Распорядок общежительного мон-ря прп. Дионисия (по т. н. визант. счету времени): с 6 до 7 ч. после заката солнца - канон (12 четок и 300 земных поклонов); 7-10 - последование утрени; 10-11.30 - отдых в покоях; 11.30-12 - приуготовление к общей молитве; 12-13.30 - литургия и молебен; 13.30-14 - общая обеденная трапеза; 14-18 - службы и послушания; 18-20 - полуденный отдых, занятия; 20-21.30 - службы; 21.30-22.30 - вечерня; 22.30-23.30 - общий ужин; 23.30-24 - прогулка; 24-0.30 - повечерие, закрытие монастырских ворот; 1-6 - ночной отдых; 6 ч.- пробуждение. В келлиях действуют распорядки, установленные старцами. Пример (по т. н. визант. счету времени): 8.30-10.30 - последование утрени; 10.30-11.30 - канон (четки и поклоны); 11.30-12 - завтрак; 12-17 - труд (рукоделие или сельскохозяйственные работы); 17-18 - общий обед (к-рый готовит один из членов синодии); 18-19 - отдых; 19-20 - вечерня; 20-24 - труд; 24-1 - общий ужин; 1-1.30 - повечерие и песнопения в честь Богородицы; 1.30-3 - занятия и частная молитва; 3-8.30 - ночной отдых. По воскресным и праздничным дням распорядок, разумеется, иной. В связи с зависимостью т. н. визант. счета часов от времени года распорядок дня меняется. Монахи мон-р Дионисиат на послушании В начале каждого года на соборе каждого мон-ря происходит назначение братии на послушания. По святогорскому обычаю, насельники ежегодно получают новые послушания, но при необходимости собор может оставить брата на старом послушании еще на год. По окончании заседания братия входят по старшинству в игуменскую и берут благословение у игумена (по греч. афонской традиции целуя его руку), а тот в присутствии старцев доводит до каждого решение собора. Перечень послушаний обычно содержится во внутреннем уставе мон-ря. Его изменение возможно лишь по решению духовного собора. Большинство работ связаны с обеспечением богослужения, сохранением святынь, обслуживанием братии и паломников. Напр., в уставе Вел. Лавры упоминаются послушания: представитель мон-ря в Свящ. Киноте; секретарь мон-ря; казначей мон-ря; помощник эконома (Экономом Вел.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Это было характерной особенностью начального периода обновления афонского монашества. Синодии приходили в монастыри из зависимых скитов и пустыней, братия которых составляет три пятых всех афонских монахов. Новоприбывшие на Афон для жизни монашеской, как правило, удалялись в скиты и пустыньки, где они вели аскетическую жизнь и получали более полное духовное руководство. Первые синодии отца Иосифа стали пополняться в 1950-х годах, позднее, в 1960-е годы, – синодии отца Паисия. Растущий состав синодий сделал затруднительным пребывание их в зависимых кельях, ибо ощущалась острая нужда в местах жительства. При этом стало возможным размещаться в монастырях, которые хоть и приходили во все большее запустение, но имели достаточно места для размещения растущих синодий. Процветающие синодии переселялись в пустеющие монастыри. Новоприбывшие занимали управленческие посты в монастырях, а также делали их пригодными не только для собственного проживания, но и для приема новых монахов. На втором этапе, с середины 1970-х годов, монахи стали перемещаться – и снова группами – из более процветающих монастырей в более слабые. И снова новоприбывшие оказывались во главе своего нового пристанища. Так была решена проблема непропорционального роста насельников в одних монастырях и угрозы полного запустения в других. В начале 1980-х годов началось возрастающее движение из монастырей назад в скиты и кельи. Монахи, прожившие в монастырях много лет и стяжавшие необходимый монашеский опыт, переходили в скиты и каливы, где было более тихо и мирно. Началось широкое восстановление исихастириев. Количество монахов на Святой Горе возрастало в обратной пропорции их среднему возрасту, потому что почти все новоприбывшие были молодыми. Подавляющее большинство монахов прибыло за последние 25 лет. Таким образом произошло омоложение афонского монашества и переформирование возрастной пирамиды – средний возраст сместился к 45 годам. Большинство монахов сегодня в возрасте от 31 до 40 лет; молодых больше в монастырях, чем в исихастириях.