грекам), научи, уговори и убеди всех, чтобы они сделали так, как мы предлагаем и считаем справедливым. Объясни всем хорошенько, что данное для защиты святого города имеет более цены, нежели данное за совершение литургий, для милостыни бедным и освобождения узников, и что кто принесет жертву в помощь нам, тот обретет у Бога большую награду, нежели воздвигнувший храм и монастырь или оказавший им пособие. Ибо сей святой город есть краса христиан всей вселенной, утверждение, освящение и слава. И каких монастырей не создал бы иной, скольких пленных не освободил бы, чтобы только спасти монастыри святого града и живущих в нем? Таким создателем и освободителем будет тот, кто, вразумленный Богом, подаст милостыню и сделает приношение на помощь нашему городу и христианам. Священство твое, убеждая всех к тому, да явится и ныне главным деятелем» (Acta Patriarch. Const. 2. 359–361 (425)). Справочно-библиографические материалы к книге третьей. Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием в 4–5 томах «Истории русской церкви». Рукописи 2987 Библиотека новгородского Софийского собора (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 1 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. XVI в. Софийск. 1317–1323; Евангелие. 1325–1359 гг. Софийск. 2. 2 . Евангелие. 1362 г. Софийск. 3. 3 . Канонник. 1411 г. Софийск. 389. 4 . Кормчая. XVI в. Софийск. 1174. 5 . Кормчая. Кон. XV в. Софийск. 1173. 6 . Минея служебная на февраль. 1441 г. Софийск. 196. 7 . Минея служебная на март. 1369 г. Софийск. 198. 8 . Минея служебная на апрель. 1441 г. Софийск. 200. 9 . Минея служебная на июнь. 1439 г. Софийск. 207. 10 . Минея служебная на октябрь. 1370 г. Софийск. 189. 11 . Минея служебная на ноябрь. 1438 г. Софийск. 191; Пролог. XIV в. Софийск. 1325; Паисиевский сборник. 1-я четв. XV в. К.-Б. 41081. 12 . Сборник. XIV-XV вв. Софийск. 1262. 13 . Сборник. XIV-XV вв. Софийск. 1365. 14 . Сборник. XVI в. Софийск. 1361. 15 . Сборник. XVI в. Софийск. 1389. 16 . Тимоновский сборник, включающий Слова митр. Григория Цамблака.; Кон. XV в. Софийск. 1426. Триодный Торжественник. 1589 г. или XVI в. Софийск. 1356 или Софийск. 1423.; Триодный Торжественник. 2-я пол. XVI в. Софийск. 1284. 17 . Устав. XV в. Софийск. 1140. Библиотека новоиерусалимского Воскресенского монастыря (Отдел рукописей Государственного Исторического музея, г. Москва) 18 . Евангелие. Кон. XIV в. Воскр. 1 бум.; Евангелие. Нач. XV в. Воскр. 2 перг. 19 . Минея служебная на июль. 1365 г. Воскр. 17 перг. 20 . Псалтирь. XIV в. Воскр. 6 перг. 21 . Служебник. 1380 г. Воскр. 7 перг. 22 . Служебник. XIV в. Воскр. 8 перг. 23 . Служебник. Сер. XVI в. Воскр. 3 бум. Библиотека Троице-Сергиевой лавры (Научная библиотека Казанского государственного университета, г. Казань: Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, г. Москва)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

XV - 1-й трети XVI в. (частные коллекции, см.: Галерея Темпл, Лондон. NN015 и H028) - по сторонам нимба Божией Матери ангелы с молитвенно сложенными руками; XVII в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - с полнофигурным изображением Богоматери, сидящей на троне, с предстоящими святыми Екатериной и Лукией; 2) иконы со свернутым свитком: ок. 1500 г. (ГИМ); ок. 1500 (частная коллекция, см.: Галерея Темпл, Лондон. XX005); икона 2-й пол. XV (?) в., 3 иконы кон. XV в. и икона кон. XV - нач. XVI в. (Византийский и христианский музей в Афинах); 3) иконы с державой: 2 иконы Николаоса Зафуриса - кон. XV в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - с фигурой св. Франциска Ассизского на поле, и до 1501 г. (Музей П. и А. Канеллопулос, Афины); 2-й пол. XV