Затем совершался уникальный ритуал, который был кульминацией всего торжества. Возложив обе руки на голову живого козла, первосвященник исповедовал грехи всего народа. Это символическое действие означало, что все беззакония сынов Израилевых и все преступления их ( Лев.16:21 ) переходили на животное. После этого козла уводили в пустыню, чтобы он унес на себе грехи всех собравшихся. Человек, который уводил это животное в пустыню, мог возвратиться в стан только после того, как совершит над собой очищение и омоет свою одежду. Важно тщательно проанализировать значение этого ритуала, для чего необходимо обратиться к еврейскому тексту. Синодальный перевод говорит о «козле отпущения», что не совсем верно. В еврейском тексте стоит (ла-Азазел), что может означать «для Азазела» или «к Азазелу». Смысл этого слова может быть истолкован трояко: 1) Место, куда изгонялся козел. Так толкует таргумист и ряд иудейских экзегетов, которые считают слово «Азазел» названием пустыни, куда отсылался козел, или высокой крутой скалы, откуда сбрасывали козла. 2) Есть мнение, что «Азазел» происходит от двух еврейских слов: (эз – «коза») и (азал – «уходить» или «удалять»). Таким образом, этот термин следует понимать как «уходящий козел» или «козел, которого не стало». То, что козла надо «отослать в пустыню для Азазела», можно понимать как «отослать максимально далеко, чтобы его не стало, чтобы он полностью исчез». В данной интерпретации отражается идея очищения от грехов: они превращаются в ничто, полностью удаляются. 3) Азазел – наименование злого духа или демона, к которому посылают козла. В пользу такого объяснения говорит использование этого имени в апокрифической книге Еноха и кумранских комментариях, где Азазел выступает как вождь падших ангелов, сбивающих человечество с истинного пути. Козла уводили в землю непроходимую ( Лев.16:10 ) – это был символический «адрес» дьявола. Многие современные ученые придерживаются такого мнения. Таким образом, Азазел – это злой дух или сатана, к которому посылаются людские грехи. В чем тогда смысл этого действия? Грехи посылаются к тому, кто является их источником, главным виновником. Как диавол соблазняет каждого человека ко греху, так и грехи всех людей символически возвращаются к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Все для Израиля было чистым или нечистыми: люди, животные, птицы и рыбы, роды нищи, одежда и проч.; таким образом обрядовый закон имел целью освящение Израиля, избранного народа Божия, чрез очищение его нетолько в духовной, но и в телесной жизни, чрез выделение из среды языческих, окружающцих его народов, чтобы Израиль среди господствующего мрака язычества был хранителем истинной веры и обетований о Мессии, имеющем просветить и спасти все человечество. 80 У новейших исследователей Свящ. Писания она называется: jus sacerdotum – «священническое право». 81 Ефа, по свидетельству раввинов, равнялась вместимости 432 яичных скорлупы, т. е. русской обыкновенной мере сыпучих тел. 1 Слово «завет» есть обыкновенное в Свящ. Писании название истинной религии. «Завет» – διαθκη (от διατθημι) значит «союз» Бога с человеками, союз, блага которого основываются на смерти Завещателя, – есть посмертное завещание (см. Евр.9:16–17 ). Писанное откровение, как выражение этого союза со стороны Бога, также получило название «завета». 83 Вероятно, Надав н Авиуд были, нетрезвы, когда принесли пред Господа в своих кадильницах огонь чуждый. 86 Жребш решал, которого из козлов принесть в жертву за грех и которого отпустить в пустыню. По мнению раввинов, жребий бросался так: в чашу с водой первосвященник клал две дощечки, из которых на одной было написано: «для Господа» (ла-Иегова), а на другой: «для отпущения» (ла-азазел). Потом, став между двумя козлами, псрвосвященник вынутый жребий, т. е. дощечку, правою рукою клал на козла, стоявшего с правой стороны, а выну жребий левою рукою клал на козла с левой стороны. 87 По свидетельству Филона, первосвященник входил во святое святых два раза, а по мнению талмудистов – четыре, именно: 1) с фимиамом, 2) с кровию тельца, 3) с кровию козла и 4) чтобы взять кадильницу. 89 В ст.6-м говорится: «они должны быть святы Богу своему, не должны бесчестить имени Бога своего», во святилище которого служат. 90 Два слова подлинника: и переданы в русском переводе одним: «уродливый».