Золотниковская пустынь. Золотниковская Успенская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Казанская церковь принадлежит к типу трапезных церквей, трехчастных в плане. Кирпичное, неоштукатуренное здание стоит на высоком подклете, в котором располагались помещения хозяйственного назначения. Над подклетом находилась собственно церковь с двусветным прямоугольным в плане четвериком, завершенным декоративной главкой, и примыкающими к нему тремя уплощенными апсидами алтаря (в ширину основного объема), и более широкой квадратной трапезной. К настоящему времени сильно разрушена трапезная, утрачены перекрытия подклета, четверика и алтаря, а также завершения всего здания. Декоративное убранство фасадов выдержано в той же стилистике, что и в Успенской церкви. На углах объемов также расположены мощные лопатки, а декоративное убранство сосредоточено в верхней части четверика и других объемов. Сходны и примененные архитектурные мотивы - поребрик, балясины, аркатурный пояс. Однако это сходство не буквальное: так, аркатурный пояс здесь более миниатюрный, а между рядами поребрика в четверике проходит пояс перспективных ширинок. Внутри четверик храма перекрыт в первом этаже коробовым сводом, во втором — лотковым, алтарные апсиды — лотковым и коробовым сводами, подалтарное пространство — коробовым сводом. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 270-274. Казанская (трапезная, зимняя) церковь, судя по надписи на существовавшем в церкви храмозданном кресте, освящена в 1657 году. По стилистическим архитектурным признакам церковь можно скорее отнести к 70–80-м годам XVII века, так как она близко связана с ростовским и суздальским кругом памятников конца XVII столетия. Казанская трапезная церковь расположена в глубине участка Золотниковской пустыни, в девяти с половиной метрах к северо-западу от Успенской церкви, недалеко от западного, противоположного главному, входа, к которому она развернута западным фасадом. Постановка церкви под углом к Успенской обеспечивает выгодные точки обзора здания и является существенным элементом композиционной организации ансамбля. Церковь сложена из кирпича 30(32)×16(17)×8,5(9) см с затиркой швов, побелена. Под алтарем просматривается фундамент из валунов на известковом растворе. Внешняя поверхность кладки первого яруса церкви толщиной в кирпич. Внутри — забутовка из мелких валунов и битого кирпича, перемежающихся с рядами кирпичной кладки. Первый этаж Казанской церкви предназначался для хозяйственных помещений (подвала, кладовых), во втором помещались собственно церковь и трапезная палата.

http://sobory.ru/article/?object=05665

Рославль. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Стоит на углу квартала. Сооружена из кирпича в 1780-90-е гг. на месте деревянного храма, в 1855 г. были пристроены приделы трапезной. Единственный в Рославле памятник барокко, к сожалению, сильно пострадавший: церковь с трех сторон закрыта кирпичными постройками, разобраны верхние ярусы колокольни и глава храма, растесаны проемы, утрачен фасадный декор, искажен интерьер. К двусветному четверику с вытянутой апсидой примыкают равные по ширине квадратная трапезная и прямоугольное основание колокольни. Северный и южный приделы с закруглениями апсид вытянуты во всю длину трапезной. Первоначальный декор храма частично сохранился на южном фасаде: пилястры, между которыми выпущены углы, широкий профилированный карниз, рамочные с клинчатыми замками наличники прямоугольных окон второго яруса, над окнами - накладные доски, смыкающиеся с карнизом. Фасады приделов фланкированы пилястрами и равномерно прорезаны большими прямоугольными окнами в рамочных наличниках. Бесстолпный четверик перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом в шелыге. Узкие диагональные грани опираются на ступенчатые тромпы. Арочными проемами храм связан с апсидой, коробовый свод которой переходит в конху, и с трапезной. Ее коробовый свод прорезан распалубками над широкими арками, ведущими в приделы с аналогичным перекрытием. Ракочевский, с. 193, 256, 258; Архитектурные памятники.., с. 549-550; Рославль, с. 101. Успенская церковь находится недалеко от современного центра города, рядом со средней школой Многие рославльчане считают полуразрушенное здание бывшей пекарней. На самом деле Успенская церковь является одним из первых храмов города и единственным в Рославле памятником архитектуры в стиле барокко. С последней четверти XVIII века в России широко распространяется классицизм, но Успенская церковь является исключением. Точная дата строительства храма неизвестна. Имеются сведения, что она возведена на месте одноименной деревянной церкви в конце XVIII в. Построена церковь с приделом в честь Покрова Божьей Матери в основном на средства почетного гражданина города Кузьмы Мухина.

