Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОТЫ [готоны, гутоны; лат. Gothi, Gotones; греч. Γτθοi], восточногерм. племена, по языку родственные сев. германцам; в V в. создали неск. гос-в на бывш. территории Зап. Римской империи, в к-рых офиц. вероисповеданием было христианство арианского толка. Происхождение и миграция Г. на юг Согласно традиц. версии происхождения Г., к-рую сообщает гот. историк Иордан (VI в.), их прародина находилась в Скандинавии, легендарной Скандзе Iord. Get. 9).Дискутируется гипотеза и о континентальном северогерм. происхождении Г. На рубеже I в. до Р. Х. и I в. по Р. Х. они во главе с конунгом Беригом переселились в устье Вистулы (совр. Висла), дав этой местности название Готискандза (Ibid. 25–26). Выйдя из Скандинавии, Г. рассеялись мелкими группами по юж. побережью Балтийского м. Вытеснив германцев-ульмеругов и подчинив вандалов, они расселились в землях к западу от нижней Вистулы, уступив вост. области родственным племенам гепидов (Ibid. 26). На нижней Вистуле они встретились со слав. населением — венедами (Ibid. 34). Следы пребывания Г. на нижней Вистуле представлены вельбарской археологической культурой. В период 1-й волны миграции (сер. II в.) Г. продвинулись на юго-восток вдоль Вислы и Зап. Буга и появились на Волыни и в Подолье, что отражено в предании о гот. переселении в Скифию. 2-я волна в том же направлении датируется сер. III в. Двигаясь на юг, они присоединяли к себе мн. негерм. племена, постоянно пополняя миграционный поток. Вместе с Г. на юг перемещалось смешанное население, значительную часть к-рого составляли славяне и представители западно-балт. племен. Возглавляемые Г. переселенцы в кон. II в. разделились на 2 части: основная масса заселила Волынь и Подолье, остальные в нач. III в. достигли сев. границ Римской империи. История Ашбернема. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. Nouv. acq. lat. 2334. Fol. 6) История Ашбернема. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. Nouv. acq. lat. 2334. Fol. 6)

http://pravenc.ru/text/531505.html

национального костюма. Фрагмент каменного креста из Давати. Кон. VI в. (Национальный музей Грузии) Фрагмент каменного креста из Давати. Кон. VI в. (Национальный музей Грузии) Многочисленные посвятительные надписи на каменных крестах (на асомтаврули) свидетельствуют об их тесной связи с социальной структурой общества. В них упоминаются не только имена донаторов, но и их титулы в ряде случаев: «Этот крест Христа я, мамасахлис Григол, воздвиг в моление моего...» (фрагмент каменного креста из с. Цроми, кон. VI - нач. VII в.), «Святые Тевдоре и Иларион, помилуйте Григола ипатия» (фрагмент каменного креста из с. Катаула, VII в.), «Святой Георгий, славь арадетских мамасахлисов» (фрагмент каменного креста из Ареши, X в.) и др. Границы распространения древнегруз. каменных крестов широки, но локализируются они в основном в Вост. Грузии. В наст. время можно с достоверностью выделить отдельные центры их создания и распространения: Самцхе-Джавахети (памятники из Зеда-Тмогви, Гиоргицминды, Нагвареви, Дзвели-Мусхи, Баралети, Кумурдо), Квемо-Картли (Болниси, Дманиси, Диди-Гомарети, Мамулы), Триалети (совр. Цалкский р-н), многочисленные фрагменты каменных крестов-стел в кладках стен древних сельских церквей, Шида-Картли (каменные кресты из Хандиси, Цроми, Сацхениси, Бериджвари, Давати, Катаулы, Усанети). При всей общности основного художественного подхода произведения различных мастерских отличаются композицией архитектурной конструкции, пропорциональным соотношением частей, построением программы рельефов. Так, для крестов Квемо-Картли характерно выделение в каменном монолите столбика под скульптурный крест капители, в верхней плоскости к-рой вырезано глубокое отверстие для укрепления скульптурного креста (столбики из Дманиси, Хандиси, Брдадзори, Болниси, Диди-Гомарети). Каменные кресты по материалу изготовления (песчаник, известняк, туф) могут быть связаны с определенными регионами Грузии. Фрагмент каменного креста из Хандиси. Кон. VI в. (Ин-т истории груз. искусства) Фрагмент каменного креста из Хандиси.

