По существу это было отступление от апостольской традиции, сначала вынужденное чрезвычайными обстоятельствами жизни гонимой Церкви, по окончании же гонения оправдываемое его давностью. Причащение под одним видом хлеба не вызывало сомнения в действенности таинства, как не вызывает в настоящее время причащение младенцев под одним видом вина. Когда же самопричащение было заменено общецерковным и через это стало возможным употребление чаши, естественно возник вопрос с ее освящением. Это была литур-гико-догматическая проблема, которая решалась по-разному. Севир, как сказано было выше, составил молитву для освящения чаши. Вар-Хебреус приводит два канона Иакова Едес-ского, принятые в Антиохии. Один из них гласит: «Отшельни-чествующие иереи имеют право освящать чашу для себя и для народа; литургисающий произносит вслух только обычные молитвы все или частично, или вдохновляется окружающими, или имеет право хранить молчание». Другой канон гласит: «Имеем право освятить потир, если имеем освященный хлеб» 126 . Суммируя эти правила, можно сделать вывод, что у сирийских монофизитов считалось возможным освящение чаши чтением или обычных евхаристических молитв (хотя бы и частичным), или собственных вдохновенных молитв и даже молчаливым созерцанием совершаемого таинства; и, наконец, освящающим считалось погружение части освященного хлеба в потир. Нечто подобное существовало и в православной Греческой Церкви. В упомянутом выше «Чине проскомидии» Неизвестного Константинопольского патриарха читаем: «В последнее воскресенье Сырной седмицы при совершении полной литургии святые хлебы приготовляются не в обычном, но в большем количестве. По причащении же и до пятка хлебы хранятся в особом ковчеге, причем Святая Кровь в них не вливается, ибо в каждый из постных дней при совершении Преждеосвященных приготовляется и освящается чаща, в которую опускается прежде освященный хлеб, возвышаемый и преломляемый. И какая нужда примешивать Святую Кровь к Божественному Хлебу? Ибо Преждеосвященная литургия совершается лишь ради освящения чаши» 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

И другие темы: страданий, предательства, пребывания в темнице, тема того, кто является кормильцем — все то, что мы видим в житии Иосифа, в полноте воплощено в домостроительстве спасения Богочеловека Иисуса Христа. Он был в адовой темнице. Он накормил, и кормит, и до скончания века будет кормить Своим Телом и Кровью все христианское человечество, а через христианское человечество благодать Божия будет солить весь мир. Он пришел для того, как сказано в Евангелии, чтобы восстановить целость разрушенных первородным грехом и чтобы рассянных чад Божиих собрать воедино. Неудивительно, что Иосиф вспоминается здесь через рыдание Иакова, как говорится в кондаке утрени понедельника. Этим здесь прообразуется рыдание всего творения, и в первую очередь апостолов, о пораженном, как им казалось, и погребенном Учителе, Который воскрес и даровал всем питие и питание вечной жизни. Митрополит Антоний Сурожский На евангельское чтение о Втором Пришествии Господнем (на литургии Преждеосвященных Даров) Если вы прочтете евангельские отрывки, которые положены на сегодня, то увидите, что тема суда проходит через них красной нитью; и она ставит перед нами вопрос: каковы мы?.. Чем мы кажемся, чем мы на самом деле не являемся? В чем наша лжеправедность, в чем наше ложное бытие перед лицом подлинного? По-гречески суд называется “кризис”: мы сейчас – и в течение всей истории – находимся в состоянии кризиса, то есть суда истории, то есть, в конечном итоге, суда Божиих путей над нами. Каждая эпоха – время крушений и обновлений; и вот все кажущееся – погибнет, все ложное – погибнет. Устоит только целостное, устоит только истинное, устоит только то, что на самом деле есть, а не то, что будто бы существует. Каждый из нас чем-то кажется: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом , человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. И мы должны, если мы хотим вступить в эти дни страстных переживаний, раньше всего подумать: чем мы являемся на самом деле? – и только настоящими встав перед судом своей совести и Бога, вступить в последующие дни: иначе мы осуждены…

http://pravmir.ru/velikiy-ponedelnik-cht...

