Иванов С.А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из варвара христианина? М., 2003. С. 157-160. Лиценбергер О.А. Римско-Католическая Церковь в России. История и правовое положение. Саратов, 2001. С. 18. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). Ук. соч. С. 395-397. Иванов С.И. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из варвара христианина? Ук. соч. С.160. Прохоров Г.М. Равноапостольный Стефан Пермский//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М. Прохорова. Ук. соч. С. 14. Иоанн (Экономцев), игум. Византизм, кирилло-мефодиево наследие и крещение Руси//Православие, Византия, Россия. М., 1992. С. 16. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М. Прохорова. Ук. соч. С.101. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М. Прохорова. Ук. соч. С.101. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. Ук. соч. С.169. Прохоров Г.М. Равноапостольный Стефан Пермский и его агиограф Епифаний Премудрый//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова.  Ук. соч. С. 25. N. Struve. The Russian Orthodox Church and Mission//History’s Lessons for Tomorrow’s Missions, p. 107. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/1236057

Доклад, произнесенный на консультации представителей Церквей из СССР и США по разоружению. ЖМП, 1979 г., 6, с. 33-40. Речь при вручении диплома доктора богословия Православного богословского факультета в Прешове. ЖМП, 1980 г., 3, с. 43-47. Слово в пасхальную ночь после заутрени. ЖМП, 1980 г., 6, с. 28-30. Слово, произнесенное в Богоявленском соборе города Коломны по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы. ЖМП, 1980 г., 12, с. 12-13. Слово, произнесенное в Успенском храме города Богородицка, Тульской епархии, по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы. ЖМП, 1980 г., 12. Выступление на IV Всесоюзной конференции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. ЖМП, 1981 г., 6, с. 49-50. Статья «Мир можно обеспечить только общими усилиями». ЖМП, 1983 г., 1, с. 50-51. Статья «Мир можно обеспечить только общими усилиями». ЖМП, 1983 г., 2, с. 65-67. Статья «К образованию новой Комиссии Советского комитета защиты мира». ЖМП, 1984 г., 3, с. 47-49. Доклад «Межрелигиозный вклад в решение ближневосточных проблем», произнесенный на заседании Российского Палестинского общества при Академии наук СССР. ЖМП, 1985 г., 4, с. 59-60, 5, с. 51-54; Книга «Человек Церкви» — к 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. Москва, Московская епархия, 1988 г. Книга «Человек Церкви» (второе издание) к 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. Москва, Московская епархия, 1999 г. Книга «От сердца к сердцу» к 25-летию управления Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Из архипастырского проповеднического опыта. Москва, «Раритет», 2002 г. «Канонизация святых в XX веке». Сборник материалов и докладов митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых. Москва, Изд. Сретенского монастыря, 1999 г.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197797...

В своё время Святейший Синод определил: ввиду того, что простой народ придавал символам «животных» ореол святости, принимая их за самих Евангелистов: «Надлежит самих тех Евангелистов персоны с литеральным при именах их словенским диалектом сего, еже есть святый, изображать по подобию их, а при лицах Евангелистов мощно и образовательныя их животныя писать; запрещается же сие (отдельное изображение символов)… не аки греховное дело, но яко непристойное и вину к поползновению невеждам подающее» (Баженов И. Символы св. Евангелистов. С. 523). Между тем, в опубликованных недавно многочисленных статьях по иконографии «Спаса в силах» их автор Денис Хлебников напрочь игнорирует символику Евангелистов, допуская фактические ошибки, что якобы «ангел – символ Евангелиста Матфея, а лев – символ Евангелиста Иоанна»?! Странно, что редакции богословских изданий МДАиС, СПбДА и ОЦАД совершенно не замечают столь грубых оплошностей этого автора по специальности «Языкознание и литературоведение» (Хлебников Д.В. Загадки “Переяславского Евангелия” и иконография Спаса в Силах//Исторический журнал: научные исследования. 2019. 4. С. 47-73; Idem. Оригиналы и транскрипции: Деисус со «Спасом в Силах», богослужебные реформы и некоторые особенности «Устава литургии» патриарха Филофея в греческих и славянских рецензиях//Христианское чтение. 2019. 5. С. 45-75; Idem. Генезис колесницы, или О «византийско-западном» наследии в искусстве Московской Руси//Христианское чтение. 2019. 6. С. 81-122 etc). Первоначальные символы евангелистов в образе райских рек были вновь возвращены в современное искусство благодаря уникальной ватиканской мозаике, программа которой была разработана в 1996 г. проф. О.Г. Ульяновым. Programma mosaico per la cappella papale Redemptoris Mater (Vaticano) /Mosaic program for the Papal chapel of the Redemptoris Mother (Vatican) Эксклюзивные авторские материалы по работе над ватиканской мозаикой были представлены акад. О.Г. Ульяновым в 2017 г. на пленарном заседании Международной научной конференции к 260-летию со дня основания Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (Ульянов О. Г. Римский topos образа: художники Императорской Академии художеств XVIII–XX веков и «новая Сикстинская капелла XXI века» (Redemptoris Mater, Ватикан)//Академия художеств в прошлом и настоящем. Международная научная конференция РАХ к 260-летию со дня основания/Институт им. И.Е. Репина; науч. Ред. Ю.Г. Бобров. СПб., 2018. С. 312-321). Иллюстрации:

