Восточная православная традиция отвечает на вопрос об участии мирян в Таинствах иначе. Апостол Петр пишет, обращаясь к Церкви Христовой: «… вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:9–10 ). Обратите внимание на эти слова Апостола, адресованные ко всем христианам, включая и мирян: «царственное священство». Чуть ранее в том же Послании апостол Петр говорит: «… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). И здесь слова «священство святое» обращены, как видно из контекста Послания, не к священству иерархическому, но также ко всей полноте Церкви. Что же здесь имеет в виду Апостол? Является ли для него выражение «царственное священство» в отношении мирян лишь возвышенным иносказательным образом или чем-то гораздо более значимым, важным? Большинство протестантов считает Таинством только одно-единственное церковное священнодействие – Крещение. Католики признают столько же Таинств, сколько и мы, но принципиальная разница в подходе к учению о Таинствах, в понимании самого смысла Таинств у нас с ними есть. Нам следует знать, что русское православное богословие в XVIII-XIX веках в значительной степени попало под ощутимое влияние католической догматики (в том числе и в отношении учения о Таинствах) и что сегодня наша богословская наука от этого влияния освобождается очень постепенно. Как же мы попали в такую зависимость? В XVII веке, когда начиналось формирование русской богословской традиции, на православном Востоке, увы, уже не было ни единой богословской школы, ни систематически развитой богословской науки. Греки попали под власть мусульман, и наши «начинающие» русские богословы мало чему могли у них научиться. В ту эпоху существовала лишь одна действующая, научно развитая, методологически убедительная богословская школа – на католическом Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (1, 3). Не случайно именно в Ин. наиболее остро, «обоснованно» и понятно звучит обвинение Иисуса в богохульстве, за что Он и приговорен к смерти: Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом (10, 33). . Земной путь Иисуса – путь славы (прославления) Единородного Сына Если в Синоптических Евангелиях победа и начало нового бытия наступают непосредственно после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, то в Ин. славным, т.е. божественным путем является вся Его земная жизнь. Венцом же и кульминацией этого славного пути, возвращением Иисуса к Отцу является Его Воскресение. И что необычайно важно, Воскресение в Ин. неотделимо от Креста. Крестная смерть включается в славное возвращение Иисуса к Отцу. Путь к Отцу лежит через Крест и Воскресение. Таким образом, Крестная смерть включается в час славы Иисуса. Вот в чем богословский смысл той игры слов, о которой говорилось выше: 32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет ( Ин. 12:32–33 ). Напомним, что этот случай тем и показателен, что связь с Крестом в нем на первый взгляд наименее очевидна. Если оторваться от контекста Ин., в нашем сознании возникнет ассоциация со славным Вознесением Иисуса на небо (как в Мк. и Лк.). И здесь на помощь приходят и сам евангелист, немедленно давая пояснение (ст. 33), а вслед за ним – литургическая практика Церкви. Чтение Ин. 12, 28–36 является Евангельским чтением на Утрене в праздник Воздвижения Креста Господня. Вознесение на Крест подразумевается и в других местах: Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин. 3:14 ). [ЕК:] Когда вы вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я есмь (e)gw/ei)mi/) ( Ин. 8:28 ). В § 18 отмечалось, какими разными терминами обозначается Пасхальное событие в разных новозаветных писаниях, что указывает на его несводимость к какому-то одному человеческому понятию. В этот терминологический ряд («воскресение», «вознесение») Ин. добавляет «прославление», «прославить(ся)». «Слава» – одно из ключевых понятий ветхозаветного богословия, имеющее в виду Божественное явление и присутствие. Так же как ветхозаветное Имя Божие, Иисусу как Сыну Божию принадлежит и Божественная слава (см. Ин. 17, 5 ). Воскресение есть Его возвращение в славу, прославление. «Час» Сына Человеческого. Две части Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Всего в литургическом Апостоле 335 зачал. В период от Пасхи до Пятидесятницы прочитывается полностью