РПЦ: празднование 1025-летия Крещения Руси проходит на высоком уровне РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101803.html 16 июля 2013 РПЦ: празднование 1025-летия Крещения Руси проходит на высоком уровне Источник:  http://ria.ru/interview/20130715/949794861.html РИА Новости О том, когда и почему Русь крестилась, об отличиях нынешнего праздника от празднования 1000-летия Крещения в 1988 году, рассказал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. День Крещения Руси традиционно отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В этом году в связи с круглой датой – 1025-летием Крещения Руси – организаторы заявили о совместном праздновании в России, Украине и Белоруссии – " от Камчатки до Ужгорода и далее " . Торжества пройдут с особым размахом с участием предстоятелей и представителей всех Поместных православных церквей... О том, когда и почему Русь крестилась, об отличиях нынешнего праздника от празднования 1000-летия Крещения в 1988 году, об особой миссии Церкви на постсоветском пространстве РИА Новости рассказывает первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. – Отец Максим, исследователи порой называют разные даты крещения Руси, например, 990 или 991 год... На ваш взгляд, установленный год Крещения, 988-й, действительно соответствует тому, что имело место в истории? – Этот вопрос неоднократно обсуждался – и точная дата, и место крещения Руси. Последний раз на эту тему была достаточно серьезная дискуссия, исследование, когда готовился первый подготовительный том " Православной энциклопедии " (начала издаваться с 2000 года – ред.) . И большинство ответственных историков соглашается с тем, что другой даты, на которую мы бы имели веские основания переносить юбилей, нет. Когда мы говорим о событиях более чем тысячелетней давности, мы, конечно, допускаем определенную меру зазора, но основная масса исторических данных убеждает нас, что речь идет именно о 988 годе.

http://religare.ru/2_101803_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка РПЦ: празднование 1025-летия Крещения Руси проходит на высоком уровне Источник:  РИА Новости О том, когда и почему Русь крестилась, об отличиях нынешнего праздника от празднования 1000-летия Крещения в 1988 году, рассказал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. День Крещения Руси традиционно отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В этом году в связи с круглой датой – 1025-летием Крещения Руси – организаторы заявили о совместном праздновании в России, Украине и Белоруссии – " от Камчатки до Ужгорода и далее " . Торжества пройдут с особым размахом с участием предстоятелей и представителей всех Поместных православных церквей... О том, когда и почему Русь крестилась, об отличиях нынешнего праздника от празднования 1000-летия Крещения в 1988 году, об особой миссии Церкви на постсоветском пространстве РИА Новости рассказывает первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. – Отец Максим, исследователи порой называют разные даты крещения Руси, например, 990 или 991 год... На ваш взгляд, установленный год Крещения, 988-й, действительно соответствует тому, что имело место в истории? – Этот вопрос неоднократно обсуждался – и точная дата, и место крещения Руси. Последний раз на эту тему была достаточно серьезная дискуссия, исследование, когда готовился первый подготовительный том " Православной энциклопедии " (начала издаваться с 2000 года – ред.) . И большинство ответственных историков соглашается с тем, что другой даты, на которую мы бы имели веские основания переносить юбилей, нет. Когда мы говорим о событиях более чем тысячелетней давности, мы, конечно, допускаем определенную меру зазора, но основная масса исторических данных убеждает нас, что речь идет именно о 988 годе. – А какая часть населения Киевской Руси реально могла креститься в 988 году, на этот счет существуют какие-то данные?

