упоминается regnum Zventibaldi, nepotis Rastici; 870 г. говорится о Святополке... una cum regno, quod tenebat, что можно отнести только к Нитре. Последнее кажется вероятнее, чем безосновательное и беспричинное предположение уступки Моймиром блатенскому князю нитранского княжества в 836 г. на единственном основании, что безыменный Зальцбуржец говорит об освящении архиеп. Адальрамом храма в столице Прибины – Нитре. Дело могло произойти просто: Моймир силою завладел Нитрой и считал это княжество своим, Немцы могли с неудовольствием смотреть на это и продолжали называть Нитру княжеством Прибины. Иначе, зачем они дарят ему обширную область в лен, на которой сосредоточивалась вся деятельность Прибины и его сына, – устройство церквей, городов? Предположив примирение Моймира с Прибиной в 836 г., мы должны придти к другому предположению, ни на чем не основанному – именно, что Нитра отнята была у Коцела Ростиславом, на что не имеется известий. Положение государства Франков по смерти Карла Великого было так ненадежно, что преемникам Карла приходилось довольствоваться против Славян оборонительными мерами, каково образование блатенского княжества. Император Людовик, еще имевший не более 40 лет, разделил франкскую империю между своими детьми (817 г.). Новый брак его с дочерью графа Гвельфа, Юдифью, заставил императора изменить прежний акт престолонаследия и выделить рожденному от этого брака сыну Карлу значительный удел. Старшие сыновья: Лотарь, Пипин, Людовик и с ними высшее духовенство вооружились против распоряжения императора Людовика. 833 г. он оставлен был своим дворянством и войском без всякой защиты и сослан в заточение. По смерти его, в 840 г., дети его стали враждовать между собою за упразднившийся престол. По вердюнсκому договору (annal Fuld. а. 843) за Лотарем остался императорский титул, Австразия, Фрисланд, большая часть Бургундии, аллеманские области на левом берегу Рейна, Прованс и Италия; Людовику достались все земли на правом берегу Рейна и округи майнцкий, вормский и шпейерский на левом; Карл получил Нейстрию с Фландрией и Бретанью, северо-западную часть Бургунди и Аквитанию, Септиманию и испанскую марку; Пипин умер еще в 838 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В Бургундии К. М. принудил местную знать к повиновению, конфисковал у крупных сеньоров земельные владения и распределил их между своими вассалами. Заняв г. Лугдун (ныне Лион), майордом подавил восстание знати и назначил должностных лиц во все города Юж. Галлии до Арелата (ныне Арль) и Массилии (ныне Марсель). Знать Прованса оказала сопротивление К. М. Предводитель мятежников Мауронт, связанный с соперниками Пипинидов в Нейстрии, заручился поддержкой арабов. К. М. отправил против восставших своего брата, комита Хильдебранда, который осадил г. Авенион (ныне Авиньон). Сам он нанес поражение арабам; тем удалось укрыться в г. Нарбона (ныне Нарбон), осада города завершилась неудачей. Франки опустошили Септиманию и Зап. Прованс, уничтожив крепости Немавс (ныне Ним), Агат (ныне Агд) и Бетерры (ныне Безье), и установили т. о. прочный контроль над Юж. Галлией, но в результате длительных военных действий эти земли были разорены. Среди тех, кто поддержали К. М., был Аббон, вероятно выходец из бургундской аристократии, правитель (rector) горной области на границе Савойи и Пьемонта. Из акта об основании Аббоном мон-ря Новалеза (726) и завещания Аббона (739) известно, что провансальские мятежники действительно пользовались поддержкой арабов, а конфискованные у них земли были переданы вассалам и сторонникам майордома ( Geary. 