На нек-рых иконах и эстампах встречается вариант, когда справа от Л. изображен прп. Феодор, а фигура прп. Тита воина вынесена в 1-й ряд (напр., икона 1-й пол. XIX в. предположительно работы мастерской Киево-Печерской лавры, ЦМиАР; офорт с раскраской 1-й четв. XIX в., РГБ). Основательной переработке композиция подверглась на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. - Л. изображен в левой группе святых, во 2-м ряду 4-м от центра. На раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ) группа и ряд остаются прежними, но фигура святого (голова не покрыта) смещена к краю (2-й от края). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 иконы в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Л. (отличительная деталь - куколь на голове) написан в правой группе Киево-Печерских святых. В монументальной живописи образ Л. включен в группу святых XIII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление в 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Лит.: Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 157; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 53, 63, 64. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АКИНДИН (XIII в.), архим.

http://pravenc.ru/text/2110837.html

17. Житие Корнилия Выговского (в редакции Трифона Петрова) и Соборное послание выговцев к Феодосию Васильеву. XVIII в. (кон.). 8°, 216 л., поморский полуустав. (Друж. 182). 18. Сборник. XVIII в. (1-я треть, серед., 2-я пол.), 8е, 153 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. Содержит тропари и кондаки, стихиры и богородичны праздникам. Автограф выговского уставщика Трифона Петрова. (Друж. 836). 19. Сборник, составленный Мануилом Петровым на Выгу. XVIII в. (40–50-е гг.). 4°, 70 л., скоропись. Содержит сочинения выговских писателей, переписанные рукой Манула Петрова, в том числе слова приветственные, плачевные и надгробные, стих на тезоименитство Симеона Денисова. (Друж. 114) 20. «Дьяконовы ответы» (часть 1). XVIII в. (40–50-е гг.). 16°, 342 л., полуустав. Сочинение содержит 130 вопросов нижегородского епископа Питирима старообрядцам-поповцам и ответы на них дьякона Александра. Поморский список. (Друж. 135). 21. Сборник. XVIII в. (кон.). 4°, 49 л., скоропись. Содержит автограф «Исповедания с Богом во единой вере крещения святого...», выговского наставника Григория Ивановича Корнаева (Романовского). (Друж. 202). 22. «Книга о случаях последнего времени, Титин потрясает вельми». Сочинение Ивана Алексеева. XVIII в. (поел. четв.). 4°, 160 л., полуустав. Выговский список. (Друж. 1000). 23. «Житие Андрея Денисова», написанное выговским наставником Андреем Борисовым. XIX в. (1-я треть). 4°, 258 л., полуустав. (Друж. 757). 24. Риторика Феофана Прокоповича . XVIII в. (поел, четв.), 8°, 191 л., поморский полуустав. В приложении помещены слова Андрея Денисова «Сотове медовнии» и «О девстве» (Друж. 124). 25. Риторика Софрония Лихуды. XVIII в. (1-ячетв.), 4°, 607 л., поморский полуустав. С примерами, сочиненными Андреем Денисовым и его учениками. (Друж. 122). 26. Сборник слов Андрея Денисова. XIX в. (20-е гг.), 4е, 263 л., поморский полуустав. Содержит «Описание о отце Андреи Дионисиевиче вкратце», миниатюру с изображением Андрея Денисова и «слова» на разные темы (Друж. 501). 27. Сборник слов и посланий наставников Выга. XVIII в. (кон.)XIX в. (нач.), 4°, 269 л., полуустав и скоропись. Содержит «Слово святым последним», Семена Денисова. (Друж. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

