Уже Патриарх Фотий, который жил в другую эпоху, когда возникло серьезное напряжение между Востоком и Западом, говорил о филиокве (лат. filioque — «и Сына»), то есть учении об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, как об опасной ереси, опасном уклонении от православного учения. Разрыв произошел в 1054 году, и эта дата стала, наверное, самой трагической в истории мирового христианства, потому что именно к этому моменту разногласия, которые накапливались в течение длительного времени, переродились в конфликт между Церквами Константинополя и Рима и привели к разрыву. Формальным поводом к разрыву было то, что Патриарх Константинопольский Михаил Керулларий распорядился закрыть в Константинополе монастыри и церкви латинского обряда, где совершалась Евхаристия на опресноках. Правда, это распоряжение было ответной мерой на притеснения греков в южных областях Италии со стороны Папского престола. Папа послал в Константинополь своих легатов для выяснения отношений, состоялся диспут по вопросу об опресноках, со стороны Константинопольского Патриархата в этом диспуте участвовал константинопольский монах Никита Стифат. Диспут ни к чему не привел, а полноценные переговоры между Патриархом и легатами так и не состоялись — Патриарх отказывался их принимать. В конце концов легаты потеряли терпение, и 15 июля 1054 года во время праздничного богослужения, когда собор Святой Софии в Константинополе был переполнен народом, они вошли туда и положили на престол собора буллу, то есть документ, в котором говорилось об отлучении от Церкви Константинопольского Патриарха. В документе содержалось обвинений в ереси в адрес Константинопольского Патриарха, одно из них заключалось как раз в том, что в Константинополе в Символе веры не говорят об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, хотя, как мы знаем, основополагающим является именно тот текст Символа Веры, который принят до сих пор в Православной Церкви, а прибавка «и от Сына» была сделана гораздо позже латинянами. Сначала, конечно, Константинопольский Патриарх растерялся, поскольку не знали, что написано в этой булле; когда ее перевели на греческий язык, стало понятно, что дело обстоит серьезно. Но надо сказать, что подобного рода разрывы и раньше случались в истории Церквей Востока и Запада и, наверное, на тот момент никто еще не предполагал, что этот разрыв станет окончательным или, по крайней мере, столь длительным. Тем не менее, разрыв произошел и антикатолическое, антилатинское настроение очень быстро перекинулось из Константинополя на другие Восточные Церкви, а на Западе, в свою очередь, очень усилились антиправославные настроения.

http://patriarchia.ru/db/text/3616315.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Филиокве (лат. Filioque – «и от Сына») – богословский термин, выражающий ложное положение римо-католического вероучения о том, что Святой Дух в Своем вечном бытии исходит не только от Бога Отца , но и от Бога Сына . Откуда мы знаем, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Отца и Сына? Об этом говорит Сам Иисус Христос : «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит; Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Почему нельзя менять Символ веры , и, в частности, тот член Символа веры, в котором говорится об исхождении Святого Духа (только) от Отца? Запрет на внесение каких-либо изменений в Никео-Цареградский Символ веры, причём, даже формальных, не идущих вразрез с истинным вероучением Церкви, был установлен Церковью в лице отцов II Вселенского Собора: «Святые отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется символ веры трех сот осминадесяти отцев, бывших на соборе в Никеи, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен» (II ВС, Правило 1). Впоследствии этот запрет неоднократно подтверждался. В частности, его подтвердили отцы III Вселенского собора. В правиле 7 этого собора утверждается: «Да не будет позволено никому произносити, или писати, или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец, в Никеи граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагати иную веру, или представляти, или предлагати хотящим обратитися к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, аще суть епископы, или припадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира: аще же миряне, да будут преданы анафеме» (III ВС, Правило 7). Исходя из содержания слов председателя Собора свт. Кирилла Александрийского , толкователи данного правила настаивают, что оно налагает запрет как на искажение вероучения Церкви вообще, так и на изменение Символа веры . Вот слова свт. Кирилла: «Мы ни под каким видом не позволяем, чтобы, кем бы то ни было, искажаема была вера, или что то же, Символ веры, составленный некогда св. отцами в Никее; не позволяем ни самим себе, ни другим, изменить даже одно слово, в нём заключающееся, или даже опустить одну букву,– помня слова сказавшего: не преступай предел древних, ихже положили отцы твои ».

