И ещё, братия, – заметьте при этом, – почему священодействующий, равно как и предстоящие алтарю, осмеливаются пред великим Таинством тела и крови Христовой, как умилостивительной жертвы, воссылать к Богу моления не только о благах духовных, но и о благах настоящей жизни? Это потому, что все нужды человека в настоящей жизни, все лишения, недостатки, болезни и проч., произошли по причине греха, – от праведного гнева Божия, излившегося на род человеческий за его грехи. Но Иисус Христос есть умилостивление за грехи всего мира: а потому и приступаем, по апостольскому слову, с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящем, во благовременну помощь ( Евр.4:16 ). И Иисус Христос, во время земной жизни Своей, благоволил показать, что сила Его заслуг простирается не только на сообщение благ духовных, но и на облегчение нужд временных: ибо все Его чудотворения это доказывали; Он исцелял всякого рода болезни, изгонял бесов, укрощал ветры, насыщал голодных и тому подобное, так что и в буквальном смысле пред лицом мира сбывались на Нём пророческие слова Исаии: Той недуги наша прият, и болезни понесе ( Ис.53:4 ). И молитвы, прошения и моления о живых и умерших святая Церковь возносит пред бескровною жертвою по Апостольскому установлению, как это видите уже из того, что сие делает св. Соборная и Апостольская Церковь . Сии моления составляли принадлежность бескровного жертвоприношения от времён апостольских, как видим сие в Литургии, сохранившейся в постановлениях апостольских и в Литургии Иерусалимской, сохранившейся преданием под именем Литургии Апостола Иакова. Даже в словах святого Павла апостола можем видеть мы заповедь о совершений молитве пред жертвою тела и крови Христовой, когда Апостол в особенную обязанность поставляет св. Тимофею, епископу Ефесскому, «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую, безмятежную, во всяком благочестии и честности», и побуждает к тому так: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Литургия вечна. Агнец заклан в недрах Святой Троицы. Он предназначен к закланию еще " прежде создания мира " (1Пет. 1:20 хотя и явился во времени, " в последние времена " . Евхаристия любви предвечно совершается в Триединстве Божием, в вечном святилище Божественной любви, совершается во времени и нами и будет совершаться и во веки веков. Эта Жертва любви, " любви Отца, распинающей, любви Сына, распинаемой, любви Духа Святаго, торжествующего силою крестной " , не имеет границ во времени. Литургийное последнее явление Даров, символизирующее вознесение на небо, сопровождается возгласом: " Всегда, ныне и присно и во веки веков " . В литургии апостола Иакова (греческой) после установительных слов Господа и цитаты из 1Кор. 11:26 стоит такой анамнезис: " Воспоминая и мы... животворящие Его Страдания, спасительный Крест, смерть, Гроб, трехдневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную Бога и Отца седение и Второе и славное и страшное Его Пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его… " В литургии апостола Марка цитата из 1Кор. 11:26 дополняется словами " и Мое Воскресение и вознесение исповедуете (доколе Я приду) " . Молитва, нас интересующая, вероятно, потому же носит характер не воспоминаний, а исповедания: " Смерть Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, возвещая и трехдневное и блаженное Его из мертвых Воскресение исповедуя и вознесение на Небеса, седение одесную Бога и Отца и Второе, трепетное и страшное Его Пришествие ожидая... " 184 B Византийских литургиях текст послания к Коринфянам сохранился только у святого Василия, да и то уже с видоизменением: " Елижды бо аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое Воскресение исповедуете " . В литургии святого Иоанна Златоуста описание Вечери кончается словами " во оставление грехов " . Это " воспоминание " является только переходом к дальнейшей молитве призывания Святого Духа (επκλησις) и в некоторых литургиях даже трудно отделимо от него, будучи придаточным предложением " воспоминая " или " возвещая " или " исповедуя " к главному — " Твоя от Твоих Тебе приносим...