3 .3 Третья глава книги Руфь Руфь 3:2–4 «Вот, Вооз, со служанками которого ты была, родственник наш; вот, он в эту ночь веет на гумне ячмень; умойся, помажься, надень на себя нарядные одежды твои и пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить; когда же он ляжет спать, узнай место, где он ляжет; тогда придешь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что тебе делать». Перемещения ночью были сами по себе неудобны и опасны, но для одинокой женщины они были крайне рискованным мероприятием. Профессор Глаголев приводит толкование блаженного Феодорита , указывающего на недопустимость действий Руфи и Ноемини. Однако автор констатирует, что между современным ему укладом жизни и тем, что существовал во времена Судей, пролегает огромная культурная пропасть. Поэтому действия Руфи были вполне естественны при таких обстоятельствах. Смена одежды тоже рассматривается как способ произвести положительное впечатление на Вооза. Стих 7 повествует о том, что после трапезы он: «развеселил сердце своё». Александр Александрович Глаголев указывает причиной этого благодарственную молитву, но другие толкователи усматривают в этом нечто другое. Кристин Моэн Заксегор в своей книге описывает ситуацию на гумне в сравнении с действиями дочерей Лота (см. Быт. 19:32–35 ), Лии (см. Быт. 29:23 ) и Фамари (см. Быт. 38:14–15 ). Как дочери Лота, она должна была ждать, пока мужчина не захмелеет. Так же как Лия, она не должна была говорить. И, как Фамарь, она должна остаться анонимной. По мнению автора, Вооз находился в состоянии алкогольного опьянения и в крайне уязвимом положении. Тем не менее, Руфь не следует указаниям Ноемини, она называет себя и обращается к Воозу с просьбой 73 . Данное толкование является крайне феминистическим. В нём не только особо выделяются отрицательные стороны героев, но и подчеркивается мнимо ведущая роль женщины, которая, по задумке Кристин Моэн, использует свою сексуальность в решении житейских проблем. Более целомудренное и близкое к нравственному смыслу всего повествования является толкование Питера Лау. Он считает, что Вооз просто находился в хорошем расположении духа после приема пищи и, будучи добродетельным и уважаемым членом общества, он не попытался воспользоваться шатким положением пришедшей к нему женщины. Исходя из этого, автор оправдывает поступок Ноемини, которая знала, что такой достойный человек не обидит Руфь. По мысли автора, эта сцена показывает праведность её участников, которая выгодно выделяет их на фоне общего нравственного упадка эпохи Судей 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Ваше Высокопреосвященство, можно ли сказать, что за все это время духовно изменялись люди? Конечно же, люди меняются. А сейчас особенно. В наше время все есть для такого развития: и литературы предостаточно, и духовно-просветительские мероприятия проводятся, вечера, беседы, встречи. Православные выставки-ярмарки с духовной программой вот уже который год организуются в райцентрах епархии, что раньше только в столице было возможно. Слава Богу, светская власть нам помогает. Думаю, сегодня всем понятно, как много мы утратили за годы воинствующего атеизма и что нужно объединять усилия, консолидировать общество. Единственный позитивный путь – вернуться к нашему культурно-историческому наследию, вере предков и на этой базе строить будущее. Наверное, не так все просто, Владыко. Жизнь не стоит на месте и подбрасывает нам, как говорят, все новые вызовы. Это безусловно. Но сегодня и деятельность Церкви вышла на более высокий виток: неизмеримо увеличились требования к епархиям, очень много внимания стало уделяться духовно-просветительской работе с разными слоями населения и особенно борьбе с грехом детоубийства, а также социальным вопросам. Церковь вместе с государственными структурами изыскивает свои возможности, призывает людей к милосердию, благотворительности, напоминая о главной заповеди Божией – любви к ближнему. Но, Ваше Высокопреосвященство, есть мнения даже среди священнослужителей, что задача Церкви – в другом, и нет ли опасности отдать все приоритеты социальному служению? Социальное служение – это дела милосердия. Если откроете в Евангелии от Матфея 25 -ю главу, где описывается Страшный Суд, то прочтете: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» ( Мф.25:41–43 ). И что тут философствовать – все предельно ясно. Другое дело, если храмы только этим начнут заниматься, забудут первостепенную свою задачу – Богослужения, Святые Таинства церковные и переключатся сугубо на дела социальные – вот это будет просто преступление. Но если сейчас есть возможность нести добро в наш безмерно нуждающийся мир, а мы этого не будем делать, – какие же мы христиане?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Випускний акт в 2 липня 2020 р. 11:10 30 июня 2020 года в онлайн-формате состоялся выпускной акт Московской духовной академии , посвященный окончанию 2019/20 учебного года. Ведущим мероприятия стал доцент кафедры библеистики М.В. Ковшов. Праздничная программа началась с молитвы. Затем была показана видеозапись традиционного благодарственного молебна, который клир академического храма совершил 28 июня после Божественной литургии. К выпускникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим . «Сердечно поздравляю вас с окончанием очередного учебного года, который стал для кого-то завершающим, а для кого-то одним из этапов в получении богословского образования в стенах Московской духовной академии. Год этот оказался очень непростым: опасная пандемия нарушила течение привычной жизни в большинстве стран, влияя на многие политические, экономические, социальные и культурные процессы, в том числе и на систему духовного образования. Окончание учебного года, выпускные экзамены и защиты квалификационных работ проходили в дистанционном режиме. Однако, внешние, не зависящие от нас обстоятельства хотя и причинили нам скорбь, но и многому нас научили», — сказал архиерей. «Всечестные отцы, пастыри словесных овец, на вас лежит огромная ответственность за вверенные вам души — за каждую погубленную из них строго взыщет Господь, — подчеркнул епископ Питирим. — Святой апостол Петр обращается к вам со словами назидания: " …пасите Божие стадо… надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия " (1 Петр. 5:2). Другой первоверховный апостол — Павел — заклинает своего юного ученика апостола Тимофея: " …проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое " (2 Тим. 4:2-5). Свидетельствовать об Истине, быть ее провозвестником — значит положить всю свою жизнь без остатка на ее алтарь. Для пресвитера служение Истине вбирает в себя три главных направления деятельности: совершение Святых Таинств и обрядов, проповедь и душепопечение. Предстояние перед Престолом Божиим требует от предстоящего целомудрия, телесной чистоты и нравственной непорочности. Для проповедника важно быть образованным и гореть благодатным огнем евангельского благовестия. Для пастыря главная добродетель — жертвенность и сострадательная любовь к пасомым».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5658218...

