Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Фото: www.afon.orthodoxy.ru История взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета (в Х веке на Афоне насчитывалось до 180 обителей) и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира. Весьма рано начались паломничества русских людей на Святую Гору. Одним из таких путешественников был уроженец города Любеч Антипа, принявший постриг в афонском монастыре Эсфигмен с именем Антоний. Спустя некоторое время он вернулся на Русь и основал Киево-Печерский монастырь, устроенный им по образу афонских монастырей. Эта обитель, как и ее святой основатель, впоследствии стала знаменитой на весь православный мир. В числе ее монахов было немало выходцев из угрорусских земель. Из них наиболее известен преподобный Моисей Угрин. Как повествует житие преподобного Моисея, монашеский постриг он принял, находясь в польском плену от одного из афонских иеромонахов, которые временами посещали новопросвещенные славянские земли для утверждения в них благочестия (Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М. 1995. К.2. Т.1. С.113.). Ввиду того, что Закарпатье являлось естественным коридором между русскими землями и находившимися под сильным духовным воздействием Афона славянскими государствами на Балканах, через него на Русь распространялось влияние Святой Горы. В качестве примера этого феномена можно назвать распространение на Руси в XV веке устава Лавры преп. Саввы Освященного, известного как Иерусалимский церковный устав. Этот устав, которым наша Церковь пользуется и поныне, впервые был переведен на славянский язык на Афоне в конце XII века святителем Саввой Сербским. Став Архиепископом, святой Савва ввел его в употребление в Сербской Церкви, затем Иерусалимский Типикон был принят в Болгарии и, чуть позже - на Руси. С введением в 1646 году Ужгородской унии, связь Карпатской Руси с Афоном практически прервалась, хотя память о Святой Горе, как и святая православная вера, сокровенно жила в сердцах карпатских русин вплоть до начала ХХ века, когда началось активное возрождение Православия в Закарпатье.

http://pravoslavie.ru/5204.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Киево-Печерской лавре 28 июля 2009 г. 16:08 После Божественной литургии в Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Блаженство, возлюбленные досточтимые Владыки, пастыри, братья и сестры! С великой радостью совершил я Божественную литургию в нашем первом на Руси монастыре — Киево-Печерской лавре, рядом со святыми многоцелебными мощами Киево-Печерских преподобных угодников. Радуется мое сердце и тому, что эта Литургия была совершена в день памяти святого благоверного великого князя Владимира, Крестителя Руси. Когда в 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, размышляя о сем событии, постановил, чтобы память святого равноапостольного и великого князя Владимира была литургически присоединена к чину и порядку богослужений, совершаемых в связи с великими праздниками, то тем самым через архиереев Божиих вся полнота Русской Православной Церкви выразила свою любовь к Крестителю Руси и признание его великих равноапостольных трудов. Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня вместе с Вами, Ваше Блаженство, в День Вашего Ангела, вместе с досточтимыми братьями архиереями торжественно отметить этот праздник в стенах Киево-Печерской Лавры. Когда Божественным Промыслом Господь избрал через решение Поместного Собора мое недостоинство на Патриаршее служение, то в конце Литургии, во время которой произошла моя интронизация на престол Патриарха, я принял из рук Вашего Блаженства знак духовной власти — посох. Но это был не простой посох. Это был посох святого митрополита Киевского и всея Руси Петра, и передо мной открылся глубинный смысл преемственности моего служения от Киевских Первосвятителей. Тогда же я ощутил горячее желание прибыть сюда, в Киево-Печерскую Лавру, к месту Крещения Руси. Отсюда, с киевских холмов, воссияла благодать Божия над всей Русью. Отсюда, от Киево-Печерской Лавры началось великое шествие монашеского идеала и монашеского образа жизни по всей Руси великой. Здесь, в этих стенах, был источник просвещения, мудрости, и пример нравственной чистоты христианской жизни. Здесь подвизался митрополит Иларион, первый из русских, ставший Митрополитом Киевским; здесь он написал свое «Слово о законе и благодати»; здесь преподобные Антоний и Феодосий составили правила иноческого жития; здесь Нестор Летописец положил начало русскому летописанию и формированию национального самосознания нашего народа — он писал о том, откуда пошла русская земля.

