Ф. 796. Оп. 121. Д. 547). Ангел. Фрагмент композиции «Страшный Суд» Ангел. Фрагмент композиции «Страшный Суд» Для освидетельствования древней росписи в июне 1844 г. во Владимир был командирован Солнцев, датировавший фрески XII в. и определивший их принадлежность к композиции «Страшный Суд». Тогда же им было сделано 9 рисунков Д. с. (на 7 сохранившиеся архитектурные части собора, на 2 раскрытая реставраторами древняя живопись). На 1-м л. он воспроизвел 1 Страшный Суд, 2 Сидящих праотцев в раю», на 2-м - «12 апостолов с небесными силами на Страшном Суде» (РГИА. Ф. 472. Оп. 17 (97/1934). Д. 4. Л. 234-235 об.). По рекомендации Солнцева 27 июля 1844 г. фрески были возобновлены «в прежнем древнем вкусе» Сафоновым. Расчистка древней живописи, подвергшейся повторной реставрации в 90-х гг. XIX в., произведена в 1918 г. Всероссийской реставрационной комиссией под рук. Грабаря: были удалены прописи XIX в., загрязнения и цемент из трещин. Для полноты композиции «Страшный Суд» на нек-рых участках стен фрагменты живописи XIX в. были сохранены. На протяжении 30-х - нач. 50-х гг. XX в. в ходе систематического удаления со стен Д. с. живописи XIX в. производился поиск древнего живописного слоя. В 1937/38 и в 1940 гг. разведки в барабане, парусах, апсиде и на юж. стене над хорами производились Касаткиным и П. И. Юкиным; в юго-зап. части собора Касаткиным был обнаружен (1938) небольшой участок фрескового грунта со слабыми следами древнего орнамента ( Сычёв. 1976. С. 325). Неск. фрагментов древних орнаментов найдено (1952) во время работ под рук. Столетова в сев.-зап. и юго-вост. окнах барабана. Фрагменты подробно описаны Н. П. Сычёвым (Там же. С. 328-330). В 1948-1950 гг. собор был почти полностью освобожден от живописи XIX в. Реставрация (кон. XX - нач. XXI в.) монументальной живописи Д. с. направлена на предотвращение разрушения красочного слоя древних фресок. Результаты технологического исследования росписи подтвердили предположение, что она исполнена на штукатурном основании с добавлением карбонатного наполнителя (дробленый известняк и древесный уголь), а не цемянки, что типично для монументальной живописи Греции, Рима и крымских греч. колоний, в технике фреска а секко. В качестве пигментов использованы известковые белила, натуральный ультрамарин, киноварь, желтая и красная охры, зеленые земли, глауконит ( Балыгина, Цейтлина, Некрасов. 1997. С. 120-127). Состав

http://pravenc.ru/text/178253.html

Первые баптисты появились на территории К. к. в кон. XIX в. К 1948 г. в крае было зарегистрировано всего 3 общины Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - в Красноярске, Абакане и Минусинске. Еще 19 заявлений 1 янв. 1947 г. находилось на рассмотрении, но часть общин так и не была зарегистрирована, часть получила регистрацию позже. До нач. 60-х гг. число зарегистрированных общин постоянно увеличивалось. С 1958 г. начался раскол общин. Т. н. свободные кафедры в Минусинске и Абакане выступили против регистрации как общин, так и пресвитеров и проповедников в органах власти, а также против ограничений в свободе вероисповеданий. К 1962 г. движение т. н. инициативников (с 1965 Совет церквей ЕХБ) приобрело массовый характер, произошло резкое увеличение общин. В К. к. численность членов незарегистрированных общин увеличилась за 1962 г. на 327 чел., а зарегистрированных - всего на 6. Постепенно руководители и активисты, подвергавшиеся преследованиям со стороны властей, перешли на подпольное существование. В 70-х гг. XX в. численность общин ЕХБ колебалась в следующих границах: от 1,159 до 1,327 тыс. чел. в зарегистрированных общинах и группах и от 89 до 123 - в группах «инициативников». В 80-х гг. количество зарегистрированных общин увеличилось до 20, численность членов в них - до 1458 чел., из них в незарегистрированных группах насчитывалось 198 чел. По официальным данным, в 1990-2006 гг. число только зарегистрированных организаций увеличилось с 20 до 31. Наиболее широко представлены общины Объединения церквей ЕХБ Красноярского края и Республики Тыва. Возглавляет это Объединение церквей ЕХБ еп. Александр Сиско. По данным на 2006 г., в 25 городах и поселках К. к. действовала 31 зарегистрированная религиозная организация ЕХБ (в т. ч.- 3 в Красноярске), еще в 60 населенных пунктах функционировали филиалы или религ. группы ЕХБ. Часть верующих переехала в К. к. в сер.- кон. 90-х гг. XX в. в результате гонений на христиан в республиках Ср. Азии. Еще одно направление представлено общинами Совета церквей евангельских христиан-баптистов (далее: СЦ ЕХБ), число которых в связи с отсутствием официальных данных не может быть точно определено.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