«Воля Божия» нужна лишь для того, чтобы ссылаться на нее для осуществления вполне человеческой воли — воли нации и государства, или, конкретно, тех представителей политической элиты, которые говорят (и принимают решения) от ее имени. Не раз и не два, беседуя в интернете, мне приходилось сталкиваться с убеждением, что Церковь существует для решения национальных, политических задач, для того, чтобы обеспечивать обрядовое сопровождение национальным мероприятиям, придавать сверхъестественный авторитет решениям национальных вождей, и ободрять борцов за национальное дело уверениями, что в случае гибели их ждет загробная награда. Причем никаких опасений, что Бог осудит такое употребление Его имени всуе, не возникает — потому что, хотя прямым текстом бытие Божие и не отрицается, предполагается, что Его просто нет. Людям в голову не приходит, что они делают что-то нечестивое, что-то, что может навлечь на них осуждение. Астрологи ободряют людей благоприятными прогнозами, колдуны помогают снять тревожность уверениями в силе их магических оберегов, пусть и священники уверяют в помощи Божией. В этом контексте святые могут быть интересны только в качестве национальных героев — и богослужебное почитание чужого национального героя есть нонсенс. А святой Александр Невский для ПЦУ является намного хуже, чем чужим — он был великим князем как в Новгороде, так и в Киеве. Даже самое поверхностное знакомство с его биографией указывает на то, что средневековая Русь была единым цивилизационным, культурным и религиозным пространством, охватывающим и Киев, и Новгород, и Владимир. Есть, конечно, и совершенно другой взгляд на Церковь и ее место в мире. Это взгляд изнутри Церкви, который определяется ее Символом Веры. Церковь провозглашает единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Непостижимое величие Творца мироздания сразу задает масштаб, в котором притязания тех или иных человеческих вождей оказываются «менее ничтожества и пустоты». Как пророчествует Исайя о дне Суда, «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, - И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Исаия 2:12, 17)

