В сочинениях древних отцов и учителей церкви миропомазание называется το πνεματος δσις, дарованием Духа, – βεβαισις, или confirmatio; утверждением, – σφραγς или Signaculum, печатию, с присоединением иногда dominicum, иногда spirituale, иногда frontium, иногда vitae aeternae, – sacramentum Spiritus, таинством Духа, – sacramentum chrismatis, таинством помазания, наконец – χρσμα или, у латинских писателей, unctio, помазанием, с присоединением иногда mystica, иногда salutis. – Эти различные названия совершенно ясно показывают, что миропомазание в древней христианской церкви считалось таинством, отличным от крещения. Правда, у древних церковных писателей и крещение называлось также «печатию»; так что для определения того, миропомазание или крещение разумеется у того или другого церковного писателя под именем «печати», необходимо внимательное изучение целого сочинения этого писателя. Но все остальные названия прилагаются единственно и исключительно к миропомазанию, как, с другой стороны, есть названия исключительно и единственно прилагаемые к крещению. Поэтому, в языке древней церкви мы имеем совершенно достаточное средство для различения этих двух таинств одного от другого. Внутренняя связь, в которой первенствующие века христианской церкви поставляли крещение и миропомазание, и обычай древней церкви совершать миропомазание непосредственно вслед за крещением, так же мало доказывают тождество этих двух таинств, как и обычай совершать евхаристию вслед за крещением и миропомазанием не дает права утверждать тождество евхаристии с миропомазанием и крещением. – Кроме того, древние церковные писатели крещение и миропомазание прямо называют двумя отдельными таинствами. Так, на карфагенском соборе, бывшем под председательством св. Киприана карфагенского , Немезиан тубулейский говорил: «неправильно толкуют некоторые (разумеется папа Стефан, полагавший, что для принятия еретиков в церковь не следует совершать над ними крещения, а достаточно одного возложения на них рук), говоря, что они (т. е. еретики) чрез возложение рук получают Святого Духа и таким образом принимаются в лоно церкви, ибо очевидно, что они должны возродиться в соборной церкви обоими таинствами, in utroqae sacramento» (т. е. крещением и возложением рук при миропомазании). Точно так же и сам св. Киприан говорит: «Не довольно для них (разумеются те же самые еретики) возложения рук, чтобы получить Святого Духа, если не примут еще и крещения церкви. Ибо тогда только они могут вполне освятиться и быть чадами церкви, когда возродятся обоими таинствами, utroqae sacramento». Из слов Немезиана и Киприана ясно видно, что крещение и миропомазание в древней христианской церкви считались двумя отдельными и самостоятельными таинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Соборование. Ответы на вопросы Разве соборуются не только умирающие? Миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже? Всем ли можно собороваться? Как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Зачем соборование нужно здоровым? 23 марта, 2006 Разве соборуются не только умирающие? Миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже? Всем ли можно собороваться? Как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Зачем соборование нужно здоровым?   Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и то же или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом.

http://pravmir.ru/soborovanie-otvety-na-...

Содержание Дух и материя Крещение и миропомазание Приготовление Крещение Миропомазание Покаяние и исцеление Таинство Покаяния Таинство Елеосвящения Таинство Брака Рукоположение Мы обсудили освящение времени, теперь поговорим об освящении жизни Церковью . Освящение жизни – основной смысл и цель таинств, поэтому следует сказать несколько слов о самом понятии «таинство». Хотя мы ограничиваем число таинств семью литургическими действиями, мы можем сказать, что весь подход к жизни в Православной Церкви сакраментален. Что это значит? Таинство – действие, которое преображает, так как преображение, изменение – истинная цель Божественного домостроительства. Бог не только спасает нас во Христе, не только прощает наши грехи, Он также изменяет нашу жизнь. Мы находим в празднике Преображения предельный смысл православной идеи спасения. Часто мы пользуемся словом «спасение» в смысле спасения от чего-либо. И таково первое значение этого слова-это спасение от греха, от смерти, от рабства миру сему. Но во Христе открывается второе значение слова «спасение» – преображение и изменение самой природы чего-либо. Христос пришел дать новый смысл, новое назначение нашей жизни. Один из отцов Церкви сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Это православное учение об обожении, учение об уподоблении Богу по благодати. И опыт святости в Церкви тех людей, которых мы называем святыми, – это путь именно такого внутреннего превращения. Конечное назначение всего существующего выражено словами Василия Великого : «Имамы Христа живуща в сердцах наших, и будем храм Святаго Твоего Духа». Эти слова-точка отправления для правильного понимания таинств. Таинства – это действия Церкви, которыми она преображает нашу жизнь. В этом смысле мы и будем говорить о каждом из них. Мы разделим таинства на следующие группы: во-первых, два таинства, которые могут быть названы таинствами посвящения, так как ими начинается христианская жизнь: Крещение и Миропомазание. Затем таинство, которое, по словам св. Отцов, определяется как Таинство всех Таинств, в котором вся христианская жизнь находит свое исполнение: Божественная литургия, или Таинство Святой Евхаристии. Эти три таинства определяют нашу жизнь в Церкви. Крещение нас вводит в Церковь , Миропомазание дает нам дары, необходимые для жизни в Церкви, а Евхаристия делает нас членами народа Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