http://religare.ru/2_101803.html

Введение История русской церкви со стороны ее источников Летописи Исторические периоды, их число в русской церковной истории Христианство на Руси до св. Владимира Славянские племена, среди коих появилось христианство Предание о проповеди ап. Андрея среди славянских племен в Новгороде Крещение Аскольда и Дира Крещение Ольги (945–954) Отношение Святослава к христианству Правление Ярополка Крещение св. Владимиром всей Руси и утверждение христианства на Руси Св. равноапостольный князь Владимир (980–1015 г.) Мнение проф. Е. Голубинского о повествованиях летописи Общее крещение Руси (Киевлян) (988–90) Храмы-памятники, посвященные св. Владимиру Святые Борис и Глеб Ярослав, довершитель дела Владимирова Ярослав, довершитель дела Владимирова со стороны духовной Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира Крещение Вятичей, Корел и распространение между ними христианства Влияние церкви на жизнь государства и общества Взаимоотношения церкви и государства Управление. Митрополия и митрополиты Епископская кафедра, епископы и епархиальное управление Чиновники Епархиального управления Приходское духовенство и приходы Средства содержания духовенства высшего и низшего Духовенство в домонгольский период в роли миротворцев, князей в их ссорах и междоусобиях Общественное положение духовенства Отношение Русской церкви к Римской Просвещение Киевская Русь Колонизация Суздальско-Владимирской Руси Характеристика удельных веков Монгольский период Митрополиты Киевские и всея Руси Митрополит Кирилл III Разделение Руси на Северо-Восточную и Юго-Западную Александр Невский Александро-Невский монастырь и его достопримечательности Митрополит Максим Митрополит Петр Митрополит Феогност Митрополит Алексий Преподобный Сергий Радонежской Соловецкий Зосимо-Саватеевский монастырь Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия. Михаил-Митяй, Киприан, Пимен Св. Стефан, епископ Пермский Митрополит Киприан Митрополит Фотий Митрополит Исидор Митрополиты Московские и всея Руси Митрополит Иона Митрополит Феодосий Митрополит Филипп I Митрополит Геронтий Возвышение Московского княжества в XIV и XV веках Москва – третий Рим Митрополит Симон Нил Сорский Иосиф Волоцкий Митрополит Варлаам Митрополит Даниил Митрополит Иоасаф Митрополит Макарий Святитель Филипп, митрополит Московский Церковная власть и права митрополитов. Органы митрополичьей власти. Государственное значение митрополитов Епархиальное управление Новгородские владыки, их местное значение и отношение к митрополиту Московская митрополия и епархии Московской митрополии Древнерусский приход Хронологическая таблица Библиографический указатель  

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви Период домонгольский (до 1237 г.) Лекция 1 Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-X в. Славяно-варяжские набеги на Византию. " Фотиево крещение " Руси. Образование епархии " Россия " . Христианство на Руси при Олеге Вещем и Игоре Рюриковиче. Крещение св. княгини Ольги. Положение христиан при Святославе Игоревиче и его преемниках. Лекция 2 Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. Лекция 3 Учреждение епархий в Русской Церкви. Дальнейшее распространение христианства и проповедь на окраинах Руси. Подвиг свв. князей Бориса и Глеба. Начало княжения Ярослава Мудрого. Митрополит Иоанн I. Расцвет православной культуры на Руси при Ярославе Мудром. Митрополит Иларион. Лекция 4 Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси в XI-XII в.в. Климент Смолятич. Попытка достижения независимости от Константинопольского Патриархата при князе Изяславе Мстиславиче. Отношение русских архиереев к этому вопросу. Церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского. Епархии и епископы Русской Церкви в домонгольский период. Органы епархиального управления. Приходское духовенство. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь и его преподобные. Другие обители домонгольского времени. Лекция 5 Борьба с ересями и полемика с инославными. Духовная литература домонгольского периода. Писатели Киевской Руси.Уставы св. Владимира и Ярослава, другие памятники канонического характера. Новые церковные праздники. Первые святые Русской Церкви. Почитание мощей. Церковное пение, гимнография. Особенности богослужения в домонгольский период. Студийский Устав. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии 1237-1458 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/436227/

Слово митрополита Варсонофия на акте в честь 1030-летия Крещения Руси июля 2018 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на торжественном акте, посвященном 1030-летию Крещения Руси (Синий зал Санкт-Петербургского епархиального управления, 27 июля 2018 г., 11:00) _________________________________ Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас на конференции, посвященной особому событию в жизни нашего Отечества - 1030-летию Крещения Руси! В эти дни по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех епархиях - городах и весях - проходят праздничные богослужения, выставки, акции, конференции, призванные актуализировать значение этого события как определившего исторический путь восточнославянской цивилизации. Вспоминая эту дату, мы обращаемся к событию хронологически от нас далекому, но духовно близкому для русского человека, осознающего себя в единстве с историей своей Родины. Именно с Крещения началась наша духовная история, история спасения в Господе нашем Иисусе Христе. С днепровской купели мы говорим о Руси не просто как географическом или политическом образовании, но и как о Руси Святой, явившей яркие и по-своему уникальные примеры высоты человеческого духа, всепрощающей любви и глубокой веры, которые вдохновляют нас сегодня. Отрадно, что день 28 июля является в нашей стране государственной памятной датой, что помогает обществу обращать внимание на краеугольный камень, лежащий в основе тысячелетнего бытия России. Много написано книг и статей о причинах, побудивших князя принять православие. Светские авторы, рассматривая это событие в секулярном ключе, высказывают мнение, что его выбор имел лишь политическое, культурное или цивилизационное значение. Что к этому выбору равноапостольного Владимира подвигли внешние обстоятельства, желание войти в " семью европейских народов " , но не искания истины его жаждущей души. Не отвергая эти, по-своему важные вещи, скажем, что они имели место, но лишь как следствие, а не причина, добавив, что если это желание было продиктовано расчетом, никто бы не увидел реальных изменений в самом крестителе Руси. Принятие христианства изменило его до неузнаваемости, став доказательством животворящей силы евангельской веры. Из жестокого язычника, добивавшегося своего огнем и мечом, он стал добродетельным христианином, известным своими миролюбием и смирением, за что именовался в народе " Владимир Красное Солнышко " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/clovo-mitr...

