни по вере, он достиг такой высоты, что наверное испытал еще больший соблазн стремления праведника к богоравенству от полноты достигнутой им христианственности; но это глубокое богомыслие, до которого он возвысился, спасло его и от этого соблазна, разгадало, (как выше сказано) все неразумие гордости в этом решительном случае. Благодаря этому из него соделался драгоценнейший, чистый алмаз, которому суждено – заслуженно суждено блистать все время, пока существует человечество на земле. И там – в небесных обителях ему есть утешение от земли и земного, заключающееся не только в том, что его творения привлекают к себе захватывающее внимание бесконечного ряда человеческих поколений; но и в том, что теперь, наряду с языческим гуманизмом, благодарение Богу, уже народилось такое направление, которое по требованиям справедливости должно считать св. Златоуста одним из главных своих первоапостолов и пионеров, то направление, которое девизом своим поставило «все в Бога» – панентеизм, которое в совершенном и согласии с ним требует, чтобы в житейской своей жизни мы жили, как бы в монастыре 33 , которое, как и он 34 , желает стремиться к тому, чтобы не в храме лишь, а и во всех мирских своих делах мы «предстояли Богу» – совершали богослуженье Ему волею, поминая как своего первоначальника достославного творца литургического служения Всевышнему чувством и сердцем. Проф. Прот. С. Соллертинский . 1 Творения Св. И. Златоуста. Изд. Спб. Дух. Акад. V, 122 (благоденствие часто приносит больше зла); V, 398 (бедствия приносят иногда меньше зла); XI, 352 (для нас необходимы) III, 463 (они сосредоточивают душу); I,–35, III, 36; IV, 471 (вразумляют и изощряют нас); V, 16 (создают спокойствие души); I, 65 (рождают и усиливают дружбу); X, 157 (научают любомудрию); IV, 421 (через них слышит нас Бог); XII, 1032 (истинное несчастие в прогневлении Бога).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Хор: Мы видели Свет Истинный, мы приняли Духа Небесного, мы обрели подлинную веру, поклоняясь Неделимой Троице – ибо Она спасла нас. Священник кадит Святые Дары на престоле, говоря: Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя! – и подает кадило и дискос диакону. Священник кадит Святые Дары на престоле, говоря: Вознесись на небеса, Боже, и над всей землей [да будет] слава Твоя! – и подает кадило и дискос диакону. Диакон кадит народ из царских врат и относит дискос на жертвенник. Священник крестообразно осеняет престол святым потиром, тайно произнося: Благословен Бог наш. Священник крестообразно осеняет престол святым потиром, тайно произнося: Благословен Бог наш. Повернувшись к народу, священник осеняет его святым потиром, возглашая: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Повернувшись к народу, священник осеняет его святым потиром, возглашая: Постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия. Хор: Аминь. Пусть наши уста наполнятся Твоей хвалой, Господи, чтобы воспевать нам славу Твою, ведь Ты удостоил нас причаститься Твоих Святых, Божественных, бессмертных и оживляющих Тайн. Сохрани нас в Твоей святости, чтобы весь день учиться Твоей истине. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Священник ставит святой потир на жертвенник, а диакон – горящую свечу, и священник кадит Святые Дары. V. Благодарение Текст литургии Русский перевод Диакон: Прости приимше Божественных, Святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа. Диакон: Станем прямо. Приобщившись Божественных, Святых, пречистых, бессмертных, небесных и оживляющих, Страшных Христовых Тайн, достойно поблагодарим Господа! Хор: Господи, помилуй. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Диакон: Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью. Хор: Господи, помилуй. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим. Диакон: Попросим у Господа, [чтобы] весь [этот] день [был] совершенным, святым, полным мира и свободным от грехов. Хор: Подай, Господи. Хор: Подай, Господи. Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Диакон: Попросим у Господа ангела мира – надежного путеводителя и хранителя наших душ и тел. Хор: Подай, Господи. Хор: Подай, Господи. Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим. Диакон: Попросим у Господа прощения и оставления наших грехов и проступков. Хор: Подай, Господи. Хор: Подай, Господи. Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим. Хор: Подай, Господи. Хор: Подай, Господи. Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим. Диакон: Попросим у Господа, [чтобы нам] провести оставшееся время нашей жизни в мире и покаянии. Хор: Подай, Господи. Хор: Подай, Господи. Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим. Диакон: Попросим у Господа безболезненной, непостыдной и мирной кончины нашей жизни и доброго оправдания на Страшном суде Христа. Хор: Подай, Господи. Хор: Подай, Господи. Диакон: Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Диакон: Попросив единства [в] вере и общения Святого Духа, передадим себя, друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу. Хор: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. В это время священник читает молитву перед причащением: Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбие, и просим, и молим, и мили ся деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Диакон кадит, произнося про себя слова 50-го псалма, а священник читает молитву: Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы: еже бо служити Тебе, велико и страшно и самем небесным силам. Но обаче неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия, непреложно и неизменно был еси Человек, и Архиерей нам был еси, и служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие предал еси нам, яко Владыка всех. Ты бо един, Господи Боже наш, владычествуеши небесными и земными, Иже на Престоле херувимсте носимый, Иже серафимов Господь, и Царь Израилев, Иже един Свят, и во святых почиваяй. Тя убо молю, Единаго благаго и благопослушливаго: призри на мя грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя, и удовли мя, силою Святаго Твоего Духа, облечена благодатию священства, предстати святей Твоей сей трапезе, и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело и Честную Кровь. Никто из тех, кто связан узами плотских похотей и удовольствий, не достоин подойти, приблизиться к Тебе или служить Тебе, о Царь славы! Ведь служить Тебе – дело великое и страшное, даже для самих небесных сил. Однако Ты, по своей несказанной и неизмеримой любви к людям, не превращаясь и не изменяясь, сделался Человеком, стал нашим Первосвященником и, как Владыка всего, передал нам священнодействие этого богослужебного и бескровного жертвоприношения. Ведь Ты один, Господи Боже наш, господствуешь над небесным и земным, возвышаясь на херувимском троне, – Господь серафимов и Царь Израиля, один Святой и почивающий в [небесном] Храме. Поэтому я молю Тебя, благого и внимательно выслушивающего: обрати взор на меня, Твоего грешного и негодного раба, очисть мою душу и сердце от дурных мыслей и силой Твоего Святого Духа удостой меня, облеченного благодатью священства, предстать перед этим Твоим святым престолом и священнодействовать Твое Святое и непорочное Тело и почитаемую Кровь. К Тебе бо прихожду, приклонь мою выю, и молю Ти ся, да не отвратиши лица Твоего от мене, ниже отринеши мене от отрок Твоих, но сподоби принесенным Тебе быти мною, грешным и недостойным рабом Твоим, Даром сим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Священник, благословляя диакона: По молитвам святого и славного апостола и евангелиста такого-то, пусть Бог даст тебе, возвещающему благую весть с большой силой 30 , дар речи во исполнение благовестия Его любимого Сына и нашего Господа Иисуса Христа. Диакон: Аминь. Премудрость. Прости. Услышим святаго Евангелия. Диакон: Аминь. Премудрость! Станем прямо. Послушаем святое Евангелие. Священник: Мир всем. Священник: Мир всем. Хор: И духови твоему. Хор: И твоему духу. Диакон: От имярек святаго Евангелия чтение. Диакон: Чтение святого Евангелия от такого-то. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон или священник: Вонмем. Диакон или священник: Будем внимательны! Диакон читает Евангелие. По окончании чтения священник говорит диакону: Мир ти благовествующему. По окончании чтения священник говорит диакону: Мир тебе, возвещающему благую весть. Диакон: И духови твоему. Диакон: И твоему духу. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Усердное моление (сугубая ектения) Текст литургии Русский перевод Диакон: Рцем вси, от всея души, и от всего помышления нашего, рцем: Диакон: Скажем все – от всей души, от всего нашего сознания, – скажем: Хор: Господи, помилуй. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Диакон: «Господь Вседержитель, Бог наших отцов – мы молим Тебя, услышь и помилуй! Хор: Господи, помилуй. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Диакон: Помилуй нас, Боже, по Твоей великой милости – мы молим Тебя, услышь и помилуй!» Хор: Господи, помилуй (трижды). Хор: Господи, помилуй (трижды). Диакон: Еще молимся о великом господине и отце нашем, Святейшем патриарсе Кирилле, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) имярек, и о всей во Христе братии нашей. Диакон: Также мы молимся о великом господине и нашем отце – Святейшем патриархе Кирилле, и о господине нашем Преосвященном митрополите (архиепископе, епископе) таком-то и обо всем нашем братстве во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ибо Тебя восхваляют ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы и многоокие херувимы; вокруг Тебя предстоят серафимы, у каждого из которых шесть крыльев: двумя они закрывают лица, двумя ноги, а при помощи двух они летают, взывая один к другому непрестанным голосом, неумолкающими славословиями. Описание серафимов и херувимов в тексте анафоры в полной мере соответствует тем описаниям, которые содержатся в книгах пророков. Исаия созерцал серафимов в виде существ с шестью крыльями: «двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис.6:2 ). Иезекииль видел херувимов с множеством очей, спиной, руками и крыльями ( Иез. 10:12 ). Таким же образом серафимы и херувимы изображаются в христианской иконографической традиции (в отличие от архангелов и ангелов, изображаемых обычно в виде юношей с крыльями). Учение о девятичинной ангельской иерархии сформировалось не позднее IV века. Оно отражено, в частности, в тексте Литургии, комментарием на который стало 5-е Тайноводственное поучение святителя Кирилла Иерусалимского : Затем вспоминаем небо, землю и море, солнце и луну, звезды и всё творение, словесное и бессловесное, видимое и невидимое, ангелов, архангелов, силы, господства, начала, власти, престолы, херувимов многооких… Поминаем же и серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих вокруг Божия Престола, и двумя крыльями закрывающих лице, двумя же ноги, а двумя летающих, и восклицающих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» ( Ис.6:2–3 ) 1208 . Похожий список ангельских чинов мы встречаем у Григория Богослова , согласно которому существуют различные чины ангелов, озаряемых божественным Светом и поставленных Богом на служение людям: …Есть некие ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, светлости, восхождения, умные силы или умы, природы чистые, ни с чем не смешиваемые, неподвижные или малоспособные на зло, всегда ликующие вокруг Первой Причины… Они или от Нее озаряются чистейшим сиянием, или иным образом получают иное озарение, в соответствии с природой и чином. Они настолько носят на себе образ и отпечаток Блага, что сделались вторыми светами, способными просвещать других излияниями и раздаяниями Первого Света. Служители Божией воли, они сильны как по природной своей силе, так и по приобретенной… Они все ведут к Единому… воспевая Божие величие, созерцая вечную славу… 1209

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

216 «Брак, по Тертуллиану , есть соединение Богом двоих в одну плоть; всякое соединение после какого бы то ни было расторжения брака будет прелюбодеянием». De monogamia, с. IX. Второбрачный «alium habebit in spiritum, alium in carne. Hoc erit adulterium, unius foeminae in duos viros conscientia». De monog., c. X–XI, col. 941–3. 219 См.: Ad uxor., lib. 1, C. IV. – Интересно отметить, что Тертуллиан , сравнивая вдов с девственницами, отдает полное предпочтение первым. Девство легче, ибо легко не желать того, чего не знаешь. Девица может считаться более счастливой, а вдовица более страждущей (laboriosior); та – потому что всегда имела благо, а эта – потому что нашла его. См.: Ad uxor., c. VIII, col. 1287–1288. 225 См.: Advers. Marcion., lib. IV, c. XXXIV. «Illicite enim dimissam pro indimissa ducens, adulter est. Manet enim matrimonium, quod non rite diremptum est. Manente matrimonio nubere adulterium est». Moy и Roskowany это свидетельство не нравится и посему они illicite относят к ducens, так что все выражение изменяется так: «Dimissam pro indimissa illicite ducens, adulter est». – См. также: Moy Е. Op. cet. S. 20, Anmerk. 26; Roskowany А. De matrimonio in ecclesia catholic (Vindelic, 1840) t. II, p. 222–223; Cigoi А., S. 13. 228 См.: Moy Е. Das Eherecht der christen. Regensburg, 1838, S. 18–20. – Однако с таким утверждением не соглашается Launoi, который делает такую ссылку на Maldonat " a: «De Tertulliano Ioan. Maldonatus in c. XIX Matth. sic censet: Legimus nonnulos auctores veteres in ea fuisse sententia, Tertullianum lib. IV contra Marcionem scilicet, ut liceret mareto, dinussa propter adulterium uxore, celiam ducere». Launoi J. Opp. T. I, pars II colon, 1731. p. 826. – См. также: Cigoi А. Op. cet. S. 12. 