2:13). И по случаю болезни другого брата, он опять страдал точно также: « Бог помиловал его », говорил он филиппийцам об Епафрасе, « и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали » (Фил. 2:27). Также сильно скорбя по поводу обольстителей и своих противников, он в послании к Тимофею говорил: « Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его » (2 Тим. 4:14). Итак, мог ли он иметь хотя малое отдохновение от уныния и скорби? Кроме вышесказанных бедствий, тяготивших душу его, были и другие, которые причиняли ему постоянную скорбь. И это опять сам он открыл, сказав: « кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся » (2 Кор. 11:28, 29). Если же он за каждого из соблазнявшихся сам воспламенялся, то этому воспламенению и невозможно было погасать в душе его: потому что никогда не было недостатка в соблазнявших и доставлявших пищу этому пламени. Когда отпадали города, а часто и целые народы, то тем более это могло непрестанно случаться с тем или другим (верующим) из столь многих церквей во вселенной. Но предположим на словах, если угодно, что никто никогда и не соблазнялся и не отделялся от Павла, и никакой другой подобной неприятности не случалось с ним, — и в таком случае я не могу признать его свободным от уныния; на это опять мне не нужно никакого другого свидетеля, кроме самого страдальца. Что же он говорит? « Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти » (Рим. 9:3). А это означает следующее: желательнее было бы для меня впасть в геенну, нежели видеть израильтян неверующими. Это именно значат слова: « Я желал бы сам быть отлученным »; если же он готов был потерпеть геенские мучения для того, чтобы иметь возможность привести (к вере) всех иудеев, то, очевидно, что, не достигши этого, он вел жизнь более тягостную, чем мучимые в геенне, потому что для него было желательно последнее более, нежели первое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

(5) Я считаю эту работу своей насущнейшей задачей, потому что, насколько я знаю, ни один из церковных писателей до сих пор не потрудился такое предпринять. Надеюсь, что моя работа будет очень полезна тем, кто внимательно прислушивается к поучительным урокам истории. (6) Я уже раньше дал в своей " Хронике " краткий очерк событий, подробный рассказ о которых намерен дать сейчас. (7) Изложение мое начнется, как я уже сказал, с Домостроительства Христова и объяснения Его природы: по глубине и силе она выше человеческого понимания. (8) Собирающийся писать историю Церкви обязан начать с того часа, когда Христос — от Него удостоились мы получить и свое имя — положил основание своему Домостроительству, более Божественному, чем это кажется многим. 2 Природа Христа двойная: одна похожа на голову тела — в ней признаём мы Бога; другую можно сравнить с ногами — Он облекся в нее ради нашего спасения и стал Человеком той же природы, что и мы. Изложение последующих событий будет безукоризненным, если мы расскажем всю историю Слова, начиная с самого высокого и главного; таким образом тем, кто считает, что христианство возникло не раньше вчерашнего дня, будут показаны его древность и Божественность. (2) Происхождение, достоинство, сущность Христа и Его природу не в силах изъяснить никакое слово, как и говорит Дух Божий в пророчествах: " Род Его кто изъяснит? " Ибо никто не знает Отца, кроме Сына, и никто не знает Сына по достоинству Его, кроме Отца, Его родившего, — Свет премирный, предвечную Мудрость, разумную и сущностную, (3) живое и изначально у Отца пребывающее Слово Бога. Кто, кроме Отца, в чистоте поймет Его, до создания и устроения всего видимого и невидимого первое и единственное Рождение Отца, Архистратига разумного и бессмертного небесного воинства, Ангела великого Совета, Исполнителя мысли Отца, невыразимой словом, вместе с Отцом Создателя всего, второй после Отца Причины всецелого, истинного и Единородного Сына Божия, Владыку, Бога и Царя всего сотворенного, приявшего от Отца господство и силу, а также Божество, могущество и честь, ибо по таинственному богословию Писания: " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть " ? (4) Так и великий Моисей, самый древний из всех пророков, описывая по внушению Духа Божия, как была создана и устроена вселенная, учит, что Творец ее и Создатель всего не кому иному, как Христу, именно Божественному перворожденному Слову Своему, поручил создание низших тварей, и представляет беседу Их о создании человека: " Сказал Господь: сотворим человека по образу и подобию Нашему " . (5) За эти слова поручительствует другой пророк, который в своих песнопениях так рассуждает о Боге: " Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось " . Он вводит Отца и Создателя как верховного Владыку, царственным мановением повелевающего, а Слово Божие — вторым по Нем, То Самое, Которое было нам проповедано, Которое исполняет Отеческие повеления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

