Активно сотрудничает с модернистским издательством Quo vadis (о.А.Дудченко, Евгений Аврамчук). 30 августа 2008 г. участвовал в экуменической конференции «Встреча в Римини». В сентябре 2008 г. выступал на конференции итальянской униатской организации Russia cristiana («Христианская Россия»). В сентябре 2009 г. выступил с обличениями русского монашества на конференции Russia cristiana. Для дальнейшего ознакомления с личностью игумена Петра (Мещеринова), предлагаю прочитать статью - Архимандрит Рафаил (Карелин). О монашеском авангардизме. (К сожалению, с Афонского сайта были изгнаны многие знающие и сведущие комментаторы и теперь некому дать исчерпывающий ответ на то или иное событие или дать оценку публикуемой статье) Николай П.Т. 2018/11/15, 22:03:48 +++Богослужение Распятого Сердца+++ " Закон,имея тень будущих благ, а не самый образ вещей,одними и теми же жертвами,каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними " .(Евр.10:1). " Но что делать-то,батюшка?-спросят меня.А вот этого я не знаю. " И в этом незнании нет ничего удивительного,ибо Литургия есть величайшая Тайна Божия! И вся её Тайна Вышняя сокрыта именно в её внутреннем содержании,то есть в чисто духовном плане. Не даром существует в Сакральной Теологии Церкви Божией целая наука,или дисциплина-Литургика-которая посвящена не только изучению истории формирования и структуры Новозаветного Богослужения,но и утверждена к постижению её духовного смысла,цели и предназначения в Богослужебной жизнедеятельности Церкви Божией. Возврат к " апостольской вариативности,по образцу первых трёх веков существования Церкви на земле " ,чтобы добиться какого-то там очередного внешнего искусства или художества-это не только очередная прелесть,бег белки в колесе замкнутого пространства и не решение Литургической Тайны или проблемы,а возврат ко всё той же смертоносной букве Моисеева Закона Божия в исполнении Христа. Прорыв может быть только один-постижение внутреннего,духовного,Божественного,а значит единственно истинного содержания или смысла Новозаветной Литургии!То есть как именно народ Божий должен в совершенстве служить своему Отцу и Творцу,да и друг другу.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=2987...

Алексей Родионов поверил этому объяснению и осенью 1744 года отправился в Оштинский погост к своему отцу. Там он в Олонецкой воеводской канцелярии записался в раскол под двойной оклад. Отец снова всячески убеждал его оставить раскол и соединиться с православной церковью. Но он не только оставался глух к увещаниям отца, но ещё продолжал с необыкновенным успехом действовать в пользу беспоповщины. Живя в —620— доме отца, он окончательно совратил в раскол свою мать и родного брата. Странствуя по разным местам и домам, он многих сделал последователями мнимо-древнего благочестия и убеждал их пребывать в старожитности святоотеческого содержания 3327 . Целый год прожил Алексей Родионов в доме своего отца. Н. Сахаров (Продолжение следует). Голубцов А.П. Литургия в первые века христианства//Богословский вестник 1913. Т. 2. 7/8. С. 621–643 (3-я пагин.). (Начало.) —621— (Из лекций † проф. А. И. Голубцова). I. Установление таинства евхаристии. Литургия времён апостольских: её общая схема; её постоянные и переменные части. Отношение предстоятеля к совершению литургии. Свидетельство Плиния о богослужебных собраниях христиан. Как совершалась литургия или, лучше сказать, евхаристия во времена апостолов? Исходным началом и зерном литургийной практики послужило учреждение Христом новозаветной вечери. Как установил и совершил евхаристию Сам Господь, – общий ответ на это дают нам три первые евангелиста. Из них мы узнаём, что „в первый день опресноков, в который надлежало закалять пасхального агнца, приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим. И послал Иисус Петра и Иоанна и сказал им: пойдите в город, и встретится вам человек с кувшином воды; последуйте за ним и скажите хозяину дома, в который войдёт он: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу (νγεον) большую, устланную, готовую: там приготовьте. Они пошли в город и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он пришёл и возлёг с двенадцатью апостолами. И когда они возлежали, Иисус сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аминь.     