В регионах, объединивших места расселения кривичей (Смоленск, Полоцк, Псков), домонгольская традиция продолжится в искусстве XIV–XV вв. Искусство 1200–1237 гг Подход к оценке русской культуры XIII в. за последнее время значительно изменился. Новые открытия позволили существенно пересмотреть доминировавшую прежде точку зрения об автохтонном развитии русского искусства. Попытки видеть в этом сложном периоде лишь процессы постепенного изживания грекофильских вкусов и становления самобытных русских исканий, что, по мнению ученых старшего поколения, связано со все большей степенью проявления народных тенденций, не нашли убедительных подтверждений. Главные хронологические рубежи этого этапа определены двумя датами: 1204 год – захват Константинополя крестоносцами и 1234–1237 годы – татаро-монгольское нашествие. Отложенное на треть столетия крушение древней русской культуры, запоздавшее по отношению к разорению столицы православного мира и Византийской империи, позволило сохранить преемственность с общевизантийскими традициями, культивировавшимися в искусстве XII в., а также создать своего рода запас культурной прочности для грядущих в XIII в. испытаний. Первая треть XIII в. для русского искусства – период несомненного расцвета. В это время получает широкое распространение новый тип крестово-купольного храма с башнеобразным верхом, возникают масштабные по значению стенописи в храмах, создаются иконы нового монументального стиля. В этот период несомненны точки соприкосновения с общими процессами в восточнохристианском искусстве, где возникают новые стабильные, часто героические интонации, а также (особенно в архитектуре и скульптуре) рождается косвенное созвучие явлениям в западно-европейском искусстве. Архитектура. Башнеобразные храмы До сложения типа башнеобразной храмовой постройки, ориентированной в высоту, древнерусское зодчество развивалось практически в пределах единого крестово-купольного типа, обнаружившего необыкновенную вариативность в размерах, художественных приемах и средствах выразительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Практически параллельно происходит перенос центра богослужения с алтаря на амвон, находящийся под куполом. Это еще больше должно было подчеркнуть в храмовом пространстве зримость пребывающего, неподвижного времени, а замкнутая круговая форма купола призвана была усилить ощущение безостановочного истечения божественной благодати. С наибольшей полнотой и совершенством эти художественные и духовные устремления ранневизантийской эпохи отразились в главном храме империи – Св. Софии Константинопольской. Это произведение занимает исключительное положение в истории искусств, в истории духовных творений. В пространственной концепции храма Св. Софии нашла идеальное воплощение тема космоса, причем отражающая не только христианские представления о Вселенной, но и более древние, уходящие в глубины античного знания и мировоззрения. Комплекс идей, понятий и ассоциаций, присутствующих в этом уникальном творении, не исчерпывается богословием, он шире догматических теологических толкований (хотя и отвечает им). Концепция этого храма не сводима к точным формулам и содержит в себе нечто всеобъемлющее для эпохи, нечто завершающее грандиозный цикл духовного развития человечества. Именно поэтому Св. София не стала идеальной точкой отсчета для развития в архитектуре темы купольного здания. Она дала мощный импульс для движения в этом направлении, но осталась уникальной, стоящей вне типологического ряда и не имеющей аналогий. К этому замечательному созданию византийских архитекторов мы обратимся в конце данного раздела, прежде рассмотрев преобладающие вариации храмового зодчества той эпохи. Основная разработка проблематики архитектуры шла в двух направлениях: это купольные базилики и крестово-купольные храмы, существовавшие на периферии Византийской империи уже с V в. Не следует думать, что с «победой» крестово-купольного типа (а он действительно с IX–X вв. стал основным архитектурным типом византийской архитектуры) тема купольной базилики была окончательно предана забвению. Этот тип по-прежнему имелся в арсенале византийских зодчих и время от времени в особых, экстраординарных ситуациях всплывал вплоть до конца XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Западная - не ранее 2-й четв. VI в., т. н. Уваровская - на рубеже VI-VII вв., Восточная - не ранее сер. VII в. ( Айбабин и др. 2003. С. 48-51), что свидетельствует об устойчивости традиций и постепенном проникновении новых композиционных идей в нек-рые провинции, в т. ч. такие важные для христ. мира, как Палестина, где базилики строились и в эпоху правления имп. Юстиниана (церкви в Хорват-Берахоте близ Вифлеема, в Реховоте, в пустыне Негев). В Крыму в ранневизант. время существовали и базилики с алтарным трифолием 7 в Херсонесе), а также простые купольные постройки типа свободного креста. Триконх близ Уваровской базилики и большой тетраконх в Херсонесе (диаметр купола более 10 м) имеют редкую особенность: стыки рукавов обозначают круглую, а не квадратную основу подкупольного пространства. Подобная форма характерна для храма с. Дранда (VII в.) в Абхазии ( Хрушкова. 2003), к-рый представляет собой редчайший пример купольной постройки постюстиниановского периода, имевшей приземистые пропорции; в его композиции сочетаются ротонда (ребристый купол над центральным пространством) и крестообразная структура пространства, образованная сводчатыми прямоугольными рукавами (восточный завершен апсидой), вписанная в квадрат внешнего объема; 4 угла занимают изолированные помещения - круглые купольные на западе, квадратные сводчатые, с апсидиолями на востоке. Как и в ц. Осиос Давид в Фессалонике, композиция ц. в с. Дранда вместе с одновременно с ней построенными церквами в Армении и Грузии ( Аван , Рипсиме , Джвари ) предвосхищает появление средневизант. типа церкви с вписанной в прямоугольник крестово-купольной структурой и пониженными угловыми частями, напр. храмы Успения в Скрипу (873-874, Беотия, Греция) и в Патлейне у Преслава (907?, Болгария). Чертеж фасада с аксонометрией ц. Звартноц в Армении. 642 - 662 гг. Реконструкция Чертеж фасада с аксонометрией ц. Звартноц в Армении. 642 - 662 гг. Реконструкция Пространственные особенности юстиниановских храмов отразились в архитектуре стран Закавказья, особенно после победоносной войны имп.

