Сенатора Аполлония допрашивал римский префект Терентий (по другим данным, префекта звали Перенний), и первый его вопрос был таким: —    Аполлоний, почему ты противишься непобедимым законам и повелению императора и почему ты отказываешься принести жертву богам? Судя по формулировке обвинения — «непобедимые законы и повеление императора», префект обращался к государственному человеку, сведущему в законах. —    Потому что я христианин и боюсь Бога, сотворившего небо и землю, и не приношу жертву бездушным идолам, — ответил подсудимый. Тогда префект напомнил ему о том, что каждый гражданин Рима, вне зависимости от веры, должен в первую очередь выполнять указы императора и Аполлонию еще не поздно доказать свою лояльность. —    Но ты должен бы раскаяться в таком настроении вследствие императорских указов и поклясться Фортуною самодержавного Коммода, — подсказал префект. —    Выслушай внимательно мой ответ, — ответил Аполлоний. — Тот, кто раскаивается в добрых и справедливых делах, в действительности нечестив... И со всей обстоятельностью объяснил Терентию, почему он является противником всяких клятв, кроме как «в истине истинным Богом», прибавив в конце: —    ...Хотя мы любим также и императора и возносим молитвы за его величество. Сбитый с толку префект перешел к привычным действиям и приказал: —    Иди же и принеси жертву Аполлону и другим богам, а также и изображению императора. Но Аполлоний снова ему пояснил, почему жертвоприношения перед изваяниями императора или эллинских божеств невозможны для христианина и почему он не будет в этом участвовать. —    Ты призван сюда не для того, чтобы толковать о философии, — раздраженно заметил префект. — Я даю тебе один день сроку для размышления о твоих делах и для обсуждения вопроса о твоей жизни. Судья приказал взять Аполлония под стражу и отвести в темницу. Наверняка он рассчитывал, что оказавшийся в грязном подземелье сенатор быстро заскучает по своим дворцам и одумается. Но, как точно сказал христианский апологет Татиан, сам из знатного рода, имевший все блага жизни: «Не хочу царствовать, не желаю быть богатым, отказываюсь от военачальства, ненавижу блуд; не замышляю плавать на корабле ради ненасытной жадности, не вступаю в борьбу за получение венков; я свободен от безумного честолюбия, презираю смерть, я выше всякого рода болезни, печаль не снедает моей души» («Речь против эллинов»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

1 . (1) Во время беззаконных поборников идолослужения издаваемы были по город и вес нечестивые повеления против благочестивых христиан, чтобы принуждать их приносить жертвы (σπνδειν) суетным идолам. (2) Вследствие этого упомянутые святые мужи были схвачены и приведены к римскому префекту (παρχος) по имени Рустик. 2 . (1) Когда они были приведены в судилище, префект Рустик сказал Иустину: «Сначала повинуйся богам и покорись царям 651 ». (2) Иустин сказал: «Безупречно и безукоризненно повиноваться [лишь] заповеданному Спасителем нашим Иисусом Христом». (3) Префект Рустик сказал: «Каких учений ты придерживаешься?» Иустин сказал: «Я старался познать всякие учения, но пристал к истинным учениям христиан, хотя они и не нравятся лжемудрствующим». (4) Префект Рустик сказал: «Такие тебе Редакция γ (4) Тот, объятый гневом, говорит: «Принеси жертву бессмертным богам, Иустин 652 , исполняя царские предписания, и убеди так же поступить прилежно и этих вот, тобою обманутых, если не хочешь вместе с ними плохо кончить». 2 . (1) «Предписания, префект, [одного лишь] Господа нашего 653 Иисуса Христа необходимо исполнять, – сказал святой, – которые приводят людей к жизни нетленной. Повелений же твоего царя, ведущих к погибели и вечной смерти, и выслушивать не нужно». (2) Префект [спросил]: «Где только ты выискал, злонравный, такие учения?» Святой [ответил]: «Ознакомившись со многими [учениями], я обрёл эту истиннейшую и великую веру, на которой я стою и в которой умереть желаю ради Христа, (3) ибо Он – Редакция α сказал: «Да, потому что я с правильной верой следую им». (5) Префект Рустик сказал: «В чем состоит эта вера?» Иустин сказал: «В том, что мы чтим Бога христианского, Которого одного почитаем изначальным Создателем этих [вещей и] сотворения всего мира, и Отрока Божия Иисуса Христа, о Котором предсказано было пророками, что Он придет к роду человеческому глашатаем спасения и наставником добрых учений. (6) Но я понимаю, что мало могу говорить о божестве Его, признавая, что [для этого нужна] некая пророческая сила, (7) потому что [пророками] предвозвещено о Том, Которого я только что назвал Сыном Божиим. Потому знай, что свыше проповедовали пророки о пришествии Его к людям».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