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Христос в Таинстве являет Свое жертвенное заклание. Жертвенный смысл Божественной литургии с самого начала исповедовался Церковью. Третье правило святых апостолов называет Литургию учрежденной Господом Жертвой. В молитве «Никтоже достоин от связавшихся», вошедшей в чин всех трех Литургий — святого апостола Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, сказано: «…служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие». В злато­устовой Литургии в 1-й молитве верных читаем: «…приносити Тебе мoлehiя и мольбы, и жертвы безкровныя». В толковании святого Златоуста на Послание к Римлянам говорится: «…трапеза сия, от которой мы все причащаемся, нас ради закланный Христос, — Жертва, на ней возлежащая» (8, 8//PG 60, 465). Песнь 8 «Законное скончавъ nobeлhie, скрижали законныя написавый въ Синаи, снде убо пасху древнюю и сновную: бысть же Пасха Тайная и живожертвенная». Написавший скрижали ветхозаветного закона на Синае, теперь, в сионской горнице, Сам исполнил повеление закона, вкусив пасхи древней, но в Таинстве стал Пасхой и живой Жертвой Нового Завета. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, однеми и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. …Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:1, 10, 12). В непостижимом и неизреченном Таинстве мы приобщаемся этой Жертве. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. …Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:51, 53, 54, 56). «Отъ вка сокровенную Христе премудрость тайноводя, показалъ еси купно всмъ апостоломъ Спасе на вечери, юже церквамъ предаша бorohochiu». Премудрость — имя Самого Христа (1 Кор. 1:24). «…Искуплены вы… драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1 Пет. 1:18-20; ср. также 1 Кор. 2:7-8). «Тайноводство» — посвящение в таинство (тайноводити — соответствующий глагол). Иногда это слово называет само таинство: «…каждый из нас таковым тайноводством [крещением во имя Святой Троицы] введен в богопознание» (Василий Великий, свт. О Святом Духе//PG 32, 209). Чаще всего тайноводство (греч. µυσταγωγα) — таинство Евхаристии. Преподобный Максим Исповедник посвятил истолкованию Литургии сочинение «Тайноводство». Одно из значений этого слова в современном греческом языке — Божественная литургия. Тропарь говорит об установлении Христом Спасителем на Тайной Вечери Таинства, которое апостолы передали основанным ими Церквам.

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

Чем же оправдываются сектанты?   Они указывают на слова Господа Иисуса: «Дух животворит, плоть же не пользует нимало» (Ин. 6:63), — и рассуждают так: значит, питание Телом Христовым бесполезно. Что отвечать на такое извращение св. Писания?   Здесь ничего не говорится о том, что Тело и Кровь Господни бесполезны для верующих. Здесь сказал Спаситель, как должно понимать Его слова о хлебе жизни. Обещание Господне не плотское бесполезное рассуждение, не самообольщение, как казалось фарисеям, но действительность: «слова, которые говорю Я вам. суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Когда Господь на тайной вечери дал Апостолам «Плоть Свою» и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое», то Апостолы не сказали Господу, что это бесполезно, как говорят наши сектанты, но приняли пречистое Тело и Кровь, и совершали сами таинство святого причащения и нас научили это делать. Даже составили Божественные литургии Тела и Крови Господних. Таковы литургии Апп. Иакова, Марка и Петра. Что отвечать сектантам, когда они говорят еще словами Апостола: «Мы никого не знаем по плоти, если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16)?   Здесь ничего не говорится о таинстве Причащения, о котором Апостол пишет в 1 Кор.10—11; здесь Апостолом утверждается только то, что после Воскресения Христова мы уже никого не знаем в смертной плоти, но убеждены в бессмертии всех. Прежде знали Христа по плоти, знали, что Он ел, пил, спал, страдал на кресте, а теперь знаем, что Он с воскресшей плотию «навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:12). Тело Его одухотворилось и прославилось, и тело всякого истинно-верующего в Него Он «преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Фил. 3:21). Что отвечать сектантам-толстовцам, когда они говорят, что под хлебом жизни в Писании разумеется учение Христово, которым и должны питаться?   