http://sobory.ru/article/?object=07547

Баскаково. Церковь Спаса Преображения. Церковь Рождества Христова (в " Своде Памятников архитектуры и монументального искусства России " Карта и ближайшие объекты Построена в 1760-70-е гг., вместо прежней деревянной (1701), из кирпича и оштукатурена. Пятиглавый храм с ярусной колокольней - оригинальный памятник барокко. Двусветный куб под крутой изогнутой кровлей завершен пятиглавием: в центре - крупный световой восьмерик, а над углами - узкие глухие восьмерички на четырехгранных основаниях, все с луковичными главками на круглых шеях. Пятигранный алтарь сильно выдвинут к востоку. Широкая и низкая трапезная имеет два придела, их трехгранные алтари примыкают к боковым стенам храма. Устремленная вверх четырехъярусная колокольня состоит из трех сквозных четвериков (верхний со срезанными углами), увенчанных стройным глухим восьмериком с главкой. Декор фасадов состоит из пилястр, многообломных карнизов с раскреповками и ленточных наличников с замками, ушами, фартуками и лучковыми либо треугольными фронтонами. Светлое и высокое основное помещение перекрыто сомкнутым сводом с кольцом светового барабана. Коробовый свод алтаря переходит в граненую конху. Коробовые своды трапезной опираются на два столба. В нижнем ярусе колокольни свод крестовый, в верхних - сомкнутые. Храм сохранил внутреннее убранство с ярусным иконостасом и иконами 19-20 вв. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г. В 3 км к северу от с. Васильевского на правом берегу р. Сежи лежит старинное торговое с. Баскаково, на кладбище которого стоит церковь Рождества. Она было построена в 1760-1772 гг. вместо деревянной и представляет собой двусветный куб, завершенный пятиглавием. К храму примыкает четырехъярусная колокольня. Около соседней д. Брылёво находится Святой источник. Источник: сайт  «Культурное наследие Земли Смоленской» На правом берегу реки Сежа раскинулось очень древнее село Баскаково бывшего Сычевского уезда, а ныне Гагаринского района. Село известно еще с XVI века. В селе находился древний монастырь. Некоторое время Баскаковская волость была в ведении Московского Новодевичьего монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=03501

Воздвиженье. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня , Николая Чудотворца , Сергия Радонежского Год постройки:Между 1790 и 1792. Адрес: Россия, Ивановская область, Заволжский район, с. Воздвиженье, ул. Центральная, д. 52 Координаты: 57.498366, 42.018588 Проезд:проехав мост через Волгу в районе г.Кинешмы свернуть налево и ехать до перекрестка около 800 метров. На перекрестке свернуть налево по указателю " Воздвиженье " и ехать асфальтом около 3 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ с.Воздвиженье Церковь построена на средства прихожан в 1790 г. за два, как минимум, строительных периода и имеет два придела в честь святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского. Церковь представляет собой бесстолпный пятиглавый храм с ярусной колокольней, двусветной квадратной в плане трапезной и граненой апсидой алтаря. Это традиционный тип храмового комплекса, где на единой оси запад-восток расположены все составные части. Пристройки к южной и западной стенам колокольни, судя по размерам кирпича и отсутствию перевязки в кладке, поздние. Лестница на верхние ярусы колокольни находится в толще западной стены трапезной. Здание выложено из кирпича и имеет традиционную сводчатую систему перекрытий: над холодным храмом - четырех лотковый сомкнутый свод, в трапезной - система коробовых сводов с распалубками между столбами, над алтарем - цилиндрический свод, переходящий в граненую конху, над первым ярусом колокольни - коробковый свод, а в пристройках перекрытия плоские. Общая композиция церкви традиционна. К очень высокому четверику холодного храма, увенчанному ложными луковичными главами на граненых " шеях " , с востока примыкает пониженный объем граненого алтаря, перекрытый высокой граненой (полушатровой) кровлей. К западу к храму примыкает невысокий объем трапезной и шатровая колокольня с тремя рядами " слухов " на каждой грани и широкими арками звона. Столп колокольни увенчан луковичной главой. Интересен контраст пропорций стройных угловых барабанов и спокойных пропорций в центральной главе. Взлет вертикалей церкви (четверика и колокольни), подчеркнутый низким объемом алтаря и трапезной, особенно выразителен с глади волжских просторов. В наружном убранстве памятника своеобразно сочетаются формы древнерусского зодчества и классицизма. Вертикальный строй композиции четверика храма подчеркнут не только очень стройными пропорциями объема (отношение высоты четверика к ширине стены каждого фасада примерно 2:1), но и декором каждого фасада, очень стройными лопатками, а также раскрепованными над ними венчающим карнизом и двумя тягами. Четверик увенчан неполным антамблементом, карниз которого украшен сухариками, а фриз - сугубо декоративными мелкими закомарами. Широкая тяга, украшенная одним рядом сухариков и двумя рядами выпущенных углом кирпичей, опоясывает все части памятника на уровне верха стен трапезной и алтаря.

