И были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря . Смотри, как тотчас стала весьма легкою победа. Вечер — и вот ужас! и прежде утра уже нет его . Он называет даже время победы, которая имела быть ночью; почему не днем? Чтобы не видели мучений и не смущались граждане. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших . Видишь ли, как пророк приводит это на ум, чтобы знали, что те наказаны были ради их же? В русском переводе этих слов нет. 20. Глава 18. 1-2. Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских, посылающей послов по морю, и в папировых суднах по водам! Идите, быстрые послы, к народу крепкому и бодрому, к народу страшному от начала и доныне, к народу рослому и все попирающему, которого землю разрезывают реки. Пойдут к языку без упования и попранному. Твоя помощь не сможет совершить что-либо, и ты будешь, как люди, путешествующие понапрасну. Они посылают в море послания и вестников, которые имеют проводить жизнь далеко от родины и на чужбине. Чтобы послания не истребило время, для этого они делают их по форме рек. Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских . Акила: горе земле с тенями, а Симмах: горе земле, в которой слышится крик попранных без упования, — или потому, что были весьма ослаблены крылья, или потому, что они обитали по ту сторону эфиопской или северной реки. Каким образом они пошлют в страну индийцев и получат помощь? Посылающей послов по морю, и в папировых суднах по водам! Идите, быстрые послы, к народу крепкому и бодрому, к народу страшному от начала и доныне, к народу рослому и все попирающему, которого землю разрезывают реки . А Симмах: посылавший послов по морю и сосуды из папируса, чтобы они шли по воде к народу без упования, живущему по ту сторону земли. 3. Все вы, населяющие вселенную и живущие на земле! смотрите, когда знамя поднимется на горах, и, когда загремит труба, слушайте! Ныне реки земныя, аки страна населена . Те, кто слабы по природе, тем более ослабнут от нападения воюющих. Аки страна населена, именно, страна их украсится красивыми зданиями. Когда знамя от Господа поднимется на горах, и, когда загремит труба, слушайте , т.е., то, что сказано и потом совершится, — не думай, говорит пророк, что объявлено в моих словах: я не призывал бы всех вас во свидетели, если бы не имел надежды, что это исполнится в будущем. Величественно и дивно то, что настоящее изречение произносится не в каком-либо уединенном месте и не частным образом, т.е., тайно, но пред всеми, наподобие трубы, наполняющей своим звукам вселенную, чтобы пришла высота добродетелей и обошла всю вселенную. |
«И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:2-4 ). Перевод с беззвучного языка, общего для ангелов и человеческих душ, на звучащий национальный язык осуществился при сотворении человека так же, как язык иудеев, на котором говорили апостолы, собравшиеся в день Пятидесятницы в Иерусалиме, был переведён на другие земные языки действием Третьего Лица Единого Бога. Это совершенно естественно — Евангелие лишь подтверждает то, чего следовало ожидать. Как мы знаем, во внутренней жизни Троицы Святой Дух является связующим звеном между Отцом и Сыном, а во внешнем её проявлении — связующим звеном между облечённым в Сыновнее Слово Замыслом Отца и воплощением этого Замысла, т.е. тварным миром. Помните, как объяснял функцию Святого Духа священник своим прихожанам: Он кладёт кирпичи, переводит идею мира с языка «чертежей» на язык «стройматериалов». В пятый день творения Святой Дух начал переводить геномы одушевлённых существ на язык азотистых оснований ДНК, а в шестой день — переводить дарованный только человеческой душе язык мыслей на акустический язык звучащих слов. А что говорит об этом наука? Как в вопросе о происхождении видов сторонникам материалистической теории, название которой мы уговорились не произносить, всё труднее отстаивать свои позиции, абсурдность которых становится всё более очевидной, так и в вопросе о происхождении языка учёные всё чаще прислушиваются к здравому смыслу и дистанцируются от того детского лепета, который представляют собой теории постепенного формирования языка из звукоподражания или жестов. Эти высосанные из пальца кабинетные построения нелепы уже потому, что их авторы совершенно не понимают, что такое человеческий язык: они думают, что это лексика и средство коммуникации, а он есть синтаксис и средство мышления. |
