15) Преосвященный Епископ Иоанн, бывший Аксайский, викарий Донской епархии. 16) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Григорий Александрович Воскресенский. 17) Заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии, Статский Советник Иерофей Алексеевич Татарский. С 1903 года. 18) Высокопреосвященный Николай, Архиепископ Варшавский и Привислинский, Член Государственного Совета. 19) Профессор богословия в Императорском Московском Университете, протоиерей Николай Александрович Елеонский. 20) Настоятель Берлинской посольской церкви, протоиерей Алексей Петрович Мальцев. С 1904 года. 21) Высокопреосвященный Арсений, Архиепископ Псковский и Порховский, Член Государственного Совета. 22) Сенатор, Тайный Советник Петр Иванович Остроумов. —4— 23) Заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Александр Львович Катанский. 24) Секретарь Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, Действительный Статский Советник Елпидифор Васильевич Барсов. 25) Профессор Лазаревского Института восточных языков, Действительный Статский Советник Георгий Абрамович Муркос. С 1905 года. 26) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Василий Александрович Соколов. 27) Заслуженный ординарный профессор Киевской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Василий Федорович Певницкий. 28) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Николай Федорович Каптерев. С 1906 года. 29) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Петр Иванович Цветков. С 1 907 года. 30) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии и Императорского Московского Университета, Тайный Советник Василий Осипович Ключевский. С 1909 года. 31) Высокопреосвященный Агафодор, Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) Директора Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде, Тайного Советника Петра Ивановича Остроумова, – во уважение его просвещённого содействий улучшению быта православного духовенства и благоустроению духовно-учебных заведений; 3) Заслуженного ординарного профессора С.-Петербургской Духовной Академии, Действительного Статского Советника Александра Львовича Катанского , – во уважение его долголетней профессорской деятельности в Академиях – Московской и С.-Петербургской и учёных трудов по догматическому богословию; 4) Секретаря Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, Действительного Статского Советника Елпидифора Васильевича Барсова , – во уважение к многолетнему собиранию и истолкованию памятников древнерусской литературы, а также к готовности открыть собранные сокровища каждому серьёзному исследователю русской церковной истории, – и 5) Профессора Лазаревского Института восточных языков, Действительного Статского Советника Георгия Абрамовича Муркоса, – во уважение учёных трудов его по церковной истории и праву православных церквей Востока и в особенности – по переводу и изданию сочинения архидиакона Павла Алеппского. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1904 г. Окт. 3. Согласен“. Того же 23 сентября 1904 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Иосиф и члены Совета Академии, —283— кроме профессоров: В. Ключевского , С. Глаголева , А. Спасского и М. Тареева . Рассуждали: I. О дальнейшем ведении дела преподавания в Академии естественно-научной апологетики и о возможных кандидатах для замещения означенной кафедры. 1 . По смерти сверхштатного преподавателя естественнонаучной апологетики – заслуженного ординарного профессора Академии Димитрия Феодоровича Голубинского, Совет Академии в собрании своём 16 декабря 1903 года, обсудив высказанные ординарным профессором Академии Сергеем Глаголевым соображения о важности и пользе преподавания в Академии этого предмета, постановил: „ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о продолжении и на будущее время, по примеру прежних лет (1870–1903), отпуска из сумм Московской кафедры 2000 рублей ежегодно на обеспечение преподавания в Академии естественнонаучной апологетики“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—369— Определили: Об утверждении профессорского стипендиата, кандидата богословия, Анатолия Орлова исправляющим должность доцента Академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий и принятий экстраординарного профессора Академия П.