621 об. — 665) — 30–е годы XVI в. Редакция Основного вида, но с внесенными датами. Филигрань: Тиара — Брике, 4979 (1532—1536 гг.), 4980 (1533 г.). 8) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1448 (л. 136 об. — 153) — 30—40–е годы XVI в. Текст кончается главой «Об изведении источника». Филиграни: Единорог — Брике, 10348 (1537 г.); Гербовый щит под короной с тремя лилиями — Брике, 1050 (1530—1545 гг). Листы 144—151 переписаны в XVII веке, филигрань — Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры GD. 9) ГИМ, Чудовское собр., 334 (л. 158—235 об.) — 30—40–е годы XVI в. Филиграни: Гербовый щит с тремя лилиями под короной — Брике, 1050 (1530—1545 гг); Рука под цветком — Брике, 11348 (1546 г.); Кувшин с одной ручкой — Лихачев, 1723, 1724 (1547 г.). 10) Государственная публичная научно–техническая библиотека Сибирского отделения РАН, собр. М. Н. Тихомирова, 309 (л. 3—47 об.) — вторая четверть XVI в. Редакция Основного вида, но с некоторыми датами; начинается словами: «блажении сподобльшеся таковому отроку родителие быти». Филигрань: Двойной крест—Лихачев, 3342 (1540 г.). 11) ГИМ, Собр. А. С. Уварова, 520 (4°) (л. 57 об. — 79) — кон. XVI b. Текст кончается известием о смерти игумена Никона. Филигрань: Гербовый щит с крестом и подковой — Лауцявичюс, 2713 (1588—1599 гг.). 12) РНБ, Софийское собр., 1354 (л. 115—165 об.) — 1597 г. (дата читается в рукописи РНБ, Софийское собр., 1355). 13) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 9107 (л. 161 об. — 203) — 1602 г. Текст кончается рассказом об основании Андроникова монастыря. 14) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собрание ЦГАЛИ), оп. 1, 58 (л. 46—126 об.)—рукопись писалась с 8 декабря 1602 г. по 14 февраля 1603 г. 15) РГБ, ф. 775 (Собр. М. И. Чуванова), 18 (л. 701—730) — начало XVII b. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту–лове литеры РО — Дианова и Костюхина, 63 (1600—1613 гг.). 16) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 591 (л. 277 об. — 327 об.) — 20–е годы XVII в. Текст дополнен по Третьей редакции. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под пирамидой из полумесяцев, на тулове литеры МР — Дианова и Костюхина, 783 (1623 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Желая прекращения в протестант. среде евхаристических споров, К. совместно с Буцером вел переговоры с Лютером и Меланхтоном. 29 мая 1536 г. в Виттенберге было подписано т. н. Виттенбергское согласие - вероисповедный документ, в к-ром Лютер, Буцер и К. заявили о своем единстве в понимании Евхаристии. Хотя Буцер и К. рассчитывали, что эта вероисповедная формула будет принята швейцарскими протестантами, их усилия и многочисленные переговоры оказались напрасными: протестанты Базеля, Берна и Цюриха так и не присоединились к соглашению. В 1538-1541 гг. К. общался и сотрудничал с Жаном Кальвином (1509-1564), который жил в Страсбурге после изгнания его из Женевы, окормляя местную общину французских протестантов. К. принимал участие в собеседованиях протестантов и католиков в Хагенау (июнь 1540) и Вормсе (кон. 1540 - нач. 1541). К. скончался от чумы во время эпидемии. Соч.: Hebraicarum institutionum libri duo. Basilea, In Habakuk prophetam. [Argentorati], 1526; In Hoseam prophetam. Argentorati, 1528; Responsio de missa matrimonio et iure magistratus in religionem. Argentorati, 1537; Hexameron Dei opus. Argentorati, 1539; The Correspondence/Ed., transl. E. Rummel. Toronto; L., 2005. Vol. 1: 1507-1523; 2009. Vol. 2: 1524-1531. Ист.: Confessio religionis Christianae, sacratissimo Imperatori Carolo V Caesari Augusto in Comitiis Augustae, anno 1530 per legatos civitatum Argentorati, Constantinae, Memmingae et Lindauiae exhibita. [Strassburg, 1531]. Библиогр.: Baum J. W. Capito " s gedruckte Schriften// Idem. 1860. S. 577-585; Stierle B. Literaturverzeichnis// Idem. 1974. S. 197-232. Лит.: Baum J. W. Capito und Butzer: Strassburgs Reformatoren. Elberfeld, 1860. Nieuwkoop, 1967r; Kalkoff P. W. Capito im Dienste Erzbischofs Albrechts von Mainz. B., 1907; Strasser O. E. Capitos Beziehungen zu Bern. Lpz., 1928; idem. La pensée théologique de Wolfgang Capiton dans les dernières années de sa vie. Neuchâtel, 1938; Stierle B. Capito als Humanist. Gütersloh, 1974; Kittelson J. M. Wolfgang Capito: From Humanist to Reformer. Leiden, 1975; Lienhard M. Capito, Wolfgang (1478-1541)//TRE. 1981. Bd. 7. S. 636-640; idem. Evangelische Bewegung ohne Streit und Spaltung?: Die Rolle Wolfgang Capitos, Domprediger in Mainz und Rat des Erzbischofs (1520-1523)//Zwischen Konflikt und Kooperation: Religiöse Gemeinschaften in Stadt und Erzstift Mainz in Spatmittelalter und Neuzeit/Hrsg. I. Dingel, W.-F. Schäufele. Mainz, 2006. S. 69-86; Millet O. Correspondance de Wolfgang Capiton (1478-1541): Analyse et index. Strasbourg, 1982; Reformation Sources: The Letters of Wolfgang Capito and His Fellow Reformers in Alsace and Switzerland/Ed. E. Rummel, M. Kooistra. Toronto, 2007; Heimbucher M. Prophetische Auslegung: Das reformatorische Profil des Wolfgang Fabricius Capito ausgehend von seinen Kommentaren zu Habakuk und Hosea. Fr./M., 2008.

