Fruhchristliche Baptisterien. – Munster, 1998; Сорочан C. Б. Византийский Херсон. – Ч. 2. – С. 857–870. 1077 Бармина Н. И. Контуры перемен: Мангупский памятник в контексте истории крымского средневековья//АДСВ. – 2002. – Вып. 33. – С. 24. 1078 Мраморная купель в виде перевернутой усеченной пирамиды с квадратным основанием 0,76 х 0,90 м, с отверстием для спуска воды и изображением крестов по узким сторонам («как на капителях») была открыта на большой агоре в 1891 г. (Отчет за 1891 г. – Л. 5; Раскопки в Таврической губернии. 1) В Херсонесе//ОАК за 1891 г. – С. 4; Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки Херсонеса. – С. 50, прим. 4). Еще одна портативная купель была найдена во время раскопок С. А. Беляевым «базилики на холме» О подобных писцинах см.: Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 416; Хрушкова Л. Г. Крещальни древнерусских храмов. – С. 31. 1082 Именно так, близ юго-западного угла храма, располагался баптистерий св. Софии Константинопольской, тоже купольный, хотя иной, прямоугольной в плане формы (Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. – Baltimore, 1975. – P. 217). 1088 Ср.: Хрушкова Л. Г. Крещальни древнерусских храмов. – С. 35; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 146. 1089 Grabar A. Martyrium... – Р.445–446; Fevrier Р.-А. Baptisteres, martyrs et reliques//Rivista di Archeologia Cristiana. – 1986. – T.62. – Fasc. 1–2. – P. 109–138; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – C. 146, 314, 347, 415. 1091 Khatchatrian A. Origine et typologie des baptisteres paleochretiens. – Mulhouse, 1982. – P.13; Хрушкова Л. Г. Крещальни... – C. 35; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 414, табл. XXIV, 2; XXVII, 3; Завадская И. А. Баптистерии Херсонеса. – С. 259, 261–262. 1092 См.: Сорочан С. Б. Византийский Херсон. – Ч. 2. – С. 835–836. Примечательно, что H. Е. Гайдуков не упомянул данное литургическое устройство среди выделенных им херсонских мощехранительниц (Гайдуков H. Е. Отверстия для вложения мощей в престолах византийских храмов Херсонеса//Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самое значительное сооружение III столетия в Риме – это расположенные у Капенских ворот термы, известные с именем Каракаллы, хотя их начали строить еще при Септимии Севере, а завершили строительство уже при Александре Севере. Гранди­озные руины терм, из темно-красного кирпича и бетона, зани­мающие обширную территорию, – это сохранившиеся остовы целого комплекса строений, в который, помимо собственно терм, входили также библиотеки, нимфеи, палестры. Этот комплекс представлял собой в плане квадрат со стороной 450 метров. Руи­ны производят фантастическое впечатление горного пейзажа, об­разованного выветрившейся вулканической массой, но основан­ная на их исследовании реконструкция терм выявляет прекрасно продуманное в архитектурном и инженерном отношении стро­го симметричное строение с резервуаром воды, подключенным к акведуку Марция, вестибюлями, раздевальнями, парильнями, массажными, с кальдарием, тепидарием и фригидарием. Круглый кальдарий с горячим бассейном увенчан куполом, образцом кото­рому послужил купол Пантеона. Его конструкция в свою очередь через купол константинопольской Софии оказала влияние на цер­ковное зодчество Византии и исламского мира, на Брунеллески, построившего знаменитый собор во Флоренции, на архитектуру барокко и классицизма, на купольные сооружения функциональ­ной архитектуры XIX и XX столетий – вокзалы или выставочные павильоны. При аскетически сдержанном оформлении фасадов, термы Каракаллы в свое время поражали роскошью отделки ин­терьеров, великолепием мраморных чаш и порфировых колонн, прекрасной напольной мозаикой. Все сооружение держалось на мощных субструкциях, между которыми размещались водопро­вод, водостоки, котельная и другие технические устройства. Один из сохранившихся памятников провинциальной ар­хитектуры второй половины III столетия – знаменитая Порта Нигра (черные ворота) в Августе Треверов, современном Трире. Ворота состоят из двух арочных проемов, расположенных между четырехэтажными башнями; над проемами расположена двух­этажная галерея. Порта Нигра представляет собой дошедший до наших дней фрагмент городской стены. Все сооружение произ­водит характерно римское впечатление архитектонической ло­гики, мощи и сдержанной декоративности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Или это ветер казавшийся таким чистым, несмотря на явно растительные запахи… А может быть, дело в том, что в той стороне, куда я сейчас смотрю, далеко-далеко, на острове Иерусалим, в своем храме уже давно не спит наш Мессия, работает и думает о всем мире, о всех людях и обо мне. Я вдруг вспомнила, что ни вчера, ни сегодня не пела вместе со всеми наш замечательный Гимн, ведь я не смотрела передачи новостей, всегда заканчивающиеся Общим Гимном. Я выпрямилась, набрала побольше воздуха и громко запела: Союз нерушимый народов свободных сплотил ты навеки. Мессия-отец!