— Ну, что? Согласна теперь? — спросил префект с торжеством. — Я христианка, — прошептала она чуть слышно. — Продолжай! — крикнул префект палачу. Еще поворот колеса, но ни слова, ни звука, только очередной раз хрустнули кости. — Поклонись богам, принеси жертву! — сказал префект. Молчание. Он повторил слова свои еще громче. То же молчание. Палач заглянул в лицо Цецилии и невольно отшатнулся. Что такое? — спросил префект. — Умерла! — сказал палач. — Не может быть, не может быть! — вскрикнул префект. — Так скоро? — Посмотри, — отвечал палач и повернул колесо в обратную сторону: тело Цецилии, безжизненное, неподвижное, с бледным лицом и бледными вывернутыми руками, висевшими, как плети, поразило всех присутствовавших. Вдруг из толпы раздался громкий гневный голос: — Тиран бездушный! Изверг! Смотри на эту христианку, на это дитя, и пойми, что умирающие таким образом победят! С нами Бог и Его сила! — А! Теперь ты не уйдешь от меня! — закричал Корвин, бросаясь в толпу с бешенством разъяренного зверя. Но неожиданно он налетел на какого-то офицера громадного роста и ударился головою о его грудь. Удар был так силен, что Корвин зашатался, а офицер поспешил поддержать его и заботливо спросил: — Не ушибся ли ты, Корвин? — Нет, нет, нисколько, пусти меня. — Постой, не торопись, право, ты сгоряча, быть может, не чувствуешь удара. Он был ужасен, не повредил ли ты себе руки или ноги? Позволь, я ощупаю тебя! — Оставь меня, — закричал Корвин, порываясь вперед, — а то он убежит. — Кто он? Куда убежит? — говорил великан, преграждая Корвину дорогу. — Панкратий, разве ты не слыхал его голоса? Он оскорбил моего отца. — Панкратий? — сказал Квадрат с притворным удивлением и посмотрел вокруг себя. — Но я его здесь не вижу, где же он? Тебе, верно, показалось! Наконец, он выпустил Корвина. Корвин бросился на поиски Панкратия, но толпа уже мало-помалу редела. Панкратия нигде не было. Префект приказал палачам бросить тело Цецилии в Тибр;« но другой офицер, плотно закутанный в плащ, сделал знак палачу. Улучив благоприятную минуту, последний вышел за офицером в глухой переулок и получил туго набитый кошелек.

http://azbyka.ru/fiction/fabiola-ili-tse...

