Ибо как луна получает свет от солнца, чтобы и ночь освещалась, так и Церковь , принимающая свет от Христа, освещает всех, кто пребывает в ночи неведения. Если кто-либо возрастает настолько, что соделывается сыном Бога и ведет себя, как днем (ср. Рим.13:13 ), как сын света и сын дня (ср. 1Фес.5:5 ), то его освещает Сам Христос, как солнце освещает день. 6 . «И для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» ( Быт.1:14–15 ). Как видимые нами светила небесные установлены «для знамений, и времен, и дней, и годов», чтобы светили они с тверди небесной тем, кто на земле, так и Христос, освещая Свою Церковь , дает знамения Своими наставлениями, чтобы человек, когда получит знамение, мог узнать, как избежать «грядущего гнева» ( 1Фес.1:10 ; ср. Мф.3:7 ; Лк.3:7 ), чтобы день не застал его, как тать (ср. 1Фес.5:4 ), но пришло к нему «лето Господне благоприятное» ( Ис.61:2 ). Итак, Христос есть истинный свет, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ). Его светом просвещается и сама Церковь , и соделывается она «светом миру», просвещая «находящихся во тьме» ( Рим.2:19 ), как свидетельствует и Сам Христос Своим ученикам, говоря: «Вы – свет мира» ( Мф.5:14 ). Из этого явствует, что Христос воистину есть свет апостолов, а апостолы – «свет мира». Ибо они, не имеющие «пятна, или порока, или чего-либо подобного», суть истинная Церковь, как говорит Апостол: «Чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). 7 . «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» ( Быт.1:16–19 ). И как солнце и луна являются великими светилами на тверди небесной, так и Христос и Церковь – в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ибо он, даже помимо воли, подставлял выю свою преобладавшему тогда сатане, который, по весьма великой надменности своей (так как дух лукавый непомерно горд) в отношении ко всем, так сказать, дерзко взывал ко всем живущим на земле, говоря: «и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта» (Ис. 10:14). Он царствовал с насилием, как я сказал, и наименован богом века сего (2 Кор. 4:4), потому что поклонялся ему мир и служил «твари вместо Творца» (Рим. 1:25). Когда же Бог умилостивился над доведенными до такой степени несчастия, то обетовал послать нам Сына с небеси, Который возвел естество человеческое опять в первоначальное состояние. «Кто во Христе, тот новая тварь» по Писаниям (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15). Передававшими же нам благие речи были блаженные пророки, «которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило» . Так пишет ученик Спасителя (1 Пет. 1:10—12). И много было у них речей о вочеловечении Спасителя нашего и о том, что по времени придет Искупитель. Но для лучшего вразумления читателей нисколько не будет вреда привести немного из этого многого. Даже прилично будет сделать это в видах обличения народа Иудейского, как то можно будет видеть из самих обстоятельств дела. Ибо хотя им можно было бы из пророческих речей умозаключать о пришествии Спасителя, даже, более того, из самой сени законной они могли бы понять сие, они несчастные однако же упорно противились Божественным откровениям и Самому Христу, или, как сказал нам и премудрый Павел: «ожесточение произошло в Израиле отчасти» (Рим. 11:25), так что «они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» , как сказал и сам Спаситель (Мф. 13:13). Так сказал, или лучше ввел в своих Писаниях ясно говорящим нам самого Еммануила и божественный Исайя: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Из Каны Иисус Христос пошел по городам Галилейским. Везде Он учил в синагогах, исцелял больных, и слух о Нем разнесся по всей Галилее. Наконец, Он пришел в Свой родной город, Назарет, где воспитывался и провел большую часть жизни Своей. В первый субботний день Иисус Христос, по Своему обыкновению, пришел в синагогу и изъявил желание читать и объяснять Священное Писание. Слуга подал Ему книгу пророка Исайи, и раскрыв ее, прочитал место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня (дал силу) благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, возвещать лето Господне благоприятное (возвещать, что верующие люди начнут