И вновь Пилата осенила надежда, что сам народ, взглянув на поруганного Иисуса, убедится в совершенной неосновательности своего обвинения. Се, Царь ваш! (Ин. 19: 14), – говорит Пилат народу, показывая на Иисуса. Но голос Пилата заглушается неистовым криком обезумевшего народа: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин. 19: 15), – кричат ему первосвященники. Злоба их ко Христу не имеет пределов. Она заглушила все лучшие чувства, она подавила совесть и чувство стыда перед народом, которому постоянно внушали они: «Нет у нас другого царя, кроме Бога». Ненависть к Иисусу заставила их отречься перед лицом этого народа от своих заветных чаяний Царя Мессии. Пилат понял, что нет ни малейшей надежды на спасение Христа. Откладывать дальше разбор дела нельзя: народ всё более и более волнуется. Но как произнести приговор на смерть Невинного? Хорошо, приговор будет произнесен, но пусть все знают, что он, Пилат, не виновен в этом беззаконии, что руки его чисты от крови Сего Праведника. И вот, воспользовавшись существовавшим у евреев обычаем, символически выражавшим непричастность человека к преступлению, Пилат перед народом взял воды, умыл руки и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы (Мф. 27: 24), – несчастный Пилат думал прикрыться этим обычаем, чтобы, умыв руки, показать непричастность своей души к этому преступлению народа. Какое заблуждение! Напрасно Пилат, быть может, думал вместе с тем еще раз устрашить народ ответственностью перед судом правды Божией. Жаждущие крови иудеи не боятся этой ответственности ни за себя, ни за потомков своих. Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27: 25)! – закричал весь народ в ответ на слова Пилата. Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю (Лк. 23: 24-25). Так совершился суд человеческий над Божественной Правдой – Христом. Так исполнились многочисленные предсказания ветхозаветных пророков о том, что люди не узнают в кротком человеке Царя своего – Мессию и Его, Святого и Праведного, осудят как величайшего преступника... |
«И облекся он проклятием, как одеждою, и оно вошло, как вода, в утробу его и, как елей, в кости его» ( Пс.108:18 ). Здесь показывается сила наказания и продолжительность мучения и вместе внушается, что бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям. «Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым он всегда опоясывается» ( Пс.108:19 ). Говорит так, чтобы показать неизреченный гнев Божий, который постигнет таких людей. Смысл этих слов следующий: бедствия так охватят их, что не будет никакой перемены, но прильнут к ним и останутся при них постоянно. Далее внушая, что Бог наказывает нечестие и исправляет порок, и что такой приговор падет не на одного только этого грешника, но и на всех виновных в том же, прибавляет: «такова участь клевещущих на меня пред Господом и говорящих злое о душе моей» ( Пс.108:20 ), т.е. таково наказание, таков суд восстающим, злоумышляющим, враждующим против меня. «Говорящих злое о душе моей». Следовательно, и за слова полагаются наказания, и наказания жесточайшие. 4. Окончив речь об этом, он опять прибегает к Богу, испрашивая Его заступления. Не останавливается на наказании злоумышленников, но, желая показать, что страждущие имеют мстителя за наносимые обиды и получают великое заступление, присовокупляет: «но Ты, Господи, Господи, со твори со мною по имени Твоему, ибо блага милость Твоя» ( Пс.108:21 ). Посмотри на его признательность, посмотри на смиренномудрие. Хотя он имел достаточную причину к испрашиванию заступления в самом своем страдании, – так как из многих мест Писания можно видеть, что страждущие несправедливо от людей имеют великое дерзновение к испрошению себе помощи от Бога, – но он, не указывая на это, прибегает к одному человеколюбию Божию и говорит: «со твори со мною по имени Твоему», т.е. как бы так говорит: не потому, чтобы я был достоин того, но ради Себя Самого, ради того, что Ты человеколюбив и милостив. |
И персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду . Пророк перечисляет отдельные беззакония рук, пальцев, уст, языка и каждого члена, и таким образом легко отвращает их от грехов. И смотри: означенные дела и убийства они совершают по козням, не побуждаемые гневом и не движимые порывом сердца, хотя они знали, что это грех, – до того они привыкли к убийствам. Язык ваш произносит неправду . Этими словами пророк уже и раньше обличал их в том, что они все делали с тщеславием или дерзостью. Здесь Он вновь обличает их, говоря: никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство , т.е. на идолов, надеются на пустое и говорят ложь . Все, что бесполезно и тщетно, или совращение, или порицание. Говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство . Высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, – умрет, а если раздавит, – выползет ехидна . Этими словами пророк указывает на их обманы и советы, которые они замышляют, дела безрассудства и коварства, которые уготовляют, так как преступления беззаконных таковы, что они служат в ущерб и во вред для самих делающих. Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением , т.е.: их дела не совершатся. Последующие слова показывают, что дело обстоит таким образом: дела их – дела неправедные . Следовало делать то, что полезно было и им самим и ближним; напротив, их дела были бесполезными и вредными. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови . Видишь ли злобу? Они проливают не только кровь, но кровь неповинную. Если бы кровь даже не была невинною, то и тогда с большим ужасом нужно было бы им остерегаться от убийства, так как Бог насадил мир в нашей природе. Ему чуждо не только допускать беззаконие, но даже и видеть охотно таковое. Бог, зная слабость нашего ума, дал нам помощь в самой природе. Мысли их – мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира , – почему также Давид обличает их. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма – озарения . Видишь ли исцеление Божие? Он не только отпустил их вины без отмщения, но показывает, что грехи совершенно отделяют людей от Бога. Увы! Какой мрак окутал сердце тех, которые совершали такое зло! Какой мрак или тень окружали их! И ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки , – так как души их будут покрыты неправдами более, чем мраком. А поелику они не чувствовали густого мрака бедствий, то пророк присоединяет: ожидаем суда, и нет его, – спасения, но оно далеко от нас . |
И повелел царь разжечь железное ложе и положить на нем мучеников. Когда их жгли на этом ложе в течение многих часов, они усердно молились Богу и воспели приличествующей тому времени псалом Давида: - " Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро4. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши5, посадил человека на главу нашу6. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу " (Пс.65:12). Дай нам силу понести удручающие нас мучение с твёрдою душою и мужественным сердцем, дай познать имя Твое святое стоящим вокруг, пред которыми Ты сделал явными силу Твою и чудеса Твои. Когда святые говорили сие, послышался голос с неба, который изрек: - Так как вы засвидетельствовали веру вашу делами, то прошение ваши будут исполнены. Многие из стоящих вокруг, сподобившись слышать сей Божественный голос, воскликнули: - Един есть истинный Бог, Коего чтут сии страдальцы, один Он силен, один непобедим, и нет, кроме Него, иного Бога. Блаженны вы, страстотерпцы, соделавшиеся свидетелями пришествия Его на землю и из любви к Нему предавшие души свои на смерть, после которой удостаиваетесь жизни вечной! Молите Его благость и за нас, чтобы Он простер нам свыше руку Своей помощи и извлёк нас из глубины погибели. Святые мученики, возведя свои очи на небо, молились о них, говоря: - Боже, в вышних живущий! призри на рабов Твоих, истинно призывающих имя Твое, и ниспошли орошение новому Твоему достоянию, - тем людям, которые ныне уверовали в Тебя; пусть роса, исходящая от Тебя и омывающая греховные немощи, будет им врачевством и исцелением, и пусть познают все, что Ты - Единый Бог, и пусть все повинуется Твоей власти. Когда святые так говорили и оканчивали молитву, внезапно вдруг засверкала молния, послышались раскаты страшного грома, и пошел сильный дождь; неверующие, полные страха и ужаса, бежали; с мучениками остались только одни те, которые веровали во Христа. Святые сказали им: - Не бойтесь, ибо сие было ради вас, чтобы чрез этот дождь над вами было совершено таинство крещение. |
