Евангелисты-синоптики говорят о том, что служение И. П. было в «пустыне Иудейской» (Мф 3. 1) и возле Иордана (Мф 3. 5-6; Мк 1. 5). Эти обстоятельства напоминают прор. Илию, к-рый жил как возле Иордана (3 Цар 17. 3-5), так и в пустыне (3 Цар 19. 4). В ВЗ выражение «пустыня Иудина» (см., напр.: Суд 1. 16; ср.: Пс 62. 1) относится к территории возле Мёртвого м. (та местность, где во времена И. П. располагалось в т. ч. и поселение кумранитов). Однако присутствие мытарей (в данном случае, возможно, сборщиков таможенных пошлин, а не податей) и солдат (Лк 3. 12-14) более естественно в пограничной зоне. В таком случае И. П. мог проповедовать на границе между Иудеей (к-рой в то время управлял рим. префект) и Переей (принадлежавшей тетрарху Ироду Антипе). На Перею как на место служения И. П., видимо, указывает и Иосиф Флавий (опираясь на его данные, можно также предположить, что И. П. проповедовал на границе с Набатейским царством). Нек-рые ученые полагают, что И. П. находился в Перее на вост. берегу Иордана в том самом месте, где евреи во главе с Иисусом Навином вошли в землю обетованную ( Stegemann. 1999). Евангелист Иоанн указывает в качестве места проповеди И. П. Вифавару (Ин 1. 28) (в ранних рукописях указывается Вифания ), а позже сообщает, что он крестил в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды» (Ин 3. 23). Последний мог располагаться как в Самарии, так и в Десятиградии. Евангелисты Матфей и Марк особое внимание уделяют одежде и образу жизни И. П. Он носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» и питался акридами и диким медом (см.: Мф 3. 4; Мк 1. 6). Это описание скорее всего указывает на его пророческое служение или отсылает к образу прор. Илии, о к-ром в 4 Цар 1. 8 говорится, что он был «весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим». Однако слова     в евр. оригинале текста могут пониматься двояко: у Илии были длинные волосы, или он носил власяницу (ср.: Зах 13. 4). Рождество св. Иоанна Предтечи. Икона. 30-е гг. XVI в. (НГОМЗ)

http://pravenc.ru/text/471450.html

Глумиться стал над Ним и потешаться, А царедворцы дружно изощрялись, Изобретая шутки и насмешки. Прокула Какие низости! Иоанна Уничижив Его, над Ним наиздевавшись вдоволь, Приказ дал Ирод воинам своим Лоснящуюся белую одежду На Узника надеть, тем знаменуя, Что смертной в Нем он не нашел вины.] Явление восемнадцатое (Из второй двери входит префект.) Префект Прости меня, о, госпожа: быть может, Не в пору мой приход. Но чует сердце, Что из претории вестей ты жаждешь. Сдается мне, что этот Подсудимый Успел твое участье возбудить. Ты видишь в Нем Учителя, Святого; Не скрою: этой веры в Иисуса Я не могу с тобою разделить. Но я твоей сочувствую тревоге И всей душой жалею о тебе! Прокула Благодарю, наш добрый гость, сердечно Благодарю! Ты верно угадал Желания мои. — Ты, Иоанна, Его не знаешь? Это новый наш Префект из Кесарии. — О, поведай О том, чему свидетелем ты был. (Опять крик толпы за сценой.) Префект Супруг твой, сидя на судейском кресле, С высокого помоста к иудеям Держал такую речь: — “Вы говорите, Что развращает этот Человек Народ ваш. Но при вас я это дело Исследовал. Виновным не нашел Я Иисуса в преступленьях, в коих Вы обвиняете Его. Итак, В угоду вам Его я накажу И, наказав, верну Ему свободу. Прокула Что говоришь ты? “Наказав”? Иль я Ослышалась? Иоанна К чему же наказанье, Коль никакой не найдено вины? Префект Я повторяю только то, что слышал. Так прокуратор говорил. Прокула Постой… В толк не возьму я… Если Обвиненный Виновным на суде не признан, можно ль Наказывать Его? Префект Я, госпожа, Подвластен прокуратору; прилично ль Мне порицать его иль восхвалять? Прокула Забудем прокуратора; я мненье Твое узнать желаю: допустимо ль Наказывать Безвинного? Префект Заметь, В угоду лишь толпе он Иисуса Решил подвергнуть наказанью. Прокула Вот как! Да, сделка с совестью, уступка силе. Ведь это слабость, малодушье, низость! - Но говори, что далее случилось? Префект Тут вспомнил прокуратор, что у них, У Иудеев, давний есть обычай На Пасху одного из заключенных, Кого народ укажет, отпускать

http://azbyka.ru/fiction/czar-iudejskij-...

