назначен интернунцием при баварском курфюрсте Карле II Теодоре. В нач. 1799 г. посетил папу Пия VI в мон-ре картузианцев во Флоренции, куда понтифик был насильственно вывезен из Рима франц. войсками. После присоединения Кёльна к Франции папа Римский Пий VII в дек. 1802 г. отозвал архиеп. А. делла Дженгу в Рим. Ставший при новом папе госсекретарем Папского престола кард. Эрколе Консальви не дал А. делла Дженге новых дипломатических поручений, и архиепископ удалился в аббатство Монтичелли. 23 сент. 1805 г. папа Пий VII назначил архиеп. А. делла Дженгу нунцием на постоянный рейхстаг Свящ. Римской империи герм. нации в Регенсбурге, но из-за войны в Европе тот прибыл на заседания только 26 июня 1806 г., а в авг. того же года империя прекратила существование. В 1806-1807 гг. вел неудачные переговоры с возникшими в результате наполеоновских войн королевствами Бавария и Вюртемберг о заключении конкордатов с Папским престолом, что противоречило плану франц. имп. Наполеона Бонапарта о едином конкордате с находившимся под его протекторатом Рейнским союзом. В 1807 г. папа Пий VII направил А. делла Дженгу в Париж; вместе с легатами тот участвовал в переговорах с императором, а после их провала в янв. 1808 г. был отозван в Рим. В февр. Рим был оккупирован франц. войсками, папа Пий VII экстрадирован во Францию. Архиеп. А. делла Дженга удалился в аббатство Монтичелли и стал преподавать католич. катехизис детям и местным земледельцам, обучать желающих григорианскому пению . После падения наполеоновской империи и освобождения папы Пия VII в кон. апр. 1814 г. А. делла Дженга прибыл в Чезену, чтобы приветствовать остановившегося там по пути в Рим папу. 30 апр. папа отправил его в Париж с приветствием новому франц. кор. Людовику XVIII; архиепископу было поручено провести переговоры о возвращении Папскому гос-ву территорий Авиньона и графства Конта-Венессен, а также о восстановлении во Франции дореволюционных норм церковной жизни, призвать короля отказаться от принятия либерального конституционного законодательства.

http://pravenc.ru/text/2463273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мокшанская семья. Фотография. Кон. XIX в. [Республика Мордовия - офиц. название с 1994], субъект РФ в составе Приволжского федерального округа. Территория - 26,1 тыс. кв. км. Столица - Саранск. Расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Суры. Граничит с Рязанской , Нижегородской , Ульяновской , Пензенской областями и с Чувашской Республикой . Население - 808,5 тыс. чел. (2017). Национальный состав (2010): русские - 53,2%, мордва - 39,9, татары - 5,2, представители др. национальностей (украинцы, белорусы, удмурты, чуваши, марийцы, азербайджанцы, армяне, евреи и др.) - 1,7%. М. включает городской окр. Саранск и 22 района. История Эрзянская свадьба. Фотография. Нач. XX в. Эрзянская свадьба. Фотография. Нач. XX в. Первые поселения на территории М. известны с мезолита (IX-VI тыс. до Р. Х.), они располагались на берегах рек и озер (стоянки у с. Заречного Краснослободского р-на и у с. Ст. Качеевка Теньгушевского р-на). Основными занятиями населения были охота, рыболовство, собирательство. В неолите (V - 1-я пол. III тыс. до Р. Х.) продолжалось развитие присваивающего хозяйства, основанного на охоте и рыболовстве, появились ткачество, гончарное производство, новые приемы в изготовлении каменных орудий. Территория М. входила в область расселения древних финно-угорских племен (культура ямочно-гребенчатой керамики и др.). Неолитические стоянки известны на реках Алатырь, Вад, Мокша. В энеолите (сер. III - нач. II тыс. до Р. Х.) междуречье Мокши и Суры занимали предположительно финно-угорские племена волосовской и имеркской культур. В это время появились медные изделия. В бронзовом веке (1-я четв. II тыс.- VIII-VII вв. до Р. Х.) произошел переход к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию). Получили распространение бронзовые орудия труда и оружие, колесный транспорт. Началось разложение первобытного общества, материнско-родовая организация сменялась отцовско-родовой. На территории М. появились пришлые скотоводческо-земледельческие племена абашевской, балановской, примокшанской и срубной культур, предположительно представлявшие индоиран. и протобалтскую ветви древних индоевропейцев. В результате их контактов с местными, в т. ч. финно-угорскими, племенами сложилась поздняковская культура.