книга Деяний. Далее читаются послания апостола Павла в том порядке, в каком они расположены в Новом Завете. За ними следуют чтения из соборных посланий. Пение «Аллилуйя» По окончании чтения Апостола хор три раза по трижды поет «аллилуйя». Пение хора перемежается с избранными стихами псалмов, называемыми аллилуариями: их торжественно возглашает чтец Апостола. Аллилуйя ( halll Yah) – древнееврейское слово, многократно встречающееся в Псалтири и буквально означающее «хвалите Бога». В греческую версию Библии оно вошло без перевода и оттуда перешло в греческий литургический язык. Косвенным подтверждением того, что оно звучало на богослужении в Церкви апостольской эпохи, является его четырехкратное употребление в Апокалипсисе: После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его… И вторично сказали: аллилуия!.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. ( Откр.19:1–6 ). Во время пения «аллилуйя», согласно уставу, совершается каждение. В современной практике каждение чаще совершается во время чтения Апостола, поскольку принятый в наше время стиль пения «аллилуйя» не оставляет для каждения достаточного времени. Однако и каждение, и пение «аллилуйя» тематически связаны не с предшествующим им апостольским чтением, а с предстоящим чтением Евангелия. Каждение перед чтением Евангелия – древний обычай, сохранившийся во многих Церквах: в первой половине VIII века его упоминает святитель Герман, Патриарх Константинопольский 688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вспомним: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12:4-5). Решение об образовании и развитии этих общин должно приниматься сообща после объединения вокруг Ассамблеи епископов. Могли бы развиваться службы по замещению и обмену между священниками и общинами, формально принадлежащими разным «юрисдикциям». Они уже более или менее официально существуют, давайте сделаем их явными и открытыми. Также следует особо обсуждать вопрос о создающихся многонациональных общинах: какой будет их юрисдикционная принадлежность? Возможно ли, несмотря на связанные с этим трудности, существование общин, подчиняющихся Ассамблее епископов? Актуализация священнического служения Она осуществляется путем глубокой рефлексии о природе священнической деятельности, все еще несущей на себе отпечаток христианской эпохи, когда священники составляли отдельную категорию, даже особое сословие в имперской России. Конечно, надо уважать тех, кто несет ответственность за жизнь общины. (1 Фес 5:12-13). Но они не одни, и не они одни все делают. Не говорит ли сам апостол Павел: «Да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2 Кор 11:9)? У нас не американская модель, где священника нанимает приход. Жизнь устанавливает свои законы: последние рукоположения, проведенные в моей епархии – это были рукоположения зрелых, женатых людей, профессионально и семейно устроенных. Священство принимает не один только мужчина, но семейная пара. Надо благодарить Бога за эти трудные обязанности, требующие больших усилий, пытаться их преумножить, но и понимать, что такой тип священнического служения становится нормой в наших обществах. Тогда, может быть, вопрос призвания к священству встанет по-другому. Особое внимание следует уделить подготовке этих священников. Заочное богословское образование – важное средством общей подготовки. Богослужение, адаптированное к условиям урбанистических обществ Богослужение чистое, одухотворенное и верное, но адаптированное к условиям XXI века. Это требует серьезного обдумывания и церковной работы. Как ни странно, до сих пор, насколько мне известно, серьезно не рассматривалась литургическая жизнь общины в урбанистических условиях – общины, предназначенной для работающих горожан с семьями. Действующий литургический ритм рассчитан на монастырскую жизнь. Это, может быть, и возможно в сельской местности – в России Лескова. Но это трудно представить в наших условиях – в общинах, члены которых рассеяны по огромному мегаполису или по всему региону, которые переносят свое рабочее время на 1-2 часа, чтобы участвовать в литургии. Или собираются по выходным, как в Братстве Запада Франции. Те, которым повезло больше и которые живут рядом с церковью, сталкиваются с проблемой церковных праздников, выпадающих на будние дни.

