Если принять во внимание самый древний элемент богослужения каждой Церкви, а именно – евхаристическую молитву, или евхаристический канон, можно определить на Востоке две традиции: Антиохийскую и Александрийскую, к которым относятся все остальные восточные традиции. На Западе наблюдаются тоже две главных традиции: Римская и Галло-испанская. Удивительно все-таки, что Римская евхаристическая традиция имеет много общего с Александрийской, между тем, как Галло-испанская традиция относится к Антиохийской. Антиохию, наследницу Иерусалимской церкви, можно справедливо называть «Матерью многочисленных Церквей». Благодаря энергии ее миссионеров антиохийские литургические традиции будут распространяться по всему древнему миру – от Китая до Испании и от Кавказа до Эфиопии. Рим и Александрия сконцентрируют свое проповедническое влияние прежде всего в Средиземноморском регионе, особенно в Северной Африке. Сама византийская традиция будет зависеть вначале от Каппадокии (Малая Азия) и Антиохии, позднее – от Палестины, и, до некоторой степени, – от Рима (например, в литургическом календаре). 3. Схема литургических традиций (обрядов) I. Антиохийская традиция а) Сиро-Западная традиция 1 . Сиро-антиохийский обряд, к которому принадлежат: сирийцы-яковиты (служат на сирийском и на арабском языках); сиро-католики; индийцы-яковиты (на сирийском и малаяламском языках); индийцы и сирийцы-маланкарцы (католики). 2 . Маронитский («антиохийский») обряд (католики Св. Марона в Ливане; служат на сирийском и арабском языках). б) Сиро-Восточная традиция 3 . Халдейский, или Ассирийский, обряд: несториане, католики, индийцы, малабарцы. в) Малоазийская традиция 4 . Византийский обряд: греки, грузины, славяне, арабы («мелхиты»), румыны и другие. Греко-католики. 5 . Армянский обряд (григорианцы и католики). II. Александрийская традиция 6 . Коптский, или египетский, обряд (св. евангелиста Марка). 7 . Эфиопский, или абиссинский, обряд. III. Римская традиция 8 . Римский, или латинский, обряд. 9 . Амвросианский, или медиоланский, обряд (св. Амвросия)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Конфедерация племен шаммар состояла из 2 частей (по 9 родов в каждом). Шаммар-тога, населявшие левобережье Тигра - от Эль-Амары до Диялы, занимались (в зависимости от рода) как земледелием, так и разведением мелкого рогатого скота и верблюдов (шейхи избирались исключительно из «чистых» бедуинов). Шаммар-джерба, кочевавшие между Мосулом и Багдадом и по берегам Хабура, являлись исключительно скотоводами. Номады Басрийского вилайета были представлены 11 племенами. К наиболее могущественным относились каб, осевшие в нач. XIX в. вокруг Мухаммары (ныне Хорремшехр) и на правом берегу р. Карун. В 1841 г. вторжение иранцев повлекло за собой разорение каб и разделение их на 2 части, одна из к-рых перебралась в И., где в Феллахии обосновался верховный шейх племени. Конфедерация племен аль мунтафик сложилась в нач. XVII в. как результат консолидации 3 ранее враждебных племен во главе с аравийскими племенами аш-шабиб. Шейхи аль-мунтафик брали на откуп плантации финиковых пальм и пахотные земли правобережья Евфрата. Отдельные роды этого племени поставляли далеко за пределы Османской империи (в частности, в Индию) чистокровных скакунов. Сиро-яковиты Мосульского вилайета. Фотография. 3-я четв. XIX в. Сиро-яковиты Мосульского вилайета. Фотография. 3-я четв. XIX в. В Мосульском вилайете, подразделявшемся на ливы (санджаки) Мосул, Киркук и Сулеймания, население было преимущественно оседлым, но отличалось этнической неоднородностью. Здесь сосуществовали курдские (гергерийе) и арабские (амарат-анейза и руала) конфедерации. Четыре из 8 таиф Шахризора входили в союз, возглавлявшийся «чистыми» бедуинами-кочевниками, до нач. XIX в. практически неподконтрольными центральным властям. В пограничной зоне между Османской империей и Ираном обитали и 11 таиф арабов-бильбас, к-рые в зависимости от ситуации прибегали к защите иран. или ирак. правительства. Сильнейшими из курдских объединений были джаф (24 таифы), делившиеся на 2 части - в Зохабе и Сулеймании. К 50-м гг. XIX в. ими управляли 3 бека, назначавшиеся Портой.