http://pravenc.ru/text/2564160.html

. В ряде древних христ. памятников в числе апостолов от 12 упоминается Иуда Зилот. В перечне апостолов в Евангелии от Матфея (Мф 10. 3), содержащемся в кодексах h и gl (V и VIII/IX вв.) старолат. перевода Библии Vetus Latina, ап. Иуда Иаковлев назван Иудой Зилотом, а в кодексах а (IV в.), b (V в.), q (VI/VII в.) приводится чтение «Иуда Зилот и Фома». Большинство исследователей считают, что прозвище Зилот, принадлежавшее ап. Симону, было ошибочно атрибутировано И. и не является следом несохранившегося древнего предания о том, что И. был зилотом . Блж. Иероним Стридонский при составлении в кон. IV - нач. V в. Вульгаты заменил имя Иуда Зилот именем Фаддей. О тождестве этих апостолов он пишет в соч. «Против Гельвидия» ( Hieron. Adv. Helvid. 15//PL. 23. Col. 208-209). Наименование ап. Иуды Зилотом встречается также в перечне 12 учеников (Деян 1. 13) в старолат. Верчелльском, Веронском, Сен-Жерменском и Клермонском кодексах IV-IX вв., в эфиоп. версии раннехрист. соч. «Послания апостолов», написанного ок. 160 г. в М. Азии (Écrits apocryphes chrétiens. 1997. Vol. 1. P. 365), в «Хронографе 354 г.» (MGH. AA. T. 9/1. P. 133) и на мозаике в баптистерии Православных в Равенне сер. V в. ( Deichmann F. W. Ravenna. Weisbaden, 1969. Bd. 1. S. 118f; 1974. Bd. 2/1. S. 38f). В описании событий Тайной вечери (Ин 14. 22) из фрагмента копт. саидского текста Евангелия (III-VI вв.) относящееся к И. уточнение «не Искариот» заменено словом «Кананит». Иуда Фома В том же эпизоде (Ин 14. 22) в сир. Евангелиях из собрания У. Кьюртона (VII вв.) указан Иуда Фома, а в сир. Синайских Евангелиях (VII в.) - только Фома. Видимо, упоминание Фомы появилось под влиянием восточносирийской традиции, к которой относятся «Евангелие от Фомы» и «Деяния апостола Фомы», надписанные именем Иуды Фомы, а также сир. «Послание Иисуса к Авгарю». Появление у ап. Фомы 1-го имени Иуда представляет собой отдельную проблему. В апокрифических «Деяниях апостола Фомы» (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 1331, 1340, 1356, 1366) и в гностических «Евангелии от Фомы» (Ibid. P. 33) и «Книге Фомы Атлета» (The Facsimile Edition of the Nag Hammadi codices. Leiden, 1974. [T. 2]: (Codex 2. P. 138) из Наг-Хаммади Иуда Фома является мистическим двойником Иисуса, на что указывает его прозвище Дидим (т. е. близнец), однако мн. исследователи возражают против попытки видеть в имени Иуды Фомы отголосок древней традиции, отождествлявшей Фому с И., братом Господним ( Bauckham. 2004. Р. 32-36; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 1325-1327). Эволюция греческой традиции почитания И.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Однако правосл. община в Египте сохранилась даже после смерти последних мелькитских епископов. Священники для нее получали рукоположение в Сирии, и хотя все они формально являлись монофелитами, но эта ересь не имела глубоких корней в Египте и исчезла сразу после ее осуждения на Всел. VI Соборе (681). На этом Соборе Александрийский Патриархат представлял пресв. Петр, подписавшийся в соборных актах титулом «викарий Апостольского престола»; он же присутствовал на Трул. Соборе (691), уже в сане епископа. По данным на кон. VII в., можно говорить о воссоздании в Египте правосл. церковной орг-ции со своими архиереями. Взаимоотношения егип. христиан с арабами в кон. VII - нач. VIII в. складывались достаточно непросто. С одной стороны, династия Омейядов отличалась значительной веротерпимостью, и христиане - как копты, так и православные - занимали видные посты в адм. аппарате Египта и окружении араб. наместников. В Александрии, Фустате, Хольване с разрешения властей строились новые храмы. С др. стороны, егип. христиане неоднократно подвергались преследованиям: с сер. 80-х гг. VII в. до 717 г. источники отмечают 5 волн гонений. Большая часть их сводилась к незаконным денежным поборам и вымогательствам, не обошедшим и мон-ри; иногда, впрочем, налагались ограничения и на отправление культа. Особенно планомерный характер дискриминация немусульман приняла при халифе Умаре II (717-720). Он, в частности, всемерно поощрял переход зиммиев в ислам - исламизация во все века араб. владычества оставалась серьезной проблемой егип. христиан, особенно копт. общины. В 731 г., при халифе Хишаме, достаточно благосклонно относившемся к мелькитам, православным Египта было позволено восстановить пост Александрийского Патриарха. Новоизбранный Патриарх Косма I , хотя и был неграмотным ремесленником, не искушенным в политике, сумел добиться у халифа возвращения православным многих церквей, захваченных коптами после ухода византийцев. На этой почве в VIII-X вв. неоднократно возникали конфликты между 2 христ. общинами, и мусульм. власти принимали решения о принадлежности спорных храмов. Однако, несмотря на подобные столкновения, отношения православных и монофизитов в эпоху халифата и позже не были столь напряженными, как в визант. период. Хотя обе конфессии вели интенсивную богословскую полемику (даже поздние, XVI в., источники фиксируют резкие отзывы о коптах со стороны правосл. Александрийских иерархов), на бытовом уровне мелькиты и копты сосуществовали вполне мирно. По свидетельству, относящемуся к XII в., православные в Египте даже ходили в копт. храмы, распространены были смешанные браки и т. п.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Самобытная высокоразвитая культура А. ц., сложившегося на рубеже эр на севере Эфиопского нагорья вокруг г. Аксума , оформилась под влиянием 2 несхожих и разновременных цивилизационных факторов: сабейского и эллинистического. Сабейские колонии в сев.-вост. части Африканского Рога (как в окрестностях буд. Аксума, так и ближе к побережью, в районе совр. поселений Сэнафе и Адди-Кэйих) были основаны в VIII-VII вв. до Р. Х. в качестве перевалочных пунктов, через к-рые шла доставка ладана и др. благовоний с территории совр. Сомали на юг Аравии (см. Саба ). Их создатели, выходцы из Мариба, Хадакана и др. городов раннесабейского гос-ва, познакомили местное население (как семито-, так и кушитоязычное) с южноарав. консонантным алфавитом и с развитой политеистической религией древнего Йемена, в пантеоне к-рой были представлены божества Астар (‘str ), Хубас (hbs) , Алмаках ( " lmqh) и богини Зат Химйам (dt-hmym) и Зат Бадан (dt-b‘dn). К кон. VII в. до Р. Х. эти колонии объединились в протогосударственное образование, властители его носили титул «мукарриб [народа] дамат и сабейцев» (mkrb/d‘mt/w-sb " ). После того как на рубеже VII-VI вв. до Р. Х. Саба установила контроль над ладаноносными районами в самой Юж. Аравии, потребность в транзите благовоний через заморские колонии потеряла для нее актуальность и они быстро пришли в упадок. Местное население, ядро к-рого составляло, очевидно, племя дамат, вернулось в догосударственное состояние, сохранив, однако, хотя и в искаженном виде, письменность и религию пришельцев. С кон. IV - нач. III в. до Р. Х. монархия Птолемеев стала активно осваивать бассейн Красного м. Через основанную ими на его зап. побережье Птолемаиду Охотничью и располагавшийся более чем в 500 км южнее ее г. Адулис , ставший позже главным аксумским портом, они вывозили в Египет африкан. слонов для использования в качестве боевых животных. Постепенно в связанных с побережьем сев.-вост. областях Эфиопского нагорья распространились греч. язык и эллинистическая культура. Результатом сабео-эллинистического синтеза на местном африкан. субстрате стала аксумская цивилизация. Ранний период А. ц. (I-III вв.)