В Киево-Печерской Лавре прошел Международный круглый стол «День Крещения Руси: первый праздник Отечества» Киев, 31 марта 2008 г. 28 марта, по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины, в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры прошел Международный круглый стол «День Крещения Руси: первый праздник Отечества». Ведущий форума, Юрий Молчанов представил почетных гостей и после общей молитвы предоставил слово архиепископу Гомельскому и Жлобинскому Аристарху. Владыка зачитал обращение Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси и пожелал всем участникам плодотворной работы. Круглый стол освещали ведущие СМИ Украины, России и Белоруссии. «5 канал» вел прямую телетрансляцию форума, сообщает официальный сайт УПЦ . Первым с докладом о международном праздновании «Дня Крещения Руси» выступил один из инициаторов этой акции народный депутат Украины Василий Горбаль. Он подчеркнул, что празднование юбилея Крещения Руси имеет целью объединить граждан Украины из всех регионов и всех поколений вокруг своей истории, своей Церкви, а также напомнить братским народам об истоках нашей веры и цивилизации. С обстоятельными размышлениями о смысле Крещения и его значения для народа и государства выступил первый Президент Украины Леонид Кравчук. Он, в частности, сказал: «Огромная проблема нашего государства состоит в том, что очень плохо выполняются законы, в том числе и канонической Православной Церкви. В то же время, жить в мире, согласии, исповедовать православные догматы и каноны - это наше неминуемое призвание. Философы и богословы разных времен пишут, что основной мыслью человека всегда была и будет мысль о Боге, а два главных Божьих дара человеку - это вера и разум. Вера помогает нам всем и особенно политикам служить людям, украинскому народу. Кстати, политики часто прячут свои не совсем чистые действия под христианским лозунгом «каждая власть - от Бога», на что я хотел бы ответить: нельзя абсолютизировать это высказывание, ведь оно дает возможность власти обожествлять себя, и она забывает, что должна служить людям. Закон существует для людей, а не люди для закона. Празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси должно всех нас научить большому терпению. Я никогда не был и не буду являться сторонником споров или соревнований за первенство в Православной Церкви, а потому скажу, что это празднования должно в первую очередь быть шагом к единению - расколотой Украинской Православной Церкви, единению всех Православных Церквей».

http://pravoslavie.ru/26247.html

Крещение Руси в 988 году и последовавшее за ним учреждение епархий во главе с митрополитом стольного града Киева положило начало новой Поместной Церкви в рамках Вселенского православия. Приняв святое крещение и наставление в истинах Христовой веры от византийских иерархов русские, украинские и белорусские народы были привиты к древу Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Благодаря живой связи с греко-славянским православным Востоком Русская церковь восприняла богатейшее византийское наследие. С конца X столетия православие формировало культуру русского народа, участвовало в развитии искусства и формировании государственности. Православные духовно-нравственные ценности становились сутью государственной идеологии в период Киевского государства в Х-ХП вв., формирования и укрепления русского государства с центром в Москве (XIV-XVI вв.), возрождения России в XVII веке после периода Смутного времени, шведско-польской интервенции и пр. Православие не раз спасало Русь и российскую государственность от гибели. Принятие христианства в 988 г. было актом политическим и, возможно, позволило сохранить Киевской Руси свою государственность и национальную независимость до XIII века, а в XI-XII вв. она (благодаря приобщению к православной культуре) наряду с Арабским Халифатом и Византией стала принадлежать к наиболее развитым странам того времени и пережила период своего расцвета. С Крещением Руси на Руси вместе с просвещением ее светом христианства появляется «учение грамоте» и «учение книжное». Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры. К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Новая вера, которая была выбрана Владимиром, должна была быть принята всем народом. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов.

