Но этого было недостаточно, так что Давид завещевает Соломону прибавить к сему еще ( 1Пар. 22:14–15 ) и перед смертью отдает свою собственную казну в три тысячи талантов офирского золота и семь тысяч талантов серебра чистого для обложения стен и для священных сосудов. Кроме того, по слову Давида, главы семейств и колен и другие знатные лица жертвуют пять тысяч слишком талантов золота и десять тысяч талантов серебра, меди восемнадцать тысяч талантов и железа сто тысяч талантов, не считая драгоценных камней ( 1Пар.29:3–8 ). Когда Соломон, после трехлетнего царствования своего, в которое, по словам свящ. историка, золото в Иерусалиме сделалось равноценным простому камню, приступить к исполнению завещания отца своего о храме, запасы Давида оказались недостаточными для выполнения начертанного им плана. Поэтому Соломон заключает с Тирским царем Хирамом особый договор, по которому последний обязывался доставлять Соломону рабочих своих и ливанский лес за пшеницу, ячмень, оливковое масло и вино ( 2Пар.2 ; 3Цар.5 ). Количество рабочих из одних иностранцев, живших в земле Израильской и уже Давидом назначенных для подготовительных работ по храму, библейский источник исчисляет в 153,600 человек, из коих 70,000 были носильщиками, 80,000 каменосеками в горах и 3,600 надзирателями ( 2Пар.2:17–18 ). Но и сами евреи были обязаны участвовать в постройке в количестве 30,000 человек, которые партиями в 10,000 отправлялись на Ливан для работ в продолжение одного месяца и потом возвращались на родину для двухмесячного отдыха ( 3Цар.5:13–19 ). Кроме того, по свидетельству Евполема, Тирский царь Хирам выслал Соломону 80,000 финикийских в тирских работников, – и Египетский царь Вафрес – 80,000 своих мастеров, число же еврейских мастеров, по нему, простиралось до 160,000 134 . Эти работы велись уже при Давиде несколько лет и, кроме того, около десяти лет при Соломоне. Весь этот труд и массы материала должны были, главным образом, пойти на восточную стену храмового мола и на самый храм, ибо свой дворец Соломон строил уже после освящения храма, равно как и дополнительные работы по отделке дворов производились и после построения храма, как свидетельствуют 3Цар.9:10 и 2Пар.8:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Они, затем, очень отчётливо в этих своих речах, по вопросу о значении во Христе и христианском обществе закона Моисеева отметили этот закон, как «иго неудобоносимое», как «бремя» ( Деян.15:10, 19, 28 , ср. Гал.2:16, 3:21 и пр.), которое только в силу приобретаемого им над избранною частью рода человеческого, над Иудеем, авторитета и значения, – в силу того только, что «закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу», и что «Иудеев уверовавших тысячи и все они ревнители закона» ( Деян.15:21, 21:20 ), а, наконец, и в силу того, «чтобы не делать другим того, чего себе не хотят» ( Деян.15:20–29 ), – остаётся пока в силе, и то только в тех, крайне малочисленных пунктах, которые особенно соблазняют воспитавшегося на законе Иудея: «Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас (=христиан из язычников) никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» ( Деян.15:29 , ср. Деян.21:25 ). Да и вообще, кроме этих вынужденных прямыми и неотложными требованиями жизни указаний о роли закона в новой христианской жизни: важности и временной нужде для привыкших к его руководству и совершенном излишестве, кроме некоторых лишь крупиц от его трапезы, для других, – Иерусалимские Апостолы, насколько свидетельствуют о том их писания, даже не считали нужным, говоря обо всём другом неотложно нужном для христиан, упоминать имени закона: закон, во всём их писании, как бы не существует; существует повсюдно в жизни и мышлении христианина вера и вытекающие из неё дела, жизнь, сообразная с верой, и только, а о законе, как бы о похороненном, нет и помину. Задача разъяснения этого пункта по всем сторонам разъяснения теоретического, принадлежала, очевидно, «сосуду особенного божественного избрания», Ап. Павлу, который, как именно назначенный на то сосуд, и написал закону с претензиями принципа для жизни отходную и похоронил его: «законом я умер для закона», «а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал.2:19, 21 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Они поют как бы новую песнь. Эта песнь не сравнима с теми