http://pravenc.ru/text/63940.html

Зихов под именем Ζγχοι он помещает вместе с арихами к северу от горы Коракс (Ibid. V 9, 18). Если Коракс связан с одноименной рекой, то зихов Птолемея следует локализовать на границе совр. Абхазии и юга Краснодарского края, т. е. там, где у Арриана находятся саниги. Расхождения в передаче имени зихов в эту эпоху (Ζυγο, Ζυγοι, Ζιλχο, Ζγχοι) можно объяснить тем, что они не так давно стали предметом изучения в античной географической науке. В кон. IV в. зихов (Ζκχοι) упоминает свт. Епифаний Кипрский ( Epiphanius. Ancoratus und Panarion/Hrsg. K. Holl. B., 19852. Bd. 3: De fidei. S. 510). Он помещает их рядом с соседними им лазами, иверами, боспорянами и Сарматией как один из доминирующих этносов на Сев. Кавказе к этому моменту. Сомнительно, что с именем зихов как-то связан Ziezi, легендарный прародитель булгар, упоминаемый в лат. «Хронографе 354 г.» (вопреки мнению А. В. Гадло - см.: Гадло. 1979. С. 56-57). В «Жизнеописании Вахтанга Горгасали» (VIII в.?) повествование о войне груз. царя с джиками-зихами и печенегами в кон. V в., очевидно, является легендарным, хотя может содержать отголоски какого-то зихско- или черкесско-груз. конфликта. Анонимный «Periplus Ponti Euxini» указывает, что зихи жили от Ахеунта (как и у Арриана) до г. Пагры на месте древних гениохов, кораксов, кориков (т. е. коликов), меланхленов, махелонов, колхов и лазов (т. е. в тех же границах, что и у Страбона), а также от Пагрской гавани до Ст. Ахеи на месте древних ахеев. К северу от них жили евдусиане, говорившие в т. ч. по-готски. На датировку этой ситуации VI-VII вв. указывают археологические свидетельства о присутствии готов (вероятнее всего, тетракситов) на этой территории, в районе Дюрсо (Причерноморье и Закавказье. 2003. С. 200-206). Из длинного списка «Periplus Ponti Euxini» смененных зихами народов одна часть взята у Псевдо-Скилака (VI - нач. V в. до Р. Х.), использовавшего Гекатея (VI в. до Р. Х.), другая - у Арриана. Из текста неясно, когда зихи сменили в З. древних его обитателей. Поскольку Арриан уже не упоминает ахеев и гениохов, смена этих народов зихами могла произойти до II в.

http://pravenc.ru/text/199891.html

Древние майя, сложившиеся как группа близкородственных этносов во II тыс. до Р. Х. в долинах горной Гватемалы, еще в I тыс. до Р. Х. заселили удобные для земледелия низменности в восточной части Мезоамерики. С III в. по Р. Х. на этой территории стали возникать небольшие, но многочисленные города-государства майя с монументальной храмово-дворцовой архитектурой, памятниками изобразительного искусства, отличающимися реалистичным стилем изображения, и большим количеством других археологических артефактов. Древние майя приблизительно в I-II вв. по Р. Х. создали одну из самых развитых в Мезоамерике систем письма. (В 1952 она была дешифрована советским исследователем Ю. В. Кнорозовым, благодаря чему появилась возможность чтения древних надписей, в первую очередь связанных с династической историей майя, которая к нач. XXI в. реконструирована достаточно хорошо.) До сер. VI в. среди многочисленных государств майя доминировал Кукуль с центром в Тикале. Затем в результате длительной борьбы он уступил место Канульскому государству с центром в Калакмуле, господствовавшему в регионе до кон. VII в. После его падения существовало множество самостоятельных центров (Тикаль, Наранхо, Копан, Дос-Пилас, Йашчилан, Пьедрас-Неграс, Паленке и др.), между к-рыми шли войны за локальную гегемонию вплоть до нач. XI в. Древние майя, заимствовав календарь и иероглифическую письменность у обитателей т. н. эпиольмекских гос-в, существенно их модифицировали. В хронологических расчетах они использовали периоды в миллионы и миллиарды лет (при описании мифологических событий), осуществляли наблюдения за лунными циклами. Календарная система древних майя являлась отражением их религиозно-мифологической концепции, в к-рой важнейшее место занимали космогония и представление о цикличности мироздания. Уже на начальном этапе становления культуры майя зафиксировано оформление традиц. архаических культов, напр. культа предков и плодородия. Однако в кон. I тыс. до Р. Х. благодаря культурно-экономическим связям майя заимствовали и многие аспекты общемезоамер.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

