Осада Москвы и разорение ее посадов Литовским вел. кн. Ольгердом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 603) Осада Москвы и разорение ее посадов Литовским вел. кн. Ольгердом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 603) Ко 2-й пол. 20-х гг. XIV в. в М. из Владимира была перенесена резиденция митрополитов Киевских (с 1448 Московских) и всея Руси. В XIV в. в М. постепенно формировались двор, вотчины, штат слуг митрополитов. В ближайшем Подмосковье митрополичий домен быстро рос благодаря княжеским пожалованиям, вкладам бояр, церковных деятелей и богатых горожан, а также за счет покупки земли в сев. направлении, вдоль Дмитровской дороги, где во 2-й пол. XIV в. образовалась Селецкая волость (см. Митрополичья область ). При свт. Киприане его загородной резиденцией стало с. Троицкое-Голенищево. Во 2-й четв. XIV в. свой двор в Кремле и подмосковные владения (у сел Дорогомилово и Кудринское) завели Ростовские архиереи, после 1353 г.- Коломенские епископы, в посл. трети XIV в.- епископы Сарские и Подонские, на рубеже XIV и XV вв.- Суздальские и Пермские епископы. В кон. XIV-XV в. на пути следования удельных князей, архиереев и их свит, среди княжеских, боярских, служебных и черносошных сел и волостей, возникали небольшие ружные мон-ри (напр., Никольский муж. мон-рь в Братошине) и обители, владевшие незначительными вотчинами (напр., коломенский Бобренёв в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь ). Позднее нек-рые из них становились влиятельными духовными корпорациями ( коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления мужской монастырь , Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь и др.). Вместе с тем основатели большинства новых мон-рей все дальше уходили от пригородных территорий и создавали обители в лесу, у источников или на берегах озер (Троице-Сергиев мон-рь на Маковце (см. Троице-Сергиева лавра ), Спасо-Преображенский мон-рь на Медвежьем оз. и мн. др.). Мирное развитие московских земель было нарушено Литовским вел. кн. Ольгердом , к-рый в 1368-1372 гг. вмешался в конфликт между М. и Тверью. В 1368 и 1370 гг. Ольгерд подходил к М., сжег посады, но белокаменный кремль, построенный в 1366/67 г., взять не смог. Помимо М. в 1370 г. отпор литов. войскам сумели дать Волок Ламский и Можайск, Перемышль на р. Моче стал местом сбора союзной московско-рязанской рати. Победа над литовцами летом 1372 г. под Любутском на Оке и заключение мира с вел. кн. Ольгердом продемонстрировали мощь Московской земли, жители к-рой сумели отстоять свою независимость.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

X в. Первые городские укрепления Суздаля датируются 1-й пол. X в. Христианизация Ростово-Суздальского края началась, очевидно, в 90-х гг. X в., с кон. этого столетия захоронения в данном регионе уже совершались по христ. обряду. О раннем Крещении Ростово-Суздальской земли свидетельствуют находки крестов (тельников и энколпионов) рубежа X-XI вв. Об этом же говорят факты сопротивления местного населения христианизации: в 1024 г. и в 70-х гг. XI в. язычники поднимали восстания против властей. (В Новгородско-Софийском летописном своде 1-й пол. XV в. говорится о том, что Суздальская земля крестилась при равноап. кн. Владимире (Василии) Святославиче , к-рый основал Владимир и построил в городе Успения Пресв. Богородицы собор. Эта версия широко представлена в памятниках позднего летописания. Большинство историков считают данное сообщение недостоверным.) Более сложно протекал процесс христианизации Муромской земли, также начавшийся в кон. X - нач. XI в. В этом регионе язычники длительное время занимали доминирующее положение, христианство здесь утвердилось в сер. XI в. Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133) Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133) К нач. XIII в. пространство буд. В. е. входило в епархии Ростово-Суздальскую (учреждена не позднее 70-х гг. XI в., затем непродолжительное время являлась частью Переяславской епархии) и Муромо-Рязанскую (учреждена после 1187, ранее территория управлялась Черниговскими епископами). В 60-х гг. XII в. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский попытался основать независимую от Киева Владимирскую митрополию во главе с Феодором (Феодорцем) . К-польский Патриарх Лука Хрисоверг не согласился с планами князя, впрочем разрешив пребывание Ростовского епископа во Владимире, если «хотети начнет и епископ в нем быти».