В. И. Молодин Расселение русских на территории Н. о. началось в кон. XVI в. в ходе присоединения Сибири к Русскому гос-ву. Постоянные рус. поселения возникли здесь в 80-90-х гг. XVII в.: деревни Шелковникова (1683), Чернова (1684), Зудова (1687), Боровая (1691) на территории совр. Болотнинского р-на; деревни Б. Изылинская и Калтырак (обе 1691) на территории совр. Тогучинского р-на. Ок. 1710 г. в границах буд. Новосибирска возникла дер. Кривощёково. В нач. XVIII в. для обороны от набегов кочевников заложены укрепленные остроги Умревинский (1703), Чаусский (1713), Бердский (1716) и др., построены ставшие частью Сибирской оборонительной линии форпосты Усть-Тартасский, Каинский и Убинский (1722). Под их защитой возникали деревни, служившие базами для дальнейшего продвижения русских на юг и очагами аграрной колонизации региона. В 1708-1782 гг. территория Н. о. входила в Сибирскую губ., в 1782-1804 гг.- в Тобольскую губ. (до 1796 Тобольское наместничество); юж. и вост. части региона входили в Колыванскую обл. (1779-1783) и Колыванскую губ. (1783-1796). В 30-х гг. XVIII в. через территорию Н. о. прошел Сибирский тракт, что стимулировало хозяйственное развитие региона. В 1765 г. начал работать казенный Сузунский медеплавильный завод, на базе которого был создан единственный за Уралом Сузунский монетный двор (1766-1847). В 1804-1921 гг. вся территория Н. о. находилась в составе Томской губ. Крупнейшими городами региона в XIX - нач. XX в. являлись Каинск (ныне Куйбышев; преобразован в город в 1782), Колывань (бывш. Чаусский острог; преобразован в город в 1822; с 1925 село, с 1964 рабочий поселок) и Новониколаевск (ныне Новосибирск; город с 1903). Основным источником пополнения населения являлись организованные (особенно интенсивные в годы Столыпинской аграрной реформы) и стихийные крестьянские переселения из Европ. России. В 1858-1917 гг. число жителей в пределах совр. Н. о. выросло со 160-180 тыс. до 1,2-1,3 млн чел. Ключевое значение для развития региона сыграло строительство Транссибирской магистрали и ответвлений от нее на Алтай и в Ср.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ, разработанная на западноукр. и западнобелорус. землях не позднее нач. 90-х гг. XVI в. Для записи мелоса используется 5-линейный нотный стан. В сер. XVII в. К. н. была принесена украинцами и белорусами в Москву, где в конце столетия в одной из певч. азбук получила название «киевское знамя» (см.: Наука всея мусикии. Аще хощеши разумети киеуское знамя//РНБ. Q.XII.1. Л. 125-129, 80-е гг. XVII в.; изд. Шабалин. 2003. С. 364). В Московской Руси К. н. применялась для записи одноголосных песнопений и многоголосного партесного пения . Наименования К. н. и ее элементов (ключей, нот, длительностей и др.) известны из двознаменных азбук певческих и музыкально-теоретических трактатов о партесном пении 2-й пол. XVII в., составленных, вероятно, с участием укр. певчих (см.: «Сказание - како подмечати над российским знаменем столповым в странных и простых согласиях, где прилучится, русскою согласною пометою против киевския шкали (т. е. звукоряда.- Е. Ш.) и против существа»//РНБ. Q.XII.1. Л. 80 об.; изд.: Шабалин. 2003. С. 190). Линейная нотация называлась также «органопартесной» (см., напр.: «Извещение о согласнейших пометах, снесенных (т. е. соотнесенных.- Е. Ш.) с нотами органопартесными»//РНБ. Кир.-Бел. 677/934. Л. 26, 90-е гг. XVII в.; изд.: Шабалин. 2003. С. 192). В работах укр. исследователей К. н. нередко именуется «ирмолойной» по причине ее применения в укр. и белорус. Ирмологионах - певч. сборниках смешанного типа кон. XVI-XIX в. Проблемы происхождения и типологии Поскольку с рубежа XVII и XVIII вв. К. н. стала преобладать в певч. книгах РПЦ ( знаменная нотация продолжала применяться в старообрядчестве ), вопросы ее генезиса и особенности графики рассматривались во мн. научных и научно-популярных трудах, посвященных истории рус. церковнопевческой культуры. Несмотря на это, история К. н. изучена недостаточно, ее позднейшие графические формы часто принимаются за ранние. Причина ошибок - в недоступности для большинства исследователей таких источников по К. н., как украинско-белорус. Ирмологионы кон. XVI - 1-й пол. XVII в., и, как следствие - невозможность сличить графику ранней К. н. и зап. нотного письма.