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Левит, в 16 главе, где описывается обряд, который совершался Евреями в великий день очищения. Этот обряд состоял в следующем. В день очищения Аарон брал двух козлов и поставив их вред входом в скинию собрания, бросал жребий о обоих козлах, чтобы узнать, какой из них – , для Господа, и какой – ( Лев. 16:7, 8 ) 192 . Того козла, на которого выпал жребий для Господа, он приносил в жертву за грех (ст. 9) и кровь его вносил во Святое Святых (ст. 15). Другого же козла, на которого выпал жребий , поставлял живым пред Господом (ст. 10) и, возложив на голову его обе руки свои и исповедав над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их, и все грехи их, отсылал его с нарочным человеком в пустыню (ст. 10:21). В названном здесь слов , Азазель, и можно находит указание на знакомство Евреев с идеей о злом духе уже в глубокой древности, так как под этим словом разумеется злой дух, или диавол, к которому посылается в день очищения козел с возложенными на него беззакониями народа израильского. Что действительно под упоминаемым здесь Азазелом нужно разуметь злого духа, или диавола, в пользу этого говорят следующие данные 193 : 1 . Противопоставление Иеговы и Азазель в 8 стихе 16 главы кн. Левит. Аарон бросает жребий о обоих козлах, чтобы узнать, какой из них – , Иегове, и какой – , Азазелу. Из такого противопоставления Иеговы и Азазела следует, что Азазел есть личное и при том злое существо. 2 . Самое место, пустыня, куда отводится козел, на которого выпал жребий , для Азазела, может говорить также в пользу представленного объяснения. Как видно из различных мест Св. Писания, пустыня считалась местом пребывания злых духов. По словам Спасителя, нечистый дух, вышедши из человека, ходит по безводным местам, ища покоя ( Мф. 12:43 . Ср. Лк. 8:27 и дал.). В Откровении Иоанна Богослова разрушенный Вавилон представляется жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу ( Откр. 18:2 ). Ср. Вар. 4:35 ; Ис. 13:21, 34:14 . 3 . Производство слова , Азазель, говорит также за то, что под ним нужно разуметь злого духа, или диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

6. Так посмотри же, что сделал Азазел, как он научил на земле всякому нечестию и открыл небесные тайны мира. 7. И заклинания открыл Семъйаза, которому Ты дал власть быть вождем его сообщников. 8. И пришли они (стражи) друг с другом к дочерям человеческим и преспали с ними, – с этими женами, и осквернились, и открыли им эти грехи. 9. Жены же родили исполинов, и чрез это вся земля наполнилась кровью и нечестием. 10. И вот теперь разлученные души сетуют и вопиют ко вратам неба и их воздыхание возносится: они не могут убежать от нечестия, которое совершается на земле. 11. И Ты знаешь все, прежде чем это случилось, и Ты знаешь это и их дела, и однако же ничего не говоришь нам. Что мы теперь должны сделать с ними за это»? Глава 10 1. Тогда стал говорить Всевышний, Великий и Святый, и послал Арсъйялайюра к сыну Ламеха (Ною) и сказал ему: 2. «Скажи ему Моим именем: «скройся!» и объяви ему предстоящий конец! Ибо вся земля погибнет, и вода потопа готовится прийти на всю землю, и то, что есть на ней, погибнет. 3. И теперь научи его, чтобы он спасся и его семя сохранилось для всей земли!» 4. И сказал опять Господь Руфаилу: «свяжи Азазела по рукам и ногам, и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда. 5. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! 6. И в великий день суда он будет брошен в жар (в геенну). 7. И исцели землю, которую развратили ангелы, и возвести земле исцеление, что Я исцелю ее и что не все сыны человеческие погибнут чрез тайну всего того, что сказали стражи и чему научили сыновей своих; 8. и вся земля развратилась чрез научение делам Азазела: ему припиши все грехи!» 9. И Гавриилу Бог сказал: «иди к незаконным детям и любодейцам, и к детям любодеяния, и уничтожь детей любодеяния и детей стражей из среды людей; выведи их и выпусти, чтобы они сами погубили себя чрез избиение друг друга: ибо они не должны иметь долгой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