старыми песнями, которые пелись на земле. Эта песнь содержит новые, не ведомые ранее, тайны небесного блаженства ( 1Кор. 2:9 ), говорит о тех новых благодеяниях Божиих, которых сподобятся святые на небе. Это также прославление Бога за те новые дела Божественного всемогущества и милосердия, которые будут явлены в тяжелые и ужасные годы кончины века. Песнь эта нова также и по своему исполнению, ибо воспевается новой, прославленной тварью на небесах. Поется эта песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами . Теперь совершенно ясно, что созерцаемая тайнозрителем картина Сиона, не иная, как всё та же картина небесного престола, Агнца, четырех животных, 24 старцев и прочих небожителей. В воспевании этой новой песни перед престолом, перед четырьмя животными и перед 24 старцами есть богоизбранность: и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч . Здесь мы видим небесную иерархию и чинность. В небесном ликовании будут участвовать все небожители, но не все одинаково. Различна будет слава святых. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезды; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор. 15:41–42 ). Как и Господь говорил, что «в доме Отца Моего обителей много» ( Ин. 14:2 ), каждому по его чину и славе. Из того, что кроме 144 тысяч никто не мог научиться сей песни, видно, что они после четырех животных и 24 старцев преимуществуют над другими небожителями. Хотя тогда «знание отчасти» и прекратится ( 1Кор. 13:9–10 ), но откровение Божественных тайн будет сообразно с настоящей жизнью ( Ин. 14:2 ; 1Кор. 15:41 ). Чистота духовная определяет и степень познания духовного. «Чистые сердцем Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Чем чище человек духовно, тем становится просветленнее, и глубже проницает его взор в созерцание и познание Божественных тайн. Кроме того, поскольку эта новая песнь особо воспевает те новые благодеяния Божии, которые будут излиты в кончину века, то и воспета она может быть только теми, кто пройдёт через это горнило испытаний. Праздник победы по-настоящему может переживаться только прошедшими войну. Таким образом, мы видим, что эти 144000 должны рассматриваться как лучшая часть тех 144000 (число 144000 и там и там имеет символическое значение), что описаны в гл. 7 и которые означали всех спасенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пример 1. Павел и иудеи в Антиохии Писидийской (Деян 13:45). СП: Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя , сопротивлялись тому, что говорил Павел (δντες δ ο ουδαοι τος χλους πλσθησαν ζλου κα ντλεγον τος π Παλου λαλουμνοις ντιλγοντες κα βλασφημοντες). НА (=КБП): Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, злословя, противоречили тому, что говорил Павел (δντες δ ο ουδαοι τος χλους πλσθησαν ζλου κα ντλεγον τος π Παλου λαλουμνοις βλασφημοντες (B)). В чтении СП один и тот же глагол ντιλγειν ‘противоречить’ встречается два раза, и в первом случае он переводится точно, а во втором — неточно (‘сопротивляться’). В чтении НА нет этой тавтологии, в результате чего оно более корректно в стилистическом отношении. Кроме того, внешние свидетельства большинства рукописей, таких как Синайский, Ватиканский, Александрийский, Ефремов и другие кодексы, также говорят в пользу чтения НА. Пример 2. Божественная слава и благость (2 Пет 1:3). СП: Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию  (ς πντα μν τς θεας δυνμεως ατο τ πρς ζων κα εσβειαν δεδωρημνης δι τς πιγνσεως το καλσαντος μς δι δξης κα ρετς). НА (=КБП): Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас к Своей славе и совершенству / по Своей славе и совершенству (ς πντα μν τς θεας δυνμεως ατο τ πρς ζων κα εσβειαν δεδωρημνης δι τς πιγνσεως το καλσαντος μς δ δξ κα ρετ (Β)). Кроме смыслового недостатка чтения СП, в нем два раза встречается один и тот же предлог δι. Во втором случае это скорее всего ошибка переписчика: δι вместо δ. Слово διος часто встречается в посланиях апостола Петра (в этом послании оно встречается 6 раз). Кроме того, внешние свидетельства большинства рукописей, таких, как Синайский, Александрийский, Ефремов и др. кодексы, также говорят в пользу чтения НА. Чтение СП из древних рукописей поддерживает лишь Ватиканский (!) кодекс и папирус 72 ( III–IV bb.). IV. Малозначимые расхождения

http://pravmir.ru/tekstologicheskoe-sopo...

