Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [болг. Доростолска] Болгарской Православной Церкви (БПЦ); кафедра в г. Силистра. Объединяет приходы и мон-ри на территории Силистренской обл. Правящий архиерей - митр. Иларион (Цонев ; с 19 окт. 2003). В наст. время епархия не предоставляет статистических данных. История Христ. проповедь пришла в рим. г. Дуростор (лат. Durostorum, греч. ορστολον, Доростол, болг. Дръстър, Дрыстыр; с кон. XIV в. Силистра) не позднее кон. III в. В IV в. в городе претерпели мученическую кончину 12 святых - первыми из них были Дасий (кон. III - нач. IV в.), Иулий, Исихий, Пасикрат и Валентин , Маркиан, Никандр и Каллиник (в 304, во время посещения города имп. Диоклетианом). В Житии св. Иулия говорится о том, что мн. люди провожали процессию мученика к месту казни и поддерживали его, возможно они принадлежали к городской христ. общине. В захоронении нач. IV в. был найден золотой перстень с выгравированным христ. символом. В городе также пострадали святые Дада, Квинтилиан и Максим (286). Св. Емилиан разбил языческих идолов, за что был сожжен на берегу Дуная (ок. 363). С кон. IV в. город длительные периоды времени контролировался готами, к-рые перестроили его оборонительные стены. В кон. VI в. был разрушен аварами. Первые известия о епископской кафедре в Дуросторе относятся ко 2-й пол. IV в.: ок. 383 г. кафедру занимал еп. Авксентий , арианин. Вскоре он был низложен, но в 384 г. возглавил кафедру в Медиолане (совр. Милан). Еп. Иаков участвовал в III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. В 458 г., после IV Вселенского Собора в Халкидоне, еп. Монофил вел переписку с имп. Львом I. Среди участников V Вселенского Собора в К-поле в 553 г. упомянут еп. Дуростора Иоанн. Еп. Дулцисим был погребен вместе с еп. Даниилом близ г. Одесс (совр. Варна), куда он перебрался во время нашествия аваров в кон. VI в. О его захоронении сообщает надпись на плите: «Тут лежит благочестивый Дулцисим, епископ Доростола, почил 27, месяца января, индиктиона...». Епископская кафедра в Доростоле засвидетельствована в списках епархий К-польской Патриархии в VI-VII вв. Данные раскопок фундаментов базилики и епископской резиденции указывают на то, что здесь находился большой религиозный центр.

http://pravenc.ru/text/180241.html

В III в. в Н. сложилась многочисленная община христиан. Первый епископ Н.- свт. Григорий Чудотворец , один из крупнейших духовных авторитетов ранней Церкви, оказавший большое влияние на христианскую культуру М. Азии, особенно Каппадокии . По образному описанию свт. Григория Нисского, когда ок. 240 г. свт. Григорий стал епископом Н., в городе было всего 17 христиан. Ко времени же его смерти осталось 17 язычников ( Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 909, 953). В кон. III-IV в. благодаря свт. Григорию Н. играла важную роль в церковной жизни. Ок. 10-х - 20-х гг. IV в. в Н. при еп. Лонгине состоялся поместный Неокесарийский Собор . Тот же Лонгин в 325 г. принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее. Еп. Феодул в 40-х гг. IV в. присоединился к партии ариан на Сардикийско-Филиппопольском Соборе. Еп. Мусоний был хорошо знаком со свт. Василием Великим . После его смерти (ок. 368) Василий посвятил Мусонию утешительное послание к Церкви Н., охарактеризовал его как человека, к-рый «самым очевидным образом превосходил современников всеми в совокупности человеческими совершенствами, был опорою отечества, украшением Церквей, столпом и утверждением истины, твердынею веры во Христа, надежною защитою» ( Basil. Magn. Ep. 28//PG. 32. Col. 304-309). Еп. Атарвию свт. Василий направил 2 кратких послания в нач. 70-х гг. IV в. Взаимоотношения между ними складывались неровно, но суть разногласий из писем Василия прояснить сложно ( Idem. Ep. 65, 126//Ibid. Col. 421-424, 552-553). В 381 г. еп. Атарвий принял участие во II Вселенском Соборе в К-поле. Сведения о позднейших епископах Н. связаны в основном с их участием в церковных Соборах. Нек-рые известны по сохранившимся печатям. Еп. Дорофей из Н. присутствовал на К-польском Соборе 448 г., на котором был осужден архим. Евтихий, а в 451 г.- на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. В 458 г. еп. Евипп подписал «Энкиклион» визант. имп. Льва I и К-польского патриарха Анатолия против захвата Александрийской кафедры Тимофеем II Элуром . Еп. Воспорий - участник К-польского Собора 536 г., еп. Григорий - VII Вселенского Собора в Никее в 787 г.