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Вследствие того что сирийцы с первых веков христианства совершали Божественную литургию на своем родном языке и со временем всё более и более забывали греческий язык, сирийская литургия св. Иакова осталась у них неприкосновенной и после того, как греческая литургия св. Иакова стала выходить из употребления на Востоке. Не вытеснили ее и другие сирийские литургии, составленные впоследствии и особенно употребительные у монофизитов. Напротив, при совершении этих последних первая часть, продолжающаяся до целования мира, обыкновенно заимствуется из литургии Иакова, и прочие части их при некоторых особенностях представляют большое с ней соответствие. Сходствуя во многом с литургией Иакова, все они по этому самому сходствуют и между собой, так что, по всей вероятности, были составлены по ее образцу. Отличаясь такой древностью и общеизвестностью между сирийскими христианами, эта литургия содержит в себе учение, согласное с апостольским, и образ совершения Евхаристии, не отступающий от Вселенского Церковного Предания; в ней нельзя указать ничего неправославного, хотя ее употребляют то в более пространном, то в более кратком виде, вместе с православными сирийцами, то есть мельхитами, и неправославные, то есть яковиты. Обо всём этом Ренодот выражается так: «Сходство сирийских литургий мельхитов, или православных, и яковитов состоит не только в одинаковой форме совершения священнодействий, которая есть общая для всех церквей, но и в том, что те и другие обыкновенно употребляют и признают первой и главной ту литургию, к которой все прочие приспособлены и которая приписывается Иакову. Ведь яковиты, отделившись от Церкви, сохранили Таинства и священные обряды, принадлежащие Кафолической Церкви, помня, что эти Таинства и обряды утверждаются на апостольском предании, и форму их, переданную издревле, изменять и отменять они считали почти святотатством» 180 . «Литургии яковитов, – продолжает он, – буквально не согласуются с обыкновенными греческими. Это мы охотно признаём, но если кто-нибудь отсюда думает заключать, что литургии яковитов отступают от Вселенской Церкви в учении об Евхаристии (circa Eucharistiae fidem) и в чине ее совершения, тот весьма ошибается, и эта клеветливая догадка не может быть ничем подтверждена, кроме свидетельства одного анонимного греческого писателя». Для доказательства он излагает весь ход Евхаристического богослужения, употребляющийся вообще у сирийских христиан, как православных, так и яковитов, и нисколько не отступающий от обыкновенной греческой литургии 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сама византийская традиция будет зависеть вначале от Каппадокии и Антиохии, а потом от Палестины, и до некоторой степени также от Рима (наприм. в календаре). I: Антиохийская традиция а) Сирийско-западная традиция Сиро-антиохийский обряд, к которому принадлежат: – сирийцы-яковиты (служат на сирийском и на арабском языках); – сиро-католики; – индийцы-яковиты (на сирийском и на малаяламском языках); – индийцы-маланкары (католики). Маронитский («антиохийский») обряд – католики Св. Марона в Ливане; служат на сирийском и на арабском языках). б) Сирийско-Восточная традиция Халдейский или ассирийский обряд: – несториане; – халдеи-католики; – индийцы-малабарцы. в) Малоазиатская традиция Византийский обряд: – греки, грузины, славяне, арабы («мелхиты»), румыны и т. д. 4 ; – греко-католики. Армянский обряд – грегорианцы и католики. II: Александрийская традиция Коптский или египетский (св. Марка Евангелиста) обряд. Эфиопский или абиссинский обряд. III: Римская традиция Римский или латинский обряд. Амвросианский или медиоланский обряд (св. Амвросия). Лионский, галликанский, кельтский и т. д. IV: Галло-испанская традиция Мозарабский или визиготский или испанский обр. (Св. Исидора). «Обряд св. Иринея». – некоторые французские и американские православные M. Arranz. La Liturgia Oriental, «Seminarium», «De Ecclesiis Orientalibus», Sacra Congregatio pro Institutione Catholica, 1987, 240. R. Roberson. Eastern Churches Bibliography Since 1975. «Seminarium», 1987, pp. 380–402. R. Taft. The Byzantine Rite. A Short History. Collegeville, Minnesota, 1992. См. другую библиографию: М. Арранц. «Евхаристия Востока и Запада», стр. 9. См. также: БТ, OCP, OCA, PIO, SC. Основная русская библиография 5 МАН ­­ И. Мансветов . «Церковный Устав (Типик) и его образование и судьба в Греческой и в Русской Церкви». Москва, 1885. По его мнению, «Типикон не создавал ничего нового относительно содержания служб. Полный Типик явился как результат тех затруднений, которые оказались на практике при отправлении службы.» История Типика, по Мансветову, разделяется на три периода, т. е. периоды образования самого богослужения «часов»: суточный, триодный и месяцесловный. См. строгую рецензию А. Дмитриевского (КДА) к работе Мансветова (МДА) в журнале «Христианское чтение» (СПбДА): 