Потом я сделал фонарь, осветил холст и вдруг увидел огромные чёрные тени: все находящиеся за столом отбрасывают тень — признак тревоги. Зритель смотрит и понимает: за этим что-то последует... За эту картину меня хвалили. В Италию её и возили. Сейчас она висит в Академии Глазунова.  Жизнь в селе Шелоты После учёбы я пытался работать, преподавал. Однажды художник Михаил Абакумов предложил мне съездить на Русский Север, в Верховажский район Вологодской области, в село Шелоты. Я ведь кроме мастерской в институте и не видел ничего. Сначала съездили вместе, потом я и сам стал наезжать. Купили с женой избушку, потом кусок земли неподалеку, наконец построили там дом. Какой у нас вид из окна! Просторы! Красота! Здесь, в Шелотах, у нас небольшая христианская общинка. Собираемся вечерами, чай вместе пьём: в храме — холодно, зимой особенно, так мы — в сельсовете. В церкви, по благословению батюшки, по пятницам читаем акафист Николаю Угоднику. А однажды довелось участвовать в многодневном крестном ходе из Верховажья в Тотьму: осенью прошли сто тридцать километров по Тотемскому тракту. Крестный ход был приурочен ко дню памяти преподобного Феодосия Тотемского. Впечатлений на всю жизнь! Каждое воскресенье мы с женой ездим в райцентр, в Верховажье — там литургию стоим, причащаемся. В нашем селе литургия только по большим праздникам: у нашего батюшки по району несколько храмов, до каждого нужно доехать, а дороги у нас не очень. Батюшка молодой, семья у него, устаёт... К религии в Шелотах относятся по-разному. Из взрослых мужчин в храм мало кто ходит. Но у нас с местными отношения хорошие — уважают, советуются. Одно жалко: вокруг такая роскошная природа, а в сельском магазине репродукцию Левитана никто не купит, хотя стоит она недорого. Зато «шикарная» картина с тигром в позолоченной раме за шестьсот рублей уходит «на ура». А ведь существовала же великолепная крестьянская культура — Вологодская, Архангельская... Вышивка, народное ткачество — это же фантастика! Увы, сейчас в быту этого нет. Мы заходили в Верховажский музей, видели остатки ткацких станов. Печальное зрелище. Хотя сотрудники провинциальных музеев очень трепетно относятся к экспонатам, даже из дома приносят, что могут. Энтузиазма у них выше крыши — просят репродукции картин, альбомы по искусству нарасхват... Тяга людей к красоте, к высокому велика, но источников, к сожалению, мало и они недоступны. Нет финансирования, поддержки... А ведь люди здесь удивительные! Настоящие жемчужины! В Верховажье и в Шелотах мы дружим, например, со скульптором, керамистом, специалистом по верховажским росписям Татьяной Горбатовой, с замечательным художником-графиком Антониной Завьяловой... Они местные, здесь, в провинции и родились, и живут... Народ не отторгает культуру, а стремится к ней.

http://foma.ru/ya-smeyalsya-nad-czerkovy...

Звон церковных колоколов – это молитва в бронзе, зримая проповедь. А звонарь – это продолжение руки священника Александр Геннадьевич Ипполитов, руководитель школы церковных звонарей г. Иркутска «Благовестник», старший звонарь храма Спаса Нерукотворного образа, рассказывает: – Мелодичный колокольный звон пришел на Русь с принятием христианства. Звон колоколов сопровождает русского человека всю жизнь: от рождения (Крещение) до смерти (погребение). Звон церковных колоколов – это молитва в бронзе. Крайне важна связь колокольного звона и богослужения. Звонарь – продолжение руки священника. Через звон происходит благословение окружающей среды. Звоном слышимо доносится благодать. Колокольный звон обращен к сердцу человека, это зримая проповедь, затрагивающая глубинные истоки в человеке. Во время фестиваля звонари развиваются и духовно (посредством общей молитвы), и профессионально (обмениваются опытом друг с другом), что очень ценно. Звонари и прихожане вместе совершают духовное жертвенное дело ради памяти святителя Софрония Иркутского, ради открытой проповеди о Христе, которая осуществляется через крестный ход-сплав и колокольный звон. Станция «Благодатная»: сбор крестосплавцев, концерт, ночевка в храме Мы прибыли к месту старта за день до крестного хода-сплава. На единственной автобусной остановке в селе читаю: «Благодатная». Село Шаманка известно живописными берегами Иркута с разбросанными вдоль них домиками, но прежде всего – причудливыми скалами «33 богатыря» с темно-рубиновыми полосами-всполохами на фоне многоликого сибирского неба – излюбленное место туристов. Примечательный факт: по пути следования крестного хода-сплава целых три храма (один действует, два строятся), посвященных святителю Софронию Иркутскому: в Шаманке, Шелехове и Мамонах. И все три храма крестосплавцы посетят в ходе сплава, а в одном из них даже будет ночевка. Собственно, ночь накануне сплава мы и провели в маленьком благодатном храмике на станции «Благодатная», рядом со строящейся деревянной церковью во имя святителя Софрония. Женщины расположились на полу библиотеки, под домовым храмом, на карематах (туристический коврик, она же «пенка»), в спальниках.

