Нав.2:6 .  А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле. Зная крайне тревожное настроение своего правительства, Раав предвидела это требование о выдаче пришельцев и наперед решила их не выдавать, а потому приняла меры к тому, чтобы укрыть их в своем доме. Посланным же от царя она дала ложное показание, сказав, что не знает, из какой страны и от какого народа происходят бывшие у нее пришельцы, и что они уже ушли из ее дома перед сумерками, «когда надлежало закрывать ворота». Не произнося суждения о поступке и показании Раави, библейский повествователь дальнейшим изложением ее слов и действий открывает возможность понять побуждения, по которым она действовала так, а вместе с тем и оценить ее поступок. «В снопах льна»: в еврейском тексте «бепиште га эц» – по буквальному переводу «в льняной древесине» или «льняных стеблях»; у LXX: λινοκαλμ – «в паздере лняне» в славянской Библии, у Иеронима: stipula lini – «льняная солома», т.е. в стеблях льна, только что снятого с поля и еще не мятого, волокно которого не отделено от древесины. На то, что лен был связан в снопы, ни в тексте, ни в переводах нет указания. В Иерихонской долине благодаря тропическому климату лен, как и другие хлебные растения, созревает в марте – апреле и достигает в вышину более 3-х футов, а по толщине подобен тростнику; стебли у льна высушиваются в Сирии и Египте и в настоящее время на плоских кровлях домов 23 . Ряды такого длинного льна, похожего на тростник, разложенные на кровле, могли действительно служить хорошим укрытием для соглядатаев. Нав.2:7 .  Посланные гнались за ними по дороге к Иордану до самой переправы; ворота же тотчас затворили, после того как вышли погнавшиеся за ними. Как в еврейском тексте, так и в греческом переводе LXX этот стих начинается словами «а те люди»; слово «посланные» представляет свободную передачу, внушенную, по всей вероятности, переводом блаженного Иеронима : qui missi fuerant. «До самой переправы», буквально с еврейского: «на переправу», у LXX: π τς διαβσεις – «к преходом» в славянской Библии. Разумеется известное в древности место переправы через Иордан, вблизи Иерихона ( Суд.3:28 ; 2Цар.19:17 ), при обыкновенном низком уровне в нем воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обобщая сказанное, мы можем сделать вывод, что в святоотеческих толкованиях евангельские образы надломленной трости и дымящегося льна понимаются следующим образом. Под «тростью надломленной» понимается: «Лен курящийся» понимается как: Несмотря на немалое число приведенных толкований избранной евангельской фразы, наш обзор был бы неполным без еще одного объяснения, представляющегося нам немаловажным. Дело в том, что разбираемая здесь евангельская фраза является цитатой из книги пророка Исаии 42: 3. Но в этой же пророческой книге шестью главами ранее также встречаются слова «трость надломленная» – выражение, которым царь ассирийский Сеннахирим устами своего посла Рабсака характеризует Египет и его царя: «Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него» (Ис. 36: 6). Похожий образ мы находим у пророка Иезекииля: «И узнают все обитатели Египта, что Я Господь, потому что они дому Израилеву были подпорою тростниковою. Когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился и все плечо исколол им; и когда они оперлись о тебя, ты сломился и изранил все чресла им» (Иез. 29: 6–7). Святитель Иларий Пиктавийский Если дополнить этот образ приведенным выше толкованием святителя Илария Пиктавийского, говорящего: «Трость надломленная не переломлена… то есть бренные и измученные тела язычников не сокрушены», мы можем сделать вывод, что под образом надломленной трости, не сломленной воплотившимся Богом, допустимо видеть, кроме перечисленного выше, и языческую власть, земное царство, земную власть вообще. Но если трость понимать как символ земного царства, то какое библейское соответствие мы найдем для дымящегося льна? Лен в то время был распространенным материалом для светильников. Светильники использовались и в храмовом иудейском богослужении, и прежде всего это относится к меноре – храмовому семисвечнику, который является одним из символов иудаизма. Кроме того, мы знаем, что и одежда иудейских священников практически целиком делалась из льна. Два эти необходимые предмета храмового иудейского богослужения получают неожиданное соединение в богослужебной практике. Один из авторитетных средневековых иудейских раввинов-талмудистов Моше бен Маймон утверждал, что «из изношенных платьев обычных коэнов делали фитили для меноры, зажигаемой ежедневно» .