http://pravenc.ru/text/1470323.html

Польск. католики считали И. унитариев ( Польских братьев , а затем и социан), отрицавших догмат о Троице и божественность Иисуса Христа. К обвинениям своих противников в «иудействовании» прибегали и польск. антитринитарии . Так, лидер малопольск. антитринитариев Гжегож Павел из Бжезин за малейшее отклонение от т. н. тридеизма грозил обвинением в «иудаизме», хотя через нек-рое время сам перешел на унитаристские позиции. В сер. 70-х гг. XVI в. с И. в «Христианских диалогах» дискутировал лидер люблинских унитариев М. Чеховиц. Собственно И. появились под влиянием учения нем. антитринитария Матиаса Веэ-Глириуса. Он провозглашал, что Мессия как в ВЗ так и в НЗ был лишен божественности, и следов., почитания и поклонения. Идеи божественности Христа были внесены в евангельские тексты позже, и эти тексты Веэ-Глириус называл фальсификацией. Христос для Веэ-Глириуса - это евр. Мессия, о котором говорили библейские пророки; он пришел исполнить обещания, данные Богом избранному Им евр. народу; т. о., Христос не дал нового Закона, его миссия среди евреев была «провалена», поскольку Он не был распознан Своим поколением. Однако Веэ-Глириус провозгласил, что благодаря заслугам патриархов Бог не только не отменил богоизбранность евр. народа, но и не заключил нового завета с язычниками. Христос принес язычникам лишь обещание спасения. Следов., нормы Закона действительны и в наст. время. Согласно взглядам австр. анабаптиста Андреаса Фишера (1480-1540), о котором известно из письма нем. гуманиста Валентина Краутвальда (1465-1545) протестантам Вольфгангу Капито и Мартину Буцеру , спасение придет не через христиан, а через евреев. В 1530 г. Фишера и его единомышленника Глайдта причислили к И. Фишер бежал в Моравию, где предположительно прошел обряд обрезания. Учение Веэ-Глириуса нашло сторонников в различных частях Европы в кон. XVI в., но прежде всего утвердилось в интеллектуальной среде трансильванской знати. В 1578-1579 гг. здесь возникло «субботническое» движение. Его идеологи провозгласили, что они приняли все принципы и социальные идеи, заключенные в ВЗ.