http://sobory.ru/article/?object=04026

Плёс. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, 1-я пол. 19 в. ул. Ленина, 2. Расположена в начале улицы на возвышении. Замыкает западную сторону старой торговой площади и является доминантой ее застройки. Возведена в 1817 г. вместо двух деревянных церквей из кирпича и побелена по кладке. В 1962 г. перестроена внутри под картинную галерею. Хороший образец местного культового зодчества; по формам близка к Никольской церкви в Приволжске и Троицкой - в Плёсе. Сохраняет традиционное объемно-пространственное построение в духе 17 в., но декорирована уже в стиле раннего классицизма. Двухъярусный высокий четверик с четырехскатной кровлей завершен пятью небольшими луковичными главками с чешуйчатым покрытием на широко расставленных граненых барабанах (центральный — световой). Центры боковых фасадов акцентированы сильно выдвинутыми входными портиками с двумя парами тосканских колонн и фронтонами. Небольшая полукруглая апсида и квадратная, равная по ширине четверику трапезная с двускатной кровлей сильно понижены. Стройная трехъярусная колокольня из четвериков с арочными проемами завершена вытянутым граненым куполом с люкарнами и маленькой главкой на барабане. Убранство фасадов состоит из пояса над высоким цоколем, парных пилястр в простенках и на флангах объемов, антаблемента в завершении алтаря, нижнего яруса четверика и трапезной, а также широкого аттика четверика, декорированного филенками с полукруглым архивольтом в центре. Прямоугольные окна храма заключены в рамочные наличники с сандриками, ушами и подоконными нишками. Более скуп декор колокольни с трехчетвертными колонками на устоях арок и фронтонами двух нижних ярусов. Основной объем и трапезная перекрыты сомкнутыми сводами (в храме - со световым кольцом барабана, в трапезной - с многочисленными распалубками над проемами). Коробовый свод апсиды переходит в конху; в нижнем ярусе колокольни свод сомкнутый. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука, 2000, с. 97-98.

http://sobory.ru/article/?object=00939

Холуй. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Церковь Троицы, согласно документам, должна была строиться по образцу Казанской церкви в Суздале, однако в действительности совершенно на нее не похожа. Ярусный храм типа восьмерик на четверике сложен из кирпича и побелен. В его архитектуре традиционные формы 17 в. своеобразно сочетаются с барочными. Закругленный пониженный алтарь несет приземистый широкий восьмерик, завершенный пятью луковичными главами с глухими восьмигранными шеями и красивыми ажурными крестами. К короткой квадратной трапезной с запада примыкает ярусная колокольня с низким четвериком и восьмигранным столпом, ярус звона которого увенчан оригинальным верхом - узким усеченным шатром со слухами и поставленным на него глухим восьмериком с восьмигранным шпилем, как бы продолжающим шатер. В декоре храма преобладают формы сер. 17 в.: лопатки на углах объемов, цокольный пояс с поребриком, простые карнизы из полок и пилы и ярус кокошников в верхней части восьмерика. В то же время сохранились следы первоначальных наличников с ушами и лучковыми завершениями (сбиты при растеске проемов и заменены на рамочные килевидные наличники во 2-й пол. 19 в.), ниши на диагональных гранях восьмерика. Рустованные лопатки между кокошниками, обработка шей глав и слухов колокольни свидетельствуют о влиянии барокко. Внутри основной объем имеет сферические тромпы при переходе к восьмерику, перекрытому восьмилотковым сводом; у алтаря - коробовый свод с конхой; у трапезной - сомкнутый; у нижнего яруса колокольни - коробовый. Лестница в толще северной стены нижнего яруса колокольни со входом снаружи ведет к звону. В окнах храма и трапезной - решетки классического рисунка, в трапезной сохранились кованые двери. Клеевая живопись относится к сер. 19 в., на стенах прописана маслом в кон. 19 в. Интересный пример росписи, композиции которой, выполненные в духе классицизма, имеют псевдобарочные обрамления. В первоначальной живописи на своде ( " Похвала Троице " ) преобладают звучные ярко-бирюзовые, синие и золотисто-охристые цвета. Колорит поновленных композиций - более приглушенный, холодный. В парусах написаны евангелисты, в восьмерике и на стенах четверика (в два яруса) - евангельские сцены, в алтаре - " Служба Св. отец " . В своде трапезной лучше всего сохранилась сцена " Страшного суда " на западном лотке, переходившая и на западную стену. В притворе на своде и стенах также изображены новозаветные сцены, среди них - многофигурная композиция, редко встречающаяся в монументальной живописи 19 в., - " Избиение младенцев " .