Варлаам), 126 (Гр. Польск. королевы Боны архим. Макарию на епископию Туров. и Пинскую); II, 39 (Гр. 1610 г. иноку Григорию Тишкевичу на архимандрию м-ря и доходы его, по переводе оттуда в Киев игум. Плетенецкого); IV, 51 (Письмо 1658 г. Киев. духов. к ц. Алексею Мих. о католич. притеснениях; архим. Лесчинский Иосиф Нелюбович Тукальский), 58 (Наказ 1658 г. о наград. Войску Запорожскому; Иосиф Тукаль­ский, архимандр. Свинские области); “Акты Зап. Р.”, IV, 7 (Ж. гр. 1588 г. архим. Афанасию Терлецкому на Полоц. архиепископию), 9 (Ж. гр. 1588 г. Пинск. и Туров. епис. Леонтию о предост. ему м-ря в пожизн. ведение и управл.; в это время в нем были церкви Успения и св. Духа), 81 (Ж. гр. 1595 г. Александру Плетенецкому на Лещин. архимандрию), 109 (Окруж. собор. гр. 1596 г. о низложении сана с непринявших унию; архим. Елисей Плетенецкий), 112 (Ж. гр. 1596 г. Холм. и Бельзск. еписк. Дионисию Збируйскому о предоставл. ему м-ря в пожизн. управл.), 162 (Ж. гр. 1605 г. униат. митроп. Ипатию Потею о представл. ему м-ря в пожизн. управл.); V, 7 (Ж. гр. 1633 г. униат. митр. Рутскому на влад. м-рем), 71 (Настоят. гр. 1668 г. митроп. Иосифу Нелюбовичу Тукальскому); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1871 г., I, Отд. I, 41 (Очерки униат. церкви); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. VI, 21, XII (игумен м-ря Варлаам в 1517 г. был свидетелем при дарств. записи Полозовича на угодья м-рю Пустынно-Николаев.). 1717 . Липлянский – Онуфриевский, мужской, ныне село Скиток, Киев­ской губ. и уезда, в 32 вер. к юго-зап. от Киева, при ручье, текущем в рч. Бобрищу. Основан в конце XVII ст. на месте древнейшей обители, собственным иждивением, игуменом Златоверхо-Михаиловского мон. Захарием Корниловичем, впоследствии епископом Переяслав­ским, скончавшимся в 1715 г. и здесь погребенным около приходской церкви. Упразднен в полов. ст. “Ист. Росс. Иер.”, V, 16; Похилевич, “Сказ. о насел. м. Киев. губ.”, 28.      1718. Логойский – Петропавловский или Воскресенский, мужской, находился в мест. Логойске, при замко­вой Богоявленской церкви, Минской губ., Борисовского у., в 44 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

м-ря Силь­вестра Тваровского 1680 г.), 18, IX (жалов. гр. 1660 г. архим. Успенно-пречист. Богородицы Ка­невского м-ря Иову Зайончьковскому с братиею на местеч. Бубново и Межиричку), 50, (ди­плом, выданный королем Иоанном III в 1681 г. Сильвестру Тваровскому на звание Овруц. архим.), 60, XXXI (привилегия 1682 г. на право бес­пошлинного привоза соли), 62, XXXII (уни­версал 1682 г. короля Uoahha III к дворянам о небеспокойстве Сильвестра Тваровского в управл. Овруц. архимандриею и о неподдержании притязаний на архимандрию Иннокентия Монастыр­ского), 65, XXXIII (письмо короля Uoahha III архим. Киево-Печер. лавры Гизелю о возвращении Овруцкому м-рю утвари и документов); “Сборник летоп. юж. и зап. России”, 4 (в 1577 г. казаки погребли в Каневском м-ре тело гетмана Под­ковы). 1851 . Онуфриевский – Мстиславский, мужской, ныне погост Онуфриев, Могилевской губ., Чериковского у., в 40 вер. к сев.