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Так, о подвигах св. Григория на острове Кипре, очевидцем которых Каллист не был, он собрал сведения от одного кипрянина, по имени Лев, человека учёного и мудрого, прибывшего для научных занятий в Константинополь во время патриаршества Каллиста. О духовных трудах св. Григория во время подвижничества на Синае нашему автору сообщил достоверные сведения приближённый и любимый ученик св. мужа – инок Герасим. Значит, как писатель жития, патриарх Каллист находился в самых благоприятных условиях, и его авторская компетентность и достоверность не подлежат, в данном отношении, никакому сомнению. Далее, житие св. Григория очень богато содержанием. Здесь находятся весьма обстоятельные сведения о подвигах и деятельности одного из замечательных аскетов Греко-Восточной церкви, который прославил своими духовно-нравственными трудами Кипр, Крит, Синай, Афон и Парорию (во Фракии). Всюду он явил себя высоким и ревностным носителем монашеских идеалов, основывал келии и лавры, собирал учеников, распространял истинные аскетические понятия, проповедовал так называемое исихастское учение, которое имело весьма важное значение в общем мировоззрении византийско-восточного монашества. Наряду со св. Григорием, Каллист характеризует и его многочисленных учеников и сообщает важные исторические сведения о синодии своего учителя. Кроме того, житие проливает исторический свет на положение иночества на горах Синае и Афоне в конце XIII и начале XIV b. и в пустыне Парорийской и на некоторые факты из внутренней жизни современной Византии. Правда, житие не содержит точных хронологических дат относительно описываемых событий, но некоторые подробности, здесь сообщаемые, дают ключ к хронологическому пониманию фактов. Вообще, в богословско-историческом отношении житие св. Григория является очень важным и ценным. Что касается собственно литературной его стороны, то нужно, прежде всего, отметить удачную авторскую концепцию биографического материала, выразившуюся в довольно удовлетворительном плане. Житие открывается введением, в котором автор говорит о суетности мирской славы и вечном значении добродетельной жизни и т. д., потом следует повествовательная часть, где подробно излагается нравственно-аскетическое мировоззрение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

К иноческим учреждениям на Афоне относятся также келии. Келия представляет небольшой монастырек, расположенный на земле одного из главных афонских монастырей или на территории святогорского городка Карей, уступленной по особому условию (μολογα) живущему в келии братству. Обыкновенно во главе келии находится геронт-старец, на имя которого написана омология и который признается законным владельцем келии, ответственным перед монастырем за точное и правильное исполнение договорного условия. От него монастырь получает определенную денежную плату за келию и правительственный сбор по числу живущего в ней братства, к нему же обращается и афонский кинот всякий раз, как возникают вопросы и дела, касающиеся всех святогорских монахов. Геронт является и настоятелем келии, руководителем в нравственной жизни и духовным отцом живущего в ней братства. Каждый геронт имеет и свою синодию, то есть учеников и последователей, в числе двух. Эти два члена синодии обыкновенно вносятся и в монастырскую омологию с обязательной припиской, что в случае смерти геронта права собственности на келию переходят к старшему его ученику, который и становится во главе братства, с достоинством геронта; младший член синодии делается ближайшим помощником геронта, а на его место избирается новый брат, имя которого также вносится в новую редакцию омологии. Таким образом, по установившемуся издавна на Афоне обычаю, каждая келия должна иметь налицо трехчленную синодию, с правом преемственной передачи келии из поколения в поколение, при условии известного денежнего взноса (обыкновенно – одной трети стоимости келии) в пользу монастыря. Но в последнее время вследствие большого стечения на Афоне любителей иноческого любомудрия в келиотской практике произошла перемена. Монастыри уступают принадлежащие им келии во владение только трех лиц, без права внесения в омологию новых членов синодии и без права преемственного перехода келии от старца к его ученикам. Отсюда происходит, что в момент смерти последнего старца у него не оказывается законных наследников, и келия переходит в собственность монастыря, на земле коего она находится. А с другой стороны, при возобновлении омологий в случае смерти одного из членов синодии и вступления в ее состав нового брата монастыри стали теперь представлять различные затруднения с целью ускорить возвращение келии во владение монастыря. Не говорим уже о том, что стоимость келии возросла в высшей степени и считается ныне в десятках тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