В. Тихомирова в число приват-доцентов Историко-филологического факультета Императорского Московского Университета по кафедре философии внести в формулярные о службе их списки, сообщив о первом из них и Правлению Академий – для зависящих распоряжений. VIII. а) Отношение Г. Прокурора Костромского Окружного Суда на имя Преосвященного Ректора Академии от 24 октября за 8118: „Имею честь препроводить при сем Вам, Ваше Преосвященство, выписку из домашнего духовного завещания Епископа Виссариона и при этом присовокупить, что предъявитель этого завещания коллежский советник Василий Васильевич Нечаев проживает в г. Москве, Девичье поле, архив Министерства юстиции“. б) Приложенную к отношению выписку: „Определением Костромского окружного суда, состоявшимся 7 октября 1905 года, утверждено к исполнению домашнее духовное завещание Епископа Виссариона, в котором он, между прочим, волю свою выразил так: оставшиеся вещи прошу душеприказчиков передать... В Московскую Духовную Академию – панагию с драгоценным камнем посредине для употребления преосвященными ректорами. Ευχολογιον Гоара для фундаментальной библиотеки... В студенческую библиотеку Московской Духовной Академии – 100 рублей“. Определили: На получение от г. душеприказчика по исполнению духовного завещания покойного Преосвященного Виссариона, Епископа Костромского и Галичского, – Коллежского Советника В.В. Нечаева назначенных по сему завещанию в пользу Академии вещей и денег выдать доверенность о. эконому Академии иеромонаху Иринарху, а по поступлении – распределить их по принадлежности: в академическую церковь , фундаментальную и студенческую библиотеки“. IX. а) Письмо Г. Почетного члена Академии, профессора —370— Лазаревского Института восточных языков, Действительного Статского Советника Георгия Абрамовича Муркоса:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

420 В 1882 г. архимандрит Антонин приобрел на склоне Елеона участок под названием Карм-аль-хараб или «Гробницы Пророков» (Сводный каталог. 18//Россия в Святой Земле. Т. 1. С. 756). По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии (VI–V вв. до н.э.). Современные археологи датируют погребения I–V вв. н.э. – погребальные ниши кокким относятся к доадриановскому времени, а многочисленные граффити на стенах сообщают, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. 421 Епифаний (Матеос; ум. 1908) – святогробский архимандрит, в 1881 г. хиротонисан во епископа Иорданского, впоследствии митрополит. Известный деятель Иерусалимской Церкви кон. XIX – нач. XX в., церковный историк и археолог. Испросив дозволения у Патриарха Иерофея, обнес стеной участок так называемой Viri Galileae (Малой Галилеи) на Елеоне и произвел на нем за свой счет раскопки. Над обнаруженным мозаичным полом древней церкви соорудил небольшую церковь во имя Благовещения (освящена 25.07.1891), положив начало монастырю, ныне излюбленной загородной резиденции Иерусалимских Патриархов. Активно интриговал против о. Антонина и полемизировал с ним. В 1881 г. хиротонисан в митрополита Иорданского. Жил и умер в «Малой Галилее», где и похоронен. 422 Беляев Алексей Петрович (1856–1906) – дипломат и востоковед, секретарь ИППО (19031906). Учился в Лазаревском институте восточных языков в Москве. На службе в Азиатском департаменте МИД (с 1882), студент в Константинопольском посольстве (1884), секретарь консульства в Иерусалиме (1886), управляющий консульством в Иерусалиме (1888), консул в Дамаске (1893). 423 Тимофеев Владимир Николаевич (ум. 1894) – вице-консул в Яффе (1885–1894). 5 мая 1885 г. архимандрит Антонин записывает в дневнике: «Из Яффы слух, идущий из Александрии, что консулом назначен г. Максимов , а на место Марабути будто бы решительно определен Обществом пароходства Тимофеев, т. е. Владимир Николаевич, или Володя старой памяти» (Антонин знал его еще по Константинополю). Умер в Яффе, похоронен за алтарем церкви во имя св. ап. Петра и праведной Тавифы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