1й трибун Да, я не видел здесь изображений Ни Юлия, ни Августа, ни даже Божественного нашего владыки Тиверия — храни его Юпитер! Префект Великий наш властитель, покоряя Народы чуждые, нигде досель В терпимости широкой не касался Обычаев и верований их. Пилат Назначенный сюда, не мог снести я Подобного позора и, кормило Правления рукою властной взяв, Велел тайком из Кесарии ночью В Ерусалим, в Антониеву башню Отнесть когорт знаменные отличья - Значки с изображением священным Божественного кесаря. Префект Опасный И смелый шаг! Позволено да будет Правителя поздравить мне с такой Отважною решимостью. Пилат Когда Увидели с рассветом иудеи Значки когорт между зубцами башни, [Что высится над площадью широкой, Где храма жертвенный алтарь курится, Они густой толпою в Кесарию С стенаньями и воплем повалили. Пять дней и пять ночей они меня В моем дворце упорно осаждали. Я, наконец, велел загнать их в цирк. Их жалобы все громче раздавались. Когда ж, по знаку моему, сверкнув Мечами, воины их окружили, На землю пав и шеи обнажив,-] Толпа вскричала, что умрет скорее, Чем надруганье над законом их Снесет. Префект Но прокуратор, нет сомненья, Поставил на своем? Пилат (в некотором смущении) . Кровопролитья Не допустил я… Я значки когорт Велел унесть обратно в Кесарию. И ненавистны стали с той поры Евреи мне. 2й трибун Не очень-то их любят И в Риме. Помнится, тому назад Лет десять, было выслано оттуда Вольноотпущенных евреев тысяч До четырех. Пилат Божественный Тиверий Такую меру принял по совету Сеяна, не терпевшего евреев. Правитель мудрый, дальновидный Элий Сеян и мне наказывал, меня Поставив в Иудею, быть построже С народом здешним. И теперь щиты Из золота литого, на которых Тиверия божественное имя Начертано, я здесь перед дворцом Развесил. Префект Их я с площади заметил, Входя сюда; украшен ими мрамор Перил перед твоим судейским креслом. Пилат Что в Риме нового? Здоров ли кесарь? Префект Стареет. 1й трибун Уж ему восьмой десяток. 2й Все также он страдает лишаями, И пластыри чернеют на лице.

http://azbyka.ru/fiction/czar-iudejskij-...

– Они мирятся! – закричали деревенские политики. – Я говорил вам, – прибавил один старик. – Орсо Антонио слишком долго жил на континенте, чтобы поступить решительно. – Однако, – возразил один реббианист, – заметьте, что ведь Барричини идут к нему. Они просят прощения. – Это префект одурачил их всех, – отвечал старик, – теперь уже нет мужества в людях, и юноши так же мало заботятся об отцовской крови, как если бы все они были незаконными детьми. Префект был немного удивлен, увидя, что Орсо на ногах и ходит совершенно свободно. Коломба созналась в своей лжи и попросила извинения. – Если бы вы остановились в другом месте, господин префект, – сказала она, – то брат еще вчера пошел бы засвидетельствовать вам свое почтение. Орсо рассыпался в извинениях, уверяя, что он ни при чем в этой нелепой хитрости, которая его глубоко оскорбила. Префект и старик Барричини, казалось, верили искренности его сожалений, доказывавшейся и его смущением, и упреками, обращенными к сестре, но сыновья мэра не были удовлетворены. – Над нами издеваются! – сказал Орландуччо настолько громко, чтобы его услышали. – Если бы моя сестра сыграла со мной подобную шутку, – сказал Винчентелло, – я скоро отбил бы у нее охоту повторить ее. Эти слова и тон, которым они были произнесены, не понравились Орсо и испортили ему настроение. Он обменялся с молодыми Барричини взорами, отнюдь не выражавшими благосклонности. Тем временем все сели, кроме Коломбы, которая стояла у дверей в кухню. Префект заговорил и после нескольких общих фраз о предрассудках страны напомнил, что в большинстве случаев самая закоренелая вражда основана только на недоразумении. Потом, обращаясь к мэру, он сказал ему, что господин делла Реббиа никогда не верил, что семейство Барричини принимало прямое или косвенное участие в плачевном событии, лишившем его отца; что, правда, он питал некоторые сомнения относительно одной частности процесса, шедшего между двумя семействами, что эти сомнения объяснялись долгим отсутствием гна Орсо и характером полученных им известий; что, убежденный последними показаниями, он считает себя совершенно удовлетворенным и желал бы вступить с гном Барричини и его семейством в дружеские и добрососедские отношения.

http://azbyka.ru/fiction/karmen-novelly-...