http://pravenc.ru/text/383977.html

20 февраля 1936 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление Президиума Свердловского облисполкома о закрытии церкви, здание которой предполагалось передать под культурно-просветительские нужды – для размещения Пермского архива. Дело в том, что нынешний Пермский краевой архив в 1930-е гг. был перемещен из приспособленного помещения в здании бывшей Консистории (ул. Газеты " Звезда " , 2 в неприспособленное помещение овощехранилища (бывший Народный Дом) по адресу г. Пермь, Комсомольский проспект, 43. Согласно объяснительной записке к плану использования здания бывшей Воскресенской церкви для Пермского городского архива, подписанной 19 августа 1935 г. зав. Адм. сектором Пермского Городского совета РК и КД Циренщиковым: " 1. Здание каменное – кирпичное, крестообразной формы. Центральная часть с куполом. Здание может быть использовано под помещение архива без всяких капитальных затрат, никакой перепланировки здания не требуется. 2. В дальнейшем здание по площади может быть увеличено путем устройства в купольной части второго этажа и лестницы внутри здания в одном из карманов около купольной части. В данное время устройство второго этажа не требуется. 3. проект переустройства этого здания не требуется… " 16 ноября 1936 г. Президиум Пермского Горсовета РК и КД постановил " Об отпуске средств на составление проекта по переоборудованию и ремонту бывшей церкви под архив " §13): " Разрешить расходование средств 5.000 руб. из мунфонда " . В декабре 1936 г. Проектно-планировочное управление П.Г.К.Х. (нач. управления Анисимов, арх. Шаблов) представило проект приспособления Воскресенской церкви под временный архив гор. Перми и пояснительную записку к проекту. При внутренней высоте здания церкви от существующего пола до верха свода 9,75 м и кубатуре 3090 куб.м. (без колокольни) это позволяло устроить в здании три этажа архивохранилища. Первые два этажа высотой по 3,0 м (от пола до пола) и третий этаж высотой 3,75 м. Устройство трех этажей давало возможность установить стеллажи общей протяженностью 2627 п./м.