К иноческим учреждениям на Афоне относятся также келлии. Келлия представляет небольшой монастырек, расположенный на земле одного из главных афонских монастырей или на территории святогорского городка Карей, уступленной по особому условию ( ομολογια) живущему в келлии братству. Обыкновенно во главе келлии находится геронт-старец, на имя которого написана омология, и который признается законным владельцем келлии, ответственным пред монастырем за точное и правильное исполнение договорного условия. От него монастырь получает определенную денежную плату за келлию и правительственный сбор по числу живущего в ней братства, к нему же обращается и афонский кинот всякий раз, как возникают вопросы и дела, касающиеся всех святогорских монахов. Геронт является и настоятелем келлии, руководителем в нравственной жизни и духовным отцом живущего в ней братства. Каждый геронт имеет и свою синодию, то есть учеников и последователей, в числе двух. Эти два члена синодии обыкновенно вносятся и в монастырскую омологию, с обязательной припиской, что, в случае смерти геронта, права собственности на келлию переходят к старшему его ученику, который и становится во главе братства, с достоинством геронта; младший член синодии делается ближайшим помощником геронта, а на его место избирается новый брат, имя которого также вносится в новую редакцию омологии. Таким образом, по установившемуся издавна на Афоне обычаю, каждая келлия должна иметь налицо трехчленную синодию, с правом преемственной передачи келлии из поколения в поколение, при условии известного денежного взноса (обыкновенно – одной трети стоимости келлии) в пользу монастыря. Но в последнее время, вследствие большого стечения на Афоне любителей иноческого любомудрия, в келлиотской практике произошла перемена. Монастыри уступают принадлежащие им келлии во владение только трех лиц, без права внесения в омологию новых членов синодии и без права преемственного перехода келлии от старца к его ученикам. Отсюда происходит, что в момент смерти последнего старца у него не оказывается законных наследников, и келлия переходит в собственность монастыря, на земле коего она находится. А с другой стороны, при возобновлении омологий, в случай смерти одного из членов синоды и вступления в ее состав нового брата, монастыри стали теперь представлять различные затруднения, с целью ускорить возвращение келлии во владение монастыря. Не говорим уже о том, что стоимость келлии возросла в высшей степени и считается ныне в десятках тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Примите уверения в беспредельной любви, с коими остаюсь молитвенником за Вас пред Богом. Благословения и приветствия мои Его Высокопреподобию господину Афанасию и всей Вашей синодии. Нектарий Пентапольский. P. S. Через сестру нашу Афанасию узнали о предстоящем приезде в Афины отца Афанасия, которому поэтому не стали отвечать (что видно и из его письма к нам) в надежде увидеться лично и от него неподалеку. Письмо 4 Дирекция Ризарийской духовной семинарии. Афины. 26 января 1908 года Ваше Высокопреподобие господин Даниил, желаем Вам всего наилучшего! Получили драгоценное Ваше послание от 27 числа истекшего месяца и года, на которое отвечаем с запозданием ввиду одолевшей нас, но ныне по благодати Божией оставившей немощи. Уведомляем, что испрошенные книги отосланы через Великую Лавру Святой Горы тремя упаковками, в том числе: «Антиоховы Пандекты» (20 экземпляров), «Познай самого себя» (2 экземпляра), «Духовный спутник» (20 экземпляров) и «Феотокарион» (1 экземпляр). Сверх того, один экземпляр «Антиоха» и по экземпляру остальных книг посылаем от себя в Перокопион Каппадокийский иеромонаху Дионисию Харлампидису, коему прошу передать и наши благословения. Благодарим Ваше Преподобие за благопожелания и поздравления в связи с окончательным устроением обители, где святые девы усовершаются в добродетели и благоугождении Богу. Молю о них и о Вас Господа, просвещающего и наставляющего на путь совершенства во Христе. Вы премного обяжете нас, соблаговолив написать слово духовного вразумления к девам для их укрепления. Продиктованное деянием и созерцанием 198 , Ваше послание будет для них, лишенных наставления к таковой жизни, утешением, духовной усладой и истинной поддержкой. Передайте благословения всей Вашей синодии: иеромонаху Афанасию, монахам Иоанну, Даниилу и Стефану, коих сердечно благодарю за их воссылаемые к Богу моления о мне, твердо веруя, что они будут мне во спасение. Остаюсь, лобызая Вас с любовью и наилучшими благопожеланиями, Нектарий Пентапольский. Читать далее Источник: Ангельское житие/Старец Даниил Катунакский; пер. с новогр. Ю.