Царским повелением первоначально К. м. полагалось иметь 40 насельниц, но в 1594 г. в обители проживали уже 64 сестры (Повесть. 2006. С. 53). В 1654-1656 гг. Казань сильно пострадала от эпидемий чумы, в К. м. погибли почти все сестры. В кон. XVII в. в К. м. проживало ок. 100 насельниц, ок. 1741-1745 гг.- игумения, 4 соборные монахини и ок. 95 монахинь, а также стряпчий и водовоз. По указу 1809 г. штат мон-ря должен был состоять из игумении, казначеи, 50 монахинь и 50 послушниц. В нач. XIX в. в К. м. проживало ок. 20 монахинь (число послушниц неизв.), в 1827 г.- 32 монахини и 86 послушниц, в 1855 г.- 51 монахиня и 73 послушницы, в 1873 г.- 52 монахини, 61 рясофорная послушница, 186 белиц, в 1899 г.- игумения, казначея, благочинная, ризничая, 50 штатных, заштатная, 4 сверхштатные монахини, 175 рясофорных послушниц, 130 белиц, в 1910 г.- 61 монахиня, 234 рясофорные послушницы, 127 белиц. В XVII - 1-й пол. XIX в. причт К. м. составляли 3-4 священника, во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в обители служили протоиерей, 3 священника, 2 диакона, 4-6 псаломщиков, к-рым полагалось ежегодное жалованье: протоиерею - 28 р. 56 к., священникам по 17 р. 15 к., диаконам - по 11 р. 47 к., псаломщикам - по 8 р. 97 к. Причт пользовался 26 дес. сенокосной земли и получал с «вечных вкладов» 758 р. в год ( Богословский. 1900. С. 518). В кон. 80-х гг. XIX в. К. м. выкупил для причта 2-этажный кирпичный дом (снесен в 2000) напротив мон-ря, на ул. Б. Казанская (ныне Б. Красная, 14). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в монастыре служили заслуженные протоиереи с академическим образованием: в 1854-1869 гг.- Флегонт Талантов (профессор церковной истории Казанского ун-та), с 1886 (1887?) г.- прот. Василий Братолюбов (магистр СПбДА), в 1905-1912 гг.- прот. Александр Зеленецкий (бывш. ректор КазДС). В 1913-1916 гг. 2-м священником К. м. был сщмч. Феодор (Гидаспов) . В 1920-1928 гг. последним настоятелем монастырского собора был прот. А. В. Лебедев . Святыни Явленная Казанская икона Божией Матери в кон. XVI в. на средства царского казначея Дементия Ивановича Черемисинова (сына воеводы И. Черемисинова, принимавшего участие во взятии Казани) была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом («златом, камением драгим и жемчюгом великим»). К кон. XIX в. икону украшало неск. драгоценных риз, в т. ч. золотая праздничная (дар царя Феодора Иоанновича), на к-рую надевалась др. риза, украшенная крупным жемчугом с бриллиантами и драгоценными камнями. Будничная риза также была украшена жемчугом, имела золотые венцы и множество бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. имп. Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Иконописные подлинники XVIII-XIX вв. под 24 февр. предписывают изображать Е. т. о.: «Подобием сед, брада аки Николина, попростее или покороче Сергиевой и поуже, ризы преподобническия, на главе схима, в руках четки, то есть лестовка» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 279; кр. вариант - ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 126 об., 30-е гг. XIX в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 75). Встречается описание внешнего облика Е. в клобуке, без схимы, «руце простерты» (РНБ. Погод. 1931. Л. 115 об., 20-е гг. XIX в.). Др. вариант отражает иконографию Е. в составе Собора Киево-Печерских святых: «Рус, брада Козмина, на главе клабук черн, риза преподобническая дичь, испод празелень, правая рука молебна, левою взял за край ризы левой страны» (БАН. Строг. 66. Л. 313 об., «правая страна», 42-й, кон. XVIII в.). В руководстве для иконописцев 1910 г. Е. «типом русский, стар, сед, с небольшою продолговатою бородой; одежды монашеския, на голове куколь. Ему можно писать хартию с надписью: Пойму тя чиста к себе, возлюбившаго благолепие дому Моего» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 192). Сохранилась икона XIX в. с ростовыми изображениями Е. и вмч. Георгия Победоносца (НКПИКЗ). Преподобный в клобуке, коричневой рясе и мантии, левая рука с четками прижата к груди, в правой руке книга. Большая композиция явления болящему Е. Божией Матери с Младенцем (в окружении ангельских сил и монахов) и преподобных Антония и Феодосия встречается в росписи братской трапезной Оптиной пуст. (кон. 50-х - нач. 70-х гг. XIX в., худож. В. П. Петров). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XII в. (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя образ Е. находился в юго-зап. части возле композиции «Крещение киевлян равноап. вел. кн. Владимиром» (худож. Д. Н. Мартынов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85).