http://pravenc.ru/text/2564922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на территории Казанского кремля. Разрушен в XX в. Основан, вероятно, в 1555 г. (до сент.). Устроение обители и деятельность 1-го настоятеля свт. Варсонофия описаны в сочинении митр. Казанского сщмч. Ермогена кон. XVI в. «Жития свт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского, Казанских чудотворцев» (Свт. Ермоген. 2005. С. 381-383). Подробное описание мон-ря содержится в первой из сохранившихся писцовых книг Казани и Казанского у. Н. В. Борисова и К. Кикина ( Невоструев. 1877. С. 24-32; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. С. 86-100). В кон. XIX в. Е. М. Лебедев сделал описание К. м., используя документы, хранившиеся в монастырском архиве. Земельный фонд мон-ря, наличие сел, деревень, починков и пустошей зафиксированы в переписи 60-х гг. XVI в. ( Невоструев. 1877. С. 65-78; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. C. 458-464). Об экономическом положении К. м. свидетельствуют писцовые книги XVI-XVII вв. (Книга письма, дозора и межевания. 1997. С. 213-214; Писцовые книги Казанского у. 1647-1656 гг. Л. 10 об.- 12, 42-44 об., 108-112; Писцовые книги Казанского у. 1685-1687 гг. 2009. С. 173-185). Жалованные грамоты К. м. сохранились в фонде Коллегии экономии РГАДА (Ф. 281. Оп. 4 (Казань)), нек-рые из них опубликованы в XIX в. по копиям, хранившимся в мон-ре ( Никанор (Каменский). 1893. С. 338-368). Документы по истории мон-ря XVIII - нач. XIX в. находятся в НАРТ (Ф. 4: Духовная консистория). XVI - нач. XX в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1553 г. при посещении Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря царь Иоанн IV Васильевич обратил внимание на игум. Варсонофия - опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В февр. 1555 г. в Москве по указанию царя Иоанна IV митр.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Еп. Великопермский и Вологодский (не ранее 1.09.1567-1576/77). Сведений о раннем периоде жизни М. не имеется. Согласно Вычегодско-Вымской (Коми-Вымской, Мисаило-Евтихиевской) летописи кон. XVI - нач. XVII в., составленной священником Архангельской ц. Усть-Выми Мисаилом, М. занимал кафедру с 7073 (1564/65) по 7085 (1576/77) г. Однако этому противоречит ряд свидетельств о предшественнике М., еп. Иоасафе. Он находился на кафедре еще 19 июля 1567 г., когда по его благословению была составлена опись Николо-Коряжемского мон-ря (Архив П. М. Строева. Пг., 1915. Т. 1. Стб. 458. (РИБ. Т. 32)). Кроме того, согласно вкладной надписи на иконе мастера Д. Д. Гринкова «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с 52 клеймами земной жизни Иисуса Христа, праздниками и Древом Иессеевым», этот образ написан в 7076 (1567/68) г. «при епископе Иасафе Пермьском и Вологоцком» ( Виноградова Е. А. Дионисий Дмитриев Гринков//ПЭ. Т. 15. С. 339). Т. о., свидетельство Вычегодско-Вымской летописи ошибочно, М. должен был занять кафедру не ранее 1 сент. 1567 г. Уход с Вологодской и Великопермской кафедры еп. Иоасафа можно связать с поездкой царя Иоанна IV Васильевича Грозного на богомолье в 1-й пол. 1567 г., к-рая сопровождалась посещением Вологды с целью «досмотрити градского основания на Вологде и всякого своего царского на Вологде строения» ( Колобков. 2004. С. 120). Не исключено, что М., сменивший Иоасафа, являлся насельником одного из мон-рей, к-рые посетил Иоанн IV. Согласно Житию свт. Филиппа II (Колычева) , митр. Московского, Иоанн Грозный вызвал в Москву на «совет» об учреждении опричнины епископа «Валогоцкаго Макария и прочия святители». На «совете» свт. Филипп (Колычев) выступил против опричнины, а М. согласно тексту Жития был в числе тех архиереев, которые «ни по Филиппе побарающе, ни по царе, но яко царь восхощет, тако и они» (Житие митр. Филиппа//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 722, 724). Но поскольку учреждение опричнины в 1565 г. произошло раньше и архиерейской хиротонии М., и поставления во митрополита свт. Филиппа, то речь в Житии идет, вероятно, о сопротивлении свт. Филиппа какому-то др. царскому начинанию, для чего был созван архиерейский Собор, на к-ром и присутствовал М. Данный Собор должен был заседать в кон. нояб.- нач. дек. 1567 г. ( Колобков. 2004. С. 129).