Провозвестники Божественного откровения . Такими провозвестниками откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки; они приняли и проповедали людям начатки этого откровения; в полноте же и совершенстве принес на землю откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос , и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов. Апостол Павел в начале своего послания к Евреям говорит: Многочастне и мгогообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори ( Евр.1:1–2 ). Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил 7 . Евангелист Иоанн пишет в Евангелии, что Христос сообщил людям полное познание о Троичном в лицах Боге, насколько оно может быть доступно ограниченному человеческому уму: Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин.1:18 ). Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил 8 . Сам Иисус Христос говорит: Никтоже знает Сына токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф.11:27 ). Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто кроме Сына, и кому Сын хочет открыть 9 . О непостижимых для ума истинах веры, которые открыты Богом св. апостолам и чрез них проповеданы всему миру, ап. Павел пишет: Глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: нам же Бог открыл есть Духом Своим. Дух бо вся испытует, и глубины Божия ( 1Кор.2:7,8,10 ). Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал. А нам Бог открыл это Духом Святым, ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Сверхъестественное и естественное откровение; недостаточность последнего . Откровение Божие, сообщенное людям чрез патриархов, пророков и принесенное на землю в полноте и совершенстве Сыном Божиим, называется сверхъестественным. Кроме того, Бог , от сотворения мира и доныне, давал и дает познание о Себе и чрез видимый мир, где как в открытой книге люди могут читать о Боге – своем Творце и Промыслителе, а также чрез богоподобную душу человека (его ум, волю и чувство). Такой способ Богопознания называется откровением естественным; но познание Бога из рассматривания видимой природы и сотворенных Богом вещей бывает несовершенно и недостаточно, так как без сверхъестественного откровения оно не может дать высоких и чистых представлений о Божестве и существенных свойствах Его; поэтому естественное Богопознание может служить только приготовлением к вере, или некоторым пособием к познанию Бога из того откровения, какое Сам Бог дал людям.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Христа основанием нашего спасения. Похвальна ревность в соблюдении православия, но не похвальна «ревность не по разуму » Рим. 10, 2 . Когда Апост. Петр «отрекся пред всеми» от Господа, «сказав, что не знает сего человека» Мф. 26, 70. 72 , – то его поступок имел свои более понятные причины, и Господь посему простил и опять принял раскаявшегося в число Своих Апостолов Ин. 21, 15–20 . Но когда мы, православные, из-за каких-то ложных опасений измены православию точно боимся открыто исповедовать И. Христа «Начальником жизни нашея», – нашего спасения, – мы совершаем, по существу, непростительный грех. Неужели только потому, что церквеотступники принялись, наприм., усердно читать Библию , мы – в протесте – перестанем читать ее? Неужели только из-за того, что те постоянно проповедуют об Иисусе Христе, мы перестанем возможно чаще произносить святое имя Господа Пс. 21, 23 ? Неужели только по причине нежелания употреблять одни и те же слова св. Писания, хотя бы и далеко не в одинаковом смысле, каждый из нас не последует Апостолу, говоря его же словами: «ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его; то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение » Рим. 5, 10. 11 . «Ибо я рассудил быть у вас», пишет св. Ап. Павел в 1 посл. к Коринфянам 2, 2, «не знающим ничего, кроме И. Христа , и притом распятого» 3, 11: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос «… «Веруем» – так начинается чл. 8-й Посл. вост. патр., – «что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай наш, Который предал Себя для искупления всех«… – « Христос моя сила, Бог и Господь»… часто мы слышим за всенощным. И кто же так воспевает? Ответ – в продолжении: «честная Церковь поет взывающи " … Едва ли хотя один истинно православный христианин ответит боязливым «нет» на поставленные вопросы после приведенных свидетельств. Да, он не ответит так, ибо «разумевает