На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания...». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ). Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. ( Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Широкое распространение списков «Путешественника» и слухов о Б. стимулировали попытки поисков этой земли, прежде всего со стороны алтайских крестьян, неск. коллективных побегов в Б. с Алтая, в к-рых принимали участие как беспоповцы, так и поповцы, имели место в 1826-1897 гг. Легенда активно распространялась также в Пермской, Оренбургской, Нижегородской губерниях. В 1898 г. на поиски Б. отправилась группа уральских казаков, побывавших на Ближ. Востоке, на Цейлоне, в Сингапуре, Китае, Японии. Скандальную известность в 70-90-х гг. XIX в. получила деятельность Аркадия Беловодского - авантюриста, выдававшего себя за епископа «беловодского поставления», к-рый действовал на Урале и в губерниях Сев. и Центр. России: рукополагал священников, полемизировал с представителями Белокриницкой иерархии. Периодом наиболее активной жизни беловодской легенды следует считать 50-80-е гг. XIX в., в кон. XIX - нач. XX в. легенда постепенно стала приобретать фольклорный характер. Ист.: Публикации «Путешественника» - Чистов К. В. Легенда о Беловодье//Тр. Карельского фил. АН СССР. Петрозаводск, 1962. Т. 35. С. 116-181; Лобанов В. Ф. Новый список «Путешественника» инока Михаила//Сибирское источниковедение и археография. Новосиб., 1980. С. 208-211; Сморгунова Е. М. Исход староверов вчера и сегодня: уход от мира и поиски земли обетованной//История Церкви: изучение и преподавание: Мат-лы науч. конф., посвящ. 2000-летию христианства, 23-25 ноября 1999 г. Екатеринбург, 1999. С. 211-219. Лит.: Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1967. С. 239-290; Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. М., 1977. С. 219-225; Покровский Н. Н. К постановке вопроса о беловодской легенде и бухтарминских «каменщиках» в лит-ре последних лет//Общественное сознание и классовые отношения в Сибири в XIX-XX вв.: Бахрушинские чтения 1980 г. Новосиб., 1980. С. 115-133; Мамсик Т. С. Беловодцы и Беловодье: по материалам следственного дела о побеге 1827-1828 гг.//Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосиб., 1982. С. 135-164; она же. Крестьянское движение в Сибири, 2-я четв. XIX в. Новосиб., 1987. С. 178-205; Рерих Н. Беловодье// он же. Листы из дневника. М., 2000. Т. 2. С. 25-31; Белобородов С. А. Славяно-беловодская иерархия (мат-лы для истории затянувшейся мистификации)//Сибирь на перекрестке мировых религий. Новосиб., 2002 (в печати).

http://pravenc.ru/text/77924.html

Время основания череповецкого Воскресенского мон-ря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский мон-рь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. В Воскресенском соборе под спудом почивают мощи А. Ч. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева). Иконография. Имя А. Ч. встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 181об.). Известно неск. икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, кон. XIX в. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929). А. Ч. облачен в схиму, с куколем на голове, имеет седую бороду средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии. В кон. 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Прп. Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца). В 1992 г. на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор А. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди к-рых представлен А. Ч.