http://pravenc.ru/text/2561370.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАТОЛИЙ (кон. IV в., Александрия - 3.07.458, К-поль), свт. (пам. 3 июля, пам. греч. 7 июля, 20 нояб.), Патриарх К-польский (с нояб. 449). Свт. Анатолий, Патриарх К-польский. Икона " София Премудрость Божия с избранными святыми " . Кон. XIX-haч. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Свт. Анатолий, Патриарх К-польский. Икона " София Премудрость Божия с избранными святыми " . Кон. XIX-haч. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Получил образование в Александрии. Рукоположен во диакона свт. Кириллом Александрийским . Участвовал во Всел. III Соборе в Эфесе (431), где была анафематствована ересь Нестория . В кон. 40-х гг. V в. был апокрисиарием Александрийского Патриарха в К-поле. После низложения на Разбойничьем Соборе (Эфес, 449) свт. Флавиана при выборах нового К-польского Патриарха возникли разногласия; было принято решение избрать кандидата из др. города, и выбор пал на А. Склонявшийся к монофизитству Патриарх Александрийский Диоскор I , надеясь, что А. будет послушно проводить его политику, лично прибыл в К-поль и совершил рукоположение. Однако новый Патриарх обманул надежды монофизитов. В 450 г. он подписал томос Римского папы Льва Великого , где излагалось учение о двух природах во Христе. В 451 г. был созван Всел. IV Собор в Халкидоне, в к-ром А. принял деятельное участие. В 458 г. под его председательством в К-поле прошел Поместный Собор, к-рый подтвердил решения, принятые в Халкидоне, и признал незаконным поставление монофизитского Александрийского патриарха Тимофея II Элура . С именем А. связано усиление авторитета К-польской кафедры. Уже в 449 г. А. вмешивается в дела Никейской епархии, обвинив местного митрополита в неканоническом и жестоком обращении с клириками. В 449 г. на Поместном Соборе в К-поле был низложен Тирский еп. Фотий и г. Тир был включен в состав Бейрутской епархии. Во время Халкид. Собора А. добился принятия 28-го правила, согласно к-рому К-польская кафедра получила права «равной чести» с кафедрой Рима. Этим же правилом К-польский Патриарх был наделен полномочиями поставлять митрополитов Понта , Асии и Фракии . При этом столичная кафедра получила права высшей церковной апелляционной инстанции.