http://pravenc.ru/text/1684531.html

По духовной схим. Марфы за погребение в ограде обители К. м. получил 50 р. и 50 четв. ржи из 2 сел. Схим. Марфа определила сумму, к-рую душеприказчики должны были выплачивать мон-рю за заупокойное поминание в течение года. В 1701-1720 гг. в ходе секуляризационных реформ царя Петра I у мон-ря, по-видимому, конфисковали населенные части вотчины, оставив ему только пустоши. В документах 1706-1710 гг. фиксируется отсутствие у К. м. десятинной пашни, поступлений оброчного хлеба в этот период также не было. Взамен изъятых земель игумен с братией стали получать из Монастырского приказа денежное жалованье. Сумма жалованья игумену и братии (14 чел.) на 1707 г. составляла по 58 р. 26 алтын 4 деньги в год, для церковных нужд - на свечи, ладан и церковное вино - 20 р. 28 алтын 2 деньги в год, всего - 79 р. 21 алтын 4 деньги. В 1710 г. для 20 насельников выделялись средства из суммы, собранной приказом с бывш. монастырских вотчин, в уменьшенном размере - 45 р. 10 алтын и хлебного жалованья по 100 четв. на год. При этом в ведомости доходов архиерейских домов и мон-рей, подчиненных Монастырскому приказу и «не определенных содержанием», в 1706-1710 гг. указывается иная сумма доходов обители - 90 р. 50 к. Подмонастырская слобода приходила в упадок, местные жители разорялись из-за мздоимства чиновников приказа и многочисленных гос. повинностей. Если в 1678 г. в переписных книгах учтено 73 двора, то в 1709 г.- 38 и один двор нищих. При учреждении штатов в 1764 г. остававшиеся за К. м. вотчинные крестьяне с закрепленной за ними монастырской землей перешли в ведение специального учреждения Коллегии экономии. К. м. был причислен к заштатным, находившимся на «своекоштном» содержании. За монастырем было официально закреплено 22 пустоши. Также числилось 10 спорных пустошей, владельческие права на пользование к-рыми К. м. не удалось доказать в суде. К этому времени братия получала содержание в размере 37 р. 63 к., ржи - 98 четв., ячменя - 56, овса - 40, пшеницы - 8 четв. 6 четвериков, гороха - 4 четв. 4 четверика, конопли - 5 четв., масла коровьего - 5 четв., яиц - 10 шт., круп - 7 четв. 10 четвериков в год. «Бесспорные» пустоши сдавались в аренду в кон. XVIII в. за 173 р. 10 к. в год. Также сдавались в оброк: монастырская мельница на берегу р. Кашинки за 110 р. в год, каменные амбары кашинским купцам под склады - за 60 р. В 1798 г. по указу имп. Павла I мон-ри стали наделяться угодьями и «милостынными деньгами» для улучшения материального положения. К. м. к этому времени располагал пашней, лугами и лесом площадью 1473 дес. 1882 саж., а также мельницей, поэтому братия стала получать только «милостынные деньги», ежегодно 300 р. ассигнациями. В кон. XIX в. земли, находившиеся во владении К. м., использовались под огороды, покосы, а 871 дес. земли сдавались в аренду.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Уже в кон. 60-х гг. XIX в. стали известны публичные лекции А. о духовной жизни, в к-рых он рассматривал религию с т. зр. философии и физиологии. В 1870 г. А. опубликовал работу «Подспудный материализм: По поводу диссертации-брошюры г-на Струве», в к-рой рассматривал материалистическое мировоззрение с позиций, близких правосл. богословию. А. был автором статей философско-полемического характера, публиковавшихся в «Русской мысли», «России», «Беседе» и др. периодических изданиях. По общественной позиции он был близок лидерам патриотического направления в рус. мысли: М. П. Погодину , Ю. Ф. Самарину , Т. И. Филиппову, А. И. Кошелеву - и разделял славянофильские идеи об особом, вытекающем из духовных основ Православия, пути развития России. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. А. опубликовал повести «Дети-крестоносцы» (М., 1894) и «Замок Зора» (СПб., 1892), стихотворения лирического и гражданского характера, большое число литературно-критических статей и ряд исторических поэм. В 1906-1907 гг. А. выступает в « Церковном вестнике » и «Церковном голосе» со статьями о возможных преобразованиях в Церкви: «К церковному Собору», «Канон и свобода», «Патриаршество и каноны», «Об избрании епископов в древней христианской Церкви», «Что говорят каноны о составе Собора», «Возможны ли в Церкви решающие и совещательные голоса», «Основы церковного суда», где отстаивал т. зр., сходную с позицией группы 32 священников , и др. В 1906 г. А. вошел в состав образованного при Святейшем Синоде Предсоборного Присутствия для подготовки церковного Собора, к-рый должен был рассмотреть вопрос о преобразованиях в РПЦ. Последние годы жизни А. отмечены особой общественной и творческой активностью. Известность приобрела его полемическая брошюра «Беспредельность невежества и Апокалипсис» (1908) - развернутый, исторически и богословски обоснованный критический отклик на скандальную книгу Н. А. Морозова о происхождении Апокалипсиса, оспаривавшую авторство Апокалипсиса и доказывавшую особую значимость в Апокалипсисе некоего «революционного», политического и социального содержания.