С. Терентьева. – Москва : Изд. Московского Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. – 255 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Вмч. Георгий Победоносец. Икона. XI в. (мон-рь Ватопед) Каждое зависимое монастырское учреждение (скит, келлия, исихастирий, кафизма) имеет свой распорядок, утвержденный главенствующим (кириархальным) мон-рем. Подвизающиеся в них отшельники считаются членами братии главенствующего мон-ря, к-рый уступает им во владение их жилище путем оформления т. н. долгового соглашения (μλογον), составленного на определенных условиях. Лицо, на имя к-рого составляется соглашение, именуется старцем. Келлиоты подчиняются старцу как настоятелю. Все старцы должны безотлагательно сообщать о послушниках, принятых ими в ученики, и указывать точные сведения в своих Монахологии и Книге послушников. Обе эти книги ежегодно проверяются главенствующим мон-рем. В соглашении указываются имена братий, составляющих синодию старца. Изменение их строго запрещено. При постриге монаха или послушника необходимо разрешение господствующего мон-ря; только с его согласия вносится новое имя в соглашение, признающее насельника членом синодии, имеющим право на законное наследование. Келлии уступаются главенствующим мон-рем по определенной цене в преемственное владение 3 лицам. Каливы в скитах приобретаются после получения покупателем индивидуального разрешения на покупку от собора скита, с согласия главенствующего мон-ря, через оформление долгового соглашения. При продаже келлии и каливы предпочтение всегда отдается главенствующему мон-рю (ст. 140, 148). По смерти старца келлии или каливы главенствующий мон-рь в соглашении «поставляет на место старца первое лицо его синодии, а на место первого - второе, вписывая и третье лицо, имеющее постриг с разрешения мон-ря». Запрещается наличие в одной келлии или каливе более 6 чел. (ст. 159, 162). Отсутствующие без разрешения главенствующего мон-ря более 6 месяцев вычеркиваются из соглашения (ст. 131-132). Внутренняя жизнь скитов следует внутреннему распорядку, утвержденному главенствующим мон-рем, и не может противоречить действующему Уставу (ст. 144). «Подвизающиеся в скитах монахи обязаны регулярно исполнять свои религиозные обязанности и, ничего не опуская, молиться на бдениях в храмах Господних» (ст. 145). Каждый скит управляется дикеем (скитоначальником), советниками (эпитропами) и соборными старцами; дикей избирается сроком на 1 год из числа старцев-каливитов, «отличающихся добродетелями и способностями, признанными главенствующим мон-рем»; половина из 2-4 членов совета выбирается одновременно с дикеем, др. половина назначается главенствующим мон-рем. Каждый скит имеет свою печать, содержащую его название и название главенствующего мон-ря, к-рая состоит из неск. частей, хранящихся у членов совета (ст. 149-154).

http://pravenc.ru/text/77102.html

Братьям моим, находившимся со мной, я оставляю свои одежды и убогое моё ложе». В заключение патриарх говорит, что вследствие бедности патриархии и своей болезни он сделал долги и, между прочим, занял несколько золотых монет (иперпиров) у остиария Андрея и хлебника ( ρτοποις) Вальсамона; в уплату должникам патриарх оставил свой энколпий и, кроме того, просил уплатить одну часть долга из казны, а другую из доходов с имения при церкви Паспара, принадлежавшего патриархии. 200 Таким образом, завещание Исидора, являясь памятником литературного значения, проливает свет и на нравственную личность и деятельность этого патриарха, а вместе с тем и вообще знакомит с бытом патриархов в XIV b. Оказывается, бедствия эпохи – внешние и внутренние, политические неурядицы и церковные нестроения наложили своё бремя и на экономический быт патриархии, которая по временам, – как при Исидоре, – испытывала большие финансовые затруднения, так что этот патриарх вынужден был обратиться к материальной помощи своей синодии. Далее, патриарх Исидор, по свидетельству Григоры, занимался церковно-поэтической деятельностью и составлял священные гимны в честь Троицы, Девы Марии и святых, которые и употреблялись в церковном богослужении. Содержание этих песнопений касалось вопроса о сущности Божества и божественных действиях и находилось в связи с богословским спором паламитов и варлаамитов. Но эти произведения патриарха не сохранились, и о качествах их приходится судить лишь по отзыву Григоры, противника и патриарха Исидора, и св. Григория Паламы ; разумеется, при такой оценке трудно рассчитывать на беспристрастие, – и Григора, действительно, высказывает отрицательный отзыв о церковных гимнах Исидора. 201 Наконец, патриарху Исидору принадлежат шестнадцать канонических документов по церковным делам, проливающих свет на характер его административной деятельности, которая совершалась в строгом согласии с церковными правилами. 202 Патриарх Каллист I, по фамилии Тиликудис, 203 дважды занимал Вселенский престол (1350–1354 и 1355–1363).