вас " (Мф. 10, 19-20). " Опытные люди " , которые " старались вообще лишних имен не называть " как раз заботились как или что сказать. Очень хорошо об этом написал включившийся в дискуссию отец Андрей: " Упоминание на допросе других лиц не всегда является оговором. Например, указание на факт общения с человеком, без упоминания о его противозаконной, с точки зрения УК того времени, деятельности, не должно было повредить упоминаемому лицу и вряд ли воспринималось подследственным как оговор. То, что бесчеловечная машина репрессий советского периода могла использовать всякое упоминание человека как повод для репрессий, не повод для обвинения тех, кто родился и вырос в правовом государстве и не мог себе представить методику работы карательных органов государства. " протоиерей Дмитрий Сазонов, Кострома 24 апреля 2017г. 10:40 Напрасно Вы, о. Олег, сводите конструктивную дискуссию к словесной перепалке. Громкими заявлениями невозможно скрыть пустоту содержания. Конструктивность предложений, кроме участия представителей епархиальных комиссий на заседаниях СК по канонизации озвучена в статье. На мой взгляд, из поставленных в ней вопросов создан прецедент для вдумчивого и братского диалога, а также, для совместного осмысления богословских задач. Сожалею, что Вы не увидели доброго посыла, а также сожалею, что Вас расстроил в такие радостные не только для нас живущих, но и для усопших дни. Конечно же, напрасно Вы приписываете мне обвинение Вас в пелагианстве. Ваша позиция остается Вашим частным мнением, на мой взгляд (может быть ошибочный), с богословской точки зрения ( а ведь мы ведем диалог с позиций богословия) неправильным. Бог всем желающий спасения (1 Тим. 2:4) дал миру и человечеству Сына Своего Единородного (Мф. 1:21), " дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3: 16-21). Да, согласен я с тем утверждением, что сердцем веруют к праведности. уста исповедуют ко спасению " (Рим.10:10). Но сажали духовенство и репрессировали не за веру в Бога, а как политических преступников. Спасителя тоже осудили как политического преступника (Лк. 21:34). В том и состояла велика уловка советской системы - судили не за веру, судили за политику. Поэтому, наши рассуждения о протоколах, как источниках, сводятся к одному, признался - не признался. Мы отбрасываем веру, отбрасываем пытки ( к одним применялись, к другим - нет), мы встаем на платформу политической оценки обвиняемого, подчас забывая как раз, о духовном облике человека, о котором в протоколах упомянуто лишь вскользь.

http://bogoslov.ru/article/5297810

Никто на конференции не спросил: какой из этих трёх способов толкования Библии применяли Святые Отцы? И применяли ли? Если бы обсуждение на Круглом столе пошло по этому пути, стало бы  очевидным, что православная традиция толкования Слова Божьего не сводится ни к одному из трёх названных способов. Правильным ответом на все подобные вопросы, не прозвучавшим на Круглом столе, является такой: различные стихи Священного Писания церковные учителя толковали не одинаково. В одних случаях они применяли подход буквальный, в других – аллегорический, в третьих – иной. И делали они это не по произволу или по случайному выбору, а по соответствию духу и смыслу читаемых текстов. Поэтому в классификацию способов интерпретации Библии, предложенной о. Леонидом Грилихесом, необходимо добавить ещё один, но самый главный и отсутствующий в ней способ: 4. Святоотеческий (то есть отражающий сложившуюся традицию Святых Отцов Православной Церкви). Пользоваться этим способом следует так. При желании постичь смысл какого-либо библейского стиха надо постараться, прежде всего, узнать, как понимали его Святые Отцы? Какие трактовки они оставили нам? Каково, другими словами, традиционное православное понимание интересующего нас текста? Приведем 19 правило VI Вселенского Собора: «Аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающего» Иеромонах Серафим (Роуз) справедливо отмечал: «Мы не вольны истолковывать Священное Писание, как нам вздумается, а должны следовать Святым Отцам. Боюсь, что не все, которые говорят о Книге Бытия и об эволюции, обращают внимание на этот принцип» с. 467]. Отметим, что к некоторым отрывкам Священного Писания Святые Отцы применяли не одно, а различные толкования – сообразуясь с тем, насколько это помогает глубже раскрыть смысл библейского стиха. Святитель Григорий Нисский в Прологе к толкованию на Песнь Песней писал: «Что касается возвышенного созерцания, будь то образное или же иносказательное, или любое другое толкование, какое кто пожелает назвать, мы никогда не гнались за названием, лишь бы оно помогало постичь смысл» [цит.