http://pravenc.ru/text/63926.html

занял А. Ф. Малиновский (его списки с Н. кон. XV-XVII в.: РГАДА. Ф. 197). Самой полной из ранних публикаций Н. Москвы является работа А. А. Мартынова «Надгробная летопись Москвы» (1895; более 500 Н. XVI-XVIII вв.). Однако только И. М. Снегирёв стремился точно передать текст надписей на Н. церковнослав. шрифтом. В перечисленных работах представлены в т. ч. сведения об утраченных позже Н., но историки к ним практически не прибегали. Обращение исследователей к архивным документам (А. Г. Авдеев, С. А. Смирнов и др.) доказало их важность для истории бытования Н. В 2000 г. С. Ю. Шокарев выявил архив архит. В. А. Гамбурцева (ГИМ. ОПИ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 51), к-рый в 80-х гг. XIX в. изучал Н., их производство и приемы декорирования (резьба, раскраска) на фоне европ. традиции и пришел к выводу, что «русское надгробие чрезвычайно просто, одинаково для лиц различных общественных положений, от царя до простолюдина», но уже в древности выделились такие типы, как «каменная доска (цка) для надписи», «форма каменного гроба» («каменное надгробие, размером соответствующее величине лежащего человека») и «форма каменного креста с надписью». За рамками исследований остались валунные Н. и сложные композитные формы (аркосолии, раки, надгробницы, кивории и др.). На рубеже XIX и XX вв. заметный вклад в изучение рус. Н. внесли сотрудники музеев и археологи, опубликовав плиты из собрания ГИМ и древние каменные кресты (А. А. Спицын, И. А. Шляпкин). В советское время (в основном после 1945) изучение древнерус. Н. продвигалось за счет сбора новых образцов, количество к-рых быстро росло в ходе полевых исследований (Т. В. Николаева, Ю. М. Золотов и др.). Особым этапом в изучении Н. Москвы стала эпиграфическая сводка (до сер. XVII в.) В. Б. Гиршберга. Вскоре (60-е гг. XX в., Н. С. Шеляпина) находки вокруг Успенского собора Московского Кремля положили начало изучению Н. «доэпиграфического» (до кон. XV в.) периода, а работы Т. Д. Пановой включили в орбиту исследования саркофаги Вознесенского мон-ря. С 90-х гг.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

