992. Что такое всенощная? Всенощная есть соединение вечерни и утрени в одно богослужение. 993. Когда служится всенощная? Всенощная служится накануне больших праздников, а также накануне каждого воскресного дня. 994. Какое самое главное богослужение Православной Церкви? Самое главное богослужение Православной Церкви – это Божественная Литургия, потому что при ней совершается Святая Евхаристия. а) О Божественной Литургии 995. Какие самые важные моменты Божественной Литургии? Самые важные моменты Божественной Литургии следующие: 1) пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа; 2) причащение священнослужителей и верующих пречистыми Телом и Кровию Господа Иисуса Христа; 3) освящением и пресуществлением хлеба и вина в Свое Тело и в Свою Кровь и приобретением Ими верующих Господь Иисус Христос за каждой Божественной Литургией приносит Самого Себя в жертву за спасение людей. 996. Как Господь Иисус Христос показал, что Святая Евхаристия есть приносимая Им жертва за спасение людей? Господь Иисус Христос совершенно ясно показал жертвенное значение Святой Евхаристии, когда, взяв хлеб и благословив его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). 997. Из каких слов Господа Иисуса Христа видно, что Святая Евхаристия есть жертва? Что Святая Евхаристия есть жертва, явствует из слов Господа Иисуса Христа: «Сие (хлеб) есть Тело Мое, которое за вас предается... сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:19–20 ). 998. Придавали ли первые христиане Святой Евхаристии значение жертвы? Первые христиане считали Святую Евхаристию жертвой, ибо: 1 . Апостол Павел в Послании к Евреям говорит о христианском алтаре, а алтарь не может быть без жертвы ( Евр.13:10 ). 2 . Святой Игнатий, епископ Антиохийский, ученик апостолов Петра, Павла и Иоанна, в своем послании к Филадельфийцам пишет: есть одно Тело Господа нашего Иисуса Христа, одна чаша и один алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

997. Из каких слов Господа Иисуса Христа видно, что Святая Евхаристия есть жертва? Что Святая Евхаристия есть жертва, явствует из слов Господа Иисуса Христа: «Сие (хлеб) есть Тело Мое, которое за нас предается; сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Луки 22, 19–20 ). 998. Придавали ли первые христиане Святой Евхаристии значение жертвы? Первые христиане считали Святую Евхаристию жертвой, ибо: 1. Апостол Павел в послании к евреям говорит о христианском алтаре, а алтарь не может быть без жертвы ( Евр.13, 10 ). 2. Святой Игнатий, епископ Антиохийский, ученик апостолов Петра, Павла и Иоанна, в своем послании к Филадельфийцам пишет: есть одно Тело Господа нашего Иисуса Христа, одна чаша и один алтарь. 3. Святой Иустиан, философ и мученик, в своей книге «Диалог» называет Святую Евхаристию «нашей, т. е. христианской жертвой». 999. Упоминается ли в литургии, что Святая Евхаристия есть жертва? В молитве, которую священник произносит при пении Херувимской песни, Святая Евхаристия называется бескровной жертвой. Пояснение: Еще в Ветхой Завете пророк Малахия провидел, что наступит время, когда на всяком месте будет приноситься Богу чистая жертва (1, 11). Эти пророческие слова Церковь всегда почитала за принесенную Спасителем жертву, которая есть самая чистая и ничем не оскверненная и всегда приносимая все на большем и большем пространстве земного шара. Церковь учит, что придет время, когда везде, где только будут жить люди, будет служиться божественная литургия. Да и теперь литургия служится во всех частях света, даже и там, где в большинстве живут нехристиане. Христианская вера, а с нею и литургия, проникают и в такие земли. Постепенно близится время, о котором говорил пророк Малахия, что от востока до запада будет произносимо великое имя Господне между всеми народами. 1000. Какая разница между жертвой на кресте и жертвой литургической? Между этими жертвами разница та, что 1. жертва на кресте была принесена на Голгофе один раз, тогда как жертва литургическая приносится часто и будет приноситься всегда, где только находятся православные христиане, до самого конца мира,

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