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

– Вот почему факт малоизвестности природы любви Божией не поколебал нашего решения избрать понятие о любви Божией за научный принцип при раскрытии христианских догматов. Но почему же, подумает кто-нибудь, отцы и учители Церкви не применяли этого начала к догматике? – Ответ простой: они не применяли ни этого, ни какого-нибудь другого начала при раскрытии догматики потому, что самая догматика, как система, как наука, почти не существовала, была еще очень не совершенна. Раскрытие какой бы то ни было науки из одного начала становится возможным только тогда, когда наука прошла низшие стадии развития и вступила в период зрелости. Но во времена отцов Церкви догматика, как научная система, только еще зарождалась, проходила период первичного развития. Так. напр., догматическая система Оригена очень не полна, и притом в ней догматика перемешана с герменевтикой (наука истолкования Св. Писания) и философией; догматическая система Блаж. Феодорита не много обширнее программы или конспекта догматики; наконец, самая совершенная из догматических систем отеческого периода догматика И. Дамаскина есть сборник догматического материала, накопленного предыдущими веками: хотя в ней большею частию есть внешняя, формальная стройность, но органической, внутренней связи нет. Вот и все догматические системы отеческого периода. – Для своего времени они были достаточны, потому что в то время и нельзя было создать лучшие: догматика, как и всякая наука, совершенствуется в течение длинного ряда веков, и не возможное дело, чтобы на первых же порах были созданы совершенные в научном отношении формы её. В период отеческий были раскрываемы и уясняемы отдельные догматы, был подготовляем материал для догматики Самое большее, что могли тогда догматисты сделать, это собрать с возможною полнотою весь догматический материал и соединить его хотя бы внешнею связью; эту задачу и выполнил последний и позднейший догматист отеческого периода Иоанн Дамаскин , хотя и в его системе некоторые догматы отсутствуют, а другие мало раскрыты. И так возможно ли было в отеческий период раскрыть догматику из одного начала, когда и собрать-то все догматы в одну книгу было так трудно, что это оказалось не под силу такому знаменитому догматисту своего времени, каков был Иоанн Дамаскин ?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Противопоставляя себя окружающему миру, проповедники адвентистов применяли к своей секте все те изречения Св. Писания, в которых говорится об истинных верующих или детях Божиих. Лишь адвентисты правильно разумеют волю Божию и правильно ее исполняют. Лишь они призваны к наследию на небе. «У нас на небе текущий счет» – говорил Бетхер. Все те места Писания, в которых говорится о нечестивых, грешниках и отступниках от Бога, проповедники применяли к окружающему миру, являющемуся, по их мнению, царством греха и диавола. Последствием такого воззрения был неоднократно раздававшийся на собраниях призыв распространять истинное учение Христово среди окружающего мира. Все проповедники сходились на том, что переживаемое нами время есть последнее время. «Мы находимся на границе. Мы приближаемся к великим событиям, которые вскоре совершатся». «Скоро наше путешествие окончится». «Скоро придет Господь и возьмет с Собою всех верующих». Войны и междуусобицы последнего времени, неверие и нравственная распущенность наших дней, всевозможные изобретения и усовершенствования, стихийные бедствия, землетрясения, извержения вулканов и наводнения – все это, по мнению адвентистских проповедников, указывает на близость кончины мира. Уже появились и предвестники близкого пришествия Христова – лжехристы: они появились в Америке, в Англии (в Лондоне) и в Германии. Наконец, библия говорит, что пред пришествием Христовым евангелие будет проповедано по всей вселенной: «Разве мы не видим этого в настоящее время»? Ввиду близости второго пришествия Христова дети Божии должны готовиться к нему и исполнять заповеди Божии. Нынешнее время есть время благодати, время покаяния и исправления. «Спешите же, пока есть время, иначе будет поздно». Заповеди Господа должны быть написаны в сердцах детей Божиих. Слово Божие должно быть светильником в их жизни. Они должны прилежно изучать его, упражняться в нем, должны научать ему не только своих детей, близких и знакомых, но также и всех вообще людей. «Мы должны проповедовать евангелие всей твари, дабы народы познали Спасителя». «Библия говорит, что пред пришествием Христа евангелие будет проповедано всем народам. Мы должны распространять его, и тогда вожделенное пришествие Христово наступит скоро».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня апостол призывает нас отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света. Он говорит о том, что ночь прошла и день приблизился. Эти слова особенно касаются нашего сердца сегодня, в Прощеное воскресенье, на кануне, на самом пороге Великого поста. Вообще, всякий пост в жизни народа Божьего, мы знаем из Священного Писания, имел особое значение, особую силу. Часто очень народ Божий налагал дополнительные посты на себя во время, когда какие-то тяжелые и суровые испытания его постигали. И священники, духовные вожди народа Божиего, они знали об особой значимости и силе молитвы, поста, воздержания, покаяния и применяли это оружие, оружие света против тьмы для того, чтобы народ Божий вывести из греховной тьмы, из блуда, из язычества, из идолопоклонства, из зависти, из сребролюбия, из вражды. Для того, чтобы победить внешнего врага, но главное, чтобы победить врага внутреннего, который всегда сильнее, и коварнее, и незаметнее, но который действует постоянно на нашу душу и на наше сердце и разрушает и нас лично, и губит наше спасение, и расторгает наше общение с Богом, и разрушает нашу семью, и Церковь, и Отечество. Об этом всегда знали люди, которые были близки в Богу, поэтому пост всегда, как дополнительное средство борьбы с диаволом, они к нему прибегали, они его применяли.      Поэтому, хоть и по- человеческому естеству мы сейчас испытываем некий даже, может быть, ропот, некое недовольство тем, что вот начинается Великий пост. Тем не менее это светлые и благодатные дни. Дни, когда Господь приближается к тому человеку, который берет на себя подвиг особый. Но приступить к этому подвигу, конечно, невозможно, не примирившись с Богом, а значит, не примирившись с ближним. Это, конечно, самое тяжелое. Легче, конечно, поставить свечи, легче сделать поклон. Обычно человек говорит: «Что я сделаю хорошего для кого-то? Я вот поклон положу». Легче, может быть, даже как-то физически поститься, что-то не есть, что-то не смотреть, что-то не читать, куда-то не ходить, чем помириться с человеком, который, по нашему разумению, совершенно был не прав в отношениях с нами.