в. (Музей византийской культуры, Фессалоника); мастерской Николаоса Зафуриса, посл. четв. XV в. (собрание К. В. Воронина); ок. 1500 г. (Епархиальный музей Сольсоны, Испания); нач. XVI в. в ц. Сретения Господня в Хоре на о-ве Патмос; нач. XVI в. (ГЭ); 2 иконы - 1-й пол. XVI в. и 2-й пол. XVII в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - на 2-й ангелы возлагают на голову Божией Матери корону; XVI в. (частное собрание, Рим) и мн. др. (см., напр., в кн.: Μπαλτογιαννη Χ. Εικονες Μητηρ Θεου. Αθηνα, 2004. Αριθ. 68-73, 75-76, 78-82; Σ. 282-294). Только наиболее чтимые из икон, как на гравюре Мокетти - Madre di Consolazione, и близкие к ним по иконографии, как образ из Имолы - Madonna della Salute, будучи прославлены чудесами, имели собственное наименование, к-рое, впрочем, не зафиксировано надписью на этих иконах. Лишь в редких случаях встречаются примеры, когда при изображении на фоне фигурирует эпитет Божией Матери: напр., «Η ΕΛΕΟΥΣΑ» (Милостивая) на иконе нач. XVI в. (Византийский и христианский музей в Афинах; см.: Ibid. Αριθ. 72; Σ. 286; Πιν. 143, 144), «Η ΚΥΡΙΑ Η ΠΟΡΤΑΗΤΙΣΣΑ» (Госпожа Вратарница) на иконе XVII в. (собор св. Трифона, Котор, Черногория). В наст. время утвердившееся наименование икон этого типа - «Madre (Madonna) della Consolazione».

http://pravenc.ru/text/2578712.html

1554 Кроме технического понятия “haeriticus”, употреблялось иногда понятие “sacrilegus”, взятое из храмовой практики и обозначавшее собственно кражу религиозных предметов. В приложении к еретикам этот термин встречается в эдиктах 384 г. (Cod. Theod. IX, XXXVIII, 7) и 385 г. (IX, XXXVIII, 8). Феодосий называет манихеев “velut sacrilegii reos” (Cod. Theod. XVI, V, 7), арианство – “sacrilegii venenum” (Cod. Theod. XVI, V, 6). В одном эдикте (XVI, V, 8) он прямо клеймит евномиан и ариан – “sacrilegii”, а в другом всех еретиков – “sacrilega cohors” (Cod. Theod. XVI, V, 20). 1555 В 313 г. Константин назвал государственную Церковь кафолическою (Evseb. Hist. Eccles. X, 5). В том же году в эдикте (Cod. Theod. XVI, II, 1) он противополагает понятие “ecclesia catholica” понятию “haeretici”. Ср. эдикт 326 г. Cod. Theod. XVI, V, 1. 1557 Понятие οσ α в данном случае употреблено в смысле generale et commune в противоположность понятию “ πστασις”, означающему “индивид”. 1558 Cod. Theod. XVI, V, 6; §§ 2 и 3. § 3: Qui vero iiscem inserviunt, desinant affectatis dobs alienum verae religionis nomen assumere et suis apertis criminibus denotentur. 1560 Обычно они называются famosi profani, напр. Cod. Theod. XVI, V, 7,13; pessimi (XVI, V, 7); polluta contagia (XVI, V, 20) и т. п. 1562 Cod. Theod. XVI, V, 20: nulla eorum (haereticorum) perversitati vel publica conventicula vel latentiora erroribus secreta tribuantur. 1564 Творения, ч. III, стр. 163. Migne s. gr. t. 37. Orat. XXXV, p. 261. Приводимый нами факт, несомненно, имеет ввиду частный случай, а потому мы и не приписываем ему значения безусловного показателя нравственности еретиков. Равным образом возможно, что и рукоположение православных епископов сопровождалось не меньшим празднеством. 1567 Sozom. H. E. VIII, 14; Socr. H. E. V, 13. Дата этого факта должна быть отнесена к 388 г. См. Athanasiades, Op. cit. s. 32; Tillemont, Op. cit. V, 2, p. 624; примечание Готофреда к l. 16, lib. XVI, t. V; Guldenpenning und Ifland, Op.cit. s.167 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юго-зап. угол двора был превращен в христ. храм: во 2-й пол. IV в. он был маленькой 3-частной часовней с углублением у вост. стены (для мощей под алтарем?), в 20-30-х гг. V в. перестроен в церковь, а в кон. VI в. к нему добавили апсиду с востока (прямоугольную снаружи и полукруглую