К нач. XIX в. в Г. м. были построены игуменская и братские кельи, колокольня, а также перенесен из упраздненного в 1786 г. козелецкого Троицкого мон-ря храм во имя арх. Михаила. На пожертвование (9 тыс. р.) бывш. козелецкого головы полковника П. С. Катеринича в 1809-1810 гг., вероятно на месте деревянной трапезной Константино-Еленинской ц., был построен кирпичный настоятельский корпус, на 2-м этаже к-рого 8 окт. 1811 г. еп. Михаил (Десницкий) освятил ц. во имя Св. Троицы. Ок. 1811 г. на средства бывш. купца иером. Венедикта (Дзюбы) была построена каменная ограда с 4-ярусной колокольней, в 30-х гг. XIX в.- келейный корпус. При архим. Феодосии (Альтернацком; 1879) в Г. м. был устроен пчельник, конюшенный и скотный дворы, ледники, кирпичный завод, маслобойня, разбит фруктовый сад. Близ Г. м., на о-ве Липовом, был основан скит во имя вмч. Пантелеимона, именовавшийся также Варфоломеевым по имени подвизавшегося там мон. Варфоломея. К XX в. в Г. м. была открыта школа грамоты. Мон-рь владел 40 дес. пахотной земли, 50 дес. леса. Часовня во имя свт. Петра (Могилы), вмч. Пантелеимона целителя, прп. Пелагеи Антиохийской. Фотография. 2005 г. Часовня во имя свт. Петра (Могилы), вмч. Пантелеимона целителя, прп. Пелагеи Антиохийской. Фотография. 2005 г. В 20-х гг. XX в. большая часть братии Г. м. была сослана в ИТЛ, по местному преданию, игум. Валентин расстрелян в своей келье. Во 2-й пол. 20-х - нач. 30-х гг. в Г. м. проживали в основном сестры из разоренных черниговских мон-рей. По воспоминаниям родственников проживавшей в Г. м. мон. Серафимы (Даневич; 1879-1950), настоятельницей обители была игум. Клеопатра. К нач. 30-х гг. мон-рь стал смешанным, в нем проживали насельники закрытых властями соседних обителей: иеромонахи Рувим (Коваль), Никодим (Коваль), Феодосий, иеродиак. Вонифатий, мон. Димитрий (Бузин), игум. Смарагда, мон. Антония (Курская) и др. В 1934 г. Г. м. был закрыт, братия арестована, сестры разогнаны. С 1937 г. в корпусах проживали ссыльные узбек. семьи, в том же году на территории мон-ря организовали дом престарелых и инвалидов. В Георгиевском соборе располагался склад топлива, Троицкая ц. была отдана под клуб, между собором и корпусами установили памятник В. И. Ленину. В 1942-1943 гг. в Г. м. находился участок Козелецкой полиции фашистских оккупантов, с 1942 г. Троицкая ц. была открыта, богослужения совершали в 1943 г. иером. Тихон (Даневич), в 1944-1948 гг. прот. Г. Малуха ( 1953), к-рый с кон. 40-х гг. служил в кладбищенской Успенской ц. с. Даневка, куда перенес из монастырской Троицкой ц. иконостас и утварь. В 50-90-х гг. в Г. м. находился интернат для инвалидов.

http://pravenc.ru/text/164483.html

На ростовой иконе 2-й пол. XIX в. (частное собр.) с надписью: «С. Дионисий архимандр[ит] Тр[ои]це-Сергиев[ой] лавр[ы]» - он облачен в синюю фелонь и белый клобук с крестом, глаза наполнены слезами, десница простерта вверх, в левой руке посох и развернутый свиток. В монашеских одеждах Д. представлен в группе рус. подвижников XVII в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). По рисунку В. М. Васнецова 1911 г. выполнена литография «Прп. Дионисий диктует грамоту, призывающую православный народ на спасение Отечества» (СПГИАХМЗ) - Д. с развернутым свитком и четками в руках сидит во главе стола, иноки записывают его слова. В 1911-1914 гг. МАО объявило конкурс на проект скульптурного памятника сщмч. патриарху Ермогену и Д., к-рый предполагалось установить на Красной пл. в Москве (проекты скульптора Н. А. Андреева, ГТГ). Неск. изображений Д. в традиц. иконописной стилистике было создано в 3-й четв. XX в. мон. Иулианией (Соколовой) - поясной прямоличный образ (ризница ТСЛ), икона «Радонежские чудотворцы» (фотография с иконы - Алдошина. 2001. С. 227), образ Д. (в числе Радонежских святых) введен в роспись 1955 г. старой братской трапезной лавры, в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) и ее повторения. На гробницу Д. положено его иконописное изображение (50-60-е гг. XX в.) в рост, со скрещенными на груди руками и Евангелием, глаза закрыты. Икона посл. четв. XX в. из ризницы ТСЛ (Игумен земли русской: Прп. Сергий Радонежский. Серг. П., 2005. С. 313) повторяет образ из иконостаса Никоновской ц. В росписи 70-х гг. XX в. в кельях Варваринского корпуса лавры Д. держит в руках большой развернутый свиток с обращением к правосл. христианам. На иконе нач. XXI в. письма иером. Филадельфа (Захарова) (ризница ТСЛ) Д. представлен в рост, с разведенными в стороны руками, вместе с др. архимандритом лавры - прп. Антонием (Медведевым).