новую, радостную, счастливую жизнь)». Закрыв книгу, Спаситель отдал ее слуге, а Сам сел на возвышение для читающих. Глаза всех в синагоге были устремлены на Него. Он начал говорить им: «Теперь исполнилось писание это, слышанное вами, на Мне». Они со вниманием слушали слова Иисуса Христа и соглашались с Ним. Но вместе с тем им не верилось, чтобы сын бедного плотника, которого они знали с детства, мог быть их Спасителем. Они хотели видеть в своем городе чудеса Его. Спаситель знал их мысли, слышал их вопросы друг другу: «Не Иосифов ли это сын?» Он напомнил им, что Господь призывает в Свое царство не тех иудеев, которые гордятся своим происхождением от Авраама, но всех верующих в истинного Бога иудеев. Так и прежде Господь являл Свои милости только богобоязненным людям, иногда предпочитал даже язычников иудеям. «Истинно говорю вам», сказал Спаситель, «никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было во Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев... и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина». Эти слова Спасителя указывали, что жители Назарета тогда лишь увидят чудеса Господни на себе, когда достойны будут их по своей доброй жизни. Услышав эти слова, они в ярости бросились на Иисуса Христа, схватили Его и повели на вершину горы, на которой был построен город. Отсюда они хотели столкнуть Его в пропасть. Но не настал еще час смерти Спасителя: Он чудесным образом прошел посреди Своих врагов и скрылся от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Иисус пользовался обычными местами публичного наставления в синагогах и храме, но проповедовал и на открытом воздухе, на горе, на побережье и везде, где только люди собирались, чтобы послушать Его. «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего». Обычно наставление выглядело как дискуссия, когда учитель задавал вопросы о сложных моментах закона и отвечал на них, рассказывал притчи и произносил афоризмы, легко оседающие в памяти; учитель сидел в кресле, а ученики стояли или сидели на полу у его ног. Все евреи знали закон Божий, и это знание считалось у них самым важным достоянием. Они помнили заповеди лучше, чем собственные имена. Обучение начиналось в раннем детстве в семье и продолжалось в школе и синагоге. Тимофей изучал Священные Писания на коленях у матери и бабушки. Иосиф Флавий с гордостью упоминает о том, что благодаря своим наставникам в возрасте четырнадцати лет он настолько точно знал закон, что с ним советовались первосвященник и первые лица Иерусалима. В каждом городе назначались учителя, и детей шести–семи лет учили читать, однако умение писать было редким достижением. Синагога представляла собой поместный храм, народный центр религиозной и общественной жизни. Первую функцию она выполняла еженедельно по субботам (а также понедельникам и четвергам), а вторую — во время пасхи и других ежегодных празднеств. Синагоги были в каждом городе, а в больших городах, особенно в Александрии и Иерусалиме, их было несколько. Служба была очень проста: она состояла из молитв, псалмов и чтения отрывков из закона и пророков на еврейском языке, которое сопровождалось истолкованием и проповедью на разговорном арамейском. В отношении пророчества существовала своего рода демократическая свобода, особенно за пределами Иерусалима. Любой совершеннолетний иудей мог, по просьбе начальника синагоги, читать уроки из Писания и комментировать их. Этот обычай дал Иисусу возможность начать Свое служение самым естественным образом. Вернувшись после крещения в Назарет, Он «вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано [Ис. 61:1–2]: " Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное " . И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Ис.63:4–6 . – эти три стиха дают прекрасное раскрытие вышеприведенного образа из них в первом говорится, что под топтанием в точиле разумеется именно день Суда Божия над народами (4 ст.), во втором – что этот суд будет решительным единоборством Победителя с его врагами (5 ст.) и в третьем, – что результаты этой жестокой борьбы будут ужасны для побежденных (6 ст.). Ис.63:4 . ибо день мще­ния – в сердце Моем, и год Мо­их искуплен­ных настал. «Ибо день мщения – в сердце Моем