Рига. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище. Rgas Pravieša, Priekštea un Kristtja Svt Ja galvas nociršanas pareizticgo Карта и ближайшие объекты Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в новом приходе совершались в деревянной церкви , стоявшей на Ивановском кладбище. Строительство нового каменного храма по проекту епархиального архитектора Владимира Лунского было начато в 1913 году, но война не позволила продолжить работы. Две церкви – новая каменная и старая деревянная – были задуманы как общая композиция застройки. Старая деревянная церковь стояла по оси запад - восток, вдоль улицы, но была отодвинута вглубь территории. Новый храм пришлось повернуть алтарем на север. Вероятно, такое решение было принято в связи с необходимостью ориентировать главный вход к ул. Кална, на юг, чтобы подчеркнуть главенство нового храма. В 1925 году недостроенный храм был обследован архитектором Владимиром Шервинским. Им были отмечены многочисленные дефекты несущих конструкций: трещины в арках, сводах и стенах, повреждения сводов от протекающей кровли, сквозные отверстия в простреленных куполах. Началось восстановление храма. Своды были укреплены стальными стяжками, перекрыта кровля. Купола были увенчаны крестами, выполненными по проекту В. Шервинского. Эта крупная по рижским масштабам православная церковь впечатляет грандиозностью архитектурного замысла. Крестово-купольная система пространства, каноническое пятиглавие – композиция архитектурных объемов Ивановской церкви разворачивается просторно и величаво. Церковь построена в формах эклектики с элементами русского стиля. Три фасада решены одинаково, отличается только алтарная часть. Полукруглым фронтонам фасадов в интерьере соответствуют крестовые своды. Четыре крестообразные опоры несут барабан купола. Центральная глава высоко вознесена в небо благодаря двойному барабану, но второй, более узкий барабан в интерьер не раскрыт, так как стоит на своде купола. Малые главы также являются ложными, интерьер не освещают. Подпружные арки расположены на одном уровне с высокими крестовыми сводами, которыми перекрыты рукава креста, угловые компартименты, вима, боковые алтари. Интерьер церкви освещен благодаря большим окнам, освещение ровное. С фасадной стороны все окна имеют накладные рамы с круглыми каноническими окулями.

http://sobory.ru/article/?object=08210

С.Петербургское подврье Оптиной Пустыни ЖМП 6 июнь 2015 /  1 октября 2015 г. 15:05 Конструктивные решения и строительные материалы Для строительства храмов на Руси наши предки старались использовать самые лучшие материалы и совершенные конструкции, так как эти здания посвящались Самому Богу. Возводя церкви, зодчие создавали новые архитектурные и конструктивные решения и приемы, которые затем применялись и в других видах строительства. Что нужно учитывать при строительстве современного храма и каким строительным материалам отдать предпочтение, размышляет профессиональный архитектор. Выбор той или иной конструкции во многом определяет композиционное решение храма и его формообразование. Арки, купола, своды в верхней зоне храма создают художественный и символический образ небесного пространства. В построении объемной композиции большое значение также имеют применяемые строительные материалы, которые задают толщину ограждающим конструкциям и в значительной мере определяют как архитектурную композицию, так и характер декора храма. При этом предпочтение следует отдавать строительным материалам, имеющим в своей основе природное происхождение, в том числе кирпичу и дереву. Следует учитывать акустические и другие свойства строительного материала, такие как долговечность и пригодность под последующую роспись. Крестово-купольный тип храма стал основным, воспринятым Русью из Византии. Конструктивную основу таких строений составляет трех- или пятипролетная арочно-стоечная система. Подпружные арки, опирающиеся на наружные стены и центральные столбы, служат основанием для цилиндрических сводов, составляющих крест, и угловых ячеек. Центральный световой барабан стоит на центральных подпружных арках, которые делят в плане сводчатую систему покрытия на модули и создают большие или меньшие встречные распоры. Основными внутренними элементами жесткости являются центральные столбы, части стен, арочные перемычки, перекрытия хор, объединенные в диафрагмы, а также пространственные угловые ячейки. Внешние элементы жесткости — это апсиды, приделы, галереи, притворы.

http://e-vestnik.ru/culture/konstruktivn...