9. Десять заповедей закона Божия 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.По-русски: 1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.2-я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им.3-я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.4-я заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему.5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.6-я заповедь. Не убивай.7-я заповедь. Не прелюбодействуй.8-я заповедь. Не кради.9-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.10-я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5). Кто и кому дал десять заповедей закона Божия?Заповеди эти дал Сам Бог на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую.На чем были написаны эти заповеди?На двух досках каменных (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Первая заповедь Божия Как читается первая заповедь закона Божия?Аз - я. Да - пусть. Вози - боги. Инии - иные, другие. Разве - кроме.Что Бог повелевает этой заповедью?Познавать и почитать Его одного, т.е. повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его, повиноваться Его воле, молиться Ему и не иметь никаких других богов, кроме Него.Откуда можно лучше всего познать Бога?Из Священного Писания.Как должно почитать ангелов и святых людей?Их должно почитать не так, как почитаем Самого Бога, но как самых близких к Богу служителей, и должны молиться им, чтобы они испрашивали нам у Бога милости.Кто грешит против первой заповеди Бога?Против нее грешит тот, кто проповедует или принимает какое-либо ложное учение, противное учению православной церкви (еретик); кто не повинуется православной церкви и отдаляется от нее (раскольник); кто верит тайным силам тварей и старается ими действовать; кто гадает; кто слепо верит обыкновенным случаям в жизни, придавая им Божескую силу; кто ленится учиться Закону Божию, и кто надеется больше на человека, нежели на Бога.Чем некогда наказывал Бог людей за то, что они забыли Бога, истинную веру в Него и святой закон Его?Всемирным потопом. Вторая заповедь Божия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1228...

„Вот, Я посылаю вам утешителя ( Ин.15:26 )“, —285— ибо говорит: „иного Параклита посылаю вам“ ( Ин.14:16 )“, то есть, Утешителя. Как Сам Он Бог, так Бог и Тот, Кто посылается. Если бы Он был больше Духа потому, что посылает Его, то также и Дух был бы больше Его, потому что отвёл Его в пустыню на искушение ( Мф.4:1 ). И каким образом сказал: „хорошо для вас. если Я пойду, потому что если Я не уйду, то Утешитель не придёт к вам и не откроет вам всякой истины ( Ин.16:7:13 )“? Каким образом оказалось благом то, что Господь ушёл и, поскольку Он не мог показать всей истины, пришёл раб 2037 дабы дать то, чего не дал Господь? И почему первый Утешитель 2038 не раскрыл всей истины, а второй 2039 раскрыл нам её по слову первого, поскольку Сей 2040 есть вся истина? А что Дух назван Господом, о том свидетельствует Писание в следующих словах: „получил Симеон повеление от Духа Святого, что он не вкусит смерти, пока не увидит Господа Христа, и когда взял Господа на руки свои, сказал: ныне отпускаешь. Господи, раба Твоего по слову Твоему в мире ( Лк.2:26, 28:29 )“. Итак, от Духа Святого получил повеление и сказал: „Ты, Господи, отпускаешь раба Твоего“, как и там: „пока не увидишь Господа Христа“. „И никто, – говорит, – не знает того, что в человеке. кроме духа человеческого, находящегося в нём; так и Божия никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 )“. Не так, чтобы Дух Его был творением Его, но через это (место) Писание на- —286— учает нас, что дух наш не есть что-либо чуждое нашей природе. „Кроме Духа, – говорит, – который из него, так и Бога никто не знает, кроме Духа Его, и Он испытывает глубины Его“. Если скажут, что Дух испытывает для (собственного) научения, то пусть рассудят, что тот, кого кто-либо испытывает, меньше того, кто испытывает. Когда говорил: „идите во всю землю и крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 )“, то не сказал: во имя Отца, во имя Сына и во имя Духа“, дабы показать, что они одной природы, так как одним именем наименовал