1985; Wood. 1994. P. 280-281). К. М. установил дружественные отношения с Лиутпрандом, кор. лангобардов (712-744). По свидетельству Павла Диакона , он отправил к Лиутпранду своего сына Пипина, чтобы король обрезал ему волосы (после этого Пипин считался совершеннолетним) и усыновил его. Во время войны в Провансе майордом обращался к Лиутпранду с просьбой о помощи. Известие о приближении лангобардского войска привело арабов в смятение, и франки одержали победу ( Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 53-54). Союз с Лиутпрандом стал причиной того, что К. М. отказался помочь папе Римскому Григорию III (731-741) в войне против лангобардов. В это время Папский престол порвал отношения с иконоборческой Византией, тогда как лангобарды угрожали Риму. Благодаря св. Бонифацию папа Римский был осведомлен о событиях в гос-ве франков и о военных успехах майордома. В 739 г. Григорий III обратился к К. М. с жалобой на притеснения со стороны лангобардов, но майордом, приняв папских посланников с почестями, отказался помочь (Codex Carolinus. 1-2//MGH. Epp. T. 3. P. 476-479; см.: Noble. 1984. P. 44-49). По сообщению Старших Мецских анналов, в это время К. М. был тяжело болен и, готовясь к смерти, разделил Франкское гос-во между сыновьями (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 30-31).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

Хильперик подчинился приговору, но, чтобы компенсировать понесенную им утрату, решил отнять у Сигиберта Турень с городами Туром и Пуатье. Для их захвата он направил в Турень своего старшего сына Теодеберта, и тот, одолев герцога Гундовальда, служившего Сигиберту, «совершил великое избиение народа и подверг пожару большую часть Турской области», затем он «прошел через области Лиможа, Кагора и соседние с ними области, опустошил и разорил их, сжег церкви, разграбил церковную утварь, убил клириков, выгнал монастырских людей, надругался над девушками и все разграбил. И стоял в то время в церквах стон сильнее, чем во времена гонений на христиан при Диоклетиане» 876 . Король Австразии Сигиберт привлек к участию в войне с Хильпериком зарейнские племена, среди которых большинство составляли франки, но романизованными франками Нейстрии, как и местным галло-римским населением, они воспринимались как настоящие варвары. На помощь Сигиберту выступил тогда и король Бургундии Гунтрамн. Испугавшись превосходящей военной мощи братьев, Хильперик возвратил Сигиберту отнятые у него города Турени и Аквитании. В 570 г. в Бургундию вторглись лангобарды, против которых Гунтрамн послал войска под командованием патриция Амата. В состоявшемся сражении франки и бургунды потерпели поражение, среди погибших был и патриций Амат. Захватив богатую добычу, лангобарды вернулись в Италию, а через год они снова пришли в Бургундию. Однако на этот раз они были разбиты патрицием Муммолом Энием в битве у города Амбрена. Вскоре после этого Бургундия пережила грабительский набег саксов – тех, которые раньше приходили вместе с лангобардами в Италию. Когда они расположились лагерем, патриций Муммол напал на них, застав их врасплох, и многих из них перебил, после чего саксы запросили мира: они вынуждены были оставить награбленное и освободить пленников. В 574 г. в Галлию вторглись герцоги лангобардов Амон, Забан и Родан, но и на этот раз лангобарды были изгнаны из страны войсками Гунтрамна под командованием Муммола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 596 г. королева Фредегонда, воспользовавшись смертью Хильдеберта и последовавшим за нею разделом Австразии и Бургундии, от имени малолетнего сына Хлотаря II приказала франкским воинам Нейстрии начать военную операцию против армии Брунгильды. Война велась успешно, нейстрийские франки овладели Парижем и еще несколькими городами, жители которых были недовольны варварским обращением с ними австразийских гарнизонов, в значительной части состоявших из зарейнских франков, не владевших латинским языком, который был родным для значительного большинства населения этих городов. Генеральное сражение состоялось вблизи Суасона. Юный Хлотарь со своими воинами первым начал атаку и одержал победу, учинив затем резню бежавших австразийцев, но в разгар этой победоносной войны в 597 г. Фредегонда умерла в собственной постели, прожив 52 года. Так закончилась жизнь королевы, вышедшей из низов и правившей в течение долгих