1888, 2, 480–576). Дмитриевский , находившийся тогда в научной командировке в Иерусалиме, признает важность работы Мансветова, но критикует его «неправильный» критический подход к данной теме. Дмитриевский в это время работал над собиранием материалов, изданных в его выдающемся для литургической науки труде:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как уже отмечалось, франки позволили нехалкидони–там сохранить собственных епископов. Они не пытались сменить яковитскую иерархию или изгнать ее со своей территории. Вероятно, единственным ограничением было то, что латиняне должны были утверждать результаты всех выборов, в том числе патриарших. Это правило ратификации, включая грамоты назначения, которые использовались западным духовенством, они позаимствовали из прежней мусульманской практики. Другая причина, по которой франки проявляли такую заботу в отношении Яковитской церкви, конечно, состояла в том, что предстоятель церкви занимал влиятельное политическое положение. Невозможно игнорировать тот факт, что часть его паствы проживала под властью мусульман. Разумеется, яковиты в целом были благодарны франкам за внимание и приветствовали подобное отношение как средство для самосохранения и самозащиты. Их явно устраивало положение политических подданных Франкского государства, обладающих при этом полной церковной автономией. Однако, вновь заметим, латинская политика толерантности не предполагала интеграции, но была лишь проявлением снисходительности. Все многообразие местных христианских исповеданий усилиями франков было превращено в низшую туземную касту. Иначе говоря, яковиты и все те, кто «были зиммиями, то есть немусульманскими подданными мусульманского государства, стали зиммиями для крестоносцев» 218 . Позиция латинян довольно точно характеризуется термином «колониальный прагматизм» – это самый простой способ разрешить крайне затруднительную или неприятную ситуацию. По иронии судьбы благорасположение яковитов к латинянам, а затем к монголам в итоге сыграло роковую роль в истории Сирийской церкви 219 . Впоследствии местные мусульмане, как правило, считали яковитов коллаборационистами. Полагают, что в конечном счете крестовые походы нанесли яковитам несравнимо больший ущерб, чем любой другой нехалкидонской общине в Леванте. В эпоху крестовых походов случались отдельные обращения в католицизм, в том числе переход патриарха Игнатия II (1222–1252), однако воссоединение со всей Сиро–Яковитской церковью так и не осуществилось 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

65 Именно в ней учение о перстосложении излагается так: «Зложение трех палцов правой руки посполу то есть великаго и малаго и третьяго, што подл маляго исповедуется таемница божественных трех ипостасей: Отца, Сына и Св. Духа, единаго Бога в триех лицах. Протягнением же двох палцов – вышняго и средняго показуется таемница самаго Господа нашего I. Христа, иже есть досконалый Бог и досконалый был человек нашего деля спасение» и пр., как это изложено в московской печатной Книге о вере, в которой московские издатели не прибавили и не изменили от себя ни одного слова. 67 Что у греков действительно в древнее время употреблялась и сугубая аллилуйя, см. об этом прекрасную статью Николаевского. 68 Cotelerio. Graecae monumenta, t.3, p. 500 – XXIV, 502 – XXXVI, 507 – LVI1, 508 – LVIII и 670. 69 И в других местах Ассеман называет греков мелхитами: «те же ступени посвящения и у греков-мелхитов в антиохийском патриархате», «обряд благословения архидиакона относится к антиохийской церкви греков-мелхитов»; «ограниченная власть хорепископа и периодевта у греков-мелхитов, сирийцев несториан и яковитов» Ibid., p. DCCCXXXII, DCCCXLIII. 72 Подлинный греческий текст приведенных слов Димитрия Кизического см.: Г. А. Ρλλη М.Т. 4.1966. 74 Turn (inquit) facto rursus conventu Patriarcham (Graecorum) et episcopos accessentes, Ioannem Abden Patriarcham et Eliam Symnadae episcopum sedere jusserunt. Quumque post longam disputationem nostros in suam sentehtiam ilectere nequivissent, id unum ab iis postularunt, ne scilicet oleum Eucharistiae admiscerent, nere crucem unico digito, sed duobus formarent. 75 Греки, таким образом, отождествляли православие с верностью константинопольскому императору; в числе доказательств в пользу православия указывали на то, что его установили и исповедуют византийские императоры, почему яковиты и потом несториане и называли православных греков презрительно мелхитами, т.е. верующими по приказу царя. Гиббон говорит: «многочисленность и внешние признаки могущества давали латинянам и грекам некоторое право называть себя католиками; но на востоке им давали менее почетное название мелхитов, или роялистов, т.е. таких людей, верование которых основывались не на Свящ. Писании, не на рассудке и на традиции, а были установлены и поддерживались произвольно властию светского монарха. Их противники (т.е. яковиты и несториане) могли ссылаться на слова членов Константинопольского собора, объявивших себя рабами государя, и могли с злобной радостию рассказывать, как декреты Халкидонского собора были внушены и переделаны императором Маркианом и его целомудренной супругой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