О таинствах вообще Православная Церковь , как чадолюбивая Матерь, встречает и освящает молитвою первые вздохи человека 1 и молитвою сопровождает последнее дыхание умирающего. Всякую важную перемену не только в нравственной жизни, но даже и в в гражданской она благословляет особыми священнодействиями. Главнейшие священнодействия в Православной Церкви – это таинства. Что же называется таинством? Таинство есть священное действие, в котором Дух Святый, при посредстве священнослужащего, тайно, невидимо преподаёт человеку благодатные свои дары для его спасения и блаженства. Для истинности и законности таинства, как христианского священнодействия, нужно: а) чтобы его совершало строго по уставу лицо священное, получившее власть на то по преемству от святых апостолов; б) а от человека, имеющего удостоиться таинства, требуется покаяние и вера. Для совершения каждого таинства нужно приличное вещество для таинства; напр. Для крещения вода чистая, естественная и не холодная, для соборования – елей; для святого причащения – чистый вскисший хлеб и непременно красное виноградное вино с водою. Кроме того, так как некоторые таинства христианские дают людям, сподобившимся их и права и обязанности гражданские, напр. Таинство брака, священство и т. п., то для гражданской законности их требуется ещё предварительное выполнение гражданских предосторожностей, равно обязательных как для священнослужащих, так и для мирянина, сподобившегося таинства. Сколько Таинств в Православной Церкви? Таинств в Православной церкви семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) причащение, 4) покаяние (исповедь), 5) священство, 6) брак (венчание), 7) елеосвящение (соборование). Одни из этих таинств не повторяются, напр. Крещение, миропомазание 2 , священство; а остальные повторяются. Одни из таинств обязательны для каждого истинного христианина, как напр. Крещение, миропомазание, покаяние и причащение и елеосвящение; два же остальных таинства т.е. священство и брак назначены не для всякого православного христианина, а для способных к тому. 1. О крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Фрагмент совершения Соборования в храме Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря (г. Москва). Скачать видеофайл (3,5 мб winamp) Фрагмент совершения Соборования в храме Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря (г. Москва). Скачать видеофайл (3,5 мб winamp) Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Прот. Максим Козлов

http://pravmir.ru/soborovanie-videozaris...

О СВЯТЫХ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ И ТАИНСТВАХ ЦЕРКОВНЫХ Клирик: – Получив уже от вас наставление об истинной вере, мы просим объяснить нам и смысл церковных Таинств: сколько их и какие они, а также в чём сила каждого из них и что мы получаем через их посредство. Архиерей: – Брат! То, чего ты просишь, выше сил моих. Знай же, что только понуждаемый любовью к вам, я перешёл пределы самоуглубления и смирения, дабы говорить для вашей пользы. Я утешал себя лишь тем, что всё, о чём говорил, извлекал из божественных писаний. Точно так же и теперь: поскольку ты желаешь узнать о Таинствах Церкви, я скажу тебе о них в меру того, что смогу по долгу любви. Ты же, если сумеешь извлечь какую-то пользу из моих слов, не останавливайся, но ищи людей, имеющих ум более высокий и чистый, и задавай вопросы им. Так ты сможешь поистине получить желаемое. Клирик: – Благодарим тебя, отец, ведь ты дал нам так много уроков смирения. Да даст нам Господь, по твоим святым молитвам, «не думать... более, нежели должно думать, но думать скромно» ( Рим. 12:3 ). Наставь же нас, просим тебя, и о Таинствах. 1. О том, что церковных Таинств – семь Архиерей: – По настоятельной вашей просьбе я скажу о них во имя Христово. Существуют, как говорит Исаия ( Ис. 11:2 ), семь даров Духа и семь Таинств церковных, совершаемых Духом. Таковые суть: крещение, миропомазание, причащение, священство ( χειροτονα), брак, покаяние и елеосвящение ( ελαιον αγιον). Кратко я скажу о каждом из них, хотя, толкуя ранее Божественную литургию, мы их уже касались. 2. О крещении Крещение возрождает нас Духом Святым. Возрождает потому, что некогда мы наше первое рождение, бесстрастное, погубили и теперь зачинаемся в беззакониях, и как сказано псалмопевцем Давидом, во грехах рождает каждого из нас матерь наша ( Пс. 50:7 ). 3. О миропомазании Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно – сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы. 4. О Божественном причащении