За заупокойной Литургией по Софии Кишкиной Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Полнота бытия открывается за гробом. И если мы так мало можем уразуметь из того, что там, то оттуда с такою полнотою уразумевается то, что здесь. И как души умерших, видя нас здесь, и страждут, и радуются за нас! Чем я могу ныне порадовать твою душу, как не тем, что сказать о том, что ты теперь знаешь и что есть самое важное для оставшихся на земле, ибо как должны скорбеть души умерших и любящих нас, зная истинную правду жизни и видя, как мы здесь живём. Для них уже нет бесовского мирского обольщения, для них открыт истинный смысл жизни. За день до смерти, когда почти не дышала грудь, когда так болело сердце, что без слабого, немощного стона не говорилось почти ни одного слова, но когда дух был таким ясным и твёрдым, ты сказала: " Только бы хватило сил потерпеть до конца, иначе напрасны будут все мои теперешние страдания " . " Не напрасны будут, — сказал я, — не напрасны. Господь видит всё; если вам суждено умереть, Господь примет вас в Своё вечное Царство " . Так вот для чего жить, вот для чего терпеть, вот для чего страдать! Не для того, чтобы устраивать здешнюю свою, ни для чего не нужную жизнь, а для того, чтобы душу свою приготовить к вечному Царству. Мечтала, что, если выздоровеешь, будешь жить теперь иначе — сознательной духовной жизнью, как говорила ты, " по–монашески " . Господь взял тебя к Себе, тебе не нужна оказалась эта монашеская жизнь. Но оставшиеся? Как они будут жить жизнь свою? Только ли приходить в церковь ко гробу умерших близких людей, чтобы потом прийти вновь, когда их самих принесут в гробу? Или они будут радовать души отшедших, придя в разум и поняв, что жизнь не шутка, что жизнь дана не для того, чтобы пить, есть, спать и устраиваться, а для того, чтобы наследовать жизнь вечную… " Расскажите мне что-нибудь, пожалуйста… " Это я сказал тебе в последний раз… Аминь.     18 августа 1927 г. За всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь взял на гору Фавор любимых своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна и преобразился перед ними: лицо Его стало светло, как солнце, а одежда бела, как снег, и явились Моисей и Илия и беседовали с господом, и облако покрыло учеников Господа, и послышался голос с неба: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте " . В некоем восторге Пётр воззвал ко Господу, прося Его сделать здесь три кущи: для Господа, для Моисея, Илии, ибо сам не знал, что говорил (См.: Мф. 17, 1–4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Ангелы с нами невидимо служат литургию. Общение с ангелами возможно. Есть такая книга в Ветхом Завете, которая называется «Товит» по имени главного героя. Там рассказывается довольно сложная семейная история, я вам ее пересказывать не буду, сами можете прочитать, и там говорится о том, что в конце концов этот Товит встречается со своим ангелом лицом к лицу, и ангел ему говорит такие слова: «Не скрою от вас ничего; я сказал уже: тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою. И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» ( Тов. 12:11-15 ). Главное, о чем здесь ангел сообщает человеку – «я был с тобой, когда ты молился; когда ты благотворил, я был с тобой». Мы ангелов не видим в силу того, что наше зрение ограничено, но они соприсутствуют с нами, они не так далеки от нас, как это может показаться. Мы можем прочесть в Книге Деяний множество историй о том, как первые христиане общались с ангелами: ангелы приходят в день Вознесения и говорят: «Мужи израильские, что вы стоите и смотрите на небо?», ангел освобождает Петра и братьев его из темницы, ангел велит Филиппу идти и крестить эфиопского вельможу. Очень возможно, что общение с ангелами было повседневной реальностью для древней Церкви. К миру невидимому принадлежат не только ангелы святые, но и падшие ангелы, духи зла или бесы, как хотите, скажите. О них мы много говорить не будем, поскольку ни Священное Писание, ни Символ веры этого не делают. И последнее: считается, что видимый мир сотворен был после невидимого. В то время, когда творится видимый мир, духовный мир уже есть. Теперь перейдем, может быть, к самому для нас актуальному вопросу о сотворении человека и о его положении в мироздании. Как мы есть люди, нам очень важно знать, откуда мы пришли, каково наше происхождение, генезис. Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека. Один из них мы с вами уже прочли. Человек создан на шестой день творения. После того как Господь создал животных, животный мир, Он говорит:

