Возможно, и боковые приделы, симметрично примкнувшие к храму, также завершались шатрами (сейчас горку кокошников над низкими приделами завершает главка). Симметрию прихотливой объемной композиции оттеняет асимметричное размещение наличников на северном приделе, где очелье заходит в один из килевидных кокошников, завершающих объем. Органичное богатство в силуэте и декоре восточной половины здания контрастирует с простотой квадратной трапезной, смещенной с его оси к северу и возведенной, видимо, в сер. 1830-х гг. (до 1832 г. храм 20 лет стоял в развалинах). Внешний декор этого низкого объема под крутой вальмовой кровлей намного строже, чем на храме, приделах и алтарях, хотя лопатки, плавно переходящие в архитрав над полочкой, делают строгий западный фасад довольно пластичным. Тогда же приделы получили ампирный облик: горку кокошников сменила полусфера кровли с тремя пологими фронтонами в основании; более крутые фронтоны возвели над приделами и алтарями. Ампирные формы исчезли при реставрации Одигитриевского храма, которая закончилась к 1994 г. Первые изыскания для восстановления первоначального облика проводил еще в 1912 г. П.Д. Барановский. Стены храма расчленены парами полуколонн в нишах. Архитрав прерывается килевидными наличниками окон. В кокошниках первого яруса квадратные изразцы поставлены на угол. Под шатрами ребра восьмигранных барабанов украшены цепочками из дынек. Белокаменные резные дыньки входят и в рамочные обрамления окон. Ребра шатров подчеркнуты белокаменными гуртами. При величавой, уравновешенной и органичной объемной композиции интерьер кажется конгломератом затесненных помещений, не связанных единством движения. В храме сомкнутый свод прорезан световым кольцом средней главы. Трапезная внутри состоит из Г-образного основного помещения и двух близких к квадрату. Все они перекрыты коробовыми сводами с лотками. Под северо-западной частью трапезной находится подвал из пяти камер, в него ведет с западной стороны узкий сводчатый коридор. Все три помещения северного придела перекрыты полуциркульными сводами по линии запад-восток.

http://sobory.ru/article/?object=05775

Оба этажа трапезной, по ширине равной храму, имеют в западной части притворы. Центральный барабан пятиглавия - световой и более крупный, чем глухие угловые. Отличительной чертой фасадной композиции здания является усложнение и нарастающее обилие декоративных форм снизу вверх. Профилированные карнизы с поребриком делят четверик на три яруса. Если стены нижнего храма, прорезанные небольшими окнами (с лучковыми перемычками), украшенными рамочными наличниками, расчленены гладкими лопатками, чуть отступающими на углах, то во втором ярусе лопатки сменяют двойные, а в третьем - тройные полуколонки. Окна двух ярусов верхней церкви - более крупные, арочные и обрамлены наборными наличниками с разорванными фронтонами в духе нарышкинского барокко. Своеобразный широкий фриз под венчающим карнизом включает пучки полуколонок, образующих подобие крупных триглифов. Фасадное убранство дополняют оригинальная аркатура на барабанах глав в виде стрельчатых арочек с тонкими колонками и наборный перспективный портал западного входа. Первый этаж храма перекрыт коробовым сводом, второй - лотковым. Оригинальной особенностью верхнего храма являются поддерживающие центральную световую главу две подпружные арки, переброшенные от северной к южной стене. Они опираются на объединенные, попарно вытянутые полуколонны, помещенные в простенках между окнами. Верхний храм расписан клеевыми красками в 1-й пол. 19 в., поновлен масляными красками в кон. 19 в. Живопись почти полностью утрачена в алтаре, на стенах и в трапезной. Сохранившаяся роспись свода - замечательный образец монументальной живописи, сочетающей барочные и классицистические черты. Гризайльная декорация выявляет необычную структуру интерьера. Арки, покрытые орнаментом из стилизованного меандра и картушей с барочной сеткой, делят свод на три пространственные зоны. Ребра свода подчеркнуты растительным орнаментом в виде изгибающихся стеблей и листьев. Композиция на восточном лотке " Слава в Вышних Богу " , очевидно, первоначально служила фоном для скульптурного изображения Христа, венчавшего иконостас, от которого остались незначительные фрагменты.