В практике Иерусалимской Церкви он появился очень рано и пользовался уважением, как и полный чин Божественной литургии апостола Иакова. Отсюда распространился в Антиохийский Патриархат и в Синайскую Архиепископию, где содержался в практике, как и полный чин Божественной литургии святого апостола Иакова, до конца XII в. По словам святого Прокла, архиепископа Константинопольского, святой Василий Великий сократил для Церкви Кесарийской полный чин Божественной литургии святого апостола Иакова, а также, в соответствии с потребностями, пересмотрел и сократил чин Божественной литургии Преждеосвященных Даров, освободив его от особенностей, имевших местное значение для Иерусалима. Внес он в него и свои молитвы. В таком виде чин Божественной литургии Преждеосвященных Даров был введен в богослужебную практику Константинопольской Церкви, и оттуда распространился по всему христианскому Востоку, вытеснив чинопоследование Божественной литургии Преждеосвященных Даров святого апостола Иакова. По греческим и славянским спискам он носит имя святого Василия Великого.    Что касается Божественной литургии Преждеосвященных Даров святого Григория Двоеслова, папы Римского, необходимо помнить, что он составлял ее чин, позаимствовав его у Церкви Восточной, только для Западной Церкви. Предание, которое приписывает святому Григорию Двоеслову составление чина Божественной литургии Преждеосвященных Даров, возникло на почве глубокого почитания православным Востоком имени этого святого мужа. Возвратившись с Востока и сделавшись Римским епископом, святой Григорий Двоеслов начал восстанавливать в Римской Церкви некоторые забытые ею древние обряды, сохранившиеся во всей чистоте на Православном Востоке. Проявил он интерес и к апостольской Божественной литургии Преждеосвященных Даров и стремился распространить ее на Западе. Это чинопоследование святой Григорий Двоеслов ввел на латинском языке. Восточная Церковь не забыла попечения святого Григория о распространении Божественной литургии Преждеосвященных Даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

И святогорцы поведают Григория папы Римскаго изложение» (Л. 70). В Варлаама Хутынского Служебнике (ГИМ. Син. 604, нач. XIII в.) лист, содержавший изображение составителя чина Преждеосвященных, был в позднейшую эпоху изъят, очевидно, потому, что на нем был изображен не Г. В., а др. святой. Атрибуцию чина литургии Преждеосвященных Даров Г. В. следует признать ошибочной ( Смирнов-Платонов, прот. С. 29-76) и по др. причинам. Во-первых, в зап. литургических памятниках, связанных с именем папы, нет никаких совпадений с молитвами визант. литургии Преждеосвященных Даров, как нет и самой практики совершения этой литургии (если на Востоке эта литургия заменяла полную литургию во мн. постные дни, то на Западе подобный чин существовал лишь в Великую пятницу, но ни один из его текстов, в т. ч. и содержащихся в Сакраментарии Григория (PL. 78. Col. 85-87), не совпадал с молитвами литургии Преждеосвященных Даров). Во-вторых, во времена Г. В. литургия Преждеосвященных Даров давно была известна в К-поле («Пасхальная хроника» упоминает о нек-рых изменениях в ее чине под 615 г.: Chron. pasch. 1832. Bd. 1. S. 706) и вообще на Востоке, где помимо к-польского существовали иерусалимский и александрийский чины литургии Преждеосвященных, носившие имена апостолов святых Иакова Праведного и Марка (или свт. Афанасия I Великого ) соответственно, а также ряд сир. чинов с различными атрибуциями ( Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894; Codrington H. W. The Syrian Liturgies of the Presanctified//JThSt. 1903. Vol. 4. P. 69-82; 1904. Vol. 5. P. 369-377, 535-545). «...Литургия Преждеосвященных,- заключал церковный писатель прот. Григорий Смирнов-Платонов ,- по происхождению... принадлежала Церкви Восточной… и св. Григорию не было приписываемо установление известной в Православной Церкви великопостной литургии» ( Смирнов-Платонов, прот. С. 76). Причина появления атрибуции литургии Преждеосвященных Даров Г. В. неясна. Вероятно, она возникла между XII и XV вв.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Заметим, что профессор Н.