Константин, великий друнгарий 451 Константин, нотариус 378 Константин, катепан титулов, протопроедр 135 Константин, сокольничий 222 Константин, стольник 342 Константин V, император 613 Константин Алоп 538 Константин Ангел 629 Константин VII Багрянородный, император 31, 464, 470, 588 Константин Бодин, Бодин 23, 90, 138, 148, 152, 187, 220, 221, 240, 463, 538 Константин I Великий, император 194, 200, 328, 396, 458, 473, 589 Константин Гавра 355, 380, 382, 388, 409, 601 Константин Далассин, Далассин 191, 218, 219, 221, 236, 246, 248, 250, 523, 538, 547 Константин Диоген 549, 553 Константин Х Дука, император 7, 120, 152, 441, 451, 455, 476– 478, 489, 496, 511, 549, 550 Константин Дука, жених Анны 11, 14, 40, 75; 78–80, 86, 92, 94. 116, 123, 124, 189, 220, 254, 257, 259, 439, 452, 453, 478, 489, 522, 549, 551 Константин Дука, предок рода Дук 121, 478 Константин Дука, сын Константина Х Дуки 148, 152, 498 Константин Дука Эксазин 330, 331, 337, 341, 592 Константин Евфорвин Катакалон, Катакалон, Форвин Катакалон 268–270, 272, 278, 312, 359–362, 373, 448, 546, 555 Константин Комнин, сын Исаака Комнина 544, 589 Константин Манасси 19, 439 Константин IX Мономах, Мономах, император 8, 124, 130, 171, 447, 480, 484, 509–511 Константин Опос, Опос 145, 200, 218, 219, 287, 494, 587, 601 Константин Умбертопул, Умбертопул 97, 146, 202, 236, 239, 267, 466, 495, 544 Константин Ясит 626 Констанция 586, 587 Контарини 518 Контарини, см. Доменико Контарини Контарини, см. Петр Контарини Контопаган 351, 354 Контостефан, см. Исаак Контостефан Контостефан, см. Стефан Контостефан Контостефаны 12, 595 Коприсиан 349, 599 Косьма I, патриарх 118, 120, 123, 125, 474 Крез, царь персидский 98 Крей А. 568 Крум, хан болгарский (см. также Мокр?) 533 Крумбахер К. 457, 467, 490 Ксанта 146, 160 Ксенофонт 598 Ксеркс 556 Ксир, см. Варда Ксир Ктесий 556, 588 Куглер Б. 584 Кузьма, пресвитер 24 Кукупетр, см. Петр Пустынник Кулеон, манихейский военачальник 146, 160, 614 Кулеон, руководитель «манихеев» 397–399 Куртик 450

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

253  Ibid. col. 549–550. Ср. col. 553–554, fragm. V, col. 555–556. De fide adv. Sabeliium lib. 1. I – PG XXIV, col. 1050. 254  Лексикальная обработка текста заметна, например, col. 1064, PG XXIV, особенная серьёзность, последовательность мысли, простота толкования блестят в каждой строке отрывков – ср. например fragm. VI. PG LXXXVI, 1 р.; col. 557–558, fragm. 2 – ibid. col. 561–562; 549–550, ср. PG XXIV, col. 1051; автор знает традицию – PG XXIV, col. 1059, 1063. Вообще учёность, в перечисленных видах антиохийской экзегезы, видна в оставшихся памятниках Евсевия, несмотря на их фрагментарность – PG р. LXXXVII, col. 555–562. Ср. Thilo, Eit. od. 80 a ,b, c. 255  Ср. De fide agv. Sabellium I-II lib. – PG XXIV, col. 1047–1076, a также fragm. duo De Iesu Christl Persona – PG LXXXVI, 1 col. 535–546, quae apud Theodoretum (PG LXXXIII, 312–318). 256  В этом смысле нужно понимать, например, Фотия, который о Диодоре выражался: „primo arianus, postea ad orthodoxam fidem conversus Filium Patri aequalem confessus fuerat” (PG CII. Epist. I. 9, col. 709–710). Primo arianus у Фотия=полуарианское воспитание Диодора (ср. Cavallera. Le schisme d’Antioche. Cit. ed. 51 p). 257  См. De fide adversus Sabeliium I. PG XXIV, col. 1048, 1053, 1054, 1063–64. В гомилиях излагается православное учение об отношении Отца к Сыну, но без употребления слова μοοσιος (unigenitus Filuis Dei= μονογενς Сардик. соб. – Hahn § 157), с ясными отзвуками старого Иринеевского (консервативного) богословия. Ср. также отзывы о богословии Евсевия Эмесского у Thillo J. Über Schriften d. Eusebus v. Alexandrien und des Eusebius v, Emisa. Holle, 1832. 76–77. S. Gummerus. Die homöusianische Partei bis zum Tode des Konstantinus. Leipzig, 1900. 