12. И я слышал святого Михаила, когда он отвечал и говорил: «этот суд, которым осуждены ангелы, есть свидетельство для царей, и сильных, и владеющих твердью. 13. Ибо эти воды суда служат к исцелению ангелов и для смерти их тела; но они (владыки) не увидят того и не уверуют, что те воды изменятся и превратятся в огонь, который горит во век». Глава 68 1. И после этого мой дед Енох дал мне в книге знамения (accusat. plural.) всех тайн и притчи, которые ему были даны, и собрал их для меня в словах книги притчей. 2. И в тот день отвечал святой Михаил Руфаилу, говоря: «сила духа увлекает меня и возбуждает меня, и строгость суда тайн, – суда над ангелами, – поражает меня; кто может вынести строгость суда, который совершен и до сих пор пребывает и от которого они расплавляются»? 3. И опять отвечал и сказал святой Михаил Руфаилу: «есть ли кто такой, который не размягчился бы сердцем и почки которого не содрогнулись бы от этого слова? суд вышел относительно них, – относительно тех, которых выгнали они таким образом». 4. И случилось, когда святой Михаил стоял пред Господом духов, то он сказал Руфаилу так: «и я не буду предстательствовать за них пред очами Господа, ибо Господь духов разгневался на них, потому что они действуют так, как если бы были равны Богу. 5. Посему на них грядет суд, который сокрыт, от века до века; ибо ни ангел, ни человек не получат своей доли, но только они получат свой суд, от века до века». Глава 69 1. И после этого суда они навлекут на них гнев и ярость, так как они показали это живущим на тверди. 2. И вот имена тех ангелов, и это имена их: первый из них Семъйяза, второй Арестикифа, третий Армен, четвертый Кокабаел, пятый Турел, шестой Румъйял, седьмой Данел, восьмой Нукаел, девятый Баракел, десятый Азазел, одиннадцатый Армерс, двенадцатый Батаръйял, тринадцатый Базазаел, четырнадцатый Ананел, пятнадцатый Туръйял, шестнадцатый Симапизиел, семнадцатый Иетарел, восемнадцатый Тумаел, девятнадцатый Тарел, двадцатый Румаел, двадцать первый Изезеел. 3. И это главы их ангелов и имена их предводителей над сотнею, пятьюдесятью и десятью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Оно было исполнением пророчеств. Да замрет в Иудее «голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты» . Да не останется камня на камне от великого, стократ погибавшего в крови и пламени Города Мира. Ибо на долгий, долгий срок земля его, вся пропитанная кровью, должна была стать «терном и волчцами» . Жить обычной жизнью после всего того страшного, что совершилось над ней, Иудея не могла. Долгий отдых нужен был ей. Пусть исчезнет с лица ее всякая память о прошлом. Пусть истлеют несметные кости, покроются маком могилы. Пусть почиет она в тысячелетнем забвении, возвратится ко дням патриархов… И она возвратилась. 1908 г. Пустыня дьявола I «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему…» Глядя с крыш Иерусалима на каменистые окрестности – чаще всего на восток, на пустыню Иудейскую, – каждый раз вспоминаю я эти слова, – пролог величайшей из земных трагедий. Дьявол, Азазел, имя и образ которого так и остались тайной, был издревле владыкой пустыни. Это он обитал в ее знойном серо-каменном море, некогда взбудораженном подземными силами и навсегда застывшем. Это ему каждый год – в десятый день седьмого месяца – посылали левиты и первосвященники Козла Отпущения – от лица всего Израиля, за все грехи его. И не странно ли, что именно оттуда прозвучали первые глаголы Предтечи! После бури и молний Бог пришел в пещеру Илии в сладостном веянье ветра. Сладостным ветром было и пришествие в мир Иисуса. Но лежала «секира при корне дерева» . Жуткими пророчествами возвестил Предтеча о Грядущем за ним. Не было тогда города, равного богатством и красой Иерусалиму. Из Яффы были видны его здания, блиставшие золотом и мрамором: «Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» . В тишине зеленых долин, в мирных людных селениях протекла молодость Иисуса. Но в первые же дни служения своего должен был он отдать дань пустыне. Он крестится – и уже готов раскрыть уста, дабы благовествовать миру величайшую радость. Но – «Дух ведет его в пустыню», в царство Азазела, тех ветхозаветных, Богом проклятых мест, где «скрылся Каин, жаждущий крови брата своего». «И был Иисус там сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Кроме того, грехи отсылались в пустыню с козлом отпущения уже после принесения за них жертвы. Поэтому не было никакой нужды приносить за них новую жертву. Наконец, по постановлениям еврейской религии о жертвах, никакое животное не могло быть жертвою без пролития крови. Между тем, козел отпущения отсылался в пустыню живым. 