В 1717 - ок. 1920 г. Астрахань являлась центром Астраханской епархии Армянской Апостольской Церкви - первой епархии Армянской Церкви в России, вначале включавшей в себя все арм. приходы на территории Русского гос-ва. В кон. XIX в., после отделения ряда территорий, присоединившихся к Новонахичеванской епархии, в ведении Астраханской епархии состояли Сев. Кавказ, Поволжье, Сибирь, Ср. Азия, в Астрахани существовало 6 арм. церквей. После Октябрьской революции 1917 г. пределы епархии, получившей название «Северокавказская и Астраханская», сузились до Сев. Кавказа и Поволжья, епархиальным центром стал Армавир, к 1956 г. Северокавказская епархия слилась с Ново-Нахичеванской. В наст. время в А. о. нет приходов Армянской Апостольской Церкви. Протестантизм В 2001 г. в А. о. существовала община Евангелическо-лютеран. церкви, зарегистрированная в авг. 1992 г. Первая лютеран. кирха была построена в Астрахани немцами в 1713 г., в 1729 г. кирха сгорела и на ее месте была сооружена новая, в 1747 г. в связи с перестройкой Астраханского кремля ее перенесли в Армянскую слободу. В 1888-1892 гг. построили каменную кирху, к-рая была закрыта в 20-х гг. XX в. В 90-х гг. XX в. астраханская лютеран. община, получавшая помощь из Германии, активно занималась благотворительной деятельностью: в 1997 г. она открыла кухню с бесплатными обедами для малоимущих и лиц, освободившихся из заключения. Лютеране планируют восстановление комплекса пастората и лютеран. кирхи, а также реализацию программы по профилактике туберкулеза в А. о. В 2001 г. в А. о. существовали 4 общины евангельских христиан-баптистов, зарегистрированные в 1991 г. (первые общины появились в XVIII в.); 5 общин христиан веры евангельской (см. Пятидесятники ), прошедших регистрацию в 1992 г. Эти религ. объединения в 1996-1999 гг. занимались активной организацией отд-ний в районах А. о. Ислам К окт. 2001 г. в А. о. существовало более 40 мусульм. общин (27 зарегистрированы), подчиненных областному духовному управлению, к-рое традиционно подчиняется Центральному духовному управлению мусульман (Уфа). Появление ислама на территории А. о. связано с историей Хазарского каганата, находившегося в Н. Поволжье. В кон. VIII в. в столице Хазарии г. Итиле (близ совр. Астрахани) действовали большая соборная мечеть (джума-мечеть) и 30 квартальных мечетей, но ислам в Хазарии в качестве гос. религии не утвердился. В нач. XIV в. ислам стал гос. религией Золотой Орды, распространявшей свою власть на всю территорию Ср. и Н. Поволжья. Действующая мечеть в Астрахани упоминается в связи со взятием города восставшими казаками под предводительством С. Т. Разина в 1670 г. В 1756 г. указом императрицы Елизаветы Петровны было разрешено строительство новых мечетей для татар, живущих особыми деревнями в ряде губерний, в т. ч. и в Астраханской. В нач. XX в. в Астраханской губ. насчитывалось 209 мечетей.