лет, уповавшей не столько на войска, сколько на политические интриги, а еще более на яд и кинжал как орудие тайных убийств врагов, включая королей и королев из династии Меровингов. Жертвами ее злодеяний становились и духовные лица. Так, в 586 г. по ее приказу в своем кафедральном храме был смертельно ранен епископ Руанский святой Претекстат, которого ранее она отправила в изгнание. Без зазрения совести она чинила расправу над людьми незнатными. Когда в Турне возникла родовая вражда между франками, сопровождавшаяся актами кровной мести, Фредегонда однажды «пригласила множество людей на пир» 905 , и среди них были главы трех враждующих семей, которым она «велела… сесть на одну скамью… Они выпили много вина и сильно опьянели. Тогда по приказанию Фредегонды трое мужчин с топорами встали позади тех трех франков, и в то время как те беседовали между собой, эти мужчины, размахнувшись, разом их порешили и удалились с пира» 906 . В чем ей, однако, нельзя отказать при всей ее звериной жестокости, так это в уме, решительности, отваге и даже в полководческом таланте. Она лично участвовала в сражениях, командовала войсками на поле битвы и была исключительно изобретательна на военные хитрости. Однажды, воюя с Хильдебертом II, Фредегонда прибегла к такой уловке: чтобы подобраться незаметно к лагерю противника, по ее приказу воины выступили против врага заполночь с зажженными фонарями. Двигавшиеся в первом ряду несли в руках ветви деревьев. На шеях их коней были подвешены колокольчики, чтобы коней приняли за коров. Часовые противника, увидев странную картинку, решили, что накануне они перепили, и не подняли тревоги. В результате воины королевы приблизились к вражескому лагерю, когда там спали, и учинили резню сонных и полусонных франков Хильдеберта.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Д. проводил активную внешнюю политику. В 631 г. вмешался в борьбу за власть в вестгот. Испании, послав помощь Сисенанду, захватившему королевский престол. Став королем, Сисенанд выплатил Д. за оказанную помощь 200 тыс. солидов. В 631/2 г. через послов Сервата и Патерна Д. подписал «вечный мир» с визант. имп. Ираклием . Одновременно Д. заключил военный союз с лангобардами для совместных действий против зап. славян - «винидов» (венетов), чьи набеги стали угрожать не только владениям франков за Рейном, но и сев.-вост. границам Лангобардского королевства в Италии. В 631 г. Д. возглавил экспедицию против т. н. слав. гос-ва Само, возникшего на территории совр. Чехии в 625 г., в ходе восстания славян против аваров. Руководитель восстания Само, согласно «Хронике Фредегара» франк по происхождению, став «королем винидов», начал проводить агрессивную политику против франков. В 630 г. славяне по приказу Само ограбили и перебили прибывших к ним франк. купцов. Д. послал к Само с протестом знатного франка Сихарда, к-рый был с позором изгнан. Д. собрал против славян войско из австразийцев, зависимых от франков алеманов и саксов и союзных отрядов лангобардов. Из-за недовольства и открытого бунта австразийского войска поход окончился полным поражением. В 632/3 г. Само ответил нападением на франк. владения в Тюрингии. Д. двинул против него нейстрийские и бургундские войска. В Могонциаке (совр. Майнц) к нему прибыли послы саксов с предложением взять на себя заботу об охране вост. границ Франкского королевства, если Д. снимет с них выплату ежегодной дани. 2-м этапом по созданию «буфера» между франк. и слав. землями стало образование герц-ства Тюрингия (между 632 и 634), во главе к-рого Д. поставил франка Родульфа. В 634/5 г. Родульф отразил нападение Само. В 631-632 гг. Д. подчинил Баварию, воспользовавшись тем, что одна из орд протоболгар, изгнанных из Паннонии аварами, попыталась осесть здесь. Франки совместно с баварцами изгнали болгар, лишь небольшая группа нашла убежище у славян. Д. стал первым королем франков, проводившим в герм. землях целенаправленную политику включения региона в сферу прямого франк. влияния.