http://pravenc.ru/text/168199.html

В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. главенствующее положение на территории Н. о. занимала общность культур текстильной керамики. В раннем железном веке в регионе распространились ананьинская культура в Заволжье и городецкая культура на правобережье Оки и Волги, памятники к-рой в кон. I тыс. до Р. Х. появились на левобережье Волги. В юго-вост. части совр. Н. о. (Ардатовский, Сергачский, Воротынский районы) известны могильники (в основном трупоположения на спине) 1-й пол. I тыс. по Р. Х., культурная принадлежность которых является дискуссионной. Со 2-й пол. I тыс. по Р. Х. на территории Н. о. фиксируются древности 3 родственных народов поволжских финнов - муромы (в приокских районах, датированы не ранее кон. VII в.), мордвы (на юго-востоке региона), черемисов (марийцев; в Заволжье). В их культуре наблюдается много общего; различия проявляются прежде всего в погребальном обряде, обнаруживаются в жен. украшениях, уборе. На границе расселения этносов, на берегах Волги и Оки, происходили наиболее тесные контакты, о чем свидетельствуют материалы могильников - Безводнинского (Кстовский р-н) V - 1-й пол. VIII в., Желтухинского (Городецкий р-н) VI-VII вв. и Подвязьевского (Богородский р-н) сер. IV - 1-й пол. VI в. (наиболее раннее погребение кон. III - сер. IV в. относится к раннему железному веку). По мнению исследователя Подвязьевского могильника Н. Н. Грибова, население, оставившее его, ведет свое происхождение от племен культуры рязаноокских могильников. Первые славяне появились на нижегородском правобережье Оки не ранее XII в. Их расселение, по-видимому, брало свое начало с Муромо-Рязанского княжества и тянулось вниз по Оке. Большинство поселений возникло на свободных местах, но нек-рые данные указывают на процесс древнерус. ассимиляции муромы. В XII - нач. XIII в. земли совр. Н. о. стали ареной борьбы между Ростово-Суздальским княжеством (с 1157 Владимирское великое княжество ) и Волжско-Камской Булгарией. Владимирские князья основали здесь города Городец (сер.- 3-я четв. XII в.; впервые упоминается в 1171) и Н. Новгород (1221), что способствовало притоку слав. населения.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

аланы традиционно придерживались дружественных отношений с Византийской империей. С 558 по 572 г. визант. историки упоминают «вождя», «царя» зап. аланов Сарозия (Сародия, Сароя) - друга и союзника ромеев. В кон. V в. территория совр. И. наряду с др. районами Сев. Кавказа подверглась нашествию кочевников из Центр. Азии - гуннов. Часть аланов, живших в степных районах, была уничтожена, часть вместе с гуннами отправилась в походы на Зап. Европу, а оставшиеся двинулись на юг, ближе к горам. Начиная с этого времени на Кавказе появились кочевники различной этнической принадлежности: болгары, утригуры и кутригуры, позднее авары, савиры, господствующее положение заняли тюрки. В V в. здесь сложился болг. союз тюркских племен. Хазары, впервые появившиеся в Предкавказье в период гуннского нашествия, в сер. VI в. были включены в состав Тюркского каганата. К кон. 70-х гг. VI в. аланы (вероятно, обитатели равнин и предгорий) попали в зависимость от Тюркского каганата. Основанием для этого, возможно, послужили их союзнические отношения с аварами (в 558 царь аланов Сарозий помог аварскому послу добраться до К-поля). В сер. VII в. на обломках Тюркской державы возник Хазарский каганат. С его усилением вост. аланы, владевшие Дарьяльским проходом, попали в зависимость от хазар и стали их данниками (вост. часть Алании входила в состав каганата как особая административно-территориальная единица, в к-рой находилась ставка наместника кагана и постоянно размещалось хазар. войско). Контроль над этим и др. проходами в Закавказье играл для хазар стратегически важную роль, особенно в период арабо-хазар. войн (сер. VII в.). Арабо-хазар. войны привели к ослаблению Хазарского каганата, и в кон. IX в. аланы смогли вернуть политическую независимость. В кон. IX - нач. X в. развернулась борьба между Византией и Хазарией за влияние на Аланию. Византийцы начали миссионерскую деятельность среди аланов, стараясь обратить их в христианство и тем самым укрепить свой союз. Византийцам удалось распространить христианство среди части зап.