X. А вы укажите, где сказано, что надо крестить инвалидов, стариков и прочих. Если нет запрета, и специально не сказано, что нужно из всех народов ( Мф.28:19 ) выделять и лишать благодати именно младенцев, то все эти ваши построения — не более чем извращение Откровения в угоду доводам вашего греховного и падшего разума, который вы пытаетесь сделать советником Богу. А ведь пророк говорит: “Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его?” ( Ис. 40:13 ) Но нужно заметить, что внимательный читатель увидит много прямых свидетельств, что апостолы крестили детей. Так, апостол Павел крестил весь дом Лидии ( Деян.16:15 ), темничного стража ( Деян.16:33 ), а в Коринфе — дом Криспа ( Деян.18:8 ). В первом послании к тем же коринфянам он говорил, что у верующей жены дети были нечисты, а теперь святы (7:14), а освящение, как говорится в том же послании, получает человек через Крещение (6:11). Апостол Иоанн пишет детям, “потому что прощены вам грехи ради имени Его” ( 1Ин.2:12 ), а это происходит только при Крещении и следующей за ним Литургии, когда Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ; ср. Деян.22:16 ). “Я весьма обрадовался, — говорит святой Иоанн о крещенных детях, — что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца” ( 2Ин. 4 ). То есть, православная практика введения младенцев в общение с Истиной (т. е. Христом) посредством Крещения (ведь все, во Христа Иисуса крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 )) есть прямая заповедь Отца. Так как же вы, протестанты, дерзаете отгонять от этого таинства тех, кого призвал Сам Отец. Ведь если Он почел детей достойными этой благодати, то очевидно, и мы должны следовать Его воле. Но напоследок я должен заметить, что Писание прямо говорит, что дети достойны крещения. В день Пятидесятницы апостол Петр ясно говорит: “Покайтесь (заметим, что не добавил “все”, ибо дети не могут покаяться), и да крестится КАЖДЫЙ (т. е. без исключения) из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование И ДЕТЯМ ВАШИМ (яснее нельзя засвидетельствовать православное учение), и всем дальним, кого не призовет Господь Бог наш” ( Деян. 2:38-39 ). Итак, Бог, несомненно, повелевает крестить младенцев по вере их восприемников, с тем чтобы, выросши, они под действием охраняющей их благодати и сами усвоили то, что дано им по чистому милосердию Создателя. К вам же я обращаюсь со словами апостола Петра: “Спасайтесь от рода сего развращенного” ( Деян.2:40 ) иначе Бог осудит вас в День Суда. Ведь противление слову Господа, в котором вы сейчас находитесь, и отпадение от Его Церкви, есть грех ереси, о котором апостол Павел засвидетельствовал, что творящие его Царства Божия не наследуют ( Гал.5:20-21 ).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

    996. Как Господь Иисус Христос показал, что Святая Евхаристия есть приносимая Им жертва за спасение людей?    Господь Иисус Христос совершенно ясно показал жертвенное значение Святой Евхаристии, когда, взяв хлеб и благословив его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26—28).     997. Из каких слов Господа Иисуса Христа видно, что Святая Евхаристия есть жертва?    Что Святая Евхаристия есть жертва, явствует из слов Господа Иисуса Христа: «Сие (хлеб) есть Тело Мое, которое за вас предается... сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк.22:19—20).     998. Придавали ли первые христиане Святой Евхаристии значение жертвы?    Первые христиане считали Святую Евхаристию жертвой, ибо: 1. Апостол Павел в Послании к Евреям говорит о христианском алтаре, а алтарь не может быть без жертвы (Евр.13:10). 2. Святой Игнатий, епископ Антиохийский, ученик апостолов Петра, Павла и Иоанна, в своем послании к Филадельфийцам пишет: есть одно Тело Господа нашего Иисуса Христа, одна чаша и один алтарь. 3. Святой Иустиан, философ и мученик, в своей книге «Диалог» называет Святую Евхаристию «нашей, т. е. христианской, жертвой».    999. Упоминается ли в Литургии, что Святая Евхаристия есть жертва?    В молитве, которую священник произносит при пении Херувимской песни, Святая Евхаристия называется бескровной жертвой.     Пояснение:    Еще в Ветхом Завете пророк Малахия провидел, что наступит время, когда на всяком месте будет приноситься Богу чистая жертва (Мал.1:11). Эти пророческие слова Церковь всегда почитала за принесенную Спасителем жертву, которая есть самая чистая и ничем не оскверненная и всегда приносимая на все большем и большем пространстве земного шара. Церковь учит, что придет время, когда везде, где только будут жить люди, будет служиться Божественная Литургия. Да и теперь Литургия служится во всех частях света, даже и там, где в большинстве живут нехристиане. Христианская вера, а с нею и Литургия, проникают и в такие земли. Постепенно близится время, о котором говорил пророк Малахия, что от востока до запада будет произносимо великое имя Господне между всеми народами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по словам стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его», приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий.    