Царский архондарик (сгорел при пожаре). Публикуется впервые. Фото сделано после революции до начала ВОВ.     Жертва Богу дух сокрушен, а среди нас возник дух ропота, недовольства, изыскивания вины не собственнои, а ближних. Так мало проявилось в нас любви братскои и смиренного самообвинения. Посему мы навлекли на себя и вторичное наказание праведного Господа, снова вразумляющего нас и зовущего на покаяние. Возблагодарим долго- терпение и щедроты Отца нашего небесного и потщимся ныне внять его отеческому наказанию.   Смиренным признанием своих немощеи укротим злоречивыи язык наш, скорыи на пересуды ближнего; сокрушением сердца, вниманием к сему монашескому званию, взаимною братскою любовию, преклонением на милость Господа; престанем от духа ропота и неудовольствия; исповедуем пред Господом свои собственные немощи и недостатки, последуя примеру святого апостола Павла, именующего себя первым из грешников; соединимся братскою любовию, и сия любовь соединит нас с Господом, ибо сказано: „В мире место Его“. И Сам Спаситель наш устами своими нам вещает в божественном Евангелии: „По сему узнают вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою“».   Слово это произвело на присутствующих глубокое впечатление, и толки по поводу первого пожара в обители затихли совершенно...           Царский архондарик (сгорел при пожаре). Публикуется впервые. Фото сделано примерно в 1960 году.       На последней фото хорошо видны портреты. Кто может подсказать имена изображенных на них пресоналий? Комментарии Всего комментариев: 5 2010/09/17, 02:08:55 Возможно, в нижнем ряду второй слева митр Антоний Храповицкий. Андрей 2010/09/16, 16:21:54 На последней фотографии. Во втором ряду в центре: Королева Англии Виктория и Гресеский король Георг Я думаю, эти фотографии относятся к 30 -м годам прошлого века. Леонид 2010/09/16, 12:40:56 Первый ряд - фото разного времени: Имп Мария Александр Третий Александр Второй - в центре Николай Второй Имп Александра Крайние фото: Слева, может быть, генерал Брусилов

http://isihazm.ru/?id=384&sid=22&iid=158

Русский народ взирает на русское Царство, как на Царство Божие и любит Отечество, как Русь Святую, как исполнительницу Божией воли на земле и потому видит в силе государства силу духовную церковную. Он не желает подчинить эту государственную жизнь верховному пастырю Церкви, ибо соединение двух властей понуждает носителя их пренебрегать первою в угоду второй, но требует влияния церковной власти на совесть самодержца и конституция наша русская заключается в том, что, принося венчание на царство, Царь читает в церкви исповедание православной веры. Такой порядок держался у нас слишком 900 лет, а всякий другой порядок, т. е. конституция с парламентом или республика не продержится и 9 лет, потому что всякое правительство, начиная с Временнаго 1917 года (которое лучше бы назвать кратковременным правительством), опирающееся не на святое таинство, не на Св. Церковь , а на понятие пользы и выгоды, не будет в глазах народа дорогим и священным, как и само государство, увенчанное земным расчетом, а не общим стремлением к благу, к совершенству, к царству Божию. Не стало русскаго Царя, не стало и России, и вот ея уже нет 10 лет, и только слепой или сознательный обманщик не поймет, что ея и не будет пока она не пожелает быть святою Русью с помазанником Божиим во главе и с православным первосвященником блюстителем его сердца. Только при таком управлении Россия будет дорогá народу, а все прежния термины – единая, неделимая 44 без этого условия не привлекут к себе народной души. Посему, следуя примеру Св. Патриарха Гермогена, я обращаюсь к распыленному русскому народу с увещанием, которое уже обращал к нему Великий Заграничный Собор 1921 года о том, чтобы все русские граждане умножили молитвы к Богу о возвращении нам законнаго Русскаго Самодержца, конечно, из Дома Романовых и оказывали бы сему посильное содействие сообразно с возможностями каждаго гражданина». 5. О русской монархии. Вскоре после этой статьи, владыка Антоний продиктовал нам другую статью «о русской монархии». « С детства я начал протестовать против захвата церковной власти в царския руки; избегал приходить на церковныя службы, где светская власть встречалась с духовной, которая принуждена была искажать богослужебный чин в угоду Двору, даже незамечавшему этих раболепных искажений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