… Еще никогда в своей жизни я не пела Общий Гимн с таким воодушевлением. Я допела его до конца и решила, что следующим моим путешествием, а вернее, паломничеством, будет полет в Иерусалим: сколько можно откладывать то, что обязан хотя бы раз в жизни совершить каждый житель планеты! Я так разволновалась, что пришлось разыскать в аптечке успокоительное, а потом подождать, пока оно начнет действовать. До места я доехала в середине дня. Бабушка сказала: «Ты свернешь на дорогу, обсаженную пиниями и кипарисами. Это деревья, похожие на мой зонтик: пинии – на раскрытый, а кипарисы – на сложенный. Дорога приведет тебя к белой вилле, стоящей на скале над самым океаном». Дорогу и деревья, «бабушкины зонтики», я нашла без труда: от основной дороги туда вел съезд и на нем стоял указатель «Вилла Корти». Отсюда вниз спускалась белая известковая дорога. Похоже, что это была не просто старая, а древняя дорога: она была такой узкой, что если бы навстречу мне попался самый крошечный одноместный мобиль, мы не смогли бы разъехаться. Слева за невысокой оградой тянулся сад, а справа был крутой обрыв, за которым виден был океан. По вилла, к которой привела меня дорога, оказалась не виллой, а настоящим беломраморным дворцом, ослепительно сверкавшим на солнце. Ограды вокруг никакой не было, дорога, сузившись, подошла к просторной площадке для мобилей возле самого дворца. Одинокий мобиль стоял на ней – и какой мобиль! Огромный, красно-белый, с прозрачной купольной крышей и золотыми ручками на дверцах, это вам не какой-нибудь жалкий мобишка реалиста четвертой категории! Я даже постеснялась ставить запыленный бабушкин джип рядом с этим красавцем и припарковалась па другой стороне площадки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

разные замечания, падающие на дни субботние и воскресные в течении пяти месяцев с января по май, о том, «что должно делать и чего не должно делать». Англичане, живущие на дальнем Востоке, для точного времясчисления и соглашения европейского календаря с китайским и другими, печатают ежегодно сравнительную таблицу всех их, за исключением астрономического цикла и нами помещаемых по исследованию Шлегеля. В Гонконге, при газете «Daily Press», в виде приложения и для отдельной продажи, издается с сравнительными календарями «the chronicle directory for China, Corea, Japan, the Philippines, Cochinchina, Annam, Tonquin, Siam, Borneo, et caet». Сведения, сообщаемые по китайскому календарю в сем ежегоднике, за 1887-й г., касаются празднеств в воспоминание не только богов, но государей – живых и умерших, знаменитых философов, государственных сановников, героев и др. лиц. Весьма ценные материалы для календаря китайского, астрономии и астрологии, разных празднеств в честь богов и знаменитых лиц, содержатся в словаре Дуоляйтля (Vocabulary of the Chin. langage – by Doolittle); описаниями разных церемоний, обрядов в разные времена года, особенно брачными и погребальными, правилами о трауре и поклонении предкам, о разных жертвоприношениях в честь их и многих богов, обилуют труды о. архимандрита Иакинфа (Китай, его жители, нравы и просвещение. 1840) и С. М. Георгиевского (Принципы жизни Китая. 1888) и др. IV. «Фан-су» – домициль дома, или чрева восточного дракона, небесный дракон, великий открыватель; солнечный круг и путь великого теплопровода, лунный круг и путь великого холодильника, четыре знамения: небесная конюшня, небесные кони (тянь-ма), небесная телега тянь-цзы, небесная упряжь, сбруя – сы-ма; небесная пара коней и зловещая упряжь; небесный конь; производитель коней – ма-цзу; великая житница – тянь-цзан, небесный рынок – тянь-чжи, хозяин небесного рынка. Астеризм называется еще – храм света – мин-тхан, которого архитектурное подобие: – (квадратный в плане, купольный с верху), его 8 окон – (ветров), 4 двери – (4 времени года), 9 отделений – (9 округов Китая), 12 придельных комнат – (12 лун, месяцев), 36 дверей – (36 дождей), 62 плетенных или решетчатых, окон – (62 ветра).