Vitae. T. 1. P. 152-169; Kenney. Sources. P. 394). Предположение Пламмера, что «саламанкская» редакция является переводом несохранившегося Жития на ирл. языке, не было поддержано др. исследователями. Пламмер указал на признаки работы составителей «дублинской» и «оксфордской» версий Жития: в поздних редакциях изъяты детали, в т. ч. часть имен действующих лиц и географических названий, убраны или сокращены эпизоды, сомнительные с моральной или эстетической т. зр., а также добавлены рассуждения нравственного характера и библейские параллели ( Plummer. Vitae. T. 1. P. XLIII-XLIV). Р. Шарп установил, что Житие К. входило в состав сборника ранних житий ирл. святых, составленного между 750 и 850 гг. (т. н. сборник О " Донохью). «Саламанкская» редакция, не подвергавшаяся существенным переработкам, точнее других воспроизводит первоначальную версию Жития, тогда как «дублинская» и «оксфордская» редакции были в значительной мере отредактированы в кон. XII и в XIII в. ( Sharpe. 1991. P. 301-302, 308-309, 311-317, 329, 333-334, 391). Выводы Шарпа относительно сборника О " Донохью и его датировки были поставлены исследователями под сомнение (см. рец.: Smyth A. P.//EHR. 1992. Vol. 107. N 424. P. 676-678; Carey J.//Speculum. 1993. Vol. 68. N 1. P. 260-262; Stancliffe C.//J. of Theological Studies. 1993. Vol. 44. N 1. P. 378-383; Breatnach. 2005). Однако большинство исследователей согласны с мнением Шарпа о наличии в ирл. рукописных сборниках XIII-XV вв. группы агиографических произведений, возможно созданных в VIII-IX вв. В эту группу включается и Житие К. ( Stalmans. 1998; Charles-Edwards. 2000. P. 121). М. Херберт предложила датировать его 2-й пол. VIII в. ( Herbert. 2001). Однако П. О Риан, указывая на наличие в Житии агиографических топосов, характерных, по его мнению, для более позднего времени, предложил датировать текст кон. XII или нач. XIII в. ( Ó Riain. 2011. P. 138-139). Содержание и структура Жития К. типичны для корпуса анонимной ирл. агиографии VIII-XIII вв. Произведение открывается сведениями о родителях святого, о месте его рождения и о чудесах, к-рыми сопровождалось это событие (§ 1-3).

http://pravenc.ru/text/1470219.html

Среди скальной архитектуры этого периода интересен комплекс в Озконаке (близ Аваноса), к-рый часто определяется как мон-рь, хотя по планировке он больше похож на жилую резиденцию (подобные постройки есть в К., но более поздние). Комплекс имел с юга портик, с северной и западной сторон дворы с цилиндрическими сводами, с востока часовню (архитектурные детали сближают ее с Дурмуш-Кадыр-килисеси). «Темные века» (VII - нач. X в.). В этот период К. оставалась форпостом Византии на ее восточной границе. Судя по проведенным в последнее время палинологическим анализам грунта оз. Нар (близ Назианза), интенсивная сельскохозяйственная деятельность прекратилась здесь ок. 670-950 гг. Возделанные земли заросли сорняками, а затем и лесом. Сельское хозяйство возобновилось в кон. IX в. и к сер. X в. вернулось к состоянию, к-рое было до 670 г. Эта фаза внезапно обрывается ок. 1100 г., когда вновь отмечается упадок в выращивании злаковых, к-рое возобновилось в XIII в. Эти процессы были вызваны не климатическими сдвигами, а изменениями в поведении населения и его воздействии на окружающую среду. Нет сведений о том, продолжалась ли жизнь на поселениях в периоды упадка. Единственными письменными сведениями по истории Западной К. служат сообщения о военных действиях у визант. хронистов и историков и отчасти в араб. хрониках. Согласно им, относительная стабильность вернулась в К. лишь не ранее 2-й пол. IX в. Датировки церквей и поселений этого периода будут вызывать споры до тех пор, пока не будет установлено более точно, что принесло с собой араб. вторжение и насколько сократилось население К. Неясно также, как повлияло на провинции, в т. ч. на К., иконоборчество в Византии VIII-IX