http://pravenc.ru/text/168610.html

Воспользовавшись победой над Лотарем, император передал К. Л. земли в центральной части империи, ранее входившие в наследство старшего сына: сначала Фризию и земли в бассейнах Мозеля и Сены (837), затем часть Нейстрии в междуречье Сены и Луары (838). По указанию Людовика Благочестивого прелаты, графы и вассалы принесли К. Л. клятву верности. После смерти Пипина Аквитанского его сыновья были лишены наследства, а королевство Аквитания также передано К. Л. Мн. представители знати отказались признать К. Л. и выступили на стороне Пипина II, сына Пипина Аквитанского. В 839 г. император объявил о новом разделе империи между наследниками. К. Л. должен был получить области к западу от р. Мозель, включая Нейстрию, а также Аквитанию, Бургундию и Прованс, за Людовиком Немецким сохранялась Бавария, а Лотарю отходили остальные земли. Людовик Немецкий поднял восстание, к-рое было подавлено. Весной 840 г. К. Л. возглавил борьбу с мятежниками в Аквитании, но летом пришло известие о неожиданной кончине Людовика Благочестивого. Сразу после его смерти началась междоусобная война между наследниками. Имп. Лотарь I, заключив союз с Пипином II Аквитанским, пытался захватить те земли, к-рые он должен был унаследовать по условиям раздела 817 г. В сражении при Фонтенуа (25 июня 841) Лотарь I и Пипин II потерпели поражение от К. Л., объединившегося с Людовиком Немецким. Современники отмечали жестокость этой битвы и огромные потери, понесенные обеими сторонами (по свидетельству Агнелла Равеннского, склонного к преувеличениям, со стороны Лотаря и Пипина погибло более 40 тыс. чел.; см.: Agnellus. Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis. 174// Agnelli Ravennatis Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis/Ed. D. Mauskopf Deliyannis. Turnhout, 2006. P. 353-354. (CCCM; 199); Nithardi Historiarum libri. II 10; Versus de bella quae fuit acta Fontaneto//MGH. Poet. T. 2. P. 138-139). В февр. 842 г. на встрече в Страсбурге К. Л. и Людовик Немецкий заключили соглашение, т. н. Страсбургские клятвы, обязавшись совместно действовать против Лотаря. Клятву принесли и воины, которые обещали отказать в повиновении правителю, нарушившему договор.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Во второй половине VI в. Франкское королевство является самым крупным из всех варварских королевств: оно объединяло всю территорию современной Франция и большую часть территории современной Германии. Это огромное государство становится государством-сюзереном для остальных варварских государств, для всего варварского мира. Общественный строй франков V – нач. VI вв. отражен в «Салической правде», сборнике судебных обычаев франков, записанных, повидимому, при Хлодвиге (или чуть позже). «Салическая правда» отразила своеобразие перехода салических франков от родовых отношений к феодальным. Франки, обосновавшиеся в северной Галлии, в бассейне Луары, говорили на франкском наречии. Но так как многочисленное коренное население, состоявшее из романизированных галлов, вестготов и бургундов, говорило на латыни, франки постепенно усваивают этот язык. Соединение латинского языка и франкского наречия послужило основой для складывания старофранцузского языка. У франков существовала примитивная письменность. Они знали руническое письмо, которым пользовались, практически, все варвары. Согласно «Салической правде», основной фигурой франкского общества этого времени был свободный франк – полноправный член сельской общины, свободный землевладелец. После смерти Хлодвига у франков начинается процесс феодализации, который выразился в первую очередь в постепенном исчезновении свободного франка, свободного крестьянина. Крестьянин начинает терять свою независимость и все больше и больше превращается в крепостного крестьянина. Рост крупного землевладения, сопровождавшийся сокращением фонда королевских земель, исчезновение значительной части свободного крестьянства, которое зависело раньше только от короля и поставляло