И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».    Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника; при этом изъясняется его глубокий догматический и нравственный смысл.    Явившиеся преобразившемуся Господу и с Ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние, господствуяй живыми и мертвыми»; они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков». И был к апостолам «глас свыше Отечь из облака шумно предсвидетельствующь и глаголющь: «Сей есть, Его же нетленно из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, Егоже послах спасти» людей в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества».    Пророки Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божественности Спасителя, но и предвозвещают Его спасительный подвиг и крестные страдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   Сегодня, 28 июля, в понедельник, пожаловал в Вауловский Успенский скит высокопреосвященный архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, стоял и молился всю обедню, пил чай, закусывал, осматривал скит (с11 часов до полудни), в 1 час пополудни изволил обедать и в 2 часа уехал в Никольский приход, а оттуда к купцам Лопатиным.    31 июля. В даровании Божественной литургии Церкви Православной и в даровании ей прочих Таинств дано Богом так много, что никакой ум человеческий не может оценить великости этих даров; дары возрождения, усыновления, обновления, права на вечную жизнь, входа на небо, сожития с Ангелами и всеми святыми и вечного примирения с Отцем Небесным и участия в Его святости и блаженстве. Цените ли вы, православные христиане, этот дар Божий и стараетесь ли жить достойно христианского звания — в чистоте и святости и во всякой добродетели?    Сын Божий «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (спасению нашему) «и отдать душу Свою для искупления многих» (верующих) (Мф. 20:28). Неверующие не спасутся; и из православных многие не спасутся за жестокосердие и немилосердие. «Понеже» не «сотвористе единому сих братии Моих менших,» ни «Мне сотвористе» (Мф. 25:40). Мало спасающихся. «Много званых, но мало избранных. Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери» (Лк. 14:24) за пристрастие к здешней жизни и за неверие и холодность к Богу и дебелость сердца (Ис. 6:10). «Лисицы имеют норы, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имеет где голову приклонить» (Мф. 8:20).     «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением,» которым буду креститься (Мф. 20:22)? Два брата смягчили свой ответ тем, что сказали: «можем». Если бы не этот ответ или эта готовность положить жизнь за Христа, просьба их была бы очень обидна для всех апостолов; да и то — они обиделись; — сказано: вознегодовали они на Иакова и Иоанна. — Господь вразумил их (Мф. 20:20-28).    Спасение наше в Церкви, как в Ковчеге Ноя, и — нигде больше. «Аще и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17). — Церковь — мы, «тело Христово» (1Кор. 12:27), и Он, Христос, есть Спаситель тела; а мы — члены тела, от плоти Его и от костей Его. Кормчий — Дух Святой, то есть словесного корабля Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом Ковчеге, — можно спастись. Благочестивый Корнилий-сотник, бывший язычник, молившийся всегда и творивший милостыню, наставлен был Ангелом позвать апостола Петра и от него услышать слово спасения и получить крещение со всем домом (Деян. 10:1-31). Знаменательно. — «Кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин. 3:5); магометане — не войдут, евреи — не войдут, идолопоклонники — не войдут, еретики — не войдут, сектанты — не войдут; «блудники, прелюбодее, лихоимцы,» обидчики, «пьяницы, татие» — «Царствия Божия не наследят» (1Кор. 6:9-10). Скорее ухватывайтесь за вечную жизнь и готовьтесь к ней. Не опоздайте. Только истинною верою во Христа и в Церковь Его спасемся да делами любви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! «Преобразился еси на горе…» – поем мы в тропаре. Преобразился – значит, изменился, принял другой облик при сохранении Своей Божественной природы, открыв ученикам Свой свет, Свою силу и Свою жизнь вечную и славу, которой обладает по праву сыновства в Царстве Святой Троицы. Жизнь человека состоит из его поступков, мыслей, стремлений, и каждое из этих его деяний, как бы ни были они противоречивы, имеют свое значение в его судьбе, неразрывны с ней, определяют и объясняют его жизнь – и прошлую, и будущую. Так и Святое Евангелие – это цельная и неразрывная книга земной жизни Христа Спасителя, из которой