http://pravenc.ru/text/178331.html

К. З. м. возглавляли настоятели, впосл. ставшие архиереями: в 1697-1713 (?) гг. Захария (Корнилович), в 1716-1719 гг.- Варлаам (Леницкий), в 1737-1739 гг.- Амвросий (Дубневич), в 1739-1740 гг.- Тимофей (Щербацкий) , до 1775 г.- Феоктист (Мочульский) . Игумены и архимандриты К. З. м. заседали в Киевской духовной консистории. В 40-х гг. XVIII в. в обители проживало 45-50 чел., в 50-х гг.- ок. 60, в 70-х гг.- 35, в 80-х гг.- ок. 40 чел. Возраст большинства насельников от 30 до 50 лет. В 1773 г. в обители до 18% иноков были малограмотными и неграмотными. В XVIII в. несколько десятков монахов вызывались на различные послушания в Россию (в МДА, Кадетский корпус, Китайскую миссию, Александро-Невскую и Троице-Сергиеву лавры). В 1786 г. К. З. м. перевели в 1-й класс со штатом 33 чел., содержание составляло 2317 р. 50 к. в год, но отобрали имения, оставив лишь двор и остров в Выгуровщине и двор на Подоле. Вскоре мон-рю вернули небольшие угодья: скотный двор и остров Обрубной с 3 озерами. К 1799 г. в К. З. м. проживало 18 иеромонахов, 9 иеродиаконов и 6 указных послушников. Киевский Златоверхий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Киевский Златоверхий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Согласно указу Синода 1799 г., обитель стала местом пребывания викариев Киевской епархии, епископов Чигиринских. Часть владений была отведена К. З. м. как викариатские имения. По ходатайству 1-го настоятеля-викария еп. Феофана (Шиянова-Чернявского) мон-рю были отведены луг Корабица близ с. Козина (90 дес.), хутор Яровицы (Полатницкий) с садами и огородами (43 дес.), мельница в с. Мотовиловка с 11 дес. земли. В нач. 1802 г. еп. Феофан получил от властей викариатское имение в урочище Лазаревщина (131 дес. 207 кв. саж.). По его инициативе там были построены часовня, загородный архиерейский дом, 3 деревянных дома, в которых проживали 2 иеромонаха, иеродиакон и 3 послушника, устроена пасека (800 ульев), в саду посажены плодовые деревья, выкопаны пруды; 23 авг. 1803 г. митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) освятил храм в честь Чуда арх. Михаила в Хонех; в тот же день митр. Гавриил благословил называть Лазаревщину Феофанией в память о трудах викарного епископа (см. Киевский во имя вмч. Пантелеимона жен. мон-рь (Феофания) ). К кон. XIX в. К. З. м. также владел хутором Выгуровщина со скотным двором (2 дес. 100 кв. саж.) и с сенокосным островом (206 дес. 1700 кв. саж.), хутором Яровицы (28 дес. 40 кв. саж.), бобрицкой мельницей (18 дес. 1200 кв. саж.) в 30 верстах от Киева, мельницей в с. Мотовиловка с хутором, лесом и сенокосом, Сераковским прудом, сдававшимся в аренду, рыболовным оз. Старик с хутором Стан (199 дес. 440 кв. саж.), усадьбой с домом на р. Лыбеди и сенокосными урочищами Голятское и Згонное (125 дес. 2265 кв. саж.). В 1807 г. К. З. м. располагал неокладной суммой 9317 р., в сер. 20-х гг. XIX в.- ок. 36 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» и палаты бояр Романовых на Варварке. Литография. Нач. ХХ в. Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» и палаты бояр Романовых на Варварке. Литография. Нач. ХХ в. В верхней холодной Знаменской ц. установили иконы из старой одноименной церкви. Иконостас был создан на вклады патриаршего дьяка Д. С. Дятловского, торгового человека С. Ф. Кудрявого, Т. И. Второвой и др. 27 июля 1684 г. верхний храм освятил патриарх Иоаким в присутствии царя Иоанна Алексеевича, царицы Прасковьи Феодоровны и царевен. Внутреннее убранство храма неоднократно обновлялось. В 1843-1844 гг. П. З. Миронов переделал иконостас, сохранив иконы, царские врата и несколько колонн. Раннюю роспись храма выполнили А. Иванов и С. Дмитриев в 1740 г. (фрагменты росписи сохр.). В 1782-1783 гг. четверик был украшен лепными розетками, изготовление которых связывают с кругом архит. М. Ф. Казакова ( Казакевич. 1977. С. 143), а в 1813 г.- росписью худож. А. С. Волкова, к-рая впосл. неоднократно поновлялась. Нижний теплый храм был посвящен прп. Афанасию Афонскому. Апсида храма была переложена в 1769-1770 гг. В храме сменилось неск. иконостасов: в XVII в., 1777, 1822-1823, 1853 гг. Роспись была создана в 1778-1779 гг., с 20-х гг. XIX в. неоднократно поновлялась. По возобновлении нижнего храма в 1813 г. он был переосвящен во имя прп. Сергия Радонежского. В трапезной части храма в 1752 г. был устроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. С 2 сторон собор окружен 2-ярусной крытой галереей-папертью. В юго-западном углу находилась шатровая колокольня, разобранная в 1782-1783 гг. из-за осадки фундамента. На галерее была устроена ризница, а в сев.-вост. углу - придел во имя прп. Михаила Малеина (1910). Место для этого придела И. М. Снегирёв предложил в 50-х гг. XIX в., во время реставрации палат бояр Романовых (Памятники. 2002. С. 167). К празднованию 300-летия дома Романовых в 1913 г. собор был отремонтирован. Палаты бояр Романовых Ансамбль М. З. м. включал 2 палаты, принадлежавшие Романовым,- «на верхних погребах» у Варварки и «на нижних погребах» - к югу от них. Сохранились только первые. Нижний этаж построен в кон. XV- нач. XVI в., остальные этажи неоднократно перестраивались, особенно после пожара 1668 г. 6 апр. 1674 г. подмастерье каменных дел М. Алексеев был нанят для их разборки и строительства новых 2-этажных палат и крыльца трапезной. В авг. того же года палаты были готовы. В них размещались казенные кельи и палаты, сушило, кладовые и погреб. В дальнейшем палаты неоднократно ремонтировались и перестраивались. В 1752-1762 гг. здесь проживал на покое Тифлисский митр. Афанасий (Амилахвари), с того времени палаты стали называть архиерейскими. После 1762 г. здание сдавалось в аренду, за исключением короткого периода после освобождения Москвы в 1812 г., когда там проживал Московский архиеп. Августин (Виноградский) .