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Скачать epub pdf МИРОПОМАЗАНИЕ «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня...» (Ис. 61, 1) Просвещаемым по Крещении подобает быть помазуемым Помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия. 48-е правило Лаодикийского собора ( 113, 505 ). Выходя из купели, мы помазуемся благословенным елеем; зримо изливается елей, но производит духовное действие, как в Крещении. Тертуллиан ( 113, 503 ). Через помазание Святым Миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Святого Духа, которые он получает в укрепление своей христианской веры ( 113, 506 ). Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, чтобы мы думали о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» ( Флп. 4, 8 ). Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то, что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе. Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека – одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: «Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11, 2 ) и дух страха Божия, из которых три относятся преимущественно к просвещению разума, а последние – к наставлению и утверждению воли в добре. Православное исповедание ( 113, 507 ). Что сделано [апостолами] Иоанном и Петром над самарянами, то у нас совершается доныне: принявшие Крещение представляются начальникам церкви и посредством наших молитв и возложения рук приемлют Святого Духа и совершаются запечатлением Господним ( 113, 503 ). Крестившемуся необходимо еще быть помазанным, чтобы, приняв хрисму (греч. «помазание»), он мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову ( 113, 505 ). Крещение и Миропомазание – два отдельные акта Крещения, хотя и соединенные самой тесной внутренней связью так, что образуют одно целое, неразрывное в отношении к их совершению. Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 510 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

А.С. Смыкалин Глава III. Вступление в Православную Церковь: требования, права, обязанности. Ее состав 1. Вступление в Православную Церковь . Крещение. Миропомазание. Присоединение к Церкви. Утрата церковной правоспособности. 2. Состав Церкви. Высшие и низшие клирики. Избрание на священные степени. Хиротония. Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению. Виды препятствий к священству. 1. Препятствия физического характера. 2. Препятствия духовного характера. Испытания кандидатов. 3. Права и обязанности клириков. Права и привилегии клириков. Обязанности клириков. 4. Монашество. Пострижение. Монашеские обеты. Чины монашествующих. Монастыри. Монастыри и монашество в России. 1. Вступление в Православную Церковь Иисус Христос основал единую Христианскую Церковь , которая сегодня делится на Православную, Римско-католическую и др. Митрополит Филарет в «Пространном катехизисе» 28 определяет Церковь как Богом установленное общество «человеков, соединенных между собой Православной верою, законом Божием, священноначалием и таинствами» 29 . Существует семь Таинств Церкви – крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование (елеосвящение). Крещение. Различают несколько способов вступления в Православную Церковь . Один из них – крещение. Совершение крещения связано с принятием человека в лоно Церкви. «В области церковного права, – писал А. С. Павлов , – крещение имеет такое же значение, как рождение в сфере права гражданского...» 30 . Крещение называется вторым или духовным рождением. Оно возможно только один раз. Правильно совершенное крещение не может быть повторено, поэтому священник, повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит наказанию. Оно не повторяется и над тем, кто после отпадения от Церкви приносит покаяние и возвращается в нее. Крещение совершается посредством троекратного погружения в воду с призыванием Святой Троицы. Для совершения Таинства употребляется чистая естественная вода. В Православной Церкви запрещается крестить через обливание или окропление (о них ничего не говорится в Священном Писании).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Глава VI. Последование святого крещения и миропомазания §1. Действия седми таинств Крещения. Церковь Христова содержит семь таинств. Симеон Солунский (в гл. 33) говорит: «семь даров Св. Духа, как говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым. Таинства сии суть: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение». Действия и плоды всех сих таинств кратко изображаются так: святое крещение очищает тело и просвещает душу, миропомазание утверждает в вере, Божественное причащение вселяет в нас Христа, покаяние есть восход на небеса и избавление от грехов, священство дарует духовную власть, брак о Господе освящает союз супружеский, елеосвящение предуготовляет к Царству Небесному. Крещение есть второе создание наше Прежде нежели приступим к описанию таинства крещения, мы должны знать, что с человеком бывает три создания или три рождения. Первое – телесное, или произведение из небытия в бытие. Второе – перемена бытия худшего на лучшее чрез крещение. И третье – воскресение из мертвых. Св. Григорий Назианзин (в 40 слове на святое крещение) говорит: «Священное Писание указует нам троякое рождение, а именно: рождение из тела, рождение из купели крещения и рождение из мертвых, – или воскресение. Первое из них есть рождение нощное, рабское и страстное; второе есть дневное, разрушающее страсти и отсекающее всякую скверну, происходящую от плотского рождения; а третье есть самое страшное и мгновенное, собирающее все создание во мгновении ока, да предстанет оно к Зиждителю и отдаст отчет в здешней жизни, в подвигах служения Богу и во всем поведении – раболепствовало ли оно похотям плоти и пресмыкалось ли по земле, или возвышалось вместе с духом и почитало благодать воссоздания. Все сии рождения Христос почтил Своим действием и примером: – одно почтил первым вдуновением жизни; другое освятил Своим воплощением и крещением, которым и Сам крестился, и, наконец, третье ознаменовал воскресением, которое Он Сам предначал. Ибо как Он был перворожден из многих братий, так благоизволил быть перворожденным и из мертвых». Симеон Солунский (в гл. 32), именуя крещение вторым рождением или воссозданием, объясняет оное: «крещение возрождает духом, потому что мы погубили первое, бесстрастное рождение, и теперь – в беззакониях зачаты и во грехах, как поет Давид, родила каждого из нас мать». И еще (в гл. 62): «священнейшее крещение есть и возрождение и воссоздание, очищение, и освящение, сыноположение, дар и святыня, сообщающая человеку тьму благ, как говорят отцы. – Итак, горе тому человеку, который, родившись в свет, или получив первое создание, лишается второго сего рождения или воссоздания, то есть веры во Христа и крещения». Знаменование крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