невозможно, не искажая этого единства, вырвать по своему желанию и прихоти только то, что нам нравится. Сегодняшнее повествование о событии Преображения тому подтверждение. «Во время оно», – так начинается сказание сегодняшнего дня. «В оно» значит «в это». В какое «это»? «[Когда по] прошествии дней шести, – пишет апостол Матфей, – взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17: 1). Уже эти первые слова, которые читались и вчера, на утрени, и сейчас, на Литургии, возводят наше внимание к тому, а что же произошло перед этим, что связывает прошедшее и грядущее. А было вот что. Господь впервые предсказал Свои крестные страдания и крестные страдания всех любящих Господа: «[Он] сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16: 24–25). Вот к какой горе – к горе Голгофе – призывает следовать Господь и Своих учеников-апостолов, и нас через фаворский свет от горы Своего Преображения. Мы видим образ преображенного Христа и в словах Евангелия, и на иконе. «Очи Его – как пламень огненный… и лице Его – как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1: 14, 16), – писал уже позже в Откровении святой очевидец Преображения Иоанн Богослов о грядущем Судии мира.

http://pravoslavie.ru/73034.html

      Праздник Преображения празднуется и Восточной и Западной Церковью; они даже празднуют его в один и тот же день – 6 августа. Однако характер праздника различен. На Востоке преображение Христа на Фаворе празднуется с пятого столетия; на Западе же этот праздник стал общецерковным только в 1457 году. Он был провозглашен папой Каликстом Ш. Таким образом Западная Церковь начала его праздновать позднее Восточной на целое тысячелетие. Основа возникновения праздника на Востоке богословская: это размышления писателей и отцов греческой Церки о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе стимул к его празднованию носилобщественный характер, этому послужило поражение турков у Белграда в 1456 году. Что касается литургического ранга праздника Преображения, то он принадлежит к числу двунадесятых, наиболее значительных праздников Православной Церкви, таких как Рождество Христово, Крещение Господне, Пасха, Пятидесятница, Воздвижение Креста и других, которые особенно почитаются на Востоке. На Западе же этот праздник считается второстепенным, таким же как Новый Год, праздники апостолов и евангелистов.       Раннее установление праздника, глубокое его обоснование и высокий литургический ранг свидетельствуют о том, что праздник Преображения в Восточной Церкви особенно почитается и высоко оценивается. В чем же кроется особенное значение этого праздника? 1. ПРЕОБРАЖЕНИЕ  КАК  НОВОЕ  НАЧАЛО      Содержание праздника Преображения составляет одно из событий земной жизни Христа, о котором нам рассказывают Евангелия. Однажды Иисус, «взяв Петра, Иоанна и Иакова взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9, 28-29); такой белой, «как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Вскоре «явился им Илия с Моисеем» (Мк. 9, 4); которые, «явившись во славе» (Лк. 9, 31), «беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 4), «они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Когда Петр, восхищенный увиденным, заметил, что Моисей с Илией «отходили» от Иисуса (ср. Лк. 9, 33), он сказал Ему: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9, 33). «Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их» (Лк. 9, 34); «облако светлое осенило их» (Мф. 17, 5) так, что они «устрашились» (Лк. 9, 34) и «пали на лица свои» (Мф. 17, 6). «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35). Ученики посмотрели вокруг, однако «никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» (Мк. 9, 8). «Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» (Мф. 17, 7). «Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9, 9). «И они умолчали» (Лк. 9, 36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