http://patriarchia.ru/db/text/703832.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто управляет Россией? О развитии Руси от Крещения до наших дней 19.09.2022 943 Время на чтение 14 минут Фото: из личного архива автора Долгая, более чем тысячелетняя история российской государственности, за исключением 73-летнего периода Советской власти, прямо свидетельствует об исторической приверженности российской власти Православию. Само существование современной России основывается на принятии русским народом христианской веры на рубеже первого тысячелетия от Рождества Христова К чему это привело, и как стала развиваться Русь после принятия Крещения? История древних культур некогда существовавших на территории современной России теряется в непроглядной дали веков. Несомненно, что когда-то здесь во всём многообразии царил языческий мир, столетиями заполняя сознание и веру древних людей. Но однажды на этой земле произошло событие, которое изменило всё. Его значение можно сравнить разве что с Библейским потопом, круто изменившим течение всей истории человечества. Это событие носит известное нам название – Крещение Руси. Таинство Крещения Руси – это не обряд, совершённый по прихоти князя, а священное действие образовавшее вневременный духовный союз русского народа с Богом. Заложивший сущностную основу древнерусского государства и на века определивший цель и смысл его дальнейшего существования . Все последующие ключевые моменты истории Древней Руси и России имеют своё смысловое прочтение исключительно в контексте этого события. Давайте вспомним слова самого Бога, открывшего русскому народу врата в вечность: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…» (Ин. 3:5-7). Именно поэтому, Крещение для русского народа, является отправной точкой к пониманию смысла всей последующей истории. Как Крещение отдельного человека изменяет его судьбу, так и Крещение русского народа навсегда изменило путь русского государства. Что же тогда произошло? В то время, русский Народ и Верховная власть в лице князя Владимира, при сакральном участии Церкви, дали обет Богу в том, что они отрекаются от духа зла и своего греховного образа жизни. Что принимая Крещение, сочетаются со Христом и исповедуя Его будут служить Ему верой и правдой, безвременно храня и защищая Христианскую веру.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/19/kt...

14 июля 2018 года в Екатеринбурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Для участия в летней сессии (март-август) Священного Синода приглашены: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь; митрополит Рязанский и Михайловский Марк; архиепископ Анадырский и Чукотский Матфей; епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр; епископ Корсунский Нестор. ЖУРНАЛ 42 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о принятии Послания архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси. ПОСТАНОВИЛИ: Принять Послание архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси. ЖУРНАЛ 43 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Справка: По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 22 по 25 мая 2018 года состоялся визит в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Предстоятеля Сербской Православной Церкви в поездке сопровождали епископ Бачский Ириней, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний, настоятель Ковильского монастыря архимандрит Исихий (Рогич), начальник Патриаршего кабинета диакон Александр Прашчевич и личный секретарь Патриарха Д. Накич.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 16 июля 2013 года 16 июля 2013 года в Синодальном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 16 июля, 2013 16 июля 2013 года в Синодальном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Источник: Патриархия.ru 16 июля 2013 года в Синодальном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии ЖУРНАЛ 69 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о принятии Послание архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1025-летием Крещения Руси. ПОСТАНОВИЛИ: Принять Послание архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1025-летием Крещения Руси .

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крещение Руси для Белорусской церкви более не праздник? Тревожные тенденции в Минской митрополии РПЦ 03.12.2021 913 Время на чтение 8 минут Источник: ФСК Фото: ФСК Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский Вениамин провёл заседание оргкомитета по подготовке к празднованию «1030-летия Православия на Белорусских землях». Что ж, вполне в духе последних устремлений коллег из соседней УПЦ (МП), которая теперь ведёт свою « хронологию истории » не с 1990 года (когда данная структура РПЦ была учреждена для удовлетворения амбиций Филарета Денисенко, «пролетевшего» мимо московского патриаршества), а чуть ли не от Аскольда и Дира. Так и для Минской митрополии празднования Дня Крещения Руси уже как бы недостаточно. И в сознании верных Русской церкви в Белоруссии должно отложиться, что как бы крещена отдельно была Россия, а отдельно «Беларусь», которая, следует полагать, тогда уже существовала… Помнится, как радовались православные, когда в грозовом для Белоруссии августе 2020 года вместо склонного к экуменизму и автокефалии митрополита Павла на Минскую кафедру был поставлен ревнитель веры Вениамин . Знатоки называли его тогда «белорусским Онуфрием». И, действительно, вслед за предстоятелем УПЦ (МП), благословившим сепаратистское направление в украинской церковной историографии, предстоятель БПЦ (МП) также приступает к разрыву общественного сознания православных русских. Пока ещё под внешне благими поводами, почти незаметно. Впервые топоним «Белая Русь» встречается в анналах под 1413 годом в переписке между чешским королём и великим магистром Тевтонского и Ливонского орденов. Но для них Белая Русь является синонимом… Великой Руси! То есть всей северо-восточной Руси. «Князем Белой Руси» подписывался Великий князь Московский Иоанн III в письмах, которые он слал в Рим перед своим браком с Софьей Палеолог в 1472 году (к землям нынешней Белоруссии это не могло иметь никакого отношения, поскольку они находились тогда в составе Великого княжества Литовского). Венецианский издатель и хроникёр Александр Гваньинус ещё в 1570-х годах свидетельствовал , что жители Русского царства именуют своё государство также и Белой Русью.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/03/krewen...

