Всего семнадцать лет спокойной жизни было отведено Крестовоздвиженскому храму. Правда, после революции его закрыли далеко не сразу. В 1922 году Дарнинский храм подвергся разграблению. К 1935 году он лишился своих колоколов, а через два года его и вовсе закрыли. В Дарне образовался колхоз, и храмовое здание приспособили для хозяйственных нужд. Сначала в нём разместили мастерскую по ремонту тракторов, затем кузницу, а позже стали хранить минеральные удобрения. Именно последние и " подточили " фундаменты и нижние ряды кладки настолько, что десятилетия спустя их пришлось устраивать практически заново. Во время Великой Отечественной войны от артобстрелов и бомбардировок храм сильно пострадал. Шатры, верхний ярус колокольни оказались разрушены. 9 декабря 1941 года, за два дня до освобождения Дарны советскими войсками, захватчики, несмотря на мороз, согнали в здание церкви женщин, детей и стариков. Два дня они провели в разрушенном здании, в лютый холод, не зная, дождутся ли прихода освободителей... Потом протекли полвека абсолютного забвения, а в 1991 году храм передали Церкви. Крестовоздвиженский храм стоял закрытым 54 года (1937-1991 годы), действует в общей сложности 64 года (1900-1937 годы и с 1991 года). Состояние здания было похоже на состояние большинства храмов в нашей стране - ни дверей, ни окон, ни куполов. Стены были испещрены грубыми надписями, на церкви росли берёзы. Кое-где угадывались остатки фресок. Настоятелем возрождённого храма назначили только что рукоположенного священника Константина Волкова - тогда ему не было ещё и тридцати лет. Сначала ему помогали всего несколько человек - местные старушки да его собственный дядя. Отец Константин и сам работал не покладая рук, счищая снег с крыши, отбивая со стен грязь, разгребая завалы. Одновременно он собрал церковную утварь, сделал временный алтарь, и по выходным народ стал собираться на службы. В настоящее время все работы по реставрации здания и обустройству интерьера завершены. Вся храмовая территория обнесена кирпичной оградой с железными решётками. На территории после благоустройства разбиты цветники и газоны. Как и в начале ХХ века, Крестовоздвиженский храм, находясь на возвышенности, возле круто спускающегося шоссе в бескрайний истринский лес, продолжает доминировать на селом Дарна.

http://sobory.ru/article/?object=01850

19) Хроника Сигеберта Гемблурского († 1112), 354 обнимающая время с 381 по 1111 г., направленная не столько к изложению событий с возможной подробностью, сколько к распределению их в хронологическом порядке, потеряла свой прежний авторитет после того, как разоблачена неверность многих хронологических данных и фактическая часть разложена по источникам, из которых заимствована. 355 Из нашего периода в ней читаются сведения, относящиеся к истории падения византийского владычества в Италии, царствования Мономаха, сношений Римской церкви с Константинопольской и нападений турок на Армению и Сирию. 356 Неточность хронологических данных заметна и в этих сведениях, вообще же они отличаются поверхностностью, никаких новых подробностей не привносят. Исключение составляет только рассказ о столкновении Церквей, но и он не представляет большой важности, так как целиком взят из докладной записки папских легатов. 357 20) Церковная история Ордерика Виталиса, 358 сент-эврульского монаха, писателя первой пол. XII в., имеющая важность для истории норманнов и крестовых походов (до 1142 г., до которого доведена), заключает некоторые интересные для нас отрывки в 3–7-й книгах, где автор рассказывает о судьбе норманнов в Италии, о Роберте Гвискаре и обстоятельствах вступления на престол Вотаниата и Алексея Комнина. Показания Ордерика об утверждении норманнов в Италии дополняют сведения, заимствованные автором у Готфрида Малатерры, 359 подробностями о том, как одновременно с наплывом норманнских рыцарей происходил наплыв в Италию норманнских монахов. Сведения о византийских делах почерпнуты автором, по-видимому, из устных рассказов и страдают отчасти неверностью и легендарностью. 21) История крестовых походов и иерусалимского королевства Вильгельма Тирского, 360 писателя второй пол. XII в., доведена до 1184 г. Следуя своей методе 361 возвращаться к прошлому для того, чтобы яснее изложить предмет в настоящем, и освещать дело по совокупности обстоятельств, имеющих к нему отношение, Вильгельм рассказывает историю разрушения и возобновления храма Воскресения в Иерусалиме, а также историю турок-сельджуков и их приобретений за счет Византии, 362 причем говорит о сношениях византийских императоров с египетскими халифами и иерусалимскими христианами, о борьбе Романа Диогена с турками и успехах турок. Хотя автор не указывает своих источников, однако же можно догадываться, что сведения об отношениях византийского правительства к халифату и к иерусалимским христианам он заимствовал из греческого сочинения, сходного с тем, которым пользовался Скилица, дополнив заимствования показаниями местного происхождения (иерусалимского); сведения же о турках, их столкновениях с Византией при Романе Диогене и его преемниках почерпнуты из венецианского источника, который известен был Андрею Дандоло. 363