Префект не успел облачиться в парадные одежды своего сана и пошел в толпу. Выбравшись из нее, он приказал подать себе лодку и поехал морем, чтобы предупредить императора. С грозными криками толпа окружила дворец. Император объявил через глашатаев свой приказ, в котором обещал немедленно вернуться в город, строго разобрать дело о язычниках и покарать их. Раздражение стихло, и толпа рассеялось. Этот взрыв народной ярости произошел 18 апреля 580 года. Тиверий сделал распоряжение усилить городской гарнизон и вернулся в столицу. Префект Севериан был отставлен и на его место назначен Юлиан. Он получил приказание арестовать и наказать зачинщиков бунта. Так как в этом движении принимали участие иудеи, самаритяне и всякие еретики, то префект арестовал некоторых из них, производил допрос и, установив их виновность в бунте, подвергал смертной казни. Эти казни не вызывали никакого протеста в христианской и правоверной массе населения, а напротив, принимались как должное возмездие за вмешательство иудеев и еретиков в дела правоверных христиан. Когда черед дошел до христиан, то в отношении к ним префект был мягче и ограничивался сечением, – в особенности, если то были малолетки, которые также принимали участие в буйствах, – или же с позором возил виновных по городу на осле. Наконец префект счел нужным просить императора дать амнистию христианам за бунт, и Тиверий дал разрешение прекратить взыскание. В то же время во дворце Плацидии начались заседания суда над язычниками. Виновность Анатолия была доказана и его приговорили к страшной казни: после пыток он был брошен на арену к диким зверям, которые его истерзали, а затем его распяли на кресте. Жестоким пыткам подвергнут был также близкий к Анатолию Феодор, у которого вырвали признание в разных демонских делах. Он скончался в тюрьме, но его труп все-таки был сожжен. Следствие и суд продолжались и после этих казней, и много людей потерпели разные мучения как в столице, так и в других местах. 966 Дело о язычниках создало большие затруднения антиохийскому патриарху Григорию. Так как Анатолий пользовался его расположением, то нашлись ревнители православия, обвинившие патриарха в прикосновенности к этому делу. Подвижное антиохийское население возгорелось ненавистью к своему духовному главе, и на улицах раздавались крики: «В огонь его!» Григорий имел знакомства с влиятельными людьми при дворе и, располагая большими церковными средствами, отправился в столицу. По сообщению монофизитского писателя, он задарил членов синклита и родных патриарха, который был вначале против него, но не устоял пред его подношениями. Будучи принят при дворе и укрепив свои связи в столице, Григорий вернулся с почетом в Антиохию и, чтобы расположить к себе население, исхлопотал у императора пособие на постройку ипподрома. Рассказывали, что он сам привез из Константинополя мимов, чтобы веселить народ в дни игр. Ревнители христианского благочестия осуждали Григория и применяли к нему слова Евангелия: «Если соль обуяет, то чем осолится». 967