вв. Средневизантийский период (X-XI вв.) Отвоевание Центр. Анатолии у арабов в 1-й пол. X в. позитивно отразилось на развитии К., где большинство сохранившихся скальных храмов относятся к указанному периоду. В это время окрепли культурные связи с К-полем, в нек-рых памятниках заметны черты взаимодействия с культурой Закавказья. В ранних скальных церквах (X в.) доминирует местный стиль. Помещения остаются конструктивно простыми, перекрытыми цилиндрическими сводами, но есть и нововведения: к кон. X в. под влиянием столичной школы появились крестообразные в плане каменные и скальные храмы.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

М. Г. Калинин И. р. на территории русского государства Древнейшие свидетельства Первые евр. поселения появились в Сев. Причерноморье в греч. полисах во II-I вв. до Р. Х. Позднее они вошли в состав Боспорского царства и Римской империи. Наряду с иудеями в этом регионе проживали и многочисленные общины «богобоязненных» (иудействующих из язычников). С кон. IV в. в результате вторжений кочевых племен началась постепенная деэллинизация евр. общин. Однако на протяжении всего средневековья в этот регион переселялись евреи из Византии и Персии. В кон. VII - нач. VIII в. на Сев. Кавказе появляется тюркское гос-во Хазарский каганат. Согласно преданию, зафиксированному в т. н. Послании царя Иосифа, ок. 740 г. хазарский правитель Булан выбрал иудаизм как религию для себя и своих подданных, построил множество синагог и религ. школ. В 60-х гг. IX в. с хазар. иудеями контактировали св. братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. В X в. в Кафе (ныне Феодосия, Украина) была построена старейшая из сохранившихся на территории стран СНГ синагога. Поиски хазар. наследия в традициях И. Р. в Вост. Европе, в частности на Руси, представляют одно из ключевых направлений совр. науки ( Pritsak O. The Pre-Ashkenazic Jews of Eastern Europe in Relation to the Khazars, the Rus " and the Lithuanians//Ukrainian-Jewish Relations in Historical Perspective. Edmonton, 1988. P. 3-21). До XVIII в. Появление иудейских общин на территории Руси связано с процессом расселения евреев вдоль торговых путей в раннее средневековье. Большинство из них были купцами из Византии, в т. ч. занимавшимися работорговлей ( Берлин И. З. Исторические судьбы еврейского народа на территории русского государства. Пг., 1919; он же. Евреи в Юж. Руси в эпоху Киевского и Галицко-Волынского государства//История евреев в России. М., 1921. Т. 2. Ч. 1. С. 113-154. (История еврейского народа; 12); Кулик А. Евреи Древней Руси: источники и историческая реконструкция//Ruthenica. К., 2008. Т. 7. C. 52-70). В нач. X в. в Киеве уже существовала евр.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

В IX в. из княжества Б. было выделено новое герц-ство Салерно. Граница между ними была определена соглашением 843 г. С сер. XI в. земли Б. стали постепенно захватывать норманны, и жители города под угрозой завоевания уже в 1051 г. признали верховную власть папы. Папа Григорий VII принял ленную присягу от норманнских королей, по соглашению с ними присоединил Б. к своим владениям, а кн. Ландульфа сделал своим наместником. Со смертью Ландульфа в 1077 г. княжество Б. перестало существовать; его территория была разделена на 3 независимых принципата: Б., Салерно и Капуя. Не ослабевала борьба с византийцами, к-рые никогда не отказывались от попыток сделать Юж. Италию своим владением, и с арабами, к-рые из Сицилии угрожали и опустошали Калабрию. С 1077 по 1860 г. территория Б. оставалась в составе Папского гос-ва. В 1202 г. Б. среди городов Италии одним из первых получил статус самоуправляющейся коммуны, статуты города были утверждены папой. В XV-XVI вв. корпус городского права пересматривался и расширялся. В 1798-1806 гг. Б. входил в состав Неаполитанского королевства, а в 1806-1815 гг. находился под номинальным правлением