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Со Отцом мне являясь и Божественным Духом. Он один, но в трех Лицах, Три в единстве всецелом, Трисвятое сиянье в трех божественных солнцах. Озаряет Он душу ярче солнца земного, Просвещает Он светом помраченный мой разум... Несказанное чудо я едва понимаю. Вдалеке созерцая красоту, что незрима Из-за яркого света ослепительной славы, Я весьма изумляюсь, весь объемлемый страхом... Трепеща, ужасаясь, я пришел в исступленье И не мог выносить я нестерпимую славу В эту ночь ощущений несказанных и странных... 113 Будучи выдающимся учителем нравственной жизни, Симеон оставил много наставлений монашествующим и мирянам по нравственно-аскетическим и духовным вопросам. В стихотворении под названием «Кто есть монах и какое его делание» Симеон начертывает идеал монашеской жизни: Монах есть тот, кто миру не причастен, Кто говорит всегда с одним лишь Богом, Кто, видя Бога, сам бывает видим, Любя Его, он Им любим бывает И, светом становясь, всегда сияет. Монаха хвалят – все равно он нищий, В дом приглашают – все равно он странник. О дивное, немыслимое чудо! Среди богатств безмерных – я нуждаюсь, Владея многим – остаюсь я беден, Среди обилья вод – томлюсь я жаждой. Кто даст мне то, что я уже имею? И где найду Того, Кого я вижу? Как удержу Того, Кто в сердце дышит, Но вне всего, Незримый, пребывает? Имели уши слышат и – да слышит, Словам безумца с трепетом внимая! 114 Уникальность Симеона обусловлена не только нехарактерной для восточной патристики автобиографичностью его сочинений и не только оригинальностью их содержания, но и той необычной формой, в которую он облекал свои мысли. Симеон был церковным поэтом, однако он сочинял не богослужебные тексты, а свободные стихи, причем использовал не античную метрику, характерную для ученой поэзии его времени, а силлабо-тонические размеры, свойственные народной поэзии. Это делало его стихотворения доступными не только ученой публике, но и простому народу. При этом все стихотворения Симеона были наполнены глубоким религиозным чувством: Как Ты пламенем горящим

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Варлаам, происходивший из среды греков-униатов Южной Италии, по прибытии в Константинополь в начале 1230-х годов сделал блестящую карьеру при дворе в качестве философа и ученого: от имени императора он вел переговоры с папскими легатами о соединении Церквей. В период переговоров Варлаам составил несколько трактатов против латинского учения о Филиокве, в которых доказывал, что ни греки, ни латиняне не могут настаивать на правильности своего учения по той причине, что Бог всецело непознаваем и что рассуждения о Нем не могут покоиться на чувственном опыте. Такая точка зрения не удовлетворила Папу Бенедикта (1334–1342), которому были представлены трактаты Варлаама. Для папы релятивизм в догматах был неприемлем, и он требовал непременного признания Филиокве православными в качестве условия для заключения унии. С православной же стороны на сочинения Варлаама отреагировали афонские монахи во главе с Григорием Паламой , который в то время был иноком Великой Лавры. Переписка между Григорием Паламой и Варлаамом, начавшись с вопроса о границах богопознания, быстро перетекла в спор о сущности «умного делания», о психосоматическом методе молитвы Иисусовой и о созерцании Божественного света. Варлаам начал высмеивать психосоматический метод молитвы Иисусовой, называя практиковавших его монахов «омфалопсихами», или «пуподушниками», как если бы они считали, что душа человека находится в его пупке. Опыт созерцания Божественного света, который был известен исихастам, воспринимался Варлаамом как чувственное и соблазнительное явление бесовского характера. В ответ на эти обвинения, выдвинутые как в переписке, так и в ходе личных встреч с Варлаамом, Григорий Палама написал три «Триады в защиту священно-безмолвствующих». В этом сочинении Григорий прежде всего защищает монашескую практику молитвы Иисусовой, настаивая на том, что молитва – не только умственное, но и телесное делание, не просто евагрианское «восхождение ума к Богу» 118 , но делание, охватывающее всего человека, включая ум и сердце, душу и тело, взор и дыхание. По учению Паламы, душа – это «единая многоспособная