http://radonezh.ru/2024/02/07/dva-obraza...

«... и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, - и осквернилась земля кровью; оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими. И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими. Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их». (Пс.105:34-42) Государственный прагматизм, и, возможно, остаточная религиозная интуиция национал-большевиков во главе с И. В. Сталиным привели к запрещению абортов. 27 июня 1936 г. выходит Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, расширении сети родильных домов, яслей, детских садов и о государственной помощи многодетным семьям»: За одно это постановление Сталина можно справедливо считать «отцом народов». Запрещение абортов и, еще ранее гомосексуализма, предшествовало возвращению к русскому державному патриотизму, чистке олигархата и мобилизации общества накануне Великой Отечественной войны . Неисповедимы суды и пути Господни, но возможно именно отказ от массового убийства своих нерожденных и некрещеных детей не отвратил в годину тяжких испытаний от русского народа благодать Божью, заступление Пресвятой Богородицы, помощь святых угодников и сил Небесных. После смерти Сталина, в годы правления которого Россия - СССР, достигла наибольшего за всю свою историю геополитического могущества, правительство «либерального» Хрущева вновь легализует аборты. Хрущев - это новые гонения на церковь, фактически, новая волна коллективизации, разрушение села, мягкий троцкизм и жесткий волюнтаризм. 23 ноября 1955 г. Советское правительство принимает закон «Об отмене запрета на аборт»: «Проводимые Советским государством мероприятия по поощрению материнства и охране детства и непрерывный рост сознательности и культурности женщин... позволяет в настоящее время отказаться от запрещения абортов в законодательном порядке... В целях предоставления женщине возможности самой решать вопрос о материнстве, а также предупреждения вреда, наносимого здоровью женщины внебольничными абортами... 1. Отменить ст. 1 постановления ЦИКа и СНК от 27 июня 1936 г. о запрещении абортов. 2. Производство операций искусственного прерывания беременности допустить только в больницах» .

http://ruskline.ru/analitika/2009/11/26/...

Как сказано, «под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве». Пророк Даниил объясняет причину, почему царь Антиох смог совершить эти великие преступления. Ответ дает ему некий облик человека, который появился над рекою Улая. «И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое». Этот облик потом явился Деве Марии – это был сам архангел Гавриил. Мы часто представляем, что архангел Гавриил – это некий юноша, но это совсем не так. Писание описывает архангела Гавриила, как мужа Божьего, имеющего суровый облик, который своим видом приводит всех в трепет и ужас. Архангел Гавриил объяснил Даниилу, что стало причиной беззакония: «Отступники наполнят меру беззаконий своих». Причина появления Антиоха Епифана заключается в том, что израильский народ превысил меру своих преступлений. Согласно книге Маккавейской, перед тем как пришел Антиох Епифан, в общине иудейской был первосвященник Ионнай, который был очень прогрессивных взглядов. Он утверждал, что все Моисеево устарело и обветшало. Закон иудейский нужно отбросить или реформировать и стать на передовые позиции, активно перенимать греческую культуру. Для этого он сначала ввел гимнастии – гимнастический зал, где занимались нагими, что было для евреев мерзостью. А собственно гимнастиями они назывались, по той причине, что перед началом занятий нужно было пропеть гимн языческим богам Геркулесу и Дионису. Чтобы быть с новой культурой, первосвященник Ионнай, устраивает гимнастии прямо под Иерусалимским Храмом. Потом он начинает приветствовать единство культурных мероприятий, для этого он начинает участвовать в празднике Диониса, который сам и ввел в Иерусалиме. Только после таких экуменистическо-синкретических беззаконий и приходит Антиох Епифан, только после того, как иудейский народ стал поклоняться греческим обычаям – язычеству. Иудеи очередной раз стали тяготиться своей особенностью, что они не такие, как прочие народы. Многим христианам сегодня не нравится, что они не такие, как прочие люди, и хотят быть как все народы. И вот как раз, когда такое начинается, приходит злодей, которого ждали, и он как бы доводит до логического конца то, что начали делать уже сами отступники. Евреи хотели получить греческую культуру? Вот вам греческая культура, в вашем Храме! Она будет вас убивать, резать – вот вам греческая культура, самая настоящая!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

" Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную; ибо силы небесные поколеблются " (Лк. 21:26). К этому быстрыми шагами приближает человечество научно-технический прогресс. " Умножение беззакония " (Мф. 24:12). Становится все более очевидным, что человечество идет к окончательному нравственному развращению, и перед концом мира наступит эпоха полной " свободы " . Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: " Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков " (Т. 4; с. 271). " И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец " (Мф. 24:14). В настоящее время еще многие народы (например, в Китае, Индии и др.) в своем подавляющем большинстве не слышали Евангелия. " Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте " (Мф. 24:15). Подразумевается повсеместное отступление христиан (и, прежде всего, монашества и духовенства) от жизни по заповедям Христовым и церковным установлениям; подмена церквами цели своего существования - спасения душ человеческих от зла грехов и страстей, внешней церковной деятельностью: политической, социальной, культурной, экономической и проч.; превращение богослужений в зрелищные мероприятия; и т.д. То есть произойдет полное обмирщение церковной жизни. " Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных " (Мф.24:24 -25). В истории христианства появлялось много лжехристов и лжепророков, однако последние из них будут отличаться тем, что дадут " великие знамения и чудеса " . Ими они увлекут многих поверхностных, легковерных христиан в магию, оккультизм, в расколы и секты, в язычество. " Когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут " (1 Фес. 5:3). Мира и безопасности человечество ищет всю свою историю. Апостол же говорит о времени, когда эта цель будет достигнута (с образованием одного государства на земле с единым правительством и единым царем вселенной). Тогда внезапно наступит гибель человечества. Господь говорит: " Ибо он [последний день], как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному " (Лк. 21:35). О внезапности последней катастрофы апостол Павел пишет и в другом послании: " Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе " (1 Кор. 15:51-52).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Отвлечение же священнослужителей, монашества на мирскую деятельность делает их неспособными к духовной жизни. Об этом Христос предупредил: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6: 24). И, более того, сказал: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф. 5: 13). По этому вопросу апостолы, специально собравшись и созвав множество учеников, постановили: «нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах». И на этом первом апостольском Соборе постановили: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию» (Деян. 6: 2–5). Вот прямое указание Духа Святого на задачи апостолов и их преемников: не они должны «пещись о столах». Заниматься этим должны их помощники! Только при условии такого разделения обязанностей Церковь может исполнить своё назначение, стать действительным орудием спасения мира от раздирающих его страстей и тем самым оздоравливать всю мирскую жизнь народа. Один из духовных законов гласит: «Дух творит себе формы», то есть духовное состояние человека определяет характер всей его деятельности. Следовательно, человек, чистый душой, будет честно исполнять порученное ему дело, а порочный и доброе погубит. В духовном воспитании человека и заключается вся уникальность служения Церкви миру. Поэтому прямым противоречием природе Церкви является понимание её как ещё одной общественной организации в решении чисто мирских, земных проблем. Из такого ложного понимания возникло активное участие западных церквей в политической, социальной, экономической и проч. сторонах жизни государства. Отсюда создание церквами разнообразных благотворительных учреждений (детдомов, приютов, больниц, домов престарелых и т. д.), объединений, фондов, клубов. Отсюда организация церквами различных культурных, зрелищных мероприятий, фестивалей, игр, конкурсов, соревнований и тому подобное. Отсюда вовлечение духовенства и даже монашества (отрёкшегося от мира и всех дел его!) во всевозможные чисто мирские организации и проводимые ими чисто мирские мероприятия. Так, подобные церкви, сохраняя внешне религиозную форму (культ), становятся по существу мирскими организациями.