http://pravoslavie.ru/149553.html

Но, поскольку он всего один, ночной стан неизменно охраняется караульными, заступающими в три двухчасовые дозорные смены (с полуночи до шести часов утра). Хотя от навязчивых визитеров такой механизм не спасет, от самых неприятных инцидентов при его помощи застраховаться можно. «На пути следования часто подходят пьяные. Некоторые из них бывают весьма настойчивыми, — предупреждает отец Лаврентий. — Один раз встали в алтайском селе. При предварительном согласовании маршрута нам выделили для ночевки клуб. Вечером наведались этнические алтайцы навеселе: мол, зачем вы, русские, к нам заявились, убирайтесь восвояси! Нашим ребятам на такие “претензии” после моего инструктажа как духовника реагировать запрещено, чтобы не ввязываться в опасный конфликт на национальной почве. Селяне покричали-покричали, потом сменили тему: уберите, орут, за собой, чтобы никакого мусора после вас не осталось! Так шумели и стучали всю ночь, под утро “растворились”». Из сказанного ясно, сколь велика в пути следования крестного хода роль духовника. Разумеется, административными функциями она не ограничивается. Как физические, так и духовные силы необходимо подкреплять участием в Таинствах. Но всех желающих причаститься участников приходской священник в храме на пути следования, особенно если крестный ход многолюдный, исповедовать не в силах! Да и для духовной поддержки лучше знать, что колонну вслед за святыней возглавляет пастырь. Но хорошо, если руководит крестным ходом лицо в священном сане. А если мирянин? Тогда духовника приходится подбирать из числа добровольцев либо среди клира благочиний, через которые проходит маршрут (в этом случае возможна «эстафета» духовников, передающих крестный ход от одного этапа к другому). Беда только, что на практике эти схемы реализуются с трудом. Андрея Бардижа несколько раз правящие архиереи приглашали на епархиальные собрания, где ему предоставлялась возможность рассказать о том, как он проводит крестные ходы, и предложить священникам с учетом всех возможных рисков принять участие в ближайших шествиях.

http://azbyka.ru/peshij-krestnyj-hod

Идут в жару и в холод, под палящим солнцем и под проливным дождем. Все время хором поют церковные песнопения и молитвы. В каждом селе, даже нежилом, в каждом храме, даже полуразрушенном, делается остановка и служится молебен. На привалах люди валятся в траву, чтобы отдохнуть, перекусить, заклеить пластырем мозоли на ногах, а кто-то успевает и вздремнуть. Люди собираются самые разные – монахи и миряне, старики и молодые семьи с грудными детьми, городские интеллектуалы и деревенские батюшки вместе со своей паствой. Разные слои общества смешиваются и становятся чем-то единым. Во главе процессии несут хоругви, кресты и иконы. Говорят, когда несешь икону, гораздо легче идти. В жилых селах крестный ход встречают местные жители, чтобы приложиться к особо почитаемым иконам. На ночлег останавливаются в крупных селах, где есть действующие храмы. Спят паломники кто где: в палатках, в сельских клубах, в школах, или просто просятся на ночлег к местным жителям. Участвуя в крестном ходе, я могу наблюдать верующих людей с максимально близкого расстояния и проводить с ними достаточно много времени. Видеть человека не только в храме за молитвой, но и в обычных бытовых условиях, во время отдыха или общения. Мне интересны нюансы поведения, эмоции, какие-то характерные детали, необычные ситуации. Все то, что может правдиво рассказать о человеке или передать его внутреннее состояние. Если судить по внешним проявлениям, то можно заметить у людей различное отношение к религии. Кому-то достаточно лишь внешнего соблюдения традиционных обрядов, кому-то важен сам образ жизни, унаследованный от предков, а кто-то (но таких, кажется, меньшинство) стремится найти истинную веру. Многие люди приходят попросить помощи у Бога, найти разрешение насущных жизненных вопросов, возможно, это их последняя надежда. У кого-то лежит грех на душе, у кого-то проблемы со здоровьем своим или детей, у кого-то семейные трудности или муж-алкоголик. Не случайно на крестном ходе женщин намного больше, чем мужчин. Но есть и те, кто приходит с радостью, как на праздник, ничего не просит, а, наоборот, благодарит Бога.