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

5 . (1) Префект говорит Иустину: «Слушай, ты, так называемый ученый ( λεγμενος λγιος), и думающий. что знаешь Редакция γ скажешь?» «Скажу, что я христианин, – ответил мученик, – и единомыслен с другими». 4, (1) Тогда, надолго онемев от отпора святых, начальник, снова обретя дар речи, обратился к Иустину: «Послушай, ты, так называемый ученый, и думающий, что знаешь истинные Редакция α небо?» (2) Иустин сказал: «Надеюсь, благодаря терпению, если претерплю. Но знаю, что и проживших правильно ожидает вплоть до испепеления». (3) Префект Рустик сказал: «Итак, ты полагаешь, что взойдешь?» Иустин сказал: «Не полагаю, но точно убежден ». (4) Префект Рустик сказал: «Если не послушаетесь, то будете покараны». (5) Иустин сказал: «Мы молимся, чтобы спастись, претерпев кару». (6) Префект Рустик объявил: «Не захотевшие принести жертвы богам, должны быть после флагелляции [φραγελλωθντες от лат. flagellare, бичевать; ср. Мф.27:26 ] уведены согласно законам». Редакция γ учения! Если ты после бичевания будешь обезглавлен, то полагаешь в самом деле взойти на небо, как ты думаешь, и получить какое-нибудь приличное 670 вознаграждение [за то], что учишь 671 ?» (2) Святой же [ответил]: «Не полагаю, но точно знаю и уверен». Тогда начальник, продолжая общий допрос, говорит: «Раз вы так это говорите, нечестивцы, поведем речь о предстоящем. (3) Принесите все вместе жертвы богам, дабы не погибнуть плохо. Ибо какой благоразумный человек захотел бы оставить этот сладчайший свет, предпочтя ему смерть?» (4) «А какой разумный человек, – возразил Иустин, – предпочел бы отпасть от благочестия к нечестию, от света к тьме, от Бога живого 672 к душегубцам демонам?» (5) «Если не принесете жертвы, – сказал начальник, – то в таком случае приступим к пыткам». (6) Святые [ответили]: «Об этом мы молимся, префект, и жаждем этого и стремимся к этому, и это даст нам великое дерзновение на страшном суде (βματι) Христовом, на котором думаем получить каждый по делам своим. Итак, делай, что хочешь, ибо мы христиане, как [уже] много раз говорили, и не будем приносить жертв идолам» 673 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Претор плебса – см.: претор димов. Преторий – 1) часть римского военного лагеря, отводимая для высшего командного состава; 2) в Византии – здание, где размещалась канцелярия главы провинциальной администрации, иногда судебное учреждение, тюрьма, а также хранилище продуктов, полученных от налогоплательщиков; 3) в Константинополе в начале VI в. было три П. – префекта претория, магистра оффиций и префекта города. Последний П. находился под надзором эпарха и подчиненного ему логофета преториев. Примечательно, что Константин Багрянородный в своем сочинении «О фемах.» подчеркивал различие между «городом – преторием», то есть главным городом, резиденцией стратига, и прочими городами. Префект – высокая военная и административная римская должность. П. префектуры – глава гражданского управления Империей в ранней Византии (таких П. было два – Востока и Иллирика). П. претория обладал широкой административной, судебной и финансовой властью и в чиновной иерархии Империи следовал после государя. Иногда П. называли наместника какой-либо области или архонта крупного города. Префект августал – префект Египта. См.: августам. Префект города – гражданский правитель Константинополя, подчинявшийся непосредственно императору. См.: эпарх (ипарх). Префектура – крупнейшая административная единица поздней Римской империи, обычно включавшая несколько провинций (эпархий). При разделе Империи к Востоку отошли две П.: Восток (диоцезы Египет, Восток, Азия, Понт, Фракия) и Иллирик (диоцезы Дакия, Македония). См.: префект. Приданое – греч. проикс, важная, но не обязательная сторона законного брака; согласно ромейскому праву, «движимое, недвижимое и самодвижущееся имущество», которое рассматривалось как вклад жены в расходы по ведению общего хозяйства в период брачной жизни, «дар» для родившихся в браке или приемных детей. П. могли вносить отец жены или ее дед, она сама или даже какое-либо третье лицо. Оно могло быть передано до заключения брака, но допускалось вручение его в течение брака. В отличие от римского права, П. в византийском праве оставалось собственностью жены, а муж рассматривался только как лицо, распоряжающееся им во время семейной жизни, но обязанное возвратить жене П. в случае расторжения брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Орсо, Орсо! Ради шкатулки, которую я вам дала, умоляю вас, выслушайте меня! Между нами и Барричини кровь; вы не пойдете к ним! – Сестра! – Нет, брат, вы не пойдете, или я уйду из этого дома, и вы никогда не увидите меня… Орсо, сжальтесь надо мной! И она упала на колени. – Я в отчаянии, – сказал префект, – что синьора Коломба так неблагоразумна. Я уверен, что вы убедите ее. Он отворил дверь и остановился, ожидая, что Орсо пойдет за ним. – Я не могу оставить ее теперь, – сказал Орсо. – Завтра, если… – Я еду очень рано, – сказал префект. – По крайней мере, брат, подождите до завтрашнего утра! – воскликнула Коломба, сложив руки. – Дайте мне пересмотреть бумаги отца… Вы не можете отказать мне в этом. – Хорошо, ты посмотришь их сегодня вечером, но по крайней мере не будешь мучить меня потом этой сумасбродной ненавистью… Простите, господин префект… Я и сам чувствую себя так дурно… Лучше завтра. – Утро вечера мудренее, – сказал префект, уходя. – Я надеюсь, что завтра вся ваша нерешительность пройдет. – Саверия! – закричала Коломба. – Возьми фонарь и проводи господина префекта. Он отдаст тебе письмо для моего брата. Она прибавила несколько слов, которые услышала только Саверия. – Коломба, – сказал Орсо, когда префект ушел, – ты очень огорчила меня. Доколе ты будешь возражать против очевидности? – Вы дали мне срок до завтра, – ответила она. – У меня очень мало времени, но я еще не теряю надежды. Она взяла связку ключей и побежала в одну из комнат верхнего этажа. Слышно было, как она стремительно выдвигала ящики и рылась в конторке, в которую полковник делла Реббиа запирал свои важные бумаги. Глава 14 Саверия долго не возвращалась, и нетерпение Орсо достигло крайнего предела, когда она явилась с письмом, ведя за собой маленькую Килину, протиравшую себе глаза, потому что ее разбудили, когда она только-только успела заснуть. – Девочка, – сказал Орсо, – что ты так поздно? – Барышня за мной послала, – ответила Килина. «Зачем она ей?» – подумал Орсо, но поторопился распечатать письмо мисс Лидии. Килина поднялась к его сестре.