http://pravenc.ru/text/154964.html

По велению кн. Иоанна Даниловича Калиты построена ц. в честь Преображения Господня возле княжеского двора и при ней основан мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 341 об.) По велению кн. Иоанна Даниловича Калиты построена ц. в честь Преображения Господня возле княжеского двора и при ней основан мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 341 об.) Возможно, с этого времени до кон. XV в. М. П. м. был «первой и главной обителью московской великокняжеской семьи». Здесь велась активная работа по московскому летописанию, а мон-рь «не был тогда сугубо мужским или женским, а общим, но только для лиц княжеского дома» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 224, 225). На М. П. м. как на центр московского летописания указывала и Л. Л. Муравьёва ( Муравьёва. 1983. С. 143-144). Архимандриты М. П. м. иногда были духовниками великих князей Московских. Так, вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской, желавший иметь собственного кандидата на кафедру Московского митрополита, принудил к постригу своего духовника свящ. Михаила (Митяя) и назначил его на архимандритию (1375-1377) в придворном Спасском мон-ре (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 125-126). В летописном рассказе о чуде при рождении вел. кн. Владимирского и Московского Василия II Васильевича Тёмного в 1415 г. упоминается не названный по имени священник, духовник вел. кн. Московского и Владимирского Василия I Димитриевича , молившийся в М. П. м. (Там же. Т. 20. С. 230). Духовный отец кн. Василия II спасский архим. св. Трифон (впосл. архиепископ Ростовский) присутствовал при составлении ок. 1461-1462 гг. духовной грамоты государя (ДДГ. С. 198. 61). Он же был свидетелем составления духовной грамоты матери кн. Василия II вел. кнг. Софьи Витовтовны (Там же. С. 178. 57). Духовник вел. кн. Иоанна III Васильевича архим. св. Вассиан I (Рыло ; впосл. архиепископ Ростовский) некоторое время возглавлял М. П. м. В М. П. м. принимали постриг перед кончиной, «но, вероятно, и долго жили представительницы московской великокняжеской семьи», в т. ч., возможно, и кнг. Мария, вдова вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого . «Мужская часть династии ограничивала дело предсмертным постригом, причем осуществлялось это, скорее всего, в Спасской обители» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 225). В источниках сравнительно позднего происхождения говорится, что кн. Иоанн Калита перед смертью принял постриг в мон-ре «Преображения Господня, его же сам устроил близ двора своего» (ПСРЛ. Т. 31. С. 85).