http://pravenc.ru/text/389549.html

Античная эпоха На протяжении почти всей истории до присоединения к России в кон. XVIII в. К. не развивался как единый политико-адм. регион. Существенные географические и климатические различия областей К. обусловили образование на полуострове 3 основных исторических зон: горного Юж. и Юго-Зап. К., тяготевшего к Херсонесу (с VI в. по Р. Х. Херсон); степного Вост. К., связанного в древности с историей Боспорского царства (см. Боспор ); степного Центр. и Сев. К., где в разное время сменяли друг друга кочевые племена и их гос. образования. Каждый из регионов во все эпохи древности и средневековья имел свой этно-социальный, политический и культурный облик. Регионы развивались параллельно, могли оказывать влияние друг на друга, но крайне редко объединялись в форме к.-л. политических союзов или адм. структур. При этом ситуация в разных регионах К. могла быть противоречивой. Упадок одной из зон соседствовал с одновременным подъемом и ростом влияния другой и т. п. История Юж. и Вост. К., обладающего удобными гаванями и имеющего морское сообщение с Причерноморьем и всем Средиземноморьем, оказалась тесно связана с развитием классической античной цивилизации, древнегреч., ближневост., рим. и визант. культур. История Центр. и Сев. К. стала неотъемлемой частью судеб кочевых народов евразийских степей. Храм Аполлона в Пантикапее. VI в. до Р. Х. Храм Аполлона в Пантикапее. VI в. до Р. Х. Первые надежные упоминания о К. в письменных источниках связаны с появлением и развитием на юж. берегу полуострова древнегреч. колоний в VII-V вв. до Р. Х. В ходе колонизации греки осваивали удобные гавани на побережье Чёрного м. и использовали приморские плодородные земли для выращивания пшеницы, к-рую экспортировали в регион Эгейского м. Древнейшим известным греческим городом в К. стал Пантикапей (Боспор, ныне Керчь), основанный в кон. VII - нач. VI в. до Р. Х. выходцами из греч. Милета. Активно осваивая район Керченского п-ова, в VI в. до Р. Х. милетцы основали Феодосию и Тиритаку (11 км южнее Пантикапея), в V в. до Р. Х.- Киммерик (50 км юго-восточнее Пантикапея). В этом же регионе в сер. VI в. до Р. Х. возникли независимый полис Мирмекий (4 км к северу от Пантикапея), а также колония Самоса Нимфей (14 км южнее Пантикапея). С V в. до Р. Х. поселения Вост. К. и Таманского п-ова были объединены Боспорским царством. В зап. части К. древнейшей греч. колонией была Керкинитида (близ совр. Евпатории), основанная на рубеже VI и V вв. до Р. Х., вероятно выходцами из Гераклеи ( Ираклии Понтийской ). В 422/1 г. до Р. Х. ираклийцы основали Херсонес Таврический. В эллинистическую эпоху он превратился в крупнейший город античного К., включив в свои владения весь Гераклейский п-ов, Керкинитиду и ряд ближайших приморских поселений. В IV в. до Р. Х. выходцами из Ионии основана гавань Калос-Лимен (близ совр. пос. Черноморское).