Д. Успенский считает ссылку на Сократа неправомерной, поскольку буквальное чтение соответствующего фрагмента не позволяет видеть в нём указание на совершение именно Литургии Преждеосвященных Даров. Со ссылкой на патриарха Иерусалимского Досифея (XVII век) Г. П. Смирнов -Платонов опровергает версию об авторстве чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров папы Римского Григория Двоеслова. Среди возможных авторов – апостолов Марка, Иакова и Петра – он называет святителя Василия Великого . Аргументом в пользу апостольского происхождения Литургии Преждеосвященных Даров, по мнению Смирнова-Платонова (равно как и И. Малиновского), является фрагмент сочинения Иерусалимского патриарха святителя Софрония († 645): «Слово Софрония, патриарха Иерусалимского, содержащее всю церковную историю и подробное объяснение всего совершающегося в Божественном священнодействии». Святитель Софроний пишет: «...ныне более прочил в употреблении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоуста с Литургией Преждеосвященных, о которой говорят – одни, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра Верховного апостола, другие – иначе» 443 . Авторство Иакова брата Господня признавал и другой видный литургист конца XIX – начала XX века А.А. Дмитриевский , отыскавший в библиотеке Синайского монастыря святой Екатерины рукопись с диаконскими прошениями, приписываемыми святому апостолу Иакову. Дмитриевский писал: «Несомненно, что чин Литургии Преждеосвященных Даров св. апостола Иакова явился в практике Иерусалимской Церкви очень рано... Отсюда он проник в патриархат антиохийский и синайскую архиепископию... Василий Великий ... сообразно с потребностями своего времени пересмотрел этот последний чин, сократил его и внёс даже молитвы собственного сочинения. В этом вновь проредактированном виде чин Литургии Преждеосвященных Даров, усвоив себе даже имя последнего редактора, был введён в богослужебную практику Константинопольской Церкви, а оттуда распространился по всему христианскому Востоку, вытеснив окончательно чин Литургии Преждеосвященных Даров св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В частности, Алляций, приводя сообщение из «Церковной истории» Сократа Схоластика о многообразии богослужебной практики его времени, высказал предположение, что слова историка «в Александрии в среду и в так называемую пятницу читаются Писания, и учители толкуют их, и бывает все, относящееся к синаксису, кроме совершения Тайн ( δχα της των μυστηρων τελετς) " 4  можно понимать как указание на существование в Александрии литургии Преждеосвященных Даров 5 . На этом основании Смирнов-Платонов, переводя данную цитату, одновременно и комментировал ее как указывающую на литургию Преждеосвященных Даров. После слова «пятницу» он внес в скобках «в Четыреде-сятницу»; слово «синаксис», которое обозначало молитвенное собрание вообще, не только евхаристическое, он заменил словом «литургия», а слово « τελετς» перевел словом «освящение». В результате получилось: «В Александрии, в среду и в день, называемый пятком (в Четыредесятницу), читаются Писания, и учители изъясняют оные, и бывает все, что принадлежит до литургии, кроме освящения Тайн» 6 . Оставалось подтвердить комментированное таким образом сообщение Сократа, и подтверждение было найдено в незадолго до этого опубликованном трактате под названием «Слово Софрония, патриарха Иерусалимского, содержащее всю церковную историю и подробное объяснение всего совершающегося в Божественном священнодействии» 7 , где сказано: «Ныне более прочих в употреблении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоуста , с литургией Преждеосвященных, о которой одни говорят, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра, верховного апостола, а иные – других» 8 . Этих слов было достаточно для обоих исследователей, чтобы относить происхождение литургии Преждеосвященных Даров ко временам апостольским 9 . Не избежал этого «искушения» и молодой проф. Киевской духовной академии А. А. Дмитриевский . Найдя в Синайской библиотеке рукопись с диаконскими прошениями для литургии Преждеосвященных апостола Иакова 10 , он по этому поводу писал: «Несомненно, что чин литургии Преждеосвященных Даров св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