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Надписи-граффити в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря//Л. И. Лифшиц, В. Д. Сарабьянов, Т. Ю. Царевская Монументальная живопись великого Новгорода конца 11 – первой четверти 12 века. – М., 2004. – С. 774–777. [Соавт.: А. А. Гиппиус]. 2005 Берестяные грамоты из раскопок 2004 г. в Новгороде и в Старой Руссе//Вопросы языкознания. – 2005. – 3. – С. 24–31. [Соавт.: Е. В. Торопова, В. Л. Янин]. Подпись Анны Ярославны и вопрос о некнижном письме в древней Руси//Антропология культуры: К 75-летию Вячеслава Всеволодовича Иванова. – М., 2005. – С. 139–147. Две древнерусские надписи нестандартного содержания//International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. – 44–45, 2002–2003: Henrik Birnbaum In Memoriam. – P. 433–440. Заклинание против беса на стене новгородской Софии//Язык. Личность. Текст: Сборник статей к 70-летию Т. М. Николаевой. – М., 2005. – С. 711–719. Древненовгородский диалект//Языки мира: Славянские языки. – М., 2005. – С. 438–444. [Соавт.: М. Н. Шевелева]. 2006 Берестяные грамоты из новгородских раскопок 2005 г.//Вопросы языкознания. – 2006. – 3. – С. 3–13. [Соавт.: В. Л. Янин]. Можно ли создать «Слово о полку Игореве» путем имитации//Вопросы языкознания. – 2006. – 5. – С. 3–21. Еще раз о надписи 199 из Новгородской Софии//Вереница литер: К 60-летию В. М. Живова . – М., 2006. – С. 20–42. К юбилею Владимира Антоновича Дыбо//Славяноведение. – 2006. – 5. – С. 125–126. [Соавт.: С. Л. Николаев, Г. С. Старостин]. Берестяные грамоты – бесценный источник сведений о древней Руси и ее языке//Лекции лауреатов Демидовской премии (1993–2004). – Екатеринбург: издательство Уральского университета, 2006. [Пер. с франц.:] А. Мартине. Механизмы фонетических изменений: Проблемы диахронической фонологии. – Изд. 2-е [с новым названием]. – М.: URSS, 2006. – 260 с. 2007 «Слово о полку Игореве: взгляд лингвиста». – Изд. 2-е, доп. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2007. – 412 с. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 2006 г.//Вопросы языкознания. – 2007. – 3. – С. 3–10. [Соавт.: В. Л. Янин].