http://pravenc.ru/text/114950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕССИНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Кафедральный собор Сретения Господня в Каламате. 1860–1873 гг. Кафедральный собор Сретения Господня в Каламате. 1860–1873 гг. [Греч. Ιερ Μητρπολις Μεσσηνας], епархия Элладской Православной Церкви . Территория совр. М. м. включает существовавшие в более раннее время Мессинийскую, Мефонскую, Коронскую и Андрусскую епископии, а древняя обл. Мессения (визант. Мессиния) - также Кипариссийскую (Аркадийскую) и Христианупольскую. Кафедра в г. Каламата (ранее Каламе), кафедральный собор (1860-1873) освящен в честь Сретения Господня. Распространение христианства в М. м. связано с именами 1-го епископа г. Корона (ныне Корони) ап. от 70 Кесаря (PG. 117. Col. 197; SynCP. Col. 290) или ап. от 70 Онисифора (Ibid. Col. 787; Vitae prophetarum. 1907. P. 125, 142). С кон. III - нач. IV в. в источниках появляются свидетельства о Мессинской епископии, подчинявшейся Коринфской митрополии. Мессинский и Мефонский епископы Александр и Тихик (или Евтихий) участвовали в Сардикийском Соборе 343 г., Коронский Агафокл - в 3-м Вселенском в 431 г., Мессинский Иоанн - в 4-м Вселенском в 451 г., Коронский Афовий - в Соборах в Коринфе и в К-поле соответственно в 458 и 459 гг. К раннехрист. периоду относится небольшая группа памятников. В 2 км к северу от сел. Метони (визант. Мефона) находится высеченный в скальной породе раннехрист. некрополь IV-V вв. (134 аркосолия; в XI-XII вв. здесь подвизался некий отшельник Онуфрий, поэтому за этой местностью закрепилось название «катакомбы св. Онуфрия»), также в окрестностях Метони обнаружены 2 базилики: прор. Илии VI в. и св. Параскевы V-VI вв. Кроме того, археологи обнаружили по одной базилике в селениях Айия-Кириаки близ Филиатры (5-нефная, VI в.), Айос-Андреас близ Лонга (3-нефная, протовизант. период) и в древней Мессене на агоре (V-VI вв.). К переходному периоду (VII-IX вв.) относятся 3-нефная базилика близ театра (кон. VII-VIII в.), к-рая с кон. XII - нач. XIII в. использовалась как кладбищенская церковь, 3-нефная базилика Св. Софии в Корони (кон. VII в.), а также однонефный, сводчатый, встроенный в скалу храм мч. Христофора к северо-западу от Филиатры (кон. VIII - нач. IX в.). Количество сохранившихся храмов средневизант. и поздневизант. периодов сравнительно велико, среди них есть памятники архитектуры и живописи общегреч. значения: мон-ри Самарина (в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», сер. XII в.) и Андромонастиро (Преображения Господня, кон. XII - нач. XIII в.), ц. св. Апостолов в Каламате (кон. XI - нач. XII в., фрески XIV в.), монастырь Калогреон в Каламате (XII в.), ц. вмч. Георгия Победоносца близ Андрусы (XIII в.), ц. мц. Кириакии близ с. Пидима (XIV в.).

http://pravenc.ru/text/2563040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ [Греч. Μαρτριος], патриарх Антиохийский (ок. 459 - ок. 471), сторонник халкидонского православия. Сведения о нем скудны, и хронология событий ненадежна. М. занял Патриарший престол после смерти патриарха Акакия. Визант. хронист Феофан Исповедник (нач. IX в.) и впосл. церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) считали, что М. был патриархом в течение 13 лет ( Theoph. Chron. P. 110, 113). В кон. 60-х гг. V в. в Антиохии быстро начало возрастать влияние монофизитской партии, которой почти открыто оказывал поддержку магистр армии Востока Зинон (император в 474-475, 476-491). В Антиохии неоднократно происходили беспорядки и выступления монахов-монофизитов. Претендентом на Патриаршество был объявлен приближенный Зинона пресвитер Петр Гнафевс . В это время (ок. 470-471) М. совершил поездку в К-поль, где искал поддержки у имп. Льва I (457-474) и свт. Геннадия I , патриарха К-польского (458-471). Результатом поездки стало появление эдикта имп. Льва на имя Зинона (471), предписывавшего запрещать монахам в Сирии покидать свои мон-ри, кроме случаев их вызова из обители, а также приезжим в Антиохии не позволялось вести диспуты о вере (CJC. I 3. 29). Эти меры, однако, не изменили ситуацию. М. вскоре после своего возвращения из К-поля был принужден Зиноном к отречению от престола. У визант. хронистов сохранились слова М.: «От клира бунтующего, от Церкви оскверненной я отрекаюсь, сохраняя за собой достоинство священства» ( Theod. Lect. Hist. eccl. I 21; Theoph. Chron. P. 113; Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 28). На Патриаршем престоле оказался лидер монофизитов Петр Гнафевс. М. было направлено каноническое послание К-польского патриарха Геннадия о том, как принимать в лоно Церкви еретиков, приносящих покаяние (RegPatr, N 145; PG. 119. Col. 900-901; дата неизв.): ариане, македониане, новациане и аполлинариане должны произнести анафему еретическим учениям, которых они придерживались; те из них, кто имели церковный сан, могли быть рукоположены вновь. Евномиане, монтанисты и савеллиане же должны рассматриваться наравне с язычниками и принять крещение. В средневек. рукописной традиции М. ошибочно приписывали авторство энкомия в честь свт. Иоанна Златоуста (CPG, N 6517; BHG, N 871; написан в кругах сторонников святителя в К-поле ок. 407), а также фрагмента сборника вопросоответов о душах и об ангелах (CPG, N 6518; Mai. NPB. Vol. 2. P. 552). Ист.: PG. 47. Col. XLIII-LII; Theod. Lect. Hist. eccl. I 21; Zach. Rhet. Hist. eccl. IV 12; VI 7; Theoph. Chron. P. 110, 113; Georg. Mon. Chron. P. 618; Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 28. Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. P. 724-725; Devreesse R. Le patriarcat d " Antioche, depuis la paix de l " Église jusqu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 65, 117; RegPatr, N 152-153; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 688; Кулаковский. История. Т. 1. С. 343. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562466.html