20 S. 258  Блаж. Иероним, как представитель Запада, мало разбиравшийся в богословско-философской терминологии Востока, называет Евсевия Эмесского в одном месте своих сочинений вожаком арианской парии (Eusebi Chronicorum. А 2362 Ed. Schoene II, 193; русский перевод V, 396 стр.), именно в таком же омиусианском смысле (ср. выше, абзац сноски и далее). Так понимает омиусианизм Евсевия Эмесского J. Chr. Augustis – PG LXXXVI, 1 р. 181–182 col. Упрёк Евсевию Эмесскому в савеллианстве, на что намекает Сократ (H. Eccl. 11, 9  – loc. cit.), по справедливому замечанию того же Augusti (ibid. col. 481–482), нужно устранить – он совершенно не мирится с ясно засвидетельствованным омиусианством Евсевия Эмесского. Но, с другой стороны, этот упрёк характерен – в савеллианстве в IV веке строгие ариане любили упрекать представителей церковной ортодоксии, омоусиан (например, Евстафия Антиохийского ). Таким образом, „савеллианство” Евсевия может быть в известной степени, как бы комментарием свидетельствуемого его полуарханства, раскрывая последнее, как чистый омиусианизм или богословский консерватизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

805), Аполлос, которому усвояется и послание к Евреям (II: 462–7. 591,533. и ср. 951,865. III: 16); автор Прем. Солом, и псевдогераклитовы письма (II: 457–8). Разные греч. философские стихии в Пр. Сол. (II: 441,29. 447 сл. 459. 930,726. 1109,1008): Анаксагор; (II: 633), Анаксимандр (II: 454), Гераклит (II: 456 сл. 630. 633. 1109. 1140,1250. 1153), пифагорейство (II: 454. 480. 544), Сократ (II: 454), платонизм (II: 455–477. 479–480; 497,317 и 526 [Phaedo 81 С]; 525 сл. 528 [Phaedo 81 В]; 544. 549 [Phaedo 63. 69. 80]; 593. 594. 613. 630. 633. 634. 1153. 1281), стоицизм (II: 455. 456. 544. 620. 621. 630. 632–3. 634. 635. 659 сл. 714. 722. 1281); египетские влияния (II: 1153:); парсизм (II: 550). Дуализм (II: 477 сл. 514–5. 517. 525 сл. 542. 557. 576. 1281). Предвечная материя (II: 477. 479. 481–2. 557–8). Предсуществование душ и падение их (II: 478. 482–501. 523. 557. 716. 807,1254. 1281). Вечность души и отрицание воскресения (И: 480. 501–2. 530. 593). Уничтожение душ (II: 483. 495), факультативное бессмертие и апокатастасис (II: 552). Praestabilita harmonia души и тела (II: 483. 495). Предопределение (II: 710. 713–720. 748). Теология Пр. Сол.–еврейская (II: 446. 460. 542. 545. 548. 552. 555. 572. 578. 613. 688. 807. 983,5. 1046), как и внешняя ее форма (II: 446–7). Националистический партикуляризм Пр. Сол. (II: 621. 756– 9. 761). Бог в отношении к миру (II: 621. 756–9. 761). Мессия и искупление (II: 549. 554). Премудрость (София) и дух, Слово (Логос) и Христос (II: 630 сл. 637,766. 639–640. 641. 643,808. 647. 648–9. 650,816. 652. 653 сл. 662–3. 663–5. 807,1254. 1282). Грех (II: 544,422) по соотношению с телесностию, не греховною натурально или эссенциально (II: 540 сл. 545 сл.). Первоначальное блаженство людей и грехопадение (II: 504–517). Воскресение людей (II: 628)–телесное (II: 503. 520. 550–1. 553. 797. 1046. 1109,1008). Язычество по изображению Пр. Сол. (II: 771–3. 790. 791 сл. 798 сл.). Предположения, якобы Ап. Павел многое заимствовал из кн. Пр. Сол. и под влиянием ее склонился к эллинизму (II: 468–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Тогда как лазы, будучи недовольны персидской тиранией 946 , отдались в 549 г. в руки Юстиниана 947 , абхазцы, прежде находившиеся под влиянием Византии, предались в 550 г. Хозрою 948 ; за ними последовали другие племена, а именно: в 552 г. народцы Сванетии 949 , а в 554 г. – Мизимиани. 950 В этой горной и лесистой стране, перерезанной ущельями, в которых нескольких решительных людей было достаточно, чтобы остановить целую армию, война сделалась нескончаемой. В течение многих лет сражались за обладание Петрой, взятой в 541 г. персами, безуспешно осаждаемой византийцами в 549 г. и наконец отнятой в 551 г. энергическим нападением Бессаса. 