I. " Зерцало Богословия " иеромонаха Кирилла так же, как и прочие древнерусские богословские сочинения, свободно от схоластического деления христианского богословия по отделам веры, надежды и любви; II. Совершенно свободно от изъяснения нашего спасения Господом Иисусом Христом в юридическом смысле, как это началось у нас с Лаврентия Зизания ( " иже всея зизания, т.е. плевела на поле церковном " - слова одного старого русского богослова); III. " Зерцало " не имеет механического учения о таинствах и не утверждает их седмеричного числа. Словом, оно несравненно ближе к древлеотеческому богословию, нежели к средневековому латинскому и современному школьному. В помянутом " Зерцале " автор, изложив достаточно подробно православное учение о Боге, о Святой Троице, о воплощении, переходит далее, по примеру древнейших отцев, а еще ранее - и мужей Апостольских, к изложению понятия о двух царствах - Божием и диавольском - и их взаимной борьбе, и подобно книгам Нового завета и в частности творениям Ап. Иоанна, начинающимся с учения о Боге и Его Сыне и заканчивающимся Апокалипсисом, то есть пророчеством о борьбе царства Христова с царством диавола, с каковым оттенком изложено и 4-е Евангелие. Быть может, злосчастный переход Транквиллиона в римскую унию был причиной тому, что последующие южнорусские богословы не пользовались его " Зерцалом " , и оно вместе со своим автором предано было забвению. Митр. Антоний (Храповицкий) Глава первая. Общий характер богословия московского и киевского В XVI столетии Русская Поместная Церковь первый и, кажется, единственный раз услышала могучий отголосок вселенского святоотеческого богословия, а в следующем столетии Киевские схоластики положили в России начало школьной богословской науке. Оба эти явления, вызванные чрезвычайными историческими обстоятельствами, имели совершенно различную судьбу. Богословие Киевское скоро проникло в Москву; встреченное здесь недружелюбно и подозрительно, оно нашло сильную поддержку в лице почитателя запада Государя Петра I и при его содействии распространилось по всей России и овладело учрежденной в XVIII столетии духовной школой, где с небольшими видоизменениями существует и до сих пор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/369/...

Самая же икона будет переслана в Сан-Бриак при первой же возможности. Вашего Императорскаго Высочества (п. п.) всепреданный Митрополит Антоний». 21. Кончина Государыни Императрицы Виктории Феодоровны. 2 марта 1936 года последовала кончина Августейшей Супруги Государя Императора Кирилла Владимировича Государыни Императрицы Виктории Феодоровны. Владыка Антоний, в то время уже сам больной, по этому печальному случаю прислал на имя представителя Государя в Югославии ген. Апухтина письмо следующаго содержания. « У знав о предположенном в Белграде торжественном собрании, посвященном памяти блаженнопочившей Государыни Императрицы Виктории Феодоровны, я ощутил горячее желание присутствовать на нем. Не имея же возможности приехать, хочу хотя бы письменно высказать Вам, что всей душой буду с русскими патриотами, собирающимися для того, чтобы почтить светлую память своей безвременно скончавшейся Царицы. Я не имел счастья лично близко знать Государыню Императрицу Викторию Феодоровну, но хочу поделиться с Вами, а если Вы найдете нужным огласить мое письмо, то и со всем собранием, теми впечатлениями, которыя я вынес от приема, оказаннаго мне несколько лет тому назад в С.-Бриаке. Я желал бы указать на то, что Государыня Виктория Феодоровна, следуя примеру других Высочайших Особ, перешедших из протестанства в Православие, с изумительной быстротой и в то же время искренностью, прониклась вся православным духом. И вот мне вспоминается как в бытность нашу в С.-Бриаке, Государыня с умилением и со слезами молилась перед Чудотворным образом Божией Матери Знамения, а потом неожиданно вынув жемчужную брошку и возложив ее на св. Икону, сказала: «прошу принять и от Меня малое пожертвование». Во все время нашего пребывания в С.-Бриаке мы умилялись тем, что в Ея беседе и во всем способе обращения со съехавшимся туда посетителями, Государыня ни разу не отступала от Своего способа держать себя непринужденно и в то-же время величественно и просто, как это подобает Русской Православной Царице. К этому надо прибавить, что всем, имевшим счастье соприкасаться с покойной Государыней, была известна Ея исключительная доброта и готовность помогать ближним, даже с опасностью для жизни, что Она засвидетельствовала во время войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Упоминание об одном из крупнейших городов Египта, Александрии, встречается в Журналах заседаний Архиерейского Синода и позднее. В июле 1927 года Настоятель русской православной церкви в Александрии священник Ипполит Шишлов доложил о воспрещении Александрийской Патриархией поминать русское священноначалие. Председатель Архиерейского Синода предписал священнику Шишлову служить, согласно указанию Александрийской Патриархии. Синод подтвердил данное Председателем указание, разъяснив: ...На Востоке принят обычай поминать за богослужением только самого главного предстоятеля Церкви, каковым в Александрии является Александрийский Патриарх. 55 А примерно через год, в апреле 1928 года, тот же священник И. Шишлов просил освободить его от должности, ввиду несогласий с прихожанами, заявившими ему недовольство из-за отказа служить панихиду по самоубийце. Председатель Архиерейского Синода отправил священнику Шишлову письмо с предложением остаться. Переписка была передана епископу Гермогену, Управляющему русскими православными общинами в Греции и Египте. 56 В вопросах церковного управления Архиерейский Синод, как и всегда, был верен соблюдению канонических правил. К примеру, настоятель русской православной церкви в Каире прот. Симеон Неделько испрашивал благословение у Синода о разрешении ему совершать для русских беженцев требы, подлежащие законной регистрации. Митр. Антоний ходатайствовал перед Патриархом Александрийским о разрешении данного вопроса. 57 Турция Благодаря своему географическому положению первоначальным прибежищем русских эмигрантов стала также Турция (столица – Константинополь, после 1930 г. переименованный в Стамбул). В ноябре 1920 г. вместе с армией генерала П.Н. Врангеля и гражданскими беженцами в Константинополь прибыло возглавляемое митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) Временное Высшее Церковное управление (ВВЦУ) Юга России, члены которого разместились на подворьях русских афонских обителей. 58 Решение о продолжении деятельности уже за границей ВВЦУ приняло 19 ноября на состоявшемся в константинопольском порту, на пароходе «Великий князь Александр Михайлович », первом своем заседании за пределами России. В нем участвовали митрополиты Антоний (Храповицкий) , Платон (Рождественский), архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков) . Высшее Церковное управление информировало Вселенскую Патриархию о своей деятельности в течение всего периода пребывания в Константинополе. 59 12 мая 1921 г. состоялось последнее заседание ВРЦУЗ в Константинополе, и в том же месяце оно переехало в г. Сремски Карловцы (Королевство сербов, хорватов и словенцев). 60