http://azbyka.ru/fiction/karmen-novelly-...

Префект Юго-Восточного округа заявил, что мечеть в Текстильщиках строится не будет. Однако жители ему не верят 17 ноября, 2010. Редакция " Правмира " Префект Юго-Восточного округа Москвы Владимир Зотов заявил, что в районе Текстильщики строить мечеть не планируется. Префект Юго-Восточного округа Москвы Владимир Зотов заявил, что в районе Текстильщики строить мечеть не планируется. Об этом сообщает Интерфакс-Религия . «Никакого строительства мечети в данное время не идет и не планируется. Еще в октябре текущего года для строительства данного религиозного объекта начали подбирать другой земельный участок», — заявил Зотов. «Несмотря на то, что никаких поручений на разработку проектной документации не было, у различных социальных групп возник большой интерес к теме строительства мечети в Текстильщиках», — отметил префект. В то же время он опроверг и сведения о строительстве на Волжском бульваре часовни. «Эта информация также является недостоверной. Православную часовню жители просили установить в совершенно другом месте», — подчеркнул Владимир Зотов. Однако жители округа не верят обещаниям префекта. По их словам, 14 октября они объявили о намерении провести очередную протестную акцию, и на следующий день работники префектуры «начали названивать» жителям, уверяя, что «документ об отказе от строительства у них уже лежит» и будет передан им «со дня на день». «Акцию мы отложили, но никакого официального отказа за месяц так и не получили. Так и в этот раз: 16 ноября мы распространили анонс о новом мероприятии (массовой встрече жителей с префектом) — и вот уже 17 ноября Зотов делает заявления, что «строительства и не планируется», — говорится в заявлении. Как считают члены инициативной группы, смысл действий префектуры в том, чтобы попытаться сорвать упомянутые акцию. На самом деле, по их словам, «нет ни одного документа об отказе префектуры от строительства мечети на данном участке». Комментируя слова префекта о том, что православную часовню жители просили установить «в совершенно другом месте», инициативная группа напоминает, что в документе отказа в возведении часовни от 22 марта 2006 года значится местоположение: «на пересечении Волжского бульвара и Саратовской улицы».

http://pravmir.ru/prefekt-yugo-vostochno...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010