http://pravenc.ru/text/2564210.html

С. 3-44; Фомина Т. Ю. «Вопрошание Кириково» как памятник покаянного права Др. Руси//Там же. С. 66-81; Костромин К. А. «Вопрошание» Кирика с ответами Нифонта и канонико-правовое наследие Киевской Руси в контексте международных отношений//Там же. 2014. Ч. 3. С. 87-97; Карпов А. Ю. Русская Церковь X-XIII вв.: Биогр. слов. М., 2016. С. 337-342; Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М.; СПб., 2017 (по указ.). М. В. Печников Иконография святителя начинает развиваться на новгородских и псковских землях, очевидно, в период позднего средневековья. К числу древнейших образов Н. относится икона «Сошествие во ад - Воскресение Христово, с избранными святыми» (сер. XV в.- по мнению А. Н. Овчинникова, 2-я пол. XV в.- по мнению О. А. Васильевой, ПИАМ). На верхнем поле помещен ряд избранных святых, образующих деисусный чин, центром к-рого является свт. Николай Чудотворец (возможно, икона предназначалась для Никольской ц. в Пскове или его округе). Фигура Н. в правой части Деисуса атрибутируется по остаткам букв в надписании имени, прежде всего греч. «фиты» ( Овчинников. 1988. С. 140). Святитель облачен в белый клобук, крещатые ризы (белые с красными крестами), зеленоватый омофор с черными крестами. У него короткая широкая борода, что делает его похожим на свт. Петра, митр. Московского, или на свт. Леонтия, еп. Ростовского, в иконографии к-рых также устойчиво встречаются святительские многокрещатые облачения и белый клобук. На покровенной левой руке, как и др. святители, Н. держит крупный кодекс в драгоценном окладе. Васильева атрибутировала эту фигуру как изображение свт. Нифонта , еп. г. Константиана на о-ве Кипр (IV в.) ( Васильева. 2012. С. 110), однако наличие белого клобука на голове святого не позволяет согласиться с этим мнением, поскольку на иконе все др. святители раннехрист. времени, в т. ч. свт. Власий, еп. Севастийский (напротив Н., в левой части Деисуса), не имеют подобного головного убора. Составитель программы, а также мастер, писавший эту икону, возможно, пользовались неизвестными ныне образцами и проявляли большое внимание к облачению святых: напр., на голове прп. Варлаама Хутынского, занимающего место по левую руку от свт. Николая Чудотворца, вместо куколя - маленькая белая скуфья с черным крестом. Освящение ц. Рождества Пресв. Богородицы в Суздале. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 168) Освящение ц. Рождества Пресв. Богородицы в Суздале. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 168)