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Апокалиптический образ Агнца - теперь уже Небесного - представлен в Откровении ап. Иоанна Богослова . А. Б. изображен здесь не только закланным за грехи и искупившим грехи людей «из всякого колена и языка, и народа, и племени» (5. 9), но и «сидящим на престоле» (5. 13), ибо «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» (5. 12). Христос в Откровении - одновременно и Агнец, поскольку Он отдал Себя в жертву за грехи людей, и «лев от колена Иудина» (5. 5), победивший в мире силы зла и освободивший народ Божий, плененный этими силами (12. 10-11). Небесный Агнец благодаря совершенному Им на земле делу спасения облечен властью исполнять Божественные определения о дальнейших судьбах мира (снимать семь печатей - 6. 1, 3, 5, 7, 9, 12; 8. 1), и в частности о судьбах праведных (3. 4-5) и нечестивых (6. 16-17), и вести эсхатологическую брань с силами зла (17. 14). «Сидящему на престоле и Агнцу» «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» непрестанно воздает «благословение и честь, и славу... во веки веков» (5. 13). Те же, к-рые пришли «от великой скорби... омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (7. 14), «пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (7. 15). Для них уготован брак Агнца (19. 7, 9), на к-ром они будут прославлять его как «Господа господствующих и Царя царей» (17. 14; 19. 16), ибо Он, соделавший их «царями и священниками Богу» (5. 10), «будет пасти их и водить их на живые источники вод» (7. 17), являясь для них одновременно и Агнцем, и Пастырем . Образ Агнца нашел свое отражение в литургической жизни Церкви (см. Агнец , в богослужении). Лит.: Волнин А. К. Мессия по изображению пророка Исаии. К., 1908; Walther G. Jesus, das Passahlamm des Neuen Bundes. Guttenberg, 1950; Булгаков С. , прот. Агнец Божий. П., 1993. М., 2000п. М. С. Иванов Иконография Крест Юстина II. 565-578 гг. (Сокровищница собора св. Петра. Ватикан)

http://pravenc.ru/text/63318.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Лукиану (Куценко), епископу Благовещенскому и Тындинскому 16 октября 2011 г. 13:30 16 октября 2011 года за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского. По окончании богослужения Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Лукиан! Ныне во время Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Небесный Утешитель посетил нас особым благодатным наитием. Животворящий Дух через возложение на твою главу рук архиереев — преемников апостолов, по молитвам здесь предстоящих обильно излился на тебя. И пусть мы не слышали сегодня шум с неба и не видели огненных разделяющихся языков (см. Деян. 2:2-3), как это было почти две тысячи лет тому назад в Иерусалиме, однако мы верим и свидетельствуем, что ты получил великий дар того же Духа Святаго — дар епископства. Еще в юном возрасте ты возлюбил Господа и Его Святую Церковь. Обучаясь в Ленинградской духовной семинарии, ты решил посвятить свою жизнь служению Богу и был пострижен в монашество. С ревностью трудясь на ниве Христовой, ты ответственно исполнял многоразличные послушания в Санкт-Петербургской епархии и тем самым приобрел ценный пастырский и административный опыт. Теперь решением Священного Синода ты направляешься на Благовещенскую кафедру. Прими это назначение как Промысл Божий, призвавший тебя к трудам. Подобно тому как Воскресший Господь некогда призвал троекратно апостола Петра, повелев ему пасти овец Своих (см. Ин. 21:15-17), так и тебя Он ныне призывает к святительским трудам. По увещанию сего первоверховного посланника Христова паси «Божие стадо,… надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). Помни, что ты поставлен для служения другим людям, а не ради извлечения личной выгоды. Не возносись над подчиненными твоими, но со смиренномудрием и любовью относись ко всем окружающим. Сам Спаситель перед крестными страданиями умыл ноги Своим ученикам, повелев им делать то же (см. Ин. 13:4-15). Так Владыка Вселенной показал нам образец кротости, дабы мы не гордились и не надмевались, требуя себе почестей и похвал.

