С 1888 по 1896 год он обучается в Лазаревском институте восточных языков, а затем в Катковском имени цесаревича Николая лицее. Это было хорошее, как мы бы сейчас сказали, среднее специальное образование, после которого будущий Патриарх поступает на юридический факультет Московского университета. Семья видела его чиновником, который пойдет по стопам отца и сделает успешную карьеру. А сам по себе будущий Патриарх, действительно, послушно следовал воле родителей и, обучаясь на юридическом факультете, не мыслил себя, на первый взгляд, священнослужителем. Хотя, конечно, личное церковное благочестие ему было присуще с самых первых лет жизни. Итогом его обучения на юридическом факультете Московского университета стала диссертация на получение степени кандидата права «Комбатанты и некомбатанты во время войны», то есть тема, в общем, далекая от канонического права, хотя и ставившая проблемы, одновременно, как нравственные, так и правовые. А затем в его жизни происходит, в общем, неординарный для его среды поступок: пройдя период вольноопределяющегося на военной службе (а выпускники университетов проходили в течение года подобного рода воинскую повинность), получив чин прапорщика запаса, он решает поступить в Московскую Духовную академию. Конечно, такого рода решение было неслучайным. Для него к этому времени все более притягательным казалось служение монашеское – а значит, в общем, и архиерейское. Трудно было предположить, что такого рода выпускника Духовной академии, с таким происхождением, с таким образованием долго будут держать на каких-то второстепенным ролях в нашей церковной иерархии. Я говорю об этом, может быть, в достаточной степени прагматично, но те данные, которые имеют место применительно к личности будущего Патриарха Алексия, не дают возможности зацепиться за какие-то важные внутренние детали. Вы помните порыв митрополита Сергия (Страгородского) после окончания Духовной академии и принятия монашеского и священнического сана отправиться миссионером в Японию. Этот порыв, безусловно, свидетельствовал о натуре ищущей, страстной. А вот здесь перед нами, в общем, человек, ориентированный на достаточно спокойную, стабильную, хорошую карьеру. Опять употребляю слово, которое у нас исполнено определенной одиозности – карьера. Но мы уже с вами говорили применительно к митрополиту Сергию: успешная карьера тогда – это не то, что успешная карьера в советское или постсоветское время. Нередко успешная карьера действительно соответствовала способностям, талантам того человека, который её делал. И в этом ничего предосудительного не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это была еще не победа. Мнение, будто вторая половина правления Иосифа Сталина была отмечена «христианским возрождением», без необходимых оговорок и уточнений может удовлетворить лишь определенному «ностальгическому настрою». С 1948 года в СССР началась очередная полоса репрессий, в ходе которых вновь пострадали священнослужители и миряне. Краткая передышка после великой победы сменилась ужесточением политического режима. Трагическая участь «шпионов» и «предателей» ожидала бывших советских военнопленных, да и для части эмигрантов, вернувшихся в СССР на волне патриотического подъема, «поезд остановился» сразу при пересечении государственной границы . «Преемником» ГУЛАГа 1920–1930-х стал Сиблаг 1940–1950-х . И все же соглашения, достигнутые на встрече в Кремле осенью 1943-го, позволяли надеяться на постепенное выведение жизни Церкви и ее институтов в сферу легальности, на изменение климата и общественной обстановки в стране… Истоки Порой значение событий, определяющих направление жизни, раскрывается лишь спустя годы, когда разрозненные «мозаичные» фрагменты выстраиваются в стройный и гармоничный рисунок. Так было и в истории патриарха Алексия I. О духовном служении он начал мечтать в детстве – желание не совсем обычное для мальчика из дворянской семьи . В доме Симанских царил дух благочестия, христианскому воспитанию детей уделялось первостепенное значение , но в целом атмосфера дома была светской. Отец желал видеть сына юристом или дипломатом. И хотя духовные наставники отмечали у мальчика особый молитвенный настрой, благоговейное отношение к службе, к святыне, ко всему церковному, родительская воля была дать ему в первую очередь достойное светское образование . Патриарх Алексий I (Симанский). Фото: Life С юности яркие впечатления о паломничестве в Троице-Сергиеву лавру переплетались в его сознании с воспоминаниями о вечерах, где обсуждались литературные и театральные новинки, новости светской и общественной жизни Москвы. Прежде, чем исполнилось собственное желание Сергея Симанского – таково было имя будущего патриарха Алексия до принятия пострига, – ему предстояло пройти обучение в Лазаревском институте, где уделялось немалое значение изучению восточных языков , и в «Катковском» лицее – привилегированном учебном заведении для молодой аристократии, а затем окончить юридический факультет Московского университета. Учился он прекрасно, по результатам экзаменов обычно был одним из первых. В 22 года, получив степень доктора права, Сергей Симанский расстался с академической средой и еще год состоял на военной службе . Лишь в 1900 году осуществилось давно желаемое и он смог поступить в Московскую духовную академию.