верою», что Господа Иисуса Христа мы обретаем и можем обретать только в единой, святой, соборной и апостольской Церкви и кроме нее – нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Христе, мы перестанем возможно чаще произносить святое имя Господа Пс.21:23 ? Неужели только по причине нежелания употреблять одни и те же слова Св. Писания, хотя бы и далеко не в одинаковом смысле, каждый из нас не последует Апостолу, говоря его же словами: «ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его; то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение1Рим.5:10.11. «Ибо я рассудил быть у вас», пишет св. Апостол Павел в 1 посл. к Коринфянам 2:2, «незнающим ничего, кроме И. Христа, и притом распятого» 3:11: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос»... «Веруем», – так начинается чл. 8 Посл, вост, патр., – «что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай наш, Который предал Себя для искупления всех»... – «Христос моя сила, Бог и Господь»... часто мы слышим за всенощным. И кто же так воспевает? Ответь – в продолжении: «честная Церковь поет взывающи»... Едва ли хотя один истинно-православный христианин ответит боязливым «нет» на поставленные вопросы после приведенных свидетельств. Да, он не ответит так, ибо «разумевает верою», что Господа Иисуса Христа мы- обретаем и можем обретать только в единой, святой, соборной и апостольской Церкви и кроме её – нигде. Христос есть «Глава» Церкви, Церковь же есть Его «тело», как поучает св. Ап. Павел Еф1:23; 4:15.16; 5:23 . А св. Игнатий Богоносец в « гл. посл. к Траллианам прямо говорит: «Глава не может родиться отдельно без членов». Припомним также и слова св. Киприана, е. Карфагенского, De unit. eccl. f. 109: «кто не имеет Церкви матерью, тот не может иметь и Бога Отцом», и еще f. 111: «Некоторые (и как это идет к пашковцам и штундистам!) да не обольщают себя превратным истолкованием того, что сказал Господь: «идеже бо еста два иди трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» Мф.18:20 . Исказители и ложные истолкователи Евангелия приводят последние и не обращают внимания на вышесказанные слова; помня об одной части, они коварно скрывают другую.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

125 То, что Навуходоносору приписывали божественное достоинство, видно из слов вавилонского военачальника Олоферна: «Кто же Бог, как не Навуходоносор?» (Иудифь 6, 2)  Если же кто отказывался поклоняться, то таковой предавался смерти как государственный преступник. Позднее подобное отчасти имело место в Римской империи. Все это для нас суть прообразы того, что будет происходить в конце времен. 16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.  «всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам» – из этих слов некоторые заключали, что социальное неравенство сохранится в мире до самой его кончины.  «начертание» – в Древнем Риме иногда клеймили рабов в знак их принадлежности хозяину. Также бывало, что воины наносили себе на тело клеймо с именем полководца в знак преданности и верности. Кроме того, печати ставились на договорах купли-продажи, что означало принятие данного документа. Также античные люди нередко делали себе татуировки с изображением почитаемых ими богов. В Индии по сей день поклонники языческого бога Шивы ставят себе на лбу его знак – три горизонтальные белые линии, а поклонники Вишну – две вертикальные линии. Следовательно, «начертание» означает здесь принадлежность зверю, принятие его власти и, кроме того, его религиозное почитание.  «Начертанием» же в практическом смысле, с учетом вышесказанного, может являться вживленное в тело человека некоторое электронное устройство, типа нашей сим-карты, где будут записаны базовые данные о ее носителе. Вероятно, именно через это устройство будет осуществляться связь мозга с компьютерной сетью. Тот, кто не имеет такой сим-карты, окажется выключенным из сети. Это означает, что не имеющий начертания человек будет изгоем, исключенным из общества: он не сможет ни покупать, ни продавать, ни работать, ни жить, ни вообще чем-либо заниматься в глобальном государстве антихриста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Теперь описывается величие и слава грядущего Судьи. «Очи как пламень огненный» повторяет сказанное о Христе в Откр.1:14 и Откр.2:18 . Это символ всепроницающего взора Судьи. «Много диадим», то есть царских