http://sobory.ru/article/?object=24357

В последующие годы храм постоянно благоукрашался. В 1825 году вокруг храма возвели ограду. Уже с начала XIX века храм был двуштатным. В 1861 году в селе Талдоме значилось сельское приходское училище. В 1867 году поновили роспись Ильинского и Никольского приделов, поставили иконостасы с новыми иконами. 10 декабря 1867 года они были освящены. В 1890-х годах храм претерпевает серьезную реконструкцию. Сохранился эскизный проект реконструкции, разработанный архитектором А.П. Виноградовым в 1894 году. Также сохранились чертежи некоторых деталей храма, где видны изменения, внесенные архитектором в первоначальный вариант проекта. Эти чертежи датированы 1895 и 1896 годами. В 1935 году храм закрыли. В последующее время в нем размещались различные организации. Последние годы перед открытием храма здесь находилась обувная фабрика. В 1990 году в Талдоме при участии протоиерея Петра Бахтина была организована община верующих и началась работа по передаче здания храма прихожанам. В 1991 году община была зарегистрирована и здание храма было передано верующим. Первое время богослужения совершались в двухэтажном деревянном здании, находящемся рядом с храмом и являвшимся складским и административным зданием обувной фабрики. После передачи здания храма и других пристроек к нему, принадлежащих обувной фабрике, богослужения совершались в восточной пристройке к храму - со стороны разрушенного алтаря храма. Летом 1997 года над зимней (трапезной) частью храм был снесен второй этаж, надстроенный в советское время. В это же время проводились работы по укреплению купольной части храма и начались работы по установке угловых куполов. Осенью 1998 года был установлен центральный барабан и купол храма. В конце ноября и начале декабря центральный купол был обшит металлом под золото и над всеми куполами храма установлены кресты и начаты работы по укреплению стен трапезной части храма, которые закончились летом 1999 года. Летом и осенью 1999 года укрепляется фундамент колокольни для будущего ее строительства, а также выкладывается закомары на южной стороне трапезной. Летом 2000 года начались отделочные и кровельные работы на купольной части храма, а также утепление кровли трапезной.

http://drevo-info.ru/articles/13676035.h...

Митрополит Воронежский Сергий освятил купольный крест для возрождаемого храма агроуниверситета 29 августа, 2012. Новостная служба Ранее при главном корпусе сельскохозяйственного института существовал домовой Крестовоздвиженский храм. Однако сейчас на месте алтаря находится сцена актового зала. 29 августа. ПРАВМИР. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий освятил крест, который будет водружен на купол ранее существовавшего Крестовоздвиженского домового храма при ВГАУ, сообщает Культура ВРН . Ранее при главном корпусе сельскохозяйственного института существовал домовой Крестовоздвиженский храм. Однако сейчас на месте алтаря находится сцена актового зала. Руководство вуза работает над возрождением святыни в тесном сотрудничестве с епархией. Митрополит Сергий поблагодарил ректора ВГАУ Вячеслава Котарева за всестороннюю помощь и выразил надежду, что такое значимое событие, как освящение и водружение креста, станет первым шагом к восстановлению храма после поругания. «Сегодня мы начинаем воссоздание исторического облика университета, надеемся, что вместе с этим возродится и его духовная жизнь», – сказал, обращаясь к собравшимся, Владыка Сергий. «Этот старейший в Воронеже университет задумывался основателями как учебное заведение, где учащиеся будут не только познавать науку – как сохранить природу и преумножить урожай – но, прежде всего, как возрастить в добре свою душу и свое сердце», – подчеркнул митрополит.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/mitropolit-voronezhski...