Василий (упом. в 431); Вигилянций (до 449 - после 458); Прокл (?-531); Стефан (531); Ахиллий (535-?); Иоанн (упом. в 592 и 597); Константин (упом. в 865); Евфимий (упом. в 870); Василий (упом. в 879); Иоанн (?-886; впосл. митрополит Синадский); Иаков (кон. IX или нач. X в.); Филипп (при К-польском патриархе Николае I Мистике - 901-907 и 912-925); Стилиан (упом. в 997); Стефан (нач. XI в.); Лев (упом. в 1032); Василий (упом. в 1084 и 1092); Георгий (упом. в 1107); Георгий (не позднее 1144 - после 1157); Иоанн (упом. в 1166); Василий (2-я пол. XII в.); Калоспит (1212/13 - после 1222; ранее митрополит Левкадский); Фома (упом. в 1264); Никандр (упом. в 1280 и 1285); свт. Киприан (1318-1332/33); Антоний (1333 - после 1363); Нил (упом. в 1367 и 1372/73); Иоасаф (1387-1401); Симеон (упом. в 1393/94); Галактион (XV в.); Неофит (упом. в 1486); Феодосий (упом. ок. 1490); Виссарион (ок. 1490-1499; ранее епископ Димитриадский); Дионисий (?-1510); свт. Марк (1510-1520; ранее епископ Триккский); свт. Виссарион (1520-1541; ранее епископ Стагийский); Неофит (1541-1565; племянник предыдущего); Феофан (упом. в 1569); Иеремия Транос (ок. 1568 или 1570-1572; впосл. патриарх К-польский Иеремия II); Даниил (1573-1575 или 1581); Димитрий (1575-1578); Иоасаф (1581 - кон. 1592 - нач. 1593); Неофит (упом. в 1584?); Пахомий (?); Дионисий Скилософ (кон. 1592 - нач. 1593-1601); Феона (1601-1603); Леонтий (1604-1609); Тимофей (1609-1616); Григорий (ранее 1619-1645/46); Паисий (1645/46-1652; ранее митрополит Эфесский, впосл. патриарх К-польский); Дионисий Вардалис (1652-1662; впосл. патриарх К-польский Дионисий III); Дионисий Серогланис (1662-1671; впосл. патриарх К-польский Дионисий IV); Иаков (1672 или 1674-1679; впосл. патриарх К-польский); Анфим (1679); Макарий (1680-1687/88); Парфений (1687/88-1713?); Дионисий (1688-1700); Мелетий (1702 или 1721); Парфений (упом. в 1707); Гавриил (1721 или 1722-1732); Иаков (1732-1749); Мелетий (1750-1768; впосл. патриарх К-польский); Макарий (1768); Мелетий (ранее 1788 или 1792); Дионисий Каллиархис (1792-1803; впосл. митрополит Эфесский); Рафаил (1803-1804); Порфирий (1808?); Гавриил Кангас (1806-1811); Поликарп Бификукис (1811-1818); Кирилл Вогасарис (1819-1820); Поликарп (1820-1821); Феодосий (1821); Мелетий (1832-1835); Анфим (1835-1837); Анания (1837-1853); Стефан (1860-1870); Иоаким (Крусулидис; 1870-1875; впосл. патриарх К-польский Иоаким IV); Неофит (Петридис; 1875-1896). Епископы Ларисские и Платамонские