В ответ должно спрашивать их, что разумеется в таком случае под «чашей благословения» (1 Кор. 10:16). Апостолы прекрасно понимали, что должно разуметь под хлебом жизни, и, однако, они научают о приобщении Тела и Крови Христовых. Свв. Апостолы, в посрамление толстовцев и всех вообще сектантов, составляли чин литургии. Никто из сектантов не отвергает этого Божественного священнодействия, и все они должны сознаться в том, что далеко ушли от Христа и уподобились древним жидам, говорившем о Христе: «как Он может дать нам есть Плоть Свою?... Какие странные слова! Кто может это слушать» (Ин. 6:52, 60)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Эта жертва со стороны Бога есть величайшее милосердие к нам и плод примирения с Богом, тогда как с нашей – она является величанием всего домостроительства Божия. Священник обращается к народу с заключительными словами 2-го послания к Коринфянам (13:13): »Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами«. Это очень древний обычай, но, как уже указывалось выше, не все Восточные литургии в этом тождественны. Если это утвердилось в литургиях Палестино-Антиохийских (CA VIII, ап. Иакова в обеих редакциях, св. Иоанна Златоуста и св. Василия) и Месопотамских, то Александрийские литургии предпочитают этому возгласу слова: »Господь со всеми вами«. Это подтверждают эфиопские Церковные постановления, Веронский фрагмент, литургия ап. Марка, св. Кирилла Александрийского , Абиссинская литургия свв. апостолов. Если обратиться к тому, что в исторической критике текста называется «Formgeschichte» [история форм (нем.)] данного отрывка литургии, то очевидным становится параллелизм между ним и последней перикопой 2-го послания к Коринфянам, а не только его заключительным 13-м стихом 13-й главы. В самом деле: Литургия 2 Кор. гл. 13 (после возгласа «Щедротами Единороднаго Твоего Сына») " Мир всем». «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». (Исповедание веры. «Станем добре, станем со страхом...» «Милость мира, жертву хваления») «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». ст. 11. «...мирствуйте: и Бог любви и мира будет с вами». ст. 12. «Лобзайте друг друга святым лобзанием». ст. 11. «...будьте единомысленны» (по-гречески, буквально: «мудрствуйте то же или так же» «τ ατ φρονετε», что может значить: будьте единомысленны «ν μονοα»). ст. 13. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога, и причастие Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Не заканчивал ли ап. Павел свое послание к Коринфянам целым евхаристическим отрывком? На это приветствие священника певцы отвечают: «И со духом твоим» ( 2Тим. 4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Тебя, от Девического облака рожденного,/и плотью ставшего,/и на горе Фавор преображающегося, Господи,/и облаком светлым окружаемого,/глас Родителя в присутствии Твоих учеников/Сыном возлюбленным являл открыто,/единосущным и восседающим на одном престоле с Ним./Потому Петр, поражаясь,/говорил не зная, что произносит:/“Хорошо здесь быть,/Благодетель Многомилостивый!” Слава, и ныне, глас 8. Византиево: Слава, и ныне, глас 8, Византийца Поят Христос Петра, Иакова и Иоанна,/на гору высоку едины/и преобразися пред ними и просветися лице Его, яко солнце,/ризы же Его быша белы, яко свет;/и явишася Моисей и Илия с Ним, глаголюще,/и облак светел осени их./И се глас из облака, глаголющ:/Сей есть Сын Мой возлюбленный,/о Немже благоволих,/Того послушайте. Взял Христос Петра, и Иакова, и Иоанна/на гору высокую одних,/и преобразился перед ними,/и просияло лицо Его, как солнце,/одежды же Его сделались белыми, как свет;/и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие,/и облако светлое осенило их,/и вот, голос из облака, говорящий:/“Это Сын Мой возлюбленный,/на Ком Мое благоволение./Его слушайте!” Славословие великое. Славословие великое. И отпуст: Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе, пред святыми Своими ученики и апостолы Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Отпуст На горе Фавор преобразившийся во славе пред святыми Своими учениками и Апостолами, Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых помилует и спасет нас, как Благой и Человеколюбец. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА НА ЛИТУРГИИ НА ЛИТУРГИИ Антифон 1, глас 2. Стих 1. Псалом 65: Воскликните Господеви, вся земля,/пойте же Имени Его, дадите славу хвале Его. Антифон 1, глас 2 Стих 1: Воскликните Господу,/вся земля. Пс 65:1Б Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Паки другий лик тойже стих: Воскликните Господеви:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/preobrazh...