http://patriarchia.ru/db/text/1649389.ht...

Беседа 32. Совершение пасхи с учениками Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и мы рассмотрим три темы из 26-й главы: 1) Совершение пасхи с учениками (17–25); 2) Установление Таинства Евхаристии (26–30); 3) Господь Иисус предрекает отречение апостола Петра (31–35). События последних дней в земной жизни Господа Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Вспоминая именно их, мы и должны причащаться Тела и Крови Сына Божия. Сказано: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:28–30 ). Посему необходимо именно причащаться, «рассуждая о Теле Господнем», то есть вспоминая все события, связанные с установлением Евхаристии на Тайной вечери, страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Мы читаем 17-й стих 26-й главы: Мф.26:17 . «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?». Истолковывая слова: « где велишь нам приготовить Тебе пасху? », блаженный Иероним Стридонский пишет: «Первый день опресноков это – четырнадцатый день первого месяца, когда закалывается агнец, бывает полнолуние и оставляется закваска. А среди тех учеников, которые приступили к Иисусу с вопросом: “Где велишь нам приготовить Тебе пасху”, я полагаю, был и Иуда предатель » 501 . – То есть предательство Иуды и заключалось в том, чтобы выяснить, где Христос будет находиться в пасхальную ночь. Иудеи не могли арестовать Господа Иисуса прямо на Тайной вечери, потому что в это время сами праздновали пасху со своими семьями и домочадцами, и поэтому избрали Гефсиманский сад, как более удобное по времени место для Его (Христа) ареста. Это значит, что Иуда подробно выяснил, где и в какое время будет Учитель. Впрочем, учителем Иуды в этот момент был сам дьявол, который и руководил всеми его действиями. Святитель Иоанн Златоуст добавляет: «И отсюда, между прочим, видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Иисуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома» 502 . Сказано: «Иисус сказал… лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк.9:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Благоволи воззреть на сие милостивым и светлым оком и прими, как Ты сподобил принять дары отрока Твоего праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама, и то, что принес Тебе первосвященник Твой Мелхиседек, святое жертвоприношение, непорочную жертву. Усердно просим Тебя, всемогущий Боже, повели, да будет принесено сие руками Ангела Твоего на горний жертвенник Твой перед лице божественного величества Твоего, дабы всякий раз, когда мы будем принимать от этого жертвенного причастия святейшее Тело † и Кровь † Сына Твоего, мы исполнялись всякого небесного благословения и благодати, через Христа Господа нашего. 1504 Еще помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих NN (illorum et illarum, таких-то), которые с знамением веры предварили нас и спят сном мира. Молим (Тебя), Господи 1505 , даруй им и всем покоящимся во Христе место прохлады, света и мира, через Христа Господа нашего 1506 . И нам, грешным рабам Твоим, надеющимся на множество милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми Апостолами и мучениками – с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавой, Игнатием, Александром, Марцеллином, Петром, Фелицитатой, Перпетуей, Агатой, Луцией, Агнесой, Цецилией, Анастасией; и со всеми святыми Твоими, общение с которыми, просим (Тебя), даруй нам не как воздаяние за заслуги наши, но как милость Твою, через Христа Господа нашего, – Через Которого Ты, Господи, всегда творишь все эти блага, освящаешь †, животворишь †, благословляешь † и подаешь нам. Через † Него и с † Ним и в † Нем Тебе, Богу Отцу всемогущему, в единстве Святого Духа, всякая честь и слава во все веки веков. Аминь. Помолимся. Спасительными заповедями наученные и божественным наставлением руководимые, мы дерзаем говорить: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение 1507 , но избавь нас от лукавого. Избавь нас, просим (Тебя), Господи, от всех зол прошедших, настоящих и будущих, и по ходатайству блаженной и славной Приснодевы Богородицы Марии и блаженных Апостолов Твоих Петра и Павла и Андрея...