http://pravoslavie.ru/151240.html

Удивляет, что против ясных вещей восстало столько комментаторов. 72. Ответ на 69, Родион Николаевич Юрьев: Родион Романов, с точки зрения современной науки, Вам матчасть подучить надо. А то у Вас молочная кашка в голове, надо было не поступать на 2й курс сразу, а проучиться полноценно на 1 курсе, уму разуму набраться. 71. Ответ на 70, Потомок подданных Императора Николая II: Судя по Вашим представлениям, Вы очень далеки от реалий современной медицины. Мкеня забавляет, что Георгий Н., объявивший себя представителем " современной науки " , не знает главных положений математической статистики. Книгу Худсона прочитал бы хоть для начала. Он никак не может понять, что данные, полученные на ансамбле объектов, приложимы, согласно эргодической гипотезе, к отдельному объекту. Это пришло в математическую статистику из статистической физики. Хорошо, что врачи уже тысячи лет, не задумываясь о верности эргодической гипотезы, просто руководствовались здравым смыслом и применяли результаты наблюдений различных больных для лечения конкретного больного. Естественно, врач всегда понимал, что выбранное на основе наблюдений других больных лечение поможет конкретному больному только с определённой вероятностью. Меня больше забавляет, что термодинамические пределы пытаются примерить на больных пациентов, видимо , они козлы отпущения для " прогрессивных " невежд. Быстрые и простые методы молекулярной биологии середины 20го века давно превзошли возможности медицинской статистики. Советую обратиться к литературе Марка Твена. " 80 процентов людей, умерших от инфаркта ели соленые огурцы, следовательно, соленые огурцы вызывают инфаркт. " Прямо как младенцев приходится ... 70. Ответ на 69, Родион Николаевич Юрьев: Судя по Вашим представлениям, Вы очень далеки от реалий современной медицины. Мкеня забавляет, что Георгий Н., объявивший себя представителем " современной науки " , не знает главных положений математической статистики. Книгу Худсона прочитал бы хоть для начала. Он никак не может понять, что данные, полученные на ансамбле объектов, приложимы, согласно эргодической гипотезе, к отдельному объекту. Это пришло в математическую статистику из статистической физики. Хорошо, что врачи уже тысячи лет, не задумываясь о верности эргодической гипотезы, просто руководствовались здравым смыслом и применяли результаты наблюдений различных больных для лечения конкретного больного. Естественно, врач всегда понимал, что выбранное на основе наблюдений других больных лечение поможет конкретному больному только с определённой вероятностью.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/11/oc...