http://pravenc.ru/text/190115.html

17. Житие Корнилия Выговского (в редакции Трифона Петрова) и Соборное послание выговцев к Феодосию Васильеву. XVIII в. (кон.). 8°, 216 л., поморский полуустав. (Друж. 182). 18. Сборник. XVIII в. (1-я треть, серед., 2-я пол.), 8е, 153 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. Содержит тропари и кондаки, стихиры и богородичны праздникам. Автограф выговского уставщика Трифона Петрова. (Друж. 836). 19. Сборник, составленный Мануилом Петровым на Выгу. XVIII в. (40–50-е гг.). 4°, 70 л., скоропись. Содержит сочинения выговских писателей, переписанные рукой Манула Петрова, в том числе слова приветственные, плачевные и надгробные, стих на тезоименитство Симеона Денисова. (Друж. 114) 20. «Дьяконовы ответы» (часть 1). XVIII в. (40–50-е гг.). 16°, 342 л., полуустав. Сочинение содержит 130 вопросов нижегородского епископа Питирима старообрядцам-поповцам и ответы на них дьякона Александра. Поморский список. (Друж. 135). 21. Сборник. XVIII в. (кон.). 4°, 49 л., скоропись. Содержит автограф «Исповедания с Богом во единой вере крещения святого...», выговского наставника Григория Ивановича Корнаева (Романовского). (Друж. 202). 22. «Книга о случаях последнего времени, Титин потрясает вельми». Сочинение Ивана Алексеева. XVIII в. (поел. четв.). 4°, 160 л., полуустав. Выговский список. (Друж. 1000). 23. «Житие Андрея Денисова», написанное выговским наставником Андреем Борисовым. XIX в. (1-я треть). 4°, 258 л., полуустав. (Друж. 757). 24. Риторика Феофана Прокоповича . XVIII в. (поел, четв.), 8°, 191 л., поморский полуустав. В приложении помещены слова Андрея Денисова «Сотове медовнии» и «О девстве» (Друж. 124). 25. Риторика Софрония Лихуды. XVIII в. (1-ячетв.), 4°, 607 л., поморский полуустав. С примерами, сочиненными Андреем Денисовым и его учениками. (Друж. 122). 26. Сборник слов Андрея Денисова. XIX в. (20-е гг.), 4е, 263 л., поморский полуустав. Содержит «Описание о отце Андреи Дионисиевиче вкратце», миниатюру с изображением Андрея Денисова и «слова» на разные темы (Друж. 501). 27. Сборник слов и посланий наставников Выга. XVIII в. (кон.)XIX в. (нач.), 4°, 269 л., полуустав и скоропись. Содержит «Слово святым последним», Семена Денисова. (Друж. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Ист.: Патерик Киевского Печерского монастыря. К., 1661; Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911; Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 373; Описание Киево-Печерской лавры. С. 289; Минея (МП). Февраль. С. 761; Октябрь. С. 24; Сентябрь. С. 716-730. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 55-56; Филарет (Гумилевский). РСв. Октябрь. С. 251-252; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 329; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. С. 47-50. Е. А. Лопухина Иконография. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. З. сказано: «Надсед, брада доле Николиной, проста, на главе клабук черной, риза преподобническая, испод лазорь, обе руки сложил, держит у сердца, правою ногою стоит впрям» (БАН. Строг. 66. Л. 312, «правая страна», 30-й); в подлиннике 20-х гг. XIX в.: «Надсед, брада подоле немного Козмины, риза преподобническая, на плечах схима» (РНБ. Погод. 1931. Л. 53об.; 24 окт.). Одним из ранних сохранившихся изображений А. З. является гравюра мастера Илии с сюжетом «Видение прп. Арефы в болезни его» в цикле иллюстраций 1655-1660 гг., выполненных для издания Киево-Печерского Патерика 1661 г.: преподобный, одетый в подрясник, с повязкой на голове, возлежит на ложе, за к-рым сонм ангелов противостоит демонам, держащим развернутую хартию. Этот сюжет повторен Л. Тарасевичем в гравюре к изданию Патерика 1702 г. Имеется ряд единоличных изображений А. З.: на иконе XIX в. у раки преподобного в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ) - с характерными чертами лица и окладистой бородой, в монашеском одеянии, с куколем на голове, правой рукой опирается на посох, левую прижал к груди; иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) - в схиме и куколе, с седой бородой, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке (надпись: «Молю вы…»). В композиции «Древо Киево-Печерских святых», напр., на гравюре 1663-1676 гг. с подписью автора «Аким» (Нац. музей книги и книгопечатания Украины), А. З. представлен в лике преподобных в правой части композиции. Образ А. З. в монашеских одеждах с куколем на голове, без выраженных индивидуальных особенностей, помещен на иконах и эстампах «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в левой группе иноков, мощи к-рых почивают в Ближних (Антониевых) пещерах: на гравюрах кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, РГБ) - в 10-м ряду 1-м справа; на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры,- изображен средовеком, с надписью на нимбе: «Пр Арефа Чудотв»; на литографиях изд. А. Абрамова 1859 г. (ЦАК МДА) и 1862 г. (РГБ) - в 7-м ряду 3-м слева; на раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ); на хромолитографии 1898 г. изд. Киево-Печерской лавры (РГБ) - прямолично, в 8-м ряду 2-м слева. Оплечное изображение А. З. без куколя, с длинными седыми волосами, в правой группе (за прп. Феодосием Киево-Печерским), во 2-м ряду, 2-м слева, имеется на литографиях изд. И. А. Голышева 1868 г. (ЦАК МДА) и 1874 г. (РГБ).