http://pravoslavie.ru/111678.html

Ос.2:3 . дабы Я не разо­блачил ее донага и не выставил ее, как в день рожде­ния ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою. У изменившей жены супруг может отнять все подарки и как бы раздеть ее донага. Подобным образом Иегова лишит неверный народ всех своих даров. Израиль снова дойдет до такого печального положения, в котором он находился «в день рождения», – т. е. накануне своей политической самостоятельности, во время пребывания в Египте (блаж. Феодорит) и при исходе из Египта; уподобится «пустыне и сухой земле» т. е. будет лишен необходимой пищи. Пророк, без сомнения, имеет в виду времена плена. Ос.2:4 . И детей ее не по­милую, по­тому что они дети блуда. Наказание постигнет и целое общество ( «мать») и отдельных членов ( «детей»). Эти дети суть «дети блужения» т. е. как объясняет св. Ефрем, вместе с матерью погрязли в худых ее делах. Ос.2:5 . Ибо блудодей­с­т­во­вала мать их и осрамила себя зачав­шая их; ибо говорила: «пойду за любо­вниками мо­ими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки». Причина уклонения матери – Израиля в блуд (идолопоклонство) заключается в ложной мысли, что идолы (любовники) дают ей и пищу, и одежду, и все необходимое. Вместо слов «шерсть и лен» в слав. с греч. «ризы моя и плащаницы моя». Ос.2:6 . За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей сво­их, «За то» – за уклонение в идолопоклонство – «Я загорожу ее путь тернами»: образ стеснений и лишений, которые Израиль испытает в плену и которые заставят его отстать от идолопоклонства (не найдет любовников своих). Ос.2:7 . и по­гонит­ся за любо­вниками сво­ими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и воз­вращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь». «И погонится за любовниками своими, но не догонит их». Пророк выражает ту мысль, что Израиль будет ревностно служить идолам, но не получит от них ожидаемого спасения. Это заставит его одуматься (и скажет) и возвратиться к первому мужу, т. е. к Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Через некоторое время Гомерь оставляет пророка Осию, и бежит от него. По повелению Божию он вынужден ее еще и выкупать за деньги, для того чтоб вернуть в свой дом. И вот Господь дает через Осию разъяснение этому символическому действию: Израиль изменял Богу, как жена изменяет своему мужу, и духовно прелюбодействовал с идолами. За это он будет наказан, но после этого наказания, после покаяния он снова будет возвращен в союз с Богом. Разбирая книгу Песнь песней Соломона, мы уже видели употребление образов брака, жениха и невесты для изображения отношений Бога и человека. И вот здесь мы снова встречаем эти образы, но в их отрицательном значении: отступление от Бога и поклонение идолам уподобляется прелюбодеянию. Любовь Бога к Израилю подтверждается в Книге пророка Осии примерами. Осия перечисляет ряд исторических событий, в которых эта любовь проявилась. Господь вывел из Египта израильтян, даровал закон, спасал от врагов, воздвигал пророков, изливал щедрые милости, но Израиль постоянно нарушает брачный союз и делается прелюбодеем: сразу после заключения союза пошел поклоняться Ваал–Фегору, в Моаве затем и вовсе забыл своего Создателя, привязался к идолам, стал приносить курения Ваалу, устроил им жертвенники и в результате через это погиб. Кроме того, уклонение от Бога связывается с уклонением от дома Давидова самостоятельным, без благословения Божия поставлением царей (Ос. 8: 4) (напомню, что только два царя были призваны Богом), а получение этих царей в конце концов представляется уже как результат гнева Божия. И эта бездумная политика союза с язычниками, и война против Иудеи, сестры своей, и, наконец, полный нравственный упадок, который выражается в таких словах: « Ефрем смешался с народами чужие пожирали силу его, и он не замечал; седина покрыла его, а он не знает» (Ос. 7: 8–9). Здесь изображается полное нравственное нечувствие израильтян. Обратите внимание, что Израиль иногда называется Ефремом, потому что колено Ефремово было одним из центральных и наиболее значимых для этого союза 10 северных колен. « Детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их, и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: “пойду я за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки”. А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала. За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору, и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее. И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей. И прекращу у нее всякое веселие, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее и все торжества ее» (Ос. 2: 4–5, 8–11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