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Т. о., первоначально Л. я. был распространен на небольшой территории и окружен множеством др. языков, оказавших влияние на его лексический состав (напр., топонимы «Рим» (Roma) и «Тибр» (Tiberis) заимствованы из этрусского яз.). Так, столкновение с более богатой культурой Вел. Греции помимо проч. последствий привело к 1-й волне массовых заимствований лексики из греч. языка (при этом греч. яз. на юге Италии не поддался романизации). К III в. до Р. Х. римляне захватили всю территорию Апеннинского п-ова к югу от Цизальпинской Галлии; лишь к сер. I в. до Р. Х. эти земли были полностью романизированы. Постепенно Л. я. вытеснил др. языки Италии; в отличие от исчезнувших к I в. до Р. Х. италийских языков, носители к-рых легко усваивали латынь, этрусский язык существовал вплоть до II в. по Р. Х. В III-II вв. до Р. Х., после Пунических войн и вторжения в Македонию, под контроль римлян перешли Испания, Нарбонская Галлия, Сев. Африка, Иллирик, Македония и Греция, что способствовало распространению Л. я. на этих территориях. Т. н. черный камень (lapis niger). VI в. до Р. Х. (форум Романум, Рим) Т. н. черный камень (lapis niger). VI в. до Р. Х. (форум Романум, Рим) Сохранились эпиграфические памятники, созданные в период архаической латыни, в т. ч. надписи: из Сатрика (ныне Ле-Феррьере, Лацио; кон. VI - нач. V в. до Р. Х.), на стеле Римского форума под плитой из черного мрамора (т. н. lapis niger, нач. (?) VI в. до Р. Х.), на урне из Цере (ныне Черветери, Лацио), датируемая ок. VII в. до Р. Х. (нек-рые исследователи считают ее созданной на фалискском языке), Пренестинская фибула (VI в. до Р. Х.). Хорошо сохранились памятники III - нач. II в. до Р. Х., из к-рых наиболее известны эпитафии Сципионов и постановление сената о вакханалиях. Др. известные тексты этого периода (фрагменты из гимнов салиев и арвальских братьев, «Законы XII таблиц») сохранились в составе более поздних источников. Постановление Сената о вакханалиях. 186 г. до Р. Х. (Художественно-исторический музей, Вена) Постановление Сената о вакханалиях.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

Древнейшие следы человеческой деятельности (стоянки первобытных охотников - Богатыри (Синяя Балка), Родники) относятся к раннему палеолиту (1-1,2 млн лет назад). В период энеолита (IV-III тыс. до Р. Х.) на территории К. к. известны поселения и жилища культуры накольчатой жемчужной керамики (Ахштырская пещера, Мысхако, Псоу, Свободное и др.). Эпоха бронзы степной территории К. к. представлена памятниками новотиторовской культуры, входившей в общность ямной и майкопской культур, катакомбной культурно-исторической общности. В горных районах обнаружены памятники северокавказской и дольменной культур. На рубеже эпохи раннего железа (I тыс. до Р. Х.) в Прикубанье появляется культура меотов. Основу хозяйства составляли земледелие и рыболовство; большое значение имело скотоводство. У меотов были развиты ремесленное и керамическое производство, металлургия. К VII в. до Р. Х. культура меотов приобретает признаки скифоидной, появляются богатые погребения (Келермесские курганы, Карагодеуашх и др.). Согласно греч. письменным источникам, на территории Таманского п-ова и Сев.-Зап. Предкавказья проживали синды. В VI в. до Р. Х. возникло гос-во Синдика. В ходе колонизации греки основали города: Фанагорию, Гермонассу, Корокондаму, Кепы, Горгиппию и др., к-рые в IV в. до Р. Х. вошли в состав Боспорского царства (см. Боспор ). В последние века до Р. Х. культура меотов испытала влияние сарматских племен (сираки и аорсы), а к IV в. по Р. Х. стала одной из основ материального комплекса протоадыгских племен (зихи, касоги, саниги и др.). В 70-х гг. IV в. территория К. к. попала под влияние гуннов . В кон. V в. боспорские города оказались под властью Византийской империи . Во 2-й и 3-й четв. VI в. Сев. Кавказ вошел в сферу влияния Тюркского каганата. Его ослабление в кон. VI - 3-й четв. VII в. привело к тому, что ведущую роль в Приазовье и кубанских степях стали играть местные объединения кочевников, напр. протоболгары (т. н. Вел. Болгария). В прибрежной зоне (от Таманского п-ова до совр. Абхазии), предгорьях и частично в степном Прикубанье расселились зихи и касоги. В кон. VII в. степное Прикубанье вошло в состав Хазарского каганата. В Фанагории (до нач. X в.) и Таматархе (бывш. Гермонасса) сохранялось визант. влияние.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