Ш. Талейрана, носившего титул князя Беневентского. В 1860 г. Б. присоединен к Сардинскому королевству, а с 1861 г. стал частью единой Италии. Церковная история Христ. община Б. уходит своими корнями в доконстантиновскую эпоху: на Аппиевой дороге возле базилики Апостолов была найдена надпись, содержащая моление к апостолам Петру и Павлу о городе Б. Первым известным епископом Б. является сщмч. Ианнуарий (285-303), вероятно, местного происхождения; его преемники известны до кон. V в. Распространение христианства в Б. столкнулось с приверженностью населения к языческим традициям, что подтверждается упоминанием Квинта Аврелия Симмаха в письме к отцу (после 375) о почитании богов среди значительной части беневентцев. Лангобарды, завоевавшие Италию во 2-й пол. VI в., исповедовали арианство, и, вероятно, в течение нек-рого времени они могли препятствовать присутствию в Б. правосл. архиепископа. Местная кафедра пустовала до сер. VII в., когда на нее были избраны Гильдебранд, а затем св. Барбат , при к-ром произошло объединение еп-ств Б. и Сипонто. В 969 г. кафедра Б. получила статус архиеп-ства; ему были подчинены епископии неск. окрестных местечек. К нач. XIII в. территория архиеп-ства значительно расширилась. В XII в. 3 архиепископа Б.: Ландульф, Ломбардий и Рогерий - получили сан кардинала. В кон. XIII в. кардиналом стал архиеп. Джованни Кастрочели. Беневентанцами по происхождению были папы Феликс IV (VI в.), Виктор III (1086-1087), Григорий VIII (1187). С сер. XI по нач. XII в. в Б. было проведено 8 поместных Соборов.

http://pravenc.ru/text/78020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мокшанская семья. Фотография. Кон. XIX в. [Республика Мордовия - офиц. название с 1994], субъект РФ в составе Приволжского федерального округа. Территория - 26,1 тыс. кв. км. Столица - Саранск. Расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Суры. Граничит с Рязанской , Нижегородской , Ульяновской , Пензенской областями и с Чувашской Республикой . Население - 808,5 тыс. чел. (2017). Национальный состав (2010): русские - 53,2%, мордва - 39,9, татары - 5,2, представители др. национальностей (украинцы, белорусы, удмурты, чуваши, марийцы, азербайджанцы, армяне, евреи и др.) - 1,7%. М. включает городской окр. Саранск и 22 района. История Эрзянская свадьба. Фотография. Нач. XX в. Эрзянская свадьба. Фотография. Нач. XX в. Первые поселения на территории М. известны с мезолита (IX-VI тыс. до Р. Х.), они располагались на берегах рек и озер (стоянки у с. Заречного Краснослободского р-на и у с. Ст. Качеевка Теньгушевского р-на). Основными занятиями населения были охота, рыболовство, собирательство. В неолите (V - 1-я пол. III тыс. до Р. Х.) продолжалось развитие присваивающего хозяйства, основанного на охоте и рыболовстве, появились ткачество, гончарное производство, новые приемы в изготовлении каменных орудий. Территория М. входила в область расселения древних финно-угорских племен (культура ямочно-гребенчатой керамики и др.). Неолитические стоянки известны на реках Алатырь, Вад, Мокша. В энеолите (сер. III - нач. II тыс. до Р. Х.) междуречье Мокши и Суры занимали предположительно финно-угорские племена волосовской и имеркской культур. В это время появились медные изделия. В бронзовом веке (1-я четв. II тыс.- VIII-VII вв. до Р. Х.) произошел переход к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию). Получили распространение бронзовые орудия труда и оружие, колесный транспорт. Началось разложение первобытного общества, материнско-родовая организация сменялась отцовско-родовой. На территории М. появились пришлые скотоводческо-земледельческие племена абашевской, балановской, примокшанской и срубной культур, предположительно представлявшие индоиран. и протобалтскую ветви древних индоевропейцев. В результате их контактов с местными, в т. ч. финно-угорскими, племенами сложилась поздняковская культура.