http://sobory.ru/article/?object=06173

Бобрик. Церковь Михаила Архангела. Церковь Михаила Архангела Карта и ближайшие объекты Построена в 1720 г., в 1-й пол. - сер. XIX в. сооружены боковые прирубы и нынешняя колокольня. Ярусный храм типа восьмерик на четверике рублен из брусьев на кирпичном цоколе и обшит тесом. Высокий двусветный четверик несет поставленные друг на друга два восьмерика: широкий световой с граненой купольной кровлей и небольшой глухой, увенчанный маленькой, видимо более поздней, главкой. К четверику прилегают пониженный пятигранный алтарь с высокой выпуклой кровлей и прямоугольная крытая на два ската трапезная с более узким притвором с запада. Низкие и длинные боковые прирубы с пологими двускатными кровлями придают объему крещатость. Над западной частью трапезной возвышается двухъярусная колокольня; её четверики – глухой нижний и сквозной верхний (звон) завершены яйцевидной кровлей с главкой на коротком шпиле. Основное помещение храма имеет плоские паруса при переходе от четверика к восьмерику и ложный восьмигранный сомкнутый свод с плоской средней частью. Своеобразны имитирующие свободные коробовые своды перекрытия трапезной, алтаря и боковых прирубов, в которых размещались приделы; над остальными частями здания плоские потолки. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1998 г. В Окладной книге «жилых данных церквей» Севской десятины в Комарицкой волости Чемлыжского стана села Бобрик с 1628 г. значится храм во имя Архистратига Божия Михаила. В начале XVIII века храм обветшал и был построен вновь, но уже в 1719 г. сгорел. В огне погибли святые иконы, утварь, Святой Антиминс. В следующем году был построен деревянный храм на месте прежнего. Сохранившийся до наших дней деревянный храм был построен в 1779 г. на средства прихожан. Перестройкам и реконструкции не подвергался. В 1898 г. был произведен капитальный ремонт, заключавшийся в обновлении икон и покраске стен внутри храма. Из особо чтимых икон в храме находился образ Божией Матери Скорбящая, пред которым часто служились молебны по просьбе прихожан храма и жителей других сел.

http://sobory.ru/article/?object=11709

Злынка. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Здание построено из кирпича и оштукатурено. Его основной кубический объем с пятигранным алтарем и короткой пониженной трапезной увенчан оригинальной большой главой луковичной формы, не имеющей барабана и поставленной прямо на кровлю. Доминирует в объемной композиции высокая ярусная колокольня - два четверика и крупный восьмерик звона, завершенный на украинский манер большой грушевидной главой. Нарядный декор фасадов храма состоит из членящих стены пилястр, широких карнизов с поясами городков внизу и рамочных наличников окон с лучковыми перемычками, украшенных замковыми камнями и треугольными сандриками. В более пышном убранстве колокольни преобладают типично украинские ниши различной формы, пилястры на углах и кокошники у основания главы. Внутри основное помещение храма перекрыто куполом. Узкими проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с граненой конхой, и с трапезной, перекрытой плоским потолком. Такие же перекрытия у ярусов колокольни. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1998 Освящение храма в посаде Злынке, Новозыбковского уезда 5-го июля 1898 года с особенной торжественностью было совершено в посаде Злынке освящение нового каменного храма – во имя св. Николая Чудотворца, устроенного на собственные средства купцом фабрикантом Ф.И. Осиповым в память бракосочетания Их Императорских Величеств, ныне благополучно здравствующих. Накануне освящения, совершено было всенощное бдение отцом игуменом Климовского Покровского монастыря, при участии местного отца благочинного, 9 священников и 2-х диаконов; пели монахини Малиноостровского монастыря; масса народа наполняла храм и церковный погост. 5-го июля, в 6 часов утра, торжественно совершено было освящение воды и затем началось освящение престола. При богослужении присутствовало немало и старообрядцев. Многие из них, и даже уставщики их моленных, принимали усердное участие в чтении и пении за божественной литургией и молебном.