корон на голове, – символ господства и величия – противопоставлены семи диадимам дракона ( Откр.12:3 ) и десяти диадимам зверя ( Откр.13:1 ). Конечно, нам может показаться странным наличие многих корон на голове. Однако в древней истории это было вполне естественно. Царь мог носить столько корон, сколько стран находится у него в подчинении. На голове Христа много корон, чтобы показать, что Он – Господь всех царств земных. Что касается имени, «которого никто не знал, кроме Его Самого», то имя, как мы знаем, выражает сущность того, кто это имя носит. Неизвестности имени в античном мире придавалось большое значение. Неизвестность имени обозначала власть и свободу. Если я не знаю имени какой-то личности, то я и не властен над этой личностью. Впрочем, было много разных предположений, что за имя было «написано» на грядущем Христе. Например, что это Имя Божье, священная тетраграмма Яхве (JHWH), по-гречески передающаяся как Кириос (Kyrios), то есть Господь. Но это и все другие предположения как-то проходят мимо того факта, что это имя неизвестно в принципе, о чем и говорит текст: его никто не знает, кроме самого Христа. в) Первое видение. Строфа 3. Христос-воитель ( Откр.19:13–14 ) 13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». 14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Третья строфа характеризует Иисуса Христа как военачальника в сопровождении своего воинства. Одежда Его обагрена кровью, не Его кровью, а кровью Его врагов. Иоанн, как всегда, берет этот образ из Ветхого Завета, он переносит на Иисуса Христа описание Бога, возвращающегося после битвы, которое дано у пророка Исаии:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

15. Не имамы бо архиерея, не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Сказав прежде о строгости Божией к древним непокорным Евреям, и также упомянув о Божеском величии нашего великого Первосвященника, прошедшего небеса и «седящего одесную Бога Отца», Господа Иисуса Христа, теперь утверждает в непоколебимой надежде на Него как всем доступного, и готового каждому оказывать необходимую помощь. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших». Мы имеем не такого первосвященника, каковы были первосвященники ветхозаветные, которые, как подобные нам, немощные и смертные люди, не могли оказывать людям необходимой помощи в их нуждах, – и по общему человеческому бессилию и по своей смертности: иногда и хотели бы они, но не могли, по недостатку сил; а иногда хотели бы, но смерть прекращала их деятельность. «Но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Но имеем такого первосвященника, который, хотя «прошел небеса и седит одесную Бога Отца», во славе Божией, как единородный Сын Божий и истинный Бог, всесвятый и всесовершенный, но всегда близок к нам, всегда готов сострадать нам, или являть свою милость помогать нам в нуждах наших: потому что Он воспринял в нераздельное единение с Своим Божеским Лицем наше естество человеческое, и в нем, пребывая на земле, «искушен был во всем кроме греха», нес все труды и подвиги, какие должен нести человек, и испытал все скорби и болезни, каким подвергаются смертные люди, по причине бренности человеческой своей природы. Как это понес и испытал Сын Божий? – Иисус, единородный Сын Божий, приняв наше человечество, принял на Себя и обязанности человеческие, и грехи всего рода человеческого. Так Он подчинился закону, и по закону был обрезан, как подзаконный ( Лк.2:21 ); потом принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, и принести за него жертву (ст. 22–24); наконец, быв уже двенадцатилетним отроком, он вместе с своими родителями, ходил опять в храм Иерусалимский (ст. 42–51). Как воспринявший на себя вину грехов человеческих, Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти ( Евр.5:7 ), которой добровольно подвергся, как Агнец вземляй грех мира ( Ин.1:29 ). Так молился Он, умилостивляя Отца небесного, и в саду Гефсиманском ( Мф.26:37–42 ), и на кресте ( Мф.27:47 ). Иисус Христос терпел искушение и от диавола ( Мф.4:1–10 ; Лк.4:1–13 ), и от людей, как-то книжников, фарисеев и иродиан; терпел искушение от разных затруднений; терпел бедность, голод и жажду, утомление от пути, презрение и посмеяние от врагов и грубого невежества народа: но все искушения перенес и преодолел; был послушен Отцу до смерти крестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010