http://pravoslavie.ru/53501.html

Классикой жанра стал захват храма 16 января в селе Оленовка в Черниговской области. Настоятель и община не пожелали переходить в ПЦУ. Местная администрация созвала «собрание местных граждан», в том числе с участием «гостей» далёких от церкви, голосованием перевели храм в ПЦУ. За ним последовали другие по этой же схеме. В Винницкой области мэр Могилев-Подольского лично возглавил попытку захвата храма в с. Солнечное... Захваты поощряет лично Порошенко. 28 января он подписал очередной закон, который эксперты называют «законом о церковном рейдерстве». «Всему свое время», - сказал Порошенко о грядущем штурме Лавр. Заметно и сопротивление бандитизму властей. Протест принимает порой яркие формы. 30 января в Черновицкой области прошёл массовый крестный ход во главе с правящим архиереем - митрополитом Мелетием. Люди несли не только хоругви и иконы, но и плакаты: «Мы УПЦ», «Должность временна - душа вечна», «Прекратите захваты храмов»... Владыка Мелетий громогласно у стен администрации заявил: «Мы пришли, чтобы напомнить вам, что в вашем районе совершается открытое, циничное беззаконие. В селах Боянчук, Горошовцы незаконно захвачены церкви УПЦ. Какие-то люди, неизвестно какие, которые представляются территориальной громадой, собрали свои собрания в селах Задубровка и Васловивцы. Это беззаконие». Однако при всём при этом скажем: власти просчитались. Устроители раскола прогнозировали, что процесс «перехода» примет «лавинообразный характер». Не принял. Более того, процесс крепко забуксовал. Из 12 тысяч о «переходе» заявили менее ста, что недотягивает и до одного процента! Капля в море. «Массовый переход» явно провалился. История расколов учит, что после острой фазы начинается обратный процесс: люди перестают слушать раскольников, священники и епископы, оказавшиеся в расколе, начинают каяться, проситься обратно. Таким образом, не факт, что и этот ничтожный количественный показатель перешедших из УПЦ сохранится. Тем более что все элементы, из которых наши и не наши алхимики создают ПЦУ, - с гнильцой: порченые, повреждённые. При смешивании друг с другом они выделяют газ, который ядовит и взрывоопасен. Получаемый продукт опасен для жизни.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/5/for...

  - Царские дети росли не только спортивными, но и трудолюбивыми. - Справа от спортивного комплекса был маленький огород, на котором дети сажали овощи и цветы. В XIX веке этой работой царские дети занимались по 6 часов в день. Для Цесаревича Алексия в парке отвели участок, где он сеял и жал рожь. В свободное от учебных занятий время государыня и дочери шили что-нибудь, вышивали или вязали, никогда не оставались без дела. Все члены семьи трудились, даже будучи под арестом в Царском Селе, – расчищали дорожки парка от снега, копали огород, срезали сухие ветви и рубили старые деревья, готовили дрова. Глядя на трудолюбивого царя, охрана с удивлением говорила: «Ведь если ему дать кусок земли, и он сам будет на нем работать, то скоро опять себе всю Россию заработает».  - Мое знакомство с парком Александрия началось со здания морской караулки и красивых ворот с царским вензелем, когда я впервые приехала в Петергоф 12 августа 2020 года, в день рождения Цесаревича Алексея, для участия в Свято-Алексеевском крестном ходе. - Это исторические ворота, сохранившиеся до наших дней. Через них въезжал в свой Дворец – Нижняя дача Император Николай II со своей семьей. Здесь родились Цесаревич и три дочери августейших супругов (кроме Ольги). К сожалению, Нижняя дача сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, а в 1961 году была окончательно разрушена. Сейчас разрабатывается проект по ее воссозданию. Нижняя дача находится на территории, принадлежащей ГМЗ «Петергоф», и проход к ней возможен только с разрешения администрации музея. Радует, что и в прошлом, и в этом году такое разрешение было дано, и крестный ход с молитвенным пением благополучно прошёл по территории парка Александрия к поклонному кресту. После молебна с акафистом святым Царственным Страстотерпцам детско-юношеский хор исполнил праздничные песнопения, посвящённые Царевичу-Мученику Алексию и святой Царской Семье. Затем по традиции все пропели гимн «Боже, Царя храни!». В этом году крестоходцы торжественно прошли от Нижней дачи сначала к памятнику Цесаревичу Алексию, где соборно помолились о спасении России, а затем к Знаменскому Свято-Алексеевскому церковному комплексу, где в духовно-просветительском центре храма преподобной Анастасии Киевской, заканчивается наш туристический маршрут.

http://radonezh.ru/2021/11/05/cesarevich...