http://pravenc.ru/text/77034.html

З. Н. Гиппиус. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Определяющее значение для творчества Г. в 90-х гг. XIX в. имело сближение с кругом литераторов ж. «Северный вестник», «старших символистов», или декадентов: критиком А. Л. Волынским, поэтами Н. М. Минским и Ф. Сологубом. Проповедь новых этических ценностей, связанных с индивидуализмом, стала в этот период главной темой творчества Г. В рассказах из сб. «Новые люди» герои проповедуют ненависть к ближнему, любовь к смерти, презрение к морали. Репутацию «декадентской мадонны» Г. принесла строка из стихотворения «Посвящение»: «Но люблю я себя, как Бога,-/Любовь мою душу спасет…» (Сев. вестн. 1895. 3. С. 136). Склонная к театрализации жизни, она стремилась упрочить эту репутацию своим поведением и внешним обликом. К кон. 90-х гг. в центр идейных исканий Г. выдвинулись религиозно-философские проблемы. Основная идея всей последующей деятельности Г. и Мережковского заключалась в создании «новой Церкви». В 1898 г. Л. Я. Гуревич отметила, что Г. «пишет катехизис новой религии и вырабатывает догматы» (РГАЛИ. Ф. 131. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 119 и об.). Первые разговоры с Мережковским о «новой Церкви» Г. относила к окт. 1899 г. Поначалу супруги пытались собрать вокруг себя «людей, ищущих веры и недовольных в прежнем положении»; идею «тайной Церкви» обсуждали с художником А. Н. Бенуа, издателем и критиком П. П. Перцовым, поэтом Вл. В. Гиппиусом, В. В. Розановым и др., но разговоры успеха не имели. Тайное богослужение с причащением по выработанному совместно обряду впервые было совершено в ночь с 24 на 25 дек. 1901 г. Мережковским, Г. и Философовым. Эти радения Г. в дальнейшем называла Главным, в разные годы в них принимали участие сестры Татьяна, Наталья и Анна Гиппиус, а также А. В. Карташёв , хотя последний делал это неохотно, обвиняя Г. в ереси. Тексты богослужений писала в основном Г. (см.: The Prayer Book//Intellect and Ideas in Action: Selected Correspondence of Zinaida Hippius/Ed. T. Pachmuss. Münch., 1972. P. 713-769). В июне-июле 1902 г. Мережковские совершили путешествие в Керженские леса на берега оз. Светлояр, где жили старообрядцы. Супруги надеялись найти среди них сподвижников для создания «Церкви», но надежды не оправдались. Поездка описана в очерке «Светлое озеро» (Новый путь. 1904. 1. С. 150-180; 2. С. 16-47).

http://pravenc.ru/text/165027.html

Ист.: Служба прп. отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Ближней пещере почивают//Службы прп. отцем Печерским. К., 1763. Л. 1. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. С. 27-28; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 140; Описание о российских святых. С. 21; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 16; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 23, 54, 90, 91, 92, 123. Е . В . Лопухина Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике Г. сказано: «Рус, брада Златоустова, на главе клобук черн, зрит назад, риза преподобническая, испод вохра, правой руки персты вверх, левую к себе прижал, правою ногою стоит впрям» (БАН. Строг. 66. Л. 312 об.; «правая страна», 31-й). На иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками у раки святого в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры имеется поясной, почти фронтальный образ святого с надписанием: «С Пре Григорий Иконописец». Г. представлен старцем в монашеских одеждах и куколе, с короткой окладистой бородой, в руках держит икону Спасителя. Г. изображался в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в левой группе, за прп. Антонием Киево-Печерским, в числе иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах (ряд гравюр с этой композицией - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-625. 1505-1518; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) Г. имеет индивидуальный облик (средовек в куколе), помещен в 10-м ряду 4-м слева, имеется надпись: «п Григорий иконописец». Подобное изображение встречается также на иконе 1-й пол. XIX в., предположительно выполненной в мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР). Неясно, какой именно преподобный с именем Григорий помещен в левой группе на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко) в 5-м ряду 4-м слева, вполоборота назад, без куколя, с небольшой седой бородой. Возможно, Г. - один из 2 святых в левой части на раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ), 1-й справа в 4-м или в 6-м ряду, с непокрытой головой, без характерных особенностей внешности, надпись на нимбе: «Григорий» (Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169). На хромолитографии 1898 г., изданной в Киево-Печерской лавре (РГБ), Г. представлен в 9-м ряду 3-м справа, с текстом на нимбе: «П Григорий ик», оглавно, в куколе и с длинной седой бородой, на конце раздвоенной.