и год Моих искупленных настал», или, как еще яснее в славянском тексте «день бо воздаяния прииде на них, и лето избавления приспе». Совершенно ясно определяется характер победного пришествия Мессии, которое будет днем праведного воздаяния, грозного мщения всем врагам Божиим и вместе годиной искупления, «летом... благоприятным» для всех обратившихся к Нему (ср. Ис.61:2 ; Ис.34:8 ; Ис.59:17 ). Ис.63:5 . Я смотрел, и не было по­мощника; дивил­ся, что не было поддержива­ю­щего; но по­могла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня: «Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего». Настоящий стих представляет собой почти буквальное повторение одного предыдущего: «И видел (Господь), что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его» ( Ис.59:16 , см. наш коммент.). В качестве дополнительного комментария к ним обоим можно привести еще одно параллельное место из того же пророка: «Я (Господь) смотрел, и не было никого, и между ними не нашлось советника, чтобы Я мог спросить их, и они дали ответ» ( Ис.41:28 ). Особенностью данного – 5 ст. по сравнению с указанными параллелями, является то, что в нем говорится о суде Господа над языческими народами, тогда как в последних – о суде над Израилем. Момент этого суда, по смыслу данного образа, антропоморфически сближается с единоборством Мессии против полчищ Его врагов. Ис.63:6 . и по­прал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их». «И попрал Я народы во гневе Моем... и вылил на землю кровь их». Вот страшный, но вполне заслуженный народами финал той схватки, на которую они рискнули выступить против «Сильного» (1 ст.). Об этом наказании враждебных языческих народов пророк Исаия не раз говорил и раньше, особенно близка, напр., следующая параллель: «и притеснителей твоих накормлю собственной их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я – Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев» ( Ис.49:26 ; ср. Ис.42:25 ; Ис.51:23 ; Ис.59:17–18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исторический факт воплощения Божественного Лица в естестве человеческом, или Богочеловечность Иисуса Христа есть само по себе торжество абсолютного добра над злом в роде человеческом. Но устанавливая этот исторический факт, т.е. что принятие человеческого естества в единство Божественной Личности Иисуса Христа есть абсолютное торжество добра над злом в роде человеческом, так как в этом событии естество человеческое явилось адекватным Божественной идее о нем и равным Божественному изволению, и, следовательно, явилось идеально и абсолютно добрым, мы предвидим следующее замечание: «Св. Писание свидетельствует, что как охрана добра в мире, так и воспитание сего совершеннейшего добра в Благословенном Семени Жены, т.е. в человеческом естестве Иисуса Христа, принадлежит Богу, а не самому, т.е. одному только человеку, что Бог охранял и возращал добро в семени Адама, Ноя, Авраама, Давида до преблагословенной и Пречистой Девы Марии, от Которой, как предочищенной Богом, воплотился, наконец, Сын Божий». Замечание это вполне справедливо, и говорит оно о такой истине, которая свидетельствуется всем Св. Писанием. Мало этого: Св. Писание свидетельствует нам, что «Святое Семя» в роде человеческом не только во все времена от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Давида, от Давида до Пресвятой Девы Марии сохранялось и предочищалось Богом «благодатно», или, по выражению Св. Писания о Пресвятой Деве Марии, «облагодатствовано свыше» ( Лк.1:28–35 ), но что даже Сам Иисус Христос, по Своему человеческому естеству, имел «благодать на благодать» ( Ин.1:14–16 ): «ибо не мерою, – говорит Иоанн Креститель, – дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» ( Ин.3:34–35 ), и Сам Иисус Христос свидетельствует о Себе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» ( Лк.4:18–19 ). Следовательно, человеческое естество в Иисусе Христе имело и, прибавим, должно было иметь полное, всецелое и совершеннейшее облагодатствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Какой характер имели чудеса Иисуса Христа за это время? Это были, собственно, благодеяния, впечатление от которых на народ ничем не ослаблялось. Видя