Далее в Евангелие говорится, что когда прочие десять апостолов услышали просьбу к Иисусу Христу Иакова и Иоанна, то начали негодовать на них, а Иисус Христос, подозвав их, сказал им: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Почему тут вознегодовали на Иакова и Иоанна прочие десять апостолов? И как понимать слова Иисуса Христа при этом? Десятеро апостолов негодовали на двоих (Иакова и Иоанна) по той же немощи духовной, по какой и те просили себе почестей. Им завидна была честь, которой просили те у Господа. Известно, что апостолы до сошествия на них Духа Св. были несвободны от некоторых недостатков и погрешностей. Слова же Иисуса Христа: «вы знаете» и пр. – это слова, в коих Иисус Христос указывает основное правило нравственной деятельности членов Своего Царства, т. е. Церкви – смирение и самоотвержение, вопреки правилам языческим или вообще мирским. «У язычников или вообще в мире, – как бы так говорит Иисус Христос, – бывает так, что князья и вельможи господствуют над подчиненными и рабами своими. Но в Моем Царстве будете совершенно не так – больший и первый должен быть слугою и рабом всем, т. е. кто желает величия и превосходства в Царстве Небесном, тот, живя на земле, должен сознавать себя ниже всех и быть готовым на всякое самоотвержение, должен переносить все и служить всем». В доказательство сказанного Господь указывает пример в Себе Самом: «И Я, вот, Сын Божий, Бог, пришел на землю не для того, чтобы Мне служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих». " Искупление» – выкуп, сумма, какую платили в древности за взятых в плен на войне, в противном случае взятые в плен оставались там и гибли для отечества. Все люди – пленники и рабы греха, виновника греха – дьявола, и должны были все погибнуть. Но Господь Иисус Христос пострадал и умер на Кресте за людей. И эти страдания и смерть были приняты Богом как выкуп за них. «Многих» – Спаситель страдал и умер за всех людей, но так как не все уверуют в Искупителя, также как и верующие в Него не все спасутся или по слабости веры, или по недостатку добрых дел, то и говорится иногда, что Спаситель искупил «многих».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Зачем Христу родословная? 7 мин., 03.01.2016 Новый Завет открывается Евангелием от Матфея. А оно, в свою очередь, начинается такими словами: «Родословие Иисуса Христа, Сына, Давидова, Сына Авраамова» (в древнееврейском языке слово «бен» (сын) может обозначать не только сына, но и внука, правнука и вообще любого потомка). И далее следует список из сорока двух имен предков Иисуса Христа. Родословие Спасителя есть еще и в Евангелии от Луки. Причем, если у апостола Матфея генеалогия начинается с родоначальника еврейского народа — Авраама, то у Луки она продолжается дальше и доходит до самого Адама. У обоих евангелистов родословная прослеживается до Иосифа, мужа Девы Марии — Матери Иисуса Христа. В последнее воскресение перед Рождеством Христовым , на литургии читается именно этот отрывок из Евангелия от Матфея. Юлиус Шнор фон Каросфельд. Переселение Иакова с семейством в Египет. 1860 г. Откуда взялись колена Израиля В Библии есть пророчества о том, что Спаситель выйдет из колена Иудина. Колено — это одно из племен Израиля, происходящее от одного из двенадцати сыновей Иакова — внука Авраама. У Иакова было двенадцать сыновей. Таким образом, Израиль насчитывал двенадцать колен (родов, семей, племен). Библия повествует, что перед смертью Иаков (у которого было и второе имя — Израиль, данное ему Самим Богом (Быт. 32:28) призвал сыновей к себе, благословил и изрек пророчество о судьбе каждого колена. Когда очередь дошла до его сына Иуды, то Иаков произнес такие слова: « Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего... Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов... » (Быт. 49:8-12). Потомком Иуды был царь Давид, из рода которого, в свою очередь вышли Божия Матерь и Ее муж Иосиф. Генеалогию Спасителя современному неподготовленному человеку читать сложно: она кажется длинной, скучной, а главное, совершенно ненужной.