изнутри) и баптистерий с запада. Жилые покои виллы использовались и в VI в.; при этом погребения совершали и в церкви, и в оставленных жилых зонах. Все это позволяет предположить наличие здесь с кон. IV в. домашнего мон-ря - для хозяев виллы, их единомышленников и домочадцев. Домашние мон-ри как тип позже исчезли, но их церкви могли сохраняться и тогда, когда вилла уже не использовалась для проживания. Так, в 1980 г. был раскопан Эль-Тесорильо в Пинар-де-ла-Альгайда близ Санлукар-де-Баррамеда (пров. Кадис) - некрополь VII в. на руинах маленькой рим. виллы кон. I в. по Р. Х. 20 погребений там было совершено просто в могилах, в открытых каменных цистах, маленьких оградках из камня или под черепицами; они не упорядочены, но имеют ориентацию «запад-восток»; погребения сопровождают сосуды и бронзовые пряжки (одна из пряжек имеет крестообразную форму). В V в. были превращены в церковь термы поместья Вегас-де-Педраса (пров. Сеговия), причем их использовали до VIII в., а после перерыва, в XII в., заменили 3-апсидной базиликой. Вероятно, с сельской виллой связан самый большой в И. (ок. 15×30 м) раннехрист. храм в Мариальба-де-ла-Рибера (пров. Леон) - мартирий с мощами местных святых (св. Марцелла Леонского и его 12 родственников либо св. Рамиро и 12 вестгот. монахинь). В наст. время гипотеза о 3 фазах строительства основного здания представляется необоснованной, храм датируется кон. IV - 1-й пол. V в. либо кон. VI - нач. VII в. Окончательно храм оставили в VIII в. В комплексы мн. вилл входили мавзолеи. Вилла Сенсельес в Константи (пров. Таррагона), сравнительно скромная в кон. I - нач. II в., была перестроена в кон. III в., а в сер. IV в. еще раз реконструирована владельцем - богатым аристократом, епископом (?), возможно самим имп.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Воробьев Иван. Поступил 1770 г. В 1775 г. просился в диакона в с. Замостье, Зарецкой десятины, но при испытании архиереем оказался слабым в латинском языке, и ему было отказано (Арх. Суз. кон. 1775 г., 339). Воробьев Ксенофонт Осип. Поступил 1763 г. в 1764г. исключён «за неспособностью». В ведомости 1764 г. о нём значится: «за частыми побегами худой надежды». Воронцов Лука. В 1779 г. из семинарии в приказные служители Ковровскаго уездного суда (Арх. Суз. кон. 1770 г., 232 и 333). Воронцов Никифор Яковлевич. 1788 г. из синтаксимы определён сторожем Суздальской семинарии (Арх. Суз. кон. 1788 г., 646). Воскресенский Андрей. В 1763 г. обучался в школе синтаксимы и в том же году вышел из семинарии. Воскресенский Василий. В 1788 г. обучался в школе информатории. В 1789 г. из инфимы дьячкомъ в с. Осановець, Юрьев. окр. (Арх, Суз. кон. 1789 г., 438). Воскресенский Стефан. 1771 г. обучался в аналогии. Воскресенский Яков Матв. 1766 г. обучался в инфиме. Вошенский Алексей. 1784 г. определён из риторики в Суздальскую консисторию в приказные (Арх. Суз. кон. 1784 г., Вошенский Михаил Петрович. 1788 г. из риторики определён в с. Вошню диаконом (Арх. Суз. кон, 1788 г., Вошенский Пётр. В 1788 г. обучался в инфиме, Вошинский Фёдор. В 1788 г. обучался в инфиме. 1793 г. из риторики диаконом в с. Цикуль, Мелен, уез. (Арх. Влад. коп. 1793 г., 45). Вошинский Андрей. В 1788 г. обучался в школе аналогии. Вышеславский Иван. В 1788 г. обучался в философии. В 1789 г. отправлен в Александро-Невскую семинарию; 1791 г. учитель синтаксимы в Суздальской семинарии; 1798 г. – священ. Юрьевского собора (см. подробнее Владимирской дух. семинарии. Вып, 1, стр. 157–58). _________________________ Гавриловский Пётр Васил. 1764 г. исключён из класса аналогии „за неспособностью» (Арх. Суз, кон. 1704 г., 225). Гаврилов Александр. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Гаврилов Пётр. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Иван Алексеев. В 1768 г. взят в семинарию и вскоре отсюда вышел «за побегом» . См. выше, стр, 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Писания, при центре в Ливади - школа визант. музыки, б-ка и аналогичный семинар), осуществляется пастырское окормление пациентов больницы в Китире и находящегося на попечении К. м. дома престарелых в Потамосе. Византийские памятники архитектуры и живописи На Китире сохранилось значительное число церквей визант. периода. После проведенных в кон. ХХ в. реставрационных работ и искусствоведческих исследований был составлен каталог церквей, украшенных фресками ( Χατζηδκης, Μπθα. 1997). В нем уточнено время строительства и росписи мн. храмов, к-рые из-за архаичного стиля фресок Китиры до этого имели более ранние датировки. Древнейший памятник, сооруженный в период после освобождения Крита от арабов (961),- ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади (кон. Х в.). Относительно первоначального архитектурного типа этого храма существуют разногласия: «купольный зал», базилика или крестово-купольная 2-колонная церковь. В XI или XII в. храм был перестроен в крестово-купольный. В 1-е десятилетия XIII в. были заменены покрытия боковых компартиментов и пристроен нартекс. Первый слой фресок выполнен в кон. Х - нач. XI в., 2-й слой - в XIII в., существует также 3 поствизант. слоя. Крест, царь Давид, прор. Моисей в виме ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — начКрест, царь Давид, прор. Моисей. Роспись вимы ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — нач. XI в. Крест, царь Давид, прор. Моисей в виме ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — начКрест, царь Давид, прор. Моисей. Роспись вимы ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — нач. XI в. На Китире не сохранилось храмов XII в., что свидетельствует о неких экономических или демографических проблемах в тот период ( Χατζηδκης, Μπθα. 1997. Σ. 41). XIII в. датируется 27 фресковых ансамблей (в т. ч. живописных слоев), только в 2 храмах XIII в. сохранились ктиторские надписи с точной датой росписей: в ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Дурьяника (1275) и в ц. вмч. Димитрия Солунского в Пурко (1287 или 1302), обе расписаны художниками из Монемвасии.

http://pravenc.ru/text/1841167.html

В XVI в. близ трапезной Сергиевского храма находилась «часовня деревянная», назначение к-рой в описях не уточняется. Позднее за оградой К. м., на склоне р. Б. Киржач, над колодцем, ископанным, по преданию, прп. Сергием, была построена каменная часовня, покрытая железом, с крестом на куполе. Колодец оказался в середине часовни. Сруб его был окован с наружной стороны медью. Не позднее сер. XVI в., возможно в связи со строительством первых каменных храмов, мон-рь был обнесен каменной оградой. В писцовой книге 1592-1593 гг. указывалось, что «около всего монастыря ограда каменная, а в длину монастыря 100 сажен. А на святых воротех шатер каменной вверх да по углам 2 башни камены, круглы, крыты тесом» (ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 841). К 1642 г. церковь на св. воротах запустела. К кон. XIX в. территория бывшего мон-ря по-прежнему была обнесена кирпичной, крытой железом оградой с башнями на 3 углах. Южные св. ворота «с высоким верхом» были покрыты белой жестью и украшены живописными изображениями, над створами имелась надпись об обстоятельствах основания монастыря. К кон. XIX в. ограда имела в окружности 237 саж., включая вост. и зап. ворота, а также пространство, занимаемое по линии ограды уч-щем и церковным домом. Пространство