поиск:   разделы   рассылка Журналы заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года 12 марта 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Митрополит Среднеазиатский Викентий Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся заседании Высшего Церковного Совета. Справка: Высший Церковный Совет, в своем заседании от 7 марта 2013 года рассмотрел и одобрил отчеты синодальных учреждений за 2012 год и планы синодальных учреждений на 2013 год. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить одобренные Высшим Церковным Советом отчеты синодальных учреждений за 2012 год и планы синодальных учреждений на 2013 год. ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о подготовке празднования 1025-летия Крещения Руси. Справка: Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в Москве 2-5 февраля 2013 года, постановил: " Освященный Собор считает необходимым продолжение диалога и взаимодействия с государственной властью России, Украины, Белоруссии и других стран канонического пространства Московского Патриархата для придания надлежащей значимости празднованию Дня Крещения Руси, особенно в связи с 1025-летием принятия Русью христианства. Праздник должен быть наполнен масштабными событиями, свидетельствующими о духовном единении братских народов " (пункт 54 Постановлений Архиерейского Собора).

http://religare.ru/2_100194.html

Журналы заседания Священного Синода от 14 мая 2018 года РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_115663.html 15 мая 2018 Журналы заседания Священного Синода от 14 мая 2018 года Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/5195102.html Официальный сайт Московского Патриархата 14 мая 2018 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Для участия в летней сессии (март-август) Священного Синода приглашены: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь; митрополит Рязанский и Михайловский Марк; архиепископ Анадырский и Чукотский Матфей; епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр; епископ Корсунский Нестор. ЖУРНАЛ 16 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о праздновании 1030-летия Крещения Руси. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Провести в митрополиях и епархиях, не входящих в состав митрополий, праздничные и памятные мероприятия – конференции, концерты или выставки, посвященные 1030-летию Крещения Руси. 2. Епархиальным архиереям совершить 28 июля 2018 года в своих кафедральных городах торжественные богослужения, приуроченные к празднованию 1030-летия Крещения Руси. 3. Для подготовки празднования в Москве сформировать Организационный комитет под председательством управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, поручив ему представить состав на утверждение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://religare.ru/2_115663_1_21.html