http://sobory.ru/article/?object=03710

В объемно-пространственной структуре собора выделяются два вертикальных композиционных акцента - храм и колокольня, объединенные расположенным между ними более низким объемом трапезной. Высокий четверик храма завершается восьмигранным барабаном с главкой , поставленной на восьмигранный световой фонарь. Апсида значительно ниже четверика. Восьмигранный барабан с главой, венчающий апсиду, служит в композиционном отношении как бы переходным элементом от ее низкого объема к более высокому четверику. Двухъярусная колокольня увенчана шатром , имеющим форму восьмигранной призмы. Переходным элементом от верхнего яруса к шпилю служит низкий восьмигранный постамент. Южный и северный фасады церкви имеют цельную композицию. Архитектурное убранство фасадов создают часто расположенные стройные вертикальные оконные проемы и нарядные завершения в форме лучковых кокошников, опирающихся на выступающие из стены фасада тонкие ажурные пилястры . По вертикали фасады членятся пилястрами на четыре равнозначных прясла , в каждом из которых помещено по три оси оконных проемов. Цельность и стройность северного и южного фасадов достигнута слабовыраженным горизонтальным междуэтажным поясом и удивительной гармонией всех членений и элементов. Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой . Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом. Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан , из окон которого льется мягкий свет. Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто цилиндрическим сводом. Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами. Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая мраморная лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора .

http://drevo-info.ru/articles/22911.html

Место это было обжитое. Прежде на нем существовала античная усадьба с наделом и жизнь не прерывалась в вв. Opus spicatum следует в некоторых стенах новых построек (пом. 9, 10) вперемежку с обычной кладкой, а материал поселения типично греческий, ничем не отличающийся от херсонского. Некоторые его черты указывают на общинный образ жизни. Маленькое здание, вероятно однонефный храм, воздвигнутый одновременно с очередной перестройкой поселка, говорит о том, что здешние обитатели были крещеными. Opus spicatum можно встретить даже в кладке некоторых жилых и общественных сооружений средневекового Херсона. К примеру, в южном углу квартала С в такой технике местами выполнена кладка стен помещений, сложенных из полуобработанного известнякового камня на известково-грязевом связующем растворе 1703 . Таким же образом были возведены из бутового камня коробовый свод и боковые стены небольшой, квадратной в плане одноапсидной гробничной капеллы (примерно 5x3,5 м), пристроенной к середине южной стены Восточной базилики – предполагаемому херсонскому храму Апостола Петра 1704 . А.Л. Якобсон без достаточных оснований отнес молельню к XII–XIII вв., ссылаясь только на характер кладки и облицовку штучными плитами, но вопрос остается открытым, тем более что к настоящему времени от постройки не осталось и следа. Судя по старым планам базилики названная церквушка или поминальная капелла была пристроена к внешней стороне большого храма, следовательно, это было сделано до того, как он был не ранее вв. переделан в меньший храм, занявший пространство центрального нефа 1705 . В случае более поздней постройки капеллы ее было бы целесообразно разместить на части внутреннего пространства южного нефа бывшей большой базилики, как это было сделано, к примеру, в Северной базилике а не строить, по сути дела, поодаль от прежнего перестроенного храма, да еще заботиться об облицовке плитами. В Северной базилике, отождествляемой мной с известным из агиографии IX в. херсонским храмом Св. Прокопия, opus spicatum действительно можно было наблюдать в стенах молельни, устроенной в восточной оконечности южной галереи большого храма, очевидно, во второй, после конца VI–VII в., строительный период, но перед третьим, относимым ко второй половине XI – началу XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сугдейских кладбищенских сооружениях элементы кладки opus spicatum были использованы при сооружении из бута и плоских плит песчаника либо стенок дромоса, иногда со ступенями, либо боковых стен самих погребальных камер. Но в остальном это не катакомбы, а типичные провинциально-византийские склепы, в одном случае относящиеся к вв., с двумя боковыми нишами-локулами, и хотя они сложены на глине из бута и песчаника, коробовый свод их укреплен за счет кладки из обработанных блоков на известковом растворе. После совершения первых одиночных захоронений, в том числе в гробу, сюда стали помещать тела других умерших, так что склепы в скором времени превратились в многоярусные погребения (в них насчитывается соответственно свыше 20 и свыше 80 черепов). То же наблюдается в соседствовавших плитовых захоронениях вв., где покойники располагались в один, два или даже в три яруса (Cyдak-II и на горе Ай-Георгий) 1657 . Прочерченное на одной из плит обкладки многоярусной плитовой могилы (некрополь Cyдak-IV) слово на плохом иврите (если это вообще надпись на иврите, а не на армянском языке) может служить лишь указанием на наличие в Сугдее еврейского населения, что издавна было обычно для городских центров Таврики и Таманского полуострова, имевших общины иудеев 1658 . К тому же примечательно, что такого рода находки встречаются, как правило, во вторичном использовании 1659 . Судя по немногочисленному, как и полагалось у христиан, погребальному инвентарю вполне провинциально-византийского облика (бронзовые перстни со вставками из синего стекла, обычные гладкие височные кольца, серьги с подвеской в виде шарика, подвески пуговичной формы, стеклянные, витые или гладкие, с росписью браслеты, разнообразные бусы, крупная перламутровая пуговица, железная круглая пряжка, фрагмент ножа, две золотые пуговицы, серебряная серьга, нательные бронзовый и крупный железный кресты), склепы на участке куртины XIV функционировали в вв, длительное время, более 200 лет 1660 . Они имели прямоугольные, оштукатуренные внутри камеры, в которые вели дромосы со ступенями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Квадратное в плане пространство четверика через широкие проемы, прорубленные на местах окон, сообщается с помещениями апсиды и компартиментов, которые перекрыты цилиндрическими сводами. От прежней трапезной сохранились участки восточных стен, на внутренней стороне которых неглубокими лучковыми нишами обозначены места придельных алтарей. Двустолпное пространство существующей трапезной имеет сложную систему сводчатых перекрытий, использующую в качестве опоры восточные пилоны, отделяющие алтари от прохода в холодный храм. В средней части это поперечный коробовый свод с торцевыми лотками. С восточной стороны он совмещен с коробовыми перекрытиями алтарей и прохода; на западной – с широкими лотками, перекинутыми к наружным стенам и капитальной перегородке. Над помещениями трехчастного западного отсека трапезной – лотковые и цилиндрические своды. Перекрытие коридора – плоское, деревянное, по балкам, оштукатурено по дранке с применением профилированных тяг на фризе и потолке. Выделяясь среди других храмов, колокольня Рождественской церкви обладает крестообразным планом, который образуют портики и ризалиты нижнего яруса. За счет растянутого крытого перехода-коридора между колокольней и трапезной (почти 20 м .) здание обладает самым протяженным фасадом – 77,8 м . ширина по холодному храму в плане составляет 23,0 м .     Вертикальные членения четверика представлены каннелированными лопатками (на углах лопатки спарены), делящими фасады на три части. Средние прясла выделены полуглавиями, в тимпанах которых помещены окна с наличниками в виде картушей. Проемы с арочными перемычками заключены в простые рамочные наличники. Дробная ленточная композиция завершения стен включает ряд утрированных триглифов во фризе и высокий профилированный карниз. Четкую трехосную структуру фасадов четверика поддерживают пристройки-компартименты. Их стены до уровня пяты арок проемов покрывает мелкая рустовка в перевязку, переходящая так же на архивольты, а на гладкие поверхности верхней части наложены только кольцевидные филенки.