http://sobory.ru/article/?object=13440

Лосьмино. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Расположена на открытом возвышенном участке между жилой застройкой села и кладбищем, заросшим деревьями. К северо-востоку от здания сохранились остатки усадебного парка с каскадными прудами. Построена в 1744-55 гг. на средства майора Г.Т. Шатихина. В кон. 19 или нач. 20 в. кирпичные стены на многих участках закрыла цементная штукатурка. Ажурный крест над храмом изготовлен в последней четв. 19 в. Главный алтарь, квадратная трапезная и колокольня с основанием той же ширины разобраны; от приделов сохранились лишь плоские восточные стены. Ярусная объемная композиция и декор уцелевшего ядра здания близки нарышкинскому барокко. Высокий двусветный четверик завершен широким восьмериком с вытянутыми вверх гранями. Меньший восьмеричок над ним увенчан граненой главкой на глухой шее. Углы четверика выпущены между узкими лопатками на флангах фасадов. На восьмериках лопатки закрывают ребро между гранями. Окна обрамлены наличниками с вогнутыми скатами разорванных фронтонов. На южном фасаде четверика проемы размещены по двум осям; на северном - западная половина стены проемов не имеет из-за примыкания граненого придельного алтаря с крутой кровлей. Окна с коробовыми перемычками забраны волнистыми решетками. Несложный перспективный портал на северной стороне завершен полукружием арки. Храм соединялся тремя арками почти одинаковых размеров с алтарем, имевшим параллельные стены. Более короткий южный придел был прямоугольным, с сомкнутым сводом. Трапезную перекрывал монастырский свод. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, Наука, 2001 г. Лосьмино (Скобелево) – дер., Кайдаковский сельский округ Вяземского района. В прошлом – село Юхновского уезда (ныне Вяземский район). Расположено недалеко от Калужского тракта. В 1755 г. майором Георгием Тимофеевичем Шатихиным был построен каменный храм во имя Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая. В настоящее время с автодороги Вязьма – Калуга видно полуразрушенное здание храма.

http://sobory.ru/article/?object=08268

Сергиев Посад. Церковь Вознесения Господня в бывшей Иконной слободе. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вознесенская церковь в бывшей Иконной слободе строилась с 1766 по 1779 гг. на средства прихожан. Здание кирпичное. Задуманное двухэтажным, оно не было достроено. Объемная композиция оформилась в процессе постепенного отказа от первоначального замысла, что отрицательно повлияло на общее решение и силуэт постройки. К приземистому двусветному четверику бесстолнного храма последовательно примыкают обширная двустолпная трапезная и колокольня из трех квадратных ярусов. О проекте напоминают развитой межъярусный карниз четверика, призванный выявить поэтажное членение, и усложненный абрис граненой апсиды. Обработка фасадов стиля русского барокко сводится к усилению углов парными пилястрами, к однотипным наличникам характерного рисунка и широким плоским карнизам. Глухой сомкнутый свод храма поддерживает сквозной граненый фонарь с миниатюрной главой на тонкой шейке. Красив коробовый свод в алтаре, дополненный лотками и распалубками от проемов. Интерьеры здания изменены, отделка их новая. В западной линии церковной ограды имеются одноэтажные кирпичные строения: сторожка начала XX в. и женская богадельня на 12 человек, 1854 г. Последняя сохраняет в облике черты позднего классицизма. Вознесенская церковь находится на горе Волкуше к югу от Троице - Сергиева монастыря в бывшей Иконной (или Вознесенской) слободе. Первоначально на этом месте стояла одна деревянная церковь. К началу XVIII в. их было уже две: одна во имя Вознесения Христова, а другая в честь Трех Вселенских святителей. В 1766 г. началось строительство новой каменной церкви, которая должна была стать двухэтажной. Однако была построена существующая одноэтажная холодная церковь Вознесения Господня с теплой трапезной и колокольней, освященная в 1779 г. При Вознесенской церкви, также как и при Рождественской, находилась женская богадельня, устроенная в 1853 г. на средства купца Алексея Егоровича Ерофеева. Она была рассчитана на 12 человек.

http://sobory.ru/article/?object=00093

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010