Савино. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 2013 и 2016. Архитектор:И.Г. Тимофеева Адрес: Россия, Ивановская область, п. Савино, ул. им. Пушкина Координаты: 56.589805, 41.210033 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Проект храма выполнен для п. Савино Ивановской области. Храм расположен в центральной части поселка, к западу от железнодорожной станции. Эта часть поселка застроена небольшими одноэтажными домами, поэтому сооружение храма является высотным акцентом. Южный фасад храма ориентирован на 2-ю Железнодорожную улицу, с которой он просматривается с дальнего расстояния. Храм спроектирован в традиционных древнерусских формах, характерных для северного зодчества Русских земель 16-17 в.в. Ближайшим аналогом отдельных архитектурных элементов является собор Николо-Шартомского монастыря. Храм в Савино является крестово-купольным четырехстолпным сооружением, разделенным по высоте на нижний и верхний храмы. С запада примыкает притвор центрального входа в нижний и по лестнице в верхний храмы. С юга пристоен небольшой притвор нижнего храма, с северо-западного угла возвышается пристройка лестничной башни, завершающейся небольшой звонницей. Сам храм венчает центральный барабан с шлемовидной главой. За основу храма была выбрана крестово-купольная система. По этому принципу строилось большинство русских храмов с 11 века до наших дней, т.е. уже более 10 веков. В окончательном и совершенном виде эта конструкция была дана Божиим откровением при строительстве Великой Лаврской Успенской церкви Киево-Печерской Лавры в 11 веке. Во образ её многие века строились все Успенские соборы больших русских городов. Но и малые храмы брали пропорции этого святого образа. В нашем храме заложена пропорция близкая к 1:2, по длине, ширине и высоте Лаврской церкви. Высота от земли до верха креста планируется 33 метра по числу лет земной жизни Спасителя. Чтобы сохранить пропорции и рационально использовать внутреннее пространство, особенно на севере Руси, часто строились храмы двух ярусные, т.е. нижний этаж или подклет и более высокий верхний храм. Так же и в нашем случае предусмотрен нижний храм, более низкий с более толстыми стенами как зимний и высокий верхний.

http://sobory.ru/article/?object=38434

Г.С. Битбунов Благовещение Пресвятой Богородицы Весьма примечательно, что в иконографии праздника Благовещения Пресвятой Богородицы нашли свое отражение подробности апокрифического предания. Разумеется, самым распространенным сюжетом является изображение архангела Гавриила (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах), предстоящего – прямо или коленопреклоненно – перед Святой Девою. В его левой руке – райская ветвь как символ радостного благовестия (иногда вместо ветви – трезубец). Десницей он благословляет Марию. Пресвятая Дева представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу пророка Исаии, при этом иногда видны слова: Се, Дева во чреве примет ( Ис. 7:14 ). Но встречаются такие иконы Благовещения, где Богородица держит в руках веретено или початок. Иногда Пресвятая Дева изображается стоящей у колодца и черпающей воду, а сзади или перед Ней – благовествующий архангел. Неканоническая фабульность становилась источником для иконографии по крайней мере вплоть до конца XIII – начале XIV столетий, когда в ней появились новые персонажи – изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, девушки изображались как свидетели (роспись церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295 год) 127 . В продолжение разговора о церковном искусстве, связанном с Благовещением, следует указать на его особое значение в росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение архангела располагается на левой опоре, а Богоматери – на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство (роспись Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146–1151 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рига. Церковь Всех Святых. Rgas Visu Svto pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Этот необычный православный храм строился в два этапа. С давних времен территория, где находится храм, была отведена для захоронений: вдоль улицы Католической размещались древние православное, католическое и старообрядческое кладбища. В 1815 году на православном кладбище была построена деревянная церковь с отдельно стоящей колокольней. В 1869–1870 годах к ней пристроили новую кирпичную колокольню с трапезной. Позже, в 1882 году, деревянный храм был разобран и перенесен на новое Ивановское кладбище, а на его месте началось строительство кирпичной Всехсвятской церкви. Через два года строительство вчерне было закончено. Работы по оборудованию интерьера и устройству приделов продолжались до 1891 года, когда был освящен третий из престолов. Церковь никогда не закрывалась. Главный перстол освящен во имя Всех Святых, в трапезной части размещаются престолы Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. При храме действовала церковно-приходская школа, закрытая в советское время. С 1995 года в здании бывшей школы размещается Рижская Духовная семинария. Древние кладбища закрыты, при советской власти превращены в парк. Храм построен в неороманском стиле по проекту арх. Яниса Бауманиса. Выбор стиля не помешал зодчему строго выполнить все требования православного канона. Традиционная анфилада пространств, крестово-купольное решение основного объема храма, великолепно продуманная система естественного освещения интерьера, хорошая акустика, даже оригинальное завершение купола и колокольни – все говорит об уважении к традиции, о глубоком осмыслении канонических форм, об умении творчески их переработать согласно региональному контексту. Архитектурные объемы, построенные в два этапа, образуют цельную пространственную композицию. Внутреннее пространство церкви просторно и величественно, но не подавляет человека, а сомасштабно ему и даже уютно. В церкви сохранился подлинный интерьер второй половины 19 века, паникадила в технике прорезного железа. Первоначальная ограда церкви вдоль улицы Католю была утрачена в 90-х годах 20 века. Кирпичные столбы ее были увенчаны большими бетонными крестами, над цоколем были установлены металлические решетки. Входные врата ограды, выполненные в стиле классицизма, вероятно, относятся ко времени деревянной церкви, перенесенной на другое кладбище, которая была построена в этом же стиле.