http://pravenc.ru/text/2564206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА [Мар Ионан бар каша Маравгин; сир.    ] (между 1835 и 1840, обл. Тергавар (территория совр. Зап. Азербайджана, Иран) - 23.04.1910, с. Супурган, ныне там же), еп. Урмийский и Супурганский. Род. в горной области к западу от г. Урмия в потомственной семье священников, из к-рой по обычаю, существовавшему в Ассирийской Церкви (см. ст. Церковь Востока ), избирался ребенок-назорей (нзира) для воспитания и последующего возведения на епископскую кафедру. С детства он носил титул «натыр курси» (сир. хранитель престола, т. е. епископского кресла), получил хорошее домашнее образование. Когда ему исполнилось 15 лет, его семья переехала в с. Супурган. В 50-х гг. XIX в. И. был посвящен во диакона и иерея Ассирийской Церкви Востока, затем возведен в степень архидиакона. В 1862 г. в списке урмийского духовенства упоминается Аркян Ионан, кандидат во епископа, проживающий в с. Супурган. В июне 1874 г. Мар Шимун Рувил, патриарх-католикос Ассирийской Церкви Востока, поставил И. во епископа сев. части Урмийской обл. Персии с кафедрой в с. Супурган. 40 селений (где проживало до 10 тыс. несториан-ассирийцев) входило в состав его епархии. После убийства курдами в 1896 г. несторианского еп. Мар Гавриила, которому подчинялись селения юж. части Урмийской обл., И. стал управлять всеми несторианскими общинами области (более 20 тыс. чел.). В 70-х гг. XIX в. И. как глава Ассирийской Церкви выразил желание объединиться с РПЦ. По некоторым сведениям, в 70-80-х гг. он инкогнито посещал Россию. С 90-х гг. И. открыто искал возможность присоединения к Православию и направлял в Тифлис и С.-Петербург священников-эмиссаров с посланиями на имя императора и в Святейший Синод. С кон. 50-х гг. XIX в. возможность сближения урмийских несториан с Православием неоднократно рассматривалась в Синоде. К 90-м гг. XIX в. у большинства лиц, изучавших этот вопрос (среди них были иерархи, возглавлявшие Грузинский Экзархат, богословы из СПбДА, чиновники Мин-ва иностранных дел), сложилось убеждение, что необходимо пойти навстречу желанию несторианской епархии во главе с епископом и принять их в общение с РПЦ. Отдельной темой обсуждения стал вопрос о чиноприеме. Возобладало мнение, что, подобно римо-католикам и армянам, несториан следует принимать 3-м чином (через отречение и покаяние), духовенство должно приниматься в сущем сане. В 1897 г. из России в Урмию были командированы 2 священника для выяснения, готовы ли несториане присоединиться к Православию. Для представления в Синод они составили огромные списки духовенства и мирян (ок. 9 тыс.), желающих воссоединения. К нач. 1898 г. основные вопросы были разрешены, и в февр. делегация урмийских несториан во главе с И. прибыла в С.-Петербург.