http://pravoslavie.ru/60869.html

  ЛИТЕРАТУРА   1)      Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством. М., 1962. 2)      Бедуелл Г. История Церкви. М., 1996. 3)      Гибб Х.-А.-Р. Арабская литература. М., 1960. 4)     История всемирной литературы. Т. 4. М., 1987. 5)     Католическая энциклопедия. Т. III. М., 2007 6)      Крымский А.Е. История новой арабской литературы. М., 1971. 7)     Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998. 8)      Петкович К. Ливан и ливанцы. Ч. 3. СПб., 1885. 9)      аль-Фахури Х. История арабской литературы. Т. 2. М., 1961. 10)   Betts R.-B. Christians in the Middle East. S.P.C.K., 1979. 11)   Habib Badr. Christianity: a history in the Middle East. Middle East Council of Churches, 2005. 12)   Kenneth Cragg. The Arab Christian. Louisville, 1991. 13)  The Maronites in History. New York, 1986. 14)     Nairon A.-F. Dissertatio de origine nomine et religione Maronitarum. Roma, 1679. 15)     Nairon A.-F. Evolpia fidei catholicae romanae historico-dogmatica. Roma, 1694. 16)      Pawinsky A. Zur Entstehungsgeschichte des Consulates in den Communen Nord und Mittelitaliens in XI und XII Jahrh. Göttingen, 1867. 17)   Schnurrer C.F. De ecclesia Maronitica. Tübingen, 1810. 18)   Simon R. Voyage du mont Lebanon. Paris, 1685. Др у зы — группа этнических арабов особой конфессии. Проживают главным образом в Ливане и Сирии. Компромиссная доктрина между диофизитством и монофизитством, согласно которой в Иисусе Христе признаются две природы, но единая воля. [v] Крымский, Агафангел Ефимович(1871–1942) — отечественный востоковед (арабистика, иранистика, исламоведение, семитология, тюркология), украинский писатель. Окончил Лазаревский институт восточных языков (1892), историко-филологический факультет Московского университета (1896). Один из организаторов АН Украины. Академик АН Украины (1919). Автор более 1500 работ по истории и культуре народов Востока, вопросам ислама, коранистике, грамматике украинского языка и литературных произведений. [viii] Эскуриал — монастырь-дворец близ Мадрида, резиденция испанских королей, построенная при Филиппе II (1563–1584).

http://bogoslov.ru/article/3461792

Выступая в качестве образа воскресения во плоти и спасения праведных, сцена «Семь спящих отроков» в то же время, по всей вероятности, особо соотносилась по смыслу с размещенным здесь же, на стенах жертвенника церкви Благовещения, богородичным циклом: число «семь» рождает ассоциации с ветхозаветными прообразами Богородицы, которые широко использовались византийскими гимнографами. Так, Андрей Критский , сравнивая Богородицу с семисвечником, увиденным пророком Захарией, писал: «Благословенна Ты в женах, которую прозорливейший Захария провидел в златом светильнике, украшенном семью лампадами, то есть сияющем Семью дарами божественного духа» 543 . Это же число соответствует семи первым шагам Богоматери и семи столпам Соломонова Храма Премудрости, который в софиологической символике интерпретировался как воплощение Христа и связывался с образом Богородицы. Но обе части декора аркажского жертвенника, вероятно, были связаны и на более глубинном уровне: подобно рельефам в Юрьеве-Польском, их могла объединять тема спасения христиан, ставшего возможным через Воплощение Логоса. Совмещение же Богородичного цикла и сцены «Семь спящих отроков» именно в жертвеннике наводит на мысль об их принадлежности одной, литургической программе, которая определялась функцией этой части храма – служить местом приготовления Святых Даров, пресуществляемых в богослужении в Плоть Христову. Именно тема нетленной плоти – той, которую дала Богородица Христу, и той, которую обретут спасенные Его искупительной жертвой праведные по воскресении, – могла соединить столь далекие, на первый взгляд, сюжеты 544 . 522 Первая Новгородская летопись старшего и младшего изводов. Под ред. А.Н. Насонова. М – Л., 1950, с.222. 523 См.: Семь отроков эфесских//Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. M., 1914; Massignon L. Les Sept dormants d’Ephese (Ahl-al-Kahf) en Islam et en Chretiente//Revue des etudes islamiques. P., 1955–1960, fase. 1–6; Maubarc Y. Le culte liturgique et populaire des VII dormants martyres d’Ephse. Roma, 1961; Peeters P. Orient et Byzance. Le trefonds Oriental de l’hagiographie Byzantine. Bruxelles, 1950, p.l78; Пайкова A.B. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//Палестинский сборник. 30 (93). Л., 1990, с.19 и далее. В Эфесе существует огромный мартириум семи спящих отроков, воздвигнутый над легендарным гротом, вероятно, еще в древности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