http://azbyka.ru/filiokve

По этой причине реформы Генриха VIII, как правило, не встречали сопротивления со стороны местного духовенства. Непосредственным поводом для разрыва с Римом послужил развод Генриха VIII и Екатерины Арагонской и женитьба его на Анне Болейн. Папа Климент VII в 1533 отлучил Генриха VIII от Католической Церкви. В 1534 г. Генрих VIII был провозглашен главой (покровителем) Англиканской Церкви. Особенность «дворцовой реформации» Генриха VIII в том, что, за исключением смены верховной власти над Церковью в Англии, католический характер церковного устройства, догматики и обрядности на первых порах не претерпел каких-либо существенных изменений. 115 «...при проповеди христианства... в Моравском государстве». – Деятельность великих просветителей славянства Константина (Кирилла) и Мефодия началась в 863 г. в Великоморавском княжестве, куда они были направлены византийским правительством по просьбе князя Ростислава. 116 Николай I (ум. 867) – папа римский с 858 г. Знатный римлянин. Избран при содействии императора Людовика II. Выл поборником идеи папского верховенства и божественного ее происхождения. Это привело к конфликту с Константинополем, так как Николай I не признал поставление патриархом Фотия, которого в 863 г. предал анафеме. Николай I пытался в 866 г. склонить на сторону Римской Церкви новообращенных болгар. Фотий в 867 г. объявил Николая I низложенным, а в своем послании впервые объявил филиокве отступлением от православного вероучения. Николай I требовал строгого соблюдения канонических норм от государства и епископата. При нем в Рим были привезены «Лжеисидоровы декреталии», составленные ок. 850 г. 117 Филиокве (лат. Filioque – и (от) Сына) – сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589 г. добавление к Никео-Цареградскому Символу веры . Согласно утвержденному I и II Вселенскими соборами (325 и 381) Символу веры , Св. Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Св. Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына. Православная Церковь не приняла добавление, что явилось одной из причин разделения в 1054 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

12 В поучениях Иисуса Христа из Евангелия от Матфея словосочетание «Отец Небесный» (всегда с местоимением «ваш» или «Мой») встречается в общей сложности 20 раз. 22 Греческое слово «диавол» означает «клеветник», «обманщик» (другое написание: дьявол). Арамейское слово «сатана» (от евр. «сатан») означает «противник». 26 «Сын Человеческий» – основное самоименование Иисуса Христа в Евангелиях. В переводе с еврейского языка эта идиома означает не что иное как «человек». 29 Тиберий правил Римской империей с 19 августа 14 года по 16 марта 37 года. 15-й год его правления приходится на 29–30-й годы. 34 Выражение «лик Божий» в настоящем Катехизисе употребляется в метафорическом, переносном смысле, подобно тому, как в Ветхом Завете говорится о руках, ногах и очах Божиих. 35 Законом Моисеевым принято называть собрание постановлений и законов, содержащееся в Моисеевом Пятикнижии – первых пяти книгах Библии, особенно в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие. 37 Еврейская пасха – праздник, установленный в память об освобождении народа израильского от египетского рабства. В этот день полагалось есть особым образом приготовленное мясо пасхального агнца (ягненка) с пресным хлебом. 40 Иудея того времени управлялась римским наместником, занимавшим должность префекта (в более позднее время эта должность стала обозначаться термином «прокуратор»). 42 «Сущий в недре Отчем» – метафорическое выражение, уподобляющее пребывание Сына в Отце пребыванию младенца в утробе матери. 50 Под благодатью в христианском богословии понимается особая сила Божия, воздействующая на человека и ведущая его к спасению. 55 О Литургии, главном богослужении христианской Церкви, во время которого хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, будет сказано на стр. 240–249. 58 Иисус Христос учил, что Святой Дух «от Отца исходит» ( Ин.15:26 ). В соответствии с этим учением, Символ веры исповедует Святого Духа, «от Отца исходящего». На латинском Западе во 2-м тысячелетии по Рождестве Христовом получило распространение учение о том, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына». Это учение, известное как «Филиокве» (от лат. Filioque – «и Сына») и возведенное в католичестве в ранг догмата, было отвергнуто на православном Востоке как противоречащее свидетельству Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2168 Walbiner C.-M. Macarius Ibn al-Za’im and the Beginnings of an Orthodox Church Historiography... P. 14–15. 