http://pravenc.ru/text/578292.html

В расширенном изводе изображение Ж. и. представлено в сиянии на грушевом дереве: несохранившееся панно 1730 г., написанное к коронации Ж. и.; гравюра 1742 г. в рукописном списке братии Жировицкого монастыря. Сюжет поклонения пастухов обретенной на грушевом дереве Ж. и. помещен на клейме царских врат посл. трети XVIII в. в Явленской ц. Жировицкого мон-ря, в музее к-рого хранится находившаяся ранее в иконостасе Успенской ц. икона с изображением коленопреклоненных перед явленным на груше образом святителей - небесных покровителей униат. иерархов: митр. Иосифа Вельямина Рутского и архиеп. Иосафата Кунцевича. Иконы XIX и XX вв. с изображением поклонения пастухов явленной на груше Ж. и. есть во многих церквах Белоруссии. Менее распространен встречающийся на белорусских иконах XIX-XX вв. сюжет явления Ж. и. после пожара с изображением восседающей на камне в сиянии света Богоматери с чудотворной Ж. и. в руках: уже упомянутое живописное панно 1730 г.; роспись кон. 50-х гг. XX в. в Успенском храме в Жировичах, выполненная белорусским художником-самоучкой В. Ковальчуком по благословению жировицкого архим. Антония (Мельникова). С нач. 90-х гг. XX в. в честь Ж. и. освящены церкви и часовни в Витебске при доме инвалидов, в г. Берёзовка Гродненской обл., в дер. Лапичи Осиповичского р-на Могилёвской обл. (Белорусский Экзархат). О существовании чинопоследований в честь Ж. и. в униат. период сведений нет. Ныне поется тропарь Ж. и. «Помощи от Тебе требующия...», восходит к 1-й четв. ХХ в. Его начальные слова ориентированы на 1-й тропарь 8-й песни молебного канона 8-го гласа «Многими содержимь напастьми...», тропарь поется на 2-й глас. Особый тропарь («Пред святою Твоею иконою...») полностью повторяет тропарь Почаевской иконе Божией Матери и, как полагают, введен в употребление архим. Тихоном (Шараповым) в нач. 20-х гг. XX в., когда почитание Почаевской иконы стало доминировать среди правосл. населения Польши. По отношению к Ж. и. этот тропарь имеет нек-рую несообразность (упоминание об «агарянских нашествиях»). Величание Ж. и. составлено по образцу величания Почаевской иконе Божией Матери. Начальные слова кондака 4-го гласа «Величия Твоя кто исповесть...» повторяют седален по 3-й песни канона из службы чудотворной иконе Божией Матери «Неопалимая Купина», которая была составлена в нач. XIX в. архим. Фотием (Спасским). Нек-рые части службы Ж. и. уподоблены текстам службы иконе Божией Матери «Неопалимая Купина». Автором большинства богослужебных текстов в честь Ж. и. и акафиста ей считают прот. Константина Зноско. К церковному употреблению их благословил митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский) в кон. 20-х гг. XX в. Служба в честь явления Ж. и., текст к-рой вошел в богослужебные Минеи Московской Патриархии, отредактирована в сер. 80-х гг. XX в., при митр. Филарете (Вахромееве).