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Рис. 6. Торжественная встреча князя Всеволода крестным ходом во главе со св. епископом Симоном. Миниатюра Радзивилловской лицевой летописи конца XV века Когда святительский крестный ход приближался к монастырю, то из ворот монастыря навстречу выносили воздвизальный крест на блюде. Святитель «благословит себе крестом и властей… и того монастыря игумена и священников и диаконов, которые в облачении, а братию благословляет рукою» 151 . Напрестольные кресты, согласно определенной в Византии церковной символике и сформулированной Симеоном, архиепископом Фессалоникийским, передавали образ орудия Христова подвига. Поэтому большинство древнерусских напрестольных крестов сделаны восьмиконечными. Они были деревянные или деревянные и покрытые окладом. Оклады применяли бронзовые, серебряные или золотые. Обратим внимание на то, что кресты изготовлялись из дерева не в целях экономии средств, а в воспоминание Крестного Древа Христа. Многие древнерусские приходские церкви и даже монастыри имели простые деревянные напрестольные кресты обычной восьмиконечной формы. В 1363 году преподобный Сергий Радонежский дал деревянный напрестольный крест на основание Ростовского Борисо-Глебского монастыря первосторителям Федору и Павлу. В середине XVIbeka крест был оправлен басменным серебром с небольшим литым изображением Распятия Христова и тремя дробницами 152 . Подобные воздвизальные кресты в серебряном позолоченном окладе XVI века хранятся в собрании ГИМа 153 и во многих других собраниях. Рис. 7. Благословение войска великого князя Дмитрия в воротах Московского Кремля. Миниатюра летописного лицевого свода XVI века Использование напрестольных крестов в крестных ходах отражено на миниатюрах летописей. В Радзивилловской летописи на миниатюре о встречи князя Всеволода крестным ходом из Золотых ворот Владимира князь прикладывается к восьмиконечному воздвизальному кресту 154 (рис. 6). На миниатюре летописного лицевого свода о проводах в Кремле войска великого князя Дмитрия на Куликово поле воинов окропляют св. водой и благословляют восьмиконечными напрестольными крестами 155 (рис. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Колокольня «Иван Великий». Архит. Бон Фрязин. 1505–1508 гг. Колокольня «Иван Великий». Архит. Бон Фрязин. 1505–1508 гг. Освящение ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (1329 г.) в Кремле. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 309) Освящение ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (1329 г.) в Кремле. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 309) V. Колокольня «Иван Великий» была сооружена в 1505-1508 гг. итал. мастером Боном Фрязином. Возможно, она стоит на месте храма «иже под колоколы», построенного в 1329 г. Существует также предположение о том, что древний храм располагался западнее, ближе к центру совр. Соборной пл. В нижнем ярусе колокольни размещалась ц. прп. Иоанна Лествичника. Первоначально высота церкви-колокольни составляла ок. 60 м, в 1600 г. колокольня была надстроена до 81 м. В 1532-1543 гг. рядом с церковью-колокольней итал. архит. Петрок Малой возвел церковь-колокольню в честь Воскресения Господня (позже Рождества Христова). В XVII в. она была полностью преобразована в звонницу, названную Успенской. В 1624 г. рус. мастер Огурцов и англичанин Талер пристроили к Успенской еще одну звонницу, названную по имени заказавшего ее патриарха «Филаретова пристройка». В 1812 г. обе звонницы были взорваны французами, а «Иван Великий» при взрыве устоял. В 1814-1817 гг. звонницы были восстановлены архит. Д. Жилярди по проекту с.-петербургского зодчего Руска. В нижнем ярусе Успенской звонницы расположен зал, в к-ром проходят тематические выставки, представляющие наиболее интересные произведения из собрания Музеев Кремля, а также экспонаты из музеев мира. В наст. время на колокольне и звонницах размещается 21 колокол. Большая часть колоколов (18) находится на колокольне «Иван Великий», 3 - на звонницах: на Филаретовой - «Семисотный», на Успенской - «Реут», отлитый в 1622 г. мастером Андреем Чоховым (автором Царь-пушки), и «Большой Успенский» - самый большой действующий колокол Кремля, отлит в 1818 г. мастерами Русиновым и Я. Завьяловым как своеобразный памятник в честь победы над Наполеоном. Колокола на «Иване Великом» расположены на 3 ярусах: на верхнем - 3 колокола (все - XVII в.; до 1929 их было намного больше); на среднем - 9 колоколов (3 - XVI в., 6 - XVII в.); на нижнем - 6 наиболее тяжелых колоколов (XVII и XVIII вв.- «Широкий», «Слободской», «Ростовский», «Медведь», «Лебедь» и «Новгородский», изготовленный в 1730 г. И. Ф. Моториным (см. ст. Моторины )).

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Деятельность И. Д. по строительству и украшению храмов составила сюжеты мн. миниатюр. Так, проиллюстрированы «Совет о строительстве каменной церкви во имя Богородицы» (Л. 310); основание И. Д. мон-ря с ц. Преображения Господня «близ сущу своего двора» по благословению митр. Феогноста (Л. 341 об.); посещение И. Д. основанного им мон-ря (Л. 342); украшение И. Д. монастырской церкви «святыми и честными иконами, и святыми книгами, и священными сосуды» (Л. 342 об.; И. Д. со свитой показан на фоне царских врат, прикрытых завесой, за к-рой видна часть престола, его руки простерты в сторону монахов во главе с архимандритом); закладка ц. арх. Михаила «внутрь града» (Л. 352 об.). В сцене преставления И. Д. изображен в схимнической одежде (Л. 381). Освящение Успенского собора Москов-ского Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 320 об.) Освящение Успенского собора Москов-ского Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 320 об.) Образ И. Д. включался в композиции, представляющие генеалогическое древо великих князей и государей Российских, напр. в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV) и в стенописи центрального свода парадных сеней в здании Исторического музея в Москве (1883, артель Ф. Г. Торопова, общий вид росписи свода см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 24). На миниатюре из синодика, созданного царевной Татианой Михайловной для Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря (1676-1682, ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), по сторонам кроны древа в центре миниатюры расположены фигуры князей и царей. И. Д. представлен слева, 7-м снизу (его имя указано на левом поле листа), между своим дедом блгв. кн. Александром Невским и своим внуком блгв. вел. кн. Димитрием Донским. И. Д. изображен вполоборота, в схимническом облачении, с куколем на голове. Его руки подняты к равноап. кн. Владимиру, который показан вверху в визант. имп. венце (см.: Самойлова. 2004. С. 162; Гос. Ист. музей. 2006. С. 163. Ил. 36). Аналогичная композиция представлена на ростовской эмали кон. XIX в. (мастерская Виноградова, ГМЗРК). И. Д. изображен справа, по левую руку от равноап. кн. Владимира, 5-м сверху; представлен в схиме, руки в молитвенном жесте вытянуты вперед.