Отныне стиль этот получил неоспоримое право назваться византийским. Диапазон его стал уже, амплитуда его колебаний уменьшилась (если не причислять к ним его провинциальных отклонений), но только теперь он достиг всей своей строгости и чистоты. После константинопольской св. Софии не было построено ни одного храма, который мог бы сравняться с ней своим величием, но и в самом величии этом были черты, принадлежавшие закату древнего мира скорей, чем восходу нового. Главная из них — тот своеобразный архитектурный иллюзионизм, который хоть и не делает стен структурно ненужными (как в готике), но как бы отрицает их реальность, отодвигает их в полумрак, покрывает скрадывающей их массивность облицовкой, предпочитает выгнутую поверхность прямой, создает пространство, лишенное ясно очерченных границ, так что вся внутренность храма, благодаря ему, одна мерцающая необъятность. Послеиконоборческая византийская архитектура этого впечатления больше не ищет и отказывается также от того безусловного преобладания внутреннего архитектурного оформления над внешним, которое было характерно как для константиновских базилик, так и для купольных или базиликально-купольных построек юстиниановского времени. Внутренний облик продолжает первенствовать, но стены, особенно если они из кирпича, покрываются снаружи плоским, сплошным, как бы слегка затушевывающим их узором; более подчеркнутые абсидные выступы, более высокие тамбуры куполов дают храму отчетливый внешний силуэт, подготовляющий нас к тому основному членению, которое нас встретит, когда мы в него войдем, и которое идет не по плану, а сверху вниз, противополагая дольнюю, земную область, где мы стоим, высоким поясам стен, сводам и куполам, откуда на нас глядит целый сонм священных образов. На их преображающее присутствие рассчитана вся архитектурная форма храма. Купол св. Софии, созерцаемый изнутри, изображал небо, был небом, превращал весь храм в сошедшее на землю небо, но теперь куполу больше незачем небо изображать: он становится небом уже потому, что в нем явлен образ Вседержителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Архитектор Беретти, строивший Владимирский собор, однажды явился ко мне и объявил, что в столбах, на которых будет покоиться купол (еще не поставленный), оказались трещины, но только с лица, а стержни столбов ни мало не повреждены, и что он замазал эти трещины штукатуркой, которая однако не излопалась. Я вместе с ним отправился в собор и видел изъян. На вопрос мой: от чего треснули столбы, Беретти ответил, что каменщики, в отсутствии его, клали кирпичи, подмазывая известью одни края их, а середку оставляя не подмазанною; следовательно верхние кирпичи своей тяжестью давили нижние, а от давления образовались трещины. Такой ответ не удовлетворил меня. Я пожелал видеть в соборном подземелье самую нижнюю кладку столбов. Оба мы сошли туда. Что же оказалось? Оказалось, что столбы там не связаны и не укреплены так называемыми лежачими арками, и что они поставлены не на одном горизонте: два восточные – выше, а два западные – ниже; следовательно, первые, так-сказать, наваливаются на вторые. Заметивши это, я тут же сказал архитектору: помилуйте, г. Беретти, вы шилом свели к низу под-купольные столбы и водрузили их не на одном горизонте; при такой постановке их опасно строить купол, он своей тяжестью придавит столбы, и они, теперь ненадежные, еще более будут ненадежны под давлением на них купола. Я приостановлю работы. Придется вам на этих столбах вверху устроить крепчайший пол и наложить на него несколько сот пудов глины, дабы испытать крепость их. Беретти согласился со много. В другой раз я узнал, что продольные стены собора, северная и южная, выведены не по прямому отвесу, а так, что вверху они отклоняются – от своего низу почти на четверть, узнал и то, что наружные карнизы сделаны очень толсты и тяжелы. Такой важный и опасный недостаток Беретти решился исправить. Что же он сделал? Протянул от одной стены к другой железные связи, соединив их кольцами и винтами; когда же эти связи лопнули, заменить их новыми покрепче прежних. Такие изъяны в новом строении были нетерпимы. Оставалось или разломать собор до оснований его и воздвигнуть новый, или подпереть наружные стены его контрфорсами, а под-купольные столбы внизу связать лежачими арками и крепость их испытать накладкою на них громадной тяжести (Наложены были 800 пудов глины). Первой мере предпочтена была вторая приезжавшими из Петербурга двумя архитекторами. Новорожденного расслабленного младенца обставили помочами и надели на него 800-пудовую шапку. В такой обстановке я оставил его при выезде в Москву в марте месяце 1878 года. Вот как у нас строятся церкви! Не удивительно же, что они еще вчерне расщеливаются и даже валятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Каср-ибн-Вардан. Храм. Разрез Архитектура К.-и.-В. вызывала многочисленные дискуссии среди исследователей с момента его открытия в 1899 г. Максом фон Оппенхаймом. Первый исследователь комплекса, Х. Батлер, обратил внимание на необычную для Сирии смешанную кладку с применением кирпича и предположил, что кирпич для строительства был завезен из К-поля. Сохранившаяся в соседней Халкиде надпись с упоминанием работавшего там архит. Исидора позволила выдвинуть версию, что строителем К.-и.-В. мог быть знаменитый Исидор из Милета , а основные формы храма сложились под влиянием к-польской архитектуры. Гипотеза о строительстве комплекса Исидором из Милета была опровергнута уже Й. Стржиговским, к-рый указал на сир. характер мн. архитектурных и декоративных элементов. Тем не менее предположение о происхождении строительного материала из К-поля встречается до сих пор (в частности, его твердо придерживался Р. Краутхаймер). В дальнейшем версии о к-польском и сирийском происхождении архитектуры К.-и.-В. стали основными. Среди исследователей, вплотную занимавшихся комплексом, первую т. зр. поддерживали Ж. Лассюс и И. Пенья, в то время как Г. Чаленко указывал на сходство капителей из К.-и.-В. с капителями в соседних Кафр-Руме и Идлибе. Обе теории удалось примирить Ф. Дайхманну, на основе анализа использования кирпичей в сир. архитектуре он доказал, что кирпичи К.-и.-В. были произведены на месте визант. армией. Дайхманн вписал комплекс в контекст юстиниановского строительства в Сирии после катастрофы 540 г. К. Штрубе указала на то, что смешанная техника кладки К.-и.-В., кажущаяся исследователям исключительной чертой к-польской архитектуры V-VI вв., находит аналоги в храме в Фалюле, расположенном неподалеку (526), где нижний ярус сложен из базальта, верхний - из известняка, а своды и купол - из такого же кирпича, что и в К.-и.-В. Штрубе также показала, что капители храма в К.-и.-В. представляют собой сирийское подражание столичным образцам. Т. о., в наст. время господствует т. зр., что весь комплекс был выполнен арамейским архитектором, знакомым с к-польским и малоазийским зодчеством, при помощи местных мастеров. В типологическом смысле уникальность конструкции храма в К.-и.-В. заключается в том, что в нем, с одной стороны, отражен редкий для Сирии, но популярный западнее тип «купольной базилики» (причем в его столичном, а не, напр., в исаврийском, географически более близком варианте), а с другой - данный тип приближается к компактным сирийским центрическим постройкам на 4 опорах (как, к примеру, приемный зал Аль-Мундира в Русафе VI в.). Впервые зафиксированный в храме К.-и.-В. компактный тип «купольной базилики», с 2-ярусными тройными арками по боковым сторонам, станет впосл. популярным.