http://pravenc.ru/text/182309.html

На прориси с иконы «Собор русских святых» 1814 г. мастера-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в музее СПбДА, в наст. время - в ГРМ) - погрудное изображение Г. в митре и омофоре в числе др. святителей. В архиерейском богослужебном облачении, с четками, с темной бородой и длинными прядями волос святитель изображен среди подвижников XV в. в росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре, исполненной в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.). В группе зырянских святых (в правом верхнем углу средника) Г., с небольшой бородой, единственный в епископской мантии и крещатом белом клобуке (др. святители в фелонях), представлен на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. кисти мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ), в авторских повторениях и списках этой иконы, выполненных в кон. XX - нач. XXI в., а также на иконе того же иконописца «Собор святителей, в земле российской просиявших» 50-х гг. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) среди уральских чудотворцев. Примером совр. иконографии является ростовой образ Г. на иконе «Спас Вседержитель с избранными пермскими святыми» 2004 г. письма московской худож. М. А. Игуменовой (образ хранится в Пермской епархии). Лит.: Подписные и датированные иконы из коллекции ПГХГ: Кат. выст./Авт.-сост.: О. М. Власова, Н. В. Казаринова. Пермь, 1993. С. 20; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461; Т. 2. С. 82-83; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Казаринова Н. В. Иконописцы и иконописные мастерские Пермского края в XVIII - нач. XX в.//Вехи христ. истории Прикамья. Пермь, 2003. С. 28, 35; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 92, 97, 106. 37, 42, 56. Т. Г. Петрова, Н. В. Казаринова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/164553.html

На иконе 1-й пол. XIX в. (РИАМЗ) В. представлен на фоне пейзажа фронтально в рост, в святительском облачении, руки разведены в стороны - правой благословляет, в левой Евангелие. В «Соборе Муромских святых» В. изображен вместе со святыми кн. Константином и его чадами Михаилом и Феодором, Петром и Февронией, Иулианией Лазаревской в 3-м ряду слева на иконе XVIII в. (МИХМ). Сохранился цикл миниатюр нач. XX в. к Повести о Василии Рязанском (СПб РАН. Собр. Н. П. Лихачева. 50), выполненный на бумаге XVII в. И. Г. Блиновым и считавшийся до кон. 80-х гг. XX в. древней рукописью (обоснование датировки и атрибуции миниатюр из собр. Н. П. Лихачева, 50 - см.: Турилов А. А. Об опасности абсолютизации филигранологического метода датировки рукописей//Филигранологические исследования. Теория. Методика. Практика. Л., 1990. С. 125-126). В сводном иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) под 15 апр. об облике святого говорится: «Подобием сед, брада Василия Кесарийского, покороче, ризы святительския, багряныя, исподняя голубая, в омофоре, в руке Евангелие, а другая благословенна, на главе шапка святительская». Сходное описание образа святителя под 15 апр. или 28 янв. помещено в Строгановском (БАН. Строг. 66. Л. 97, кон. XVIII в.), Перетцевском (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 147, 30-е гг. XIX в.) подлинниках, в рукописи из собр. РНБ (Погод. 1931. Л. 103, 20-е гг. XIX в.) и др. Лит.: Подобедова О. И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказания о граде Муроме и о епископии его...»//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С 374-387; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 73-74; Сиротинская А. А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского по мат-лам муромского круга памятников//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 24-33. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/text/150489.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010