чудеса Иисуса Христа, народ должен был говорить: «все хорошо делает, и глухих делает слышащими и немых говорящими». Когда Он уходил откуда, жители удерживали Его, а когда возвращался, народ принимал Его, потому что все ожидали Его ( Лк. 4:42; 8:40 ). Согласно словам пророка, Он благовествовал нищим, исцелял сокрушенных сердцем, проповедывал пленным освобождение, слепым прозрение, отпускал измученных на свободу, проповедывал лето Господне благоприятное ( Ис. 61:12 ). Когда впоследствии Он прочитал эти слова пророка в синагоге и сказал народу: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами», то все засвидетельствовали Ему это ( Лк. 4:1722 ) 81 . Как учение Христа, так и чудеса Его проявлялись в это время с своей существенной стороны, они служили выражением, или символом, наступавшего царствия Божия ( Ис. 35:5 сл.). Все, что говорил и делал Христос в это время, было одним комментарием первых слов Его проповеди : «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». Чудеса были знамением царства Божия. Это значение благотворительных чудес Иисуса Христа усиливалось двумя обстоятельствами – многочисленностью их и тою быстротой, готовностью, с которою они совершались. О массовых исцелениях, совершенных Господом Иисусом, и о впечатлении, которое они производили на иудеев, мы уже говорили; теперь нам остается заметить, что такие исцеления совершались преимущественно в первый период служения Христа ( Мф. 4:2325; 8:16; 9:35 пар.). Из отдельных же чудес, о которых повествуется в евангелиях, видно, что они совершались в это время Господом Иисусом с замечательною готовностью, быстротой 82 . Так, когда Он был в Кане, к Нему пришел из Капернаума царедворец и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Но царедворец имел веру, которая питалась любовью к сыну и страхом за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Когда Август 5415 , кесарь римский, одержал победу над Антонием и Клеопатрой 5416 , обладавшими Египетской страной, и стал единым властителем для всей вселенной, то, для более удобного собирания податей со всех стран он установил индиктион на пятнадцать лет 5417 . Этот индиктион Август разделил на три срока, по пять лет в каждом, с тем чтобы в продолжение всего индиктиона три раза, в каждый пятый год, были собираемы подати. Такой закон был издан, главным образом, для отдаленных окраин государства, с которых трудно было собирать подати каждый год, так как собранные подати и через пять лет едва успевали достигать столицы – Рима. Каждое пятилетие называлось люструм, т.е. светлое, потому что, воздавая кесарю кесарево ( Лк. 20:25 ), люди в это время предавались веселью и жгли свечи. Народ не тяготился данью, потому что подати были небольшие и легкие, и платились добровольно. Продолжался же индиктион пятнадцать лет по следующей причине. В первое пятилетие платили дань железом и медью, которые употреблялись на изготовление мечей, копий, шлемов, щитов, панцирей и всякого военного оружия; во второе пятилетие собиралась подать серебром на жалованье войскам; в третье же пятилетие приносили в Рим дань золотом на украшение идолов. Окончив пятнадцатилетний круг индиктиона, начинали его снова, и первый год индиктиона называли новым годом. Такой обычай установлен был с первого сентября, потому что именно в этот день была одержана победа над Антонием и провозглашено единодержавие Августа. Приняла и святая Церковь обычай праздновать первого сентября начало индиктиона. Это было установлено по той причине, что в то время, когда праздновалось новолетие в Иудее и по всей вселенной, Господь наш Иисус Христос пришел в Назарет 5418 , где был воспитан. Это было в субботу, а в этот день иудеи имели обыкновение собираться в синагоге и проводить время в чтении книг пророческих. Господь «по обыкновению Своему», также вошел в синагогу 5419 и встал среди учителей. Ему подали книгу пророка Исаии 5420 ; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам – открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное ( Ис. 61:1–2 ) 5421 . И, закрыв книгу и отдав служителю, Он начал говорить, что прочитанное пророчество исполнилось на Нем, что Он есть истинный Мессия 5422 , посланный от Бога Отца для спасения людей и обновления их жизни. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» ( Лк. 4:16–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