http://pravenc.ru/text/75914.html

На территории епархии проживают малочисленные коренные народы Сибири - шорцы и телеуты. Их просвещением в XIX - нач. ХХ в. занимались сотрудники Алтайской духовной миссии . Особенно много потрудился на этом поприще этнограф и лингвист прот. Василий Вербицкий . Неоднократно посещал эти земли свт. Макарий (Невский) - сначала как сотрудник миссии, затем как Томский епископ. В нач. XIX в. в 50 верстах от Кузнецка подвизались преподобные Василиск (Гаврилов), Зосима (Верховский) и ученик прп. Василиска прав. Петр (Мичурин). В дек. 1919 г. Кузнецк был разгромлен отрядами красных партизан, сожжены все 4 городских храма, в т. ч. Одигитриевская ц., в к-рой в 1857 г. венчались Ф. М. Достоевский и М. Д. Исаева, в 20-х гг. XX в. удалось восстановить только Спасо-Преображенский собор. Среди убитых горожан - священнослужители Кузнецка: священники Алексий Петропавловский и Николай Рудичев, а также староста собора купец М. Э. Акулов с супругой. Пострадали мн. священники в Кузнецком у. В 1924-1929 гг. существовало Кузнецкое викариатство Томской епархии. В обновленческом расколе (см. Обновленчество ) в 1923-1927 гг. имелось Кузнецкое вик-ство, в 1927-1932 гг.- Кузнецкая епархия. Кафедра в Кузнецке также была создана в григорианском расколе - в 1929 г. на ней значился еп. Макарий (Дагаев). В кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в. на территории Н. и Т. е. шло массовое закрытие храмов, духовенство подвергалось гонениям. В 30-50-х гг. ХХ в. на территории Н. и Т. е. находились подразделения Сибирского исправительно-трудового лагеря (Сиблаг, до 1935 Сибирские лагеря особого назначения (СибЛОН)); в них отбывали заключение мн. мученики за веру. В 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) был учрежден Собор Кемеровских святых, в него вошли имена прмч. архим. Льва (Егорова) и сщмч. свящ. Григория Аверина , пострадавших на территории Н. и Т. е. В 1943 г. была образована Кемеровская обл., в 1945 г. на ее территории открылись правосл. приходы, составившие Кемеровское благочиние Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1945-1947 гг. на территории Н. и Т. е. получили регистрацию 4 прихода: Михаилоархангельский и Никольский в Сталинске (Новокузнецке), Ильинский в г. Осинники и вмч. Пантелеимона в с. Кузедееве (ныне поселок) Новокузнецкого р-на.