(католики составляли 75% населения И.). В 1678 г. по подозрению в организации заговора против короля арестовали архиеп. Дублина Питера Толбота (1669–1680; скончался в тюрьме) и архиеп. Арма св. Оливера Планкета (1669–1681; казнен; в 1975 канонизирован Римско-католической Церковью). Недолгое правление брата кор. KapлaII , католика ЯkobaII (1685–1688), способствовало усилению католич. партии в И. В 1687 г. была издана «Декларация веротерпимости» (Declaration of Indulgence) , отменявшая религ. преследования и устанавливавшая свободу вероисповедания. Католики в И. были допущены к участию в парламенте, могли занимать высшие военные и адм. должности. Англ. кор. Яkob II , опиравшийся на католич. население И. и Англии и восстановивший общение с Папским престолом, пользовался широкой поддержкой в И., где он попытался собрать войско против претендовавшего на англ. престол Buльreльмa III Оранского. В 1689–1691 гг. в И. развернулась война между яковитами (сторонниками ЯkobaII ) и армией Вильгельма Оранского. После крупного сражения на р. Бойн (1 (12) июля 1690) яковиты были вынуждены отступить на восток, а король бежал во Францию. В сражении при Огриме (июль 1691) сторонники свергнутого короля вновь потерпели поражение. Войско яковитов под командованием П. Сарсфилда укрылось в Лимерике, где 3 окт. 1691 г. был заключен мирный договор. По условиям достигнутого соглашения ирл. яковиты (ок. 14 тыс. чел.) эмигрировали на континент, где большая часть их поступила на франц. военную службу (т. н. Бегство диких гусей). В И. была провозглашена религ. терпимость, католики сохраняли имущество и гражданские права в обмен на принесение клятвы верности BuльreльмyII , ставшему англ. королем, и его жене Марии. Однако после отказа ирл. парламента ратифицировать договор преследования католиков возобновились. Лит.: Meehan C. P.The Confederation of Kilkenny. Dublin, 1846; Moran P. F. Historical Sketch of the Persecutions Suffered by the Catholics of Ireland Under the Rule of Cromwell and the Puritans.

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

и создание Ирландской конфедерации осуждались, англ. поселенцы должны были вернуть часть земель «невиновным» католикам (не участвовавшим в убийствах колонистов и войнах до 1643) с условием, что поселенцам будет предоставлено такое же количество земли в к.-л. др. месте на острове. Дефицит земли свел меры, провозглашенные в «Акте об устроении», на нет: по сравнению с периодом республики доля землевладельцев-католиков увеличилась, однако их владения занимали лишь 1/5 часть территории И. (католики составляли 75% населения И.). В 1678 г. по подозрению в организации заговора против короля арестовали архиеп. Дублина Питера Толбота (1669-1680; скончался в тюрьме) и архиеп. Арма св. Оливера Планкета (1669-1681; казнен; в 1975 канонизирован Римско-католической Церковью). Недолгое правление брата кор. Карла II, католика Якова II (1685-1688), способствовало усилению католич. партии в И. В 1687 г. была издана «Декларация о веротерпимости» (Declaration of Indulgence), отменявшая религиозные преследования и устанавливавшая свободу вероисповедания. Католики в И. были допущены к участию в парламенте, могли занимать высшие военные и адм. должности. Английский кор. Яков II, опиравшийся на католическое население И. и Англии и восстановивший общение с Папским престолом, пользовался широкой поддержкой в И., где он попытался собрать войско против претендовавшего на английский престол Вильгельма III Оранского. В 1689-1691 гг. в И. развернулась война между яковитами (сторонниками Якова II) и армией Вильгельма Оранского. После крупного сражения на р. Бойн (1 июля 1690) яковиты были вынуждены отступить на запад, а король бежал во Францию. В сражении при Огриме (июль 1691) сторонники свергнутого короля вновь потерпели поражение. Войско яковитов под командованием П. Сарсфилда укрылось в Лимерике, где 3 окт. 1691 г. был заключен мирный договор. По условиям достигнутого соглашения ирл. яковиты (ок. 14 тыс. чел.) эмигрировали на континент, где большая часть их поступила на франц. военную службу (т.