44 . От почетного члена Академии проф. Г.А. Воскресенского – его брошюра: Погодинский 27 Апостол и Чудовская рукопись Нового Завета. СПб. 1904. Два экз. —342— 45 . От профессора Киевского Университета И.А. Сикорского – его книга: Всеобщая психология. Киев, 1905. 46 . От профессора Академии П.И. Цветкова – его книга: Александро-Мариинский Дом Призрения. Сергиева Лавра, 1904. 47 . От профессора Киевской д. Академии прот. И. Н. Королькова – 13 брошюр изданий Киевского религиозно-просветительного общества. 48 . От проф. СПб. Академии Н.Н. Глубоковского – а) его Замечания о 1-м послании Иоанна В. и б) H. Сагарда, Характерные особенности в раскрытии Ан. Иоанном христ. учения. Вырезка из Христ. Чтения 1904 г. 49 . От проф. Лазаревского Института Восточных Языков А. Е. Крымского – a) Труды по востоковедению, в. VIII. Москва, 1904; б) Филология и Погодинская гипотеза. Киев, 1904; в) Очерки из истории ориенталистики. Москва, 1903; г) Всемусульманский университет. Москва, 1903. 50 . От проф. Академия C.C. Глаголева – его книги и брошюры: а) Ислам . Серг. Лавра, 1904; б) Религиозная философия Канта. Харьков, 1904; в) Из чтений о религии. Сергиева Лавра, 1905. 51 . От проф. Академии П.В. Тихомирова – журналы, книги и рукопись: а) Bole, Flavius Iosephus; б) Deltf, Philosophie des Gemümhs; в) Destinon, Quellen des Flavius losephus, 1, Kiel. 1882; r) Ferrière, La cause première. Paris, 1897; A) Hertzsch, Der on togenetisch – phylogenetisch Beweis für das Dasein eines persönl. Gottes. Halle.; е) Минх, Проказа и пес, т. II, в. 1. Киев, 1890; X) Kurtz, Alttest. Opfercultus. Mitau, 1862; 3) Davidson, The ism. London, 1893; u) Sayce, Fresh light from the апсиепт monu. i) Bähr, Symbolik d. Cultus, 1–2. Heidelberg, 1837–1839; к) Merx, targumica. Berlin, 1888; л) Животный магнетизм, ркп. XIX ст.; м) Zeitschrift f. Theologie 1876, 1; 1) Jahrbücher für protest. Theologie 1877, 3; о) Revue de théologie et de philosophie 1879, 11; п) Revue chrétienne 1883, 7; р) Revue de philosophie 1900, 1; c) Rerue théologique 1875, 2; т) Reinke, Maleachi. Giessen, 1856; y) Sänger, Maleachi. Jena, 1867; ф) Hering, Letze Grund der Dinge. Hannover, 1885; x) Nour. an. nales de inathématiques 1893, 1; ц) Smith, Dictionary of the Bible, I–Ш. 2 editon. London, 1861–1863.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 Алексий I (Симанский; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970. Учился в Лазаревской гимназии института восточных языков, в Николаевском лицее, на юридическом факультете Московского университета (окончил за три года). В 1913 архиерейская хиротония. В 1922–1925 в ссылке. С 1926 архиепископ. Затем служил в гренадерском Самогитском полку. Окончил МДА, на II курсе которой, в 1902 году, принял монашество, иеродиаконство и в 1903 – иерейский сан. Кандидат богословия. В 1913 хиротонисан во епископа. С 1926 архиепископ и член Синода. С 1932 митрополит. В 1944–1945 патриарший местоблюститель. Избран Патриархом на Поместном соборе открытым голосованием единогласно. Похоронен под Успенским собором ТСЛ в храме Всех святых, в земле Российской просиявших. 5 Гурий (Егоров; 1891–1965), архимандрит. Окончил Петровское коммерческое училище в Петербурге, Санкт-Петербургскую ДА (кандидат богословия), в 1915 принял монашество и вскоре был посвящен в сан иеромонаха. С 1917 насельник (казначей) Александро-Невской Лавры, с 1922 архимандрит, с 1925 настоятель Лаврской киновии и заведующий Богословско-пастырским училищем. Первый наместник возрожденной Лавры (1945 – август 1946). С 1946 епископ Ташкентский и Среднеазиатский. С 1952 архиепископ. С 1959 митрополит. Скончался в 1965 в сане митрополита Симферопольского и Крымского. 6 Загорск. Город Сергиев Посад в 1930–1991 годах носил название Загорск (в честь коммуниста В. М. Загорского). Автор книги, рассказывая о своих поездках в Лавру, не всегда следует хронологии, упоминая оба названия города. В этих местах мы сохранили авторскую редакцию текста. 7 Флоренский Павел Александрович (1882–1937), священник, профессор МДА, ученый, религиозный философ, богослов. Постоянно служил в домовом храме во имя равноапостольной Марии Магдалины Сергиево-Посадской общины сестер милосердия Красного Креста. В 1918–1920 хранитель Ризницы и ученый секретарь Комиссии по охране памятников искусства и старины ТСЛ. В сочинении «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» разрабатывал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. В работах 1920-х годов стремился к построению «конкретной метафизики» (исследования в области лингвистики и семиотики, искусствознания, философии культа и иконы, математики, экспериментальной и теоретической физики и др.). Репрессирован, погиб в Соловецком лагере особого назначения; реабилитирован посмертно.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