-вост. от Черикова и неда­леко от границ Мстиславского у., при рч. Черной Натопе (в старину Напоть). В жалов. грамоте 1443 г. Мстиславского кн. Юрия Семеоновича читаем: «посмо­трели есмо на лист отца нашего, кн. Семена Лингвеня, што поставил церковь во имя св. Онофрея на реце Напоте, и м-ръ устроил общежительный и подавал люди к тому монастыру . . .» Известно, что Семеон Ольгердович получил во владение княж. Мстиславское в 1380 г., а м-рь построил, как полагают, после 1407 г., т. е. после возвращения своего из Новгорода. У преосв. Макария год смерти кн. Симеона Лингвена пока­зан в 1399 г., следоват., и м-рь начал свое существование в конце XIV ст. Король Сигизмунд Август II отдал м-рь в пожизненное владение Мстислав. хорунжему Богд. Селицкому; в 1581 г. передан во владение Полотск. архиеп. Феофану, в 1594 г. отдан Льву Сапеге, а в 1601 г. присоединен к унии. Мака­рий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; V, 37, 57, 67; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 12 (архиеп. Феофан); “Могилев. губ. в.”, 1848 г., 47 (род кн. Мстислав­ских); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 506 (под именем Анофреевский); “Акты к ист. Ю. и З. Р.”, 211 (Ж. гр. 1594 г. Льву Сапеге); II, 9 (Ж. гр. 1601 г. униат. игум. Черейскому Исаии на м-рь с условием, чтобы он находился в еди- нении с католич. церковью); “Акты Зап. Р.”, I, 43 (Ж. гр. 1443 г. Мст. кн. Юрия Сем. на от­чины), 68 (Ж. гр. 1468 г. Мст. кн. Иоанна Юрьев. на оз. Гостин), 82 (Ж. гр. 1483 г. кн. Иоанна Юрьев. на отчины); II, 45 (Челобит. 1508 г. кн. Конст. Острожского об уплате дол­гов его, сделан. во время Смолен. похода; упомин. архим. м-ря Варсонофий), 94 (Ж. грам. 1515 г. на ез на р. Соже; архим. Филарет), 132 (Ж. гр. 1525 г. на бобров. гоны на р. Соже); III, 127 (Ж. гр. 1581 г. Полоц. архиеп. Фео­фану о предоставл. ему в управл. м-рем); IV, 8 (Ж. гр. 1588 г. кн. Богд. Озерецкому Друцкому о предоставл. ему м-ря в пожизн. управл.); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 448, (список м-рей, обращенных в унию).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

м-рь, как ближайший к Екатеринославу, назначен местопребыванием архиереев. В 1874 г. в нем была школа на 14 мальчиков. “Ист. Записка о Пустынно-Никол.-Самар. м-ре”, Одесса, 1838 г.; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 2, 95; Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о мон.”, 97; “Город. посел. Росс. Имп.”, II, 145; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 235; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 492; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 12 (иеромон. Феофан, начальник м-ря, в 1794 г. назначен игуменом Черномор. Екатер. Лебяж. пустыни). 402. Пустынский – Успенский – Богородицкий , мужской, 3-го класса, Могилевской губ., Мстиславского у., в 7 вер. от Мстиславля. Основан в XIV ст. родоначальником кн. Мстиславских Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда, получившим в удел Мстиславль в 1380 г. В 1578 г. отдан королем Стефаном Баторием во владение архиеп. Полоцкому Феофану, но в 1585 г. от него отобран и передан в управление поповскому сыну Матвею Евпатиевичу, а в 1601 г. Афанасию Вас. Волчанскому с условием содержать унию. Возвращен в православие при Имп. Николае. В церкви Успения находится чудотв. икона Божией Матери Патриаршей, явившаяся над источником, который считается целебным. В праздник 15 августа и через 7 дней на отдание праздника здесь бывает большое стечение народа. При м-ре существует школа на 42 ученика, кои имеют здесь помещение и получают содержание. “Воен. стат. обозр. Могилев. губ.”, 76; “Памят. кн. Могилев. губ. на 1861 г.”, Отд. I, 11; Отд. III, 87; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 12 (архиеп. Феофан и Афанасий); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1846 г., 92 (надел. лесом); 1876 г., 108 (училище); 1884 г., 236 (училище); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 507 (Пустын. Богородицкий), 508 (Пустын. Успенский); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, II, 11 (Ж. гр. 1601 г. А. В. Волчанскому на игуменство с условием содержать унию); “Акты Зап. Р.”, I, 177 (Ж. гр. 1499 г. Мст. кн. Мих. Ив. о дозволении призывать и селить на монаст. земле людей), 215 (Ж. гр. 1505 г. того же князя на бортную Измайловскую землю), 217 (Ж. гр. 1505 г. на поместное в гор. Мстиславле, медовую и денеж. дань; назван Богоматерь в Пустыньце); II, 21 (Ж. гр. 1507 г. Мст. кн. Мих. Ив. Жеславского на село Овдейково), 63 (Ж. гр. 1511 г. Мст. кн. Мих. Ив. на сеножать близ р. Вехры; настоят. Иосиф), 142 (Ж. гр. 1526 г. того же кн. на пустошь Родионовскую), 162 (гр. 1529 г. Мст. воеводе Яну Ильиничу о выдаче м-рю медовой и денежн. дани); III, 23 (Гр. 1558 г. о выдаче медовой и денежн. дани), 98 (Ж. гр. 1578 г. Полоц. архиеп. Феофану о предоставл. в пожизн. управл. м-рем), 155 (Ж. гр. 1585 г. попов. сыну Матв. Евпатьеву о предоставл. в пожизн. управл. м-рем); IV, 7 (Ж. гр. 1588 г. Пинск. Лещин. архим. Афан. Терлецкому на Полоц. архиепископию, причем был отдан во влад. и м-рь), 61 (Ж. гр. 1595 г. земянину Конст. Ипатьевичу о предоставл. ему м-ря в пожизн. управл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

856 По иеромонаху Михаилу, синод состоит из 8–10 митрополитов. Собрание церковн. уставов конст. патриархата, стр. 10. 859 Курганов. Устройство упр. в ц. корол. греч., стр. 50; Лебедев. История греко-восточной ц. под вл. турок, т. 1, стр. 311: Иермон. Михаил. Собрание церковн. уставов.., стр. 10. 864 Hard., t. XI, p. 229; Syntagma t V, p. 156, 184 и др. См. Zhisman. Synoden und Episkopal-Ämter.., S. 31–35, Anmerkung 5. 872 Правила св. ап., всел. и пом. соб.-и св. о.о. Издание московск. общ. любит, дух. просвещ. Т. 1, стр. 190. 874 Барсов. Констант, патр.., стр. 238; Заозерский. О церковной вл., 228; Курганов. Устройство управл. в ц. корол. греческ. стр. 51. 877 Никифор Григора, t. X. lib. XI; А.Р.С., t. l, p. 202–216; cp. ещё A.P. С, t. l, p. 59–60; Hefele. Conciliengesch В. II, S. 670, 767–768; Курганов. Отнош. между ц. и граж. вл., стр. 231, 237, 278 и др. 881 Hefele, В. II, S. 741; Курганов. Отнош., стр. 234, 569 и др.; Пахимер. Византийские истор. в русск. перев., т. 1, стр. 107, 108, 151, 250; Курганов. Устройство управл. в ц. корол. греч., стр. 51. 882 Hefele Conciliendesch. В. II, Б. 722–723. Зонара толков. на 28 прав, халкидонск. собора. Вальсамон. Толков, на то же прав. Курганов. Устр. управл. в церкви корол. греч, стр. 51; А.Р.С. t. 1, р. 494; t. II, р. 64. 884 В синодальных протоколах нередко можно встречать приблизительно такого рода места: «такая-то кафедра, занимавшая такое-то место (в общем списке кафедр константинопольского патриархата) повышается» или «понижается на такое-то место». Synt, t. V, р. 491; А.Р. С, t. I, р. 558. 885 Древний канон воспрещает вообще перевод епископов с одной кафедры на другую. «Не позволительно, – говорит 14 апостольское правило, – епископу оставлять свою епархию и во иную переходити» Этот принцип неоднократно высказывался и в других правилах (см. 1, 15, IV, 5; ант. 13, 16, 18, 21: сард. 1, 2, 3, карф. 59 (84) 82 (711). Но всеми ими допускаются исключения, вызываемые какими-либо уважительными причинами. Согласно этому, на протяжении всей истории церковного управления мы видим много примеров перемещения епископов с одной кафедры