http://pravenc.ru/text/1237771.html

восстанавливаются исследователями на основании содержания трактатов и памфлетов XVI в. Юность и образование К. происходил из семьи зажиточного крестьянина; он родился на хуторе Бушерхоф, в адм. отношении подчиненном близлежащему г. Леннеп (ныне в составе земли Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Леннеп был владением герцогов Бергских, однако город обладал мн. привилегиями и свободами, позволявшими городскому совету проводить во мн. сферах деятельности независимую политику. Начальное образование К. получил в городской школе Леннепа; его наставлением в христ. вере занималась мать. У К. было 3 брата и неск. сестер; впосл. они стали его религ. последователями и сделали Бушерхоф локальным центром протестант. проповеднической деятельности ( Klugkist Hesse. 1929. S. 27-31). Ок. 1511 г. К. приехал в Мюнстер; точно неизвестно, в какой именно из 3 городских школ он учился, однако, вероятнее всего, это была соборная школа (Domschule), преподавание в к-рой в кон. XV в. было реформировано ее руководителем Рудольфом фон Лангеном (1438-1519) в соответствии с гуманистическими принципами. Возможно, именно в кругу мюнстерских гуманистов у К. стала складываться убежденность в необходимости реформирования церковной жизни и возвращения к евангельскому христианству (Ibid. S. 31-37). В авг. 1514 г. имя К. было внесено в матрикул Кёльнского ун-та (Die Matrikel der Universität Köln/Hrsg. H. Keussen. Bonn, 1919. Bd. 2. S. 732. N 19; ср.: Krafft. 1872. P. 7); он стал студентом бурсы (коллегии) Лауренциана, где обучение происходило преимущественно по сочинениям Альберта Великого ( 1280). Преподаватели Кёльнского ун-та в этот период были известны своим консерватизмом и верностью католич. традиции; в число учителей К. входили теологи Арнольд фон Тонгерн (ок. 1470-1540) и Иоганн фон Венрадт ( 1530), впосл. оказавшиеся следователями в его инквизиционном процессе ( Klugkist Hesse. 1929. S. 37-46; ср.: Krafft. 1872. S. 7-9). В 1517 г. К. успешно завершил курс гуманитарного и философского образования, получив степень магистра искусств (см. ст. Artes liberales ). По неизвестным причинам он не стал продолжать обучение на фак-те теологии или принимать церковный сан; когда впосл. церковные инквизиторы называли его клириком, он всякий раз подчеркивал, что является мирянином ( Klugkist Hesse. 1929. S. 54-55). В 1517-1520 гг. К. давал частные уроки в знатных германских семействах; к.-л. подробностей о его деятельности и месте проживания в эти годы неизвестно. Проповедническая деятельность (1520-1528)

http://pravenc.ru/text/1841261.html

Был известен в Кириллове и крупнейший календарно-хронологический проект XVI в. – составленный на рубеже 1530-х и 1540-х гг. сборник «Миротворный круг» – рукопись РНБ, Софийское собр., 1421, кон. XVI в., хранит запись старца Боголепа Губы 1602 г. 345 В Кирилло-Белозерском монастыре знали и хранили календарные трактаты разного времени. Так, именно в кирилловских рукописях дошли до нас наиболее ранние списки «Учения отроком хотящим учитися ведению ключа границы азбучные» – одного из первых русских учебных руководств по расчетам пасхалии и использованию пасхальных таблиц, составленного около 1496 г. 346 Название последнего наводит на мысль о связи с «Учением им же ведати человеку числа всех лет» Кирика Новгородца, однако «Учения» рассказывают о разных аспектах календарных расчетов, и предполагать знакомство анонимного автора XV в. с сочинением Кирика вряд ли возможно. Автора «Учения отроком» в первую очередь интересуют практические вопросы расчета церковного календаря: он описывает принципы использования одной из разновидностей таблиц Великого Миротворного круга, правила нахождения первого дня месяца и «настатия лунного». Из Кирилло-Белозерского монастыря происходят содержащие «Учение отроком» рукописи: РНБ, Софийское собр., 1474 и 455 (нач. XVI в.), в Кириллове были созданы рукописи РНБ, Софийское собр., 1160 (1-я треть XVII в.), 1161 (нач. XVII в.) и 1138 (кон. XVI – нач. XVII в.). Можно обратить внимание еще на одну деталь: и составитель сборника РНБ, Q.XVII.67 (инок Иона), и переписчик кирилловской рукописи Соф. 1161 использовали в составе подборок календарнохронологических статей как «Учение» Кирика, 347 так и «Учение отроком». Таким образом, не вызывает удивления то, что в кирилловской рукописной традиции сохранилось «Учение им же ведати человеку числа всех лет...». Содержание сочинения Кирика, как и конвой этого произведения в рукописной традиции, анализировались неоднократно. 348 Обратимся непосредственно к кирилловской рукописи, включающей фрагмент «Учения им же ведати человеку числа все лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