2174 Так, по крайней мере, оно выглядит в летописи Михаила Брейка, который, как было сказано, опирался на одну из ранних версий труда Макария. Однако в неизданной рукописи В 1227 сохранился более поздний вариант трактата, где XI век описан гипертровировано подробно, главным образом, благодаря использованию Никона Черногорца. В то же время, хронологический отрезок XII–XV вв. у Макария показан крайне пунктирно. Павел Алеппский, работавший параллельно со своим отцом, куда более преуспел в реконструкции мамлюкской эпохи. 2178 Nasrallah J. HMLEM. V. 4 (1). P. 206–209; см. о нем также в разделе «Изобразительное искусство». 2181 Валбинер К. Рихлят Ра‘ад мин Халяб иля аль-Бандакия/Маджму‘а абхас ва макалят иля аль-митран Науфитус Эделби. Бейрут. 2005. С. 367–383. См. также исследование этого автора об анонимном хождении на Синай 1635/6 г.: Walbiner C.-M. Ein Christlish-Arabischer bericht uber eine pilgerfahrt von Damascus zum berge Sinai in den jahren 1635/36//Parole de l’Orient. 24 (1999). P. 319–337. 2185 Рукоп. Хаматура. 14, 15, 18, 24, 26, 31, 40, 46, 47; СПбФ АРАН. Ф. 1026. Оп. 1. 246. Л. 23 об. – 24, 27, 28, 29; Рукоп. Баламанд. 80, 89, 105, 140. 2192 О поэзии арабов-христиан XVIII века см. Nasrallah J. HMLEM. V. 4 (2). P. 268–276; о географической литературе см. там же: P 300–305. 2199 Расхождения православия и католичества сводятся прежде всего к ряду догматических противоречий. Это проблема «Филиокве», то есть вопрос исхождения Св. Духа – от Отца или, с католической точки зрения, и от Сына (лат. filioque – «и от Сына»); трактовка таинства Евхаристии (причащение квасным хлебом или опресноками); учение о Чистилище, принятое в католичестве и отвергаемое православием; догмат о непогрешимости папы и его главенстве в христианском мире («примат папского престола»); наконец, учение о природе святости, которое в католическом понимании предполагает накопление церковью «избыточной» благодати, дарованной святым, и последующее перераспределение ее посредством индульгенций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изначально старокатолики продемонстрировали заинтересованность в диалоге с Православной Церковью и другими христианскими конфессиями. В решениях Мюнхенского конгресса 1871 г., на котором присутствовали по приглашению русские богословы, было подчеркнуто стремление старокатоликов к воссоединению с Православной Церковью и примирению с другими вероисповеданиями. Однако старокатолики продолжали считать себя чадами Католической Церкви, а Православную Восточную Церковь , находящуюся в схизме по отношению к Единой Христовой Церкви. По решению Кельнского конгресса 1872 г. была образована комиссия для сношений с различными Церквами по вопросам воссоединения. В ходе Боннских конференций 1874–1875 гг. с участием старокатолических, англиканских и православных богословов было достигнуто согласие втом, что для желаемого единения должны быть положены вероисповедные формулы первых церковных столетий. Старокатолики признали незаконной вставку «филиокве» (лат. filioque – и от сына), сделанную Западной (Римской) Церковью в Никео-Цареградский Символ веры , IV века, в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «и от Сына». Желательность достижения единства с Православной Церковью подчеркивалась на II Международном старокатолическом конгрессе в Люцерне (1892), III конгрессе в Роттердаме (1894) и IV конгрессе в Вене (1897). 15.12.1892 г. указом Св. Синода была учреждена богословская Комиссия под председательством архиепископа Финляндского Антония (Вадковского) для рассмотрения вопроса о возможности воссоединения старокатоликов и православных. Кроме того, особой активностью в отношении старокатолического движения отличалось петербургское отделение Общества ревнителей религиозного просвещения. Сторонниками идеи объединения считались протопресвитер И.Л. Янышев, профессор СПбДА И.Т. Осинин и А.А. Киреев. Бесперспективными считал переговоры обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев . 27.08.1894 г. была учреждена Голландско-Роттердамская комиссия из голландских, швейцарских и немецких ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Таким образом эпоха строгого стиля будет представлена в ее историческом ходе, а сочинения Лотти, Скарлатти и Аллегри, в свою очередь, явятся следующим звеном с композициями тех итальянцев, которые писали нашу церковную музыку. в) Что касается до композиторов протестантских, то одного Шютца мало и уже без Баха ни в каком случае не следовало бы обходиться (например, 5 его превосходных мотетов a cappella)» (РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 168). 