http://pravenc.ru/text/2564160.html

Во 2-й пол. VIII - 1-й пол. IX в. Й., как и вся Нортумбрия, стал ареной борьбы за власть между представителями королевской династии; ученость и церковная жизнь здесь постепенно пришли в упадок. По свидетельству «Англосаксонской хроники», в 866 г. город был захвачен викингами. С 876 г., после расселения скандинавов на территории Нортумбрии, Й.- военный и политический центр викингов на севере Британии. Королевство викингов с центром в Й. сохраняло независимость до 927 г. Но и после формального признания власти англосакс. кор. Этельстана (924/5-939) Йоркское королевство оставалось в значительной степени автономным. После смерти Этельстана в 939 г. вокруг Й. разгорелась яростная борьба, в к-рой наряду с англосакс. властителями и сканд. правителями Дублина принял участие изгнанный из Норвегии конунг Эрик Кровавая Секира. Эрик стал последним правителем независимого Йоркского королевства, в 954 г. город был захвачен королем Англии Эдредом. Письменных сведений по истории Й. в VIII-X вв. практически не сохранилось, но археологические данные говорят о процветании и расширении города. После захвата Й. викингами, особенно в 900-935 гг., проводилась активная застройка территории к юго-востоку от заброшенной рим. крепости. Й. был важным ремесленным центром: раскопки свидетельствуют о развитии ткачества, кузнечного и ювелирного дела; изготовлялись изделия из янтаря и кости. Находки указывают на наличие торговых связей со Скандинавией, с Шотландией, Ирландией, др. областями Англии и Сев.-Зап. Европой. Среди археологических находок встречаются изделия из стран Средиземноморья, из Самарканда и с побережья Персидского зал., очевидно привезенные из континентальной Европы. Короли Й. в кон. IX - нач. X в. чеканили собственную монету. Оценить численность населения города в «викингский» период не представляется возможным. В Житии св. Освальда, составленном в кон. X в. Бюрхтфертом, говорится о том, что в Й. проживало ок. 30 тыс. чел., но исследователи склонны считать эту цифру во много раз преувеличенной. По данным «Книги Страшного Суда», в 1066 г. в городе было ок. 1800 домов.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

Для обозначения церковного лада в лат. средневек. теории со времен Боэция (нач. VI в.) использовались в качестве синонимов лат. термины tonus, modus, tropus (последний реже), притом что они могли иметь и др. значения (см. в статьях Глас , Модус , Троп ); соответственно в русскоязычной лит-ре термины «тон», «модус», «лад» для обозначения элемента зап. О. применяются как синонимы. Нумерация ладов на Западе была либо сквозная (I-VIII), либо 2-частная, состоящая из латинизированных греч. терминов: обозначения разновидности - authentus (authenticus; в греч. муз. теории и практике этот термин употребляется реже) или plagis, и числительного - protus, deuterus, tritus, tetrardus (для плагальных - в род. падеже: plagis proti и т. п.). Отличный от византийского порядок ладов (автентические и плагальные расположены попарно, а не отдельными группами: нечетные - автентические, четные - плагальные), возможно, свидетельствует о заимствовании более ранней версии О.: такой же принцип расположения гласов (но с обычной для Востока нумерацией) присутствует в нек-рых ранних сир. и арм. источниках (Ibid. P. 157). На раннем этапе существования григорианского О. в певч. практике имели хождение тонарии - певч. руководства смешанного типа (каталоги), похожие отчасти на певч. сборник, отчасти на трактат об О.: в них песнопения распределены по 8 тонам с теоретическими комментариями по каждому из них, как, напр., в анонимном трактате-тонарии XI в. «Commentum super tonos» (см.: Поспелова. 2008). Теория раннего зап. О. изложена в ряде трактатов IX-X вв. ( анонимы «Alia musica», «Commemoratio brevis» (рус. пер.: Ефимова. 1998. С. I-XLIX), «Musica» Хукбальда , «Musica disciplina» Аврелиана из Реоме и др.). В кон. IX - нач. X в. О. было осмыслено в терминах античной теории музыки, однако сами лат. лады по строению отличались от древнегреч. ладов, с названиями к-рых (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский, гипомиксолидийский) их стали связывать в теоретических текстах. Особенности вост. и зап. систем О. свидетельствуют о том, что они разошлись весьма значительно, если не были с самого начала достаточно самостоятельными, будучи родственными лишь в самых общих чертах (число ладов, деление ладов на автентические и плагальные, роль интонационных формул для запоминания ладов).