http://sobory.ru/article/?object=06387

С.В. Шумило Памятник присутствия запорожских казаков на Афоне Созданный после захвата греками древнего Русика скит «Черный Выр» с 1747 г. на протяжении почти столетия играл роль нового и долгое время единственного центра русского монашества на Афоне, по сути «нового Русика». И не удиви-тельно, что выполнив эту миссию, в 1830-е гг. он уступил первенство возобновленным Свято-Пантелеимонову монастырю и Свято-Ильинскому скиту. Как сообщалось в «Путеводителе по Афону» за 1895 г., «в настоящую пору уединяются там [в скиту «ЧерныйВыр»] человека по два или по три по благословению настоятеля монастыря» 188 . В 1913 г. А. Павловс кий упоминает Черно-Вырскую обитель в перечне скитов Афона, но при этом уточняет, что «скит запустел и, хотя получает из России субсидию, но его не возобновляют» 189 . Известно, что еще в 1930 г. «Черный Выр» функционировал как скит, хотя там и оставался всего один монах-болгарин. Об этом мы узнаем из годового отчета Афонского Свято-Ильинс кого скита в Протат за 1930 г. 190 Ко вто рой поло вине ХХ сто летия бывший казачий скит, как и десятки других славянских келейных обителей Афона, полностью опустел и пришел в упадок. На сегодняшний день на территории скита никто не живет, сохранился лишь соборный храм Рождества Богородицы, да и тот пребывает в плачевном состоянии. В фев рале 2015 г. представителями Международного института афонского наследия в Украине с благословения игумена Зографского монастыря схиархиманд рита Амвросия была предпринята небольшая ознакомительная экспедиция к месту расположения бывшего «Духовного Запорожья» на Святой Горе. В результате поездки был обнаружен уцелевший храм (кафоликон) казачьей обители, сделаны фотографии территории скита, внешнего и внутреннего видов храма. К сожалению, описанные еще иеросхимонахом Сергием (Весниным) хозяйственные и келейные строения обители, сложная система каменных водопроводов и т. п. пребывают в разрушенном от времени состоянии, густо заросшие кустарниками и деревьями. В то же время довольно хорошо сохранился соборный храм Рождества Богородицы. Расположенный на северо-западе от Зографского монастыря, в получасе ходьбы от него, кафоликон представляет собой небольшое крестово-купольное строение с тремя престолами и пристроенным со стороны центрального западного входа притвором, на втором этаже которого открытая часть строения, по всей видимости, использовалась как колокольня, а закрытая – как подсобное помещение или костница.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совки Никола-Эз, Эзу). Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1822. Адрес: Ивановская область, Кинешемский район, село Совки, кладбище Координаты: 57.439423, 42.417625 Проезд:Свернуть с дороги Кинешма-Юрьевец налево в сторону д.Березники (стоит указатель " КЛУБ РЫБАКА " , в дальнейшем ориентироваться по этим указателям). 5 км дороги разного качества (насыпная гравийная, бетонные плиты, 1.5 км хорошего асфальта) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца, 1-я четв. 19 в. Находится на окраине села, посреди кладбища. Сооружена в 1822 году на средства прихожан. Кирпичные стены снаружи обмазаны, внутри - оштукатурены и побелены. Небольшая полукруглая апсида утрачена. Хороший образец сельского храма, в архитектуре которого использованы формы раннего и позднего классицизма. Объемная композиция ныне складывается из высокого двусветного четверика с небольшим аттиковым ярусом, завершенного четырехгранной, слегка изогнутой кровлей с главкой на восьмигранном барабане; низкой широкой трапезной со скругленными углами и трехъярусной колокольни под четырехгранной купольной кровлей с высоким шпилем, установленным на узком восьмеричке. Ярусы храма, разделенные междуэтажным поясом, расчленены пилястрами тосканского ордера на три прясла каждый. Проемы (арочные внизу и прямоугольные вверху) помещены в неглубокие ниши. Арочные окна дополнены высоко поднятыми треугольными сандриками. Центральные оси фасадов выявлены креповкой венчающего антаблемента и треугольным фронтоном, наложенным на стену аттика, а в нижнем ярусе - арочным проемом входа на южном фасаде, и арочной нишей - на северном. Окна трапезной обрамлены плоскими рамочными наличниками с надоконной филенкой, свойственными раннему классицизму. Четвериковые ярусы колокольни разделены ступенчатыми карнизами. Более широкий нижний имеет рустованные углы, выпущенные между лопатками, два верхних прорезаны крупными арками звона, поставленными в ризалиты. Основной объем перекрыт сомкнутым сводом и соединен с алтарем и трапезной арками. В двустолпной трапезной - система коробовых сводов с большой овальной в плане распалубкой между столбами и небольшими - над окнами. В первом ярусе колокольни - крестовый свод. В ряде проемов сохранились кованные металлические решетки.