951 С таким же упорством велась война за другие укрепленные места в этой стране: Археополис (551 г.), Оногурис (552 г.) и Фазис (553 г.). Юстиниан, по-видимому придававший большое значение обладанию этой страной 952 , направлял в нее значительные силы: 12.000 человек в 551 г. 953 , и 50.000 в 552 г. 954 Тем не менее, благодаря ничтожеству византийских генералов, гораздо более заботившихся о собственном обогащении, чем о войне 955 , и столкновениям с туземными начальниками 956 , которые могли, вследствие убийства короля лазов, повести к полному отделению всей страны от империи, – император не мог извлечь из всего этого предприятия желанную пользу. В конце концов, Хозрой, сознав всю бесполезность этой нескончаемой борьбы, предложил в 555 г. перемирие на условиях uti possidetis 957 , а шесть лет спустя это перемирие превратилось в окончательный мирный договор 958 , который был заключен на 50 лет, при чем персы согласились очистить Лазику. Но император дорого заплатил за эту уступку. Он обещал выплачивать Персии ежегодную дань в 30.000 aurei  и сразу заплатил эту дань вперед за семь лет. По дополнительному договору Юстиниан добился полной религиозной терпимости для христиан, живших в Персии 959 , но при непременном условии не вести в этой стране религиозной пропаганды. Со стороны императора и христианина это являлось тяжелой уступкой, серьезно задевавшей гордость Юстиниана, но зато Лазика оставалась за ним и таким образом персидское государство было отрезано от моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Долго в детстве рассматривал я эту таинственную таблицу, пытаясь вскрыть ее смысл, ибо Месяцеслов этот перешел в наследство к моему отцу. Теперь понимаю: это ключ к карточному фокусу: 547 из 20 карт предлагается выбрать две, потом эти 20 карт раскладываются в порядке приведенной таблицы, 548 наблюдая, чтобы каждые две карты клались на место одинаковых букв, напр(имер), 1-я на 1-е место первого ряда, 2-я на 3-е место второго ряда, 3-я на 549 2-е место первого ряда, 4-я на последнее место первого ряда и т. д. Затем 550 спрашивают: в каких рядах задуманные карты? положим, ответит: «в 1-м и 3-м». По сходству двух букв а ясно, что задуманные карты лежат в 1-м ряду на 4-м месте, в 3-м на 2-м. Более употребительный ключ к подобному фокусу: «наука много умеет гитик». 551 Но этот ключ уже позднейший, а приведенный выше, по-видимому, древнейший. 552 На следующем свободном листе латинское изречение с переводом: " Vive honeste, 553 bibe modeste, januseris» «Живи честно, пей умеренно, здоров будешь». Далее сведение из физики: «Теплоту производит не близость солнца, но перпендикулярно упадающие лучи оного, и в великом количестве отражающиеся в воздухе на землю». В генваре чистая страница занята данными о кончине и рождении: «1801-го года генваря 17-го дня умер погоста Старкова 554 диакон Симеон Матфиев». 555 Далее под тем же месяцем: «1807-го года генваря 27-го дня в 3-м часу пополудни преставилась матушка Анисья Феодоровна: жития ея было ( ) 556 вечная ей память». Об этой своей бабке, а моей прабабке Н. П. Гил(яров)-Плат(оно)в 557 ничего не упоминает. 558 Но она значится у него в черновой генеалогии, 559 при одной из наших бесед написанной им на большом конверте, 560 хранящемся у меня. Далее следует наставление: «Неотменно нужно для благорассудительного человеколюбия, чтоб быть в состоянии помогать настоящим бедным, но не вдаваться в обман хищным тунеядцам». За этим, по-видимому собственным, соображением следует красивое изречение: «Юдоль сна непробудного – кладбище». 561 В феврале за хозяйским счетом записано: «1800-го года февраля 5-го Преосвященный Мефодий Епископ 562 отправился в Тулу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Слово издавалось неоднократно: Pucmuh 1854, 170–172 (сербско-церковнослав. рук. Paris. slav. 10, первая четверть XIV в.); Невоструев 1862 ([т.] I, 7], с. 149–156, предисловие на с. 148); Архангельский 1890, III, 50–51 (с сокращениями); ВМЧ (Ноябрь. Дни 13–15. Вып. 8. СПб., 1899) 13 ноября, стлб. 1981–1983; Соболевский 1909, 9–11; Reinhart 2001, 170–173 (новейшее критическое издание; обширный критический аппарат с выборочными разночтениями учитывает много славянских рукописей, но только одну греческую). Невоструев полагал, что автор поучения использовал текст Измарагда, близкий к Синод. 