на другую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Живя в Антиохии, царь Констанций узнал, что Павел опять занял престол и этим происшествием был сильно разгневан. Он послал письменное повеление префекту Филиппу, имевшему власть выше всех прочих правителей и занимавшему после царя второе место, изгнать Павла из Церкви и на место его ввести Македония. Опасаясь народного возмущения, префект Филипп решился взять Павла хитростью. Он скрыл у себя царский указ и, под предлогом занятия общественными делами, пришел в одну общественную купальню, носившую имя Зевгзиппа. Отсюда послал он с почтением просить Павла, чтобы тот пришел к нему, будто по делу необходимому, – и Павел пришел. Но как скоро он, по приглашению, явился, префект тотчас показал ему царский указ, и епископ великодушно принял осуждение без суда. Однако префект, все еще боясь окружавших его и опасаясь народного восстания – ибо подозрительная молва привлекла многих к тому общественному месту, – приказал выломать одну дверь в купальне и чрез нее провести Павла в царский дворец, а потом посадить на приготовленный для него корабль и тотчас отправить в ссылку. При этом от префекта дано ему повеление ехать в главный город Македонии Фессалоники, откуда происходили его предки, жить там и свободно посещать другие города Иллирии, но отнюдь не переезжать в области восточные. Таким образом, сверх чаяния изгнанный из Церкви и города, Павел был увезен с поспешностью, а царский префект, Филипп прямо из общественной купальни отправился в церковь . Вместе же с ним, как будто каким дивом, очутился и Македоний. Сидя на одной с префектом колеснице, он показывался всем, а вокруг них ехал с обнаженными мечами отряд воинов. Это произвело в народе страх, и все, как исповедники единосущия, так и приверженцы арианского учения, начали стекаться в церковь , стараясь друг перед другом овладеть ею. А когда префект вместе с Македонием приблизился к церкви, тогда неизъяснимый ужас овладел не только народом, но и самими воинами. Так как народу здесь было великое множество, и префект, ведший Македония, никак не мог пройти, то воины начали сильно разгонять толпы, и когда разгоняемый народ, по причине тесноты, не мог расступиться, то стража, приняв это за упорство и намеренное преграждение входа, пошла против него с обнаженными мечами и наделала дела. Говорят, что в это время погибло около трех тысяч ста пятидесяти человек, из коих одни были убиты воинами, другие задавлены толпою. Таковы-то были подвиги, посредством которых Македоний, будто не сделавший ничего худого, но чистый и невиновный в том, что случилось, вступил на престол – не столько по силе церковного правила, сколько при помощи префекта. Вот сколько убийств, чрез которые он и ариане овладели Церковью! В то самое время царь создал великий храм, называемый ныне Софией. Он смежен с церковью, соименною миру. Эта церковь прежде была небольшая, но отец царя украсил и расширил ее. Теперь обе они, находясь в одной ограде, называются одним именем. Глава 17

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