http://sobory.ru/article/?object=06261

Трубы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:между приблизительно 1902 и 1903. Адрес: Новгородская область, Окуловский район, деревня Трубы. Координаты: 58.217012, 33.61786 Проезд:От станции Угловка через дер. Рассвет до заброшенного карьера, затем налево около 500 метров. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1903 г. за селом. Колокольня над входом имеет два «кармана» по сторонам. Проход под колокольней и боковое помещение, примыкающее к колокольне с юга, перекрыты плоским потолком. В северном «кармане» колокольни была лестница, ведущая на колокольню. Храм и колокольня соединены переходом с цилиндрическим сводом и с двумя распалубками, с севера и с юга. Церковь имеет декоративное пятиглавие. Глухие главки стоят на гранёных барабанах. И барабаны, и главки деревянные, обшиты железом. Храм двухсветный. Окна арочные, а окна в «карманах» у колокольни прямоугольные. Снаружи стены обработаны «под ренессанс», барокко, однако в основании верхнего яруса колокольни по углам выведены карликовые кокошники. Интерьер храма производит художественное впечатление, но оно не пространственное, а живописное. В интерьере частично сохранилась роспись: евангелисты в парусах, фигуры святых на столбах, орнамент на подпружных арках и живописных поясах между окнами первого и второго света; над входом под колокольней написан «Страшный суд» - копия с Васнецовской росписи Владимирского собора в Киеве. Как свидетельствует надпись на столбе, роспись отностся к 1902 г. Церковь крестово-купольная, в скрытом виде четырёхстолпная. Однако, к восточным столбам примыкают два закрытых угловых помещения, стены которых поглощают столбы, поэтому свободно стоят только два западных столба. Столбы крестчатой формы, не сильно выраженной. Концы пространственного креста церкви перекрыты цилиндрическими сводами; угловые помещения в восточной части храма и западные угловые ячейки, находящиеся за столбами, перекрыты крестовыми сводами. Кубический объём храма завершён с востока апсидой. Апсида имеет конху. Поскольку между нею и восточными столбами, несущими купол, вставлены стенки, алтарная часть получилась удлинённой. Храм из кирпича 25,5х13х7 см, оштукатурен внутри и снаружи. Система кладки – чередование тычковых и ложковых рядов. Размер церкви в плане 37х16,4 м.