о., на основе скудных данных источников можно реконструировать следующую картину истории зихов и З. Зихи появляются в Сев.-Вост. Причерноморье (возможно, они пришли с равнин Сев. Кавказа) скорее всего в 1-й трети I в. до Р. Х. Они занимают сев. часть территории гениохов, от Архипо-Осиповки до Головинки,- самый труднодоступный участок побережья, к-рый Митридат Евпатор в 67 г. до Р. Х. вынужден был обойти по морю. К нач. II в. по Р. Х. зихи заняли и территорию сев. соседей ахеев от Архипо-Осиповки до Геленджика. Их юж. соседей гениохов сменили саниги, остававшиеся здесь до VI в. В I в. по Р. Х. зихи стали подчиняться Римской империи (их царь Стахемфакс получил утверждение в нач. II в. от рим. императора), но задолго до VI в. (возможно, в III-IV вв.) они вышли из подчинения империи. Ко 2-й трети VI в. в З. была создана при помощи Боспорского архиепископа епископская кафедра с центром в Никопсии. Ее предстоятель Дометиан участвовал во Вселенском V Соборе 553 г. Политически зихи в сер. VI в. оставались независимыми от Византии. С VII в. возникает большая епархия З., включившая автономные архиепископии Херсон, Боспор и Никопсию. Во 2-й пол. IX в. кафедра была перенесена из Никопсии в Матраху - попытка христианизации З. не удалась, хотя адыги до XVIII в. формально оставались православными. В Х в. зихи подвергаются набегам аланов и воюют с хазарами. К сер. X в. и сев., и юж. границы З. сдвинулись к северу: к старому руслу Кубани и Новомихайловскому. Это могло быть связано с ослаблением сев. соседа зихов - хазар, а также с усилением юж. соседа - Абхазского царства. В кон. XI в. Византия претендует на суверенитет над З., однако не исключено, что под термином «З.» понимается уже территория Матрахи-Таматархи. В кон. XIV в. зихи участвуют в походе Тамерлана в Закавказье. После этого упоминание зихов исчезает из источников, они ассимилируются с адыгами и с течением времени вытесняются с побережья в глубь материка (см.: Анчабадзе, Волкова. 1993. С. 17-32). Архиепископы З.: аноним (1023; RegPatr, N 826a), анонимный проедр З.