О событиях в Эдессе: об оскорблении префекта, о вере и твердости граждан, и о боголюбивой жене Надобно сказать и о том, что случилось в Эдессе месопотамской. В этом городе есть знаменитый и славный храм, построенный в память Апостола Фомы 267 , и в том храме, ради святости места, совершаются постоянные собрания. Царь Валент пожелал видеть его и, узнав, что все множество стекающегося туда народа отвращается от его ереси, говорят, своей рукою ударил префекта за то, что он предварительно не позаботился выгнать их оттуда. Оскорбленный префект, против воли уступая гневу царя, – ибо не хотел допустить до умерщвления такого множества людей, – тайно дал знать христианам, чтобы они не оставались в храме. Но никто из них не посмотрел ни на совет, ни на угрозу, и в следующий день все они собрались в доме молитвы. Когда же префект, исполняя гневное желание царя, с множеством войска спешил к храму, какая-то очень бедная женщина, ведя за руку свое дитя, бежала в храм и пробиралась сквозь ряды окружавших префекта воинов. Разгневанный префект приказал привести женщину к себе и сказал ей: «Несчастная! куда ты бежишь так бесстыдно?» Она отвечала: «Туда, куда идут и другие». «Но разве ты не слышала, – сказал он, – что префект намерен истребить всех, кого найдет там?» «Я слышала, – отвечала женщина, – потому-то и спешу быть там». «А зачем ведешь туда и это малое дитя?» спросил префект. «Затем, – отвечала, – чтобы и оно сподобилось мученичества». Выслушав это, он предугадывал твердость сходившихся в церковь христиан и тотчас отправился к царю с донесением, что все они готовы умереть за свою веру. Говоря, что безрассудно губить столько народу в малое время, префект укротил гнев царя. Таким образом эдессяне избежали гибели, которою угрожал им собственный их царь. Глава 19 О том, что царь Валент погубил многих, которых имя начиналось буквой Ф, и сделал это вследствие некоторого заклинания мертвых Около того же времени какой-то злой демон вздумал воспользоваться жестокостью царя. Он подстрекнул некоторых затейливых людей к заклинанию мертвых и гаданию, кто будет царствовать после Валента. Эти люди прибегли к каким-то волшебным средствам, и демон объявил – неясно, но, по обыкновению, косвенно, – показав четыре буквы Ф, Е, О и Д, и сказав, что ими начинается имя того, кто будет царствовать после Валента, и что это имя – сложное. Молва о том дошла до царя, и царь не представил Богу знать о будущем и премудрому распорядителю всяческих делать то, что Ему угодно, но, презрев заповеди христианства, которых почитал себя ревнителем, погубил многих, подозреваемых им в тирании. Он лишил жизни Феодоров, Феодотов, Феодосиев, Феодулов и всех, носивших имена, подобные этим 268 . В числе их погиб и некто Феодосиол, муж благородный, происходивший из знатной семьи в Испании. Страшась угрожавшей опасности, многие тогда переменили свои имена и отказывались, как от беды, от тех названий, которые дали им их родители. Но довольно об этом. Глава 20

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Префект, раздраженный смелым голосом правды, велел растянуть исповедника по земле и бить воловьими жилами. Слуги били его немилосердно, кровь лилась ручьями. Как смел ты бесчестить идолов? Я научу тебя чтить их, кричал свирепый префект. Страдалец отвечал: поступок мой – не бесчестие, а слава и хвала Богу истинному. Префект велел переворотить его и бить по груди и по чреву. Долго снова били страдальца. Раб или свободный ты? спросил префект. Раб градоначальника, отвечал страдалец. Префект велел взыскать с градоначальника в царскую казну фунт серебра за то, что держит у себя слугу непокорного богам, с города вытребовать фунт золота за то, что граждане сказали, будто нет между ними христиан; а Емелиана велел сжечь. Не скажут ли, что это – глупый деспотизм? Скажут неправду: это – чистый либерализм, дозволяющий всякое слово, сказанное в