824, л. 78 об., но отдаляющийся от Синод. 765 [=ГИМ, Синод. 230], л. 198 (96 слово). 545 III, 356–357. TLG 4138/74. Gouillard 1941 указывает и латинский перевод (ed. Caillau, t. 5. P., 1844, 31–33). 546 Cod. Vindobonensis sl. 152, f. 112–114v (HemmerdingerIliadou 1968, 96, указано на основании CPG II, p. 429). 549 Ряд особенностей орфографии подлинников (титла, омеги и т. п.), которые могли бы оказаться важными для определения места создания или переписки текста, не сохранены в таблице, не преследующей филологических целей. 550 S. Ephraem Syri Opera III, 356–357 (рус. пер. 3, 355357, Слово 111, «О том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни»). 554 Текст не издан. Описание (Владимир 1894, 350 и 351) указано выше, примеч. 5 на с. 79. Текст см. на илл. 1 и 2. 555 Ср. c латинским переводом, изданным без греческого текста по неизвестной рукописи: Sermo de semper mente complectendo suum cuique discessum. Animadvertite Fratres mei, quem metum, quod certamen, quam necessitatem habeamus sustinere in hora exitus nostri ex hac vita. Quippe quando a corpore cedit anima. (Lambecius 1778, 201). 556 Cod. Dionysiou 269 (=Y), f. 248v 9–249v 12 (описание рукописи в каталоге Ламброса, 3803), где на f. 72v-141v содержатся слова Макария Египетского , параллельные типу I. Текст издан (в коллации с текстом Ефрема) у Strothmann 1981b, 111 сл. 557 Treu 1961, 297, 14. Тексты под именем Макария: 10 το ν γοις πατρς μν Μακαρου περ τς κατ πνεμα τελειτητος (=Opusc. PG 34, 841); 16 – το γου Μακαρου, inc. χρ πρτον μν νθρωπος πιδοναι αυτν ες πγνωσιν αυτο (Ep. 1//PG 34, 405).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

547 . Яковлев=Яковлев Я. Наша деревня. Новое в старом и старое в новом. М., 1924. 548 . Якубовский=Якубовский Б., прот. История беседничества в Самарской епархии: Два столетия христианской общины. Самара, 2003. 549 . Янковский=Янковский Ф.И., прот. О преобразовании Русской Православной Церкви. ХЧ. 1906. 11. С. 621643; 12. С. 801831. 550 . Яранцев-Бершадский=Яранцев-Бершадский Р.И. Пропагандистская литература русского народничества первой пол. 70-х гг. XIX в. Дисс. канд. филолог. наук. М. 1969 (на правах рукописи). 551 . Geraci=Geraci R.P. Window on the East: Ethnography, Orthodoxy, and Russian Nationality in Kazan, 18701914. Berkeley: University of California, 1995. 552 . Kraveckij=Kraveckij A. Rotture e legami: Le sorti della pietà tradizionale nella Russia del XX secolo. La Nuova Europa. 2010. 1. P. 109122. 553 . Seide=Seide G. Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche im Ausland von der Grundung bis in die Gegenwart. Wiesbaden, 1983. 554 . Werth=Werth P.W. Subjects for Empire: Orthodox Mission and Imperial Governance in Volga-Kama Region, 18251881. The University of Michigan, 1996 555 . Wikipedia=Wikipedia, the free encyclopedia [Электронный ресурс:] http://en.wikipedia.org/. Архивные материалы 1 . Американская миссия=Отчет о работе Северо-Американской миссии, проекты положений, замечания по проектам, письма и др. материалы по разработке нового положения о Северо-Американской миссии. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 349. 2 . Гильтебрандт=Записка П.А. Гильтебрандта о мероприятиях по ознаменованию 1000-летия со дня смерти славянского деятеля Мефодия и о желательных мероприятиях по издательской деятельности Синода. РГИА. Ф. 800. Оп. 1. Д. 681. 3 . Дело о справочной книге=Дело Святейшего Правительствующего Синода по представлению митрополитом Санкт-Петербургским «Потребительской и справочной книги на 1910 г.» и бланков для открытого письма с изображением Христа Спасителя и Льва Толстого». РГИА. Ф. 796. Оп. 193. Д. 6806. 4 . Докладные записки=Докладные записки и рапорты должностных церковных лиц о положении дел в местных миссионерских организациях, справки, заявления членов Отдела и др. материалы по разработке реформы внутренней миссии. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 340.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Продажа может быть уничтожена за нарушение права третьих лиц на проданное имущество, именно такого права, которое имеет вотчинный, вещный характер. К числу таковых прав относится – в прежние времена весьма распространенное, и стесняемое повсюду новейшими законодательствами право третьих лиц, по особым отношениям к продавцу, перенимать от него имение, когда он захочет продать оное (Näherrecht, Vorzugsrecht; Losungsrecht, jus protimiseos, Vorkaufsrecht, Retrachtsrecht). Такое право могло основываться или на договоре, или на прямом законе. Особенно многочисленны были такие ограничения в германском праве. Они существовали в пользу членов рода, в пользу общины, соучастников владения, в пользу соседей, в пользу верховной ленной собственности, в пользу помещика относительно крестьянских имуществ, в пользу членов дворянского сословия относительно дворянских и рыцарских имений, и значились под разными техническими названиями, как-то: Erblosung (Retractus gentilitius), Marklosung (Retractus ex jure incolatus), Theillosung, Gespilderecht (retr. ex jure congrui), Gauer-benrecht (retr. ex jure vicinitatis) и т.п. Римскому праву были известны отчасти аналогические ограничения (например, при отдаче земель в наследств. аренду, при публичной продаже конкурсного имущества), но германские права отличаются в особенности вотчинным характером, и с ними соединяется законная возможность третьих лиц требовать в течение положенного срока уничтожения совершившейся продажи, тогда как римские права этого рода носят на себе характер личных прав и разрешаются практически в иске о вознаграждении. У нас существует право выкупа для родственников в родовых имениях (об этом выкупе см. в ч. II курса). Существует еще у нас право преимущественной покупки – для соучастников общего имения, на случай, когда один из соучастников захочет продать или заложить свой жребий постороннему лицу (555 ст. Зак. Гражд.); для соучастников в общем принадлежащем компании имуществе, когда один из участников намерен продать или уступить свою часть постороннему (548). В сих случаях покупка делается по оценке. Особые правила постановлены для участников в поссесионных горных заводах (549 ст.). Ср. еще правило 214 ст. Пол. Взыск. Гражд. о публичной продаже общего нераздробляемого имущества. Ср. еще приложение II к прим. к ст. 322, ст. 13, Зак. Сост., о праве владельца местечек на покупку участков, принадлежащих жителям местечка, в Бессарабской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

548 Charles Birch, John Н. Cobb, Jr., The Liberation of Life (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981). 549 Charles Hartshorne, Reality as Social Process (Glencoe, IL: Free Press, 1953), chap. 1; The Logic of Perfection (LaSalle, IL: Open Court, 1962), chap. 7. 550 Этим определением я обязан Дэвиду Рею Гриффину (David Ray Griffin, «On Ian Barbour’s issues in Science and Religion», Zygon 25 (1988): 57–81. 551 David Ray Griffin, «Some Whiteheadian Comments», in Mind in Nature: Essays on the interface of Science and Philosophy, ed. John Cobb, Jr., and David Ray Griffin (Washington, DC: University Press of America, 1977). 552 David Ray Griffin, «Of Minds and Molecules: Postmodern Medicine in a Psychosomatic Universe», in The Reenchantment of Science, ed. D. Griffin (Albany: State Univ, of New York Press, 1988), p. 154. 553 См. David Pallin, «God as Creator In a Whiteheadian Understanding», in Whitehead and the idea of Process, ed. H. Holz and E. Wolf–Gazo (Frelburg and München: Kart Alber Verlag, 1984); Frank Kirkpatrick, «Process or Agent: Two Models for Self and God», in Philosophy of Religion and Theology, ed. David Ray Griffin (Chambersburg, PA: American Academy of Religion, 1971); Paul Sponhelm, Faith and Process: The Significance of Process Thought for Christian Thought (Minneapolis: Augsburg, 1979), pp. 90–98. 