http://pravoslavie.ru/36805.html

  разделы   рассылка  распечатать Итоговая резолюция Международного круглого стола " Крещение Руси в судьбах народов России, Беларуси и Украины " в Минске В четверг 23 октября в Минске в Национальной библиотеке Беларуси прошла работа Международного круглого стола " Крещение Руси в судьбах народов России, Беларуси и Украины " , посвященного 1020-летию Крещения Руси. Участники Международного круглого стола " Крещение Руси в судьбах народов России, Украины и Беларуси " , посвященного 1020-летию Крещения Руси, отмечают основополагающее значение принятия христианства в его восточной греко-византийской традиции в формировании национальной идентичности, в развитии государственного устройства и в геополитической интеграции русского, украинского и белорусского народов. Православие явилось исключительно важным фактором развития, а в определенные исторические времена – и сохранения национальной культуры и языка каждого из братских народов, объединенных не только своим происхождением, но и общей купелью Днепровского Крещения. Единство духа и общность веры укрепили глубинные связи русских, украинцев и белорусов, которые более тысячи лет слышат, воспринимают и передают Слово Божие на своих родных языках, приумножая и взаимно обогащая свои национальные сокровищницы культуры и науки. Период распространения христианской веры на белорусских землях отличался миролюбием и непринуждением. Этой исторической особенности в современных условиях неукоснительно следует в своем служении Белорусская Православная Церковь. Переживая периоды лихолетия и неоднократно ощущая на себе несправедливость, жестокость и притеснение, Православная Церковь на землях Белой Руси, тем не менее, уже 1020 лет совершает миссию христианского просвещения, духовного образования национально-патриотического воспитания и национального белорусского народа, следуя заповеди Основателя Святой Церкви Господа Иисуса Христа, которая гласит: " Терпением вашим спасайте души ваши " (Лк. 21:19). В течение двадцати последних лет, последовавших со времени празднования в 1988 году 1000-летней годовщины Крещения Руси, в независимых государствах России, Украины и Беларуси происходила историческая переоценка места и значимости в жизни общества религии в целом и христианства в частности.

http://religare.ru/2_58802.html

Архив Пн В праздник Крещения Руси Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 28 июля 2023 г. 13:18 28 июля 2023 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 24-29 июня 2008 года в Москве, в память о Крещении Руси постановил в день памяти равноапостольного князя Владимира 15/28 июля «совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси». По традиции, после Патриаршей Божественной литургии в Московском Кремле, из кремлевского Успенского собора совершается крестный ход на Боровицкую площадь к памятнику святому Крестителю Руси, где Святейший Патриарх Кирилл вместе с собором духовенства возносит молитву об Отечестве нашем, сохранении православной веры и о всех народах, живущих в пределах исторической Руси. В этот день духовенство и прихожане столичных храмов собираются у памятника равноапостольному князю Владимиру, чтобы помолиться вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви и принять благословение князя Владимира, приложившись к частице его святых мощей, издревле хранящейся в Москве. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий , секретарь Архиерейского совета Московской митрополии; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Парамон ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Луховицкий Евфимий , председатель Синодального миссионерского отдела ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://patriarchia.ru/db/text/6046318.ht...

Послание Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Священного Синода УПЦ в связи с 1025-летием Крещения Руси Крещение Руси – эпохальное событие в нашей истории. Оно стало для нашего народа точкой отсчета нового цивилизационного развития. Принятие христианства приобщило молодую Киевскую державу к высшим культурным и научным достижениям своего времени, нравственно сформировало характер общества и, главное, дало смысл человеческому существованию. 27 июля, 2013 Крещение Руси – эпохальное событие в нашей истории. Оно стало для нашего народа точкой отсчета нового цивилизационного развития. Принятие христианства приобщило молодую Киевскую державу к высшим культурным и научным достижениям своего времени, нравственно сформировало характер общества и, главное, дало смысл человеческому существованию. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. (1 Пет. 2:9) Ныне мы празднуем 1025-летие Крещения Киевской Руси – событие, когда святой равноапостольный князь Владимир Великий крестил землю русскую. Христианство появилось на Руси еще задолго до Владимирова крещения. Христианские общины появляются здесь довольно рано, и это подтверждает тот факт, что «христианство до Владимира» – гораздо бóльшая и более определенная величина, чем то, что об этом обычно думают. Впервые евангельская проповедь была принесена к нам святым апостолом Андреем Первозванным. В 60-х годах IX века князья Аскольд и Дир, после похода на Константинополь, принимают крещение и приносят христианство в Киев, где получило довольно широкое распространение. Важнейшую роль в проникновении христианства в Киевское государство сыграла моравская миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 863–885 гг. Следующей важной вехой на пути Руси к христианству было крещение святой равноапостольной княгини Ольги, которая посеяла семена Евангелия в сердце своего внука, будущего князя Владимира, что оказало впоследствии свое влияние на выбор веры князем Владимиром, просветившим светом Христовой истины всё наше Отечество.

http://pravmir.ru/poslanie-blazhennejshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010