сила, которая пользуется получающим от нее жизнь телом как орудием»; телесным органом, в котором локализован ум человека, является сердце, и именно в него следует заключать ум 119 . Если ум во время молитвы будет находиться вне тела, как рекомендовали противники исихазма 120 , то он никогда не сможет достичь внимания и сосредоточения, но всегда будет пребывать в рассеянности. В сердце же ум сходит благодаря дыханию и вместе с дыханием:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И хотя его венчание на царство было и непрестижным, и нелегитимным (поскольку было совершено не патриархом), у Ласкаридов оно вызвало раздражение. А коль скоро это венчание прямо отрицало их притязания на династическую преемственность, оно не могло быть оставлено без внимания. Но правители Эпира ухитрились настроить против себя и патриарха – в частности, тем, что ввели самочинное назначение епископов на вдовствующие кафедры, в том числе на автокефальную архиепископию Охридскую. Венчал Феодора Ангела на царство именно один из таких «протеже», охридский иерарх канонист Димитрий Хоматиан. Как и следовало ожидать, епископы Эпира предпочли проигнорировать протест патриарха. Подчинение патриарху означало для них одновременное признание претензий Ласкаридов на императорскую порфиру 456 . С другой стороны, они продолжали считаться с правами и легитимностью патриарха и не учреждали в пику Никее ни автокефальной церкви, ни патриархата. В 1232 году наконец было достигнуто соглашение и восстановлено в полном объеме каноническое общение, но произошло это только после того, как военное поражение заставило Эпир отказаться от имперских притязаний. Что касается Болгарии, то, как известно, национальной и церковной независимости ее лишили в 1018 году, когда был распущен Болгарский патриархат и создана новая византийская провинция, в церковном плане зависимая от Охридской кафедры. Однако в начале XIII века независимая Болгария вновь появилась на карте, что отчасти стало результатом внутренней дезинтеграции самой Византии, жесткой налоговой политики империи, а также захвата Константинополя после IV Крестового похода 457 . Как и следовало ожидать, православные монархи так называемого Второго Болгарского царства жаждали также и церковной автономии. Все осложнялось тем, что канонически царство подчинят лось Охридской архиепископии в Македонии, возглавлявшейся тогда Димитрием Хоматианом. Сначала царь Калоян, желая получить законный царский титул, обратился к папе Иннокентию III, и папа готов был уступить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Более сорока религиозных деятелей и организаций, представлявших более 160 млн американцев, обратились в Верховный суд США с просьбой оправдать Муна 192 . Поддержку ему обеспечили и либеральные организации, и деятели, которым дорога была защита фундаментальных прав, гарантированных первой поправкой к Конституции, в частности, в отношении религиозной свободы. А потому чернокожий пастор Джозеф Лауери, один из последователей Мартина Лютера Кинга во главе движения за гражданские права, и бывший сенатор Маккарти от своего имени выступали в различных кампаниях в поддержку Муна 193 . В первых рядах защитников Муна были и два парламентария-мормона: Джордж Хансен, член Палаты представителей от Айдахо, и Оррин Хэтч, сенатор от Юты. Хэтч пытался сделать все возможное, чтобы Мун избежал исправительного заведения. Когда Мун направил апелляцию в Верховный суд США, Оррин Хэтч то и дело выступал с публичными заявлениями, требуя от столь высокого суда пересмотра дела Муна и отмены решения о его наказании 194 . За двенадцать месяцев пребывания основателя ЦО в темнице Дэнбери симпатии к нему его друзей из мормонской церкви не уменьшились. Воспользовавшись случаем, ЦО потратила в 1985 году от 5 до 10 млн долларов на формирование и сплочение вокруг себя верующих-фундаменталистов. Был создан новый отдел для ознакомления священнослужителей с доктриной ЦО. В 1984 и 1985 годах пасторы и мунисты несколько раз выходили на улицы с требованием помиловать Муна. Мун отсидел в тюрьме год и был выпущен досрочно за «образцовое поведение». По выходе его из тюрьмы его приветствовали как героя и мученика в крупном отеле Вашингтона 195 . Вот что говорит по этому поводу религиовед Б. 3. Фаликов: «Когда у Муна возникли неприятности с Налоговым управлением США, ряд либеральных протестантских деноминаций, несмотря на серьезные религиозно-политические расхождения, его поддержал. Ларчик раскрывался просто: и антикультовое движение, и действия Налогового управления были восприняты как посягательство на принцип свободы религии, который для западных (и особенно американских) христиан неизмеримо важнее, чем межрелигиозные или