229 «Unde sufficiam ad enarrandam felicitatem eius matrimonii, quod ecclesia conciliat et confirmat oblatio, et obsignat benedictio, angeli renuntiant, Pater rato habet?» Ad uxor., lib. II, c. IX, col. 1302. 231 Катанский А. Л. К истории литургической стороны Таинства Брака//Христианское чтение, 1880. Январь–февраль. С. 103. – Ср.: цит. иссл. его же: Катанский А. Л. Догматич. учение о семи церковных таинствах. С. 318–319 и прим. 3 (с. 318).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Хор юношей solo: «И вы также, чистые девы, для которых придет такой же день, повторяйте в такт: бог гименея, Гимен, Гимен, бог гименея». Цит. соч.: Гиро, Поль. Указ. соч. С. 55. 739 См.: Гиро, Поль. Указ. соч. С. 54. – Было еще символическое восклицание – talassio, старинное слово, обозначавшее корзину для пряжи; женщины сопровождали этот крик легким ритмическим хлопаньем в ладоши. См.: Там же. 746 Беседа на Первое посл. к Коринфянам. Ч. VII, 2, с. 207. – Ср.: Беседа XII на Первое посл. к Коринфянам. С. 216. 747 Беседа XII на Первое посл. к Коринфянам. С. 212, 215; Беседа VII на Первое посл. к Коринфянам. Ч. 2, с. 206; LVI Беседа на Кн. Бытия. С. 596. 752 «Служители Вакха не иначе справляли свои оргии, как в венках, посему отнюдь не следует через употребление венков поддерживать общение с демонами, ни живой образ Божий увенчивать, как если бы это был мертвый какой идол». Педагог. Кн. II, гл. VIII, с. 191–192. – Ср.: Тертуллиана Apologetic., с. 42. De согопа milit., с. XIII. По выражению Сидония, первые христиане не употребляли венков, «пе profanae religionis participes viderentur». Ibid. col. 455, notit. b. 754 См.: Sidon. ibid. – См. более подробно о венках: Покровский Н. В, проф. Брачные венцы и царские короны//Христианское чтение. 1882. II, с. 127–160; Катанский А. Л. К истории литургической стороны таинства брака…//Христианское чтение. 1880. Январь–февраль. С. 98–127. 755 У древних венки имели троякое значение: signum laetitiae, signum honoris u signum victoriae. Corona nuptialis представляет собою соединение всех этих трех значений; она – символ радости, чести и победы над страстями. См.: Augusti J. C. B. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie mit beständiger Rücksicht auf die gegenwärtig. Bedürfnisse der christlichen Kirche. 9 B. Leipzig, 1829. S. 321. 756 «Δι τοτο στφανοι τας κεφαλας πιτθενται σμβολον τς νκες, τι ττητοι γενμενοι, οτω προσρχονται, τ εν τι μ κατεγωνσθησαν π τς δονς». P. C. C. Migne, t. LXII In. Epistol. 1 ad. Timoth. c. II, homil. IX, col. 546, nr. 2. – В V в. употребление венков настолько было распространено, что ими увенчивались не только жених и невеста, но даже и лица, сопровождавшие их. Augusti J. C. B. Op. cit. S. 320.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Хор: Господи, помилуй. Священник читает вторую молитву верных: Паки и многажды Тебе припадаем, Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше, очистиши наша души и телеса от всякия скверны плоти и духа и даси нам неповинное и неосужденное предстояние святаго Твоего жертвенника. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития, и веры, и разума духовнаго. Даждь им, всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Таин и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися. Священник читает вторую молитву [во время моления] верных: Снова и многократно мы припадаем к Тебе и молимся Тебе, о благой и человеколюбивый, чтобы Ты обратил внимание на наше моление, очистил наши души и тела от всякой скверны плоти и духа и дал нам предстоять – без обвинения или осуждения – перед Твоим святым жертвенником. Дай же, Боже, и тем, кто молится вместе с нами, успехов в жизни, вере и духовном разумении, дай им всегда служить Тебе со страхом и любовью, приобщаться Твоих Святых Тайн не в суд и не во осуждение и удостоиться Твоего Небесного Царства. Диакон: Премудрость. Диакон: Премудрость! Священник, возглас: Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Священник, возглас: Чтобы мы, всегда охраняемые под Твоей властью, воссылали Тебе славу: Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Хор: Аминь. Великий вход I. Приготовление Текст литургии Русский перевод Хор поет Херувимскую песнь 36 : Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия (трижды). Хор поет Херувимскую песнь 37 : Таинственно изображая херувимов и воспевая Животворящей Троице трисвятую песнь, отложим теперь все житейские заботы – чтобы нам принять Царя всего [сущего], Которого незримо сопровождают ангельские полки. Аллилуия (трижды).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010