три лица. „Вы, – говорит, – храм Божий и Дух Божии обитает в вас ( 1Кор.3:16 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А это одна из самых, видимо, больших проблем нашей православной традиции вообще — что все нецерковное автоматические приравнивается к греховному. Монашеский крен. Для монахов это возможно, и правильно, но только это люди, которые сознательно вывели себя за рамки земной жизни, и не нужно их правила распространять на всех христиан в целом. И, кроме того, нельзя христианскую жизнь сводить к одной только борьбе, аскетике и самопринуждению. Аскетика — не самоценность, а только один из инструментов в духовной жизни. И земная радость и веселье на пути к Господу может быть не менее ценным инструментом: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога». (Рим.14,6). Так может быть, пусть упраздняется не «все, кроме церковного», а лучше пусть упраздняется только греховное? И вовсе не «мерзок пред Богом всяк любяй геометрию»? иерей Игорь 6 сентября 2013, 01:28 Кружки, секции и т.п. при храмах проводятся не для того, чтобы " освятить " эти занятия, а для того, чтобы: 1. вырвать человека из егшо нередко пагубного окружения; 2. показать и научить, что христианство заключается не во внешних запретах, а в жизни со Христом. И не важно борец ты, танцор или рокер, главное - живи по заповедям, " нуди Царство Небесное " . Maximus 5 сентября 2013, 20:37 2. " А потом уже всё упраздняется, кроме церковного. Перед входом в ограду церкви человек должен обнажиться от всего – чтобы приобрести Христа. В этом да уверит нас Сказавший: «Пойди, продай имение твое и приходи и следуй за Мною» (Ср.: Мф. 19: 21) и: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Ср.: Лк. 14: 26). Какая подмена! Господь призывает отвергнуться эгоизма, жизни для себя (которая в таком именно качестве утрачивает подлинный смысл и измерение). Он призывает в центр своей жизни поставить следование за Ним, а автор заявляет, что на этом основании надо отказаться от жизни вообще. И не может быть у христианина ни собственного опыта, ни убеждений, ни увлечений.

http://pravoslavie.ru/63612.html

Без сомнения, в Ветхом Завете часто подчеркивается Божья уникальность (т. е. нет никого во всей Вселенной или за ее пределами, кто заслужил бы титул «Бога», несмотря на множество духовных существ,) и его единство (т. е. неделимость Бога в самом себе – он не состоит из отдельных частей и не зависит от якобы конкурирующих в самом себе стремлений). В Библии тема Божьей уникальности лучше всего освещена в Ис.43–45 . В этих трех главах пророк поясняет значение Божьей уникальности, упоминая о ней одиннадцать раз ( ). Среди прочих отрывков, в которых Божья уникальность занимает особое место, можно назвать Исх.15:11  (где Моисей и Мариам восхваляют Бога, говоря: «Кто, как Ты, Господи, между богами?), Втор.4, 32–40 (где Моисей говорит во Втор. 4, 39 : «.. Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его»), 2Цар.7:22  (где Давид исповедует: «Ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя») и 1Цар.8:60  (где Соломон совершает молитву посвящения храма, говоря: «Чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его»). Яснее всего о Божьей уникальности сказано во Втор.6:4–9 , в так называемом Шма Израэль, где Моисей говорит народу: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Этот отрывок имел настолько большое значение для веры древнего Израиля, что его стали повторять во время поклонения в продолжение всей последующей истории этого народа. Что касается темы Божьего единства, то эта истина редко упоминается в Библии, так как в подобном упоминании не было острой нужды. Самую важную роль для понимания Бога в Ветхом Завете играл именно процитированный выше отрывок. В отличие от имеющихся свидетельств о Божьем единстве, свидетельства о Троице в Ветхом Завете не настолько четкие и их весьма немного. К тому же ведется немало споров о том, относятся ли эти отрывки к Троице или нет. К примеру, в некоторых отрывках содержаться намеки на множественность в Боге: Быт.1:26  («сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»); Быт.3:22  («вот, Адам стал как один из Нас»), а также Быт.11:7  («сойдем же и смешаем там язык их»); и Ис.6:8  (где Бог говорит: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?»). Однако все эти отрывки не столь однозначны: множественная форма может означать обращение Бога к ангелам или же указывать на так называемую множественность величия (когда Бог говорит о себе во множественном числе наподобие того, как это делали цари). Среди других свидетельств возможного указания на Троицу в Ветхом Завете – именования «Сын», «Господь» и «Слово» в тех местах, где эти слова могут подразумевать отдельную от Бога личность ( Пс.2:7, 109:1 ; Дан.7:9–14 ). В дополнение к этому, имеющиеся свидетельства о «духе» в Ветхом Завете могут подразумевать личность Духа ( Быт.1:2, 6:3 ; Неем.9:20–30 ; Ис.63:10 ). Обычно я называю эти отрывки косвенными свидетельствами о Троице, а не прямыми.