А. Пергам. рукопись Моск. Синод. (Патр.) Библиотеки, по описанию архим. Владимира 380, писанная в 1022-м году (на л. 370 почти стершаяся припись), листы 231 об.–252. По сравнению с печатными изданиями жития у Combefis " a и Mignéя, рукопись имеет следующие особенности: 1) нет I–VII глав, излагающих жизнь св. Максима до монофелитского движения и участия в нем Ираклия, – 2) главы VIII–XVIII изложены сходственно, но не тожественно, причем в рукописи прибавлено сообщение о сочинениях св. Максима, – 3) вместо сокращенного изложения изданных Combefis " ом Актов в XIX–XXXIV главах «Жизни», рукопись дословно выписывает самые эти Акты (Comb. I. XXIX–LXVI, Migne 90. 110–172), хотя и с значительными опущениями, именно: в Acta I: гл. IV, нач. V, VIII, IX, первая половина X, вторая половина XI, почти вся XIV и XV. – в Acta II: I и нач. II изложено иначе, опущено: кон. V, VI, VIII, VIII, почти вся XII, вся XIII, XIV, XV, XVI, нач. XVII, почти вся XIX, XX, XXI, конец XXIII и XXXII, – 4) приведено все целиком письмо св. Максима к Анастасию монаху (Comb. XLI–XIII Migne 131–134,–5) в конце жизнеописания помещено письмо Анастасия пресвитера и апокрисиария, – ученика и сподвижника св. Максима, – к Феодосию пресвитеру Гангрскому, – напечатанное у Combefis " a (LXVII–LXX) и Mignéя (171–178) только в латинском переводе Анастасия Библиотекаря, – в рукописи приведены главы II–V, – 6) наконец, нет сообщения о чудесном восстановлении дара слова и способности письма десницами у святых Максима и Анастасия, по отсечении у них языков и правых рук, – и др. нек. Частные особенности этой редакции жития св. Максима отмечаются в разночтениях, а большие отделы печатаются целиком – в греческом тексте с русским переводом, – на правых – нечетных страницах, в соответственных местах. Рукопись несомненно представляет древнейшую редакцию жития: почти все оно состоит из Актов, из письма самого св. Максима и из письма ученика его Анастасия пресвитера и апокрисиария и совпадений, большею частью буквальных, с хронографией Феофана (см. ниже под Th).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКЕДОНИЯ [Греч. Μακεδονα; македон. и серб. Makeдohuja; тур. Makedonya], историческая область на Балканском п-ове, охватывающая сев.-зап. часть совр. Греции (Эгейская М.), Республику Македония (Вардарская М.), юго-зап. часть Болгарии (Пиринская М.), побережья Охридского оз. и оз. Преспа на территории Албании. По своему рельефу и природным условиям М. делится на внутреннюю горную область (Верхняя М.) и приморскую равнину (Нижняя М.). Македония в доисторический период Наиболее ранние свидетельства пребывания человека на территории М. относятся к эпохе палеолита. Окаменелый человеческий череп, обнаруженный в 1960 г. в пещере Кокинес-Петрес близ Петралоны на п-ове Халкидики (Греция), имеет возраст ок. 150-250 тыс. лет и соответствует переходному типу от homo erectus к homo sapiens. К палеолиту археологи относят орудия труда, найденные в пещерах Голема-Пешт, Макаровец и в Осоговских горах (Республика Македония) ( Mitrevski. 2003. P. 15-16; Shalamanov-Korobar L. First Palaelithic Researches in R. Macedonia (FYROM): The Cave Golema Pesht Near the Village Zdunje: Prelim. Results//The Palaeolithic of the Balkans/Ed. A. Darlas, D. Oxf., 2008. P. 85-92). Многочисленные археологические комплексы на территории М. хронологически охватывают весь доисторический период, за исключением эпохи мезолита. Древнейшее ранненеолитическое поселение земледельцев в этом регионе находится в Неа-Никомидии близ Верии (VII тыс. до Р. Х.). На территории Республики Македония выявлено почти 180 неолитических стоянок ( Mitrevski. 2003. P. 18), а в Юго-Зап. Болгарии - 53, гл. обр. в долине р. Струма (Стримонас) ( Grebska-Kulowa M., Kulow I. Prehistorical Sites in the Middle Struma River Valley Between the End of the 7th mill. B. C. and the Beginning of the 1st mill. B. C.//The Struma/Strymon. 2007. Р. 279). Концентрация поселений значительно возросла в кон. VI - нач. V тыс., они распространились по всему региону. На всей территории М. наблюдается унификация керамики ( Kotsakis. 2007. P. 9). В кон. V - нач. IV тыс. следы неолитических поселений в М. почти полностью исчезают. Мн. поздненеолитические стоянки не были снова заселены, в других запустение длилось неск. веков (Мандало у подножия горного массива Пайко, Ситагри близ Драмы).