http://religare.ru/2_2476.html

Второй практический аспект поста, вытесненный еще дальше на периферию современного церковного сознания – миссионерский. Пост может, а иногда и должен быть источником миссии. Пост предварял благовестническое служение Иисуса Христа, когда Он, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни (Лк. 4. 1 – 2). Совершив пост, возвратился Иисус в силе духа в Галилею (Лк. 4. 14) и начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4. 17). В евангельских повествованиях Матфея и Луки о сорокадневном посте Господа мы привыкли видеть обоснование практики сорокадневного пощения, а также учение о посте как времени борьбы с искушениями. Но от нашего внимания ускользает вполне очевидное учение Слова Божьего о том, что пост Иисуса в пустыне был миссионерским постом, предшествующим Его благовестническому служению. Пост в данном случае выражает полное посвящение себя на служение Богу и является свидетельством самоотвержения и непреклонной верности Ему. Подтверждение такого понимания смысла и функции поста в новозаветной Церкви мы находим в Книге Деяний святых апостолов. В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители… Когда они служили Господу (λειτουργοντων) и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13. 1, 2 – 3). Благодать апостольского служения подается  Церкви Святым Духом в ответ на соборное усилие по взысканию воли Божьей. Выражением этого усилия и является пост как напряженное и продолжительное молитвенное стояние Церкви. Миссионерство – это один из даров Духа, и потому стяжанию этого дара должен предшествовать пост и как усилие очищения сердца и укрепления воли, и как выражение ожидания и надежды на Бога. В этом вопросе наша литургическая практика обнаруживает печальное несоответствие Слову Божьему и изначальной церковной традиции. Богослужения Апостольского поста, завершающегося торжественным празднованием в честь свв. апостолов Петра и Павла, не содержат в себе никаких молитвословий и песнопений, в которых Церковь молила бы Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9. 38). Духовный смысл этого поста как времени обновления благодати апостольства, данной Христовой Церки, и как необходимого приготовления к служению благовестия и свидетельства о Божьей истине, к сожалению не востребован сегодня в полноте церковным сознанием.

http://bogoslov.ru/article/1245492

«Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» ( Мф.5:14-16 ). Хорошо, когда свет моей свечи ровный, без окалины, когда ветер не дует — видны плоды трезвости, налаживаются отношения в семье, меня уважают на работе, я хорошо продвигаюсь в программе АА. Но так бывает далеко не всегда. Втемя от времни случаются кризисы или наступают периоды сухости. «Кризис» в переводе с греческого означает «суд», кризисный период — это время переоценки ценностей, время установления новых горизонтов. Теперь я перестал бояться кризисов, хотя каждый раз, как первый. Ведь любой новый шаг — это шаг в неизвестное. Периоды сухости, внутреннего застоя, обычно предшествуют кризису. В них проверяется моя способность терпеть и ждать. Оба эти состояния — кризиса и сухости — тренируют мою веру, каждый раз выбивая меня из мнимого духовного благополучия. Иногда сотрясаются самые основы моей веры, и в такие минуты я учусь всецело полагаться на «Высшую Силу» которая может снова и снова вернуть мне здравомыслие. И каждый раз здравомыслие возвращается, и каждый раз оно более прочное, более устойчивое. Сегодня память трех великих святителей, каждый из них был гениальным богословом и выдающимся церковным деятелем. И каждому выпали на долю тяжкие, чрезвычайные скорби, гонения и искушения. Оказывается, можно совмещать жизнь деятельную и созерцательную, быть активным и внешне и внутренне. Но роста не бывает без испытаний. Путь наверх идет через «долину смертную». Господи, молитвами трех великих святителей, даруй мне крепкую веру в Тебя и Твой промысел об АА, о каждом человеке и обо мне. 13 февраля. Литургическое чтение: Мк.12:28-37 Чему посвящен сегодняшний евангельский отрывок, который читался за Божественной литургией? Самому главному — любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот первая заповедь.