http://pravenc.ru/text/166545.html

По сведениям прав. Евфимия Такаишвили, в 1-й пол. XIX в., во время обновления храма, стены полностью расчистили, при этом были уничтожены ценные исторические надписи. В кон. 90-х гг. XX в. в церкви провели ремонтные и восстановительные работы, очищены и оштукатурены стены, обновлено покрытие кровли, двор выложен гранитными плитами. В 1998-2000 гг. Д. Хидашели и М. Чакветадзе осуществили роспись храма. В 2001 г. в юж. нефе был устроен придел во имя Жен-мироносиц. Колокольня И. была построена в 1656 г. по заказу Бежана Чхеидзе и настоятеля церкви о. Николая. Строение расположено в 20 м от церкви и представляет собой 3-ярусную, сужающуюся кверху башню (6,25×4,95 кв. м), сложенную из грубо тесанных квадров песчаника. В кон. XIX в. колокольня была отреставрирована, с юж. стороны была пристроена маленькая беседка. Ограда (40×25 кв. м, высота до 2 м) сооружена также в 1656 г. из квадр известняка; в нач. XIX в. вход на территорию мон-ря был перенесен на юго-вост. сторону, в юж. часть ограды встроена башня. Кельи и др. постройки примыкают к ограде. Ист.: Brosset M. F. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgia et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1878. St.-Pb., 1851. Vol. 3. Р. 106; Такаишвили Е. Три исторические хроники. Тифлис, 1890. С. 21 (на груз. яз.); Древности Грузии/Сост.: Е. Такаишвили. Тифлис, 1910. Т. 3. С. 126, 132-133 (на груз. яз.); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим/Исслед., словарь, указ.: Е. Метревели. Тбилиси, 1967. С. 13 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 377. Лит.: Габашвили Ц. Порталы в груз. архитектуре. Тбилиси, 1955. С. 74; Беридзе В. Древнегрузинская архитектура. Тбилиси, 1974. С. 15-18 (на груз. яз.); Описание ист. и культурных пам-ков Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 434-436 (на груз. яз.); Рчеулишвили Л. Очерки истории искусства Грузии. Тбилиси, 1994. С. 434-436 (на груз. яз.); Качарава Э. Доротеоз III//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 101-102 (на груз. яз.); Гуниа И. Монастыри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 127-128 (на груз. яз.); Лацибидзе Т. Итриа: Древнейшие селения Хашурского р-на и их история. Хашури, 2010 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1237727.html