И посмотри, судьи не сами лжесвидетельствуют, – потому что их уличили бы, – а подкупают других, чтобы это дело не показалось насилием. Тоже самое, как видим, было и со Христом. Видел ли ты силу проповеди, как она действует, несмотря на то, что (проповедники) не только подвергаются бичеванию, но и побиваются камнями, не только ведутся на суд, но и отвсюду изгоняются? И здесь, несмотря на лжесвидетельство, (враги) не только не преодолевали, но и не в состоянии были противостоять, хотя были крайне бесстыдны; с такою силою она поражала их, хотя они делали много ухищрений, подобно как и против Христа, для умерщвления Которого употребляли все свои усилия, так что после того для всех стало ясно, что это была борьба не людей между собою, но борьба между Богом и людьми. Посмотри, что говорят лжесвидетели, поставленные теми, которые злодейски привлекли его в судилище. " Мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога " . Бесстыдные! Вы сами совершаете дела хульные против Бога и не думаете об этом, а притворяетесь ревнующими за Моисея? Моисей потому и поставлен наперед, что о Божием они немного заботились; о Моисее упоминают и выше и ниже: " Моисей " , говорят, " который вывел нас " (Деян.7:40), желая тем возбудить легкомыслие народа. Как человек богохульный мог бы остаться победителем? Как человек богохульный мог бы творить такие знамения в народе? Но такова зависть; она подвергшихся ей делает безумными, так что они даже не понимают, что говорят. " Мы слышали " , говорят, " как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога " ; и далее: " этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон " , и прибавляют: " которые передал нам Моисей " , а не Бог (Быт.6:11-14). 3. Видишь ли, как обвиняют его в нарушении общественного порядка и в нечестии? Но что ему не свойственно было говорить это и быть так дерзким, это очевидно для всякого; и самое лицо его отличалось кротостью. Так, когда не клеветали (на апостолов), то Писание не говорит ничего подобного; а как здесь все – клевета, то Бог естественно опровергает ее и самым видом его. |
И поэтому же совершенно понятно, что христианская религия также ответила на эту нужду человека и также установила внешний обряд, посредством которого всякий верующий во Христа человек мог бы свидетельствовать о своей действительной принадлежности Христу. В этом случае Спаситель указал, собственно, не новый обряд, а предложил Иоанново крещение водою. Оно было в практике Иоанна Крестителя религиозным обрядом, удостоверявшим действительность покаяния людей и действительную готовность их принести плоды, достойные покаяния; но Спаситель благоволил соединить с этим обрядом действительное усвоение каждому человеку спасительного значения крестной смерти Своей, и потому в христианстве оно уже стало не просто только внешним обрядом религиозной веры, а истинным таинством божественной деятельности И. Христа. В то именно время, как принятием крещения по заповеди Христа человек удостоверяет искренность своей веры в Него и свидетельствует о своей нравственной обязанности жить и судить себя по вере своей, Спаситель снимает с этого человека все грехи его и действительно принимает его в вечное царство Своё; так что христианское крещение является осуществлением в действительности того самого дела, возможность которого Спаситель создал для людей фактом своей искупительной смерти. Поэтому помимо крещения человек не может быть принят Христом и не может войти в царство Его ( Ин. 3:5 ) – не потому, что воля и сила И. Христа связаны исполнением внешнего обряда, а потому, что сам-то человек не может иначе засвидетельствовать своё действительное подчинение Христу, как только путём внешнего удостоверения этого подчинения. А так как эта невозможность одинаково касается всех вообще людей, то для всех людей Спаситель и установил крещение как один общий символический знак, удостоверяющий добровольное вступление человека в состав Его исповедников и последователей; и так как в царство Его могут вступить одни только исповедники и последователи Его, то Он и принимает в него именно только тех людей, которые приняли таинственное крещение по заповеди Его. |