11–22), а затем со стороны содействия и помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал.). Первое достоинство добродетельной жены – полное доверие ей ее мужа (ст. 11); при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности, собственноручно приготовляет материалы – шерсть и лен – для одежды членам семьи (ст. 13), как затем – изготовляет ткани и для продажи за границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14–15), давая им собственный пример деятельности и трудолюбия. Хозяйственная деятельность доблестной жены, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее – на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника (ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем успех (ст. 17–18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21–22). Притч.31:23 .  Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Притч.31:24 .  Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Притч.31:25 .  Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Притч.31:26 .  Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Притч.31:27 .  Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Муж доблестной жены, не отвлекаемый заботами о домашних и хозяйственных делах, особенно же благодаря создаваемой трудом жены доброй славе всего дома, приобретает почетную известность в народе, всецело посвящает себя общественной деятельности – на востоке сосредоточенной у городских ворот – и занимает место в ряду старейшин (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

16–17. Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли как светильня, погасли. (Сице глаголет Господь, даяй путь по морю и по воде сильне стезю, изводяй колесницы и кони и народ силен: но успоша и не востанут, угасоша аки лен угашен). Так – наперед и еще о будущем спасении народа из плена Вавилонского Господь говорит, как о настоящем избавлении; ибо это говорит тот же Господь, Который и прежде некогда дал путь через море, – открыл дорогу через сильную воду, т.е. глубокую и сильно волнующуюся воду Красного моря, когда выводил Свой народ из Египта, спасая его от рабства. Тогда Он вывел из Египта коней, запряженных в боевые колесницы, и сильное, хорошо вооруженное, войско Египетское, и повел их по той же широкой дороге через открытое дно моря, низложил их здесь, и они – кони и люди – уснули здесь сном смерти и не восстали: пламенный гнев, кипятивший кровь в их мужественном сердце, погашен был волнами моря, как слабый пламень в утлой льняной светильне легко гаснет от нескольких капель дождя. 18–19. Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. (Не поминайте первых, и ветхих не помышляйте, се Аз творю новая, яже ныне возсияют, и увесте я: и сотворю в пустыни путь и в безводней реки). Первое и ветхое или прежнее и древнее, что было совершено Господом в Египте, все величайшие чудеса Его всемогущества и власти над богами и народом Египта, поминал народ еврейский постоянно – в молитве, учении, размышлении: но вскоре Господь имеет совершить новое, что теперь воссияет – будет видимо для всех, как день сияющего солнца; и это новое и чудное спасение народа из плена Вавилонского будет настолько превосходнее древнего спасения из Египта, что народ, под сильным впечатлением этого нового, должен будет естественно забывать его. Господь некогда по Аравийской пустыне провел Свой народ, но народ блуждал в ней сорок лет, и там Он посылал народу воду из скал, но только временно, в виде источников; а теперь в пустыне Сирийской (разделявшей Вавилонию от Палестины) устроит прямые пути и многоводные реки, т.е. даст все удобства к возвращению пленных иудеев из Халдеи на родину: они, с полным правом свободы, пойдут по торным караванным путям, по населенным берегам многоводных рек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