В османскую эпоху обострилась борьба между представителями различных христ. исповеданий за обладание св. местами Палестины. В Патриаршество Г. происходили столкновения православных с католиками. Стороны оспаривали владение кувуклием Св. Гроба, к-рый в 30-х гг. был отреставрирован Г., а в 50-х - францисканскими монахами. В кон. 40-х гг. Г. добился сноса католич. алтаря, установленного незадолго до того на месте Снятия с Креста, однако не смог помешать размещению такого же алтаря в маронитском приделе храма Св. Гроба. Источники отмечают конфликты христ. конфессий в нач. 60-х гг. за первенство при проведении обряда возжигания Благодатного огня в Великую субботу. В 1561 г. османские власти изгнали францисканских монахов из их мон-ря на горе Сион, обращенного в мусульм. вакф. Взамен им передали мон-рь св. Иоанна Богослова (по др. версии, францисканцы первоначально взяли мон-рь в аренду, а в 1590 окончательно присвоили его). Отношения Г. с соседним Александрийским Патриархатом были омрачены давним спором о границах. В 1530 и 1542 гг. Александрийский патриарх Иоаким официально отказывался от претензий на Газу, Синай и Керак, однако долгие годы 2 Патриархата вели споры за богатый мон-рь вмц. Екатерины на Синае, тесно связанный с Египтом. В 1540 г. Г. учредил на Синае епископскую кафедру, чтобы ограничить там влияние патриарха Иоакима. В 1544 г. спор патриархов был перенесен в Стамбул, где Г. при поддержке К-польского патриарха закрепил свои права на Синай. Однако патриарх Иоаким, воспользовавшись недостойным поведением Синайского еп. Макария, в 1557 г. на Соборе 3 вост. патриархов добился упразднения кафедры, принадлежавшей Иерусалимскому Патриархату на Синае и снова претендовал на покровительство мон-рю. Затяжной конфликт был окончательно разрешен в июле 1575 г. на новом Соборе в Стамбуле. Председательствовавший на Соборе Г. настоял на восстановлении Синайской епископской кафедры, причисленной к диоцезу Иерусалимского Патриархата. В Патриаршество Г. возобновились контакты Иерусалимской Церкви с Россией. В источниках сохранилось свидетельство о посещении в марте 1541 г. Новгородского архиеп. Макария посланцами Иерусалимского патриарха, прибывшими на Русь для сбора милостыни. В 1543 г. Г., находившийся в Стамбуле, поставил подпись под посланием греч. иерархов к рус. царю с просьбой об освобождении прп. Максима Грека. В 1548 г. Г. непосредственно обратился в Москву с просьбой о милостыне, патриаршие посланники старцы Даниил и Гавриил прибыли в Россию летом 1550 г. Огромная милостыня была отправлена из Москвы на правосл. Восток в 1558 г. с посольством архидиак. Геннадия и Василия Позднякова. Весной 1560 г. в Иерусалиме Поздняков вручил царское жалованье Г. и главам серб. и груз. монашеских общин Палестины.