http://pravenc.ru/text/76738.html

Смерть Депретиса (1887) ускорила наступление политического кризиса итал. гос-ва. В 90-х гг. XIX в. (т. н. кровавое десятилетие) авторитарный и империалистический курс Ф. Криспи (глава правительства в 1887-1891 и в 1893-1896) получил поддержку кор. Умберто I, представителей политической, военной и финансовой элиты. Криспи стремился к расширению полномочий исполнительной власти путем замены парламентских законов декретами правительства, увеличению военных расходов за счет социальных. Правительство возобновило активный антиклерикальный курс, добившись принятия закона об отмене десятины (1887) и ограничении преподавания религии в гос. начальных школах (1888). В 1889 г. был введен новый уголовный кодекс, где в т. ч. предусматривалось наказание священнослужителей за проповеди против итал. гос-ва, его законов и гос. служащих. В том же году из ведения католич. Церкви были изъяты фонды благотворительных обществ милосердия (итал. opere pie), деятельность к-рых была передана под надзор муниципальных властей. Поскольку законы передавали решение вопросов о религ. обучении в школах и деятельности благотворительных фондов в ведение муниципальных советов, Папский престол пошел на смягчение принципа «non expedit», уточнив, что он касается только парламентских выборов, но не распространяется на выборы в муниципальные и провинциальные советы. В кон. 80-х гг. XIX в. возобновилась политическая активность итал. католиков на муниципальном уровне, где они участвовали в выборах в местные советы, объединяясь с представителями консервативных либералов (т. н. клерикально-умеренные союзы), благодаря чему удавалось сохранить преподавание катехизиса в большинстве гос. школ. Сближению католиков и консервативных либералов способствовало распространение среди рабочих и крестьян марксистских и анархистских взглядов, в т. ч. материалистических и антиклерикальных. В 80-90-х гг. XIX в. расширялась деятельность различных католических орг-ций и ассоциаций. Во мн. приходах, особенно на юге И., духовенство организовывало кассы взаимопомощи, кредитные союзы и аграрные кооперативы, призванные помогать обедневшим и разорившимся крестьянским хозяйствам.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

с буддийским миром были очень тесными. В 1771 г. откочевавший из России хан Убаши взял с собой б-ку буддийских рукописей и реликвии, которые хранились впоследствии в специально созданном калмыками храме в Китае. После ликвидации в 1771 г. Калмыцкого ханства в Российской империи постепенно формировалась система управления Калмыцкой степью Астраханской губ. В «Положениях по управлению калмыцким народом» (1825, 1834, 1847) изложены в т. ч. меры, направленные на сокращение влияния буддизма и на расширение христ. миссии, предполагалось установить контроль за количеством буддийских мон-рей и духовенства. К кон. XVIII в. в К. имелось 14 буддийских мон-рей (хурулов). В нач. XIX в. калмыки начали называть все храмы мон-рями, в офиц. данных 1836 г. упоминалось 106 хурулов. В ходе обсуждения мер по сокращению числа буддийских общин предлагалось уменьшить количество хурулов в 5 раз. В окончательном варианте документа, принятом в 1847 г., было утверждено 67 хурулов: 25 больших и 42 малых, в каждом хуруле полагалось иметь соответственно 36 и 18 духовных лиц. В 60-х гг. XIX в. были приняты меры по сокращению количества храмов, «лишние» хурулы были объявлены малыми, другие стали именоваться молитвенными кибитками, некоторые перешли на неофиц. положение. Такая ситуация сохранялась до нач. ХХ в., когда оживилась религ. деятельность буддистов. В этот период усилились связи К. с Монголией, в калм. степях часто появлялся посланник далай-ламы XIII А. Доржиев. В 90-х гг. XIX в. Бааза-бакши Менкеджуев при родовом хуруле открыл 1-ю высшую философскую школу в К.- Чёря (цанид). В 1907-1908 гг. при содействии А. Доржиева в К. были учреждены 2 буддийских академии. Первые 2 десятилетия XX в. характеризовались оживлением деятельности буддийской церкви в К., ростом численности хурулов и духовенства, появлением высших школ, движением за обновление буддизма. Идеи возвращения к «чистому» буддизму нашли яркое выражение в сочинении духовного лидера движения директора Чёря Б. Боваева - поэме «Услаждение слуха» (Пг., 1916).

http://pravenc.ru/text/1320133.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010