" И Я покажу ему " , говорит (Господь), " сколько он должен пострадать за имя Мое " . Эти слова и пророчественные, и вместе увещательные: если тот, кто так неистовствовал, готов перенести все, то как этому не хотеть крестить его, " чтобы он прозрел " ? Хорошо, говорит (Анания), пусть он останется слепым; он ныне кроток, потому что слеп; зачем же Ты повелеваешь мне отверсть очи его? Не для того ли, чтобы он опять связывал (верующих)? Но не убойся того, что будет, (отвечает Господь); прозрением он будет пользоваться не против нас, а за нас; к тому: " чтобы он прозрел " , надобно прибавить еще и это. Не бойся: он не сделает вам никакого зла, но еще сам пострадает много. И то удивительно, что он прежде пострадает, и тогда пойдет на опасности. " Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня " . Не сказал: ослепивший, но: " явившийся тебе " . Так выразился он смиренно, и не сказал чего-нибудь тщеславного. Подобным образом и Петр говорил о хромом: " что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? " (Деян.3:12); также и он: " явившийся тебе на пути " , – говорил это, возложив руки, и сугубая слепота разрешилась. Когда же (писатель) говорит: " и, приняв пищи, укрепился " , то показывает, что он изнемог от скорби по причине слепоты, и от страха, и от голода. Он не хотел и принимать пищи дотоле, пока не крестится и вместе с тем получит великие дары. Не говорит (Анания): Иисус распятый, Сын Божий, творящий знамения; но что? " Явившийся тебе на пути " , – то, что Павлу было известно, – подобно тому, как и Христос ничего больше не прибавил и не сказал: Я – распятый, воскресший, но: " Которого ты гонишь " . Не сказал (Анания): Тот, которого ты гнал, – чтобы не показаться разгневанным и насмехающимся. " Явившийся тебе " , говорит, " на пути " . Он сам не был виден, но явился делами. Желая смягчить жесткость этих слов, тотчас прибавил: " прозрел и исполнился Святаго Духа " . Я пришел говорит, не обличать бывшее, но преподать дар. |
Ибо один – Бог, один – Законодатель Ветхого и Нового Завета, «многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ) и в последние времена в Единородном Его Сыне. Поэтому направляйте свой ум со тщанием! Это слово – не мое; Святой Дух объявил через святого Апостола Павла: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ). Замечай, что Бог говорил «многократно и многообразно». Ибо как сведущий врач не всем и не всегда дает один и тот же вид [лекарства], но каждому дает лекарство необходимое и полезное, обращая внимание и на страну, и на болезнь, и на время, то есть на положение дела, и [телесное] состояние, и на возраст: и дитяти – одно, совершеннолетнему же, сообразно с возрастом, другое; иное – больному, и другое – выздоравливающему, и каждому из больных не одно и то же, но сообразно со свойством [его тела] и болезнью; и иное – летом, и другое – зимой, и осенью, и весной, и в каждом месте – соответственно свойству места; так и прекрасный Врач душ находившимся в детском еще возрасте, и изнемогавшим от болезни идолослужения, и считавшим идолов богами, и поклонявшимся им как богам, и отвергавшим поклонение Богу, и воздававшим славу Его твари запретил делать изображения. Ибо невозможно делать изображение Бога – бестелесного, и невидимого, и невещественного, и не имеющего ни внешнего вида, ни очертания, и непостижимого. Ибо как будет изображено то, что недоступно зрению? «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). И: никто, узрев лице мое, жив не будет, говорил Бог ( Исх.33:20 ). VI. Я знаю Того, Кто неложно сказал: «Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ); и: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» ( Втор.6:13 ); и: «Да не будет у тебя других богов» ( Исх.20:3 ); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле» ( Исх.20:4 ); и: «Да постыдятся все служащие истуканам» ( Пс.96:7 ); и: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут» ( Иер.10:11 ); и то, что таковым образом «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ), «в последние дни… говорил нам в Сыне… чрез Которого и веки сотворил» ( Евр.1:2 ). |
| |