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Высокопреосвященный Феофан (Саву) — митрополит Молдовы и Буковины, доктор богословия, член Священного Синода Румынской Православной Церкви. Смирение — это единственное, что возвышает, прощение — единственное, что вызывает прощение, милостыня — единственное, что делает Бога должником, молитва — единственное, что возводит человека на небо, Божественная Литургия — единственное, что сводит на землю Христа в Теле и Крови Его, — и это также пути, на которых человеческое существо получает в дар Самого Христа и рождает Его в сердце себе подобных. Возлюбленным приходским священникам, преподобным насельникам святых монастырей и всему православному народу Божию Ясской архиепископии — благодать, радость, прощение и помощь от Бога, в Троице Славимого, Отца, Сына и Духа Святого. Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20). Возлюбленные братия иереи, благочестивые христиане, Милостью Божией, под покровом Всевышнего мы вкушаем в эти дни радость Рождества Христова , Нового года и Крещения Господня. Дети с колядками переступают порог нашего дома, мы вместе с дорогими сердцу людьми снова сидим в теплой семейной атмосфере, а тревоги уходящего года, насыщенного проблемами, воспринимаются уже не так остро. Вот и наступила минута покоя. В святых храмах за богослужением мы славим сегодня Рождение Христа и призываемся вникнуть в великую тайну воплощения Сына Божия. Великая благочестия тайна, — восклицаем мы в эти дни вместе со святым апостолом Павлом, — Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся в славе . Для чего же это произошло? В чем смысл сошествия Бога на землю? Что значит эта неизреченная и вызывающая трепет тайна? Божественное Писание, святые отцы и литургическая мысль Церкви единодушно свидетельствуют о великой истине воплощения Сына Божия и влиянии, оказанном этим событием на жизнь всей вселенной. Бог воплотился, чтобы спасти людей Своих от грехов их . «От Девы Святой воплотившись, — говорит святой Василий Великий, — Бог истощил Себя, образ раба приняв, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразными сотворит образу славы Своей» . «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу, — поет Церковь в канун дня Рождества Христова, — днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде» .

http://pravoslavie.ru/58633.html

Где же провести границу между словами одного участника беседы и другого? Если следовать А. Вайзеру, первые два стиха произносил один участник диалога, а остальные шесть — другой . По Мувенкелю, стихи с 1-го по 4-й произносит паломник (-и), а с 5-го по 8-й — священник(-и) . Некоторые считают, что паломник говорит в стихах 1 и 3, а священник (или левит) в стихах 2, 4–8 . А. Церешко делит псалом на четыре части по два стиха в каждой: 1–2, 3–4, 5–6, 7–8 . Анализируя характер антифоного пения в древности, Н. Амзаллаг и М. Авриэль показывают, что, с учетом литургического исполнения псалма, поэма делится и на более мелкие части. Хоровому коллективу удобнее петь короткие фразы, чем длинные — полустишья из двух-трех слов воспеваются на одном дыхании. Поэтому параллелизм внутри каждой строки рассматривается как повод для деления стихов псалма на две половинки. При таком подходе псалом 120 уподобляется лестничному антифону, уравновешивающему стихи 1–4 со стихами 5–8 соответственно . Реконструкция техники исполнения псалма, согласно Н. Амзаллагу и М. Авриэлю (см. табл.), позволяет увидеть те фразовые единицы, которые каждый из двух хоров мог петь на одном дыхании. Эта схема также дает возможность предположить, какие ответы предлагались хором на риторические вопросы, задаваемые в стихах 1–4. Однако если бы в древности псалом исполняли именно в такой последовательности, когда вслед за стихом 1а воспевался стих 5а и т. д., логично предположить, что и текст псалма был бы записан иначе.   Таблица. Антифоное пение псалма 120, согласно Н. Амзаллагу и М. Авриэлю   Первый хор Второй хор Возвожу очи мои к горам, Господь — хранитель твой, откуда придет помощь моя. Господь — сень твоя с правой руки твоей. Помощь моя от Господа, Днем солнце не поразит тебя, сотворившего небо и землю. ни луна ночью. Не даст Он поколебаться ноге твоей, Господь сохранит тебя от всякого зла, не воздремлет хранящий тебя. Он сохранит душу твою. Не дремлет Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое и не спит хранящий Израиля.