62) От профессора Академии И.В. Попова – в его переводе книга: Штекль, История средневековой философии. Москва, 1912. 63) От библиотекаря Академии К.М. Попова – составленный им: Список трудов академика Е.Е. Голубовского. Спб., 1913, два экз. 64) От доцента Академии Н.Д. Протасова – его брошюра: Новшества в Московском храмовом зодчестве конца XVII века. Сергиев Посад, 1912. 65) От профессора Академии С.И. Смирнова – его труды: а) Исповедь земле. Сергиев Посад, 1912, и б) Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. Москва, 1912. 66) От Академика А.И. Соболевского – его брошюра Южно-славянское влияние на русскую письменность в XIV–XV в. Спб., 1804. 67) От профессора академии С.И. Соболевского – книги и брошюры: а) Евгений, Моё бытие. Спб., 1914; б) Глинка, К вопросу о преобразовании церковного прихода. Казань, 1912; в) Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским Институтом Восточных Языков, выпуск 5, 2. Москва, 1910; г) Де-Ламартиньер, Путешествие в Северные страны. Москва, 1911. 68) От профессора Академии А.А. Спасского – книги: а) Harnack, Beiträge zur Einleitung in das Neue Testament, 1–3. Leipzig, 1906–1908; б) Neue Kirchliche Zeitschrift 1908, 7–12; в) Eusebius Pamphilus, Historia ecclesiastica, rec. H. Laemmer. Scaphusiae, 1862; г) Harnack, Mission und Ausbreitung des Christentums. Leipzig, 1902. 69) От Управляющего Московским Архивом Министер- —599— ства Юстиции профессора Д.В. Цветаева – его книга: Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство. Москва, 1913. 70) От преподавателя Вологодской Духовной Семинарии И. С. Бачалдина – его брошюра: Старый и новый взгляд на Гончарова. Вологда, 1912. 71) От инспектора Казанской Духовной Семинарии М.И. Бенеманского – аа) его брошюра: Из прошлого Казанской Духовной Семинарии. Казань, 1913, два экз.; бб) Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии, т. 28, в. 4–5. Казань, 1912–1913; вв) Хроника Общества Археологии, Истории и Этнографии. Казань, 1913, два экз. 72) От специалиста Департамента Земледелия по селекции сельско-хозяйственных растений В.М. Бензина – его брошюры: а) Культура кукурузы. Спб., 1912; б) Организация сельскохозяйственного образования и опытного дела в Северо-Американских Соединённых Штатах. Тамбов, 1913; в) Изучение засухоустойчивых рас сельскохозяйственных растений. Спб., 1913; г) Сухое земледелие. Спб., 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Авессалом — третий сын царя Давида, красавец, восставший против отца и убитый при бегстве после неудачи в решающей битве. Лазарев, Христофор Иоакимович (1789 — 1871) — сибирский заводчик, один из основателей Лазаревского института восточных языков в Москве. Масальский, Петр Григорьевич (ум. 1839) — друг М. М. Сперанского, тайно переписывавшийся с ним во время ссылки последнего. Журавский, Дмитрий Петрович (1810 — 1856) — основоположник научной статистики в России, сторонник освобождения крестьян, тративший все личные доходы на выкуп крепостных из неволи. Лесков был близко знаком с ним в Киеве в 1850 — 1856; в архиве писателя находился впоследствии утраченный радикальный труд ученого “Исследование о нынешнем состоянии и о средствах улучшения быта крепостных крестьян” (1840е гг.). Лесков выделял «политическое» значение трудов Журавского. …“самоучного мещанина Семенова”… — Семенов Федор Алексеевич (1794 1860) — астроном-самоучка из Курска. Перовский, Василий Алексеевич (1795 — 1857), граф, — управлял Оренбургским краем, был членом Государственного совета (с 1845) Сарти, Джузеппе (1723 — 1802) — итальянский композитор, писал в России придворную музыку (с 1784). Бортнянский, Дмитрий Степанович (1751 — 1825) — русский композитор, обновивший тип хорового концерта, создавший крупные камерно-инструментальные циклические формы, автор опер. …с бечевником по берегам судоходной реки… — с полосой берега для бурлацкого бечевого хода против течения. Горечь мерры (точнее: Мерры). — При исходе из Египта евреи испытали трехдневную жажду в пустыне. Когда же они пришли в то место, где была вода, та оказалась горькой. Тогда место это было названо ими Мерра (горечь — древнеевр.). (Библия, Исх. 15:22-23 ). …о есотерическом и ексотерическом в науке… — т. е. о тайном научном знании и о науке для всех. Кеплер, Иоганн (1571 — 1630) — выдающийся немецкий ученый. …делающий достоин мзды, а вол молотящий — корму… — вариация текста Первого послания апостола Павла к коринфянам ( 1Кор. 9:9,10 ). Плутарх (ок. 45 — ок. 127) — греческий писатель, историк, автор “Сравнительных жизнеописаний” великих деятелей древней Греции и Рима (50 биографий).