http://pravenc.ru/text/1681235.html

Ротонда увенчана куполом (в плане - слабо выраженный эллипс диаметром 10,3 м) с 16 окнами. Купол имеет типичную ранневизант. структуру - на ребрах-нервюрах без барабана; низкий 16-гранный барабан выражен только снаружи. К ротонде по сторонам света примыкают прямоугольные рукава, перекрытые цилиндрическими сводами. В сев. и юж. рукавах находятся дверные проемы, над к-рыми помещены отделенные деревянными балками высокие окна. Зап. стена зап. рукава была разобрана в XIX в., к вост. рукаву примыкает алтарная апсида. В углах между рукавами креста расположены 4 помещения. Западные - круглые в плане, перекрытые низкими купольными сводами, с дверными проемами по сторонам света и полукруглыми нишами между ними (кроме углов со стороны ротонды); дверные проемы фланкированы парами окон, открывающимися в ниши, над дверями также имеется по окну. Вост. помещения - прямоугольные, перекрытые купольными сводами; по сторонам света устроены проходы, восточнее внешних дверных проемов - окна (позднее часть проемов всех помещений была заложена). С востока рукав и боковые помещения открываются в апсиды: центральную, 5-гранную снаружи, с 3 окнами, и боковые, 3-гранные, с 1 окном. С внешней стороны между апсидами выложены небольшие арочки-перемычки из черепицы (по мнению Л. Г. Хрушковой, они могут быть позднего происхождения - Хрушкова. 2002. С. 263). Боковые вост. апсиды и расположенные перед ними компартименты были скорее всего отдельными приделами, а не протесисом (жертвенником) и диаконником, как утверждает Хрушкова (Там же. С. 269). С запада к основному объему пристроен вперевязь вытянутый по оси «север-юг» нартекс, из к-рого 2 прохода ведут в зап. угловые компартименты; проход в зап. рукав прорублен в XIX в. С запада нартекс имеет 2 входа (по оси входов из нартекса в боковые компартименты), фланкированные парами окон; в торцевых стенах размещено по окну. Эта уникальная особенность храма Д.- наличие с запада боковых входов и отсутствие центрального - не находит пока убедительного объяснения ни в контексте визант., ни в контексте закавк. архитектуры.

http://pravenc.ru/text/180407.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010