http://pravenc.ru/text/2463131.html

В соч. «О Божественных именах» (Areop. DN. III 2-3) автор от имени Д. А. называет своим наставником в богословии сщмч. Иерофея , еп. Афинского, с к-рым они якобы присутствовали при Успении Пресв. Богородицы. Эти сведения нашли отражение в рассказе Синаксаря К-польской Церкви (кон. X в.) о сщмч. Иерофее (SynCP. Col. 103), где этот святой представлен как член Ареопага и 1-й епископ Афин (что противоречит сведениям Евсевия Кесарийского). Представление о присутствии Д. А. при Успении Пресв. Богородицы отразилось также в сочинениях более поздних авторов. Об этом сообщается в проповеди прп. Иоанна Дамаскина на праздник Успения, в которой приведена речь свт. Ювеналия , архиеп. Иерусалимского (422-458), обращенная к имп. св. Пульхерии в ответ на ее просьбу передать часть реликвий Пресв. Богородицы из Иерусалима в К-поль. Свт. Ювеналий упоминает Д. А., к-рый якобы лично присутствовал при погребении Пресв. Богородицы, и цитирует соч. «О Божественных именах», появившееся не ранее 480 г. (ср.: BHG, N 1097; CPG, N 8062; Ioan. Damasc. In Dorm.//PG. 96. Col. 748-753). Источником для прп. Иоанна Дамаскина послужила «Евфимиевская история» - рассказ о Вселенском IV Соборе , составленный не ранее кон. VI в. (не сохр.). Речь свт. Ювеналия основана на апокрифе об Успении Богородицы, имевшем хождение в V в. (CANT. P. 77, N 100; ср.: P. 79, N 104). Этот текст приведен также в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (нач. XIV в.; Niceph. Callist. Hist. eccl. II 23//PG. 145. Col. 812-817). В зап. традиции предание о присутствии Д. А. на погребении Пресв. Богородицы оставалось неизвестным. Гилдуин понял фразу из соч. «О Божественных именах» как указание на то, что Д. А. побывал в Иерусалиме и видел гробницу Спасителя. В IX в. Иоанн Скотт Эриугена при переводе «Ареопагитик» на латынь исправил ошибку Гилдуина, к-рая, однако, закрепилась в зап. традиции ( Hincmarus. Ep. 23//PL. 126. Col. 153-154). Почитание св. Дионисия в Паризиях в VI-VIII вв. Самые ранние сведения содержатся в Житии прп. Геновефы (Женевьевы; древнейшая сохранившаяся версия - редакция B, нач. VII в.). В Житии сообщается, что в кон. V в. по инициативе прп. Геновефы была построена базилика в сел. Катуллиак (на месте позднейшего мон-ря Сен-Дени ), где пострадал и был погребен некий св. Дионисий с товарищами Рустиком и Елевферием, жителями Паризиев (Vita Genovefae. 16//ActaSS. Ian. T. 1. Col. 139). В Житии св. Дионисий не назван епископом Паризиев; священнический сан его спутников не уточнен. В Галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (ок. 595) св. Елевферий назван пресвитером, а Рустик - диаконом (MartHieron. Comment. P. 547).

http://pravenc.ru/text/178443.html

386-387 ИРИНАРХ (Илья Акиндинович; 1548-1616), прп. (пам. 13 янв., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), затворник, Борисоглебский, Ростовский 387-398 ИРИНАРХ († 1621), прп. (пам. 28 нояб., 12 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий 399-407 407-410 ИРИНАРХ (Грезин Владимир Кузьмич; род. 1951), еп. Раменский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 410-411 ИРИНАРХ (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832-1902), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь) 411-412 ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) 412-413 413-416 416-417 417-418 418-419 ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) 420-422 ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) 422-450 450-451 ИРИНЕЙ (Гаврилович Мирослав; 1930 - 20.11. 2020 ), архиеп. Печский, митр. Белградский, Патриарх Сербский с 2010 г. 451-452 ИРИНЕЙ (Бекиш Иван; 1892-1981), Блаженнейший Архиепископ Нью-Йоркский и Митрополит всей Америки и Канады (Православная Церковь в Америке (ПЦА)) 452-453 ИРИНЕЙ (кон. V - нач. VI в.), еп. Арпасийский (г. Гарпаса в Карии), церковный писатель, противник Халкидонского (Вселенского IV) Собора (451) 453-455 ИРИНЕЙ (Булович Мирко; род. 1947), еп. Бачский Сербской Православной Церкви (СПЦ), богослов, библеист 455-456 ИРИНЕЙ (Винарт Луи Шарль; 1880-1937), архим., основатель франц. правосл. общины зап. обряда в Париже 456-458 ИРИНЕЙ (Добриевич Мирко; род. 1955), еп. Австралийский и Новозеландский Сербской Православной Церкви (СПЦ) 459-460 460-463 ИРИНЕЙ (Михэлческу Иоанн; 1874-1948), митр. Молдавский, теолог, педагог, историк, писатель и переводчик

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010