Кафедральный собор Рождества Богородицы в Баку. 1896 г. Кафедральный собор Рождества Богородицы в Баку. 1896 г. В XVII-XVIII вв. происходит постепенное присоединение азерб. земель к России: в 1723 г. Баку, затем прикаспийская область от Сальян до Астрабада (отошедшие в 1734 к Ирану). Значительную часть сев. и юж. территории захватила Турция, вытесненная впосл. Ираном. После распада персид. гос-ва на территории А. образовалось 17 ханств. Во 2-й пол. XVIII в. Персия завоевала юж. ханства А. В 1803-1805 гг. к России мирным путем были присоединены Карабахское, Шекинское ханства; Ганджинское ханство было присоединено после взятия рус. войсками г. Ганджа (совр. Гянджа). По Гюлистанскому (1813) и Туркманчайскому (1828) мирным договорам между Россией и Ираном за Россией были закреплены области А. с Баку, Сальянами и Ленкоранью; была установлена юж. граница А., существующая в наст. время. В течение всего XIX в. А. оставался для России стратегически важным регионом в Закавказье, здесь располагались пограничные с Ираном и Османской империей гарнизоны. На территории А. была образована Шемахинская губ., в 50-60-х гг. были созданы Бакинская и Елизаветпольская (Елизаветполь - совр. Гянджа). А. входил в каноническую территорию Грузинского экзархата (см. Грузинская Православная Церковь ), составляя его Бакинское вик-ство. В А. рус. администрация встретилась с давно сложившейся устойчивой исламской культурой. Попытки проповеди христианства большого успеха не имели. В кон. XIX в. число православных в А. было невелико, в основном это были рус. чиновники, военные и немногочисленное груз. население. Так, в Елизаветпольской губ. в 1886 г. насчитывалось 0,21% православных от всего населения. В то же время было и 0,26% лютеран нем. и прибалт. происхождения, служащих в рус. администрации. В Баку в 90-х гг. XIX в. действовало 5 правосл. церквей, в Елизаветполе - 2. Значительное влияние имела армяно-григорианская Церковь , особенно в зап. районах А., в Елизаветпольской губ., где число ее прихожан достигало 36% населения. Активное развитие промышленных предприятий и нефтедобывающих промыслов в Баку на рубеже XIX-XX вв., связанное с притоком рабочей силы из России, не привело к укреплению Православия: ему противодействовали различные политические течения левого толка. Баку, превратившийся в промышленный центр, стал одним из главных очагов революционного движения в России. В 1905 г. было образовано Бакинское вик-ство, последовательно возглавляемое еп. Никандром (Феноменовым - назначен 19.05.1905, 2.06.1905 переведен на др. кафедру), еп. Григорием (Вахниным - 9.05.1907-31.12.1910), еп. Пименом (Пеговым - 13.02.1911-13.12.1912), еп. Григорием (Яцковским - 13.12.1912-1917).

http://pravenc.ru/text/63688.html

С. 17-28; 3. С. 33-40)), Степанов («О пророчествах Ветхого Завета» (1872. 3. С. 44-48; 4. С. 50-64; 9. С. 154-156; 11. С. 175-188; 12. С. 198-206; 13. С. 211-222) и «Из воспоминаний еврея о своем первоначальном обучении и обращении ко Христу» (1872. 14. С. 231-237; 15. С. 250-254)), Монастырёв («От чего мы удаляемся и к чему идем: (По поводу записки о. Юркевича: «О положении православия в Одессе»)» (1893. 21. С. 543-565; 22. С. 579-605) и «О Святой Земле» (1897. 12/13. С. 274-318)). Из статей, вышедших в кон. XIX в., можно выделить «Очерки славянской мифологии в связи с славянскими праздниками» (1872. 19. С. 312-318; 21. С. 342-350; 22. С. 356-366; 23. С. 372-379); «Рассказ Манефона о прокаженных и отношение этого рассказа к исходу евреев из Египта» (1882. 15. С. 269-280; 16. С. 284-294; 17. С. 309-317; 18. С. 329-338; 19. С. 347-354; 20. С. 366-373; 22. С. 400-408; 23. С. 417-422); «Жизнь и деятельность ветхозаветных пророков» И. К. Дементьева (1893. 12. С. 291-303; 13. С. 332-346). А. В. Преображенский опубликовал ст. «Труды П. И. Чайковского в области церковного пения» (1894. 23. С. 571-580; 24. С. 589-605). Множество сведений о характере издания и об основных авторах «Е. е. в.» в 80-х и нач. 90-х гг. XIX в. содержит редакторская ст. «Pro domo sua» (1893. 2. С. 35-55), являющаяся ответом на заметку преподавателя семинарии Г. А. Соколова «Несколько соображений об улучшении наших епархиальных ведомостей» (1892. 18. С. 432-438). Одним из основных направлений «Е. е. в.» с кон. XIX в. стало обличение протестантизма и сектантства: «Беседа ревнителя православия с штундо-баптистами» свящ. О. Жежеленко (1909. 1. С. 1-7; 2. С. 23-30), «О бессмертии души» (1909. 4. С. 75-82) и др. статьи против адвентистов свящ. Николая Назаревского, «Разбор протестантского взгляда на миссу или литургию» (1899. 36. С. 941-948; 1900. 1. С. 1-12; 2. С. 25-30; 3. С. 62-66) и «Протестантство как жизненно-религиозная основа нашего рационалистического сектантства» В. Грекова (1909. 27. С. 677-682; 28.

