«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. И не бойтесь убивающих тело, души же немогущих убить; а бойтесь того, кто может и душу, и тело погубить в геенне. Не два ли воробья продаются за один ассарий (малую монету), и ни один из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих воробьев». «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от него и Я пред Отцом Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». «Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня, И кто напоит (сказал Господь, указывая народу на учеников своих) одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». § 44. Смерть Иоанна Крестителя Mф. XIV:1–12 ; Mk. VI:17–29 ; Лk. IX:7–9 . В то время как Иисус Христос послал на проповедь своих Апостолов, последовала смерть Иоанна Крестителя. Правитель Галилейский, Ирод Антиппа, услышав о святой жизни и высоком учении Иоанна, пожелал видеть его и беседовать с ним. Иоанн явился к нему, и явился мужественным провозвестником истины и бесстрашным обличителем его пороков. Ирод около того времени похитил у своего брата, Филиппа, жену его, Иродиаду, и вступил с нею в супружество. Такой поступок был противен всем законам божеским и человеческим и производил сильный соблазн в народе. Потому Иоанн, представ Ироду, говорил: – Не должно тебе иметь жену своего брата. Но сим требованием он возбудил непримиримую к себе ненависть в Иродиаде. Ирод, почитавший Иоанна за мужа праведного и святого, даже с удовольствием слушавший его учение и нередко следовавший его советам, сначала не уступал злобным требованиям Иродиады, опасаясь к тому же и народа, благоговевшего пред Иоанном, как великим пророком; но, мало-помалу, настойчивыми ее просьбами доведен был до того, что согласился наконец заключить Иоанна в темницу. Иоанн был заключен в крепость Махерон, находившуюся на северо-восточном берегу Мертвого моря, при впадении в него Иордана. Впрочем, Иродиада этим еще не была довольна – злобная душа ее жаждала смерти праведника и выжидала только удобного случая, чтобы окончательно погубить его. Желанный случай скоро ей представился. Был день рождения Ирода. Он сделал пир и пригласил к нему всех вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских. Во время пира явилась в собрание дочь Иродиады, Саломия, и привела всех в восхищение своею пляскою. Неосторожный Ирод в порыве своего восторга сказал девице:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Но вот Иродиаде представился случай выместить свою злобу на Иоанне, Ирод праздновал день своего рождения и созвал на пир знатных людей и старшин подвластной ему земли. Во время пира взошла в гостям дочь Иродиады (Саломия, – падчерица Ироду) и стала плясать пред ними. Эта пляска так понравилась Ироду, что он при всех гостях поклялся ей дать все, чего бы она ни попросила у него, – даже половину своего царства. Девица пошла спросить у матери своей, чего бы ей попросить у царя? Для той дороже всего было – убить Иоанна Крестителя; она сказала дочери: «Проси головы Иоанна.» Нимало не смущаясь такою страшною просьбою, девица вышла к царю и говорит: «Я хочу, чтоб ты теперь же дал мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.» Опечалился Ирод; и совестно, и боязно было ему убить безвинно святого человека; но ему показалось стыдно перед гостями сознаться в том, что клятва его неправильна, безумна, отступиться от своего слова и отказать девице в ее беззаконной просьбе. Постыдившись только людей и не боясь Бога, он послал в тюрьму палача отрубить Иоанну голову. Принесли на пиршество окровавленную голову св. Пророка; царь отдал ее девице, а она отнесла матери своей. Тело Иоанна взяли ученики его и похоронили. Кончину Иоанна Крестителя (усекновение главы его) мы воспоминаем 29-го августа и почитаем память св. Пророка в этот день постом. VIII. Изгнание торгующих из храма (Картина 6-я) После крещения и 40-дневного поста Своего, Господь И. Христос в продолжении почти трех с половиною лет, обходя города и селения иудейской земли, проповедовал людям о Себе, что Он есть Сын Божий, пришедшие на землю спасти людей, учил их и словом, и примером Своим святой, богоугодной жизни, показывал Свою всемогущую божескую силу во многих чудных делах. Многие из народа стали веровать в Него; но нашлись и такие злобные люди, которые не захотели признавать Его за Спасителя и принять Его учение или по гордости своей (считая себя за людей праведных), или по зависти к Его славе и по ненависти к Нему за то, что Он обличал беззаконные дела их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Но каков бы ни был смысл вопроса, ответ Иоанна все же вполне ясен. И вполне ясно, что на прямой вопрос – Илия ли он, Иоанн ответил: «Нет» (Ин. 1,21). Оккультисты объясняют: «Иоанн отрицал это, так как не помнил своего прежнего воплощения» 1205 . Интересно, что сам Иоанн «не помнит» своего прошлого, а вот Рамачарака спустя два тысячелетия – «вспомнил». Этот аргумент реинкарнационистов столь нелеп, что даже Ориген считал необходимым вступить с ним в полемику: как можно утверждать, что тот, о ком Христос сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», может не знать, кто он есть, может скрывать правду или давать ошибочный ответ? (Толкования на Ин. VI, 13, 74). Если даже толпа считала его за воплощение Илии – как он сам мог этого не знать? (там же, 75). Теософы в подтверждение своей идеи о том, что Библии знакома идея переселения душ, любят ссылаться на слова Христа об Иоанне: «говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его» (Мф. 17,12). Связанные с этими словами другие свидетельства Евангелия об Илии и Иоанне, конечно, утаиваются теософами. Не говорится о том, что Предтеча пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1,17). Поскольку иудеи не могли принять Мессию, перед которым не проповедовал Илия, Иисусу надо было указать на того, кто исполнил служение Илии. У Иоанна Предтечи и Илии одно служение, одна функция – указать людям на истинного Мессию. Поэтому и отождествляет их Христос – не их как личности, но их служение – «в духе и силе Илии» 1206 . Свидетельства Писания по этому вопросу настолько ясны, что даже Ориген, склонный к идее перевоплощения, решительно отвергает возможность рассматривать Иоанна Крестителя как перевоплощение Илии (см. Комм. на Иоанна, VI, 10, 64-66 1207 и Комм. на Мф. XIII, 1). Ориген, в частности, напоминает, что «дух» есть нечто иное, чем душа. О «духе Илии» Писание говорит, что «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2,15). Елисей – прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2,9). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 14-15). Итак, «дух Илии», пророческий дух есть Божий дар, собственно – благодать. Иоанн, проповедующий «в духе Илии», действует в Духе Божием. Ориген приводит параллель: Бог столь близко соединил Себя с древними святыми, что назвал Себя «Богом Авраама, Исаака, Иакова». Почему же Святой Дух не может назвать себя «духом Илии»? (На Ин. VI, 10, 68 а также Беседы на Ев. от Луки, 4) 1208 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

О отсечении главы. Усекновение главы Иоанна Предтечи Мк.6:14–30 Деян.13:25–31 Сегодня Церковь молитвенно вспоминает завершение славного земного пути Крестителя Господня Иоанна. Он был убит не прямо за проповедь грядущего Спасителя, а по-видимому из-за того, что отвлекся от своего главного дела. Связался с Иродом, вмешался в его личную жизнь: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». И все-таки, по свидетельству Церкви, он пострадал именно «за истину». Потому что если Господь наш есть совершенная истина, то – истина и все то, что Он в Своем единосущии со Отцем и Святым Духом от века возвещал через пророков. А среди прочего было сказано: «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» ( Лев.18:6 ). Сказано также: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ). Вот и Ирод предстает перед нами в общем неплохим человеком, и даже любителем истины. Он хотя и заключил Иоанна в темницу, но знал, «что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Но хотя и слушал его, и во многом поступал по его словам, но не разорвал преступного брака, и тем самым сделал бессмысленным все остальное. И грех как своего раба потащил его, куда он сам не хотел. И теперь даже видимая добродетель стала ему сетью: желая быть верным своему слову, он стал пророкоубийцей. Так, пренебрежение одной единственной заповедью ведет к погибели. А когда мы видим в духовно обезглавленном человеке всего одну, и притом ярко выраженную добродетель, это выглядит еще страшнее. Перед нами – дочь Иродиады, ярчайший пример послушания. Своей пляской она так угодила всем, что Ирод обещает ей даже до полцарства. Но от успеха у нее не закружилась голова. Услышав обещание Ирода, она сразу «вышла и спросила у матери своей: чего просить»? И не ужаснулась просить, по послушанию, «головы Иоанна Крестителя»! И не случайно зло старается поразить именно главу: потому что главная мечта диавола поразить Главу мира, Главу церкви, отсечь от нас Господа Иисуса Христа, чтобы без Него и все добродетели наши превратились в пороки. И не случайно Господь попустил Своему Предтече умереть именно такой смертью, как и впоследствии попускал именно такую смерть многим Своим свидетелям. Чтобы все остальные, видя, что происходит с телом, лишенным главы, обратились бы на себя, и поняли бы, что происходит с душой, потерявшей истину. Читать далее Источник: Полный круг проповедей на ежедневные Апостольские и Евангельские чтения/Протоиерей Вячеслав Резников. – Изд. 2-е испр. - Москва : Изд. Держава XXI век, 2011. - 606 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Он рано постиг силу уединённой молитвы, богомыслия и богообщения. Мы знаем из жизни святых всю глубину и силу пустыннических богообщений. Преподобный Павел Фивейский прожил 91 год в пустыне, совершенно неведомый миру, имея общение только с одним Богом. Арсений Великий целые ночи до восхода солнца стоял под открытым небом с воздетыми к небу руками. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился Богу, стоя по ночам на камне в лесу, даже и в лютые морозы. Таково было духовное возрастание и святого Иоанна Предтечи в горной пустыне. Ему было около 30 лет, когда Господь призвал его на общественное служение – на подготовку пути до дня прихода в мир Спасителя. Тут стала выполняться основная часть предсказаний архангела Гавриила об Иоанне: он начал обращать сынов Израилевых к Господу,.. возвращать сердца отцов детям и непокорным – образ мыслей праведников ( Лк. 1:16–17 ). Действительно, раздались из уст его призывы: Покайтесь... ( Мф. 3:8 ), сотворите плод достойный покаяния ( Мф. 3:8 ), встречайте подготовленными Того, Кто будет крестить вас Духом Святым и огнём ( Мф. 3:11 ). Подготавливая евреев к принятию Спасителя, святой Иоанн не только Сам принял Его, но и крестил, чтобы Он явлен был Израилю. С этого времени, с момента встречи святого Иоанна со Христом на берегу реки Иордана, началось свидетельство о Крестителе и Самого Спасителя. Имея в виду, что евреи ходили к святому Иоанну в пустыню слушать его и креститься от него, Спаситель говорил им: Что смотреть ходили в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?.. человека ли, одетого в мягкие одежды?.. Пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть тот, о котором написано: «вот Я посылаю ангела Моего пред Лицом Твоим, который приготовит путь Твой перед Тобою», ибо говорю вам: из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя ( Лк. 7:24–28 ). Так высоко вознёс Христос Предтечу Своего. Народ же, выслушав Христа, воздал за него (Иоанна) славу Богу ( Лк. 7:29 ). Братия и сестры! Сегодня святая Церковь празднует рождение величайшего из рождённых жёнами. Мы сейчас вспомнили это рождение и основные моменты из жизни Предтечи. Мы видели, как исполнилось всё, что предсказано было о нём архангелом Гавриилом: и то, как праведный Захария был наказан немотой за то, что не сразу поверил в пророчество архангела о сыне своём и то, как сам, вдохновенный Духом Святым, пророчествовал о сыне то же, что и архангел Гавриил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Первоначально Иоанн Богослов был учеником св.Иоанна Крестителя, который однажды сказал о проходившем мимо Христе: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1,36). Так произошла первая встреча Иоанна со Христом. В тот день Иоанн и Андрей пошли за Иисусом, и Он беседовал с ними от полудня до самой ночи. Когда пророка Иоанна Крестителя арестовали, его ученики разошлись по домам. Согласно Евангелию от Матфея, Иоанн был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. После призвания Симона и его брата Андрея Иисус призвал Иоанна Богослова с его братом Иаковом (Мф. 4,21-22). Братья были рыбаками и в тот день чинили рыболовные сети. Оставив своего отца Зеведея в лодке, Иоанн вместе с Иаковом последовал за Христом. После своего призвания Иоанн Зеведеев в течение трех лет не расставался с Господом, неотлучно повсюду следуя за своим Божественным Учителем. Апостолу Иоанну, самому молодому ученику Иисуса, впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства. Однажды Иаков и Иоанн просили Христа позволить им низвести огонь с неба, который попалил бы самаритянскую деревню, не принявшую Его. За эту просьбу братья Зеведеевы получили от Иисуса имя «Сыновья грома» («Воанергис»); также такое имя братья получили за силу духа и за порывистый, стремительный характер. Некоторые толкователи Священного Писания считают, что этим названием Спаситель указал также и на пламенный и жертвенный характер христианской любви, проповедником которой в будущем станет апостол Иоанн Богослов. Учитель запретил им низвести огонь с неба, сказав: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 55 – 56). Следующее событие, связанное с апостолом Иоанном и описанное в Евангелии, происходит на пути в Иерусалим, когда братья Зеведеевы просят Иисуса позволить им сесть справа и слева от Него во славе Его, что вызвало гнев остальных учеников. Иисус же, подозвав учеников, сказал им: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 9, 43,44). В Капернауме Иоанн говорит Иисусу Христу, что ученики видели человека, изгонявшего бесов Его именем, и запретили ему, потому что этот человек «не ходил» за нами (Мк.9,38). В ответ на слова Иоанна Господь поучает апостолов: «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 39-40).