занимал должность придворного ахитектора шаха Резы Пехлевы. Во время работы при Дворе шаха был постоянным сотрудником и корреспондентом целого ряда антикоммунистических изданий, включая журнал «Двуглавый орел» (Париж), «Нация» (Харбин; Шанхай), газетах «Наш путь» (Харбин), «Новое слово» (Берлин), «Русский авангард» (Шанхай) и др. Позднее переселился в Китай, где целиком отдался публицистике, сотрудничая как в местной, так и заокеанской эмигрантской печати. После захвата власти коммунистами в Китае в 1949 г. переселился на Тайвань (Формоза). В 1955 г. переехал в Австралию. В послевоенные годы разделял взгляды И. Л. Солоневича о народной монархии и до конца жизни активно сотрудничал в газете «Наша страна», основанной И. Солоневичем в 1948 г. в Буэнос-Айресе; также сотрудничал в журналах «Знамя России» (Нью-Йорк), «Возрождение» (Париж), «Владимирский вестник» (Сан-Пауло), газетах «Россия» (Нью-Йорк), «Русская правда» (Мельбурн), «Русская мысль» (Париж) и «Наши вести» (Нью-Йорк). См. о В. Рудинском на с. 439. Абданк-Коссовский Владимир Конкордович (1885–1962) – полковник инженерных войск, военный писатель, журналист, коллекционер. Окончил Лазаревский институт восточных языков в Москве, Александровское военное училище, Офицерскую электротехническую школу, историко-филологический факультет Новороссийского университета. Во время Первой мировой войны служил инженером в чине полковника, имел награды. Участник Гражданской войны. Эвакуировался в Тунис, в 1924 г. перебрался в Париж. Работал конторским служащим, а также водителем такси. Собирал материалы по истории русской эмиграции, которые представлял на выставках в Париже. Член Русского монархического движения (1948), член Союза русских дворян. До 1917 г. сотрудничал в газете «Новое время» (Петербург), в эмиграции – в парижских журналах «Возрождение», «Станица» и «Союз дворян», журнале «Знамя России» (Нью-Йорк), а также в газетах «Новое слово» (Берлин), «Парижский вестник», «Россия» (Нью-Йорк), «Русское воскресенье» (Париж). Всеволод Константинович Дубровский – сотрудник И. Л. Солоновича, издатель «Нашей страны». Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2451  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