294 Filioque (лат.) – догмат католической церкви, утверждающий исхождение Св. Духа не от Отца, как в православном учении, а от Отца и Сына. – Сост. 295 При самом начале преобразований в училище и хоре Смоленский, по его собственным словам, оказался «окруженным целым сонмом обозленных людей, которых или прогнал из хора или не отдал которым надлежащего почтения». В газетах стали появляться анонимные заметки. Одну из них, напечатанную 28 декабря 1890 года в петербургской газете «Гражданин» под заглавием «Для кого существует Синодальный хор?», Смоленский характеризует в Дневнике как написанную «весьма полуграмотно и ядовито-зложелательно»: «Я советовал А.Н. Шишкову пренебречь этою заметкой как написанною, очевидно, пристрастным человеком. Андрей Николаевич думает, что такую заметку написали или Гнусии (певчий Синодального хора), или бывший наш певчий Добровольский» (Дневник 1, л. 27). О наиболее агрессивном из критиков реформ – Г.Г. Урусове Смоленский сделал в Дневнике специальную запись: «Герасим Гаврилович Урусов, человек не без способностей и не без любви к музыке, самоучка наисамолюбивейший и негодяй еще более того, не снискал достоинствами своих сочинений чести быть исполняемым в Синодальном хоре и оттого обратился в злющего нашего врага, по временам продергивающего всех нас то в «Русском листке», то в «Гражданине», то в «Курьере». Суть его иногда весьма задорных писаний, на которые я упорно отмалчиваюсь, состоит в том, что мы поем отлично, но сухо; что мы орган, а не живой голос; что мы стоим дорого, а не дешево; что наши увлечения крюками (?) есть возврат к старообрядчеству; что мы испечены на «жидовских, консерваторских дрожжах» и не чествуем «неучей» – то есть истово русских певцов, каков он сам, Урусов, последователь Виктора, Феофана, Багрецова; что сочинения Кастальского – разврат, опасный для церкви и т.д. Урусов написал брошюру под заглавием « Церковь и музыка (старь и новь)», с которою цензор М. В. Никольский прибежал ко мне, испугавшись ее ругательного содержания и не зная, как обойтись с ней в смысле разрешения к напечатанию. (…) М. В. Никольский почему-то настоял в цензурном комитете на запрещении статьи, хотя я нисколько не противился ее выходу в свет, вполне веря, что, увеселивши один ряд читателей, та же статья неминуемо вызовет возражения несогласных с нею людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При таких обстоятельствах понятно, что никакая власть, ни Римская, ни Константинопольская, не могла что–либо предпринять в отношении рокового события: включения в Символ Веры Филиокве—антиарианского утверждения, связанного с обращением короля Рекареда (589). Позже оно было подтверждено соборами в Толедо (в особенности в 633 и стало возможным благодаря высокому авторитету на Западе блаженного Августина (354—430), впервые разработавшего нетрадиционное учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (лат. Filioque). — Местной автономии христианской Испании, отражавшей изначальную экклезиологию, не хватало постоянных каналов связи с остальной вселенской Церковью и соборности. Выше мы видели, как обращение Хлодвига в православное христианство в 493г. привело к развитию национальной Франкской церкви, de facto санкционированной Орлеанским собором под председательством короля (511) . Хотя Франкская церковь обычно проявляла солидарность с римским епископом в вопросах вероучения , постоянных административных связей у нее с ним не было. Обращения к Риму были чрезвычайно редки. Во времена святого Григория Великого (590—604) арльский митрополит как папский наместник еще получал полномочия на свои права из Рима. Судебно он был ответствен перед папой, а не перед местным епископатом, но на практике эта роль наместника была только почетной и с тех пор не упоминается. Существовало также и несколько других церковных центров. Во времена бургундского короля Гонтрама (561—593) епископ Лионский взял себе титул патриарха . Поскольку Франкское королевство не было, подобно вестготскому королевству Толедо, постоянно единым государством, церковной организации приходилось приспосабливаться к изменчивым границам входящих в него территорий. Древние галло–римские митрополичьи кафедры, на которых лежала обязанность замещать вдовствующие епископские кафедры, утеряли свою власть, и теперь она фактически принадлежала местным королям и епископам их государств. Сплоченность Франкской церкви тем не менее сохранилась благодаря частым соборам, которые были не государственными собраниями с широким участием мирян, как в Испании, но соборами епископов, созывавшимися королями для разрешения церковных вопросов. Франкский епископат этого периода не был выдающимся в области интеллектуальных исследований или богословских познаний, но, несмотря на свою зависимость от местных королей, он дал миру нескольких подлинных святых и подвижников веры, которые поддерживали его нравственный авторитет в народе. Монашеская жизнь, усиленная деятельностью руководителей, приходивших с Британских островов, сильно способствовала распространению и целостности веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