http://pravenc.ru/text/469776.html

От брака с неизвестной Д. С. имел по крайней мере 1 сына - Ярослава, ставшего юрьевским князем (летописцы упоминают внука Д. С.- «князя Ивана Ярославичя Юрьевскаго», зимой 1339/40 г. участвовавшего в походе князей Сев.-Вост. Руси с ордынцами на Смоленск ( Приселков. С. 363)). Под 1269 г. в летописях и во вкладной книге юрьева во имя арх. Михаила муж. мон-ря описывается постриг Д. С. перед кончиной «в чернцы и в схиму от епископа Ростовского Игнатия», а также чудо, совершившееся после пострига (онемевший в связи с болезнью Д. С. заговорил). Помимо свт. Игнатия при кончине Д. С. присутствовали белозерский кн. св. Глеб Васильевич и мать последнего кнг. Мария Михайловна. Д. С. был похоронен «в Юрьеве манастыре святого Михаила» (Там же. С. 329-330). Почитание Монашеский постриг и кончина кн. Димитрия Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 53) Монашеский постриг и кончина кн. Димитрия Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 53) Местное почитание юрьевских князей, в т. ч. Д. С., началось не позднее XVII в. Это подтверждается документами Суздальской духовной консистории: делом 1722 г. «О некоторых образах и священных реликвиях, найденных в церквах Суздальской епархии», возникшим по доношению епархиального инквизитора иером. Лаврентия Юрьевчанина. Последний сообщал, что в Троицком приделе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском («при алтаре по левую сторону») имеются 2 почитаемые гробницы, мощи в которых «нынешний Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский, не осматривал». Одна из них почиталась как гробница Д. С., его мощи покоились «в земле в гробе», гроб был «закладен каменьем, а на верху каменья положена пелена. И к тем-де гробам в торговые и прочие дни приходят многие христиане и приносят мед, и по просьбе-де их попы отпевают над теми гробами панихиды» (цит. по: Малицкий. С. 22). В 1809 г. усыпальница была расширена к востоку и переделана в Троицкий теплый собор, в 1817 г. к нему пристроили Крестовоздвиженский придел. В нач. XX в. прот. Георгиевского собора А. Знаменский писал о почитании юрьевских князей: «Свое усердие к ним и почитание вся юрьевская округа выражает постоянным совершением пред их честными гробницами панихид и кратких литий». В ризнице Георгиевского собора хранилась рукопись XVII в., озаглавленная «Месяца февруария в 3 день. Сказание вкратце о житии и пребывании святого благоверного князя Святослава, нареченного в крещении Гавриила, Всеволодовича и сына его Димитрия, иже во граде Юрьеве-Польском» (см.: Малицкий. С. 26).