http://pravenc.ru/text/199891.html

София, 1978; Грозданова Е. Българска селска община през XV-XVIII в. София, 1979; История на България: В 14 т. София, 1979-1991. Т. 1-7; Бешевлиев В. Първобългарите: Бит и култура. София, 1981; Българското възраждане и Русия. София, 1981; Гюзелев В. Средновековна България в светлината на нови извори. София, 1981; История и культура Болгарии: К 1300-летию образования Болгарского гос-ва. М., 1981; Развитие этнического самосознания слав. народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 49-81; Россия и освобождение Болгарии. М., 1982; Бакалов Г. Средновековният български владетел: титулатура и инсигнии. София, 1985; Раннефеодальные гос-ва на Балканах, VI-XII вв. М., 1985. С. 132-188, 285-313; Формирование национальных независимых гос-в на Балканах (кон. XVIII - 70-е гг. XIX в.). М., 1986. С. 348-406; Краткая история Болгарии/Под ред. Г. Г. Литаврина. М., 1987; Матеева М. , Тепавичаров Х. Дипломатическите отношения на България, 1878-1988. София, 1989; Развитие этнического самосознания слав. народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 36-93; Койчева Е. , Кочев Н. Болгарское гос-во с сер. VIII до кон. IX в.//Раннефеодальные гос-ва и народности: Южные и зап. славяне, VI-XII вв. М., 1991; Косик В. И. Рус. политика в Болгарии 1879-1886 гг. М., 1991; он же. Время разрыва: Политика России в болг. вопросе 1886-1894 гг. М., 1993; Тъпкова-Заимова В. Структура Болгарского гос-ва (кон. IX - нач. XI в.) и проблема гегемонии на Балканах//Раннефеодальные гос-ва и народности: Южные и зап. славяне, VI-XII вв. М., 1991; она же. Южные славяне, протоболгары и Византия. Пробл. гос. и этнического развития Болгарии в VII-IX вв.//Там же; Бешевлиев В. Първобългарски надписи. София, 1992; Краткая история Болгарии: С древнейших времен до наших дней. М., 1992; Петканова Д. Старобългарската лит-ра, IX-XVIII в. София, 1992; История на България/И. Божилов и др. София, 1993; Златарски В. Историята на Българската държава през средните векове. София, 19942. Т. 1-3; Литаврин Г. Г. , Макарова И. Ф. Этническое самосознание болгар в кон.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Эпоха персид. господства представлена в А. типичными ямами для пепла, в к-рых найдено 85 остраконов с арам. надписями (с IV в. до Р. Х.). Они показывают, что А. продолжал служить пунктом снабжения и охраны караванных путей. В эллинистический период перестройке подвергались лишь отдельные части города: были воздвигнуты квадратная башня и внешний форт. Заселенность грекоговорящими горожанами подтверждают и остраконы. После завоевания Римом Набатейского гос-ва (106 по Р. Х.) граница с пустыней передвинулась далеко на юг и крепости в пустыне Негев были покинуты. Лишь через 500 лет на руинах А. появилось новое здание - караван-сарай. В кон. 80-х гг. ХХ в. Д. Уссышкин и др. археологи предложили полностью пересмотреть стратиграфию, отказаться от ранней датировки святилища и датировать все нижние слои одним периодом - VIII в. до Р. Х. Святилище вместо X в. попадает в кон. VIII - нач. VII в. до Р. Х.; перестройка стен в слое А. VI - не в нач. VI в. до Р. Х., а в эллинистическо-рим. время. Это ставит под сомнение как точность исторических интерпретаций, так и анализ текстов остраконов. Древнеевр. эпиграфика А. Остракон с надписью на древнеевр. Языке Остракон с надписью на древнеевр. Языке В А. были обнаружены 88 надписей X-VI вв. до Р. Х. на древнеевр., десятки арам. V-IV вв. до Р. Х., неск. греч. I-II вв. по Р. Х. и араб. VII-IX вв. по Р. Х. Наибольший интерес вызывают древнеевр. остраконы, к-рые являются свидетельством бытования древнеевр. языка (см. Еврейский язык ) как письменного в X-VI вв. до Р. Х. в его юж. (иудейской) разновидности, на что указывает отсутствие стяжения дифтонгов и использование теофорного элемента   в личных именах. На основании датировки по палеографическим данным эпиграфику А. можно распределить по следующим периодам: 1) 5 остраконов X-IX вв. до Р. Х.: расписки в получении товаров с указанием личных имен и количества (веса) товара; 2) 9 остраконов 1-й пол. VIII в. до Р. Х.- сильно поврежденные надписи, состоящие из одного или неск. знаков, дают список лиц, функции к-рых остаются неясными 69), и, по-видимому, письмо 71), содержащее помимо обрывков личных имен др. слова («(вы)дай», «который», «господин»);

http://pravenc.ru/text/75814.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010