http://pravenc.ru/text/164737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУРИЙ Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495, Радонеж - ночь с 4 на 5.12.1563, Казань), свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Казанский и Свияжский. Основным источником сведений о святом является Житие святителей Варсонофия и Г. (см. ст. Варсонофий, свт. , еп. Тверской), написанное в 1596-1597 гг. митр. Казанским и Астраханским сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси) по повелению царя Феодора Иоанновича и патриарха св. Иова вскоре после канонизации Г. Согласно Житию, святитель происходил из обедневшего дворянского рода. Род московских служилых людей Руготиных известен с кон. XV в., уходит корнями в сер. XIV в., ведет свое происхождение из Можайска (см.: Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV вв.: Из истории Смоленской земли//ДРВМ. 2004. 4(18). С. 116. Примеч. 55, 56; Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 328). Родственник Г. Феогност (Руготин) был, как и Г., пострижеником Иосифова волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , впосл. являлся игуменом Селижаровского во имя Святой Троицы монастыря ( Зимин. Крупная феодальная вотчина. С. 156). В синодике казанского Благовещенского собора под заголовком «Род святителя Гурия» записан прп. Иосиф Волоцкий. Несмотря на то что в Житии о родстве Г. с прп. Иосифом ничего не говорится, запись в синодике дает основание для предположения о родственных связях Саниных и Руготиных. По сообщению Жития, в молодые годы Г. Руготин был холопом (по-видимому, боевым) кн. Ивана Пенкова Ярославского, затем стал «управителем» хозяйством. Заподозрив Григория в прелюбодеянии со своей женой, Пенков хотел его казнить, но за слугу заступился сын князя. (Возможно, господином Григория был не кн. Иван (Хомяк) Данилович Пенков († 1540), не имевший детей, а его брат кн. Василий († между 1527 и 1530), женатый на Арине (Ирине) и имевший сына Ивана, к-рый ок. 1557 стал боярином; см.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI вв. М., 1988. С. 92-93; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 120.) Григорий был брошен в темницу, где провел ок. 2 лет, питался овсом, к-рый ему сбрасывали в снопах. Один из охранников передавал узнику бумагу и чернила, Григорий писал азбуки, охранник их продавал, а деньги по указанию узника раздавал нищим. По молитвам Григория однажды двери темницы чудесным образом оказались открыты, и он отправился в Иосифов волоколамский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Лимонос. Общий вид [Греч. Λειμνος], во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный мон-рь, принадлежит Мифимнской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 3 км к северо-западу от Калони. Его название происходит от слова «луг» (λειμν), т. к. он расположен среди лугов. Однако некоторые исследователи указывают на переносное значение этого слова, поскольку в ранневизантийский период мон-рь иногда именовали «лугом духовным», местом процветания монашеских добродетелей. Л. был основан в визант. период и запустел к кон. XV в. В 1526 г. (или между 1523 и 1526) сакелларий Мифимнской митрополии Иоанн Агаллиан (впосл. прп. Игнатий Агаллиан ) решил восстановить Л., к-рый находился во владениях его семьи. В 1527 г. отец Иоанна передал ему эти земли офиц. документом. Иоанн построил в Л. монастырский собор и кельи. Вместе с отцом и сыном Мефодием он принял здесь монашеский постриг и стал игуменом Л. Первоначально в монашеской общине было 12 чел., впосл. число насельников значительно увеличилось. Игнатий Агаллиан передал Л. ряд своих владений и обеспечил обитель церковной утварью и богослужебными книгами. В Л. были введены общежительный устав и запрет на посещение лицами противоположного пола ( аватон ). Игумена избирала братия. В адм. зависимости от Л. находился жен. Мирсиниотиссы Пресв. Богородицы мон-рь , также восстановленный Игнатием. В патриарших сигиллиях 1527, 1531, 1540 и 1546 гг. зафиксированы привилегии мон-ря. В 1530 г. прп. Игнатий Агаллиан отправился в К-поль к патриарху Иеремии I, к-рый даровал Л. статус ставропигиального мон-ря. Прп. Игнатий устроил в Л. скрипторий и открыл школу, где преподавал также его сын Мефодий (некоторое время им помогал ученый мон. Пахомий Русан с о-ва Закинф). В 1531 г. Игнатий Агаллиан был избран митрополитом Мифимнским, а игуменом Л. стал его сын. В 1560 (или в 1563) г. Игнатий ушел на покой и поселился в Л., где провел последние годы своей жизни. В честь своего ктитора Л. также именуют монастырем прп. Игнатия.