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

457 πτ κδικομενα παραλει. Ср. Быm. 4, 15 – LXX : πτ κδικομενα παραλσει. Следует отметить, что толкованию Быт. 4, 15 св. Василий Великий посвятил Письмо 260, где, в частности, пишет: «Поскольку Каину определено понести за грехи свои седмикратное наказание, то сказано, что определенное о них по суду Божию приведет к концу ( παραλσει) тот, кто убъет его (Bas. Caes. ер: 260. 2. 22–23, ed. Courtonne)... А если под словом „отмщаемое“ ( τ κδικομενα), будешь разуметь грехи Каина, то найдешь их семь, или наказания, положенные на него Судиею, то и в этом случае не погрешишь» (Bas. ер: 260. 3. 25–28; рус. пер. по изд.: Василий Великий 1911, т. III, с. 320). 458 См. прим. 323, где толкования схолиаста можно считать объяснением и этого места. Исходя из этого объяснения и сказанного в примечаниях 323 и 325, мы даем перевод Быт. 4, 15 следуя Септуагинте и пониманию этого места прп. Максимом. Обычный перевод этого выражения: «семижды отмстится» (в ц.-сл. переводе), и: «отмстится всемеро» (в Синодальном переводе), очевидно, соответствует иному пониманию, поддерживаемому и Масоретским текстом. 461 Здесь виден отпечаток историософии и политической философии прп. Максима, подробнее изложенной в ер. 10 к кубикуларию Иоанну. В этом письме он описывает последствия грехопадения в области межчеловеческих отношений, когда у людей, если бы не появилась царская власть, действовал бы исключительно принцип силы и господства сильного над слабым. С появлением же царской власти, специально для этого установленной Богом, возникло иное положение, когда тирания сильных над слабыми стала сдерживаться: «Бог по Своему промышлению составил людям закон царства, издревле сдерживая бешенство порока, которое по распущенности явилось бы в жизни, чтобы без начальствующего и останавливающего беззаконный натиск сильнейшего на слабейшего люди не стали, как рыбы морские, истреблять друг друга. Ради этого, думаю, как и следовало, и было по необходимости установлено роду человеческому царство, принявшее от Бога мудрость и могущество, и равночестной природе допущено разделиться на начальствующих и находящихся под началом. Так что мудростью правит царство теми, кто законопослушно повинуется установлениям природы, могуществом же справедливо обуздывает тех, кто по своенравию воли не желает им следовать, и таким образом дарует всем справедливость, управляя доброй волей и страхом» (ер. 10: PG 91, 452B-C; рус. пер. Е. Начинкина с изм. по изд.: Максим Исповедник 2007b, с. 123).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

имп. Филипп пожелал совершить молитву в христ. храме Антиохии, вероятно чувствуя угрызения совести за убийство юного имп. Гордиана III, в результате к-рого он пришел к власти. Однако еп. Вавила не позволял императору войти в церковь, пока тот не принесет покаяния за свои преступления ( Евсевий. Церк. ист. VI 34). Сщмч. Вавила погиб ок. 250 г. во время жестоких гонений имп. Деция . В 351 г. мощи сщмч. Вавилы были перенесены в пригород Антиохии Дафну, где цезарь Галл воздвиг ему мартирий. В истории христианства это был 1-й случай перенесения мощей, надежно засвидетельствованный источниками. Следующий епископ Фавий († 253) известен как автор ряда посланий папе Корнелию и Александрийскому архиеп. Дионисию по поводу схизмы новациан , к-рым он, судя по всему, оказывал поддержку. Его преемник Димитриан порвал со схизматиками ( Евсевий. Церк. ист. VII 5). Гонение имп. Валериана (с 257 по 260), по-видимому, не затронуло Антиохию, бывшую в то время ареной боевых действий: в 256 и 260 гг. город дважды захватывали персы; среди угнанных ими пленников был и свт. Димитриан, умерший на чужбине. Воспользовавшись ослаблением рим. могущества в сер. III в. после неудач империи в войне с персами, власть в Сирии захватили правитель араб. гос-ва Пальмиры Оденат и его жена Зиновия. В 260 г. они посадили на епископский престол некоего Павла , уроженца Самосаты, занимавшего высокий пост в финансовом ведомстве. Став епископом, Павел Самосатский сохранил гос. должность. Пользуясь поддержкой могущественных покровителей, он довольно откровенно проповедовал ереси монархианства и адопцианства , отрицавшие полноту божества во Христе. Еп. Павел не менее 3 раз вызывался на суд церковных Соборов, проходивших в Антиохии между 264 и 268 гг. с участием епископов Сирии, Палестины, Аравии, Киликии, Каппадокии, Понта и Ликаонии. Поскольку к сер. III в. Антиохия получила признание как 1-й церковный престол Востока, многие Поместные Антиохийские Соборы получали общецерковное значение. Среди 10, прошедших в Антиохии во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/115764.html