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Купольная система храма является подлинным шедевром архитектурного мастерства. Построить здание такого размера и увенчать его гигантским куполом без видимой опоры – сложнейшая задача. Вместо того чтобы наращивать толщину стен для поддержки массивного главного купола, архитекторы изобрели систему полукуполов. Два полукупола примыкают к главному куполу с востока и запада; к каждому из полукуполов примыкает по два меньших полукупола. Задачу поддержания главного купола выполняют многочисленные арки и своды. В результате огромная сила давления («распор») купола дробится и сдерживается. Создается впечатление, что купол как бы висит в воздухе. Это впечатление усиливается благодаря множеству тесно посаженных арочных окон, расположенных в основании купола, из которых во внутреннее пространство храма льются лучи света. Храм Святой Софии был чудом архитектуры своего времени и до сего дня поражает масштабностью замысла и оригинальностью конструкции. Вот как описывает его Прокопий Кесарийский (VI в.): Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом... Его длина и ширина так гармонично согласованы, что его вообще нельзя назвать ни очень длинным, ни сверх меры широким. Несказанной красотой славится он. Блеском своих украшений прославлен он и гармонией своих размеров; нет в нем ничего излишнего, – но нет и ничего недостающего, так как он весь во всех своих частях, в надлежащей мере являясь более величественным, чем обычно, и более гармоничным, чем можно ожидать от такой громады, наполнен светом и лучами солнца. Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме... Огромный сфероидальный купол, покоящийся на этом круглом здании, делает его исключительно прекрасным. И кажется, что он покоится не на твердом сооружении вследствие легкости строения, но золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает это место. Все это, сверх всякого вероятия искусно соединенное в высоте, сочетаясь одно с другим, витает в воздухе, опираясь только на ближайшее к себе, а в общем оно представляет замечательную единую гармонию всего творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К рубежу XII и XIII вв. относятся купольные церкви в Кинцвиси и в Тимотесубани, по пропорциям, пространственной композиции и масштабу схожие с вышеназванными, но построенные из кирпича и имеющие простые, без украшений, фасады. В интерьерах этих храмов сохраняются монументальные росписи того же времени. Наряду с купольными в этот период строили церкви зального типа (Саорбиси, 1152; Магалаанти, XII в.; Гударехи, XIII в.), богато украшенные орнаментом. Особое место в зодчестве этой эпохи принадлежит высеченной в скале обители Вардзиа, строительство к-рой связано с именами груз. царя Георгия III и его дочери св. царицы Тамары. Комплекс занимает более 500 м плоскости скалы, состоит из 600 помещений, расположенных в 5, 6, 7, иногда в 13 ярусов. Пещеры составляют жилые ячейки; этажи связывались между собой потайными ходами и люками. В состав ансамбля помимо множества келий входят конюшня, трапезная, погреб, зал собраний, имеющий великолепную акустику, предположительно аптека и т. п., а также комната св. Тамары. В обители был родник, действовала водопроводная система. Единственные наружные сооружения мон-ря - колокольня XIII в. и 2-арочный портик главной Успенской ц. (зального типа, стены полностью покрыты росписью XII в.). К X-XIII вв. относятся редкие образцы груз. гражданского зодчества. Кроме Гелатской академии сохранились руины здания Икалтойской академии (XII в.) в Кахети. Археологические раскопки выявили следы значительных средневек. городов (Рустави, Самшвилде, Дманиси). Сохранились и строения, входившие в монастырские ансамбли: трапезные и подсобные помещения (в мон-рях Уравели, Агара, Ошки, Опиза, Шиомгвиме), а также великолепные арочные мосты (Беслетский в Абхазии, Дандалойский в Аджарии, Рконский в Картли и др.). Важнейшим памятником можно считать дворец в Гегути, от к-рого сохранился только большой зал. В средневек. Грузии важным видом зодчества являлись фортификационные сооружения. В сер. XIII в. завершился последний период расцвета груз. зодчества. Конец XIII - начало XIV в.- время политического и культурного упадка Грузии. Утонченная, рафинированная архитектура предшествующей эпохи утратила единый характер, завершенность, великолепие декоративного оформления, появились признаки эклектизма, рисунок стал дробным и неуверенным; с XIV в. понизилось профессиональное мастерство зодчих. Тем не менее в этот период строили храмы, к-рые сохраняли лучшие художественные традиции предшествующего столетия.