http://pravenc.ru/text/2577835.html

Н. В. п. постоянно испытывала недостаток средств, поэтому уже с 20-х гг. XVIII в. предпринимались попытки ее упразднить или приписать к др. мон-рям. Указом Московской духовной дикастерии от 22 янв. 1725 г. повелевалось объединить пустынь и Селижаровский во имя Святой Троицы мужской монастырь . Неизвестно, было ли это решение реализовано. Высочайшим указом от 6 февр. 1727 г. предписывалось малобратственные обители не уничтожать, и Н. В. п. продолжила самостоятельное существование. В 50-х гг. XVIII в. пустынь из-за недостатка средств и частой смены настоятелей пришла в упадок, иногда оставалась вовсе без настоятеля, периодически (в случаях отъезда с острова строителя и отсутствия др. иеромонахов) богослужения не совершались. В нач. 20-х гг. XX в. Н. В. п. была закрыта. После 1764 г. Н. В. п. планировалось упразднить и обратить в приходскую церковь. Однако это оказалось невыполнимой задачей в связи с отсутствием на острове и ближайших прибрежных территориях соответствующего количества жителей для создания прихода. Кроме того, местные землевладельцы соглашались отписать земельные владения, на к-рых находилась обитель и ее поселье Перегородня, церкви только при условии сохранения мон-ря (Там же. С. 6). В 1765 г. Н. В. п. была приписана к Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни и оставалась приписной вплоть до своего закрытия. В 1765-1772 гг. в Н. В. п. периодически посылали иеромонахов из Ниловой пуст., с 1772 г. для «лучшего присмотра» был назначен постоянно живший в пустыни иеромонах. В 1780-1781 гг. дворяне Осташковского у. и нек-рые жители Осташкова предпринимали безуспешные попытки вернуть Н. В. п. статус самостоятельной обители. Не позднее кон. XIX в. сложилась традиция проведения крестного хода вокруг острова 8 авг.- в день перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В нач. 20-х гг. ХХ в. Н. В. п. была закрыта. Настоятели и братия Преемником мон. Иоиля в качестве строителя Н. В. п. стал иером. Герасим (1740-1751), после к-рого за 7 лет сменилось не менее 5 строителей. В 1758-1760 гг. строителем Н. В. п. был бывш. строитель Житина осташковского в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» монастыря Иларион. Последним строителем самостоятельной пустыни стал иером. Ниловой пуст. Вассиан (1761-1765). В 1772 г. недолгое время управляющим Н. В. п. был иеромон. Ниловой пуст. Елпидифор (Чередеев), впосл. игумен старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря и Селижаровского Троицкого монастыря. Важную роль в развитии обители сыграл управлявший ею в 1809-1825 гг. иеродиак. Пармен, при к-ром были расширены земельные владения Н. В. п., перестроен придел преподобных Зосимы и Савватия монастырской церкви.