ап. и св. Марку, считается не подлежащим сомнению. С несомненностью также известно, что в древнейших рукописных памятниках имеется чин литургии преждеосвященных Даров, надписываемый именем св. ап. Иакова, брата Божия, первого епископа Иерусалимской Церкви. Чин литургии преждеосвященных Даров св. ап. Иакова явился в практике Иерусалимской Церкви очень рано и пользовался здесь таким же уважением, как полный чин литургии того же апостола. Отсюда он проник в патриархат Антиохийский и в Синайскую архиепископию и держался в практике, как и полный чин литургии св. ап. Иакова, до конца XII в. Св. Василий Великий , сокративший, по, словам св. Прокла, полную литургию св. ап. Иакова, не оставил без внимания и чин литургии преждеосвященных Даров того же апостола, а сообразно с потребностями своего времени пересмотрел этот последний чин, сократил его, освободил от особенностей, имевших местное значение (напр., находящегося в Иерусалимском списке этой литургии моления о приходящих поклониться св. местам) и внёс даже молитвы собственного сочинения. В этом вновь проредактированном виде чин литургии преждеосвященных Даров был введён в богослужебную практику Константинопольской Церкви, а оттуда распространился по всему христианскому Востоку, вытеснив окончательно чин литургии преждеосвященных Даров св. ап. Иакова и усвоив себе имя св. Василия Великого , каковое надписание и встречается на многих греческих и славянских списках этой литургии. Что же касается надписания преждеосвященной литургии именем св. Григория Двоеслова , то нужно иметь в виду, что св. Григорий Двоеслов , если и излагал чин этой литургии, то исключительно для Западной Церкви (как и вообще он заботился об устроении богослужения собственно этой Церкви), а не для Восточной Церкви, у которой этот чин имелся в практике с глубокой древности и от которой его позаимствовал св. Григорий в свой Сакраментарий для Западной Церкви; предание же, приписывающее составление чина преждеосвященной литургии св. Григорию, главным образом возникло на почве глубокого почитания, с которым православный Восток относился к имени этого св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Поют: «Во Царствии Твоем...» 94 По «Честнейшую...», иерей: «Боже, ущедри ны..», молитву с 16 поклонами (нет ее во все пятницы). В Страстную среду иерей читает молитву «Владыко многомилостиве...» – см. в Служебнике, в конце литии на всенощной, – народ преклоняется до земли. 3. Вечерня. Звон во все колокола. Иерей в епитрахили и фелони. Завеса отверзается. Начало обычное. Псалмы. Великая ектения. Кафизма. Малая ектения. «Господи, воззвах...» «Свете тихий...» Прокимны и две паремии. «Сподоби, Господи...» Ектения «Исполним вечернюю...» «Ныне отпущаеши...» Трисвятое. «Отче наш». Поют «Богородице Дево...» и другие тропари. По «Честнейшую...», иерей: «Сый благословен...» Чтец: «Небесный Царю...» иерей читает молитву с 16 поклонами. «Трисвятое». «Отче наш». «Господи, помилуй» 12 раз. «Достойно есть...» Отверзаются врата. «Господи, помилуй» 3 раза и отпуст. Литургия преждеосвященных Даров (Ее история) Первое точное известие о литургии преждеосвященных Даров встречается в сочинении о литургии 95 , приписываемом Софронию, патриарху Иерусалимскому. «Ныне, – читаем мы здесь, – более прочих в уважении священнодействие Василия Великого и Иоанна Златоуста с литургией преждеосвященных, о которой говорят одни, что она – Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра, верховного апостола, иные – иначе». Апостольскую древность литургии преждеосвященных приписывают некоторые восточные церковные писатели XI-XIV вв. и западные. Но это мнение не подтверждается ни церковно-историческими известиями, ни текстом литургии преждеосвященных. Историк Сократ (V в.) пишет, что в св. Четыредесятницу в одних Церквах совершалась обыкновенная литургия, в других литургия не совершалась, а в Александрийской Церкви в Четыредесятницу «в среду и в день, называемый пятком, читаются Писания, и учители изъясняют их, и бывает все, относящееся к литургии, кроме освящения Таин». Отсюда можно сделать вывод, что литургия преждеосвященных – происхождения местного, именно, родина ее Александрия. Этот вывод подтверждается ценным указанием Константинопольского Патриарха Михаила Анхиали (XII в.), что молитва литургии преждеосвященных «Боже неизреченных...», по преданию и надписанию, принадлежит св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Первая Литургия Преждеосвященных Даров совершена в Венеции Венеция, 21 апреля 2011 