http://sobory.ru/article/?object=53071

Благовещенский собор Казанского кремля Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский собор Казанского кремля — выдающийся памятник русской архитектуры XVI века. С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии (в настоящее время кафедральным является Никольский собор на ул. Баумана), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX в. и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий) , Андрей (Ухтомский)). Содержание История [ править править код ] Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшая из сохранившихся каменных построек города Казани. Построен он был в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей в 1562 году. На протяжении четырёх с лишним веков своего существования Благовещенский собор подвергался многочисленным ремонтам и трём реконструкциям после разрушительных пожаров 1596, 1672, 1694, 1742, 1757, 1815 годов. Наиболее полные сведения о ремонтах и перестройках собора даны в трудах А. Яблокова и Н. Разумова. Благовещенский собор в 1837 г., литография Э. Турнерелли После пожара 1672 года при Казанском митрополите Иоасафе (1675-1686) были отреставрированы наружные стены, купола и главы покрыты железом. Пострадал собор и в пожаре 1694 года, митрополитом Маркеллом (1694-1699) произведена первая реконструкция Благовещенского собора. С северной стороны на месте деревянной древней церкви Богословия был построен небольшой тёплый храм во имя Рождества Христова с одной главкой, соединявшийся коридором с холодным Благовещенским собором. Узкие окна собора были расширены, храм украшен стенным письмом, устроен новый позолочённый с резьбой иконостас. В Благовещенском соборе проявилась одна примечательная особенность древнерусской архитектуры – главенствующее значение внешнего облика в сравнении с его интерьером. Развитая объёмно-пространственная композиция крестово-купольного храма, затейливая форма купольных глав придавали собору сложный силуэт, а продуманная система декорировки — ритм узких щелевидных окон, позолота глав, орнаментальная обработка апсид и барабанов декоративными поясками — создавали впечатление художественной цельности и завершённости облика древнего собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Преображенский собор (Дивеево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Преображенский собор (Дивеево). Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Александра Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов. Содержание История [ править править код ] Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Выстроится большой, холодный собор и будет теплый». В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний, собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. Вопреки указанию святого старца, распоряжавшийся в Дивееве после его кончины Иван Толстошеев построил на заповеданном месте Тихвинскую церковь, тесную и неудобную. И когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, действующую Тихвинскую церковь ломать не стали; собор заложили южнее, напротив начала Канавки. При закладке нового собора игумения Александра (Траковская) послала к блаженной Паше Саровской за советом. Прасковья Ивановна сказала пророческие слова: «Собор-то, собор, а я усмотрела: черемуха по углам собора-то выросла. Как бы не завалили и собор-то». Строился собор на крупные пожертвования, начавшиеся со взноса, сделанного императором Николаем II при посещении Дивеева в 1903 году. Значительную сумму на собор пожертвовал московский купец Федор Васильевич Долгинцев. Он даже переехал жить из Москвы в Дивеево, чтобы непосредственно наблюдать за ходом строительных работ. В год завершения строительства в 1916 году Федор Васильевич отошел ко Господу, незадолго до этого приняв монашеский постриг с именем Серафим. Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Александра Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов. Прообразом нового собора Серафимо-Дивеевского монастыря послужила архитектура храмов владимиро-суздальского периода, ком­позиционные приемы и детали древнерусского зодчества. Крестово-купольная система собора, соединяя воедино множество пространственных ячеек храма, символизирует вселенскую Церковь, объединяющую в себя все человечество. Характерная черта архитектурного образа Преображенского собора – ощущение его необыкновенной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам.

http://azbyka.ru/palomnik/Преображенский...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010