ему основные военные силы – все эти процессы привели к трагическим для королевской власти последствиям. Династия, к которой принадлежал Хлодвиг, была первой королевской династией франков. Она известна под именем династии Меровингов (от имени легендарного предшественника Хлодвига, Меровея). После смерти Хлодвига династия Меровингов очень ослабла вследствие неизбежных усобиц: внуки и дети Хлодвига воевали между собой 40 лет. В этой жестокой и кровавой борьбе особенно выделились две королевы – Брунгильда, жена короля Австразии, по происхождению вестготская принцесса, и Фредегонда, жена короля Нейстрии . В борьбе за власть эти две неистовые женщины залили кровью Франкское королевство. Франкские короли не отличались супружеской верностью и имели большое число побочных детей. Этих детей, а также королевских родичей, которые могли бы претендовать на королевскую корону, королевы убивали. Ненавидя друг друга, они убивали также родственников и сыновей противоположной «партии». Особенно властолюбивой и жестокой была королева Брунгильда, не желавшая уступать престол ни сыну, ни внуку. Кровавая вражда королев длилась несколько десятилетий. Брунгильда пережила свою соперницу, но была убита сыном Фредегонды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пелагий II сделал первый шаг к примирению, направив смиренное и искреннее послание Илие и другим епископам Истрии. Но начавшиеся переговоры не были очень результативными. Во время понтификата Пелагия II совершилось обращение исповедовавших арианство вестготов Испании в католическое христианство : на соборе в Толедо в 589 г. король Реккаред (586 – 601 гг.) вместе со своим народом принял веру Вселенских Соборов. Это событие положило начало расцвету испанской культуры, развитие которой сдерживало неизменно враждебное отношение арианского духовенства классическому греко-римскому наследию. Этот культурный подъем продолжался до начала VIII века – времени завоевания Испании арабами, а наиболее известным представителем его стал св. Исидор Севильский – автор первой средневековой энциклопедии. В самом начале своего понтификата, в 580 г., Пелагий II перед лицом угрозы лангобардского завоевания предпринял попытку завязать отношения с франкским государством, направив 5 октября послание епископу Оксеркскому Аунарию, чтобы тот от имени Папы обратился за помощью к франкским королям, которыми в то время были Гонтрамн в Бургундии, Хильперик I в Нейстрии и Хильдеберт II в Австразии. Эта попытка, не принесшая тогда, в VI веке, никаких реальных результатов, тем не менее была очень знаменательной, ибо свидетельствовала о новом направлении политики Апостольского Престола: два века спустя союз Римских Пап с франкскими королями, заключенный Стефаном II и Пипином Коротким, позволил не только воссоздать Западную Римскую империю, но положить начало великому возрождению европейской цивилизации. Сочинения Из сохранившихся посланий Пелагия II наиболее важное значение имеет обширное послание к Аквилейскому патриарху Илие и епископам Истрии (это было третье по счету послание к ним Папы), которое из-за своего большого объема преемник Пелагия II, св. Григорий Великий , в письме к епископам Ирландии назвал даже книгой. По-видимому и сам св. Григорий, тогда еще диакон, принимал самое непосредственное участие в его составлении (Paulus Diaconus. De gestis Langobardorum. III, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После убийства кор. Хлодериха и падения королевства рипуарских франков (509) Колония стала одним из периферийных центров Франкского гос-ва. По-видимому, город переживал упадок: сведения о епископах Колонии V-VI вв. практически отсутствуют. В VII в. епископы Колонии приобретают значительное влияние при дворе франкских королей из династии Меровингов. Они принимали участие в Соборах, выполняли важные гос. обязанности, участвовали в посольствах. Так, еп. Куниберт (ок. 623 - ок. 648) был ближайшим советником кор. Дагоберта I , регентом при его несовершеннолетнем сыне Сигиберте III. Еп. Куниберт считается одним из составителей варварской Рипуарской правды (Lex Ribuaria). Он первым из епископов Колонии установил тесные отношения с майордомами Австразии (см. ст. Каролинги ). Фрагмент надгробия св. Плектруды. 