http://pravenc.ru/text/2581627.html

языках, начало публикаций к-рых относится к кон. XVII в.: в 1680 г. болландисты издали по 4 рукописям лат. версию легенды и Мученичество К., а также вступление, относящееся только к Мученичеству (ActaSS. Mai. T. 1. P. 445-450), и указали в примечаниях разночтения по др. спискам. Сир. текст по рукописи Bodl. Marsh. 13, 1176/77 г., опубликовал Д. Лофтус ( Loftus. 1686). В кон. XIX в. П. Беджан издал др. сирийский вариант легенды по берлинской рукописи Sachau. 222, 1881 г. ( Bedjan. Acta. T. 1. P. 326-343), А. Хольдер опубликовал латинский вариант по рукописи Paris. 2769, VI/VII в. ( Holder A. Inventio Sanctae Crucis. Lpz., 1889), и предположил, что он восходит к утраченному греч. оригиналу. Вскоре К. Вотке заявил о находке этого греч. варианта в рукописи Vat. gr. 866 и опубликовал его ( Wotke. 1891). Э. Нестле издал сир. текст по 2 брит. рукописям Lond. Brit. Mus. Add. 12174, 1196 г., и 14644, кон. V - нач. VI в. ( Nestle. 1889), а также греческий текст по самой ранней рукописи Sinai. gr. 493, VIII/IX в. ( Idem. 1895). Й. Штраубингер, сравнив все версии легенды об обретении св. Креста, связанные с К., пришел к выводу, что лат. текст, найденный Хольдером, не зависит ни от одного из известных греч. или сир. вариантов; при этом сир. редакция из рукописи Lond. Brit. Mus. Add. 14644 ближе к нему, чем любая из греческих. На основе сделанных выводов исследователь предположил, что оригинал легенды об обретении св. Креста был написан на сир. языке ( Straubinger. 1912. S. 74), однако некоторые совр. ученые считают, что первоначально легенда была составлена по-гречески в Иерусалиме (The Finding of the True Cross. 1997. P. 25), а лат. и сир. версии являются переводами с утраченного оригинала. Араб. версия известна в составе рукописи синайского происхождения сер. X в. ( Esbroek. Remembrement. 1982. P. 144-145). Оригинальная копт. версия легенды об обретении св. Креста сохранилась в виде Панегирика о Кресте под именем свт. Кирилла I, еп. Иерусалимского , изданного по разным рукописям Э.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Существование древнейших текстов на новоперсид. языке зафиксировано в иудейской среде. Это выполненное евр. квадратным шрифтом торговое письмо из Дандан-Уйлика (Вост. Туркестан) и надпись в Танги-Азао (Афганистан) (50-е гг. VIII в.), а также переводы текстов ВЗ (приблизительно с нач. IX в.). Классический персид. язык поэзии и прозы (фарси-йи дари - «придворный») сложился при Саманидах на базе араб. графики со значительным пластом араб. лексики. В кон. IX в. стихотворения, написанные на персид. языке, сохранили в большой мере образность, стилистику и метрику араб. стихосложения, но оригинальность новой поэзии проявилась в обращении авторов к эпическим и дидактическим жанрам (творчество Дакики, Рудаки, Балхи и мн. др.). Самое раннее новоперсид. богословское сочинение принадлежит Абу-ль-Касиму Самарканди (ум. в 953/4), историческое произведение - переложение хроники Табари - вазиру Балами (963). Первыми трудами по светским наукам на фарси считаются фармакология Муваффака аль-Харави и медицинский трактат Ахавайни (70-е гг. X в.). Старейшим памятником новоперсид. географической науки стал справочник «Пределы мира» (983), а исторических писаний - «Краса известий» Гардези (1050). И хотя новоперсид. язык стал господствующим средством интеллектуального общения не только в И., но и в Ср. Азии и Закавказье, арабский сохранил преобладание в точных науках, философии, богословии и праве. Кроме того, еще в X в. в Куме, Рее, Хамадане, Ахвазе он преобладал и как разговорный язык. Зародившийся в Хорасане фарси-йи дари постепенно распространялся на западе нагорья, особенно в Прикаспийском регионе, где говорили на языках табари и азери (попытки создания самостоятельной письменной традиции здесь