http://pravenc.ru/text/2577881.html

С. 17-28; 3. С. 33-40)), Степанов («О пророчествах Ветхого Завета» (1872. 3. С. 44-48; 4. С. 50-64; 9. С. 154-156; 11. С. 175-188; 12. С. 198-206; 13. С. 211-222) и «Из воспоминаний еврея о своем первоначальном обучении и обращении ко Христу» (1872. 14. С. 231-237; 15. С. 250-254)), Монастырёв («От чего мы удаляемся и к чему идем: (По поводу записки о. Юркевича: «О положении православия в Одессе»)» (1893. 21. С. 543-565; 22. С. 579-605) и «О Святой Земле» (1897. 12/13. С. 274-318)). Из статей, вышедших в кон. XIX в., можно выделить «Очерки славянской мифологии в связи с славянскими праздниками» (1872. 19. С. 312-318; 21. С. 342-350; 22. С. 356-366; 23. С. 372-379); «Рассказ Манефона о прокаженных и отношение этого рассказа к исходу евреев из Египта» (1882. 15. С. 269-280; 16. С. 284-294; 17. С. 309-317; 18. С. 329-338; 19. С. 347-354; 20. С. 366-373; 22. С. 400-408; 23. С. 417-422); «Жизнь и деятельность ветхозаветных пророков» И. К. Дементьева (1893. 12. С. 291-303; 13. С. 332-346). А. В. Преображенский опубликовал ст. «Труды П. И. Чайковского в области церковного пения» (1894. 23. С. 571-580; 24. С. 589-605). Множество сведений о характере издания и об основных авторах «Е. е. в.» в 80-х и нач. 90-х гг. XIX в. содержит редакторская ст. «Pro domo sua» (1893. 2. С. 35-55), являющаяся ответом на заметку преподавателя семинарии Г. А. Соколова «Несколько соображений об улучшении наших епархиальных ведомостей» (1892. 18. С. 432-438). Одним из основных направлений «Е. е. в.» с кон. XIX в. стало обличение протестантизма и сектантства: «Беседа ревнителя православия с штундо-баптистами» свящ. О. Жежеленко (1909. 1. С. 1-7; 2. С. 23-30), «О бессмертии души» (1909. 4. С. 75-82) и др. статьи против адвентистов свящ. Николая Назаревского, «Разбор протестантского взгляда на миссу или литургию» (1899. 36. С. 941-948; 1900. 1. С. 1-12; 2. С. 25-30; 3. С. 62-66) и «Протестантство как жизненно-религиозная основа нашего рационалистического сектантства» В. Грекова (1909. 27. С. 677-682; 28.

http://pravenc.ru/text/189635.html

иноков. Казначей пустыни подал Курскому архиеп. Феоктисту (Мочульскому) рапорт с клеветой на старца, архиерей повелел В. покинуть епархию. Лишь после вмешательства высокопоставленных лиц, почитавших В., архиеп. Феоктист пересмотрел дело и изменил решение, клеветники были наказаны, В. вернулся в Глинскую пуст. Вскоре в пустынь был назначен новый настоятель - иером. Филарет (Данилевский). Совместными трудами иером. Филарета и В. монашеская жизнь в Глинской пуст. стала налаживаться, но в сер. 20-х гг. XIX в. В. вновь был оклеветан. В 1827 г. старец перешел в Площанскую пуст., сблизился с ее благочинным прп. Макарием (Ивановым) , у к-рого исповедовался до своей кончины. В окт. 1829 г., во время рубки деревьев, В. упал и неск. часов находился без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Таин и предсказал, что скончается через 18 мес. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти, он стяжал непрестанную молитву, в праздничные дни причащался в келье Св. Таин. Незадолго до кончины В. вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв». В. был погребен в Площанской пуст., напротив алтаря Казанской ц. После 1917 г. почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 нояб. 1924 г. губ. комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение В., на монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. В кон. 40-х гг. паломничество к могиле В. возобновилось. По сообщениям властей, в 50-х гг. «на месте бывшего Площанского монастыря… верующие… берут песок с могилы «святого» монаха и воду из источника» (ГА Брянской обл. Ф. 2889. Оп. 2. Д. 6. Л. 47). В апр. 2002 г., при раскопках фундамента собора в Площанской пуст. были обнаружены останки В., началась подготовка к его канонизации. Существует портрет подвижника, написанный в 10-х гг. XIX в. по заказу Воронежского еп.