http://sobory.ru/article/?object=18536

Внутренние и внешние очертания апсиды полукруглые. За линию стены она выступает примерно на 2 м. Ширина плеч – около 0,5 м. Вход один, располагался, предположительно, у южного угла здания, в юго-западной части юго-восточной стены. Под церковью – сборная каптажная галерея родника, вода поступает из двух ниш в её западной стенке. Её общая длина – не менее 8,5 м, примерно в 6–7 м от портала она изгибается к северо-востоку. Тоннель частично перекрыт коробовым сводом из тесаных блоков известкового туфа, частично – песчаниковыми плитами вымостки пола помещения. Наружу ручей выходит под юго-западной стеной строения. Здесь канал оформлен арочным порталом. Стены храма (толщина – около 0,7–1,2 м) сложены, в основном, из местного плитчатого песчаника на песчано-известковом растворе. Кладка в большинстве случаев трехслойная, велась рядами высотой 0,5–0,6 м. При сооружении колонн, пилястр, арок и других конструкций перекрытий различных частей здания, а также внутренних углов кладки апсиды широко применялись архитектурные детали, изготовленные из известкового туфа. Внутреннее пространство храма было поделено на три объема: Алтарная (апсидная) часть, одна из плит пола которой, установленных, возможно, использовалась в качестве своеобразной крышки люка, открывавшего доступ к воде. Проход из наоса в алтарную часть храма был перекрыт аркой. Наос в плане прямоугольный, размером примерно 3,0×3,5 м. В его углах – трехчетвертные колонны, увенчанные капителями, на которые опирались четыре подпружные арки, поддерживавшие свод. В юго-восточной стене наоса находился оконный проем. Нартекс от наоса отделяла стена. Нартекс в плане почти квадратный (примерно 3,0×3,0 м). В его углах отмечены прямоугольные в плане пилястры, которые, видимо, поддерживали арки свода. Конструкция входа не ясна. Крыша здания над нефом, возможно, была двускатной. Кровлю охарактеризовать сложно, вероятно, каменная, поскольку обломки керамид, обнаруженные О. И. Домбровским, немногочисленны и, скорее всего, представляют собой конструктивные элементы арочного завершения верхней части алтарной ниши.

http://sobory.ru/article/?object=52643

Трапезная была двухэтажной, но междуэтажное перекрытие не сохранилось, перекрытие - коробовый свод. Первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом, над оконным проемом распалубки. Южная и северные стены четверика имеют по два оконных проема и между ними выступающие " порталы " с фронтонами и арочными проемами с наличниками и архивольтами. По углам основного объема спаренные лопатки. Первый повышенный ярус завершает антаблемент, над которым второй ярус с оконным проемом в центральной части и с двумя нишами по бокам. Над окном лопастное завершение. В барабане восемь оконных проемов с арочными перемычками, в простенках спаренные лопатки, венчает барабан антаблемент, на куполе малый барабан с главою барочной формы. Фасады алтаря декорированы рустами, углы стен раскрепованы. На южной, восточной и северных стенах по одному оконному проему. Окна декорированы профилированными наличниками. Кровля трехскатная. Фасады притвора декорированы широкими рустованными пилястрами. В южной и северной стене по два оконных проёма с наличниками. В цокольной части стены по одному круглому окну. Завершает стены антаблемент, который проходит по всему периметру стен всего сооружения. Кровля над притвором двухскатная. Столпообразная колокольня имеет шесть ярусов, седьмой ярус барабан, несущий главу с металлическим крестом. Фасады первого и второго ярусов декорированы рустами. В первом ярусе один дверной проем с арочной перемычкой и два оконных проема, во втором - полуциркульные оконные проемы. В третьем по одному арочному проему, пилоны декорированы пилястрами. В каждом углу по одной колонне. Четвертый, пятый, шестой и седьмой ярусы имеют срезанные углы. Четыре арочные проема, пилоны декорированные пилястрами в четвертом ярусе, в пятом пониженном ярусе круглые оконные проемы. Между ярусами карнизные тяги. Южная и северная стены интерьера четверика декорированы пилястрами с фронтонным завершением. В восточной стене большой арочный проем, в западной - дверной и по бокам два оконных проема. Над ними три оконных проема.