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как кажется, он созвал было в Переяславле церковный собор из епископов северной Руси; по крайней мере, в минуту его смерти при нем находились эти епископы – Климент Новгородский, Игнатий Ростовский и Феодор Владимирский. Тело его отвезено было для погребения в Киев и здесь положено в кафедральном Софийском храме. Русскою церковью митр. Кирилл управлял исключительно долгое время, – почти что сорок лет (если считать со дня избрания). Имеем мы достаточные основания предполагать, что он замечателен был и не одним только этим, но и как пастырь очень ревностный, так что среди других высших пастырей нашей церкви ему должно быть отведено одно из выдающихся мест. Жела- —257— тельно было бы созерцать перед собой живой образ митрополита, замечательного по всему; но летописи наши не дают ни единой черты и ни единого штриха этого образа. Единственным своеобразным утешением служит только то, что и далее не ожидают нас живые образы... Е. Голубинский Антоний (Храповицкий), архим. Два пути пастырства – латинский и православный//Богословский вестник 1894. Т. 2. 4. С. 258–281 (2-я пагин.). —258— Путь латинства Латинское духовенство укоряет наших пастырей в полном будто бы отсутствии пастырских способностей, проявляющемся и в не знании общественной жизни, и особенно – в безучастном к ней отношении. Себя они хвалят за следование примеру Апостола, сказавшего «всем бых вся, да всяко некие спасу» ( 1Кор.9:22 ): о нас напротив они говорят, будто мы живем своею замкнутою жизнью, представляющей собою заледенелый быт 17-го века, не знаем своих овец и не ходим перед ними, как истинный пастырь, которому овцы свои ( Ин.10 ). Острота этих нападок особенно чувствительна в Западном Крае, где православное духовенство состоит отчасти из обращенных униатов, прошедших иезуитскую школу и хотя отрешившихся от прежних заблуждений, но нередко недоумевающих над вышеприведенными сопоставлениями. Недоумевают над ними и те из пастырей великороссов, которым приходилось присматриваться к жизни латинских приходов, искусно и по-видимому весьма всесторонне направляемых своими руководителями к намеченным целям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда русские люди, а равно и наши предки по вере, жители православнаго Востока, исполнялись дерзновением пред Богом, то возносили усердную молитву за Царей и за всех христиан православных, причем, напр., Божия избранница св. Мария Египетская в молитвенном порыве поднималась от земли на воздух и продолжала молитву свою, держась на локоть выше земли. Кстати нужно сказать, что только после-петровский полунемецкий наш шовинизм устранил в церковных молитвах упоминание о Православных Царях, заменив его «Царем», т. е. русским. Такое нечестивое дерзание дошло до такой степени у наших синодальных чиновников, что они решили даже изменить текст Св. Писания и заменили «Царей», одним «Царем» и в таком виде предлагают вниманию молящихся Апостольское чтение на благодарственных Царских молебнах (Ср. 1Тим. 2, 2 ). Наиболее типичные русские люди постоянно называли своей духовной родиною Иерусалим (по примеру преп. Антония Великаго ), а самый великий человек нашей истории патриарх Никон говорил так: «по телу я русский, а по душе грек», причем под греком он разумел не измельчавшую греческую народность, а отрешенное от национализма все православное христианство. Ответим кратко еще на два вопроса: во-первых не уничтожается ли до конца приведенными словами всякий национальный патриотизм и не проповедуется ли полный космополитизм во имя Христа и Евангелия. Ответ на такое недоумение мы находим в лице того же патриарха Никона , который совмещал в своем уме и сердце и сочувствие ко всем православным народам и одушевленную любовь к русской Родине, что кроме всего прочаго известно из его поведения во время чумы в Москве. Впрочем, что же нам ссылаться на человеческие примеры, когда подобное же совмещение явил в своем лице Господь Иисус Христос, бывший одновременно и космополитом и иудейским патриотом. « И ерусалим, Иерусалим, сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели» ( Лук. 13, 34 ). О скорченной женщине в Св. Земле Господь выразился так: « Н е отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже 18 лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» ( Лук. 13, 15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Нужно признаться, что менее участия в таком святом деле обнаружили наши духовныя лица, но и среди них были блестящия исключения во главе которых необходимо указать прежде всего покойнаго