не прекращались вплоть до XIV в.). Горные этносы края, известные под обобщающим наименованием дейламитов, оказывали ожесточенное сопротивление отрядам халифов и их наместников, хотя обычно служили в их войсках в пехоте. Здесь начиная с рубежа VIII и IX вв. находили убежище враждебные Аббасидам потомки Мухаммада - Алиды, проповедовавшие умеренную форму шиизма - зайдизм. В 864-900 гг. в Гиляне и Дейлеме возник зайдитский имамат Хасана ибн Зайда, к-рый после кратковременного перерыва восстановил Хасан аль-Утруш (913-928). Горган и Табаристан превратились в базу действий бывш. дейламитского наемника Мардавиджа ибн Зийара, к-рый в 932-935 гг. захватил большую часть Зап. Ирана. Сделавшие при нем карьеру полководцев братья Али, Хасан и Ахмад - сыновья Буи, порвав с бывш. хозяином, стали действовать самостоятельно и в 934 г. овладели Ширазом, а в 935 г.- Джибалем, к-рый достался Хасану. Али остался в своем уделе - Фарсе. Ахмад захватил Керман и приступил к завоеванию Хузестана. Брат Мардавиджа - Вашмгир и его потомки - Зийариды, признавая верховенство Саманидов, сохранили за собой Горган.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Э. Небольсин Исторический очерк Канада с древнейших времен до кон. XV в. Поселение викингов в Л’Анс-о-Медоуз, Ньюфаундленд Поселение викингов в Л’Анс-о-Медоуз, Ньюфаундленд Заселение территории К. человеком началось приблизительно 25-30 тыс. лет назад и было связано с переселением выходцев из Азии в Зап. полушарие по т. н. Беринговому мосту (перешейку, располагавшемуся на месте совр. Берингова прол.). Именно тогда в границах совр. К. поселились предки той части ее коренного населения, к-рую в европ. традиции было принято называть индейцами. К началу контактной эпохи их насчитывалось по разным оценкам от 220 тыс. до неск. млн чел. («официально признанная» в наст. время канад. властями цифра - 500 тыс.). Индейские сообщества находились на различных стадиях родового строя (от примитивных промысловых объединений до предгос. «военной демократии»). Основным занятием индейцев были охота, рыболовство и собирательство. В отдельных местах встречалось примитивное земледелие. Индейские языки чрезвычайно разнообразны и относятся к различным языковым семьям. Традиционно индейцев подразделяют на жителей сев.-вост. лесов (woodland), прерий, тихоокеанского побережья, субарктического и арктического региона. Крест, установленный Ж. Картье в зал. Гаспе (атлантическое побережье Канады). 1534 г. Крест, установленный Ж. Картье в зал. Гаспе (атлантическое побережье Канады). 1534 г. Во II тыс. до Р. Х. на канад. север также из Азии пришли представители т. н. арктических монголоидов, к-рых долгое время было принято называть эскимосами (в наст. время слово «эскимос» считается устаревшим, вместо него употребляется самоназвание «инуит»). Они расселились по побережью Сев. Ледовитого океана, где создали уникальную субкультуру полярных морских охотников. Инуиты, индейцы и образовавшиеся позднее сообщества метисов официально именуются «первыми нациями» К. Существует множество гипотез о плаваниях европейцев к вост. побережью совр. К. в Доколумбову эпоху (в списке возможных первооткрывателей ирл. монахи VIII-IX вв., а также англичане, итальянцы, французы, немцы, датчане, поляки). Достоверным считается утверждение, что в нач. XI в. берега Ньюфаундленда и Лабрадора посещали жители скандинавских поселений, которые существовали в то время в Гренландии. Археологические находки, сделанные в 60-х гг. XX в. норвеж. исследователем Х. М. Ингстадом в бухте Л " Анс-о-Медоуз (Ньюфаундленд) подтвердили эти сведения. В исландских сагах первые плавания в Сев. Америку (Винланд) возглавляли Лейф Эйриксон и Торфин Карлсефни, однако прямых доказательств этому нет. Эпоха исследования К. с кон. XV до нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010