учения содержалось жесткое указание на то, что нек-рые доктрины лютеранства абсолютно неприемлемы для правосл. Церкви, среди них: учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (filioque), лютеран. взгляд на оправдание верой и на свободу воли, отрицание того, что таинств - семь, отказ от почитания святых. Патриарх упомянул также, что уважение должно оказываться иконам и мощам. В ответном послании тюбингенских богословов (июнь 1580) было высказано мнение, что доктринальные отличия между Церквами (по вопросам оправдания верой, свободы воли и о происходящем во время Евхаристии) затрагивают только терминологию, др. несовпадения могут быть истолкованы как допустимые особенности ритуалов и обычаев в разных Церквах. Патриарх Иеремия летом 1581 г. еще раз кратко изложил в письме те пункты, по к-рым существовали разногласия, и просил прекратить полемику, касающуюся догматических вопросов, и писать только в том случае, «если движимы будете мотивами дружбы». Несмотря на это, лютеране отправили еще одно письмо, но ответа не получили. Тем не менее отношения продолжились: Патриарх Иеремия II и Ф. Зигомала переписывались с Крузием по вопросам греч. языка, античной архитектуры. В 1581 г. нем. ученому были посланы материалы, к-рые дали ему возможность написать главный труд его жизни - Turco-Graecia (Basileae, 1584), ставший основным источником о жизни Греции в XVI в. Переписка Патриарха Иеремии II с тюбингенскими богословами была полностью опубликована в 1584 г. в Виттенберге. Поляк-иезуит С. Соколовский в 1582 г. опубликовал лат. копию первого ответа Патриарха Иеремии с собственными комментариями под названием «Суждение Восточной Церкви по основным доктринам еретиков века сего». Книга получила большую известность и была переведена на нем. язык. Папа Григорий XIII через специального посланника поздравил Патриарха с превосходной «отповедью схизматикам». После этих изданий лютеране опубликовали полный текст переписки. В Московском гос-ве А. и. появилось, возможно, в 1552 г., когда дат. кор.

http://pravenc.ru/text/76808.html

Так, в лекциях игум. Иннокентия прямо говорится, что пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы совершается не «силою молитвы священнодействующего иерея», а «силою слов Христа: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое...»» Подобного мнения придерживался и игум. Христофор. В своих лекциях он поясняет, что евхаристическое преложение происходит в момент произнесения установительных слов Христа Спасителя, а иерей после произнесения этих слов молится уже не о преложении даров (ср. ст. Анафора ), а «о том, чтобы преложенные дары Бог обратил в пользу нашего освящения» (цит. по: Вишневский. 1903. С. 222-225). Лишь игум. Иосиф (Волчанский), преподававший богословие в 1719-1725 гг., в своем курсе отказался от этого мнения. Также киевские богословы в кон. XVII - нач. XVIII в. разделяли учение о непорочном зачатии Божией Матери. Иннокентий (Поповский) и Христофор (Чарнуцкий) в лекциях говорили о совершенной непричастности Пресв. Богородицы первородному греху. Однако игум. Иосиф (Волчанский) в своем курсе уже излагал 2 мнения, указывая, какие аргументы приводились богословами как в подтверждение, так и в опровержение суждения о непорочном зачатии Девы Марии. В целом можно сказать, что учение о непричастности Божией Матери первородному греху считалось в 1-й пол. XVIII в. в К.-М. а. «благочестивым мнением». Как сторонники, так и противники этого мнения не подвергались осуждению. Киевские богословы вполне в лат. духе излагали учения о первородном грехе, об оправдании, о происхождении человеческих душ. В богословских курсах присутствовали ссылки даже на постановления зап. Соборов (прежде всего Тридентского) по этим вопросам. Вместе с тем в лекциях безоговорочно отвергались католические доктрины об исхождении Св. Духа «и от Сына» ( Filioque ) и о власти папы над Церковью. Католическая Церковь нередко именовалась «схизматической» и даже «еретической». Заметным своеобразием отличаются богословские лекции 1711-1715 гг. игум. Феофана (Прокоповича; впосл. архиепископ). Он первым попытался создать целостную структуру богословского курса, предполагавшую его разделение на введение (prolegomena) и 2 тематические части: «О веруемых» (De credendis) и «О творимых» (De faciendis).

http://pravenc.ru/text/1684336.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010