Преосвященнаго Порфирия (Успенскаго) , бывшаго викарным епископом в Киеве и почившаго в глубокой старости лет 50 тому назад. Его «Книга бытия моего» издана Академией Наук и выдержала не одно издание. Затем ветеран Палестинской службы архимандрит Антонин, тоже уже давно покойный, также много послужил Православному Востоку, изыскивая средства на приобретение в Палестине земельных участков, не говоря уже о других его многочисленных заслугах. Замечательно, что обращенныя из лютеранства христианки нередко усваивают не только православную веру, но и чисто народныя русския привязанности к ея обнаружениям в более сердечной и сильной степени, чем исконные православные русские. Так Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, по примеру лучших русских людей, завещала себя похоронить в Иерусалиме вместе со своей подругою, что и было исполнено после безчеловечнаго убийства большевиками этой поистине святой женщины. В заключение нужно упомянуть о том, что самый великий русский писатель Достоевский в своем «Дневнике Писателя», разбираясь в Восточном вопросе, неоднократно указывает на то, что в подобном деле необходимо привлечь и Вселенскаго Патриарха и заинтересовать им православную паству Ближняго Востока. О Дальнем Востоке мы побеседуем в другой раз. II. Недавно мы писали о том, что призвание русскаго народа на Ближнем Востоке, которое пренебрегалось нашей интеллигенцией последних лет, заключается в полном слиянии нашем с православными инородцами и в признании нас с ними одним народом православным. Другое дело на Дальнем Востоке: там живут язычники и магометане, которые постепенно либо присоединились к русскому Царству, либо напротив вели с ним оборонительную войну. Конечно, при таком условии не может быть и речи о полном слиянии их с нашим народом, но русское общество и русское правительство должны были стараться о том, чтобы добрососедския отношения между нами, которыя находили себе место, несмотря на возникавшия не очень редко военныя столковения, продолжали не только сохраняться между Россией и Дальним Востоком, но и крепли бы из поколения в поколение и подготовляли, хотя бы в далеком будущем, обращение тех народов ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Михаил, Пятигорск 15 сентября 2017г. 16:06 Вы Евангелие хотя бы почитайте... не так однозначно решен... Александр Буздалов 07 сентября 2017г. 01:25 +++ " Искупил ны еси от клятвы законныя... " клятва законная - это наша падшая и порченная в тленную и смертную природа. Искупил а точнее ... избавил - означает восстановил ... Своим преславным воскресением.+++ Каша в голове. " Искупил нас от клятвы закона " - это Гал 3:13. Вот ортодоксальное толкование этого места: " ...так как и тот, кто висит на древе, проклят, и кто преступает закон, находится под клятвою, между тем, желающий разрушить эту клятву должен быть свободен от нее и должен принять на себя эту клятву (незаслуженною) вместо той (заслуженной), то Христос и принял на себя таковую клятву, и ею уничтожил заслуженную. И подобно тому как кто-нибудь невинный, решившись умереть вместо осужденного на смерть, этим избавляет его от смерти, – точно так же сделал и Христос. Так как Христос не подлежал проклятию за преступление закона, то и принял на Себя вместо заслуженного нами незаслуженное Им проклятие, чтобы освободить всех от заслуженного, – потому что Он не совершил греха " . " Нравственно-моническая " концепция Искупления митр. Антония (Храповицкого) не имеет никакого отношения к патристики, будучи детерминированной романтическими (неогностическими) идеями Хомякова, Достоевского и Соловьева. Вам из Греции этого не увидеть, тут надо к русской традиции принадлежать, чтобы адекватно все это воспринимать. Николай Пронин, Иркутск 07 сентября 2017г. 13:38 Нас всех можно " поздравить " с тем, что ересь Храповицкого частично попала в проект. Учения о том, что человечество проклято за грех прародителя, в тексте нет. Ну и подозрительные рассуждения про " общую чел. природу " Христа. Как будто у любого человека не " общая природа " . Киприан Шахбазян, Краснодар 08 сентября 2017г. 12:35 Зачем спорить с человеком, который не знает даже такой мелочи, что " нравственный монизм " — термин самого митр. Антония? Вот, к примеру: «с точки зрения нравственного монизма Господне распятие и смерть не являются лишенными значения для нашего спасения, ибо, умиляя людей, они открывают им хоть некоторую часть искупительной жертвы и, вводя их в любовь ко Христу, являются для них и для всех нас спасительными» (Догмат Искупления, 7//Догмат Искупления. М., 2002. С. 63).