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Вдохновлённый от Бога истинной мудростью в духе и чистым познанием, он благоуханием своей добродетели, более приятным, чем миро многоценное, а также божественной широтой и высотой учительного своего дарования всех с радостью привлекал к себе и души их напоял приятными для пития и сладчайшими самого мёда речами из самых приятных ульев и источников своей добродетели. И как пресловутый магнитный камень непостижимой силой своей природы притягивает и привлекает к себе самое твёрдое железо, так и он, Григорий, не только увидевших и беседовавших с ним, но и дальних и находившихся вдали привлекал к себе пригодными и душеполезными своими речами, которые всякий благоразумный человек вполне справедливо должен назвать глаголами живота вечного (Ин. VI, 68) и вместе божественными звуками. И как было и во времена Христа, моего Бога, Андрей, увидев Его, тотчас оставил Иоанна, пришёл к Иисусу и неотлучно и неотступно следовал за Ним, так много раз и разными способами было и во время Григория: наиболее выдающиеся из людей добродетельных и учительных, как только замечали его, достигшего высшей степени благочестия и духовного совершенства, в радостном и кротком выражении лица, отпечатлевающего и выражающего внутреннее сияние души, отказывались от своих наставников и, обратившись к его учению и дружине (синодии), 484 ( Ссылка на прим. 16 ) подчинялись ему, стремясь получить от сего пользу. Так и священный во всём и почтенный авва Николай не только отказался от известности, стряхнув, как пустое и излишнее бремя, человеческую славу и почести, но и, отложив на второй план старость и время, поспешил с повиновением, бросился к прекрасным ногам его, благовествующим мир и благое. И принял на себя определённое послушание и труд, согласно господствующему порядку, признав их как бы опорой для себя и видя в этом большую пользу. И вот он, Николай, посвящённый, по примеру Самуила, Богу, управляя, свирелью речей Григория, движениями своих помыслов, будучи испытан во всякой добродетели и смирении, в большой мере превзошёл и всех тамошних (иноков).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Димитракопулос Софоклис Монашеское поприще На Хиосе, давшем православному миру немало святых, состоялся главный выбор Анастасия Кефаласа – путь служения Церкви. В 1873 году он, тридцатилетний сложившийся человек, твердо осознавший свою цель и способный принимать ответственные решения, уступил учительскую должность родному брату Хараламбосу 33 и ушел послушником в местную обитель Неа Мони. Там 7 ноября 1876 года после трехлетнего искуса совершился его монашеский постриг с именем Лазарь, в честь преподобного Лазаря († 867), память которого приходится на этот день 34 . В кодексе монастыря сохранилась собственноручная его роспись: «1876 г., 7 ноября, я, монах Лазарь Кефалас, причисленный к синодии Неа Мони, внес положенную сумму – 200 гросий». Помимо обычных иноческих послушаний, он, по свидетельству подвизавшегося там в это же время протосинкелла 35 Хиосской митрополии и будущего игумена Неа Мони Кирилла Трехакиса (1847–1928), был «в обители дидаскалом 36 и секретарем... усердно трудясь». Этот же период его жизни связан с посещением острова Парос (родины святого Афанасия). Здесь, кроме подворья своего монастыря, монах Лазарь побывал в известной Лонговардской обители, где познакомился с другим великим колливадом – преподобным старцем Арсением (1800–1877; канонизирован в 1967, память 31 января). Кроме живого примера колливадов 37 , выдающуюся роль в «добром изменении» монаха Лазаря сыграла и духовная дружба с рассудительнейшим старцем Пахомием Ареласом (1840–1905). Принадлежа к неамонийской братии, старец Пахомий ради более сурового жития удалился в близлежащий скит Святых Отцов на Овчей горе. Он славился глубоким благочестием, незлобием и человеколюбием. Духовная их дружба продолжалась до самой смерти отца Пахомия. Недавно опубликованные два письма митрополита Нектария к старцу исполнены любви и глубочайшего благоговения. Так, в первом, от 15 мая 1902 года, святой называет своего друга «преподобнейший во Христе брате и отче Пахомие» и просит ответить ему «собственноручно» в доказательство того, что подорванное его здоровье улучшилось: «Желал бы, чтобы Вы написали о себе собственноручно, дабы увериться, что Вы вполне оправились от немощи и вернулись к духовным трудам». Второе письмо, от 23 июня 1903 года, пронизано ностальгией по памятным для обоих и духовно наполненным дням в скиту на Овчей горе:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

  001     002