внутри ограды составляло десятину и 1 тыс. кв. саж. земли. На территории К. м. располагались жилые постройки. В кон. XVI в. в обители находились келарская келья, 21 келья строителей, священников и старцев. В 1627-1629 гг. кроме келарской имелось 8 братских келий. В 1764 г. в мон-ре значились каменная настоятельская келья и 3 деревянные братские. По описаниям, начиная с XVI в. известно о хозяйственных постройках на территории мон-ря: каменной казенной палате и сушиле, а под ними был погреб, ледник, каменная поварня и хлебная изба. Имелся конюшенный двор с избой и амбаром, 8 сенников с конюшнями. В описи 1764 г. при упразднении мон-ря отмечены хлебенная, 6 житниц, погреб, кухня, баня и сторожка. К обители примыкала Подмонастырская слобода, к-рая впервые упоминается в разъезжей грамоте 1541 г. В кон. XVI в. в ней находились 3 «служних» двора и «воловый» двор. Под мон-рем, на р. Б. Киржач, работала 2-колесная мельница («большие колеса немецкие»). Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Вскоре после прославления в 1588 г. В. Б. стали изображать вместе с др. рус. юродивыми, прежде всего ростовскими и устюжскими. Такова серия из 3 икон кон. XVI - нач. XVII в. из Благовещенского собора Сольвычегодска (СИХМ), на к-рых представлены В. Б., Прокопий Устюжский и Исидор Ростовский, особо почитавшиеся в семействе Строгановых. Эту традицию продолжает пелена 60-х гг. XVII в., заказанная для того же храма Г. Д. Строгановым (СИХМ), на к-рой кроме В. Б. и Максима Московского изображены Прокопий и Иоанн Устюжские и Исидор Ростовский. Вместе с Максимом Московским, Прокопием Устюжским и Василием Великим В. Б. был представлен на створках складня кон. XVI в. из Покровского мон-ря в Суздале (ВСМЗ), а вместе с устюжскими юродивыми и свт. Алексием, митр. Московским,- на обороте запрестольной иконы Божией Матери Одигитрии собора во имя св. Прокопия в Вел. Устюге (Описание Великого Устюга в Устюжской писцовой книге «письма и меры Микиты Вышеславцова да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году»//Бысть на Устюзе...: Историко-краеведческий сб. Вологда, 1993. С. 171). В последнем случае совмещение образов святых может быть обусловлено посвящениями престолов собора и его зимней церкви. С кон. XVI в. фигуру В. Б. включали в иконах с изображениями чинов святости. наиболее ранние примеры - икона «О Тебе радуется» рубежа XVI-XVII вв. из собрания И. С. Остроухова (ГТГ), где в левой части композиции представлен лик юродивых, а также серия складней нач. XVII в. работы царских или строгановских мастеров с изображением Божией Матери Владимирской и праздников в среднике и ликов святых на створках (ГТГ, ГРМ). В этих случаях В. Б. изображался среди греч. и рус. юродивых, иногда присутствовали фигуры отшельников, преподобных Онуфрия, Петра Афонского и др. сопоставление образов юродивых и преподобных известно по ряду др. рус. памятников XVI-XVII вв., напр. икона «Походная церковь» (ТОГК), где В. Б. и Максим Московские представлены в одном регистре с преподобными и рядом с прп. Марией Египетской; икона «Шестоднев» кон. XVII в. из ц. Божией Матери Тихвинской в Ярославле (ЯХМ), на к-рой рус. юродивые, в т. ч. В. Б., изображены вместе с преподобными Варлаамом Хутынским, Марией Египетской, Зосимой и Онуфрием. Этот принцип продолжает традиции рус. иконографии позднего средневековья, когда сопоставляются образы святых, чья жизнь и иконографические признаки к.-н. чертами напоминали о подвиге юродства. Отмеченная особенность находит параллель в текстах службы В. Б., где он уподобляется не только юродивым Симеону и Андрею Цареградскому, но и преподобным Макарию Великому, Онуфрию Великому и Павлу Фивейскому.