II. О ТАИНСТВЕ МИРОПОМА3АНИЯ § 207. Связь с предыдущим, место таинства Миропомазания в ряду прочих, понятие об этом таинстве и его названия Чрез Крещение мы рождаемся в жизнь духовную, и чистыми от всякого греха, оправданными и освященными вступаем в благодатное царство Христово. Но как в жизни естественной человек, едва только родится в мip, уже имеет нужду в воздухе, свете и других внешних пособиях и силах, для поддержания своего бытия, для постепенного укрепления себя и возрастания: так точно и в духовной жизни, вдруг по рождении человека свыше, ему необходимы благодатные силы Духа Святого, которые бы служили для него и духовным воздухом, и светом, и при пособии которых он мог бы не только поддерживать свою новую жизнь, но и постепенно укрепляться в ней и возрастать. Эти-то божественные силы, яже к животу и благочестию ( 2Петр. 1, 3 ), и подаются каждому, возродившемуся в Крещении, чрез другое таинство Церкви, чрез таинство Миропомазания. Почему Церковь православная издревле соблюдает обычай преподавать это таинство непосредственно после Крещения и даже в связи с ним 1006 , так что Миропомазание в ряду других таинств церковных, по порядку совершения их, занимает второе место. Миропомазание есть такое таинство, чрез которое преподается крестившемуся Дух Святый; или, полнее и раздельнее, сообщаются Христианину, при помазании частей тела его освященным миром, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго», благодатные силы, необходимые для укрепления и возрастания его в жизни духовной. Соответственно такому существу своему, Миропомазание издревле называемо было разными именами, выражающими или внешнюю его сторону, или внутренние действия на человека, или то и другое вместе. В первом отношении оно называлось иногда руковозложением: потому что первоначально совершаемо было Апостолами чрез возложение рук на крестившихся ( Деян. 8, 14–16 ); а чаще – помазанием 1007 , таинственным помазанием 1008 , таинством помазания 1009 , помазанием спасения 1010 : потому что от дней же апостольских начало совершаться чрез помазание крестившихся освященным миром. Во втором – даром Духа 1011 , таинством Духа 1012 . символом Духа 1013 ,утверждением 1014 , совершением 1015 : потому что сообщает дары Духа Святого, утверждающие и усовершающие нас в жизни духовной. В последнем – печатию 1016 , печатию Господнею 1017 , печатию духовною 1018 , печатию жизни вечной 1019 : потому что, при запечатлении частей тела освященным миром, запечатлевает вместе елеем радости ( Псал. 44. 8 ). т. е. Духом Святым, все силы души человека. § 208. Божественное установление таинства Миропомазания, его отдельность от Крещения и самостоятельность

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010