http://azbyka.ru/fiction/zahudalyj-rod/

В свою очередь, в Армении начинается почитание некоторых древнерусских святых, в частности – святых страстотерпцев-князей Бориса и Глеба . Наиболее древний перевод их жития на армянский язык можно встретить в «Айсмавурке» (сборнике житий святых) вардапета Армянской Церкви в Киликии Тер-Исраэля (1-я пол. XIII в.): под 24 июля расположена «История святых Давида и Романа», где повествуется история убиения двух сыновей князя Владимира (названные крестильными именами: «Давид» – Глеб, «Роман» – Борис) их братом Святополком Окаянным . Различные редакции «Истории святых Давида и Романа» можно встретить у средневековых армянских авторов начиная со второй половины XIII в. Впервые в научный оборот армянский перевод жития Бориса и Глеба ввел профессор Московского Лазаревского института восточных языков Н. О. Эмин. Он считает, что перевод на армянский язык сделан неким благочестивым армянином, вероятно, долго проживавшим в Киеве и видевшим чудеса у мощей свв. Бориса и Глеба, который по возвращении на родину рассказал о них армянскому духовенству (о чем свидетельствует заключительный текст данного переводного памятника) . В научном мире имели место и другие мнения, например, что перевод на армянский исполнен по греческому образцу, однако такие специалисты, как И. А. Атаджанян, Г. В. Абгарян и др. поддержали точку зрения Н. О. Эмина и выявили, что оригиналом для армянского перевода (возникшего, вероятно, среди судакских крымских армян) является славянский текст «Сказания» XII в. Московского Успенского собора . Интерес к русскому языку и литературе армяне проявляют уже в X–XIII вв. Первые сохранившиеся в армянской литературе сведения о русском языке содержатся в памятнике XII–XIII вв. под заглавием «Воскепорик» (Златочрев) из собрания армянских рукописей Венецианских мхитаристов . 5. Полемика о вероучении в статье Никоновской летописи «Прение святаго Илариона со Армены» В Никоновской летописи сохранилась статья «О епископе Иларионе Меглинском» , содержащая полемику по некоторым вопросам армянского вероучения, имевшую место в 1114 г. между епископом Болгарского города Меглина Иларионом и представителями местной армянской общины.

http://bogoslov.ru/article/6192720

– В течении года вновь избраны в звание почётных членов Академии и утверждены в означенном звании Святейшим Синодом: а) Преосвященный Арсений, Епископ Псковский и Порховский, – во уважение его долголетнего служения воспитанию и просвещению духовного юношества, особенно в Московской Духовной Академии, и многочисленных учёных трудов по разнообразным церковным вопросам, преимущественно же по истории православной Румынской церкви; б) Директор Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде, Тайный Советник Пётр Иванович Остроумов, – во уважение его просвещённого содействия улучшению быта православного духовенства и благоустроению духовно-учебных заведений; в) Заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской Духовной Академии (в отставке), Действительный Статский Советник Александр Львович Китанский, – во уважение его долголетней профессорской деятельности в Академиях – Московской и С.-Петербургской и учёных трудов по догматическому богословию; г) Секретарь Императорского —2— Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, Действительный Статский Советник Елпидифор Васильевич Барсов, – во уважение к многолетнему собиранию и истолкованию памятников древне-русской литературы, а также к готовности его открыть собранные сокровища каждому серьёзному исследователю русской церковной истории; д) Профессор Лазаревского Института восточных языков (в отставке), Действительный Статский Советник Георгий Абрамович Муркос, – во уважение учёных трудов его по церковной истории и праву православных церквей Востока и в особенности – по переводу и изданию сочинения архидиакона Павла Алеппского (все поименованные лица избраны Советом Академии в звание почётных членов в собрании сентября 1904 года) и е) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Василий Александрович Соколов, – во уважение его тридцатилетней профессорской деятельности в Академии и учёных трудов, преимущественно по истории англиканской церкви (избран непосредственно по выходе в отставку, в собрании Совета 14 января 1905 года)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010