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Гос. значение 3 религ. центров 1-й мусульм. державы подчеркивал парадный декор: узорные облицовки мраморными плитами, золоченые резные капители, орнаментальные росписи, рельефы и оконные решетки, смальтовая мозаика с изображениями деревьев, фантастических растений, ваз, драгоценностей, дворцов. В кон. VII - нач. VIII в. к характеристикам Большой М. добавились максура (участок вокруг михраба и минбара, отделенный от молитвенного зала передвижной деревянной решеткой или стационарной оградой для защиты главы общины от нападения) и Байль-Маль («Дом имущества», казнохранилище во дворе М.; напр., в Больших М. Куфы, Дамаска, Халеба). Тип колонной М. получил классическое выражение в IX-X вв. (Большие М. Самарры и Эль-Джафарийи в Ираке, Кордовы в Андалусии, Кайруана в Тунисе (все - IX в.); М. Амра ибн аль-Аса в Фустате (VII и IX вв.; ныне в Каире), Ибн Тулуна (876-879) и Эль-Азхар (970-972) в Каире в Египте). Утвердилась схема проектирования М. с соблюдением священной ориентации - киблы по главной оси, отмеченной на противоположных сторонах здания михрабом и минаретом, а также куполом. Редкие отступления от правила были обусловлены особенностями земельного участка, к-рые исправлялись последующей перестройкой здания или разметкой внутри зала. В странах Магриба и в Египте, напр., в эпоху Фатимидов (X-XII вв.) противоположную михрабу точку на сакральной оси стал отмечать монументальный портал (Большая М. Махдии в Тунисе, ок. 916; М. аль-Хакима в Каире, 990-1012). На востоке ислам. мира - в Иране, Закавказье, Ср. Азии - колонную М. постепенно вытеснила М. айванного, или иранского, типа, к-рый сложился к XII в. (Соборная мечеть Исфахана, IX-XX вв.): его формообразующими элементами стали айван (сводчатый, реже колонный) и чартак (персидский чахар-так - 4 арки: 4-арочный купольный павильон), унаследованные от дворцово-храмового зодчества эпохи Парфянского и Сасанидского царств. Композиция прямоугольного в плане здания с айванами в середине одного, нескольких или всех 4 фасадов внутреннего двора, обведенного купольными галереями на аркадах и обстроенного различными по назначению, размерам и форме помещениями, широко использовалась в планировке не только М., но и медресе, маристанов (госпиталей), караван-сараев, суфийских обителей, дворцов.

http://pravenc.ru/text/2563142.html

Вписанный в прямоугольник общей ограды М. двор с фонтаном для омовений (нередко в виде купольного павильона) отделялся от молитвенного зала перекрытой куполами аркадной галереей с уподобленным михрабу пирамидальным сводчатым порталом, превратившись в подобие вестибюля. С противоположной от молитвенного зала стороны внутри ограды султанской М. обычно устраивался погребальный сад с надгробиями и мавзолеями. Внутреннее пространство молитвенного зала тур. М. развивается не по горизонтали, как в зданиях колонного или айванного типа, а по вертикали, к гигантскому куполу, вознесенному на световом ожерелье из окон барабана. Ошеломляющий грандиозностью, пронизанный потоками света, расцвеченный росписями, витражами, узорными фаянсовыми облицовками интерьер османской мечети с необычайной художественной силой воплощает мусульм. идею единства и единственности Бога и непостижимой красоты сотворенного им мира (М. Сулеймание в Стамбуле, Селимие в Эдирне; архит. Синан, XVI в.). Тип центрально-купольной, или турецкой, М. наиболее востребован в совр. ислам. мире. Лит.: Sauvaget J. La Mosquée omeyyade de Médine: Étude sur les origines architecturales de la mosquée et de la basilique. P., 1947; Creswell K. A. C. A Short Account of Early Muslim Architecture. Harmondsworth, 1958; Golvin L. La mosquée: Ses origines, sa morfologie, ses diverses fonctions, son rôle dans la vie musulmane. Alger, 1960; Бартольд В. В. Ориентировка первых мусульманских мечетей//Соч. М., 1966. Т. 4. С. 537-542; Grabar O. La Grande Mosquée de Damas et les origines architecturales de la mosquée//Synthronon: Art et Archeologie de la fin de l " Antiquite et du Moyen Âge. P., 1968. P. 107-114; Hasan S. M. Glimpses of Muslim Art and Architecture. Dhaka, 1983; Грюнебаум Г. Э., фон. Классический ислам: Очерк истории, 600-1258. М., 1986; Hillenbrand R. Islamic Architecture: Form, Function and Meaning. Edinb., 2000r; Стародуб Т. Х. Мечеть: Термин и архит. тип//ВМУ: Вост. 2006. Вып. 4. С. 54-73. Т. Х. Стародуб Рубрики: Ключевые слова: АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада

http://pravenc.ru/text/2563142.html

Изолированные углы в Мирожском соборе не расчленяют пространство, а, напротив, создают возможность его зрительного объединения. В интерьере доминируют огромный крест и кажущиеся еще большими барабан и купол. Впечатлению величия венчающей зоны способствует необыкновенная для новгородских церквей приближенность верха балдахинной структуры здания к западному входу, особенно по высоте ибо постройка почти в два раза ниже новгородского стандарта. К тому же рядом приемов верхней зоне придан нарочитый размах и особая внутренняя емкость и значительность. Так центральное подкупольное пространство акцентировано пониженными относительно сводов подпружными арками, протяженностью гибких парусов и обилием света, льющегося из восьми окон барабана. Особый мотив, выявляющий начало центральной осеняющей структуры, – выходящие из массива столпов в самой верхней зоне раздваивающиеся консоли-лопатки, увенчанные капителями (они служат пятами подпружных арок). Точки опоры огромного балдахина конструктивно эффектно подчеркнуты: стенки-перегородки здесь словно «набухают», расширяются капителями, открывая находящийся внутри их столп. Барабан, и так значительный, увеличен после выведения барабанного кольца за счет сужения толщины стенок. Вертикально строение барабана необычно: его скуфья (покрытие) отстоит от завершения окон на большую высоту, рождая ощущение масштабности верха и вместе с тем таинственной глубины и непостижимости купольной зоны. Этот особый эффект создается в куполе пониженным размещением световых проемов, он же повторен в рукавах креста. Окна здесь (до надкладки угловых ячеек) помещались перекрестно на каждой из сторон и гораздо ниже уровня пят сводов. В результате величина верхней зоны сводов из-за затененности казалась еще величественнее, а скрещивавшиеся под темными, нависающими сводами потоки света придавали объемам рукавов креста почти драматическую выразительность. Величие и грандиозность верха последовательно подчеркивались ростом всех форм по мере движения вверх (высоко поднимающиеся над арками своды, увеличивающиеся в замковой части арки и расширяющиеся углом капители лопаток), побуждая осознавать не только осеняющий космический характер завершения, но и его осязаемую мощь и грозную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одновременно западные аркады дублируют, продлевая в высоту, дуги аркасолиев в нижней зоне западной трети. Поэтому размещенные в них образы патронов основателей храма словно проецируются на проемы погребальных ниш, подчеркивая меморативное назначение храма. Обращенные внутрь западного рукава грани западных опор имеют особый ритм: он соотнесен не с восточными гранями, а с пятами подпружных арок и выступающей «капителью» опоры, опущенной ниже, чем на восточной грани. Точно так же не совпадают членения простенков, отгораживающих хоры, и стен в средокрестье, потому что ритм членений простенков ориентирован на членения самого столпа. Масштаб изображений задан не общей системой и даже не смысловыми акцентами, а участками поверхности, где располагается изображение. Впечатление случайности, легкой изменчивости поверхности стен и опор, присутствующее в архитектуре, живопись лишь усиливает, делая ритм пространства особенно подвижным, а масштабную шкалу – непостоянной. Совершенно иначе было в Старой Ладоге, где нарочито неструктурная архитектурная масса упорядочивалась, обретала тектонику благодаря живописным членениям, особенно рисованной архитектуре. Правда, живописную свободу Нередицы не стоит преувеличивать, поскольку все пространство храма энергично собиралось в целостную композицию, подчиненную огромной купольной зоне, благодаря акцентам в верхней части стен, столпов и арок. Во всех трех люнетах помещены огромные полуфигуры архангелов, осеняющих широко развернутыми крыльями пространство центрального креста. Опоры отведены под отдельно стоящие фигуры (или полуфигуры), часто помещенные в арки на колоннах, что помогает зрительному выявлению вертикальной оси столпов даже там, где они слиты со стенами. Наконец, особую гармонизирующую роль играл декор подпружных арок, как всегда в Новгороде опущенных по сравнению с поверхностью сводов. Для арок использован особый мотив, резко выделяющий их из окружающей стихии сцен и фигур: здесь расположены перевитые восьмеркой медальоны с оплечными фигурами Сорока мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010