Лекция 1 Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-X в. Славяно-варяжские набеги на Византию. " Фотиево крещение " Руси. Образование епархии " Россия " . Христианство на Руси при Олеге Вещем и Игоре Рюриковиче. Крещение св. княгини Ольги. Положение христиан при Святославе Игоревиче и его преемниках. Господь воздвиг Русскую Православную Церковь на громадных просторах восточной Европы в канун того драматического момента церковной истории, когда папский Рим отделился от Вселенской Церкви, и начала свое существование Римско-католическая церковь. Между Православным Востоком и Католическим Западом пролегла духовная пропасть. Пути двух частей прежде единого христианского мира разошлись. Это стало окончательно ясно в 1204 году, когда под ударами западных крестоносцев пал и был разграблен Константинополь. Все это во многом определило дальнейшую судьбу некогда блистательной Империи Ромеев. Зажатая в тисках между исламским Востоком и католическим Западом, одинаково враждебными по отношению к Византии, эта великая православная держава вступала в долгий период упадка и агонии. С ее гибелью в мире, казалось, могло уйти в небытие и Православие. Но Православная Церковь Христова не может прекратить свое бытие здесь, на земле, прежде, чем окончится сама история человечества. Церковь пребудет на земле до конца времен. Поэтому в контексте дальнейших судеб Православия так важно, что именно в этот критический момент, накануне Великого Раскола 1054 года возникает новая, великая в будущем, православная держава, а с ней вместе и новая Поместная Православная Церковь. Руси было предначертано стать в дальнейшем преемницей Византийской империи и новым оплотом Вселенского Православия. В этом проявился несомненный Промысл Божий о русском народе. Однако, крещение Руси, которое произошло при св. князе Владимире, отнюдь не было первым знакомством Руси с христианством. К этому времени уже была подготовлена почва для скорого распространения Православия среди русского народа. Прежде всего надо отметить, что существует широко известное предание о проповеди святого апостола Андрея Первозванного в наших землях. Преподобный Нестор Летописец в " Повести временных лет " сообщает о проповеди святого Андрея на месте будущего Киева. В тоже время в " Повести... " под 983 г. содержатся выражения: " сде бо несуть апостоли учили " и " аще и телом апостоли не суть сде были, но ученья их аки трубы гласят по вселенней в церквах " . Эти выражения, разумеется, можно трактовать по-разному, но ряд авторов усматривал в них противоречие преданию о проповеди апостола Андрея. Уже архиепископ Филарет (Гумилевский) высказывал первые сомнения в истинности этого предания. С особой силой критические пафос в отношении повествования о проповеди св. Андрея в Поднепровье выразился в трудах Е.Е.Голубинского.

http://sedmitza.ru/lib/text/436230/

Митрополит Волоколамский Иларион: Крещение Руси предопределило дальнейшее развитие нашей истории (+ВИДЕО) Выражение, которое Вы вспомнили, сохраняет определенную актуальность и сейчас. Ныне наша Святая Русь, наши народы — русский, украинский, белорусский и другие народы, входящие в орбиту Русской Церкви — в общем-то, крещены. Абсолютное большинство людей у нас крещеные, но это еще не значит, что они просвещены. И вот сейчас перед всеми нами стоит огромная миссионерская задача — задача просвещения. 29 июля, 2013 Выражение, которое Вы вспомнили, сохраняет определенную актуальность и сейчас. Ныне наша Святая Русь, наши народы — русский, украинский, белорусский и другие народы, входящие в орбиту Русской Церкви — в общем-то, крещены. Абсолютное большинство людей у нас крещеные, но это еще не значит, что они просвещены. И вот сейчас перед всеми нами стоит огромная миссионерская задача — задача просвещения. 27 июля 2013 года гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал журналист Константин Эггерт. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры, вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодняшняя наша беседа посвящена 1025-летию Крещения Руси, и у меня в гостях журналист Константин Эггерт. Здравствуйте, Константин! К. Эггерт: Здравствуйте, владыка! Я бы хотел спросить Вас вот о чем: 1025 лет назад случилось событие, которое во многом предопределило жизнь — на сегодняшний день можно сказать — народов трех государств: современных России, Украины и Белоруссии. По-вашему, есть ли сегодня какие-то следы этого, имеется ли эффект от этого в нашей повседневной жизни, особенно учитывая чудовищный XX век, который предшествовал нынешнему этапу? Митрополит Иларион: Я вообще не представляю, какими были бы наши народы и существовали б они вообще, если бы не произошло Крещение Руси. Я думаю, что это событие предопределило всю последующую историю наших народов. Даже XX век с его богоборчеством, с его восстанием против Бога и против Церкви не сумел перечеркнуть плоды того события, которое произошло 1025 лет назад, потому что в наш, тогда еще единый народ, был заложен некий, как сейчас говорят, генетический код, который срабатывал всякий раз, когда, например, стране угрожала опасность, в том числе и когда опасность угрожала не только военная, но и цивилизационная. И даже в годы безбожия, когда в течение семидесяти лет нашим народам навязывался атеизм, вера все-таки продолжала жить, а культура в значительной степени продолжала оставаться носительницей того благовестия, которое началось на наших землях с Крещения Руси.

http://pravmir.ru/mitropolit-volokolamsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010