http://sobory.ru/article/?object=01737

В завершении каждого фасада – ряд из четырех полукруглых кокошников. У трапезной – характерные для московского барокко рубежа XVII-XVIII вв. рамочные наличники с разорванным фронтонами и обрамление проема на западном фасаде в стиле барокко середины XVIII в., с ушами и замковым камнем. Около южного угла западного фасада в стену трапезной вставлена белокаменная резная надгробная плита с датой 1652 г. В интерьере два квадратных в плане столба с подпружными арками между ними и стенами поддерживают коробовые своды трех продольных нефов храма. Между столбами в центре был расположен более крупный средний барабан, сохранивший лишь свое основание; меньшие барабаны были сильно сдвинуты к концам боковых нефов и поставлены на дополнительные арки. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами. Подклет имел плоское деревянное перекрытие. У трапезной имелся сомкнутый свод с распалубками над проемами. В интерьере церкви сохранились фрагменты стенного письма начала ХХ века. Живопись в основном на сводах и подпружных арках. Наиболее сохраненная композиция на своде центрального компартимента перед иконостасом – «распятие с предстоящими». Письмо профессиональное, с академическим владением рисунком. На арках многоцветные розетки типа архитектурного лепного декора. Колорит росписей испытывает влияние цветовой гаммы модерна. Пробное раскрытие свидетельствует, что роспись выполнена по побелке, под которой просматриваются остатки масляной живописи XIX века. Определенно, интерьер храма обновлялся связи с подготовкой к торжествам по случаю 300-летия Дома Романовых. Художественное убранство храма, иконостас не сохранились. Из книги: Памятники архитектуры Костромской области Каталог, 1998 г., Выпуск 1, Часть 1. Стр. 184 В начале XX в. Вознесенский храм являлся одним из наиболее примечательных памятников церковного зодчества Костромы, его изучали выдающиеся историки. В храме имелось много икон древнего письма, древние оловянные сосуды и ковчег, Евангелие XVII в. Стены Вознесенской церкви были украшены росписями.

http://sobory.ru/article/?object=03052

Храм является интересным образцом сельской приходской церкви в " русском " стиле начала ХХ в. Здание сложено из кирпича размером 26х13х7 см, система перевязки кладки цепная, шов обработан валиком Объемная композиция и декоративное убранство памятника ориентированы на московскую архитектуру XVII столетия. Протяженная симметричная относительно продольной оси ( " кораблем " ) композиция церкви включает пятиглавый храм с полуциркульной апсидой, два боковых придела, притвор, шатровую колокольню и западную паперть. Четверик храма, увенчанный пятью цилиндрическими глухими барабанами, возвышается над пониженными боковыми приделами, покрытыми двускатными крышами. Полуциркульные апсиды приделов имеют, по сравнению с центральным алтарем, меньший выступ. Равный по ширине четверику притвор соединяет храм с колокольней.Стройная столпообразная композиция колокольни завершается шатром. Два нижних яруса образуют квадратное в плане основание, несущее восьмигранный столп, в верхней части которого расположен ярус " звона " . К нижнему ярусу колокольни с севера и юга примыкают прямоугольные пристройки, с запада - вытянутая по оси " запад-восток " паперть. Богатый кирпичный декор восходит к образцам XVII в. Внутреннее пространство организовано пристенными пилонами, образовавшимися благодаря арочным проемам во всю ширину стен. Перекрытия сводчатые. Апсиды перекрыты конхами, четверик и приделы парусными . сводами, притвор коробовым сводом. В нижнем ярусе колокольни сомкнутыйц свод, на паперти - коробовый. В интерьере частично сохранилась фигурная, сюжетная и орнаментальная масляная живопись академического толка, отличающаяся высоким качеством исполнения. В приделах сохранились фигуры святых в простенках окон. В растительный орнамент подпружных арок и пристенных пилонов (сохранились фрагментарно) включены стилизованные изображения крестов. Из сохранившихся композиций притвора и паперти заслуживают внимание " Исцеление расслабленного " . " Возвращение блудного сына " , " Лепта вдовицы " . Тябловые иконостасы новые, исполненные выпускниками иконописной школы Троице-Сергиевой лавры.

http://sobory.ru/article/?object=00611

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010