3-я четв. XII в. (ц. Пресв. Девы Марии на Капитолии в Кёльне) Фрагмент надгробия св. Плектруды. 3-я четв. XII в. (ц. Пресв. Девы Марии на Капитолии в Кёльне) Во 2-й пол. VII в. Колония стала главным городом Австразии: Пипин Геристальский, майордом Австразии, Бургундии и Нейстрии, сделал ее своей главной резиденцией. Согласно кёльнской «Королевской хронике», в 690 г. по приказанию Плектруды, жены Пипина, был построен храм на месте совр. ц. Пресв. Девы Марии на Капитолии (Санкт-Мария-им-Капитоль). По археологическим данным, храм воздвигли на остатках рим. святилища. В VIII в. К. стал важным миссионерским центром. Известно, что св. Бонифаций (Винфрид) рассматривал город как возможный центр христианской миссии на герм. землях. Однако статус митрополии кафедра получила лишь при Карле Великом в ходе упорядочения церковной организации во Франкской державе. В 794/5 г. титул архиепископа К. получил Хильдебольд (787-818), друг и архикапеллан Карла Великого. Не вполне ясно, был ли этот титул персональным или предполагал учреждение папой Римским архиепископства К. Сведения о получении архиепископом К. паллия от папы Римского относятся к 858-860 гг., когда кафедру занимал архиеп. Гунтар (850-863). Суффраганами архиепископа К. в эпоху Каролингов стали епископы Утрехта, Льежа, Миндена, Мюнстера и Оснабрюка; юрисдикция Кёльнской кафедры над Бременом оспаривалась (в сер. IX в. Бремен был подчинен архиепископу Гамбурга). В состав архиепископства К. вошел Ахен , основная резиденция Карла Великого. Впоследствии юрисдикция над Ахеном использовалась архиепископами К. как аргумент в пользу их преимущественного права на помазание в Ахене герм. королей (это право оспаривал архиепископ Майнца).

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАВДИЙ [лат. Claudius; франц. Claude] (VII в.), св. (пам. зап. 6 июня), аббат мон-ря Кондат (Сент-Уайан-де-Жу, впосл. Сен-Клод; ныне г. Сен-Клод, деп. Юра, Франция). Житие Среди ранних источников, в к-рых упоминается о К.,- перечень настоятелей мон-ря Кондат (предположительно список восходит к IX в., но сохранившиеся версии относятся к XI-XII вв.; см.: Moyse. 1973. P. 33-34). Согласно стихотворной версии перечня, К. из любви к аскетической жизни вступил в мон-рь, после смерти аббата Инъюриоза против своей воли был избран 12-м настоятелем; прославился подвигами святости (MGH. SS. T. 13. P. 746). В прозаической версии, сохранившейся в составе Хроники мон-ря Сент-Уайан-де-Жу (сер. XII в.), сообщается, что К., «архиепископ и аббат», управлял обителью 55 лет; также приведены сведения, заимствованные из документов монастырского архива (не сохр.): согласно одному из этих документов, в 40-й год правления Хлодвига К. добился от короля признания долга монастырю Кондат, согласно другому, при кор. Хильдеберте в г. Седун (ныне Сьон, Швейцария) К. заключил сделку с еп. Вульфином о взимании десятины с сел. Павлиак (de decimo Pauliaci) (MGH. SS. T. 13. P. 744; Robert. 1880. P. 565). Из-за неверной датировки грамоту кор. Нейстрии и Бургундии Хлодвига II (639-657) следует, по-видимому, считать фальшивой, но договор о десятине, датированный 4-м годом правления Хильдеберта IV (695-711), мог быть подлинным ( Moyse. 1973. P. 469). Агиографические сочинения о К. начали создавать после открытия мощей святого во 2-й пол. XII в. Болландисты опубликовали 2 Жития, краткое (BHL, N 1840-1840a) и пространное (BHL, N 1841-1843) - и сказание о чудесах К. (BHL, N 1844). Материалы для публикации были предоставлены иезуитом П. Ф. Шиффле, который в 1649-1664 гг. работал с рукописным собранием аббатства Сен-Клод. Высказывалось предположение, что краткое Житие является более ранним, оно послужило основой для пространного Жития, созданного в XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010