А лжеучение прелестью новизны, подобно заразе, исподтишка, незаметно привлекло сочувствие к себе и в галатийцах. Апостол узнал об этом, находясь вдалеке от Галатии, именно в Ефесе. Что же он делает? Он шлет туда собственноручное письмо; в нем он выражает свою скорбь по поводу неблагоприятных слухов о легковерии галатийцев; в нем он был вынужден защищать свое учение, свои права, доказывать или указывать на свое равенство с другими апостолами, обличать узость взгляда в иудействующих христианах; и в этом же письме он с любовью вразумляет заблуждающихся галатийцев, называя их братьями. Он говорит в прочтенной ныне его речи: (гл. I, ст. 11) Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, (ст. 12) ибо и я принял его и научился не от человека, например от апостолов Петра или Иакова, но через откровение Иисуса Христа. Следовательно, и я такой же апостол, как и прочие апостолы. Хотя я не был учеником Христа во время Его земной жизни, но Христос просветил и мне очи, открыл мне чудесным образом всю волю Свою. Мое обращение ко Христу, как бы так говорит Павел, есть, действительно, чудо. Кто бы мог подумать, чтобы я – заклятый враг христиан, горячий защитник жидовства, готовый всех противников моего убеждения истребить, чтобы я в минуты моей самой злостной решимости истребить всех христиан сделался сам христианином, и мало того, что христианином – апостолом Христовым, страдальцем за Него, узником, в поношении у людей, отверженным своими родными? Ст. 13. Вы слышали (хотя и вдалеке живете) о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, (ст. 14) и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. А что слышно было галатийцам и известно нам о жизни Павла в иудействе? Известно, что он происходил из фарисейской семьи, пользовался по рождению высоким, почетным правом римского гражданина. Воспитывался, обучался он с прямою целью быть фарисеем, законоучителем в народе. Но у евреев среди самых серьезных наук непременно обучали в школах и ремеслам, необходимым как средства к жизни и для развития труда и знания. У евреев была поговорка, что «кто не обучает сына своего какому-либо ремеслу или искусству, тот учит его воровать». Какая умная и верная поговорка! Она взята из опытов жизни. И счастлив тот народ, то государство, в котором все и каждый заботятся не только об обучении грамоте, об умственном образовании, но стараются и об одновременном развитии ремесел и искусств, и промышленности. В том государстве меньше бывает дармоедов, меньше праздношатающихся, не знающих и не имеющих возможности, куда приложить свои руки и все свои силы телесные, не обученные ремеслу или искусству. Потеряет место человек, занимавшийся письмоводством; средств к жизни нет, ремесла не знает, сельским хозяйством не занимался – и вот бедняк должен проживать, пробавляться Христовым именем. Жаль таких!..

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Авраам знал закон о десятинах, сказано: «[Авраам] дал ему (священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего» ( Быт. 14, 20 ). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: «…и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт. 28, 22 ) и т. д. По этому вопросу святитель Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» 89 . Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что «Евангелие от Матфея» написал Матфей, а «Евангелие от Марка» – Марк? Кто установил число посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла? Канон Новозаветных и Ветхозаветных книг Библии есть дело Церкви, а значит, и Предания. С другой стороны, все слова Божии не вмещаются в библейский свод. Сказано: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21, 25 ). Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились. В Послании апостола Иуды цитируется фрагмент из Книги Еноха: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих»» ( Иуд. 1, 14 ); а в Первом Послании к Коринфянам мы находим такие слова: «Я писал вам в послании…» ( 1Кор. 5, 9 ), то есть ранее писал. Так и хочется задать вопрос г-ну Фурули: что имеет в виду апостол Павел, когда пишет: «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит» ( Евр. 6, 1–3 ). Где, в каком послании даются эти начатки учения «о крещениях, о возложении рук»? Многие детали: как крестить в одно погружение или в три, порядок рукоположения диаконов, пресвитеров и епископов – все это сохраняется на уровне Предания и не детализируется в Писании. Завершая рассуждения о значимости Священного Предания, хочется снова обратить внимание на учение апостола Павла о Предании: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес. 3, 6 ). Здесь опять встречается слово – paradosin (предание), которое нельзя перевести иначе, как это сделано в синодальном переводе. В греческо-русском словаре Вейсмана это слово переводится как «передача (учения)», именно передача , а не искажение. Причем это не что-то аморфное и неопределенное. Священное Предание имеет конкретное выражение в древних символах христианской веры, правилах святых апостолов, актах Вселенских и Поместных соборов, древних литургиях, в актах или сказаниях о мучениках, творениях святых отцов и учителей Церкви – все это составные части единого Предания Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010