С этой характеристикой древних арабов вполне согласен и наш отечественный ориенталист, профессор Лазаревского Института Восточных языков А. Е. Крымский 204 . Итак, если у семитов не было мифологии, и если язык их препятствовал мифологическому творчеству, то, значит, и у евреев не было мифологии, и их сказание о шестидневном творении не миф, а подлинно-историческое повествование 205 . Да иначе на историю миротворения и смотреть нельзя, ведь если вся книга Бытия есть книга историческая, то и начало её (именно рассказ о творении мира) должно быть тоже историей, а не вымыслом, не мифом. В данном случае для нас важно ещё и то, что сам пророк Моисей тоже понимал историю творения в буквальном смысле и на этой истории основал даже закон о субботе. „Помни день субботний, – писал он в книге Исход, – еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякого дела в онь, ты, и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и вол твой, и осля твое, и всякий скот твой, и пришлец, обитаяй у тебе. Зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся, яже в них, и почи в день седмый: сего ради благослови Господь день седмый, и освяти его” 206 . Сам Господь наш Иисус Христос историю творения первых людей положил в основу брачного союза 207 и, следовательно, тоже понимал библейское сказание о творении мира в буквальном смысле. Ибо все учреждения такого рода, как-то: брачный союз, празднование субботы – не могут иметь под собою каких-либо фантастических оснований, а тем более – не иметь никаких оснований, а должны иметь основание историческое. Вообще нужно сказать, что отступать от буквального, исторического понимания Моисеева сказания о шестидневном творении мира нет никаких данных. Напротив, самый характер этого сказания заставляет всякого непредубеждённого читателя согласиться с тем, что так не пишутся ни поэтические произведения, ни научные статьи и теории, – и что, следовательно, пр. Моисей изложил в первой главе своего Пятикнижия истинную и действительную историю происхождения мира и человека 208 , а не легендарную.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Византийская империя прекратила свое существование с взятием турками-османами Константинополя в 1453 г. Константинополь. (Прим. П.Г.). Под Литвой подразумевается огромное Литовско-Русское государство, включавшее, кроме собственно Литвы, территории современной Белоруссии и большей части Украины. (Прим. П.Г.). Территория современной Румынии. (Прим. П.Г.). Комментарий к запискам «Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи» научного сотрудника Института русской литературы РАН О.А. Белобровой. — В кн.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000, с. 569. Путешествия в Святую Землю. Записки русских паломников и путешественников. М., 1995, с. 50. См.: Густерин П. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской империи на территории современных арабских государств. http://ricolor.org/history/eng/vs/26_05_2013/ Муркос, Георгий Абрамович (1846–1911) — отечественный востоковед, арабо-сирийский церковный деятель (уроженец Дамаска). Обучался в Стамбуле, Эллинской школе Фанара, Петербургской духовной семинарии, на Факультете восточных языков Петербургского университета. Профессор арабской словесности Лазаревского института восточных языков. Автор работ по арабской литературе, вопросам ислама, переводов. За рамками статьи остались взаимоотношения с Константинопольским Патриархатом, которые целесообразно рассматривать в отдельном исследовании. В 2003 г. Александрийская Православная Церковь причислила Иоакима I к лику святых, и в том же году решением Священного Синода его имя было внесено в диптих святых Русской Православной Церкви (празднования памяти — 17 сентября по юлианскому календарю). http://www.patriarchia.ru/db/text/2025397.html Византийская империя прекратила свое существование с взятием турками-османами Константинополя в 1453 г. [iv] Константинополь. (Прим. П.Г.). [v] Под Литвой подразумевается огромное Литовско-Русское государство, включавшее, кроме собственно Литвы, территории современной Белоруссии и большей части Украины. (Прим. П.Г.).

http://radonezh.ru/analytics/o-mezhtserk...

И жили Алексеевы поначалу близ своей фабрики - в роскошном доме на Большой Алексеевской, 29. Ранее этот особняк принадлежал московскому городскому голове В.Я Жигареву, на средства которого был неподалеку построен изумительный храм св. Мартина Исповедника по проекту архитектора Родиона Казакова, любимого ученика Василия Баженова и Матвея Казакова. Есть версия, что этот же архитектор, приглашенный для строительства храма, заодно выстроил и сам дом заказчика, перешедший потом к Алексеевым. 17 января 1863 года в этом доме родился Константин Сергеевич Алексеев. И поскольку гений происходил из семьи фабрикантов и сам был фабрикантом, то из этических соображений он впоследствии взял себе сценический псевдоним - Станиславский. Очень скоро его семья покинула свой родовой дом на Б.Алексеевской, которым владела полвека, и переехала на Садово-Черногрязскую улицу. Отец Станиславского, тоже благотворитель, решил подарить свой бывший дом городу - для устроения в нем Дома призрения купеческих вдов и сирот. Перестройку здания московская Купеческая управа заказала самому А.С.Каминскому, зятю П.М.Третьякова, и В.О.Шервуду, а новоустроенное заведение было названо Никольским в честь рождения наследника престола, будущего императора-страстотерпца Николая II. Но только недавно, к юбилею столицы на стене этого дома появилась мемориальная табличка с надписью, что в нем родился К.С.Станиславский. А маленький Костя пошел учиться в гимназию на Покровку, где оказался в одном классе с Саввой Морозовым, будущим меценатом своего театра - там они и познакомились. Но сначала он вернулся на фамильную фабрику и даже был избран председателем ее правления. " Пойду крутить золотую нитку на фабрику " , - шутил тогда будущий русский актер. Эта сторона таланта Алексеева долго оставалась в тени, а между тем, востоковед (он закончил Лазаревский институт восточных языков) и инженер, он прежде основания МХАТа усиленно занимался новейшими промышленными технологиями, ездил перенимать опыт за границу, закупал нужные машины и узнавал, " как можно золотить без золота " .