межконфессиональные споры» 196 . Джон Мак-Клафри, бывший главный политический советник Рональда Рейгана, так обобщил этот взгляд на осуждение Муна: «Кто-то может считать, что правительство разумно поступило, приговорив Муна к заключению. Он непопулярен в религиозных кругах Америки. Он цветной, иностранец, плохо говорящий по-английски. Его богословие резко отличается от традиционного. Кроме того, он ярый антикоммунист и собирается стать вдохновителем Америки на крестовый поход против коммунистической заразы. Его обвиняют в недобросовестности при сборе денег и рекрутировании приверженцев. Правительство не могло выбрать лучшего кандидата для того, чтобы показать в действии свою новую доктрину правительственного надзора над Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Вполне вероятно, сначала папа хотел поступить именно таким образом. К сожалению, задуманный им план так и не осуществился. Вскоре понтифик обнаружил, что развязанные им силы не удается сдерживать и контролировать. Фактически папа в скором времени утратил инициативу и руководство собственным проектом. Мы уже отмечали, что в результате давления со стороны народа непосредственной целью кампании – и всех последующих крестовых походов – стал Иерусалим, что прямо противоречило предложению самого папы. Более того, его благочестивые планы относительно церковного единства, как мы увидим, были сознательно изменены или, точнее, разрушены военными предводителями крестоносцев вскоре после их прибытия на Восток. А византийское мировоззрение снова неизбежно усложнило проблему. Мы уже отмечали, что понятие священной войны не было знакомо империи ни в идеологическом, ни в психологическом плане. Непонимание было настолько глубоким, что «на религиозной почве создать единый фронт греков и латинян против мусульман было невозможно» 177 . Иными словами, крестовые походы в конечном счете принесли с собой не религиозный мир и сотрудничество, на которые вначале рассчитывал Урбан II, а раскол и противоборство. На первых порах открытого столкновения в целом удалось избежать, но с большим трудом и ненадолго. Поначалу византийские власти достаточно осмотрительно избегали любой серьезной конфронтации с передовыми отрядами крестоносцев, продвигавшимися на юг через Балканы в направлении Константинополя. Однако взаимное недоверие и неприязнь с самого начала испортили обстановку. Армия крестоносцев все больше казалась византийцам беспорядочной толпой агрессоров и захватчиков. Грабеж и мародерство в балканских деревнях стали слишком частыми, несмотря на предупреждения со стороны имперского военного эскорта, не говоря уже о настроениях беспомощного крестьянства. Кроме того, отношения с самими руководителями похода оказались не менее сложными. Прибытие именитых лидеров движения в византийскую столицу в 1097 году стало серьезным испытанием для государственной дипломатии Алексия Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Вводились меры бытовой дискриминации для зиммиев вплоть до ношения христианами на шее тяжелых деревянных крестов, размер которых увеличивался с каждым последующим указом. Были сброшены кресты с церквей и затерты изображения крестов на стенах. По доносу одного из монахов, обиженных еп. Хаилем, патриарх Захария в нояб. 1010 г. был заключен в тюрьму, где провел 3 месяца, подвергаясь постоянным угрозам казни за отказ принять ислам. По копт. преданию, аль-Хаким велел бросить Захарию львам, но те не тронули старца. После освобождения из тюрьмы патриарх перебрался в мон-рь св. Макария в Вади-Хабиб, где 9 лет укрывался вместе с большинством епископов. Самые масштабные гонения относятся к 1010/11 г., когда халиф приказал разрушить все церкви и конфисковать их имущество. Обители Вади-Хабиб, впрочем, уцелели, поскольку находились в зоне кочевий воинственных бедуинских племен, вне досягаемости гос. власти. Многие христиане и иудеи, не выдержав гонений, перешли в ислам; другие, стойко выдержав испытания, впосл. были причислены к сонму мучеников и исповедников. Одним из них был диак. Букайрах, бывш. писец, брошенный в тюрьму за открытое исповедание христианства. Выйдя на свободу, Букайрах, чей авторитет в копт. общине был очень высок, вел широкую благотворительную деятельность, распределяя милостыню богатых архонтов среди неимущих и заключенных. В течение неск. лет христиане тайно молились в руинах церквей или в частных домах. В этих собраниях принимали участие и новообращенные мусульмане. Халиф аль-Хаким в конце правления увлекся новыми религиозными исканиями и охладел к антихрист. политике. В 1019/20 г. он разрешил восстанавливать разрушенные церкви и отменил бытовые ограничения, наложенные на зиммиев. Мон-рь св. Симеона Кожевника на Эль-Мукаттаме в окрестностях Каира. Кон. ХХ в. Мон-рь св. Симеона Кожевника на Эль-Мукаттаме в окрестностях Каира. Кон. ХХ в. После загадочного исчезновения аль-Хакима в 1021 г. власть унаследовали его сын аз-Захир (1021-1035) и сестра Ситт аль-Мульк, выполнявшая регентские функции.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