Дни русской духовности и культуры в Иркутске начнутся колокольным звоном Иркутск, 29 сентября 2004 г. Открытие девятого областного фестиваля Дни русской духовности и культуры «Сияние России» состоится 3 октября в иркутском соборе Богоявления, сообщает ЗАО " Байкальская Служба Новостей " . В храме отслужат молебен во славу земли Иркутской, пройдет крестный ход, открытие фестиваля ознаменуется колокольным звоном. Председатель Комитета по культуре администрации Иркутской области Вера Кутищева отметила, что «Сияние России» - традиционный для Иркутска праздник, но каждый год тема фестиваля звучит по-новому. В этом году он посвящен сибирякам-землякам. На празднике состоится множество выставок, концертов и интересных встреч. Будут и фольклорные мероприятия, в которых примут участие коллективы художественной самодеятельности из самых отдаленных деревень Иркутской области. Кроме того, сейчас идет съемка фильма о замечательных людях сибирского края. Ведь праздник будет посвящен чествованию сибирских талантов. По словам Веры Кутищевой, в фестивале Дни русской духовности и культуры «Сияние России» примут участие писатель Валентин Распутин и главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков. Государственный академический Кубанский казачий хор даст концерты в Иркутске, Шелехове, Ангарске, Саянске и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. В городах области также выступят ансамбль «Русичи» и коллектив Геннадия Заволокина «Частушка». Праздничные мероприятия пройдут в Тайшете, Шелехове, Ангарске, районных центрах Балаганске и Усть-Уде. Десять новых учреждений культуры откроют свои двери в дни фестиваля. Среди них Дом ремесел по возрождению старинной домовой резьбы в поселке Куйтун, исторический музей в Усть-Куте и Дом ремесел в селе Алгатуй Тулунского района. Вечером 3 октября с иркутского железнодорожного вокзала отправится творческий поезд «Сияние России». Он проследует по маршруту Иркутск – Чуна - Иркутск и подарит праздник жителям сел, расположенных вдоль него. Во время закрытия фестиваля «Сияние России» 10 октября состоится празднование Дня Иркутской области. В здании обладминистрации пройдет торжественное вручение наград «Почетный гражданин Иркутской области» и «За заслуги перед Иркутской областью». Награды победителям конкурса «Лучшее муниципальное образование Иркутской области за 2004 год» будут вручены в Иркутском музыкальном театре им. Н.М.Загурского, где состоится торжественное закрытие фестиваля. 29 сентября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11229.html

– Хм-м, – а после – с доверительной такой интонацией, что и все любопытствующие, облепившие тротуары, вслушиваются, даже и не будучи в курсе деталей епископского облачения. – Лёш, подсакосник подтяни, а то по земле тащится. Замочишь. Старица Агафия      Так потом и из Ялтуново, что там же, на Рязанщине, старицы сестры Петрины ( общению с ними посвящена следующая глава. – Прим. ) подшучивали над собравшимся в обратный путь пешком архимандритом: – Да, в юбке тебе несподручно ( так старица Агафия называла подрясник. – Прим .). По пути тогда отец Алексий с племянницей Верой и ее подругой Анной пели молебен, а как только вступили на порог их дома в соседнем селе Старочернеево, тут же хлынул ливень, ради которого их и благословили на этот крестный ход. P . S .: В книге очень много шуток, по-христиански искреннего и теплого общения, непосредственности, как много и глубочайших откровений о вечных истинах Православия и настоящем дне. Рейтинг: 10 Голосов: 354 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игумен Всеволод 7 августа 2023, 19:17 Очень хотелось бы услышать голос владыки Алексия. Нельзя ли как-то опубликовать сохранившиеся записи. Анна 3 августа 2023, 20:31 Андрей, ну, чтобы получить полное представление о книге, её надо прочитать Андрей 3 августа 2023, 19:21 Все-таки отрывки не дают полного впечатления от книги. Шутки кажутся вне контекста надуманными. Проще говоря , несмешными. Вот как-то так... Андрей 3 августа 2023, 10:42 Замечательный текст. Но маленькая поправка: у Вас написано: Владыка Иона был тогда уже Астраханским и Енотаевским (потом вторую часть титула поменяют на Казымякский). Правильно: Камызякский (Камызяк - город на юге Астраханской обл.). Ольга Орлова 3 августа 2023, 07:15 Мать Агафия не была монахиней. Ее просто как старицу называли - мать. Тогда лучше подписать: Старица Агафия (она не была в постриге) Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/155033.html