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Духу, и никому другому, и об этом свидетельствует евангелист Иоанн, а также и апостол Павел. Первый из них, сын грома, особенно возлюбленный Христом, имевший то отличие, что был свидетельством величайшей добродетели и пользовался таким дерзновением, что даже наклонялся на грудь к Нему, так говорит: « Бога не видел никто никогда » ( Бога никтоже виде нигдеже ); причем знание называет видением: « Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » ( Единородный Сын сый в лоне Отчи, Той исповеда ) (Иоан. 1:18). То же и Сам Христос, объясняя народу еврейскому, говорит: « Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца » ( не яко Отца видел есть кто, токмо сый от Бога, сей виде Отца ) (Иоан. 6:46). Сосуд же избрания, обращаясь к рассуждению о домостроительстве Божием и желая высказать и то неизреченное, что он узнал, так говорит: « Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его » ( но глаголем премудрость Божию — в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли. Но якоже есть писано: их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ) (1 Кор. 2:7–9). Как же мы узнали это, Павел? Кто открыл, кто объяснил все это, что было невидимо и неслыханно, и не входило в сердце человека? Скажи и покажи, кто сообщил нам такое знание? « А нам , — говорит, — Бог открыл [это] Духом Своим » ( Нам же Бог открыл есть Духом Своим ) (1 Кор. 2:10). Потом, дабы не подумал кто, что существует только то, что Бог открыл нам через него, и что он не имеет всего знания, продолжает: « ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия » ( Дух бо вся испытует и глубины Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«И всё Моё Твоё, и Твоё Моё» (Св. Евангелие от Иоанна 17:10 ) «Всё, что имеет Отец, есть Моё» (Св. Евангелие от Иоанна 16:15 ) «Всё предано Мне Отцем Моим» (Св. Евангелие от Луки 10:22 ) «Всё предано Мне Отцем Моим» (Св. Евангелие от Матфея 11:27 ) Спросите мусульман: кому из пророков дана власть небесная и земная? Кто из смертных людей может сказать, что ему принадлежит всё, что принадлежит Богу? Разумеется, никто. Только Господь может иметь абсолютную власть над Своим творением и это подтверждается в исламе. “Единобожие в господстве” (таухид ар-рубубийа) — это один из незыблемых постулатов исламской религии, утверждающий, что всё сущее принадлежит только Аллаху, который ни с кем не делится своим господством. Исходя из этого, можно сделать простой вывод: если Христу принадлежит всё, что принадлежит Отцу, то это говорит о Его Божественности. Следует также обратить внимание на последние слова Спасителя в Евангелии от Матфея: « Я с вами во все дни до скончания века » (стих 20й). Никто, кроме Бога, не может пребывать с людьми вовеки. Подобные слова способен произнести лишь вечный Творец неба и земли. 2) «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Св. Евангелие от Иоанна 17:5 ) Данная цитата интересует нас по двум причинам. Во-первых, Христос провозглашает в ней Свою вечность, т.к. говорит, что существовал уже прежде бытия мира. Кто может существовать прежде бытия мира, кроме Самого Творца? Разумеется, никто. Вечность Спасителя подтверждается и другими Его словами, записанными в Евангелии: «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? » (Св. Евангелие от Иоанна 6:62 ) «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий…» (Св. Евангелие от Иоанна 3:13 ) «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Св. Евангелие от Иоанна 8:58 ) В Ветхом Завете Господь утверждает Свою вечность следующими словами: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Исаия 44:6). Точно такими же словами Свою вечность утверждает в Новом Завете Господь Иисус Христос: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний… так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откровение Иоанна Богослова 22:13; 2:8). Согласно Корану, только Бог может называться Первым и Последним (Коран 57:3), следовательно, мусульмане обязаны признать Спасителя Богом, исходя из Его же слов.