268 Святые отцы также утверждали, что козел отпущения не был жертвою демону. Так, бл. Феодорит пишет: «иные, понимая это неразумно, думали, что упоминаемое здесь слово Азазел, есть некий демон. Но они предполагали сие по великой простоте ума своего. Ибо возможно ли, чтобы Изрекший: да не будут тебе бози инии разве Мене; да не поклонишися, ни послужиши Богу иному, кроме Мене ( Исх.20:35 ), повелел какому то демону отделять жертву, одинаковую с приносимой Ему самому. Должно обратить мысль на то, что отпускаемого козла Бог повелел принести в жертву Ему же ( Лев.16:510 ). Посему не Богу какому или демону отсылаем был козел, но оба козла приносимы были истинному Богу». 269 Какую же цель имело отослание козла отпущения в пустыню к Азазелу, если этот козел не был жертвою Азазелу? Различные толковники отвечают на этот вопрос различно, но это различие не доходит до противоположности. Поэтому одно мнение не исключает других. Основная мысль всех мнений та, что отослание грехов с козлом отведения в пустыню, имело в виду заявить Азазелу, что народ вступил в общение с Богом, так как грехи его прощены, и что поэтому Азазел не может иметь никаких претензий по отношению к народу израильскому. Отсылая свои грехи с козлом отпущения, народ показывал, что Азазел не может иметь никакого отношения к народу, так как то, что ставило народ в известные отношения к нему, уничтожено и удалено. Конечно, эта основная цель отослания не исключает и других целей, указываемых толковниками. Так, напр., можно принять, как несомненное, что отослание козла отпущение с грехами имело целью показать, что народ отрекается от всего злого, что Азазел своими ухищрениями ничего не может сделать народу израильскому, что этот народ нисколько не боится его, может радостно ходить пред ним, смеяться над ним, торжествовать над ним. 270 Можно принять также, что отослание грехов к Азазелу имело в виду показать израильтянам, что грешники не могу оставаться в царстве Божьем, и в случае, если они не освободятся от своих грехов, необходимо станут жилищем злых духов! 271

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Следующий праздник состоял из Пасхи и «опресноков». В 14-ый день первого еврейского месяца («нисана»), соответствующего периоду март-апрель, совершается Пасха в память чудесного избавления от рабства и гибели в Египте. К нему прибавляются еще семь дней, когда израильтянам запрещено работать и есть что-либо кроме опресноков (пресных хлебов), являвшихся символом нравственной чистоты. Два последующих праздника, «Первых плодов» («начатков») и «Пятидесятница» (через 50 дней после начатков), связаны с благодарением Бога за дары насущной пищи. Пятый праздник — день «Труб» в первый день седьмого месяца, когда специальные горны возвещали о священном собрании, на котором обсуждались все важнейшие дела. Впрочем, трубы созывали народ для собрания и в других случаях по необходимости. Одним из важнейших праздников был «Йом Киппур» — «день Очищения (Умилостивления)», через восемь дней после праздника Труб (см. также Лев. 16). Это был по сути день всеобщего раскаяния. Каждый израильтянин исповедывал грехи священникам, священники свои грехи открывали первосвященнику. К сему последнему подводилось два жертвенных козла. Первый закалался и сжигался на жертвеннике, а второму, названному «козлом отпущения» (евр. «Азазел»), первосвященник на ухо шептал все грехи народа. Затем Азазел выгонялся далеко в пустыню, где его съедали дикие звери. Пустыня символизировала ад, и козел отпущения как бы уносил с собой навсегда прегрешения народа. Что касается первого животного, то первосвященник с его жертвенной кровью входил в святое святых в облаке кадильного дыма, и пальцем кропил крышку ковчега Завета, молясь за народ и произнося таинственное и страшное имя: Ягвэ (как оно звучало первоначально — неизвестно). В святоотеческом видении Азазел является прообразом Мессии, понесшего на себе наши грехи и прошедшего через ад. Наконец, седьмой праздник древнего Израиля — «Кущи». В течение восьми дней, начиная с 15-го дня всё того же седьмого месяца (приблиз. сентябрь) евреи должны выходить из своих жилищ и жить в сооруженных заранее из пальмовых ветвей и верб легких кущах (шалашах), веселясь пред Богом: «чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской» (Лев. 23, 43). Кущи напоминали о странствовании по пустыне, когда Израиль учился жить одним лишь упованием на чудодейственную помощь Бога. 4.6. Характеристика Закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Следующий праздник состоял из Пасхи и «опресноков». В 14-ый день первого еврейского месяца («нисана»), соответствующего периоду март-апрель, совершается Пасха в память чудесного избавления от рабства и гибели в Египте. К нему прибавляются еще семь дней, когда израильтянам запрещено работать и есть что-либо кроме опресноков (пресных хлебов), являвшихся символом нравственной чистоты. Два последующих праздника, «Первых плодов» («начатков») и «Пятидесятница» (через 50 дней после начатков), связаны с благодарением Бога за дары насущной пищи. Пятый праздник – день «Труб» в первый день седьмого месяца, когда специальные горны возвещали о священном собрании, на котором обсуждались все важнейшие дела. Впрочем, трубы созывали народ для собрания и в других случаях по необходимости. Одним из важнейших праздников был «Йом Киппур» – «день Очищения (Умилостивления)», через восемь дней после праздника Труб (см. также Лев. 16 ). Это был по сути день всеобщего раскаяния. Каждый израильтянин исповедывал грехи священникам, священники свои грехи открывали первосвященнику. К сему последнему подводилось два жертвенных козла. Первый закалался и сжигался на жертвеннике, а второму, названному «козлом отпущения» (евр. «Азазел»), первосвященник на ухо шептал все грехи народа. Затем Азазел выгонялся далеко в пустыню, где его съедали дикие звери. Пустыня символизировала ад, и козел отпущения как бы уносил с собой навсегда прегрешения народа. Что касается первого животного, то первосвященник с его жертвенной кровью входил в святое святых в облаке кадильного дыма, и пальцем кропил крышку ковчега Завета, молясь за народ и произнося таинственное и страшное имя: Ягвэ (как оно звучало первоначально – неизвестно). В святоотеческом видении Азазел является прообразом Мессии, понесшего на себе наши грехи и прошедшего через ад. Наконец, седьмой праздник древнего Израиля – «Кущи». В течение восьми дней, начиная с 15-го дня всё того же седьмого месяца (приблиз. сентябрь) евреи должны выходить из своих жилищ и жить в сооруженных заранее из пальмовых ветвей и верб легких кущах (шалашах), веселясь пред Богом: «чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской» ( Лев. 23:43 ). Кущи напоминали о странствовании по пустыне, когда Израиль учился жить одним лишь упованием на чудодейственную помощь Бога. 4.6. Характеристика Закона

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Слово следует производить от неупотребительного в еврейском языке глагола 194 , который в арабском языке значит – удалил, отделил, в страд. – удален был, так что Азазел есть или отступивший, удалившийся (т. е. от Бога), или совершенно удаленный, отделенный. Последнее обозначение – вполне прилично для диавола, как злого духа, обитающего в пустынных местах 195 . 4 . Цель всего обряда, совершаемого в день очищения, именно – полное примирение с Богом, совершенное очищение Израиля от всех грехов, вполне согласуется также с представленным пониманием слова Азазел. В то время как, с одной стороны, чрез принесение в жертву одного козла совершалось примирение народа израильского с Богом или очищение его от грехов, с другой стороны, чрез отведение в пустыню другого козла, на которого возложены были грехи народа ( Лев. 16:21 ), символически указывалось полное освобождение народа от грехов, так как грехи снова относились к тому, от кого они первоначально произошли 196 . «Отослание второго козла в пустыню, говорит Генгстенберг 197 , было не что иное, как символическое действие. Чрез это действие отреклись от царства тьмы и его князя, снова отсылали ему грехи, к которым он соблазнял и чрез которые он старался сделать своим народ или отдельных лиц, символически выражали ту истину, что тот, которому Бог даровал примирение, свободен от власти диавола». 5 . Наконец, в пользу сказанного понимания слова говорит свидетельство предания. У палестинских Иудеев Азазел считался злым существом, сатаной или первым из демонов. Таким он представляется именно в кн. Еноха 8:1, 10:12, 13:1 и дал. 15:9 и у многих древних раввинов 198 . Гностики разумели под Азазелом сатану, как это видно из воспоминания о Марке, ученике Валентина, которое сообщает Епифаний 199 . Точно также Ориген признает Азазела диаволом и считает его одним и тем же с змеем, соблазнявшим Еву в раю 200 . В виду представленных данных мы можем признать, что под Азазелом, упоминаемым в 16 главе кн. Левит, при изложении обряда, совершаемого в день очищения, нужно разуметь злого духа, или диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010