В оккупированной Югославии из церковных деятелей наиболее прогерманскую и антиеврейскую позицию занял редактор-издатель журнала «Церковное обозрение» Е.И. Махараблидзе. Уже в июне 1941 г. он с разрешения отдела пропаганды при командующем немецкими войсками в Сербии возобновил выпуск своего издания, и в июльском номере постарался свести старые счеты с Архиерейским Синодом РПЦЗ, опубликовав статью, написанную «в крайне неуважительном тоне не только к ныне здравствующим иерархам, но и к в Бозе почившим Святейшему Патриарху Варнаве и Блаженнейшему Митрополиту Антонию» 301 . 22 июня 1942 г. Е.И. Махараблидзе написал скандальную статью, в которой говорилось: «Прошел год, как поднят меч Правды на самого страшного врага всего человечества – коммунистический интернационал, разносящий по всему миру разъедающий душу человека чумной яд большевизма... Рушится великобританская империя; в судорогах корчится ее союзник красный дракон; в бездействии мечется “князь королевской тайны” – иудейская надежда Рузвельт. Вот три оплота общего врага человечества и его двухтысячелетней христианской культуры. И нынешний крестовый поход на заре второй годовщины должен уничтожить этот триумвират зла. И провидение Божие судит быть сему» 302 . Через четыре месяца, в октябре 1942 г., Е. Махараблидзе в другой своей статье уже прямо обвинял Архиерейский Синод РПЦЗ в отказе поддержать немецкий поход в Россию: «Судья Вселенский избрал Своим орудием... Вождя германского народа – А. Гитлера, 22 июня 1941 г. поднявшего меч на сатанинскую власть и с того времени ставшего вождем человечества и спасителем его от красного коммунизма. И, казалось бы... исполнительному органу Собора, по нашему крайнему разумению, следовало бы в свое время благословить этот св. крестовый поход и обратиться тогда же к русскому народу с особым кратким, но вразумительным посланием, разъясняющим ему, что этот поход несет ему освобождение от оков беззаконников, и призывающим ополчиться на советскую власть и соединиться с германским оружием для окончательного уничтожения коммунизма и устроения нового и для всех народов Европы справедливого порядка. Но Синод здесь молчал, а там иерархи, по крайней мере, официальной церкви, призывали русских к молитве за победу сатаны...» 303

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Установившаяся в Сирии в 1-й пол. XI в. относительная политическая стабильность была разрушена появлением турок-сельджуков, их опустошительными набегами на города В. Месопотамии. В 1071 г. в сражении возле г. Манцикерт сельджуки разбили и захватили в плен визант. имп. Романа IV Диогена . Эта победа открыла тюркам путь в Сев. Сирию и М. Азию (см. Сельджукиды ). За короткое время империя утратила почти все азиат. владения. В обстановке наступившего политического хаоса бывш. визант. сановник, правосл. армянин Филарет Варажнуни создал автономное княжество, включавшее Киликию, часть Сирии с Антиохией и часть В. Месопотамии с Мелитиной и Эдессой (см. Киликийская Армения ). Однако у него не было реальных сил противостоять мусульм. натиску, и вскоре иконийский султан-сельджукид Сулейман ибн Кутлумуш, не встречая серьезного сопротивления, вторгся в христ. владения Сев. Сирии. В дек. 1084 г. сельджуки внезапным ударом овладели Антиохией. Эпоха Сельджукидов и крестовые походы (1085-1291) Само по себе установление сельджукского владычества на Ближ. Востоке в кон. XI в. не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 г. расстановка сил в Вост. Средиземноморье кардинально изменилась с появлением там европ. крестоносцев, шедших освобождать Св. землю от ига мусульман (см. Крестовые походы ). Основная часть крестоносного войска двинулась к Антиохии, а Балдуин Фландрский основал небольшое христ. гос-во в Эдессе (весна 1098). Значительная часть местных христиан, прежде всего киликийские и приевфратские армяне, а впосл. ливан. марониты охотно поддерживали крестоносцев; православные и сиро-яковиты вели себя скорее пассивно. Тюрк. правитель Антиохии Яги-Сиян, опасаясь, что христ. большинство населения города (сирийцы, греки, армяне) проявит нелояльность его власти, счел нужным принять меры предосторожности: из города были изгнаны наиболее влиятельные христиане, правосл. Патриарх Иоанн IV Оксит был заключен в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/115764.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010