г. 18 апреля, в понедельник Страстной седмицы в древнем храме Усекновения Главы святого Иоанна Предтечи, что в сестьере Санта-Кроче в Венеции, впервые была совершена Литургия святого Григория Двоеслова, иначе Литургия Преждеосвященных Даров. Романская базилика, предоставляемая с 2003 г. католическим приходом святого Иакова общине святых жен-мироносиц Русской Православной Церкви, является одной из самых древних церквей Венеции. Первое упоминание о ней восходит к XI столетию, сообщается на сайте прихода святых жен-мироносиц в Венеции. До Рождества Христова 2011 г. богослужения здесь совершала как православная община, так и католический приход. Это создавало практические затруднения обеим сторонам. В частности, православные были лишены возможности установить иконостас. Не было условий и для хранения Преждеосвященных Даров. Новая страница взаимоотношений католической и православной общин открылась с назначением настоятелем католического прихода апостола Иакова священника Паоло Ферраццо. Открытый к диалогу Дон Паоло с благословения церковных властей предоставил возможность православной общине установить временный иконостас. Кроме того, храм в настоящий момент передан на попечение приходу святых жен-мироносиц. Все эти изменения позволили настоятелю прихода, священнику Алексию Ястребову, значительно расширить круг богослужений, в том числе и в течение Великого Поста. Так, накануне Страстной седмицы был смонтирован временный иконостас, впервые начали совершаться субботние всенощные бдения, впервые было совершено чтение Великого канона Андрея Критского на первой седмице Великого Поста, впервые на Страстной седмице служатся Литургии Преждеосвященных Даров и другие предпасхальные богослужения. Настоятель и община выражают сердечную благодарность отцу Паоло Ферраццо, который по своей личной инициативе оказал большую помощь православному приходу Венеции. 21 апреля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46115.html

Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков. Книга 3. Последования Таинства Евхаристии: литургия св. Василия Великого, литургия Преждеосвященных Даров, литургия св. апостола Иакова Источник Книга 1 • Книга 2 • Книга 3 Издание подготовлено в московском Свято-Филаретовском православно-христианском институте проф.-свящ. Георгием Кочетковым с группой филологов. Эти переводы являются плодом многолетней научно-богословской и духовно-педагогической работы. Они выполнены с греческих и славянских источников. Они целиком ориентированы на существующую в Русской православной церкви традицию и могут служить уникальным пособием не только для студентов-богословов и катехизаторов, но и для всех ищущих явления полноты духа и смысла в богослужении христианской православной общины. В 3-ю книгу серии «Православное богослужение» вошли переводы с греческого языка на русский Литургии св. Василия Великого и Литургии преждеосвящённых даров (с приложением их церковнославянских текстов, сверенных по изданию: Служебник. М.: Издательский совет РПЦ, 2006), а также Литургии св. ап. Иакова. Приложение включает русские переводы прокимнов, аллилуариев и некоторых других текстов Постной триоди, Праздничной минеи, а также воскресных тропарей. В представленном в данном издании тексте Литургии св. Василия Великого из эпиклесиса убраны в квадратные скобки и даны петитом являющиеся неуместной интерполяцией слова «преложив Духом Твоим Святым». Прочие особенности чинопоследования в сравнении с общеупотребительной практикой совпадают с таковыми в чинопоследовании Литургии св. Иоанна Златоуста (см. предисловие к книге 2 настоящей серии). В чине Литургии преждеосвящённых даров молитвы Великопостной вечерни расположены в соответствии с обычным расположением светильничных молитв в Песненном последовании: молитвы (4)—(6) читаются не тайно во время чтения предначинательного псалма, как в нынешнем Служебнике, а после молитв (1)—(3). Наши богослужебные указания на Литургии преждеосвящённых даров учитывают обе указанные в Служебнике традиции: согласно одной святые дары изначально лежат на жертвеннике, а согласно другой — на престоле. Второй из этих вариантов, поскольку он не является изначальным в православной традиции, учтён в тексте, данном в квадратных скобках петитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010