На этом прежде всего и произошло столкновение. Есть ли исторический путь России тот же, что и Западной Европы, т. е. путь общечеловеческого прогресса и общечеловеческой цивилизации, и особенность России лишь в ее отсталости, или у России особый путь и ее цивилизация принадлежит к другому типу? Западники целиком приняли реформу Петра и будущее России видели в том, чтобы она шла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, возникающий на духовной почве православия. Реформа Петра и европеизация петровского периода были изменой России. Славянофилы усвоили себе гегелевскую идею о призвании народов, и то, что Гегель применял к германскому народу, они применяли к русскому народу. Они применяли к русской истории принципы гегелевской философии. К. Аксаков даже говорил, что русский народ специально призван понять философию Гегеля . В то время влияние Гегеля было так велико, что, по мнению Ю. Самарина, судьба православной церкви зависела от судьбы гегелевской философии. Только Хомяков разубедил его в этой отнюдь не православной мысли, и он исправил свою диссертацию под влиянием Хомякова . Уже В. Одоевский резко критиковал Запад, обличал буржуазность Запада, иссякание духа. Шевырев, представлявший как бы консервативное и официальное славянофильство, писал об одряхлении и гниении Запада. Но он был близок к западному мыслителю Фр. Баадеру, обращенному к Востоку. У классических славянофилов не было полного отрицания Запада, и они не говорили о гниении Запада, для этого они были слишком универсалисты. Хомякову принадлежат слова о Западной Европе – «страна святых чудес». Но они построили учение о своеобразии России и ее пути и хотели объяснить причины ее отличия от Запада. Они пытались раскрыть первоосновы западной истории. Построение русской истории славянофилами, главным образом К. Аксаковым, было совершенно фантастично и не выдерживает критики. Славянофилы смешали свой идеал России, свою идеальную утопию совершенного строя с историческим прошлым России. Интересно отметить, что русскую историческую науку разрабатывали, главным образом, западники, а не славянофилы.

http://predanie.ru/book/69716-sudba-ross...

За полгода до поездки в Ченстохову я крестился — по очень банальной причине: сестра хотела, чтобы я стал крестным ее сына. И вот мы с сестрой крестились в субботу, а в воскресенье пошли в церковь с племянником. Все это было чисто формально. Сестра не была верующей — просто тогда все крестились. Священник сказал в проповеди: вы теперь новые люди, и Господь омыл вас от всех грехов. Это было перед самым началом Великого поста. И меня что-то так задело в проповеди, что я даже решил попоститься. Потом я пошел на первую в своей жизни Пасху, и, когда услышал слова «Христос воскрес!», меня охватила ни с чем не сравнимая радость. Возможно, то, что я пережил в Ченстохове, было продолжением той самой Пасхи. После этого в Москве я попал в хороший храм с хорошими людьми — Архангела Гавриила Антиохийского подворья, в Телеграфном переулке. Там была — в 1991 году! — катехизация. О лихих девяностых Параллельно с церковной жизнью я продолжал заниматься бизнесом. Он был разный: сначала торговля, потом строительство, потом был инвестиционный бизнес. Началось все в 1988 году, когда я создал бригаду промышленных альпинистов. Так как я занимался спелеологией, все мои друзья имели отношение к веревкам. Время было потрясающее, потому что деньги зарабатывать не надо было — надо было только придумать хорошую идею, и деньги на тебя валились. Простые технологии промальпинизма, которые мы применяли, позволяли решить многолетние проблемы очень крупных предприятий. Стоит в Москве здание, нужно отремонтировать фасад, а строительно-монтажные управления отказываются, потому что у них очереди. И тогда появлялись ребята, вешали веревки и все ремонтировали. После того как мы сделали одно или два здания, к нам выстроилась очередь. Потом мне стало неинтересно, и я занялся оптовой торговлей. В то время все применяли всякие хитрости с торговым оборотом. Законодательной базы для бизнеса фактически не было — ты мог делать все что угодно. Однажды мы привезли товар, который мы оплатили за рубежом наличными — у нас даже не было валютного счета, мы нарушали все возможные инструкции таможни. Сейчас скажи такое какому-нибудь таможеннику, он просто не поверит. У нас даже сертификатов не было. У нас арестовали товар. Мы пришли в комитет, договорились с начальницей отдела, который отвечает за арест, не платя ни копейки денег, — потому что для нее эта ситуация тоже была непонятна. Она привыкла, что есть уполномоченные государственные органы, которые все возят, и с документами у них все в порядке. А что такое коммерческая организация, у которой вообще никаких бумажек, она не понимает, но вопрос надо как-то решать. Тогда начальница берет с нас простую объяснительную, которую я пишу ручкой: «Обязуюсь открыть валютный счет и больше так не делать». Это называется «извините, я так больше не буду». И нас отпускают с товаром, забывая даже взять таможенную пошлину. Такой вот комикс о жизни в 1993 году.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-bolshogo...