2223 Евсеев, И. Заметки по древнеславянскому переводу Св. Писания. III (в Изв. Императорской Ак. Наук, 1899, апрель, т. X, 4, стр. 362 и 371–372). 2224 П.Н. Милюков, посвятивший памяти покойного лучшие строки из всего, что только вам пришлось читать о нём (см. в „Рус. Вед.“ 260). 2225 Некоторые врачи даже прямо ему самому говорили, что ему надо лежать в постели, а не управлять университетом. В иные дни у него, температура доходила чуть ли не до 40 градусов. 2228 Результаты этого вскрытия безусловно устранили начавшее циркулировать (преимущественно в студенческих кругах) предположение об отравлении С. Н. Трубецкого. 2229 Ведь прямо невероятно, – как справедливо отмечает свящ. Г. Петров 260 „Русского Слова“ в статье: „Нечто невероятное“ и, – видеть, что епископ отказывается служить панихиду, потому что усопший был хотя и христианин, но человек „противного ему лагеря“. – И действительно, газетные сообщения неправильно освещают факт. Достаточное разъяснение его читатели могут найти в ст. еп. Сергия „О панихиде по кн. С.Н. Трубецком“ (Церк. Вестн. 1905 г. 41, стб. 1286–1287). – Прим. ред. 2230 Для образца приводим речи, сказанные перед могилой на кладбище Донского монастыря (см. в 260 „Русского Слова“). – Речь Н.Н. Баженова. – Когда в час великой бури рассвирепевшие волны рвут с якорных цепей корабли, разбивают пристань и мол и разрушают на берегу рыбачьи хижины, – всё это ещё полбеды. Настоящая большая беда, истинное несчастие для всех, кто в эту грозную ночь находится в открытом море, наступает в ту минуту, когда урагану удастся потушить маяк. Мы сейчас переживаем почти такую катастрофу, почти столь же жуткое и щемящее горе. – Осиротела кафедра философии; обезглавлен только что возродившийся к автономной жизни старейший русский университет и из кадров того генерального штаба, который руководит кампанией за гражданское освобождение России, выбыл самый значительный и самый видный деятель. Но этим ещё не исчерпываются размеры утраты, которую понесли мы. – Она несравненно глубже и горше.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Учение Католической Церкви о человеке: Человек создан по образу Божию: ХВ 269/1; что делает всех людей равными в достоинстве: ХВ 269/1. Человек – существо социальное: ХВ 269/1, 9, 11, 386/6. Он есть тело, которое ему следует уважать: ХВ 269/2; субстанциальной формой которого является душа: ХВ 265, 257. Человек наделен разумом: ХВ 269/3 и нравственным сознанием: ХВ 269/3, 4, он способен свободно выбрать добро: ХВ 263, 269/5. Человеческая душа создана Богом: ХВ 235, 260/1, 268; в момент зачатия: ХВ 261, 262; она произведена не родителями: ХВ 260/1, 266; она неповторима: ХВ 264; она бессмертна: ХВ 267. Каждый человек имеет свою душу, которая духовна: ХВ 267. Человек предназначен к общению с Богом: ХВ 296/6, что отрицается атеизмом: ХВ 296/6, 7. Признание Бога не противоречит человеческому достоинству: ХВ 269/8. Деятельность человека имеет свою собственную ценность и реальность: ХВ 269/12, 14, 510/41, она очищается в тайне Страстей и Воскресения Христа: ХВ 386/7. Послание Папы Анастасия II епископам Галлии (23 августа 498г.) По-видимому, папа Анастасий II в выражениях, заимствованных у Августина (354–430), осудил материалистический «традукционизм» [traductio] Тертуллиана , принятый его безвестными галльскими последователями, согласно которому душа человека происходит из тела его родителей. Здесь ничего не говорится о спиритуалистическом «традукционизме», полагающем, что душа рождается из души родителей [ХВ 266]. Св. Августин склонялся к этой позиции. (260/1, 360) Некоторые еретики утверждают, что именно родители дают дыхание душе, принцип жизни, так же как они передают тела материального субстрата... Как же могут они думать – слишком плотским разумом и противно Божественным уверениям о том, что душа человека создана по образу Божию, – что она сообщается и передается через союз человеческих существ, тогда как она имеет свое происхождение в Том, Кто сотворил ее от начала, и действие это не прекращается и поныне, как говорит и Он Сам: «Мой Отец доныне делает, и Я делаю» [ Ин 5, 17 ]? Им надлежало бы понять то, что написано: «Все вообще создал Живущий во веки» [ Екк 18, 1 ]. Поэтому, поскольку, прежде чем Писание располагает порядок и разум в каждом из созданий, согласно отдельным видам, Он действует «потенциально» – что невозможно отрицать – и «как причина в действии, которое разворачивается во времени» 121 , они поступили бы благим образом, приняв это здравое учение: Тот, кто вдыхает души, есть Тот [же], Кто вызывает небытие к существованию [ср. Рим 4, 17 ]. Поместный Константинопольский Собор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