http://pravenc.ru/text/150713.html

Скупые сведения о жизни И. в Троице-Сергиевом монастыре после окончания осады сохранились в Житии прп. Дионисия (Зобниновского), к-рое было составлено Симоном (Азарьиным), согласно О. А. Белобровой, в 1648-1654 гг. Агиограф, не называя И. по имени, отмечает, что в первое время настоятельства св. Дионисия, по сложившейся традиции, утром, до начала богослужения, в келью к настоятелю приходил пономарь (И.), к-рый приносил огонь в фонаре и просил у архимандрита благословение. Прп. Дионисий благословлял пономаря и приказывал ему благовестить в колокол. В то время когда И. звонил, прп. Дионисий успевал сделать 300 поклонов. Придя в церковь, прп. Дионисий читал 50-й псалом и дожидался прихода монахов. После того как братия собралась, пономарь начинал «к полунощнице в доску бить», св. Дионисий благословлял священника начинать богослужение. И. был погребен в Троице-Сергиевом монастыре. Почитание Местное почитание И. началось во 2-й трети XVII в. в связи с распространением списков «Сказания...» Авраамия (Палицына). И. отмечен в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Преп. Илиарх, чином пономар, иж свидетелствуется в Осадной книге» (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 333). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) и Н. П. Барсукова , в кон. XIX в. в Троице-Сергиевой лавре И. почитался местно. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено было 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: [Симон (Азарьин)]. Службы и жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. М., 1646; Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова. М.; Л., 1955. С. 97, 98, 142-143, 170-171, 184-185, 202 [по списку РГБ. Рум. 299, 20-е гг. XVII в.]; Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева мон-ря/Подгот. текста: Е. И. Ванеева, пер. и коммент.: Г. М. Прохоров//БЛДР. 2006. Т. 14. С. 264-265, 310-313, 334-337 [по списку БАН. Арханг. 413, 40-е гг. XVII в.]; Житие архимандрита Троице-Сергиева мон-ря Дионисия/Подгот. текста, пер. и коммент.: О. А. Белоброва//Там же. С. 370-371.

http://pravenc.ru/text/673963.html

В нач. 20-х гг. большинство окрестных приходов захватили обновленческие клирики, В. м. оставался единственным оплотом Православия в районе Кавказских Минеральных Вод. С 1922 г. во В. м. размещались детский приют и санаторий для инвалидов. В нач. 1929 г. мон-рь был закрыт, часть иноков ушли в горы, многие были репрессированы. Один из чтимых подвижников В. м., иеросхим. Стефан (Игнатенко; 1886-1973), вместе с др. насельниками скрывался в горах Псху, близ Сухума, в 1930-1937 гг. в Грузии, затем вернулся во Владикавказ. Бывш. наместник В. м., схиархим. Иоанн (Мирошников), служил в Пятигорске (в 1956 похоронен у Покровской ц.). В 40-50-х гг. почти все постройки В. м. были уничтожены. Нек-рое время в Успенском соборе размещалось об-во пролетарского туризма и экскурсий, затем храм взорвали. Надгробия с могил монастырского кладбища использовали при строительстве дороги в Черкесске. На территории мон-ря находились турбаза, дом отдыха сотрудников НКВД, пионерский лагерь, интернат для детей испан. коммунистов, расстрелянных в 1942 г. фашистами во время оккупации Кавказских Минеральных Вод. В июле 1991 г. по благословению митр. Ставропольского Гедеона (Докукина) на месте разрушенного Успенского храма был отслужен первый молебен. Решением Свящ. Синода 6 окт. 2000 г. В. м. был открыт, настоятелем назначен архим. Власий (Тюрин), с 2002 г.- архим. Силуан (Хараим). 28 авг. 2001 г. во В. м. митр. Гедеоном был освящен храм во имя вмч. Георгия Победоносца. К февр. 2005 г. в мон-ре - 20 чел. братии, построены братский и настоятельский корпуса, на месте Успенского храма строится часовня, планируется строительство собора, архиерейского корпуса и звонницы. Во В. м. находятся частицы мощей вмч. Пантелеимона, свт. Димитрия Ростовского, преподобных Киево-Печерских, Серафима Саровского, Максима Грека, Сергия Радонежского, вел. кн. св. Елисаветы Феодоровны, а также образ ап. Иоанна Богослова, написанный на Афоне в кон. XIX в. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 186. 560; Оп. 190. 334. Ист.: Жевахов Н. Д. Восп. товарища обер-прокурора Св. Синода. М., 1993. Т. 2. С. 97-100; Сергия (Клименко), мон. «Минувшее развертывает свиток...». М., 1998.

http://pravenc.ru/text/155582.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010