http://pravenc.ru/text/178227.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ СВЯТОСЛАВИЧ Князья Александр Ярославич и Димитрий Святославич собираются в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 5 об.) Князья Александр Ярославич и Димитрий Святославич собираются в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 5 об.) (до 1228-1269, г. Юрьев (ныне Юрьев-Польский Владимирской обл.)), св. кн. юрьевский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), сын вел. кн. св. Святослава (Гавриила) Всеволодовича и кнг. Евдокии Давидовны, дочери муромского кн. св. Давида Георгиевича (см. Петр (Давид) Георгиевич и Феврония (Евфросиния) ). В 1228 г., после тяжелой болезни, мать Д. С., получив разрешение от мужа, приняла постриг в одном из мон-рей Мурома. Впервые Д. С. упоминается вместе с отцом в статье 1238 г. Ростовского летописца среди князей Сев.-Вост. Руси, оставшихся в живых после разгрома Суздальской земли войсками хана Батыя (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 521). Позднее Житие юрьевских князей объясняет это обстоятельство тем, что юрьевские князья «с прочими князи бывши в то время в Вел. Новгороде у брата своего князя Ярослава Всеволодовича» ( Малицкий. С. 25). Осенью 1250 г. вместе с др. рус. князьями и отцом Д. С. ездил в Орду, где посетил ставку сына хана Батыя - хана Сартака, в улус к-рого входила Сев.-Вост. Русь; о целях поездки в кратком летописном известии не сообщается. По мнению ряда исследователей, «такие путешествия русских князей с сыновьями-наследниками к ханам обычно совершались тогда, когда речь шла о закреплении за Рюриковичами их княжеств-отчин» ( Кучкин. С. 112). После смерти вел. кн. Святослава Всеволодовича († 2 фев. 1253) Д. С. начал править в Юрьеве. Князь поддерживал политику вел. кн. св. Александра Ярославича Невского . В 1255 г. Д. С. участвовал в походе вел. князя против новгородцев, изгнавших сына Александра Невского Василия Александровича. В результате похода власть Василия Александровича в Новгороде была восстановлена.

http://pravenc.ru/text/178227.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕСТОР Путешествие еп. Нестора из Ростова в Киев к митр. Киевскому Константину. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 117) Путешествие еп. Нестора из Ростова в Киев к митр. Киевскому Константину. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 117) († после 1158), еп. Ростовский (ранее 1147-1156/57; нач. 1160 - до 1184?). Поставление Н. на кафедру не отмечено в летописании. Скорее всего оно имело место до избрания в 1147 г. нареченным митрополитом Климента (Клима Смолятича) , полномочия к-рого Н., как и неск. др. рус. епископов (свт. Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский, Косма Полоцкий), а также Ростово-Суздальский кн. Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий не признавали. Поэтому следует полагать, что хиротонию Н. возглавлял митр. Киевский свт. Михаил I (II) , уехавший в К-поль в 1145 г., вероятно по причине конфликта с киевским кн. Всеволодом Ольговичем (А. В. Назаренко ). Ростовская епархия была возобновлена после продолжительного перерыва. Архиерейство последнего перед Н. Ростовского владыки, свт. Исаии , относится к 80-м гг. XI в., а в самом конце указанного столетия территория Сев.-Вост. Руси, по всей видимости, вошла в состав Переяславской епархии (бывшей в то время титулярной митрополией). Восстановление Ростовской кафедры вряд ли произошло в период княжения Всеволода Ольговича (1139-1146) - его отношения с Юрием Долгоруким, в частности по вопросу о княжении в Новгороде, были напряженными. Более вероятно, что поставление Н. в Ростов произошло в конце княжения Ярополка Владимировича (1132-1139), когда Юрий Долгорукий оказывал старшему брату помощь в борьбе с его противниками. Не имеется сведений о том, что Н., как и еп. Полоцкий Косма (поставленный свт. Михаилом в 1143), участвовал в Соборе русского духовенства 1147 г. в Киеве, поставившем на митрополию Климента Смолятича, кандидата киевского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича .

http://pravenc.ru/text/2565130.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010