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/23/...

Проповедь Иоанна Предтечи сопровождалась чисто практической деятельностью. Царство небесное представлялось ему не в виде чудесною божественного дара, но одновременно и делом человеческих усилий, не в виде какой-либо отдаленной мечты, но как такое царство, которое должно иметь свое начало и для вступления в которое необходимо человеку употребить и свое собственное усилие. Поэтому Спаситель, Господь наш Иисус Христос, называет св. Иоанна Предтечу величайшим из рожденных женами, потому что до Предтечи царство небесное служило предметом одних только пророчеств. «От дней же Иоанна Крестителя, говорит Спаситель, доныне Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». ( Мф.11:12 ) Пророческое слово и жизнь св. Иоанна Предтечи слились в его жизни в одну поразительную чудную гармонию, а в этой гармонии, как известно, и заключается все величие и сила человека. Пророческое слово и подвижническое дело св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна носило конкретный характер. Он основал религиозную общину, в основе которой была новая жизнь. Эта община жила любовью и самоотверженным служением благу всех людей: «У кого две одежды, тот дай неимущему; И у кого есть пища, делай тоже» ( Лк.3:11 ) Эта община шла навстречу Господу с верой, любовью, добрыми дедами. Эта община ярко свидетельствовала, что Царство Божие есть нравственная сила, и те, кто употребляет усилие, восхищают его. Сам Иисус Христос говорил то же и в еще более сильных выражениях отрицал духовную связь плотских чад Авраама этим великим праотцом. Когда фарисеи хвалились перед Ним своим происхождением от Авраама, Он сказал им: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Ин.8:39, 44 ) Разъясняя истинное значение Завета Божия, Господь Иисус Христос ясно указал на широкое и всечеловеческое значение этого понятия. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

И проповедывал, говоря: «идет за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонясь, развязать ремень сапогов Его, ибо я крестил вас водою, а Тот крестит вас Духом Святым ( Мар. 1, 5–9 ). Лопата Его в руке Его, и очистит Он гумно свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасающим» ( Матф. 3, 12 ). В те дни пришел Иисус из Назарета галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. После того, Иоанн торжественно проповедывал всем о Христе, что Он – Агнец Божий, вземляй грехи мира, – что верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ( Иоан. 3, 36 ). Как же окончил жизнь свою этот великий пророк Божий, Предтеча Господень и проповедник покаяния? Ирод, правитель Иудеи, взял Иоанна, связал его и посадил в темницу за то, что Иоанн обличал Ирода за преступную связь его с женою своего брата – Иродиадою. Иоанн говорил Ироду: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата своего». Ирод за то хотел убить Иоанна, но боялся народа, потому что Иоанна почитали за пророка. В день же рождения Иродова, плясала дочь Иродиадина пред собранием и угодила Ироду. Посему он с клятвою обещал ей дать, чего ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: «дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но, по причине клятвы и пировавших с ним, велел дать ей. И послал в темницу отсечь Иоанну голову. И принесли голову его на блюде и подали девице, а она отнесла к матери своей ( Матф. 14, 3–12 ). Вот, друзья мои, что повествуется в св. Евангелия о жизни св. Иоанна Крестителя. II. В настоящий раз остановите ваше внимание на некоторых чертах жизни св. Иоанна Крестителя, подражание которым может быть самой лучшей похвалой с нашей стороны св. Крестителю и самой угодной Богу. а) Посмотрите, где приготовляется св. Иоанн Предтеча к своему высокому служению? В пустыне! «И бе», сказано «в пустыне до дне явления своего Израилю». Когда Ирод дал безчеловечное приказание умерщвлять всех младенцев мужеского пола в Вифлееме и его окрестностях, тогда праведная Елисавета удалилась вместе с своим благодатным сыном в пустыню; а св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Он говорил это о храме Тела Своего, то есть, что, когда Его убьют, умертвят Его Тело, Он в третий день воскреснет, и тогда Они увидят, какую власть Он имеет. Но спрашивавшие Его не поняли этого и думали, что Он говорит о храме Иерусалимском, который строился сорок шесть лет. Они дивились, как Он может построить такой храм в три дня, и отошли прочь. Во время этого пребывания Господа в Иерусалиме многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали в Него. 11. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Мф. 14:1–12; Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9) Когда Христос выступил на проповедь, Галилеей правил сын того царя Ирода, при котором Он родился, – Ирод Антиппа. Это был человек тоже жестокий и распутный. Он увел у брата своего Филиппа его жену Иродиаду, приходившуюся им обоим к тому же родной племянницей, и сам женился на ней. При Иродиаде была ее дочь от первого мужа, Соломия. Святой пророк и Предтеча Христов, Иоанн Креститель, о котором Спаситель сказал, что из рожденных женщинами нет ни одного пророка больше него, усовещевал Ирода и говорил: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Иродиада, боясь, что Ирод послушает пророка и удалит ее от себя, уговорила своего незаконного мужа схватить Иоанна и заключить в тюрьму. Она желала бы его казни, но Ирод, хотя и был очень дурной человек, все-таки берег Иоанна, зная, что он праведник и святой. Он иногда даже призывал его из тюрьмы к себе, с удовольствием говорил с ним и во многом его слушался. А пророк все настаивал, чтобы Ирод отослал от себя Иродиаду, которая все больше ненавидела за это Иоанна и обдумывала, как бы добиться его смерти. Однажды Ирод Антиппа праздновал в своем роскошном дворце день своего рождения; он сделал пир для начальников войска и старейшин галилейских. Во время пира вошла дочь Иродиады Соломия и стала плясать. Ея пляска так понравилась гостям и самому Ироду, что он сказал ей: «Проси у меня, что хочешь, и дам тебе». При этом он клялся, что готов дать ей даже половину царства. Конечно, Ирод думал, что она попросит нарядов, драгоценных вещей или большую сумму денег. Соломия же побежала к матери посоветоваться, чего ей просить. Та отвечала: «Проси головы Иоанна Крестителя». Соломия поспешила к царю и сказала: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Такой просьбы Ирод не ожидал; он смутился и опечалился, но тем не менее не захотел отказать Соломии, чтобы перед гостями не изменить данному ей обещанию исполнить всякую ее просьбу. И вот он послал в тюрьму оруженосца; тот отсек Иоанну голову, принес ее окровавленную на блюде и подал Соломии, а эта отнесла матери. Ученики Иоанна пришли, взяли его тело и погребли. Усекновение главы Иоанна Крестителя, Предтечи Христова, вспоминается православною церковью 29 августа (11 сентября по н. ст.). Этот день православные христиане проводят в посте. 12. Исцеление расслабленного в Овчей купели (Ин. 5:1–47)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что крещение Иоанна было не от Бога. В самом деле, всякое таинство, которое от Бога, не нарекается именем простого человека; так, крещение Нового Закона не названо именем Петра или Павла, но – только Христа. Однако это крещение было названо именем Иоанна, согласно сказанному [в Писании]: «Крещение Иоанново откуда было – с небес или от человеков?» ( Мф. 21, 25 ). Следовательно, крещение Иоанна было не от Бога. Возражение 2. Далее, любое исходящее от Бога учение подтверждается теми или иными знамениями; так, Господь дал Моисею силу творить знамения ( Исх. 4 ); и еще сказано, что наше спасение было «сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами» ( Евр. 2, 3, 4 ). Но о Иоанне Крестителе сказано, что «Иоанн не сотворил никакого чуда» ( Ин. 10, 41 ). Следовательно, похоже, что крещение, которым он крестил, было не от Бога. Возражение 3. Далее, установленные Богом обряды содержатся в некоторых предписаниях Священного Писания. Но нет такого предписания Священного Писания, которое бы устанавливало крещение Иоанна. Следовательно, похоже, что оно было не от Бога. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На кого увидишь Духа сходящего... " » и т. д. ( Ин. 1, 33 ). Отвечаю: в крещении Иоанна можно усматривать две вещи, а именно обряд крещения и следствие крещения. Обряд крещения был не от людей, а от Бога, пославшего Иоанна крестить посредством внутреннего откровения Святого Духа. А вот следствие этого крещения было от человека, поскольку оно не производило ничего из того, чего человек не мог бы исполнить сам. Поэтому оно было от Бога только в той мере, в какой Бог соделывает в человеке. Ответ на возражение 1. Крещением Нового Закона люди крестятся внутренне Святым Духом, и это производится Богом. Крещением же Иоанна только тело очищалось водой. В связи с этим [в Писании] сказано: «Я крещу вас в воде...; Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мф. 3, 11 ). Поэтому крещение Иоанна и было названо его именем – ведь оно не производило ничего, чего бы не исполнил он сам. Что же касается крещения Нового Закона, то оно не называется именем служителя, поскольку тот не производит его основного следствия, а именно внутреннего очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010