http://bogoslov.ru/article/5493616

Есть, конечно у А. Буздалова и места, требующие доработки, уточнений, исправлений. Есть, на мой взгляд ошибки богословского характера. К примеру, в высказывании митр. Антония о том, что Христос «восстановляет первобытное единство естества», на мой взгляд, нет никакого оригенизма, но оно может пониматься здесь вполне в православно смысле (если не считать учения Высокопреосвященнейшего о " состраждущей любви " , которое относится к образу совершения, а не к цели спасения). Кроме того, не вызывает сочуствия попытка А. Буздалова представить модернизмом попытки преодоления юридической теории искупления и упоминание имени митр. Макария (Булгакова) (по крайней мере, что касается его богословских трудов) в ряду " истинного «золотого века» отечественных святителей " . Так же, эмоциональный обличительный тон, некоторая сумбурность изложения и смелые оценки нравственного состояния писателей, идеи которых использовались для сравнения (напр.: у Хомякова - тщеславие, у Достоевского - уже гордость) идут не на пользу общему впечатлению от статьи. Тем не менее, хочется поблагодарить Александра за то, что он сделал попытку раскрытия столь непростой, но перспективной темы и заставил многих задуматься над вопросами, которые считались уже решенными.  С новым годом! Александр Буздалов 14 января 2014г. 17:56 Благодарю Вас, Андрей за комментарий. Вы все очень верно отметили. К сожалению, статья напечатана в старой (во многом черновой, именно " сумбурной " ) редакции. Я до последнего надеялся, что " беловой " вариант поспеет вовремя, но, по всей видимости, из-за загруженности редакции портала мое электронное письмо с файлом где-то затерялось. Могу сказать, что почти все отмеченные Вами недостатки мной или скорректированы или вообще сняты.  Сразу хочу отметить, что изменена и оценка Вашей позиции: как я уже Вам писал, после первого прочтения Вашей работы складывается несколько искаженное представление (что, кстати, Вы и сами отмечаете, называя " неожиданными выводы "  из Вашей работы другого комментатора). Поэтому еще раз мочу повторить уже сказанное: после прочтения предыдущих Ваших работ и Ваших пояснений, я констатировал если не идентичность, то значительную близость наших с Вами воззрений.   

http://bogoslov.ru/article/3702563

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010