19. Один человек был богат, и одевался в пурпурные наряды и тончайший лен, и каждый день у него проходил в изысканной роскоши 20. А один нищий, по имени Лазарь, весь в язвах, лежал у его ворот, 21. желая прокормиться тем, что падало у богача со стола; и сбежавшиеся псы лизали его язвы. 22. И вот нищий умер, и отнесли его ангелы к Аврааму на грудь. Умер и богач, и был погребен; 23. и в аду, терпя мучения, поднял он свои глаза и видит вдалеке Авраама и Лазаря на груди его. 24. И закричал он: " Отец Авраам, сжалься надо мной и пошли ко мне Лазаря, пусть он окунет кончик пальца в воду и прохладит мне язык, а то мне мочи нет терпеть это пламя! " 25. Но Авраам сказал: " Сын, вспомни, как ты в жизни своей получил свою долю благ, а Лазарь соответственно свою долю зол; а теперь он здесь утешается, а ты мучишься. 26. К тому же между нами и вами установлена великая бездна, чтобы отсюда к вам при всем желании нельзя было перейти, как и оттуда — к нам " . 27. И сказал богач: " Тогда я прошу тебя, отец, пошли его в мой отеческий дом, 28. а то у меня пять братьев; так пусть он принесет им свое свидетельство, чтобы хоть они не попали в это место истязания! " 29. И говорит Авраам: " Есть у них Моисей и пророки " . 30. Но богач сказал: " Нет, отец Авраам; вот если бы кто из мертвых пришел к ним, тогда они покаются " . 31. А тот говорит ему: " Если они Моисея и пророков не слушают, то даже если кто из мертвых восстанет, это не убедит их " ».   17 И сказал Он ученикам Своим: «Невозможно, чтобы не приходили соблазны; но горе тому, через кого они приходят! 2. Лучше было бы ему, чтобы мельничный жернов был у него на шее и чтобы его так бросили в море, чем вводить в грех хоть одного из этих малых! 3. Так следите за собой. Если брат твой согрешит, укори его, и если он раскается, — прости его. 4. И если он семь раз на дню погрешит перед тобой и семь раз вернется к тебе и скажет: " Я раскаиваюсь " , — прости его».   5. И сказали апостолы Господу: «Умножь в нас веру!» 6. И сказал Господь: «Если бы была в вас вера с зерно горчичное, и вы сказали бы вот этому тутовому дереву: " Исторгни себя вместе с корнями и пересади себя в море! "  — оно послушалась бы вас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

(19 гл.). – Господь, восседая на облаке легком, грядет в Египет, и потрясутся пред Ним идолы египетские (1 ст.; ср. 2:18 и др.). Господь вооружит египтян против египтян, и дух Египта изнеможет в нем, и «прибегнут они к идолам и чародеям, и к вызывателям мертвых, и к гадателям» (2–3 ст.; ср. 8:19; 47:9, 12, 13...) и предаст их Господь в руки «властителя жестокого» (4 ст.), т. е. начнется в Египте борьба египтян с эфиоплянами, борьба династий, после которой Египет будет предан «властителю жестокому» или жестоким властителям – Навуходоносору (ср. Иер.46 гл. и особ. Иез.30:10, 13 , о чем еще ниже), Камбизу и др., прежде же всего Саргону, который поразил Фараона при Рафии (ок. 721 г.; ср. 20:1, 4) 121 . Тогда в Египте иссякнет река, от которой зависело благосостояние Египта, восплачут рыбаки, впадут в уныние обрабатывающие лен и ткачи белых полотен (5–11). Так, обезумели князья цоанские и мемфисские, «совет мудрых советников фараоновых» (ср. 47:13; 30:1–4) стал «бессмысленным» (ср. 29:14, 9 и др., 56:11...). «Как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних?» (ср. особ. 23:7), обращается пророк к этим советникам. Где они? Где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе, пусть узнают, что Господь определил об Египте?» (ср. особ. 41:21–23; 45:20, 21…). «Совратили Египет с пути главы племен его» (11–13 ст.; ср. 3:12; 9:16; 56:11...) «Господь послал в него духа опьянения; и они ввели Египет в заблуждение, во всех делах его подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей» (14 ст.; ср. особ. 28:7–8; 29:9; 56:11–12). «И не будет в Египте такого дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трость» (15 ст.; ср. 9:14). Египтяне затрепещут, подобно женщинам, от руки Господа Саваофа (16 ст.). «Земля Иудина (в которой «жилище» Господа – ср. 18:4) сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он постановил о нем» (17 ст.). «В тот день» будут в земле Египетской пять городов говорить языком ханаанским (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