http://pravenc.ru/text/150789.html

В. Рус. оборонное зодчество кон. XIII - нач. XVI вв. М., 1962; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. (по житиям святых). М., 1966; Лихачёв Д. С. Человек в лит-ре Др. Руси. М., 1970; Якобсон А. Л. Худож. связи Моск. Руси с Закавказьем и Бл. Востоком. М., 1971; Благовещенский В. В. Пафнутьевский мон-рь - древнейший ист. памятник Калужской обл. и г. Боровска//Третья (юбил.) краевед. конф. Калужской обл. Калуга; Обнинск, 1972. С. 302-305; он же. Боровский-Пафнутьев мон-рь как архит. памятник//Там же. С. 305-309; Фехнер М. В. Калуга. Боровск. М., 1972. С. 222-244; Хлебникова Н. А. Покров Пафнутия Боровского//ПКНО, 1975. М., 1976. С. 234-239; Бочаров Г. Н., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий кон. XV и XVI в.//ДРИ. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 291-320; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977; Лихачёва Л. Д. Покров Пафнутия Боровского из ГРМ//ПКНО, 1977. М., 1977. С. 269-273; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979; Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собр. Новосиб., 1980; Янин В. Л. Забытый памятник рус. книжности: («Летописчик» Евангелия 1534 г.)//АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 49-55; Меркелова В. Н. Пафнутьев-Боровский мон-рь: (Кр. обзор исслед. и реставрации 1955-1975)//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 185-199; Макарий (Веретенников), игум. Школа Всерос. митр. Макария//БТ. 1986: Юбил. сб. МДА. С. 331-336; он же. Моск. митр. Макарий и его время. М., 1996; Вдовина Л. Н. Крестьянская община и мон-рь в Центр. России в 1-й пол. XVIII в. М., 1988; Выголов В. П. Архитектура Моск. Руси сер. XV в. М., 1988; Осипов В. И. Борьба посадского населения г. Боровска с Пафнутьевым мон-рем за слободы в XVII в.//Соц. структура и классовая борьба в России XVI-XVIII вв. М., 1988. С. 115-128; он же. Боровский край в истории России. Боровск, 20023. Ч. 1: Боровский край с древнейших времен до кон.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Важнейшим этапом истории О. стала 2-я пол. XV в.- время, когда наблюдается т. н. стилевой перелом. В нотации О. произошли характерные изменения, появилась новая редакция словесного и муз. текста. Сохранились неск. рукописей, относящихся к этому времени, к-рые показывают процесс изменений в песнопениях (РНБ. Q. I. 94, сер. XV в.; Кир.-Бел. 654/911, 50-60-е гг. XV в.; РГБ. Ф. 304. 408, 3-я четв. XV в.; РНБ. Кир.-Бел. 9/1086, 40-70-е гг. XV в.). По этим спискам можно судить о работе музыканта над песнопением. После написания текста выставлялись гласовые обозначения и лишь потом вписывались крюки. В этот период О. были выделены из корпуса многогласников и осознаны как самостоятельное явление. В 3 рукописях 3-й четв. XV в. появился термин «осмогласник». Так названы стихира Сретению в рукописи РНБ Q. I. 94 (Л. 118) и стихира вмч. Пантелеимону «Всемилостивый Господи» в рукописи РГБ. Ф. 304. 408 (Л. 272). Песнопения обозначены в 1-м случае «осмогласной», во 2-м - «смогла» с очевидным пропуском для инициала О. Во всех этих случаях термин относится к ненотированному или частично нотированному песнопению. Иногда в ненотированном песнопении выставляются гласовые обозначения, что не встречается в более ранних списках. К кон. XV в. наметились основные принципы чередования гласов: календарный (1-2-3-4-5-6-7-8) в О. Сретению и вмч. Пантелеимону, сродномузыкальный (1-5-2-6-3-7-4-8) в песнопении Усекновению главы св. Иоанна Предтечи и модификация сродномуз. принципа (1-5-2-6-4-3-7-8) в О. Успению. С кон. XV в. О. фиксируются иначе: гласовые обозначения выставляются не в крюковой, а в текстовой строке, иногда киноварью; чередование гласов и места постановки гласовых обозначений едины для всех списков. С кон. XVI в. стало практически обязательным возвращение в последней строке к начальному гласу песнопения, ранее применявшееся только в единичных списках. Период кон. XVI - нач. XVII в. характеризуется резким увеличением количества О. Важным стимулом для этого послужило распевание новых богослужебных текстов в кон. XVI в. в связи с канонизацией рус. святых на Макариевских Соборах. Кроме того, в это время были распеты ранее читавшиеся тексты, заново распеты песнопения ранее существовавших служб, к их числу относятся песнопения свт. Николаю Чудотворцу, мученикам Маккавеям, празднику Покрова Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2581629.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010