554 William Gallagher, «Whitehead»» Psychological Physiology: A Third View», Process Studies 4 (1974): 263–274; Joseph Earley, «Self–Organization and Agency in Chemistry and In Process Philosophy», Process Studies 11 (1981): 242–258. 555 Mirk Davidson, Uncommon Sense: The Life and Thought of Ludwig von Bertalanffy, Father of General Systems Theory (Los Angeles: J. P. Tarcher, 1983); Ervin Laszlo, An Introduction to Systems Philosophy (New York: Gordon & Breach, 1972). 556 James Huchlngson, «Organization and Process: Systems Philosophy and Whiteheadian Metaphysics», Zygon 11 (1981): 226–241. 561 «Сращение (concrescence) – это название процесса, в котором универсум вещей приобретает индивидуальное единство в результате подчинения «многих» из них конституированию »одной» новой вещи». Отдельные «сращения» Уайтхед называет «актуальными объектами». См. А.Н. Уайтхед, Избранные работы по философии, М.: Прогресс, 1990, стр. 297–298. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

Под Логосом Филон разумеет вообще существо, посредствующее между Богом и миром. В священных книгах Ветхого Завета такими посредниками служат личные существа: эти книги говорят об ангелах – исполнителях воли Божией; в них есть, кроме того, учение о Божественной Премудрости, посредствующей между Богом и миром. Отсюда Логос изображается у Филона, прежде всего, как Личный Посредник между Богом и миром, стоящий выше ангелов и обладающий свойствами Божественной Премудрости ветхозаветных книг. Что Он есть существо личное, видно из приписываемых Ему названий: так, Он именуется Вторым Богом 549 , первым из ангелов или Архангелом (причём под ангелами в таких случаях разумеются существа личные 550 . Первосвященником, молящимся за мир 551 , Наместником и Посланником Бога 552 , Истолкователем Его воли и т. п. 553 Но описывая детальнее деятельность Логоса, как Посредника между Богом и миром, Филон обращается к философии Платона и стоиков, усваивая философские взгляды не без ущерба тому, что им взято из учения Откровенного. Так, называя Логоса – Начальником ангелов, Филон, и последним прилагает имя – λγοι 554 . Но как этих ангелов он отожествляет с идеями Платона 555 , так и Логос называется у него универсальной идеей, которой Бог запечатлел мир, разумной идеей, по которой создан и микрокосм, т. е. человек 556 , умственным миром или миром идей 557 , идеей идей 558 . Человек, как обладающий разумом, среди других существ по преимуществу носит в себе печать Логоса: он родствен в своём разуме Божественному Разуму 559 по образу Коего он и создан 560 и образом Коего, поэтому, является 561 . Чрез отожествление идей Платона с ангелами у Филона утрачивается чистота платоновского взгляда на идеи: они являются уже не стоящими вдали от мира типами вещей, но действующими в мире силами, приводя в порядок неупорядоченную материю и на каждой вещи напечатлевая свою печать 562 . Но вместе с тем утрачивается и чистота библейского учения об ангелах как существах личных, раз они отожествляются с идеями, существующими в Уме Божественном. Отсюда для Филона делается лёгким переход к стоическому учению о Логосе. Ангелы – идеи обозначаются как безличные силы Божества, действующие в мире 563 и объединяются в Логосе, как общей космической силе. Логос является душой мира, силой, движущею им из внутри, связью всех вещей 564 , мирообразующей силой (λγος σπερματικς) 565 , вечным законом, действия которого простираются от одного конца мира до другого 566 и который повелевает, что должно делать и запрещает недолжное 567 . В человеческом разуме общемировой закон является законом природы человеческой – физической и духовной. Как каждый город имеет свои установления, так и весь мир, так и каждый человек. Этот божественный закон и установление, в согласии с которым вещи приспособлены друг к другу, есть правый разум ( λγος ρϑς) 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010