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В III веке произошла централизация церковной власти. Это было потребностью времени: Церкви нужно было противостоять еретикам. Символом единства Церкви, единства апостольской традиции, носителем апостольской традиции стал епископ. В III веке при избрании епископа стали принимать участие не только клир и народ, но и соседние епископы. Различие клира и мирян Твердое различение клира и мирян существовало в Церкви с самого ее начала. Протестанты в противовес этому различению выдвигают идею всеобщего священства. Эта идея имеет основание в Первом послании апостола Петра и Апокалипсисе: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ... вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет. 2:5, 9, 10 ); «Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр. 1:6 . См. также Откр. 5:10 ); «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20:6 ). В данных отрывках христиане, которые являются духовным Израилем, во исполнение Божественного обетования, данного «ветхому» Израилю ( Исх. 19:5–6 ), называются царственным священством. Это выражение следует понимать в том смысле, что все христиане после Боговоплощения стали «своими» Богу, стали сотелесниками Иисусу Христу, все получили возможность реального обожения через таинство Евхаристии. С пришествием Христа необходимость в ветхозаветных жертвах, как жертвах прообразовательных, и, соответственно необходимость ветхозаветного священства отпали. Однако христиане, святой народ, царственное священство (см. Анафору Василия Великого ), тем не менее, выделяют из своей среды людей для особого служения, священства. Дар этого особого служения сообщается через возложение рук епископов в Таинстве Священства во время Божественной литургии, при молитве всей Церкви. Этот дар может получить любой достойный этого дара христианин. В лице своих священнослужителей Церковь сохраняет апостольское преемство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В VIII главе Деяний, где рассказывается о крещении самарян Филиппом, говорится: находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Св. Точно также говорится в XIX главе о двенадцати ефесских учениках. Апостол Павел спрашивает их: приняли ли они Духа Св. и узнав, что они и не слыхали: есть ли Дух Святой, и что крещены Иоанновым крещением, сообщил им понятие об этом крещении. «Услышав это они крестились во имя Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, низшел на них Дух Св., и они стали говорить иными языками и пророчествовать». Западные протестантские ученые не хотят видеть в этих фактах того самого таинства, которое в после – апостольской практике приняло насколько иную форму и получило иное название, т. е. миропомазание или конфирмацию. Августи думает, что в приведенных местах идет речь о каком – то чрезвычайном событии, об особенном сообщении апостолами благодатных чудесных даров. В доказательство этого ссылается на то обстоятельство, что Симон волхв, увидевши, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Св., хотел купить у них власть низводить Духа Святаго. Этим, по его мнению, нужно объяснять и то, что при других случаях крещения о рукоположении вовсе не упоминается. Так при торжественном крещении трех тысяч человек, где хотя упоминается о сообщении Св. Духа, но не упоминается о возложении рук, или при крещении Лидии и ее дома, или больничного стража и его семейства. Подобным же образом объясняют приведенные места и почти все новейшие толкователи с тою незначительною разницею, что многие с Ейхгорном под πνεμα γιον разумеют особенный энтузиазм. Странно, что Августи, повидимому добросовестно и непредубежденно относящийся к фактам апостольской жизни, в этом случае поступает как будто с предзанятою мыслью.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010