После того, как император Валериан попал в плен к персам в 260 г., власть в империи перешла к его сыну Галлиену (260–268 гг.). Любитель роскоши и сластолюбец, он был равнодушен к государственной религии, поэтому преследования христиан прекратились и им даже были возвращены прежде конфискованные места для богослужений и погребений: наступил период мира для Церкви. Но внешний мир не гарантирует мира внутреннего: савеллианское учение получало все большее распространение, даже среди епископов. Против этого заблуждения с большим полемическим запалом выступил Дионисий Александрийский , написавший множество посланий; однако в одном из них, (к Евфронору и Аммонию) он проводил в резкой форме учение Оригена о субординации Сына. Это послание, смутившее некоторых христиан, стало поводом для их обращения в 260–261 гг. к папе Дионисию, который созвал собор в Риме, осудивший послание Дионисия Александрийского . В нем было немало сомнительных выражений: «Сын Божий есть произведение и сотворен», »Он не свойствен Отцу по естеству и чужд Ему по сущности» и т.д. 71 Св. папа написал послание в Александрию, направленное против савеллиан и их противников, учивших о субординационизме, при этом письме не называя своего собрата по имени. Но в другом, частном, направленном лично Дионисию Александрийскому , он потребовал от него объяснения. Александрийский епископ постарался оправдаться в большом сочинении и это, по-видимому, ему удалось. Авторитет папы Дионисия был очень высок как на Западе, так и на Востоке: св. Василий Великий в одном из своих писем (вероятно, оно было адресовано св. папе Дамасу) писал о папе Дионисии: «Ибо знаем по преемству памяти, наученные отцами нашими и посланиями, поныне еще у нас сохранившимися, что блаженный епископ Дионисий, отличавшийся у вас правотой веры и прочими добродетелями, посещал своими письмами и нашу Кесарийскую Церковь , утешая посланиями отцов наших, и присылая людей выкупать из плена рабства» (Письмо от 371 г. Св. Дионисий похоронен на кладбище Каликста в папской крипте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

108 Летопись в Словаре Дух. Пис. М. Евгения 1, 322. Степенную книгу в нынешнем ее виде писал «смиренный М. Афанасий», современник Грозного царя (Снегирова памятники стр. 147); дополнения к ней деланы были и после Афанасия (Востокова Опис. музея 363, 364). Но и ныне известен список, который гораздо короче печатного, со многими пропусками до 13 степени, современной Киприану (Востокова Опис. N 415). Полную свою Летопись Киприан поручил дополнить Спасскому Архим. Игнатию, который, как говорит сам, и исполнил Поручение. Так как Троицкая Летопись у Карамзина оканчивается 1408 г. и писана в духе Московского правительства: то весьма вероятно, что она-то и принадлежит Митр. Киприану. Игнатий, Архим. Спасский, доканчивавший ее, без сомнения, есть тот самый, который описал путешествие Пимена в Константинополь и свое в Иерусалим (прим. 91), и который написал еще краткую Летопись с 1254 до 1423 г. 109 Жизнеописатель св. Александра: «Понежо слышахом от отец своих и самовидец есмь взрасти его... Се же вся слышах от господина своего Кн. Александра Ярославича и от иных, иже обретошася в то время в той сечи». Повесть древнего биографа вошла в летописи, и здесь в одних списках она переделана соединением с другими известиями, в других стоит отдельно (Лавр. Лет. 204–206. Соф. Вр. I, 249–260. 260–274). Другая повесть о св. Александре составлена из предыдущей при М. Макарие боярином-иноком Михаилом в включена в Степ. книгу. За вероятное считают (Ист. Сб. 3,293 – 295. М. 1838) , что первая повесть о св. Александра написана Новгород. Пономарем Тимофеем, тем самым, который упомянул о себе в Новгород. Летоп. под 1230 г., и что он же вносил в летопись новгородские события, а в 1282 г. написал Пролог. 110 Страдальческая кончина св. Князей, особенно Князя Михаила Тверского, описана с такой подробностью, что само описание указывает в писателях лица близкие к событиям (Соф. Вр. 1,260–265. 299–313.). Жизнеопис. Кн. Тверского: «исповедаша нам (бывшие в Орде) со слезами и со многими клятвами... От него же (очевидца иерея) слышахом И написахом». Соф. Вр. 1,312. О путешествиях прим. 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010