http://foma.ru/zachem-xristu-rodoslovnay...

Сегодня, возлюбленные братия, читано было за литургиею Евангелие о призвании Господом в апостольский сан родных братьев рыбарей Петра и Андрея и еще родных братьев – Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, тоже рыбарей. Это было так: Иисус Христос, «проходя близ моря Галилейского», иначе называемого озером Галилейским и Тивериадским, «увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» ( Мф.4:18–22 ). Затем, говорится в Евангелии о хождении Иисуса Христа по Галилейской области, проповедании Евангелия Царствия и исцелении всяких болезней и немощей людских. Это же Евангелие читается на всенощной в наш храмовой праздник Святого Апостола Андрея Первозванного. Призванием Петра и Андрея, Иакова и Иоанна, Господь положил в Церкви Своей начало апостольскому и священническому званию – званию высокому, небесному, ангельскому, даже выше – сану Христову: ибо апостолы и священнослужители продолжают дело Самого Иисуса Христа Спасителя, т. е. дело спасения людей, дело примирения их с Богом. Побеседуем же ныне для общей нашей пользы о том, почему Иисус Христос призвал к апостольству людей простых и неученых, бедных. Итак, почему же Господь призвал к апостольскому званию не знатных и сильных или богатых мира сего, не премудрых и разумных, или ученых, а людей низкого состояния, неученых и бедных? Святой апостол Павел, призванный к апостольству из гонителей Церкви Божией и из ученых, объясняет причину, почему Господь призвал простых людей к званию апостольскому. Бог избрал безумное мира, чтобы посрамить мудрое, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом ( 1Кор.1:27–29 ). Сам Апостол Павел говорит о себе, призванном из мудрых мира, что и его Бог послал благовествовать не в премудрости слова, a в простоте, чтобы не упразднить креста Христова ( 1Кор.1:17 ), т. е. силы крестных заслуг Христа Спасителя нашего, которые и без нашей суетной мудрости сильны спасти верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

20. предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас. Brightman, LEW, pp. 52-53. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. πκλησις (Молитва призывания Святого Духа) О молитве призывания Святого Духа с практической стороны следует заметить нижеследующее: Произнося после молитвы анамнезиса возглас " Твоя от Твоих Тебе приносяще (или древнее " приносим " ) о всех и за вся " священник совершает возношение Святых Даров. Если служит диакон, причем служит " совершенне " , т.е. причащаясь, то возносит Дары диакон. Указание о возношении имеется в служебнике. Это возношение совершается крестообразно сложенными руками, т.е. так, что священник (или диакон) правой рукой берет стоящий слева дискос, а левой — Чашу, стоящую справа, и возносит, т.е. слегка их приподымает над престолом. Правая рука с дискосом должна быть поверх левой с Чашей. Чертить в воздухе образ креста не указано, но многие это делают Протоиерей А. Мальцев это советует в своем немецком издании служебника Чин возношения, вероятно, очень древний. От ναφρω, " возношу " , вероятно, и евхаристическая молитва литургии святого Василия Великого ( " Sanctus " ) говорит, что Спаситель на Тайной Вечери, " приемь Хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Тебе Богу и Отцу... " и т.д. Святым Василием Великим это заимствовано из литургии апостола Иакова Несомненно, что это имеет библейское, ветхозаветное происхождение и обоснование. Господь повелевает Моисею " и один круглый хлеб, одну лепешку на елее и один опреснок из корзины, которая пред Господом, и положи всё на руки Аарону и на руки сынам его и принеси это, потрясая пред лицем Господним " (Исх. 29:23-24). В ответ на слова священника " Твоя от Твоих... " певцы поют: " Тебе поем, Тебе благословим... " Очень важно, чтобы пение этого стиха, равно как и последующего " Достойно есть яко воистинну...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010