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Несторианская иерархия в настоящее время имеет то же самое устройство, какое она имела в в древности. Высшее место в ней занимают: патриарх, митрополит и епископы. Решения патриарха в делах веры и церкви окончательны и не подлежат ни пересмотру, ни изменению. Кроме обязанностей церковно- иерархических, на патриархе, как гражданском главе своих единоверцев, лежит обязанность охранять и поддерживать в своем народе тишину, порядок и строгое повиновение мусульманским властям, особенно же побуждать своих соплеменников к беспрекословному и своевременному взносу разных сборов и податей. Несторианский митрополит есть помощник и ближайший советник патриарха по всем делам управления церковью; он имеет значение наместника патриаршего и может вступать в его права и обязанности, в случае продолжительной болезни патриарха, или отлучки его за пределы патриархата. Епископов несторианских восемь, – четыре в Азиатской Турции и четыре в Персии. Яковиты. Некоторые христиане Сирии, Месопотамии и других стран востока, известные под именем Яковитов, являются, как отдельное христианское общество, около половины VI века. Это общество обязано своим именем и происхождением одному сирийцу, Иакову Барадею, жившему в начале VI в., который, не соглашаясь с определениями Халкидонского собора, возобновил ересь монофизитскую и стал ревностно распространять ее в Сирии и Месопотамии. Многие из христиан Сирии и Месопотамии приняли его учение и образовали особое общество с отдельной иерархией, которое существует с того времени доныне. В настоящее время число яковитов простирается до 185 тысячъ. В учении догматическом яковиты и в настоящее время отличаются от православных тем, что держатся монофизитской ереси; Халкидонского собора, равно и следующих остальных трех вселенских соборов, они не принимают. Иерархия у Яковитов разделяется на высшую и низшую. Высшая иерархия состоит в настоящее время из 24 архиереев, в числе которых один патриарх. Верховная власть над всеми епархиями сосредоточивается в лице патриарха, который есть главный судья и начальник всех яковитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мон. Масудом и его племянником Якубом из сел. Барталла ( Monneret de Villard. 1940. P. 81-87; Snelders. 2010). Христианские селения в окрестностях М. являлись важными очагами восточно- и западносир. культуры. Их значение особенно возросло после XIII в., когда церковные структуры на Ближ. Востоке переживали кризис, а численность христиан-сирийцев существенно сократилась. В М. и окрестных селениях жили сиро-яковитские мафрианы, в Алкоше - католикосы Церкви Востока; из этого селения происходит значительная часть восточносир. рукописей XVI-XIX вв. Как правило, в христ. селениях было 2-3 церкви, в их окрестностях располагались несторианские или сиро-яковитские мон-ри. Сведения об истории селений неполны, однако, судя по отрывочным данным, в них проживало большое количество клириков. Так, в Алкоше в 1508 г. жили 24 ученых священника; во время эпидемии 1828 г. там умерли 27 священников и 17 диаконов; в 1879 г. в селении насчитывалось 3 халдейские церкви и 12 священников ( Wilmshurst. 2000. P. 241, 253). С XVII в. селения посещали католич. миссионеры. Наибольших успехов они достигли среди несториан (напр., к 1767 все население Батнаи (200 семей) принадлежало к Халдейской Церкви - Ibid. P. 232), но и мн. яковиты под их влиянием присоединились к Сирийской католической Церкви. К нач. XX в. христиане-халдеи в основном жили на севере от М., сиро-яковиты и сиро-католики - в вост. части равнины. Впосл. численность христиан в регионе сократилась из-за курдских восстаний, ирано-иракской войны (1980-1988) и др. конфликтов. Некоторые христ. селения были уничтожены во время операции «Аль-Анфаль» (1986-1989), направленной против ирак. курдов. Мн. сир. христиане переселились в Багдад, Басру и др. города; в нач. XXI в. увеличился поток эмигрантов из Ирака по причинам дестабилизации положения в стране и террора ислам. экстремистов. В 2014-2017 гг. мн. селения в окрестностях М. находились под контролем боевиков ИГ, к-рые притесняли христиан и разоряли церкви. В сел. Барталла (ок. 20 км к востоку от М.) большинство жителей были яковитами.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010