Закрыть К 190-летию Василия Григорьевича Перова Бриллианты русской культуры Валерий Габрусенко   08:30 03.01.2024 96 Время на чтение 5 минут Фото: Василий Григорьевич Перов, Автопортрет 1870 г. Самые популярные его картины – «Птицеловы» (1870 г.), «Рыболов» (1871) и, конечно, «Охотники на привале» (1871 г.) – знают, наверное, все. Популярные потому, что в них много добродушного юмора и любви автора к своим героям. Написаны они в поздний и лучший период его творчества. А начинал Василий Григорьевич Перов с пользующегося большим спросом у «прогрессивной» интеллигенции в 1860-е годы «критического реализма» – язвительного, а то и просто карикатурного отображения русской жизни. Вот только некоторые из его картин того времени: – «Проповедь на селе» (1861), где прихожане с безразличием слушают проповедь батюшки, а главный из прихожан (помещик в кресле) вообще спит; – «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), где почти все участники показаны пьяными: одни шатаясь несут хоругви, другие свалились у крыльца, а священник еле держится на ногах; – «Чаепитие в Мытищах» (1862), где за столом в саду пьёт чай толстый священник с лоснящимся лицом и в упор не видит подошедшего за милостыней слепого одноногого калеку с мальчиком-поводырём, которого отгоняет то ли служанка, то ли попадья. Его учителя были шокированы обилием негатива в его живописи. Знаменитый скульптор М. Микешин (автор памятника «1000-летие России») говорил, что подобное направление, показывая неприглядные стороны жизни, убивает искусство. Архитектор Н. Бенуа вообще считал Перова посредственностью, эксплуатирующей либеральные настроения в обществе, не заботясь о красоте, и делает на этом имя. Поддержку высказал лишь влиятельный критик-демократ В. Стасов. Действительно, вскоре Перов стал модным художником, приобрёл славу «обличителя мрачной действительности», его выставки пользовались большой популярностью, а его картины «на корню» покупал П. Третьяков. В 1862 г. по рекомендации Совета Академии художеств он был командирован за границу, но там ему не работалось, и ещё до истечения срока командировки Перов написал в Совет: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на всё мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, – незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/03/k_...

После сего Архипастырь сделал свое распоряжение на 16 число так: чтобы ему служить литургию в соседнем селе Алексеевском, находящемся от сельца Малого Скуратова в 5 верстах, откуда после сделать крестный ход, назначив таковой же еще из 2 церквей, с тем чтобы к 12 часам 16 числа все три хода сошлись вместе в Скуратове на место закладки. Между тем, не тратя времени, Преосвященный, обозрев всю местность для постройки храма и весь приготовленный материал и, видя нео­жиданный успех, остался очень доволен: после же обеда, просил их поверенного, Чернского 2 гильдии купца Алексея Кузьмина Кочетова, сделать ему удовольствие проехать с ним в две ближайшие церкви для обзора. Во время сей поездки, когда Преосвященный ехал по улиц; деревни, крестьяне каждого двора выходили из домов своих с семей­ствами, становились на колена, просили Архипастырского благословения; Владыка, благословлял их па обе стороны, проезжал деревней с большим к ним вниманием; крестьяне же в это время, будучи в такой религиозной позе и на протяжении целой версты стоявши на коленах, с чувством глубокого уважения, представляли собою трогательную карти­ну и мне кажется. что в этот раз редкий бы мог удержаться от слез, ви­дя истинную веру православных христиан в лице каждого простодушного поселянина. Таким образом Владыка, обозрев две церкви, возвратился об­ратно. На другой день на кануне заклад­ки, в 6 часов вечера, Преосвященный приказал служить всенощную в доме поверенного крестьян, куда собрался весь народ и где пение певчих трога­ло сердца всех предстоящих до глу­бины души. Во вторник 16 числа, не смотря на буднишний день, все жители деревни с ранней зари, от старого и до малого, были на улице в празднич­ных своих нарядах, как бы на светлое Христово Воскресение, с сердечною радостью и душевным восторгом разговаривали между собою о закладке храма, о встрече Святых икон, о службе Архиерея и о приеме гостей, бегали взад и вперед, получая разные приказания от своего поверенного на счет надлежащего порядка при закладке.

http://sobory.ru/article/?object=10002

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010