http://bogoslov.ru/article/6177544

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]… Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой… Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно ( Ис.40:3–6, 8 ). Три ключевых понятия, присутствующих в прологе Евангелия от Иоанна, употреблены в этом тексте из Книги пророка Исаии: плоть, слава Господня, слово Бога. Время, о котором пророчески говорится у Исаии, наступило, когда Слово Божие, пребывающее вовек, стало плотию. Именно в этом событии воплощения Слова была явлена слава Господня, и всякая плоть человеческая узрела спасение. Слово, ставшее плотью, по словам евангелиста, обитало с нами (σκνωσεν ν μν). Здесь употреблен глагол σκηνω, буквально означающий «жить в палатке». Он указывает на то, что пребывание Слова среди людей было временным: Божественный Логос пришел на землю не для того, чтобы остаться на ней навсегда. Некоторые ученые видят связь между глаголом σκηνω и ветхозаветной скинией ( Исх.25:13 ), которая была местом пребывания Бога среди людей 50 . Дважды в прологе Евангелия от Иоанна применительно к Логосу употреблен термин «Единородный» 51 . В первом случае речь идет о «Единородном от Отца», во втором – о «Единородном Сыне» (μονογενς υς), или «Единородном Боге» (μονογενς θες). Чтение «Единородный Бог» встречается во многих древних и авторитетных рукописях 52 . Это чтение известно целому ряду авторов IV века 53 . С другой стороны, выражение «Единородный Сын» прочно вошло в литургическую традицию 54 . Ученое сообщество разделено во взгляде на то, какое из двух чтений было оригинальным 55 . Термин «Единородный», как явствует из последующего повествования, принадлежит Самому Иисусу, Который употребляет его применительно к Себе в беседе с Никодимом: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную… Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин.3:16, 18 ). Применительно к Иисусу этот термин встречается еще лишь один раз в корпусе Иоанновых писаний: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин.4:9 ). У других новозаветных авторов этот важнейший богословский термин не встречается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Говоря о духовном состоянии Запада сегодня, приходится ссылаться на сей католический догмат, потому что, содержащаяся в нем, дерзость заключает в себе и обобщает дерзость всех ересей. Этот догмат представляет собой кульминацию человеческой самоуверенности и отчуждения от Таинства Церкви Воплощенного Слова, которое состоит в самоумалении, крайнем смирении, бедности и послушании даже до смерти и которое, именно поэтому, является основанием спасения, воскресения и обожения человеческой природы. Все прочие расколы и ереси суть следствия и порождения единственной болезни: человеческого эгоизма. Таким образом, православные богословы видят, что римский католицизм существенно не отличается от многочисленных разветвлений протестантизма. У них, по сути, одна и та же закваска. И, если мы спросим, как и Апостолы в подобной ситуации спросили у Господа, почему после стольких богословских встреч и приложенных усилий мы так и не смогли изгнать это препятствие, которое закрывает путь для единения христиан, Он даст нам тот же ответ, который дал и тогда: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк.9:29 ). Когда ко Христу был приведен больной отрок – отец просил, чтобы совершилась воля Его, он желал, чтобы была спасена его жизнь, а не его человеческие убеждения, – Он исцелил его, попустив пострадать и даровав затем воскресение. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув, и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал ( Мк.9:25–27 ). 3. «Земля сама собою плодоносит» (Мк.4:28) Православная тринитарная вера скрывает в себе внутреннюю силу, динамизм Святого Духа. «Мы видим, как Богоначалие священно воспевается... как Троица – по причине Триипостасного проявления сверхсущей жизнеподающей силы, от которой всякое отечество на небесах и на земле существует и именуется» 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010