• В исключительных случаях в сносках приводится разъяснение непонятного выражения или слова в переводе (в особенности это касается языков, на которых мало читают и потому не узнают многих слов и выражений). Так, в издании эрзя-мордовского Нового Завета 2006 г. были даны в сносках к первому употреблению переводы мордовских слов на русский язык: Иневанькс Оймеялт – Святой Дух; Азорось – Господь, пазмариця – пророк и т. д. Мордовскому читателю эти слова, скорее всего, покажутся непонятными, но он почти наверняка хорошо знает их по-русски. Тем не менее в подавляющем большинстве случаев такие сноски не делаются, поскольку они могут создать впечатление, что текст переводился с русского, и вообще могут вызвать отторжение у читателя: зачем нам русские слова? Вот два практических примера, как сноска помогает прояснить значение текста. В Дан. 9:24 говорится о помазании Святого Святых, а в следующем стихе появляется Помазанник/Мессия/Христос (разные переводы называют его по-разному). Слово Помазанник ясно указывает на связь между одним и другим, но оно есть не во всех переводах. Например, в крымско-татарском там стоит слово Месих ‘Мессия, Христос’. Связь между стихами пропадает, и потому здесь была дана сноска примерно следующего значения: «Мессия на древнееврейском буквально значит ‘помазанный’». Таким образом, удалось передать и буквальное, и контекстуальное значение этого слова. В Быт. 30:14 упоминаются мандрагоры как средство для пробуждения мужской страсти. Тувинскому читателю это совершенно непонятно, зато в тувинской культуре похожие свойства приписываются жень-шеню. Конечно, в переводе можно было бы заменить одно растение другим, но это означало бы привнести в текст нечто чуждое ему и миру его создателей. Поэтому в тексте оставили мандрагоры, но в сноске сообщили, что их применяли примерно так же, как теперь применяют жень-шень. 4.10.6. Словари (глоссарии) Как только что было сказано, информация, которая относится не к одному или двум, а ко многим местам Библии, обычно выносится в особый словарь в конце издания. Как правило, словари не пишутся заново, а адаптируются из уже существующих изданий, есть и типовые словари, подготовленные сотрудниками партнерских организаций ИПБ и SIL.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Споры вокруг слов «как хотите чтобы с вами поступали» Вот уже почти две тысячи лет существует христианство в мире как стройная религиозно-философская система, а вокруг него, не умолкая, продолжаются споры, вызванные не только желанием познать сущность этой системы, но и стремлением унизить, исказить сущность христианства. Такие споры возникли с появлением христианства и не прекращаются по сегодняшний день. Таким спорам подвергаются не только отдельные притчи и заповеди Иисуса Христа, но и отдельные стихи Нового Завета. Много споров вызвали и разбираемые слова Спасителя, помещенные в 12-м стихе. Так противники христианства говорили о том, что слова из 12-го стиха не содержат в себе ничего нового. Философ Гиббон, по-видимому, с целью унизить правило, предложенное Христом, указывал, что оно встречается и у Сократа за четыреста лет до Рождества Христова в таком виде: «Чем прогневляют тебя другие, того не делай сам» («Толковая Библия» под редакцией А.П.Лопухина , бесплатное приложение к журналу «Странник», Петербург, 1911, том 9, стр.154). Противники христианства приводят и нижеследующие примеры. Философ античности Диоген Лаэрций говорил о том, что Аристотель на вопрос, как следует вести себя с друзьями, ответил «так, как мы желаем, чтобы они вели себя по отношению к нам». Конфуций на вопрос о том, существует ли слово, которым бы можно характеризовать удовлетворительное поведение людей друг с другом, ответил, что такое слово называется взаимность. Широко известное изречение древности «что ты не хочешь делать себе, того не делай другим» приписывали Сенеке и Будде. У древних евреев подобного выражения не встречалось. Зато в Ветхом Завете высказывалась сходная мысль о любви к ближнему, запечатленная в законе Божьем, данном евреям через пророка Моисея. До Христа древние евреи никогда не выражали мысль об отношении к другим людям с такой силой, красотой и доступностью для понимания, как это сделал Спаситель. В отличие от еврейского понимания любви к ближнему, Иисус Христос обогатил эту мысль новым смыслом. Древние евреи закон о любви к ближнему применяли только к евреям, не считая ближними людей не еврейской национальности. Иисус Христос на примере притчи о добром самарянине указал не только евреям, но и всему миру на то, что ближним может быть любой человек, независимо от национальности и вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010