http://pravenc.ru/text/189635.html

В 40-х гг. XIX в.- в период осуществления масштабного проекта по созданию иконных изображений преподобных при их мощах в Дальних и Ближних пещерах - в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками) был написан единоличный образ П., на котором он представлен старцем с тонкими чертами лика, огромными глазами, с длинной, до середины груди, и округлой на конце бородой; облачен в рясу, мантию, на голове округлой формы камилавка, воскрилия которой лежат на груди; показан по пояс, в легком 3/4-ном повороте влево, у его левого плеча - небольшая, в рост, фигурка ангела - в воспоминание чудесного перенесения ангелами П. в обитель, у правого - пещера - обозначение затворнического подвига святого. В преклонных летах, но не старцем, в округлой камилавке П. изображен на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия», к-рая была создана в мастерской Киево-Печерской лавры в 1890 г. и находится при нижнем входе в Дальние пещеры. Полуфигура преподобного размещена в верхнем ряду композиции, в легком развороте вправо, ладонь развернутой вовне левой руки находится на уровне груди. В XX в. образ П. вошел в композицию Собора русских святых, разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в.: на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на их повторениях кон. 90-х гг. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, церкви Воскресения Христова в Сокольниках, свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве) - фигура П. включена в группу чудотворцев Дальних пещер в нижней части композиции; образ идентифицируется по надписи в нимбе (указано только имя). Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578756.html

Г. Шеделя, И. Г. Григоровича-Барского, И. Ф. Мичурина, П. И. Неелова). По его утверждению, «приобучивши себя при строениях лаврских каменщицкому мастерству, производил оное елико мог с усердием к лавре святой. Был в строениях болшой колоколни, ключни, трапезной кухни, Клова, на Далней и Ближней пещерах колоколен, в Китаевской пустыне и в местечку Василкове божиих церквей, в поправлении от бывшего пожара типографии и все прочии многоразличные внутрь и вне лавры строения ж каменные по указанию от ее исправлял, будучи настоящим мастером. В каковых трудах от молодых лет всю жизнь мою, даже до конечной и видимой несостоятельности провождал, о чем и лавре не безызвестно есть» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 4). На основании документов Шиденко опроверг участие мастера в возведении лаврских строений, появившихся до 1740 г., когда К. еще не поселился в Печерском местечке (в списках жителей за 1737 и 1738 гг. его имя отсутствует). В ряду значительных сооружений в стиле барокко, «поправленных» К., была Вознесенская ц. бывш. девичьего мон-ря возле Киево-Печерской лавры, ставшая гарнизонной после сооружения Печерской крепости; построена в 1701-1705 гг., отреставрирована при участии К. в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVIII в. (Там же. Оп. 1 общ. Д. 62. Л. 133, 138; Крайня. 2012. С. 68, 73). К восстановлению церкви был привлечен архит. Мичурин (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 62. Л. 98-99 об., 108). В 40-х гг. XVIII в. он руководил строительством киевской Андреевской ц. (проект архит. Б. Ф. Растрелли), в котором также принимал участие К. (Там же. Ф. 59. Оп. 1. Д. 1567. Л. 42 об.; Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 90. Л. 63, 67; Оп. 2 общ. Д. 4. Л. 2). Среди «прочих» строений следует упомянуть лаврские погреба. Почерк мастера красноречиво раскрывается в сохранившемся здании братской кухни, примыкающем к трапезной палате кон. XIX в. в юго-вост. части Соборной пл. Киево-Печерской лавры. Ведущими архитектурными мотивами в отделке стен кухни являются сильно выступающие лопатки и раскрепованный карниз.

http://pravenc.ru/text/1841620.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010