http://azbyka.ru/naibolee-rasprostranyon...

Кроме того, чтобы сделать храм вполне национальным предприятием и созданием, Соломон обложил повинностью и весь израильский народ, который должен был поставить 30 000 рабочих для работы на Ливане, куда он и посылал их по десяти тысяч в месяц попеременно, так что один месяц они работали на Ливане, а два месяца оставались у себя дома. Кроме рубки леса они должны были тесать огромные камни под фундамент храма, для которого искусственно обделана была и самая гора Мориа, назначенная Давидом для возведения храма. Кроме рабочих и материала Хирам снабдил Соломона и главным архитектором, своим соименником Хирамом. Он был сын одной вдовы из колена Данова. Отец его был тирский художник, от которого он и наследовал многосторонний художественный талант и мог исполнять все дорогие и изящные работы, необходимые для храма. Как главный архитектор и художник, он стал во главе многих других художников, собранных самим Соломоном. Наконец, приступлено было к построению 195 . Это было в 480 году от исхода израильтян из Египта, в четвертый год царствования Соломона, во 2-й день месяца Зиф, второго месяца церковного года (апрель – май). Все подготовительные работы были настолько закончены, что самое возведение здания происходило в полнейшей тишине – без звука молота, и закончено было в 7 1/2 лет, в восьмом месяце (Буле), одиннадцатого года царствования Соломона. Вся площадь, обнесенная стенами дворов храма, занимала около 600 квадратных футов. Самое святилище было небольших размеров, так как назначалось только для священнодействующих, а для народа предназначались обширные дворы. В общем, план храма был похож на план скинии, от которой он отличался только несколькими пристройками к святилищу, предназначавшимися для помещения священников и других служителей храма, а также сокровищницы и вообще необходимых служб. По своим размерам самый храм был как раз вдвое больше скинии, имел в длину 80 локтей и в ширину 40 локтей (скиния имела 40x20), и высота его была 30 локтей (скиния имела 15 локтей высоты).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Литература. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 69–72; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч.1,2.С.76–82. Вопрос 12. Божественное Откровение: понятие, виды и способы сохранения. Понятие о Священном Предании. Формальное Предание, его структура Ответ. Поскольку «по греховной нечистоте и немощи духа и тела» не все способны общаться с Богом «лицом к Лицу», то и «не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога». Поэтому Бог «употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые бы передали оное всем человекам, желающим принять оное» («Пространный катихизис»). К числу таких провозвестников принадлежат Адам, Ной, Авраам, Моисей и все ветхозаветные пророки, проповедавшие «начатки Откровения Божия». Божественное Откровение – не однократный акт, а процесс. В ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе, приспособляясь к способности восприятия дохристианского человечества. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в Лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который во всей необходимой для нашего спасения «полноте... и совершенстве принес на землю Откровение Божие». «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ); «...никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын Хочет открыть» ( Мф.11:27 ). Откровение Бога во Христе предназначено «для всех человеков, как для всех нужное и спасительное», потому что Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Незадолго до Своего Вознесения на небо Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь , говорит: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19–20 ). Т. о., во Христе Божественное Откровение обращено ко всем народам и предназначено на все времена. Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили «многократно и многообразно» ( Евр.1:1 ), поскольку каждый из них сообщал только ту малую часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не просто Тот, Кто нечто знает о Боге, а Сам Бог . Это уже не свидетельство человека о своем опыте богопознания – во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010