http://pravoslavie.ru/96.html

Эта гимназия выделялась среди казенных гимназий и даже соперничала со знаменитой 1-й мужской гимназией на Волхонке – старейшей в Москве, основанной в 1804 году. Однако к тому времени, как гимназия переехала на Покровку, ситуация изменилась, ибо высочайшим повелением 1857 года было разрешено открывать частные гимназии, приравненные к казенным. Теперь приходилось выдерживать острую конкуренцию, и «сохранить лицо» могли только очень сильные гимназии. 4-я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после ее окончания поступать в Московский университет. Здесь были прекрасные преподаватели, которые способствовали расцвету гимназии. Многие из них писали учебники по своим предметам. Физику преподавал К.Д. Краевич, автор учебника, словесность – Л. Поливанов, математику – А. Малинин и К. Буренин. Преподавателей отличал творческий подход к процессу обучения. Например, Малинин воспитывал в учащихся самостоятельность и критическое отношение к делу, проводя уроки так, что они превращались в состязание учеников с преподавателем и друг с другом. По числу учившихся будущих знаменитостей 4-я гимназия тоже соперничала с 1-ой. В 1864 году гимназию на Покровке закончил с серебряной медалью «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский, начавший учиться в ней еще в стенах пашковского дома. К третьему классу Николай Жуковский стал лучшим учеником гимназии, а знакомство с любимым учителем Малининым сыграло не последнюю роль в развитии его блестящих данных. А вот Косте Алексееву, будущему реформатору русского театра К.С. Станиславскому, здесь не понравилось. Он вспоминал, как мать вообще не хотела отдавать его в какую-либо гимназию, боясь, что его будут сажать в карцер учителя, обижать грубые и злые одноклассники, которые вдобавок могут заразить его опасными болезнями. Лишь необходимость получения льгот по воинской повинности и соответствующего образовательного ценза вынудила мать согласиться. 12-летний мальчик сдал экзамен в первый класс, и ему, действительно, пришлось нелегко под градом насмешек «малышей»-одноклассников. К тому же он терпеть не мог латынь. С трудом выдержав три года, Костя наотрез отказался учиться здесь дальше. Отец внял его мольбам и перевел сына в Лазаревский институт восточных языков. Но именно в 4-й гимназии К. С. Станиславский познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом своего театра.

http://pravoslavie.ru/4131.html

2 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 3 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на жизнь императора Александра II. 4 В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета, V.881, прямо: «Сестра Ваша». 5 Дворянка Харьковской губернии Ю.Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 6 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 7 16 ноября, в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры ее наместником, архимандритом Симеоном, В.М. Дроздов был пострижен в монашество. — Прим. сост . 8 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 9 Митрополит Амвросий (Подобедов) и архиепископ Феофилакт (Русанов). 10 О если бы удалось быть хорошим человеком и менее беспокоиться о том, будет ли мне хорошо ( лат .). 11 В оригинале все имена названы полностью, но при печатании оставлены только начальные буквы. 12 Николай Николаевич Муравьев (1768—1840), генерал-майор, основатель Московского училища колонновожатых. — Прим. сост . 13 Кормчая книга — древнейший сборник церковного права, составленный на основе византийских канонов. — Прим. сост . 14 Митрополит Серафим (Глаголевский). — Прим. сост . 15 Князь П.С. Мещерский — Прим. сост . 16 Епископ Антоний (Рафальский), рукоположен 8 июля 1834 г. — Прим. сост . 17 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский, живший на покое в Москве. — Прим. сост . 18 Поликарп (Гайтанников), архим. (†1837). — Прим. сост . 19 Свят. Мелетий (Леонтович), в 1831—1835 гг. архиепископ Иркутский. — Прим. сост . 20 Иннокентий (Александров), епископ Иркутский. — Прим. сост . 21 У А.Н. Муравьева были братья Николай (1794—1866), Михаил (1796—1866) и Сергей (1809—1847). — Прим. сост . 22 Эчмиадзин — монастырь армянской церкви, известный богатым собранием рукописей. — Прим. сост . 23 Имеется в виду Лазарев Христофор Иоакимович (1789—1871), сибирский заводчик, один из основателей и попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. — Прим. сост . 24 Архиепископ Владимирский. — Прим. публ .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010