пользу истины вечной, - нетерпимым делом. За городом, на берегу Дуная, разложен и зажжен был огромный костер; мученика бросили в костер; сильным пламенем многие из язычников были сильно опалены, тогда как тайные христиане, стоявшие тут же, не потерпели вреда. Последние, тайно явясь к жене префекта, скрытной христианке, просили, чтобы дозволено было похоронить остатки мученика. По просьбе жены дано разрешение и св. мощи похоронены были в трех верстах от города. Св. мученик пострадал 18 июля 362 г.11) Мужество св. Емелиана одушевило твердостию и других, которые дотоле скрывались от страха. Свирепый префект   11) Четь-минеи 18 июля; Месяцеслов Вершинского стр. 111. 319. рад был, узнав о других христианах, на которых указали ему. В угоду повелителю своему, отступнику Юлиану, он готов был терзать христианина, лишь бы он стал язычником. Так вслед за св. Емелианом преданы были истязаниям святые Васса, Максим, Павел, Секунда, Доната, Марин и Юст и все они скончались мученически. Так показано в древнем мартирологе. 19 ч. Воспоминание о св. СТЕФАНЕ Лазаревиче и о матери его Милице. Хотя султан, победитель Сербии, предоставил Сербии свое управление, но Сербия обязана была выставлять для каждой войны султана 30,000 войска и она же должна была каждый год вносить в казну султана 20,000 золотых дукатов12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

С высокого помоста к иудеям Держал такую речь: - " Вы говорите, Что развращает этот Человек Народ ваш. Но при вас я это дело Исследовал. Виновным не нашел Я Иисуса в преступленьях, в коих Вы обвиняете Его. Итак, В угоду вам Его я накажу И, наказав, верну Ему свободу. Прокула Что говоришь ты? " Наказав " ? Иль я Ослышалась? Иоанна К чему же наказанье, Коль никакой не найдено вины? Префект Я повторяю только то, что слышал. Так прокуратор говорил. Прокула Постой... В толк не возьму я... Если Обвиненный Виновным на суде не признан, можно ль Наказывать Его? Префект Я, госпожа, Подвластен прокуратору; прилично ль Мне порицать его иль восхвалять? Прокула Забудем прокуратора; я мненье Твое узнать желаю: допустимо ль Наказывать Безвинного? Префект Заметь, В угоду лишь толпе он Иисуса Решил подвергнуть наказанью. Прокула Вот как! Да, сделка с совестью, уступка силе. Ведь это слабость, малодушье, низость! Но говори, что далее случилось? Префект Тут вспомнил прокуратор, что у них, У Иудеев, давний есть обычай На Пасху одного из заключенных, Кого народ укажет, отпускать На волю. [И сказал им прокуратор: - " Хотите, чтоб на праздник отпустил я Царя вам Иудейского? " - Толпа Отхлынула. Народ стал совещаться Со старцами и книжниками.] Тут Тобою посланный вбежал невольник. Я слышал, как супругу твоему Передавал он про твою тревогу, Про сновиденье. Жалостью томим, К тебе участья полный, захотел я Подать надежду, помощь, утешенье. Тогда народ потребовал свободы Какому-то разбойнику Варавве. Прокула Так вот что значил этот клик толпы! Префект И с этой вестью поспешил к тебе я. (Вбегает во вторую дверь Александр с бледным, измученным лицом.) Явление девятнадцатое Александр Что видеть мне пришлось! Прокула, Иоанна, Лия Да говори же! Александр Правитель пред толпой возвысил голос: Наставника хотел он отпустить. - " Распни, распни Его! " - они кричали. Прокула Смерть крестная! Иоанна Учителя распять! О, горе, горе, горе! Префект [Продолжай! Александр Он говорит: - " Какое зло Он сделал? " Но громче прежнего они ревели;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010