http://pravenc.ru/text/2561508.html

VI - нач. VII в.), греческой (Библия сакеллария Льва. Vat. Reg. gr. 1, ок. сер. X в.). В сир. рукописи И. показан с покрытым язвами телом, в набедренной повязке, полулежащим на фоне горы; слева - друзья обращаются к нему, экспрессивными жестами привлекая внимание, справа сидит жена, которая принесла пищу в 3 глиняных сосудах. В греч. рукописи И. с изможденным, покрытым язвами телом представлен сидящим на уступе скалы; перед ним - 3 его друга в богатых одеждах, с диадемами на головах, за ними - толпа людей, судя по шлемам, воинов, за спиной И.- жена, закрывающая нос платком и протягивающая ему на палке еду. Неск. изображений И., вероятно скопированных с иллюстрированной Книги Иова, есть в рукописи «Sacra Parallela» (Paris. gr. 923, IX в.), среди них: сцена гибели детей И. (Fol. 204); изображение жены, к-рая разговаривает с И., сидящим на куче пепла; И. слушает второе обращение к нему Господа и «препоясывает чресла» (Fol. 257); И. указывает на свою могилу (Fol. 30v). Образы И. имеются в 2 полных иллюстрированных списках Гомилий Григория Назианзина (Ambros. E49-50 inf. Fol. 275, нач. IX в.; Paris. gr. 510. Fol. 71v, 879-882 гг.): на миниатюре в 1-м списке И. показан стоящим, с седыми, слегка вьющимися волосами и округлой бородой, в золотых одеждах, с золотой диадемой в волосах; во 2-м списке - И., обнаженный (тело покрыто язвами), сидит на холме на фоне городских стен, его окружают стоящая слева жена, которая протягивает ему на палке еду и прикрывает нос платком, и друзья в коронах и роскошных одеждах. Иов на гноище. Роспись зап. стены нартекса Николо-Дворищенского собора в Вел. Новгороде. Ок. 1118 г. Иов на гноище. Роспись зап. стены нартекса Николо-Дворищенского собора в Вел. Новгороде. Ок. 1118 г. Изображения И. есть в Лондонской (Lond. Brit. Lib. Add. 19352, 1066 г.) и Балтиморской (Baltim. W. 733, кон. XI - нач. XII в.) Псалтирях. В 1-й, на иллюстрации к Пс 112. 7, на поле рукописи изображены обнаженный И., к-рый сидит на куче пепла, его тело покрыто язвами, и жена, дающая ему еду (Fol.

http://pravenc.ru/text/578142.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010