19. не преречетъ, ни ниж услышитъ кто на гласа не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его Это изображение тихости, кротости и смирения Господа И. Христа. Он не ищет, как народные учители – фарисеи, славы народной. 20. трости сокршенны не преломитъ и лена внемшас не угаситъ, дондеже изведетъ въ побд сдъ: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы Трость надломленная (сокрушенная) есть образ крайней слабости, она означает людей бедных, угнетенных, надломленных жизнью или страстями. Трости надломленной не переломит. Это значит, что Господь И. Христос не отвергнет, но вразумит, подкрепит, исправит и утешит и таких людей. Лена внемшася (льна курящагося) не угасит. Лен курящийся означает тоже слабость и угнетенность, или человека, который исполняет заповеди Божии без теплого чувства, т. е. не с полным усердием, и еще человека ослабевшего (Мих.) Господь и таких людей не отвергнет, но возбудит и поощрит. Дондеже изведет в победу суд (пока не доставит суду победы), т. е. Своим смиренным и кротким образом действий И. Христос доставит Своему евангельскому учению победу над всем миром, также – победу на страшном суде, когда будут уничтожены все враждебные Ему силы ( 1Кор. 15:24–28 ). 21. и на им зыцы уповати имтъ. и на имя Его будут уповать народы 22. Тогда приведоша къ нем бснющас слпа и нма: и исцл к слпом и нмом глаголати и глдати. Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть 23. И дивлхс вс народи глаголюще: сей (хртосъ) снъ двдовъ; И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Народ мог знать слова пророка Исаии о временах явления Мессии: тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются, и будет славословить язык немого ( Ис. 35:5–6 ) посему и говорил о Христе: не Мессия ли Он, когда исцеляет слепых, глухих и немых? Говорил это простой народ, а не народные учители, книжники и фарисеи. Так всегда народ простой, неученый ближе к вере, чем люди ученые, образованные, гордящиеся, подобно книжникам и фарисеям еврейским, своею ученостью и образованием! Никогда человек не говорил так, как этот человек, сказали однажды слуги, посланные фарисеями схватить и привести к ним Иисуса ( Ин. 7:44–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

19Один человек был богат, и одевался в пурпурные наряды и тончайший лен, и каждый день у него проходил в изысканной роскоши. 20А один нищий, по имени Лазарь, весь в язвах, лежал у его ворот, 21желая прокормиться тем, что падало у богача со стола; и сбежавшиеся псы лизали его язвы. 22И вот нищий умер, и отнесли его ангелы к Аврааму на грудь. Умер и богач, и был погребен; 23и в аду, терпя мучения, поднял он свои глаза и видит вдалеке Авраама и Лазаря на груди его. 24И закричал он: «Отец Авраам, сжалься надо мной и пошли ко мне Лазаря, пусть он окунет кончик пальца в воду и прохладит мне язык, а то мне мочи нет терпеть это пламя!» 25Но Авраам сказал: «Сын, вспомни, как ты в жизни своей получил свою долю благ, а Лазарь соответственно свою долю зол; а теперь он здесь утешается, а ты мучишься. 26К тому же между нами и вами установлена великая бездна, чтобы отсюда к вам при всем желании нельзя было перейти, как и оттуда – к нам». 27И сказал богач: «Тогда я прошу тебя, отец, пошли его в мой отеческий дом, 28а то у меня пять братьев; так пусть он принесет им свое свидетельство, чтобы хоть они не попали в это место истязания!» 29И говорит Авраам: «Есть у них Моисей и пророки». 30Но богач сказал: «Нет, отец Авраам; вот если бы кто из мертвых пришел к ним, тогда они покаются». 31А тот говорит ему: «Если они Моисея и пророков не слушают, то даже если кто из мертвых восстанет, это не убедит их " ». 17 И сказал Он ученикам Своим: «Невозможно, чтобы не приходили соблазны; но горе тому, через кого они приходят! 2Лучше было бы ему, чтобы мельничный жернов был у него на шее и чтобы его так бросили в море, чем вводить в грех хоть одного из этих малых! 3Так следите за собой. Если брат твой согрешит, укори его, и если он раскается, – прости его. 4И если он семь раз на дню погрешит перед тобой и семь раз вернется к тебе и скажет: «Я раскаиваюсь», – прости его». 5И сказали апостолы Господу: «Умножь в нас веру!» 6И сказал Господь: «Если бы была в вас вера с зерно горчичное, и вы сказали бы вот этому тутовому дереву: «Исторгни себя вместе с корнями и пересади себя7в море!» – оно послушалась бы вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010