http://pravenc.ru/text/2110511.html

Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода – святого Луки в Фокиде, Неа Мони на острове Хиос, церкви Успения в Дафни. На Руси древнейшими образцами сцены Сретения являются фрески XII века в Кирилловской церкви (Киев) и церкви Спаса на Нередице (Новгород). Интересной особенностью в изображении Кирилловского храма является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках. Нужно отметить следующее: евангельский цикл Нередицы начинается на лицевых сторонах восточных столпов композицией Благовещения. Напротив, на западной стене храма, в третьем регистре росписи хор, была помещена сцена Рождества Христова, на северной стене, в пятом регистре, находилось Сретение, а на противоположной, южной, стене – Крещение. При этом сцена Сретения была расположена рядом с композицией Введения во храм Богородицы. Основу для сопоставления схем дала 7-я глава Протоевангелия, запечатлевшая обращенные к Марии слова ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо чрез Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупление». И в Сретении, и в Введении во храм Марии повторяется мотив пророчества: как первосвященник узнает в Марии будущую Богоматерь, так и Симеон видит в Младенце Спасителя. Уникальный вариант иконографии Сретения зафиксирован в средневековом грузинском искусстве: в композициях Сретения отсутствует алтарь, обычно изображаемый в центре. Вместо него присутствует горящая свеча (в нескольких случаях – две свечи) как символ жертвы Богу. Рассматривая не только расположение Младенца, но и общую композиционную схему изображений, возможно также выделить два других варианта иконографии праздника: Сретение, показанное в храме на фоне престола, являющегося центром композиции, и Сретение, происходящее на пороге храма, где святое семейство встречает старец Симеон . Примечательно, что в обоих вариантах часты изображения Евангелия на престоле. Эта иконографическая деталь, не соответствующая исторической действительности и ветхозаветному богослужению, подчеркивает наступление новозаветной эры, ознаменовавшейся явлением в мир Искупителя. Ср., например, иконы Сретения из праздничного чина церкви Николы в Любятове (кон. 1530-х1540-е гг.) и из Спасо-Преображенского собора Твери (ок. 1450).

http://pravoslavie.ru/34023.html

объявления перерыва в работе К. 28 июля 1540 г.; т. о., в Хагенау не удалось перейти к обсуждению собственно богословских проблем. Основные разногласия состояли в следующем: 1) католики предлагали использовать в качестве основы для дискуссии формулировки, согласованные во время К. в Аугсбурге в 1530 г.; протестанты считали, что обсуждать нужно не эти положения, а непосредственно Аугсбургское исповедание; 2) протестанты настаивали на том, чтобы единственным критерием истинности вероучения было заранее признано Свящ. Писание, и отказывались согласиться с принятием в качестве авторитетных источников мнений отцов Церкви, постановлений церковных Соборов и норм канонического права католич. Церкви; 3) протестанты не соглашались принять в качестве процедурной нормы заявление о том, что результаты К. получат законную силу лишь после их утверждения императором и папой Римским. 15 авг. 1540 г. имп. Карл V, недовольный отсутствием положительных результатов работы К., в письме его участникам объявил о том, что заседания К. должны продолжиться после перерыва 28 окт. 1540 г. в Вормсе. Император согласился, чтобы предметом обсуждения было Аугсбургское исповедание и составленная Меланхтоном Аугсбургского исповедания апология (1531). С целью более эффективной организации работы К. имп. Карл принял решение назначить специального представителя, ответственного за решение всех процедурных вопросов, которым стал один из его наиболее приближенных советников - нем. гос. деятель и дипломат Н. Перено де Гранвель (1486-1550). Участники К. собрались в Вормсе в окт. 1540 г., однако из-за задержки де Гранвеля офиц. открытие заседаний состоялось лишь 25 нояб. 1540 г. (полное собрание актов и документов К.: ADRG. Bd. 2. Hbd. 1-2; отдельные письма и документы см. также: CR. Vol. 3-4). Прибывший в Вормс в кон. окт. Меланхтон представил протестант. богословам подготовленную им исправленную версию Аугсбургского исповедания (Confessio Augustana variata); в процессе переговоров, проходивших с 8 по 18 нояб., все протестант.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010