http://bogoslov.ru/article/6173049

Патриаршее приветствие участникам V Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» 11 мая 2008 г. 11:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам V Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России». Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! От души приветствую организаторов и участников юбилейного V Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России», проходящего в древних и исконно русских городах Костроме и Галиче.  «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них» (Сир. 3:8), говорится в Священном Писании. Вопросы утверждения традиционных семейных ценностей, защиты материнства и детства являются на сегодняшний день одними из самых актуальных для жизни нашей страны. Для всякого человека, способного к осмыслению ситуации в области семейной жизни и демографии, очевиден кризис, поразивший наше общество и явившийся следствием утраты многовековых традиций духовного и нравственного воспитания, присущих всей многовековой культурно-исторической традиции России. В настоящее время для решения этих насущных проблем, для возрождения былого духовного и государственного величия нашего народа необходимо объединение усилий власти, общественных институтов и Русской Православной Церкви. Добрый пример такого соработничества, выражающий «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), дает проводимый в эти дни кинофестиваль «Семья России», ставший уже традиционным и занявший достойное место среди духовно-просветительских мероприятий, проводимых на Костромской земле. Искренне убежден, что ваш труд принесет добрый плод и явится значительным вкладом в возрождение духовно-нравственных ценностей в нашем обществе, основа которого — российская семья. Призываю Божие благословение на труды участников и устроителей кинофестиваля. «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (Ин. 1:3). +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/407565.htm...

Глава Псковской митрополии принял участие в совещании Правительства области, посвященном восстановлению объектов культурного наследия в регионе 6 ноября 2020 г. 15:50 5 ноября 2020 года в здании администрации Псковской области состоялось совещание, посвященное формированию долгосрочного комплексного плана мероприятий по возрождению объектов культурного наследия региона. В обсуждении приняли участие: губернатор региона Михаил Ведерников; председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, председатель Совета АНО «Возрождение объектов культурного наследия» Сергей Степашин ; генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин; митрополит Псковский и Порховский Тихон ; заместитель министра культуры РФ Сергей Обрывалин; представители некоммерческих организаций, федеральных ведомств и региональных органов исполнительной власти. Открывая встречу, Михаил Ведерников отметил, что АНО «Возрождение объектов культурного наследия города Пскова (Псковской области)» — уникальный инструмент, возможности которого только начинают раскрываться в полной мере. «Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, в этом году заключено 23 договора по основным объектам культурного наследия на общую сумму более полумиллиарда рублей. Ведется укрепление склонов Псково-Печерского монастыря, подходит к завершению комплексное обследование Троицкого кафедрального собора, разработан проект противоаварийных мероприятий по ансамблю в Волышево — они начались и будут реализованы к февралю следующего года. До конца текущего года по пяти объектам будут завершены научно-проектные работы, которые позволят приступить к их ремонту и реставрации», — подчеркнул глава региона. Михаил Ведерников также заметил, что регион со своей стороны подготовил предварительные предложения, которые должны найти отражение в более масштабной долгосрочной программе мероприятий по возрождению объектов культурного наследия. «Считаю, что план должен включать не только восстановление архитектурных объектов, но и развитие прилегающих территорий. Наша стратегическая цель — формирование полноценной туристической экосистемы, которая в долгосрочной перспективе поможет сохранить наше культурное наследие. По сути, мы предлагаем реализовать комплекс мероприятий, аналогичный Псковскому туристическому кластеру. Практика показывает, что такой многовекторный подход полностью себя оправдывает», — сказал Михаил Ведерников.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010