" Когда Иисус пришел в Назаретскую синагогу, раскрыл книгу пророка Исаии и прочитал: " Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное " (Лк. 4:18-19), - продолжил архипастырь. - Иисус сказал, что это написано о Нем. Но жители Назарета не поверили, что Он - Сын Божий, и говорили: " Не Иосифов ли это сын? " (Лк. 4:22). Они выгнали Его из синагоги и чуть с горы не сбросили. А Господь говорит: " Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне " (Ин. 5:39). И пророк Моисей писал о Нем, и царь Давид в псалмах описал все так, как будто сам стоял на Голгофе. Когда апостолы заходили для проповеди в синагоги, часто ссылались на Писание, убеждая иудеев, что Христос и есть Мессия. Господь во многих словах и образах был явлен в Ветхом Завете, мы это читаем, изучаем, особенно будущие священнослужители в семинариях. Христос оставил нам Евангелие, Церковь Свою, Свои Тело и Кровь. Нужно только жить, любить, исполнять волю Божию - и ждать Второго пришествия. Если ветхозаветное человечество ждало Первого пришествия Мессии, мы ждем Второго, а к нему должны готовиться. Ветхозаветные праведники ждали несколько столетий, а мы готовимся к Рождеству Христову всего сорок дней. Говорят, что Рождественский пост - длинный, ничего подобного: сорок дней - не так много. До конца поста осталась всего неделя, и давайте в эту неделю подражать ветхозаветным праведникам. Их гнали, убивали, распиливали пилой. Они спасались в пустынях и в пропастях земных. Такая у них была вера в Спасителя, они не отрекались от Него " . " И у нас должна быть такая вера, а она укрепляется только исполнением заповедей Божиих. Если не будем заповеди исполнять, вера угаснет. Ее нужно подкреплять делами: если мы в храм не ходим, какая у нас вера? Ее просто нет. Верующие - это люди церковные, кто исполняет заповеди Божии, ходит в храм, исповедуется, причащается.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Кому давать законы, когда все общество верующих в него насчитывало в своем составе через 12 лет своего существования всего 100–200 человек и на рост не имело никакой надежды 96 ? Да что, с другой стороны, и стал бы узаконять Мухаммед, когда он еще долго колебался в своем праве на проповедь и страдал от внутренних и внешних мучений. Весь горизонт его мысли и проповеди ограничивался темами по веро- и- нравоучению. Но и в этой, отведенной ему области, учение Мухаммеда от начала до конца носит печать зависимости от душевных настроений его. Ничто, может быть, так не доказывает естественное происхождение и характер ислама, как его начало. Сравните его в этом отношении с христианством. Иисус Христос в самом начале своей проповеди объявил её существенное содержание и значение. Вот читаем мы в Евангелии об одной из первых бесед Его: Пришел Он в день субботний в синагогу и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное ( Ис. 61, 1–2 ). И закрыв книгу и отдав служителю, сел, и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это и дивились словам благодати, исходившим из уст Его ( Лук. 4, 17–21 ). Вся последующая деятельность Иисуса Христа была развитием и исполнением высказанной Им сначала истины. А что Мухаммед высказывает в начале своей проповеди? – Сказать трудно. Прочтите первые 20–30 сюр Корана 97 и вы не определите, о чем говорит этот, называющий себя посланником, человек. Спросите самого лучшего мусульманина и он, мы уверены в этом, не в состоянии будет отвечать, что собственно намерен был возвестить и раскрыть людям Мухаммед, судя по этим сюрам. В самом деле тут мы видим и призыв Мухаммеда проповедывать, и порицание за привязанность к богатству, и угрозу за любостяжание, и вспоминание легенды о слоне, и призыв к терпению, и клятвенное успокоение его, и страшное описание конца мира, и угрозу всеобщим судом, и обличение всех в заблуждении, и вразумление Мухаммеду, и частности в описании ада, и о ночи определений; словом, мы видим здесь очень многое и в то же время не находим ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010